Программа развития творческой одаренности ребенка дошкольного возраста
Программа
«Развитие творческих способностей детей 5-7 лет с предпосылками одарённости».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние десятилетия человечество признало необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения. Но это оказалось не таким уж лёгким делом.
Прежде всего, отсутствует единство мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта. Тем не менее, множество исследований в области творчества привели учёное сообщество к следующим выводам:
- Высокотворческие люди, в целом, имеют интеллект выше среднего, но высокоинтеллектуальные – не обязательно обладают высокой креативностью.
- Творчество представляется достаточно сложным процессом или даже совокупностью процессов, объединённых под единым названием. Эти процессы могут отличаться друг от друга как совершенно различные психологические феномены. Например, творческий подход к делу в бизнесе значительно отличается от творчества в искусстве.
- Все люди в той или иной степени обладают способностью творчески мыслить.
Во-вторых, даже сегодня, когда разработаны и функционируют новые развивающие образовательные программы для детей дошкольного возраста, всё же медленно меняется сам стиль обучения детей. По-прежнему детям предлагаются задачи, ответы к которым уже сформулированы в сознании самих учителей. И стиль учения предполагает наведение на «правильный ответ». И таким образом, упор опять делается на развитие конвергентного (стереотипного) мышления, а творческое дивергентное мышление, более востребованное в действительности, остаётся несформированным, или, в силу природной одарённости, недостаточно развитым для полноценной реализации.
Программа для работы с детьми, имеющими предпосылки одарённости, составлена на основе «Курса развития творческого мышления» для детей 5(6) – 8 лет (программа «Умное поколение», ГП «ИМАТОН»), разработанного Ю.Б. Гатановым по методу ДЖ. Гилфорда и ДЖ. Рензулли.
Исходя из приведённых выше выводов учёных, основная цель Курса и программы, на его основе заключается в том, чтобы научить ребёнка генерировать идеи, которые будут являться творческими для данного ребёнка на данном этапе его развития.
Программа позволяет выявить ведущие предпочтения в интеллектуальной работе у воспитанников и, в результате, эффективнее влиять на развитие способностей у детей.
Поскольку Курс не опирается на способность учащихся применять какой-либо учебный материал, то основное достоинство программы состоит в том, что каждый ребёнок может выполнить задания в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом. Это способствует повышению самооценки воспитанников и уверенности в себе и, следовательно, помогает детям с невысоким уровнем социализации, но имеющим высокий интеллектуальный потенциал.
Основные подходы и стратегии для работы по программе.
- «Мозговой штурм» и принцип «беглости».
- Принцип мягкого соревнования.
- Сотрудничество и кооперация.
- Принцип безоценочной деятельности.
- Принцип подкрепления.
Наряду с ростом креативности мышления программа должна способствовать и росту интеллекта в целом, о чём можно судить по данным измерений с помощью тестов ДЖ. Равенна и Д. Векслера.
Психологические исследования подтверждают, что люди, которые систематически занимаются творческими упражнениями, могут использовать свои творческие способности для решения проблем в самых различных сферах жизни. И потому опыт творческого подхода к решению различных проблем поможет воспитанникам в их будущей жизни и, при соответствующей системе образования в дальнейшем, приведёт к созданию таких идей, которые возможно обогатят человеческую культуру.
ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа направлена на развитие не только отдельные творческие способности, но и в целом творческое мышление как психическую структуру.
Задачами, решение которых, позволит добиться желаемого результата, являются:
– развитие беглости мышления – способность быстро генерировать поток идей, возможных решений и т.п.;
– развитие гибкости мышления – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения;
– оригинальность мышления – это способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;
– способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Курс занятий по данной программе составлен из 36 уроков. В каждом уроке задания группируются по двум сериям: А и Б. Задания каждой серии, имеющие одинаковые номер, относятся к одному типу, развивают одни и те же творческие способности, но отличаются содержанием основного задания. Использую тот факт, что задания серии А и задания серии Б не рекомендуется выполнять на одном или двух последовательных уроках, то следуя принципу подкрепления, задания серии А включены в первую часть программы – для воспитанников старшей группы (5- 6 лет) – 18 занятий, а задания серии В – во вторую часть программы – для воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет) – 18 занятий.
Следуя тому же принципу, в программу каждого из указанных возрастов включены занятия в сенсорной комнате (по 18 занятий), направленные на развитие регуляторных функций организма и эмоциональной сферы ребёнка, а так же когнитивных процессов(память, внимание, воображение) и моторики через сенсорное восприятие им окружающего мира. Таким образом, обе части программа каждой группы воспитанников составляет 36 занятий в год, по два занятия в неделю.
Введение в программу занятий в сенсорной комнате позволяет не только укрепить нервно-психическое здоровье детей, но и при необходимости варьировать количество занятий в целом, с учётом различных нюансов жизни дошкольного учреждения (праздники, актированные дни, отсутствие детей по уважительным причинам и т.д.), не нанося ущерба основным интеллектуальным занятиям курса.
Упражнения и задания Курса классифицируются следующим образом:
- соответственно выделенным творческим способностям;
- согласно видам представлений в упражнениях информации (образной, семантической, символической или поведенческой);
соответственно способам, которыми эта информация организована в каждом упражнении (единицы, классы, отношения, системы, трансформации, импликации).
Программа предусматривает использование индивидуального альбома заданий для каждого ребёнка, который используется в течении двух лет. И так как задания серии А и серии Б проводятся на разных возрастных этапах, то сравнение результатов выполнения аналогичных заданий А и Б наглядно демонстрируют прогресс в творчестве ребёнка.
Психолог использует в работе по программе:
– для проведения основных интеллектуальных занятий – Методический комплект, состоящий из Методического руководства, в котором описаны цели и задачи Курса, приведены подробные рекомендации по каждому занятию, и альбома заданий как у воспитанников.
Рекомендуемое число детей в группе: от 3 до 7 человек.
Тематический план занятий по программе «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет с предпосылками одарённости».
А, Б – занятия интеллектуального плана.
С – занятия в сенсорной комнате с релаксацией.
№ п/п | Тема | Цели, тип задания | Оборудование | ||
1 А 1 В | Вводная беседа. Размышления о словах. |
Тип задания: Семантические и (или) образные единицы. | Индивидуальные альбомы; карандаши; старые иллюстрированные журналы; ножницы, клей; чистые листы бумаги. | ||
1С | |||||
2А 2Б | От точки к точке |
Тип задания: образные системы. | Индивидуальные альбомы, карандаши. | ||
2С | |||||
3А 3Б | Истории и сказки |
Тип задания: семантические трансформации. | Индивидуальные альбомы; ножницы, клей; небольшая театральная ширма (настольная). | ||
3С | |||||
4А 4Б | Настроение |
Тип задания: Символические и (или) образные единицы. | Индивидуальные альбомы; карандаши. | ||
4С | |||||
5А 5Б | Праздник |
Тип задания: символические импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; карандаши; коробки для «подарков», цветная бумага, ножницы; клей. | ||
5С | |||||
6А 6Б | Рассказ по картинкам |
Тип задания: семантические импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; вырезки из юмористических журналов или газеты без текста. | ||
6С | |||||
7А 7Б | Что ты видишь? |
Тип задания: образные импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; карандаши. | ||
7С | |||||
8А 8Б | Нарисуй лица |
Тип задания: символические импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; карандаши; шарф. | ||
8С | |||||
9А 9Б | Одежда |
Тип задания: образные импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; карандаши; фото маскарадных костюмов и военных в камуфляже. | ||
9С | |||||
10 А 10Б | О чём ты думаешь? | 1. Развитие образной беглости и гибкости. 2. Осознание детьми того, что одно и тоже событие может иметь разное значение для людей. Тип задания: семантические и (или) образные единицы. | Индивидуальные альбомы; карандаши. | ||
10С | |||||
11А 11Б | Забавы с геометрическими фигурами |
Тип задания: образные импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши. | ||
11С | |||||
12А 12Б | Если бы я писал книгу |
Тип задания: образные трансфомации. | Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши; музыка. | ||
12С | |||||
13А 13Б | Новая жизнь старых вещей |
Тип задания: образные импликации и разработка деталей. | Индивидуальные альбомы; карандаши, чистые листы бумаги. | ||
13С | |||||
14А 14Б | Сочинение стихов |
Тип задания: семантические отношения. | Индивидуальные альбомы; доска, мел; диктофон. | ||
14С | |||||
15А 15Б | Активные буквы |
Тип задания: образные трансформации. | Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши; чистые листы бумаги. | ||
15С | |||||
16А 16Б | Только для детей |
Тип задания: образные и (или) семантические классы. | Индивидуальные альбомы; музыка; карандаши; чистые листы бумаги. | ||
16С | |||||
17А 17Б | Придумайте животное |
Тип задания: образные системы. | Индивидуальные альбомы; ножницы, клей; карандаши; чистые листы бумаги. | ||
17С | |||||
18А 18Б | Магическая дверь |
Тип задания: семантические и (или) образные системы. | Индивидуальные альбомы; книга Л. Кэрролла « Алиса в стране чудес»; карандаши; доска, мел: краски и чистые листы бумаги; музыка. | ||
18С |
Источник
Теоретическая основа.
В дошкольном возрасте проявляется специальная одаренность, признаками которой являются особые способности к определенному виду деятельности. Как правило, способности делятся на общие и специальные.
Общие способности: наблюдательность, творческое воображение, хорошая память важны для многих видов деятельности. Специальные способности играют важную роль в конкретных видах деятельности: музыкальной, художественной, литературной.
Общие способности образуют две группы: познавательные и практические.
Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных частей и ситуаций. К таким способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные способности связаны с восприятием ребенком предметов и их признаков. Они составляют основу умственного развития малыша. Сенсорные способности формируются с 3-4-х лет. Дети знакомятся с разновидностями каждого признака и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах, феноменах родного языка, эталонах геометрических форм.
Основой развития интеллектуальных способностей является не только уровень и глубина интеллекта ребенка, но и его своеобразие. Характерной чертой детей со значительными интеллектуальными способностями является их чрезвычайная познавательная активность – повышенная потребность в новых впечатлениях, в умственной нагрузке.
Важную роль в жизни человека играют способности к практической деятельности. К этой категории относятся организаторские и конструктивно – технические способности.
Организаторские способности дошкольников особенно ярко проявляются и интенсивно развиваются во время игровой деятельности. Дети с такими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому роль, наблюдательны, практичны, коммуникабельны.
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития конструктивно – технических способностей. К ним относятся пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и частями согласно плану, схеме, описанию. Детское конструирование – это процесс создания конструкций, в которых предполагается взаимное расположение частей и элементов, способы их сочетания.
Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования специальных способностей. Очень рано начинают развиваться музыкальные способности, которые являются достаточно многогранными. К ним относятся способности воспринимать музыку, чувствовать выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, оценивать красивое в музыке и движении, ритмичную выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможностей этого возраста. Особого внимания заслуживает способность детей выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку.
В дошкольных учреждениях для воспитания одаренных детей необходимо использовать индивидуальные программы с учетом особенностей детей, их наклонностей и интересов. Эти программы должны отражать междисциплинарный, развивающий характер обучения, главные идеи познания, а не совокупность конкретных фактов; способствовать развитию различных типов мышления, исследовательских умений, навыков самоорганизованности; совершенствовать средства общения и взаимодействия с людьми.
Именно поэтому возникла необходимость создания программы для работы с одаренными дошкольниками, которая предусматривает работу с детьми, педагогами учреждения и родителями детей.
Цель развивающей-коррекционной программы:
– развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
– создание у дошкольников положительного эмоционального настроя и умения освобождаться от напряжения, скованности;
– обучение коммуникативному и невербальному поведению.
Задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой.
Формировать у детей навыки эффективного общения.
Усовершенствовать зрительную, слуховую, тактильную память, мышление, сосредоточенность и концентрацию внимания.
Развивать творческие способности и воображение.
class=”eliadunit”>
Обучать приемам саморелаксации, снятие психомышечного напряжения.
Технология реализации:
1. Диагностика одаренности осуществляется в три этапа:
1.1. Анкетирование воспитателей старших групп.
1.2. Анкетирование родителей.
1.3. Диагностика развития зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания дошкольников, методика «Творческая оригинальность» по Симановскому А. Е.
2. Проведение коррекционно – развивающих занятий.
3. Повторная диагностика после проведения занятий.
Участники: программа разработана для детей 5-6 лет, занятия следует проводить один раз в неделю, в индивидуальной или групповой форме, оптимальное количество – 8 детей.
Общее время: количество занятий – 10, продолжительность – 30 минут.
Формы работы: коррекционно – развивающие занятия состоят из упражнений и игр (метод игровой коррекции ролевой игры: психогимнастика, песочная терапия, арт-терапия: рисование; музыкотерапия; творческие рассказы).
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
Образовательный проект
по комплексному выявлению и развитию детей
с признаками одарённости
«Одарённый ребенок»
Срок реализации: 3 года (2016-2019 гг.)
Разработчик: воспитатель
Борисова Т. А.
Дорогобуж, 2016
Содержание
Пояснительная записка
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
1.2.Цель и задачи проекта
1.3.Планируемые результаты освоения проекта
- Этапы реализации проекта
- Мероприятия в рамках реализации проекта
Список используемой литературы
- Пояснительная записка
- условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие – нет. Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.
Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непо-средственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хо-рошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в ре-альной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Проект «Одарённый ребёнок» направлен на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.
Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности и формирование их личностной и социальной самореализации.
Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в процессе комплексной работы воспитателя и узких специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).
Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностно-го и практико-ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Закон РФ «Об образовании».
•Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Устав ДОУ.
- ФГОС ДО
- Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239.
- Приказ МИНОБРНАУКИ России от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности».
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда вы-дающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и ши-рота интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют ди-намику развития одарённости.
Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психи-ческого развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Од-нако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):
- Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возраст-ного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способ-ностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.
Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специ-ализации интересов и т.п.
- Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведе-ния, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
- Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может со-четаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как от-стающий в психическом развитии.
- Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна.
Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший
- тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ре-
бёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребё-нок с признаками одарённости»).
Виды одарённости
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
- Степень сформированности.
- Форма проявлений.
- Широта проявлений в различных видах деятельности.
- Особенности возрастного развития.
- По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
- Общие интеллектуальные способности;
- Конкретные академические способности;
- Творческое или продуктивное мышление;
- Лидерские способности;
- Художественные и исполнительские искусства;
- Психомоторные способности
Схема № 1. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:
- Теоретическая (для детей – познавательная);
- Практическая;
- Художественно-эстетическая;
- Коммуникативная;
- Духовно-личностная.
2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
- актуальную одаренность;
- потенциальную одаренность.
3.По критерию «Формам проявления»
- явная
- скрытая
4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»
- общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
- специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)
- По критерию «Особенности возрастного развития»
- ранняя
- поздняя
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренно-сти:
- непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
- признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ре-бенка с другим;
- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенно-стям субъективного отношения к миру и самому себе;
- защита интересов ребенка;
- индивидуальный путь развития ребенка;
- учет специфики возрастного и индивидуального развития;
- принцип диалогичности;
- принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
- принцип построения развивающей работы на основе диагностики.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель: Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с
признаками одарённости
Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах дея-
тельности и формирование их личностной и социальной самореализации.
Задачи:
- Создание системы целенаправленного выявления одарённых детей (диагностический материал для обследования детей и родителей, критерии оценки качества и результа-тивности работы).
- Внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий, программ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одарённости.
- Апробация и внедрение новых форм и методов работы по развитию детей с признаками
одарённости.
- Создание единого образовательного пространства при участии педагогов, родителей, воспитанников;
- Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с призна-ками одарённости посредством участия воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.
- Развитие отношений социального партнёрства с учреждениями культуры, дополни-тельного образования, общественными организациями.
1.3. Планируемые результаты освоения проекта
- Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).
- Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.
- Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности в практику работы.
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
- Повышение уровня профессиональной компетентности по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с признаками одаренности.
- Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.
- Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.
8. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.
- Этапы реализации проекта
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).
Итог этапа:
- Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошколь