Программа речевого развития ребенка с нарушением зрения

                                                        Развитие речи.

Пояснительная записка.

      Рабочая  программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и восприятия личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана МБОУ « НШДС № 71» на 2015 – 2016 учебный год для детей с нарушениями зрения.

         В 1 классе обучаются 8 детей, из них  дети-инвалиды – 2 человека.  

Требования к учащимся предъявляются с учетом психофизических особенностей. При обучении детей учитываются зрительное и пространственное восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание, зрительно-моторная координация.

         Направления коррекционной работы: развитие мимики и пантомимики, формирование пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие переключаемости внимания;  мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.

          На каждом уроке реализуются здоровьесберегающие технологии: зрительные упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения для релаксации,  пальминг, физкультминутки, упражнения в пантомиме, игры для эмоциональной разгрузки и др.

         Целями изучения факультатива «Развитие речи» в начальной школе являются:

 развитие умения пользоваться сформированными навыками речевого и  неречевого общения в практической деятельности и формирование умения управлять своими эмоциями.

         – формирование у младших школьников первоначальных представлений о        системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике,  морфологии и синтаксисе;

       –  формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков  грамотного, безошибочного письма как показатель общей культуры человека.

– развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата , осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения;

– совершенствование способов ориентировки «от себя», «на себе» – в микропространстве и макропространстве;

– совершенствование восприятия и воспроизведения выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;

– совершенствование адекватного восприятия и воспроизведения выразительных поз животных;

             Тематическое  планирование факультатива «Развитие речи»  рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год.

    Всего: 33 часа.

В конце учебного года учащиеся 1-го класса овладеют следующими умениями, навыками и способами действий:

Педагогические технологии на основе личностно – ориентированного и деятельностного подходов:

Печатные пособия

Комплект демонстрационных таблиц для начальной школы,  

раздаточный материал, лента букв.

Технические средства

Классная доска, магнитная доска, магнитофон.

Офтальмоло-

гические средства

Офтальмотренажер,

индивидуальные папки по коррекции зрения по количеству учащихся,

индивидуальные карточки по коррекции зрения,

демонстрационные таблицы для развития памяти и внимания,

индивидуальные карточки для развития памяти и внимания.

Коррекционные средства

Массажеры для рук, массажеры для ног, индивидуальные зеркала, шпатели, маски-эмоции, подвижная модель человека.

П/№

Неделя

Тема и содержание корекционной работы

Грамматические и лексические темы

Развитие неречевых процессов

Дата

Дата

План

Факт

1

Сент

1

Звуки. Речевые и неречевые звуки.

Осознание  детьми фонемной структуры слова на слух.

Развитие произвольности в движениях: этюд «Как меня зовут!»

2

2

Звуки. Гласные и согласные звуки.

Формирование понятия о том, что слово представляет собой линейную последовательность фонем.

Развитие зрительного восприятия. Развитие произвольности в движениях:этюд «Угадай настроение!»

3

3

Звук. Определение позиции звука в слове.

Представление о первом звуке в слове. Определение позиции звука в слове.

Развитие эмоционального восприятия. Рисование портретов эмоций: удивление, радость, счастье.

4

4

.Гласные звуки.

Характеристика гласных.

Развитие эмоционального восприятия. Рисование портретов эмоций: гнев, страх, восторг.

5

Окт

1

Гласные звуки.

Выделение

Гласных из слов вразличных позициях.

Развитие умения сопереживания.

6

2

Слоговой состав слова.

Представление о слогообразующей роли гласных.

Развитие пространственных представлений. Правая и левая сторона тела.

7

3

Слоговой состав слова.

Выделение гласных из слов в различных позициях.

Развитие произвольности движений. Этюд «Кузнечик»

8

4

Слоговой состав слова.

Выделение ударной гласной из начала слова.

Развитие умения эмоционального  сопереживания.

9

5

Повторение.

Систематизация знаний.

10

Ноябрь

2

Звуковой состав слова. Гласные звуки.

Дифференциация А-О,

О-У.

Развитие произвольности мимических движений. Игра “Зеркала”

11

3

Дифференциация гласных звуков.Звуковой состав слова.

Дифференциация Ы-И,  

Читайте также:  Понятие физического развития ребенка процесс акселерации

Э-Е          

Рзвитие мимики и пантомимики. Игра “Глухая бабушка”

12

4

Дифференциация гласных звуков.Звуковой состав слова.

Дифференциация А-Я, О-Е. У-Ю

Игра с платком Развитие воображения, зрительного внимания.

13

Дек

1

Дифференциация согласных П-Б.

Определение позиции звуков.

Игра с мячом «Передай настроение»

1

2

3

4

5

6

7

14

2

Дифференциация согласных Т-Д

Определение позиции звуков.

Рисование лица с различныкими эмоциями.

15

3

Дифференциация согласных В-Ф

Предупреждение дисграфии.

Рисование животных из мультфильмов с  характерными  позами  и мимикой.

16

4

Дифференциация согласных К-Г, З-С.

Определение  позиции звуков

Игра “Кто мы – угадай” Выработка умения передачи точных имитационных движений.

17

Янв

2

Дифференциация согласных  Ш-Ж.

Предупреждение дисграфии.

Упражнение “А ну-ка, повтори!” .Развитие произвольности в движениях

18

3

Дифференциация согласных Ш-С.

Предупреждение дисграфии.

Развитие умения определять эмоциональное состояние своих товарищей

19

4

Дифференциация согласных  Ч-Ш.

Предупреждение дисграфии.

Игра с мячом “передай другому эмоцию

20

Фев

1

Дифференциация согласных Ч-ТЬ.

Предупреждение дисграфии.

“Медведь” – точная передача имитационных движений.

21

2

Дифференциация согласных Ч-Щ.

Предупреждение дисграфии.

Передача пантомимой характер персонажа.

22

4

Дифференциация согласных  Щ-СЬ.

Предупреждение дисграфии.

Развитие произвольности в движениях: этюд «Лиса», «Волк».

23

Март

1

Дифференциа-ция согласных  Ц-С.

Предупреждение дисграфии.

“Слушай и выполняй” Развитие самостоятельно воспроизводить пантомиму, по словесной установке

24

2

Дифференциа-ция согласных  Ц-Т.

Предупреждение дисграфии.

Игра с мячом “Передай другому эмоцию»

25

3

Дифференциа-ция согласных  Ц-Ч.

Предупреждение дисграфии.

Упражнение “А ну-ка, повтори!”.Развитие произвольности в движениях

26

4

Дифференциа-ция согласных Р-Л.

Предупреждение дисграфии.

Развитие умения определять значение мимики, жестов, позы на картинке.

27

Апрель

Дифференциа-ция согласных М-Н.

Предупреждение дисграфии.

Развитие умения определять эмоциональные состояния персонажей на картинке.

28

3

Алфавит.

Опознавание графем родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками.  Анализ, конструирование и переконструирование печатных букв.

Развитие умения определять эмоциональное состояние своих товарищей

29

3

Правила правописания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Этюд “В лесу”

30

4

Правила правописания ЧН – ЧК.  .

Правописание сочетаний ЧН – ЧК.

Развитие умения определять эмоциональное состояние своих друзей

31

Май

1

Предложение.

Формирование представления о том, что предложение является линейной последовательностью слов, о первом слове предложения. Формирование представления о законах предложения. Формирование умений определять позицию слова в предложении по отношению к его началу, концу.

Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике. Адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их.

32

2

Согласование глагола с именем существительным в роде, числе.

Формирование грамматического строя речи на письме.

Развитие эмоционального сопереживания.

33

3

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе

Формирование грамматического строя речи на письме.

Развитие эмоционального сопереживания.

Источник

Консультация для педагогов

Тема: «Речевое развитие детей с нарушением зрения»

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и речь при формировании включается в несколько иную систему связей, чем у зрячих.

Речь слепого и слабовидящего, как и в норме, развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм» в использовании лексики: накапливается значительное количество слов, не имеющих конкретного содержания.

Следует отметить, что в раннем возрасте у детей с нарушением зрения отмечается замедленность формирования речи. Это может быть вызвано недостаточно активным взаимодействием с окружающим в процессе предметно-практической деятельности. Значительную роль играет нарушение общения ребенка с микросоциальной средой.

Особенности формирования речи у слепых ярче проявляются в раннем дошкольном и младшем школьном возрасте.

В первый год жизни слепых детей развитие сохранных сенсорных функций происходит в менее благоприятных условиях, чем у зрячих, поскольку из их взаимодействия исключен зрительный компонент. Ведущая деятельность в этом возрасте — общение — играет активную роль в развитии слепого и в усвоении им общественного опыта.

Возникшее дифференцированное слуховое восприятие и самостоятельные вокализации (голосовые реакции), появляющиеся при осязательном знакомстве с предметами, начинают играть у слепого как средство общения с окружающими людьми все более важную роль. Слепой ребенок использует речевые звуки и слова для привлечения к себе внимания, для достижения определенных предметов. Отклик взрослых и их эмоциональное отношение к этому стимулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие слепого. Он начинает узнавать по голосам своих родных и близких, отличать их от чужих. Гуление слепых не отличается от гуления зрячих, хотя у некоторых слепых отмечается более длительный период гуления.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения в фотографии

Понимание слепым ребенком смысла слова, как и у зрячего, проходит целый ряд ступеней. На ранних этапах значение слова в понимании ребенка связывается с эмоциональным переживанием целой ситуации. Это приводит к тому, что слова соотносятся с широким кругом различных предметов и действий, входящих в эту ситуацию.

В дальнейшем слово начинает связываться с воспринимаемым конкретным предметом и лишь значительно позже — с формирующимся представлением: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.

В 1,5 года значение слова становится более стойким и появляются первые обобщения: ребенок знает названия ограниченного круга окружающих предметов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может их оценить (хороший—плохой, большой—маленький).

Исследования развития фонематического слуха у ребенка с нарушением зрения раннего возраста показывают, что в 8 месяцев ребенок воспринимает ритмические и интонационные особенности фразы, но отдельных слов еще не различает. В 10—11 месяцев уже начинает выделять слова, но в них еще не различает фонем, а фиксирует лишь общую структуру слова, т.е. развитие понимания речи у ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным элементам речи, от фразы к слову.

Примерно после полутора лет происходит скачок в развитии речи ребенка, и она начинает развиваться ускоренными темпами.

Именно в это время ребенок начинает требовать предметы, называя их, т. е. использует речь для общения. К 2 годам у ребенка возникает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описательное констатирующее предложение. Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Общение слепого ребенка в этот период направлено на взрослого, поэтому по подражанию он овладевает большим запасом слов и целых предложений, непонятных ему по содержанию. Повторение и употребление слов с пока непонятными значениями не смущает слепого ребенка, так как в ответ на их употребление он получает отклик и радость со стороны взрослого. Это служит стимулом дальнейшего накопления формального словаря, который он может употреблять в определенной ситуации и который становится для него средством активного общения со взрослым.

Интенсивно развивающаяся речь слепого ребенка, активно использующего ее в основном как средство общения, является тем звеном, опираясь на которое возможно продвинуть психическое развитие слепого. Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, дает возможность их совершенствовать.

Сопровождение всех действий речью, т.е. создание и укрепление связи между словом, предметом и действием, позволяет впоследствии использовать речь в качестве средства коррекции моторики. Речь взрослого может активно способствовать усвоению слепым ребенком предметных действий: с ее помощью не только привлекается внимание к предмету и формулируется задача, речь позволяет руководить способами выполнения этой задачи.

В дошкольном возрасте слепые дети успешно овладевают устной речью, имеют достаточно большой словарный запас, правильно (грамматически) выражают свою мысль. Однако влияние нарушений зрения выявляется в специфичности ее развития, при этом играет роль уровень ее сформированности в предыдущий период и социальные условия жизни ребенка.

Значительную роль в проявлении недоразвития речи играет нарушение общения ребенка с микросоциальной средой и неудовлетворительные условия речевого общения.

Помимо присущих речи функций общения, обозначения, обобщения, абстрагирования и побуждения, речь слепого, включаясь в чувственное и опосредствованное познание окружающего мира, выполняет также функцию компенсаторную.

Наиболее значительна роль речи в компенсации чувственного познания, поскольку слово этот процесс уточняет, корригирует, направляет, способствует более полному и точному отражению предметного мира, снимая и фрагментарность, и искаженность его восприятия.

Компенсаторная функция речи проявляется во всех сферах психического развития, способствуя обобщению чувственного опыта, обогащая его за счет опыта зрячих, способствуя организации и расширению связей с окружающим миром и людьми.

Читайте также:  Учебная программа центра развития ребенка

Неизбежно возникающий у детей с нарушением зрения вербализм знаний, отсутствие соответствия между словом и образом, должны быть преодолены в процессе коррекционной работы, направленной на конкретизацию речи, наполнение «пустых» слов конкретным содержанием.

Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их восприятие и делают невозможным использование такого рода выразительных средств. Речь слепого становится маловыразительной и требует специальной работы по ее коррекции.

Источник

оксана покатисова
Развитие речи у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке

Наиболее распространённой формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярностью зрения, фиксации взора и других функций зрительной системы.

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи.

У детей с нарушением зрения отсутствует необходимый запас слов, нарушено понимание смысловой стороны слова, оно не соотносится со зрительным образом предмета. В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложений

Восприятие окружающей действительности у детей с нарушением зрения имеет специфические особенности. При значительном снижении остроты зрения у детей отмечается замедленность восприятия, фрагментарность, страдает полнота обозрения, наблюдательность.

Важным условием коррекционно-педагогической работы является перспективное планирование коррекционной работы на занятиях по развитию речи и развитию познавательной деятельности детей.

Перспективное планирование даёт учителю-дефектологу возможность решать задачи развивающего обучения в соответствии с требованиями программы и индивидуальными особенностями дошкольников с нарушениями зрения, дифференцированный подход не только по дефекту зрения, но и по индивидуальным особенностям личности

Вся коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога включает основные коррекционные задачи:

1. Восполнить недостатки развития всех сторон познавательной деятельности.

2. Развивать сохранные анализаторы

3. Формировать представления о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие фонематического восприятия.

4. Расширять чувственный опыт на основе ознакомления с окружающим миром.

Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи по подгруппам и индивидуально. Осуществляя работу по развитию речи, педагог внимательно прислушивается к тому, о чём и как говорят дети с нарушением зрения, учит их строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке развитие речи у детей занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идёт развитие психики и формирование личности. В процессе знакомства с внешним миром развиваются умственные способности и речь ребёнка, воспитывается любовь, интерес и уважение к человеку и его труду, любовь к родному краю. При организации ознакомления с действительностью и при обогащении словаря детей с нарушением зрения надо помнить об особенностях зрительных возможностей, так как не все предметы и явления доступны им для непосредственного визуального восприятия.

Педагоги специализированных детских садов при ознакомлении детей с окружающим на занятиях по социально-бытовой ориентировке должны обогащать сенсорный опыт детей, особенно зрительный. В связи с нарушением зрительных функций детей процесс наблюдения в природе следует организовывать с учётом доступности для их зрительного восприятия.

При проведении социально-бытовой ориентировке и развитию речи необходимо использовать различный иллюстративный материал (картинки, диапозитивы, реальные предметы).

При фронтальном показе детей с низкой остротой зрения надо посадить ближе или пригласить подойти. Изображение на картинках не должно быть перенасыщено объектами. Для развития грамматически правильной речи учитель-дефектолог предлагает предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать. Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы.

Речь только тогда несет компенсаторную функцию, когда она точно соотнесена с образом предмета, его признаками.

Поэтому одной из первостепенных задач учителя – дефектолога в работе с детьми с нарушениями зрения по развитию речи – формирование эффективных способов восприятия окружающего.

Источник