Программа развития умственно отсталого ребенка

Программа развития умственно отсталого ребенка thumbnail

Тема итоговой работы: «Организация инклюзивного

образования в соответствии с ФГОС»

Коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с легкой  степенью  умственной  отсталости.

Разработала: педагог-психолог

первой квалификационной категории

Малютина  Ольга  Викторовна

Пояснительная записка

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.

Срок реализации:  2015-2016 учебный год

Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;

2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) психологическое обеспечение образовательных программ;

5) обеспечение адаптации к школе;

6) развитие учебной и познавательной мотивации;

7) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: Сергей  П. Дата рождения – 03.07.2005 г.

Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

Формы организации образовательной деятельности: надомное обучение  с частичным включением в образовательную среду класса.

Выписка из ИПР: Проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков.

Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение во 2 классе по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с 2015 -2016 учебного года. Наблюдение врача психиатра, невролога. Занятия с логопедом, психологом.

Рекомендации по психологической коррекции: Коррекционную работу вести по направлениям:

– Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления;

– Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе; игры с правилами на развитие самоконтроля.

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве. Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени, у мальчика страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей – сенсомоторная. Можно выделить и проследить диагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности ВНД:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается дедушкой и бабушкой, которая является законным представителем (родителей нет). Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.

Учитывая комплексный подход и тесную взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога,  социального педагога, а также тесное взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение, программа включает:

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Ответствен-ные

1этап

Диагнос-тический

-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально – психологической карты семьи);

– установочное заседание ПМПк МОУ ЦППМСП «Высота»

сентябрь 2015г. – октябрь 2015г.

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, куратор

2 этап

Реализа-ции програм-мы

-реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

– коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

-промежуточное заседание ПМПк МОУ ЦППМСП «Высота»

ноябрь 2015 г.-апрель 2016г.

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, куратор

3 этап

Анализа и коррек-ции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

– мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

– итоговое заседание ПМПк МОУ «Егорьевская СОШ»

май 2016 г.

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, куратор

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

– Дискуссия, обсуждение, беседа;

– Наблюдение;

– Эксперимент;

– Анкетирование, опрос;

– Консультирование;

– Методы групповой и индивидуальной работы;

– Проективные методы;

-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

– Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

– Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

– Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;

– Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

– Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2015 г.), итоговая диагностика (май 2016г.), заседания ПМПк (установочное, промежуточное, итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы – оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября 2015г. по 15 мая 2016 г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут, в первой половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности программы:
– повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

– повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

– развитие личности учащегося;

– повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

– социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

– восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

– коррекция несформированных психических функций;

– успешная адаптация к школьному обучению;

– развитие познавательной и учебной мотивации;

– развитие познавательных процессов;

– развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

№/

Сроки

Коли- чество

заня-

тий

Содержание

деятельности

Примеры используемых методик и упражнений

1.

Сентябрь

4

Входная диагностика

уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

«10 слов»,

«4-й лишний»,

«Последовательные

картинки» и др.

2.

Октябрь

2

Диагностика уровня школьной мотивации

Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе»

3.

Октябрь

8

Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации

Игровые методы формирования учебной мотивации (проигрывание школьных ситуаций).

4.

Ноябрь

8

Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания.

Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.)

5.

Декабрь

8

Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных пред-ставлений

«Последовательные картинки», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д.

6.

Январь

4

Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы

«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.

7.

Февраль

8

Развитие пространст-венного мышления и мелкой моторики

«Танграм», «Волшеб-ный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструк-тора

8.

Март

6

Развитие познавательных процессов.

Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.

9.

Апрель

8

Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения

Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.

10.

Май

4

Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

«10 слов», «Перепутанные линии»,

«4-й лишний»,

«Последовательные картинки» и др.

Литература

1.        Антипова, Ж.В. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. МПСУ – 2014.

2.        Боровская И., Ковалец,  И. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития.  В 2 частях. Ч. 1.

3.        Грищенко, Т. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. – 2000

4.        Добролюбов, Н. А. Ученики с медленным пониманием //Избр. пед. произв. — М.: АПН РСФСР, 1952.

5.        Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь  / М.И. Еникеев.  – М.: Проспект, 2010.- 594 с.

6.        Завражин, С., Фортова, Л.  Адаптация детей с ограниченными возможностями. Издательство: Академический Проект, Трикста, 2005. 145 с.

7.        Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс]. https://www.twirpx.com/file/354841/Издательство  Сфера, 2009. – 320 с.

8.         Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ Редактор: Марина Староверова  Издательство: Владос. – 2013. – 168 с.

9.        Конвенция о правах инвалидов.

10.        Конституция Российской Федерации . – М.: Приор, [2001]. – 32, [1] с.

13.        Мардахаев, Л. Социальная педагогика.

14.        Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с умственно отсталыми детьми.  М.: Владос.- 2010.- 520 с.

15.        Поддубная, Т. Социальная защита детства в России и за рубежом.  -Издательство Academia.- 2010.- 320 с.

16.        Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. Издательство: Книга по Требованию. – 2006. – 176 с.

17.        Староверова, М.  Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ Изд.: ВЛАДОС, 2013.  Ст.: 30

18.         Тригер, Р. Д.  Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. Издательство  Питер,  2008г.- 192 с.

19.        Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 167

Источник

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1. Индивидуальные сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: И.И.И

Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:

7 лет (01.01.08г.р.)

Место жительства: город,улица,дом

Мать: И.И.И.

Отец: нет

Год обучения: 1

Форма обучения: на дому

  1. Структура СИПР.

Содержание

Стр.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

1

2. Структура СИПР

1

3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года

2

4. Индивидуальный учебный план

3

5. Базовый учебные действия

4

6. Содержание образования:

4

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

4

6.2. Внеурочная деятельность

12

7. Программа сотрудничества с семьей

13

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

14

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

15

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года

С 1 сентября 20.. года мальчик обучается на дому по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости, на основании коллегиального заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от 01.01.20..г.

Семья формально полная, проживает в частном неблагоустроенном доме. Мама работает …. Отец – работает…. Младший брат детский сад не посещает. Члены семьи заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Имя (ребенка) передвигается самостоятельно, но крупная моторика не достаточно развита (не может поймать мяч, самостоятельно одеться). Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (опускает голову, закрывает глаза, прикрывает уши руками).

Эмоциональное состояние мальчика не устойчивое. Наблюдаются перепады настроения, повышенная неконтролируемая двигательная активность. Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями.

И… реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Учебное поведение не сформировано. Активная речь не развита. Затрудняется выполнять простые речевые инструкции (повторяет сказанное учителем). Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения. Не умеет выполнять действия по подражанию и образцу.Соотнесение предмета с названием представляет трудность, при этом соотносит знакомые предметы одежды с картинками.

Навыки самообслуживания частично сформированы. И…. ест ложкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается с частичной помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии, верхнюю одежду самостоятельно одеть не может. В туалет ходит самостоятельно. Не умеет пользоваться туалетной бумагой.

Требуется контроль и постоянная помощь.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Изобразительная деятельность.

3. Математические представления.

4.Индивидуальный учебный план.

Предметные области

Учебные предметы

Время проведения

занятий (индивидуально на дому)

Ф.И.О. учителя

кол-во

день недели

ФИЛОЛОГИЯ

Речь и альтернативная коммуникация

2

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

Математические представления

1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Окружающий природный мир

1

Человек

1

ИСКУССТВО

Музыка и движение

1

Изобразительная деятельность

2

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физкультура

1

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

2

5. Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Формирование базовых учебных действий

– направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

– выполнение инструкций педагога:

  • «Возьми»

  • «Посмотри на меня»

  • «Покажи»

– использование по назначению учебных материалов

– выполнение действия

  • по подражанию

  • по образцу

  • по инструкции

– выполнение задания от начала до конца

Коррекция поведенческих проблем

– коррекция негативизма

– коррекция агрессии

6. Содержание образования

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

– обращение по имени к собеседнику

– приветствие собеседника в ответ на его приветствие:

  • жестом (помахать рукой из стороны в сторону)

  • словом «Привет»

Поддержание контакта

– выражение своих желаний («Дай»)

– выражение просьбы о помощи («Помоги»)

– выражение согласия:

  1. жестом (кивок головы)

  2. словом («Да»)

– выражение несогласия:

  1. жестом (покачать головой из стороны в сторону)

  2. словом («Нет»)

Завершение контакта

– прощание с собеседником:

  • жестом (помахать рукой)

  • словом («Пока»)

Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

– понимание имен:

  • педагогов класса

  • учащихся класса

– понимание названий предметов по темам:

«Семья»

«Игрушки»

«Овощи»

«Фрукты»

«Одежда»

– понимание названий действий

– понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.)

Экспрессивная речь

– употребление отдельных звуков (а, у и др.)

– употребление звукоподражаний животным

– употребление простых слов (дай и др.)

– называние своего имени

– употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)

Математические представления

Количественные представления

– нахождение одинаковых объектов:

  • предметов

  • изображений

– различение множеств

  • один

  • много

  • пусто

Пространственные представления

– составление упорядоченного ряда из однородных предметов

– составление предмета (изображения):

  • из 2-х частей

  • из 3-х частей

Представления о форме

– группировка предметов по форме

-различение предметов по форме

  • круг

  • квадрат

– соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Представления о величине

– группировка предметов по величине

-различение предметов по величине

  • большой

  • маленький

Окружающий природный мир

Животный мир

– различение диких животных:

  • лиса

  • заяц

  • волк

  • медведь

– различение домашних животных:

  • корова

  • свинья

  • лошадь

  • кот

  • собака

Растительный мир

– различение отдельных фруктов:

  • яблоко

  • груша

  • банан

  • лимон

  • апельсин

– различение отдельных овощей:

  • помидор

  • огурец

  • капуста

  • морковь

  • картофель

  • лук

Человек

Самообслуживание

Прием пищи

– еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

– снятие отдельных предметов одежды:

  • свитер

  • футболка

– расстегивание:

  • молнии

  • кнопок

Одевание

– застегивание:

  • липучек

  • кнопок

  • пуговиц

  • молнии

– надевание предмета одежды:

  • шапка

  • свитер

  • футболка

Туалет

– сообщение о желании сходить в туалет

– пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за полостью рта

– чистка зубов

– полоскание полости рта

– соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:

  • открывание тюбика с зубной пастой

  • намачивание щетки

  • выдавливание зубной пасты на зубную щетку

  • чистка зубов

  • полоскание рта

  • мытье щетки

  • закрывание тюбика с зубной пастой

Уход за волосами

– расчесывание волос

Представление о себе

– различение частей тела:

  • рука

  • нога

  • туловище

  • живот

  • голова

  • шея

  • волосы

  • уши

различение частей лица:

  • нос

  • рот

  • глаза

  • брови

  • зубы

  • язык

Музыка и движение

– узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

– различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

– освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

– передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

– сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

Движение под музыку

– выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

  • топанье

  • хлопанье

  • покачивание с одной ноги на другую

  • прыганье

  • кружение

  • приседание

– выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

– соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

– ведение хоровода

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

– соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой

  • снятие лишней воды с кисти

  • опускание ворса кисти в краску

  • снятие лишней краски о край баночки

  • рисование на листе бумаги

  • опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов

– рисование точек

– соединение точек

– рисование линий

  • вертикальных

  • горизонтальных

Предметное рисование

– рисование контура предмета:

  • по контурным линиям

  • по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

– закрашивание внутри контура

Лепка

Подготовка материала к работе

– разминание материала

Деление на части

– отрывание куска материала от целого куска

– откручивание куска материала от целого куска

Придание формы

– катание шарика

– катание колбаски

– выдавливание формы формочками

Видоизменение формы

– сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

Работа с бумагой

– сминание бумаги

– разрывание бумаги

Работа с клеем

– намазывание всей поверхности клеем

Работа с шилом

– выкалывание шилом по контуру

Составление аппликации

– сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физическая культура

Физическая подготовка

Построение и перестроение

– принятие основной стойки для построения и перестроения

– построение в колонну по одному

– размыкание на вытянутые руки в стороны

– ходьба в колонне по одному

– бег в колонне

Общеразвивающие упражнения

– вдох и выдох через рот

– вдох и выдох через нос

– сжимание и разжимание кистей рук

– одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

– круговые движения кистью

– движения руками в разных направлениях в положении «стоя»

– круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

– наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

– наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.

– наклоны туловища вперед, назад, в стороны

– ходьба с высоким подниманием колен вверх

– полуприсед

– поднимание на носках в положении «стоя»

– ходьба:

  • по доске, положенной на пол

  • ходьба по гимнастической скамейке

– прыжки на двух ногах:

  • на месте

  • с продвижением вперед

– стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

– ходьба по кругу, взявшись за руки

– ходьба в умеренном темпе

– спокойный бег с правильной координацией движений

– ползание:

  • на четвереньках

  • на животе

– лазание по гимнастической стенке:

  • вверх

  • вниз

– броски мяча двумя руками:

  • вверх

  • о пол

– ловля мяча двумя руками

– передача в шеренге:

  • мяча

  • гимнастической палки

Санки

– передвижение санок за веревку

– сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения

– удержание равновесия при спуске санок с горы

– подъем после падения с санок

Спортивные и подвижные игры

– соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:

  • бег вокруг батута

  • запрыгивание на батут

– соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего

– соблюдение правил игры «Строим дом»:

  • соблюдение очередности при переносе модулей

  • составление «башни»

Велосипедная подготовка

– посадка на трехколесный велосипед

– управление велосипедом:

  • по прямой

  • поворот по большому радиусу

  • вращение педалей

6.2. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, классном часе

«День матери»

присутствие на мероприятии

«Неделя доброты»

присутствие на мероприятии

«Новый год»

участие в новогоднем празднике

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества

присутствие на мероприятии

Игра

сенсорные игры в шариковом бассейне

Торжественная линейка по окончанию учебного года

присутствие на мероприятии

Прогулки на улице

экскурсия в лес, парк

7. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка