Программа развития творческой одаренности ребенка дошкольного возраста

Программа

«Развитие творческих способностей детей 5-7 лет с предпосылками одарённости».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние десятилетия человечество признало необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения. Но это оказалось не таким уж лёгким делом.

Прежде всего, отсутствует единство мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта.   Тем не менее, множество исследований в области творчества привели учёное сообщество к следующим выводам:

  1. Высокотворческие люди, в целом, имеют интеллект выше среднего, но высокоинтеллектуальные – не обязательно обладают высокой креативностью.
  2. Творчество представляется достаточно сложным процессом или даже совокупностью процессов, объединённых под единым названием. Эти процессы могут отличаться друг от друга как совершенно различные психологические феномены. Например, творческий подход к делу в бизнесе значительно отличается от творчества в искусстве.
  3. Все  люди в той или иной степени обладают способностью творчески мыслить.

Во-вторых, даже сегодня, когда разработаны и функционируют новые развивающие  образовательные программы для детей дошкольного возраста, всё же медленно меняется сам стиль обучения детей. По-прежнему детям предлагаются задачи, ответы к которым уже сформулированы в сознании самих учителей. И стиль учения предполагает наведение на «правильный ответ».  И таким образом, упор опять делается на развитие конвергентного (стереотипного) мышления, а творческое дивергентное мышление, более востребованное в действительности, остаётся несформированным, или, в силу природной одарённости, недостаточно развитым для полноценной реализации.

Программа для работы с детьми, имеющими предпосылки одарённости, составлена на основе «Курса развития творческого мышления»  для детей 5(6) – 8 лет (программа «Умное поколение», ГП «ИМАТОН»), разработанного Ю.Б. Гатановым по методу ДЖ. Гилфорда и ДЖ. Рензулли.

Исходя из приведённых выше выводов учёных, основная цель Курса и программы, на его основе заключается в том, чтобы научить ребёнка генерировать идеи, которые будут являться творческими для данного ребёнка на данном этапе его развития.

Программа позволяет  выявить ведущие предпочтения в интеллектуальной работе  у воспитанников и, в результате, эффективнее влиять на развитие способностей у детей.

Поскольку Курс не опирается на способность учащихся применять какой-либо учебный материал, то основное достоинство программы состоит в том, что каждый ребёнок может выполнить задания в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом. Это способствует повышению самооценки воспитанников и уверенности в себе и, следовательно, помогает детям с невысоким уровнем социализации, но имеющим высокий интеллектуальный потенциал.

Основные подходы и стратегии для работы по программе.

  1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости».
  2. Принцип мягкого соревнования.
  3. Сотрудничество и кооперация.
  4. Принцип безоценочной деятельности.
  5. Принцип подкрепления.

 Наряду с ростом креативности мышления программа должна способствовать и росту интеллекта в целом, о чём можно судить по данным измерений с помощью тестов ДЖ. Равенна и Д. Векслера.

Психологические исследования подтверждают, что люди, которые систематически занимаются творческими упражнениями, могут использовать свои творческие способности для решения проблем в самых различных сферах жизни. И потому опыт творческого подхода к решению различных проблем поможет воспитанникам в их будущей жизни и, при соответствующей системе образования в дальнейшем, приведёт к созданию таких идей, которые возможно обогатят человеческую культуру.

ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа направлена на развитие не только отдельные творческие способности, но и в целом творческое мышление как психическую структуру.

Задачами, решение которых, позволит добиться желаемого  результата, являются:

– развитие беглости мышления – способность быстро генерировать поток идей, возможных решений и т.п.;

– развитие гибкости мышления – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения;

– оригинальность мышления – это способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;

– способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Курс занятий по данной программе составлен из 36 уроков. В каждом уроке задания группируются по двум сериям: А и Б. Задания каждой серии, имеющие одинаковые номер, относятся к одному типу, развивают одни и те же творческие способности, но отличаются содержанием основного задания.  Использую тот факт, что задания серии А и задания серии Б  не рекомендуется выполнять на одном или двух последовательных уроках, то следуя принципу подкрепления, задания серии А включены в первую  часть программы – для воспитанников старшей группы (5- 6 лет) – 18 занятий, а задания серии В – во вторую часть программы – для воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет) – 18 занятий.  

Следуя тому же принципу, в программу каждого из указанных возрастов включены занятия в сенсорной комнате (по 18 занятий), направленные на развитие  регуляторных функций организма  и эмоциональной сферы ребёнка, а так же когнитивных процессов(память, внимание, воображение) и моторики  через  сенсорное восприятие им окружающего мира.  Таким образом,  обе части программа каждой группы воспитанников составляет 36 занятий в год, по два занятия в неделю.

Введение в программу занятий в сенсорной комнате позволяет не только укрепить нервно-психическое здоровье детей, но и при необходимости варьировать количество занятий в целом, с учётом различных нюансов жизни дошкольного учреждения (праздники, актированные дни, отсутствие детей по уважительным причинам и т.д.), не нанося ущерба  основным интеллектуальным занятиям курса.

Упражнения и задания Курса классифицируются следующим образом:

  1. соответственно выделенным творческим способностям;
  2. согласно видам представлений в упражнениях информации (образной, семантической, символической или поведенческой);

соответственно способам, которыми эта информация организована в каждом упражнении (единицы, классы, отношения, системы, трансформации, импликации).

Программа предусматривает использование индивидуального альбома заданий для каждого ребёнка, который используется в течении двух лет. И так как задания серии А и серии Б проводятся на разных возрастных этапах, то сравнение результатов выполнения аналогичных заданий А и Б наглядно демонстрируют прогресс в творчестве ребёнка.

Психолог использует в работе по программе:

– для проведения основных интеллектуальных занятий – Методический комплект, состоящий из Методического руководства, в котором описаны цели и задачи Курса, приведены подробные рекомендации по каждому занятию,  и альбома заданий как у воспитанников.

Рекомендуемое число детей в группе: от 3 до 7 человек.

Тематический план занятий по программе «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет с предпосылками одарённости».

А, Б – занятия интеллектуального плана.

С – занятия в сенсорной комнате с релаксацией.

№ п/п

Тема

Цели, тип задания

Оборудование

1 А

1 В

Вводная беседа.

Размышления о словах.

  1. Создать в группе психологическую атмосферу, свободную от обычных ограничений, связанных с обычным конвергентным мышлением.
  2. Развитие беглости мышления. Осознание детьми того, что люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию.

Тип задания:  Семантические и (или) образные единицы.

Индивидуальные альбомы; карандаши; старые иллюстрированные журналы; ножницы, клей; чистые листы бумаги.

От точки к точке

  1. Развитие гибкости при работе с образной информацией.
  2. Развитие способности творить в условиях значительных ограничений.

Тип задания: образные системы.

Индивидуальные альбомы, карандаши.

Истории и сказки

  1. Развитие вербальной беглости.
  2. Развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок.

Тип задания: семантические трансформации.

Индивидуальные альбомы; ножницы, клей; небольшая театральная ширма (настольная).

    Настроение

    1. Развитие беглости и гибкости ответов.
    2. Осознание детьми того, что разные ситуации могут создавать одно и то же настроение.

    Тип задания:

    Символические и (или) образные единицы.

    Индивидуальные альбомы;

    карандаши.

      Праздник

      1. Развитие символической беглости и гибкости.
      2. Развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей.

      Тип задания: символические импликации и разработка деталей.

      Индивидуальные альбомы; карандаши; коробки для «подарков», цветная бумага, ножницы; клей.

        Рассказ по картинкам

        1. Развитие воображения и вербальной оригинальности.
        2. Развитие способности придумывать истории на основе определённой последовательности рисунков. 

        Тип задания: семантические импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; вырезки из юмористических журналов или газеты без текста.

        Что ты видишь?

        1. Развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности.
        2. Развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений. 

        Тип задания: образные импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; карандаши.

        Нарисуй лица

        1. Развитие символической беглости и гибкости.
        2. Развитие способности к разработке деталей.

        Тип задания: символические импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; карандаши; шарф.

        Одежда

        1. Развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей.
        2. Развитие наблюдения и воображения.

        Тип задания: образные импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; карандаши; фото маскарадных костюмов и военных в камуфляже.

        10 А

        10Б

        О чём ты думаешь?

        1. Развитие образной беглости и гибкости.

        2. Осознание детьми того, что  одно и тоже событие может иметь разное значение для людей.

        Тип задания: семантические и (или) образные единицы.

        Индивидуальные альбомы; карандаши.

        10С

        11А

        11Б

        Забавы с геометрическими фигурами

        1. Развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей.
        2. Развитие умения создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов, которые сами по себе не имеют никакого значения.

        Тип задания: образные импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши.

        11С

        12А

        12Б

        Если бы я писал книгу

        1. Развитие способности трансформировать характеристики знакомых объектов.
        2. Развитие невербальной оригинальности и гибкости.

        Тип задания: образные трансфомации.

        Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши; музыка.

        12С

        13А

        13Б

        Новая жизнь старых вещей

        1. Формирование умения придумывать способы необычного использования обычных предметов.
        2. Формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое.

        Тип задания: образные импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; карандаши, чистые листы бумаги.

        13С

        14А

        14Б

        Сочинение стихов

        1. Развитие вербальной гибкости.
        2. Развитие умения придумывать простые рифмы.

        Тип задания: семантические отношения.

        Индивидуальные альбомы; доска, мел; диктофон.

        14С

        15А

        15Б

        Активные буквы

        1. Развитие образной беглости.
        2. Развитие умения придумывать глаголы, начинающиеся с определённой буквы.
        3. Развитие умения создавать характерные образы активных букв.

        Тип задания: образные трансформации.

        Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши; чистые листы бумаги.

        15С

        16А

        16Б

        Только для детей

        1. Развитие вербальной гибкости и беглости.
        2. Умение проводить классификацию предметов и действий.
        3. Развитие умения представлять мысли в структурированной форме.

        Тип задания: образные и (или) семантические классы.

        Индивидуальные альбомы; музыка; карандаши; чистые листы бумаги.

        16С

        17А

        17Б

        Придумайте животное

        1. Развитие воображения и образного мышления.
        2. Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей.

        Тип задания: образные системы.

        Индивидуальные альбомы; ножницы, клей; карандаши; чистые листы бумаги.

        17С

        18А

        18Б

        Магическая дверь

        1. Развитие воображения и образного мышления.
        2. Формирование умений планирования.
        3. Развитие способности к детальной разработке выбранной темы.

        Тип задания: семантические и (или) образные системы.

        Индивидуальные альбомы; книга Л. Кэрролла « Алиса в стране чудес»; карандаши; доска, мел: краски и чистые листы бумаги; музыка.

        18С

        Источник

        Теоретическая основа.

        В дошкольном возрасте проявляется специальная одаренность, признаками которой являются особые способности к определенному виду деятельности. Как правило, способности делятся на общие и специальные.

        Общие способности: наблюдательность, творческое воображение, хорошая память важны для многих видов деятельности. Специальные способности играют важную роль в конкретных видах деятельности: музыкальной, художественной, литературной.

        Общие способности образуют две группы: познавательные и практические.

        Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных частей и ситуаций. К таким способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные способности связаны с восприятием ребенком предметов и их признаков. Они составляют основу умственного развития малыша. Сенсорные способности формируются с 3-4-х лет. Дети знакомятся с разновидностями каждого признака и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах, феноменах родного языка, эталонах геометрических форм.

        Основой развития интеллектуальных способностей является не только уровень и глубина интеллекта ребенка, но и его своеобразие. Характерной чертой детей со значительными интеллектуальными способностями является их чрезвычайная познавательная активность – повышенная потребность в новых впечатлениях, в умственной нагрузке.

        Важную роль в жизни человека играют способности к практической деятельности. К этой категории относятся организаторские и конструктивно – технические способности.

        Организаторские способности дошкольников особенно ярко проявляются и интенсивно развиваются во время игровой деятельности. Дети с такими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому роль, наблюдательны, практичны, коммуникабельны.

        Дошкольный возраст – благоприятный период для развития конструктивно – технических способностей. К ним относятся пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и частями согласно плану, схеме, описанию. Детское конструирование – это процесс создания конструкций, в которых предполагается взаимное расположение частей и элементов, способы их сочетания.

        Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования специальных способностей. Очень рано начинают развиваться музыкальные способности, которые являются достаточно многогранными. К ним относятся способности воспринимать музыку, чувствовать выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, оценивать красивое в музыке и движении, ритмичную выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможностей этого возраста. Особого внимания заслуживает способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку.

        В дошкольных учреждениях для воспитания одаренных детей необходимо использовать индивидуальные программы с учетом особенностей детей, их наклонностей и интересов. Эти программы должны отражать междисциплинарный, развивающий характер обучения, главные идеи познания, а не совокупность конкретных фактов; способствовать развитию различных типов мышления, исследовательских умений, навыков самоорганизованности; совершенствовать средства общения и взаимодействия с людьми.

        Именно поэтому возникла необходимость создания программы для работы с одаренными дошкольниками, которая предусматривает работу с детьми, педагогами учреждения и родителями детей.

        Цель развивающей-коррекционной программы:

        – развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста;

        – создание у дошкольников положительного эмоционального настроя и умения освобождаться от напряжения, скованности;

        – обучение коммуникативному и невербальному поведению.

        Задачи:

        Создать положительный эмоциональный настрой.

        Формировать у детей навыки эффективного общения.

        Усовершенствовать зрительную, слуховую, тактильную память, мышление, сосредоточенность и концентрацию внимания.

        Развивать творческие способности и воображение.

        class=”eliadunit”>

        Обучать приемам саморелаксации, снятие психомышечного напряжения.

        Технология реализации:

        1. Диагностика одаренности осуществляется в три этапа:

        1.1. Анкетирование воспитателей старших групп.

        1.2. Анкетирование родителей.

        1.3. Диагностика развития зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания дошкольников, методика «Творческая оригинальность» по Симановскому А. Е.

        2. Проведение коррекционно – развивающих занятий.

        3. Повторная диагностика после проведения занятий.

        Участники: программа разработана для детей 5-6 лет, занятия следует проводить один раз в неделю, в индивидуальной или групповой форме, оптимальное количество – 8 детей.

        Общее время: количество занятий – 10, продолжительность – 30 минут.

        Формы работы: коррекционно – развивающие занятия состоят из упражнений и игр (метод игровой коррекции ролевой игры: психогимнастика, песочная терапия, арт-терапия: рисование; музыкотерапия; творческие рассказы).

        Занятие 1

        Занятие 2

        Занятие 3

        Занятие 4

        Занятие 5

        Занятие 6

        Занятие 7

        Занятие 8

        Занятие 9

        Занятие 10

        Источник

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад «Рябинка»

        Образовательный проект

        по комплексному выявлению и развитию детей

        с признаками одарённости

        «Одарённый ребенок»

        Срок реализации: 3 года (2016-2019 гг.)

        Разработчик: воспитатель

        Борисова Т. А.

        Дорогобуж, 2016

        Содержание

        Пояснительная записка

        1.1.Концептуальные подходы к построению проекта

        1.2.Цель и задачи проекта

        1.3.Планируемые результаты освоения проекта

        1. Этапы реализации проекта
        1. Мероприятия в рамках реализации проекта

        Список используемой литературы

        1. Пояснительная записка
        • условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность  в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.

          Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие – нет. Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.

           Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.

        Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непо-средственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хо-рошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в ре-альной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

           Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

        Проект «Одарённый ребёнок» направлен на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.

        Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

        Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в процессе комплексной работы воспитателя и узких специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).

        Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностно-го и практико-ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

        • Конституция РФ, ст. 43, 72.
        • Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
        • Закон РФ «Об образовании».

        •Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

        • СанПиН 2.4.1.3049-13
        • Устав ДОУ.
        • ФГОС ДО
        • Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239.
        • Приказ МИНОБРНАУКИ России от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности».

        1.1.Концептуальные подходы к построению проекта

        Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»

        Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда вы-дающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

        Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и ши-рота интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют ди-намику развития одарённости.

        Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психи-ческого развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Од-нако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):

        1. Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возраст-ного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способ-ностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.

        Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специ-ализации интересов и т.п.

        1. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведе-ния, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
        1. Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может со-четаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как от-стающий в психическом развитии.
        1. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.

        Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. 

           Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший

        • тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.

        Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ре-

        бёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребё-нок с признаками одарённости»).

        Виды одарённости

        Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

        • Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
        • Степень сформированности.
        • Форма проявлений.
        • Широта проявлений в различных видах деятельности.
        • Особенности возрастного развития.
        1. По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
        • Общие интеллектуальные способности;
        • Конкретные академические способности;
        • Творческое или продуктивное мышление;
        • Лидерские способности;
        • Художественные и исполнительские искусства;
        • Психомоторные способности

        Схема № 1. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности

        По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

        • Теоретическая (для детей – познавательная);
        • Практическая;
        • Художественно-эстетическая;
        • Коммуникативная;
        • Духовно-личностная.

        2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

        • актуальную одаренность;
        • потенциальную одаренность.

        3.По критерию «Формам проявления»

        • явная
        • скрытая

        4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»

        • общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
        • специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)
        1. По критерию «Особенности возрастного развития»
        • ранняя
        • поздняя

        Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренно-сти:

        • непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
        • признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ре-бенка с другим;
        • бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенно-стям субъективного отношения к миру и самому себе;
        • защита интересов ребенка;
        • индивидуальный путь развития ребенка;
        • учет специфики возрастного и индивидуального развития;
        • принцип диалогичности;
        • принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
        • принцип построения развивающей работы на основе диагностики.

        1.2. Цель и задачи проекта

        Цель: Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с

        признаками одарённости

        Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах дея-

        тельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

        Задачи:

        1. Создание системы целенаправленного выявления одарённых детей (диагностический материал для обследования детей и родителей, критерии оценки качества и результа-тивности работы).
        1. Внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий, программ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одарённости.
        1. Апробация и внедрение новых форм и методов работы по развитию детей с признаками

        одарённости.

        1. Создание единого образовательного пространства при участии педагогов, родителей, воспитанников;
        1. Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с призна-ками одарённости посредством участия воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.
        1. Развитие отношений социального партнёрства с учреждениями культуры, дополни-тельного образования, общественными организациями.

        1.3. Планируемые результаты освоения проекта

        1. Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).
        1. Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.
        1. Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности в практику работы.
        1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
        1. Повышение уровня профессиональной компетентности по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с признаками одаренности.
        1. Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.
        1. Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.

        8. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.

        1. Этапы реализации проекта

        АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

        Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).

        Итог этапа:

        1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошколь