Программа развития у ребенка детского творчества
Настоящая программа рассчитана на дошкольный
возраст с основой на разнообразные виды
деятельности, предполагая включение детей в
творческую активизацию, с опорой на театральное
искусство и театральную деятельность.
Дошкольный возраст характеризуется развитием
потребности у ребенка в значимой и оцениваемой
деятельности, что положительно сказывается на
его стремлении к новым игровым и обучающим видам
деятельности. В этом возрасте продолжают
развитие личностные качества ребенка, а значит, у
педагогов и родителей имеется возможность
корректировать такие качества личности, которые
мешают человеку, в дальнейшем, приспосабливаться
и подстраиваться к изменяющимся условиям жизни.
С точки зрения системного подхода некоторые
динамические процессы деструктуризации
личности влияют на характер дезадаптации
человека, в том числе и дошкольника. Ригидность –
это не только индивидуально – психологическая
особенность личности, выступающая условием
успешного выполнения продуктивной деятельности,
как относительная неспособность личности в ходе
деятельности “изменить свою психическую
установку” (Warren, 1934), “реагировать на новую
ситуацию” (Wand, 1955), “усвоить новые способы
приспособления” (Давыдов В. В., 1983), но и
способность системы реагировать на внешние
изменения. Во многом она связана со свойствами
нервной системы, обусловлена инертностью,
глубиной установления связей и оценочными
характеристиками у людей со слабой нервной
системой. В ряде определений психической
ригидности указывается на то, что личность не
реагирует на требования объективности не просто
в силу неспособности или приверженности к
неадекватному способу поведения, но и в силу
своего нежелания приспосабливаться к
изменяющейся ситуации. Приспособительная
функция – некий приспособительный смысл, а
проявление этого смысла может быть многозначным.
Именно поэтому возникает необходимость
изучения личности с точки зрения проявления и
выражения определенных характеристик, таких как
детская и взрослая ригидность, выступающая
преградой для изменения существующих отношений.
Значит, возникает необходимость создания такой
программы, которая позволит развивать
творческие способности, которые, в свою очередь,
скорректируют влияние ригидности на развитие
личности.
Основной целью программы является развитие
творческих способностей ребенка. Наряду с общей
целью выделяется и ряд задач, решением
которых и занимается данная программа:
раскрепощение личности, развитие универсальных
способностей человека (в том числе воображения,
эмоциональной отзывчивости, открытости),
обогащение через знакомство с методикой
театрально-творческой деятельности, развитие
художественных, музыкальных способностей и
развитие мелкой моторики.
Таким образом, реализация программы раскрывает
творческие способности детей, при этом
соблюдается закон природосообразности
ребенка.
Отличительной особенностью программы
является деятельностный подход к воспитанию,
образованию, развитию ребенка посредством
творчества, то есть на всех уровнях ребенок
становится вовлеченным в продуктивную
творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра,
игра-подражание, игра-драматизация,
мини-спектакль, набор оригинальных творческих
заданий и др.).
Следующей особенностью программы является
акцент на общее развитие личности, включая ее
физическое совершенствование. С этой целью в
курс программы включены занятия по ритмике,
сценическому движению, пантомиме, двигательной
активности, тем самым учитывается особенность
дошкольника, связанная с непроизвольностью,
импульсивностью, потребностью в движении.
Программа построена по принципу блоков:
- блок 1 – период накопления (погружение)
- блок 2 – период моделирования.
Период накопления предполагает погружение в
пространство творчества, через подражание,
овладение формой, это школа обучения чувств
ребенка. Здесь происходит освоение
общечеловеческих стереотипов поведения,
формируется способность к сопереживанию и
подражанию. Главная роль и функциональное
значение принадлежит педагогу, который на
собственном примере обучает детей.
Второй период связан с самостоятельностью,
инициативностью ребят. С освоением духовных
ценностей через моделирование – присвоение
различных общественных структур и форм общения
(навык социальной адаптации), “примеркой”
многообразных ликов, масок.
Работа по блокам идет как поэтапно, плавно
переходя от простого к сложному, так и
параллельно, как в группах (во время игр,
просмотра конечных продуктов деятельности,
драматизации, прослушивания сказок), так и
индивидуально (отработка образов, работа над
оттачиванием деталей, упражнений).
Направления программы осуществляется с
помощью декоративного творчества, кукольного
театра, игрушек, игр-драматизаций,
игр-подражаний, сюжетно-ролевых игр.
Главной особенностей данной программы
является использование на занятиях следующих
видов деятельности:
- художественная,
- музыкальная,
- театральная,
- аппликационная,
- нетрадиционная и др.
Этапы работы:
- Развитие творческих способностей через
использование различных видов деятельности. - Коррекция ригидности, устранение
коммуникативных проблем. - Стимулирование творческой активности и желания
использовать приобретенные навыки в реальной
обстановке.
Участники группы:
старшие дошкольники.
Количество участников группы: 6
–9
человек.
Содержание некоторых видов
деятельности.
Художественная деятельность.
Кроме драматизации существует и
художественная деятельность или
изобразительная, как ее называют специалисты.
Психологи утверждают, что ребенок обладает
способностью к изображению, которая выступает в
качестве индивидуально-психологических
особенностей личности, способствующих успешному
овладению рисованием, лепкой и другими видами
изображения. Развитие таких способностей
происходит в процессе развития под влиянием
специального обучения, однако, наибольшее
удовлетворение ребенок получает при выполнении
свободной деятельности, ведь тогда он имеет
возможность проявиться полностью. Одного
желания творить недостаточно, необходимо
предоставить ребенку разнообразные материалы и
тактично вводить в созидательный творческий
процесс, который проходит те же стадии, что и
творчество художника. От зарождения замысла,
возникающего на основе ярких впечатлений до
создания образа во всем богатстве цвета, формы,
ритма, пропорции и т. д..
Изобразительное искусство вносит свой вклад и
в эстетическое развитие ребенка, и в его
целостное восприятие мира, и в развитие
эмоциональной сферы. И, несомненно, творчество
неразрывно связано с художественными
способностями, приобщая к миру искусства
дошкольника.
Занятия по изодеятельности основываются на
обучающих и свободных тематиках, что
предполагает обязательное изучение и свободу
для творчества.
Музыкальная деятельность.
Музыка является также одним из способов для
реализации креативности, а также возможностей
для реализации своего эмоционального мира, всех
чувств и переживаний. По выражению Д. Б.
Кабалевского, любая форма общения с музыкой
непрерывно совершенствует его музыкальные
способности, вне зависимости от активности или
пассивности ребенка в процессе слушания.
К системе музыкальных занятий можно отнести и
элементы хореографических упражнений.
В раздел “Хореография” включаются:
- музыкально-ритмические упражнения (на освоение,
закрепление музыкально-ритмических навыков и
навыков выразительного движения); - игры (сюжетные, несюжетные,
музыкально-дидактические); - хороводы;
- построения, перестроения
- задания на танцевальное и игровое творчество.
Перед выполнением движений и началом занятий
необходимо обучить детей правильно занимать
исходное положение, соблюдать координацию
движений рук и ног, следить за осанкой. Свобода,
естественность, отсутствие всякого напряжения
должны быть характерными при выполнении детьми
музыкально-ритмических движений. Эта сложная
задача может быть осуществлена при соблюдении
следующих принципов:
- систематичность,
- постепенность,
- последовательность,
- повторность.
Это основные педагогические принципы. Дети не
смогут выполнять движения под музыку свободно и
красиво, если пляска или игра разучиваются сразу,
без предшествующих подготовительных упражнений,
направленных на освоение необходимых
двигательных, танцевальных навыков.
Система упражнений строится по принципу “от
простого к сложному” с учетом необходимых
музыкально-ритмических навыков и навыков
выразительного движения.
Музыкально-ритмические упражнения помогают
ребенку научиться владеть своим телом,
координацией движения, согласованию их с
движениями других детей, учат ориентации в
пространстве, укрепляет основные виды движений,
способствуют освоению элементов танцев, игр,
углубляют навыки обращения с различными
предметами. В работе над ними применяются
различные игровые приемы (разыгрывание сценок,
показ иллюстраций к музыке, использование
игрушек в танце, инсценирование песен и другое).
Игровая форма разучивания движений помогает
ребенку правильно выполнить ритмический
рисунок, вначале простой, затем более сложный.
Большое внимание на занятиях уделяется умению
самостоятельно действовать под музыку:
выполнять различные перестроения, запомнить
последовательность движений танца, придумать
свой танец, используя знакомые движения.
Театрализация.
Специфика театрального искусства, как
искусства человековедения, где объектом
изображения, а также исполнителем является сам
человек, выходящий на прямое непосредственное
общение с другим человеком (партнером, зрителем),
создает особые предпосылки для формирования с
помощью этого искусства социально-активной
творческой личности.
Знакомство с основным накопительным
материалом – русскими народными сказками и
мини-пьесами – помогает не только ознакомить
детей с фольклором, но и позволяет осмысливать
характерные черты героев.
Тематика и содержание театрализованных игр
имеют нравственную направленность, которая
заключается в каждой сказке, литературном
произведении и должны найти место в
импровизированных постановках. Любимые герои
становятся образцами для подражания. Ребенок
начинает отождествлять себя с полюбившимся
образом. Способность к такой идентификации и
позволяет через образы театрализованной игры
оказывать влияние на детей. С удовольствием
перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш
добровольно принимает и присваивает
свойственные ему черты. Самостоятельное
разыгрывание роли детьми, кроме формирования
инициативности, позволяет формировать опыт
нравственного поведения, умение поступать в
соответствии с нравственными нормами. Таково
влияние на дошкольников как положительных, так и
отрицательных образов.
Основным условием существования приведенной
модели является участие воображения, как
ведущего качества внутреннего духовного
проявления личности в искусстве и важнейшей
составляющей формирования культуры в широком
смысле слова. Кроме того, включение детей в
творческую деятельность побуждает развитие
таких психических процессов, как произвольное
внимание, память, мышление, речь.
Во время подготовки детей к театральной
деятельности идет активное развитие
артикуляционного аппарата и постановка звуков,
накопление активного и пассивного словаря. В
процессе работы над выразительностью реплик
персонажей, собственных высказываний незаметно
активизируется словарь ребенка,
совершенствуется звуковая сторона речи. Новая
роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша
перед необходимостью четко, ясно, понятно
изъясняться. У него улучшается диалогическая
речь, ее грамматический строй, он начинает
активно пользоваться словарем.
А также эстетическое влияние оказывает
спектакль, это влияние может быть и более
глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к
негативному вызывают нравственно-эстетические
переживания, которые в свою очередь создают
соответствующее настроение, эмоциональный
подъем, повышает жизненный тонус ребят. В этом
смысле театрализованные игры приравниваются к
подвижным играм.
Стоит остановиться немного и на создании
игровой ситуации, ведь игра выступает как
средство общения, развития и жизнедеятельности,
где ребенок познает себя и свое окружение. Игра –
это мощный стимулятор активности и становления
ребенка на протяжении всего детства.
Таким образом, творчество неизменно
присутствует в жизни детей, и задачей педагога
является представить разнообразие форм и видов
деятельности для самореализации ученика,
особенно в условиях формирования временного
детского коллектива.
Календарно-тематическое планирование.
Занятия проходят в группе 1 раз в неделю в
течение всего учебного года. Всего
предполагается провести 38 часов за учебный год в
каждой из групп учреждения дошкольного
образования, в группах интенсивного
психического развития 5-6 лет и 6-7 лет.
Занятия походят поочередно, логично сменяя
друг друга в плане организации разнообразной
деятельности, осуществляя художественную,
театральную, практическую и нетрадиционную
деятельность.
Тематическое планирование по
творчеству в группе 6-7 лет.
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Вид занятия | Кол-во часов |
1. | Свободное рисование “Нарисуй свою картину”, “Я”, “Автопортрет”. Тренинг на знакомство. | Нетрадиционное. Практическое. | 1 час. |
2. | “Рисование по мокрому листу”. Оригами “Золотая рыбка”. Музыкально-дидактические | Практическое. | 1 час. |
3. | Аппликация. Флористика “Осенняя картина”. Рисование при помощи осенних листьев. Хороводы Осени. | Нетрадиционное. Практическое. | 1 час. |
4. | Праздник Осени. Игры, драматизации, выполнение заданий по образцу. | Театрализованное | 1 час. |
5. | Изотерапия. Элементы тренинга на групповую сплоченность. | Нетрадиционное. | 1 час. |
6. | Лепка из пластилина. “Любимая сказка”. Знакомство с песней “Я леплю из пластилина…”. | Практическое. | 1 час. |
7. | Театр игрушек. Знакомство с театром. Сказка “Зимовье зверей”. Проигрывание сюжета. Анализ проигрывания сказки. | Театрализованное | 1 час. |
8. | Рисование красками “Кляксография”, “Волшебные нити”. Работа по развитию воображения “Название картины”. | Практическое. | 1 час. |
9. | Оригами “Стаканчик”, “Сверток”. Аппликация “ Новогодние цепи”, “Елочные | Практическое. | 1 час. |
10. | Подготовка к новогоднему утреннику. Репетиции, игры – драматизации, игры – соревнования. Репетиция новогодних сюжетов. Праздник “Новый год у ворот”. | Театрализованное | 1 час. |
11. | Работа над творческим воображением. Бумагопластика и сюжетная аппликация “Новогодняя картинка”, “Новогодняя ночь”. | Практическое. Нетрадиционное. | 1 час. |
12. | Рисование карандашами и красками “Городской пейзаж”. Ориентация в пространстве. Пространственное изображение | Практическое. | 1 час. |
13. | Лепка из пластилина и крупы “Герои сказок ”. | Практическое. | 1 час. |
14. | Оригами “Зайчик”, “Кораблик”. Перестроение под музыкальное сопровождение. | Практическое. | 1 час. |
15. | Кукольный театр. Сказка “Про Капризку”. Коррекция поведения. Разыгрывание по ролям. | Театрализованное | 1 час. |
16. | Аппликация “Открытка к 23 февраля”. Разучивание песен для пап. Праздник “23 февраля”. | Практическое. | 1 час. |
17. | Изготовление нетрадиционных сюрпризов. Сюжетная аппликация “ Бегемот-балерина”. Подготовка Игры, инсценировки. Драматизации, элементы | Нетрадиционное. Практическое. Театрализованное | 1 час. |
18. | Лепка декоративная “Разукрасим мир пластилином” (лепка по картону). | Практическое. Нетрадиционное. | 1 час. |
19. | Театр игрушек и театр актеров “Заячья капустка”. Коррекция эмоциональной сферы ребенка | Театрализованное | 1 час. |
20. | Рисование карандашами. Предметное рисование “Самое смешное и самое грустное”. | Практическое. | 1 час. |
21. | Бумагопластика “Из простой бумаги мастерим как маги”. | Практическое. | 1 час. |
22. | Сюжетное рисование “Моя история”. Сказочная мозаика “Картинка из книжки”. Работа в парах по созданию картинок. | Практическое. Нетрадиционное. | 1 час. |
23. | Оригами “Птица”, “ Мальчик и девочка”. Кукольный театр “Сказка про Пых” (коррекция | Практическое. Театрализованное | 1 час. |
24. | Аппликация, флористика “Цветущий сад”. Элементы тренинга на релаксацию. Комбинированное | Практическое. Нетрадиционное. | 1 час. |
Источник
лариса макарова
Программа развития творческих способностей детей
https://www.schoolage.ru
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Светлячок» станица Преградная»
Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Разработала: воспитатель МКДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок» Макарова Л. А.
ст. Преградная
Паспорт программы развития творческих способностей детей
Наименование Программы Программа развития творческих способностей детей «Развитие творчества в игре»
Предпосылки создания Программы Основные положения теории Л. С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, концепция модернизации Российского образования.
Разработчики Программы Воспитатель МКДОУ № 1 детского сада «Светлячок»
Исполнители Программы Коллектив педагогов МКДОУ № 1 детского сада «Светлячок»
Участники проекта Воспитанники, родители воспитанников МКДОУ № 1 детского сада «Светлячок», воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (изобразительной, театрализованной деятельности, физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Цели и задачи Программы Главная цель Программы – развитие творческих способностей воспитанников, готовых преобразовать мир, сделать его красивее и интереснее.
Задачи программы:
• сохранение и развитие единого образовательного пространства дошкольного учреждения;
• создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;
• развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков воспитанников дошкольного учреждения;
• создание и совершенствование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения;
• совершенствование системы управления педагогическим коллективом.
Система управления реализацией Программы Управление реализацией Программы осуществляет Совет педагогов МКДОУ № 1 детского сада «Светлячок», который вносит изменения и уточнения в проекты по реализации программных мероприятий, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей, запрашивает у лиц, ответственных за выполнение мероприятий, сведения о ходе выполнения Программы. Итоги выполнения Программы предоставляются в Совет педагогов дошкольного учреждения, отдел образования
Ожидаемые результаты от реализации Программы • Обеспечение возможности использования преимущества вариативной системы образования, выбора образовательных программ, в том числе за счет интеграции общеобразовательной школы с учреждениями дошкольного, дополнительного и профессионального образования;
• Апробация и внедрение в практику работы педагогического коллектива авторских и парциальных программ, направленных на художественно-эстетическое, музыкальное, эмоционально-социальное развитие ребенка;
• Существенное обновление и укрепление материально-технической базы дошкольного учреждения;
• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии;
• Развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между детьми, родителями и педагогами;
• Создание условий в дошкольном учреждении для саморазвития и самореализации воспитанников.
В таблице 1 представлен перспективный план по реализации данной Программы.
Таблица 1
Перспективный план по реализации Программы
Содержание работы Ожидаемые результаты Способы контроля результатов
1. Реализация Программы развития творческих способностей в игре.
2. Повышение качества образования дошкольников. Развитие у детей творческих способностей в различных видах деятельности.
3. Проведение семинаров, конференций по обмену опытом. С помощью комплексных занятий развить в детях воображение, фантазию, развить умение анализировать. Диагностирование детей, выступление на общем родительском собрании, на заседании педагогического совета МДОУ.
Обработка данных. Соотнесение результатов реализации Программы с поставленными целями. Подготовка и формулировка выводов на основе результатов. Распространение опыта работы. Подготовка методических рекомендаций и пособий. Участие в НПК. Отчет на общем родительском собрании, на заседании педагогичес-кого совета МАДОУ.
Данная Программаоснована на принципах:
–непрерывности и преемственности педагогического процесса: подготовка творческой личности – процесс длительный, поэтому его необходимо начинать как можно раньше. В нашем дошкольном учреждении учебный процесс начинается с двухлетнего возраста, когда дети более всего восприимчивы к новому, когда нет стереотипов мышления. Каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса воспитанников, тем самым осуществляется усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;
–интеграции: познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний. «Вывести» ребенка на творчество можно через любой из видов деятельности;
–личностной ориентации: каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно,а именно: в детском саду создана атмосфера педагогического оптимизма; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности; сняты по возможности все стрессообразующие факторы воспитательного процесса.
Таким образом, основными приоритетными направлениями Программы «Развития творчества в игре» МКДОУ № 1 детского сада «Светлячок»являются:
Повышение разнообразия и качества предоставляемых услуг дошкольного и дополнительного образования в соответствии с потребностями воспитанников и их родителей.
Обновление содержания и технологий дошкольного образования.
Использование новых обучающих систем и педагогических технологий.
Создание развивающей среды дошкольного учреждения.
Развитие творческих способностей детей через игровую деятельность и интеграцию с другими видами деятельности.
Предлагаемая Программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.
К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни, а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.
Однако не все ситуации и события могут быть реализованы в игре через роль (то есть набор действий и высказываний, специфичных для какого-то лица). Поэтому на определенном этапе развития ребенка (при расширении знаний и представлений об окружающем мире) роль начинает мешать творческому построению сюжета игры детьми. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка замечается стремление не только к повторению в игре действий и отношений других людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы быть сам.
Такое желание детей может быть реализовано в игре только при условии того, что ребенок выйдет за пределы построения игры с помощью роли и овладеет способами творческого построения сюжета.
В своих играх дети старшего дошкольного возраста уже почти не используют предметы-заместители, так же как и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем изображении. Игра может протекать во внутреннем плане.
Творческие игры детей старшего дошкольного возраста уже более сложные как по содержанию, по использованию средств отображения реальной жизни, так и по их организации. Часто это длительные творческие игры, то есть, игры, в которые дети играют долгое время (неделю, две, месяц и т. д., постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отражающие их психическое развитие. Содержание этих игр преимущественно связано с современной жизнью или с наиболее любимыми сказками, рассказами, мультфильмами.
Возникающие в воображении ребенка образы, ситуации, действия он реализует в своих играх. Наличие воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста способствует тому, что их игры становятся богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке, замыслу. Построение образов приобретает творческий, сознательный, активный характер. Ребенок не просто копирует, воссоздает жизнь такой, какая она есть, а в изображении тех или иных ситуаций, персонажей вносит много изменений, своих элементов, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием выдуманных историй (сказок, рассказов, мультфильмов). Воображение детей становится активным и имеет целенаправленный характер. Ребенок создает образ или воображаемую ситуацию в зависимости от задач, которые он ставит сам себе (в игровой деятельности) или, которые перед ним ставит взрослый.
Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, — это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения. И мы, взрослые – родители, психологи, воспитатели и др. — должны поддерживать и поощрять его развитие.
Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления и воображения игры-путешествия, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, – что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Игры-путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей. Важно играть только до тех пор, пока детям интересно и их внимание сконцентрировано. Закончить игру можно в любом месте, а в следующий раз продолжить.
В процессе игры важно принимать любые дополнения и предложения детей. Опираясь на воссоздающее воображение, можно развивать и творчество. Несколько игр-путешествий, этюдов, игр-импровизаций, мини-этюдов и игр-бесед включены в эту Программу.
Этюды дают взрослому представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.
Детализация описания предмета, действия, события для конкретного ребенка или группы детей позволяет достаточно долго поддерживать интерес и внимание даже детей с задержкой психического развития.
Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры развивают эмпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе, диалогическую речь. В процессе беседы необходимо придумывать вместе с детьми ситуации, фантазировать. Данные игры можно проводить индивидуально или с группой детей, на занятиях или вне их.
Игры-импровизации можно использовать, на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Вхождению в образ помогает музыка, которую подбирают в соответствии с характером изображаемого объекта, действий. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкального слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение. Взрослый поощряет оригинальность, непохожесть, поиск, комментируя действия детей.
Мини-этюды чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень просты, доступны. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику.
Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
Воспитатели могут включать предложенные игры в занятия, что будет способствовать улучшению развития у детей способности фантазировать, понимания закономерностей, облегчит решение сложных проблемных ситуаций.
Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах.
Родители могут использовать задания, которые можно выполнить дома с ребенком. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка.
Основные формы работы с воспитанниками:
Игры-путешествия; Этюды; Игры-беседы; Игры-импровизации; Опыты, экспериментирование; ТРИЗ.
Источник