Программа развития творческой личности ребенка

Валерия Евграфова
Программа по развитию творческих способностей дошкольников на занятиях и уроках творчества

Настоящая программа рассчитана на дошкольный возраст с основой на разнообразные виды деятельности, предполагая включение детей в творческую активизацию, с опорой на театральное искусство и театральную деятельность.

Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка, а значит, у педагогов и родителей имеется возможность корректировать такие качества личности, которые мешают человеку, в дальнейшем, приспосабливаться и подстраиваться к изменяющимся условиям жизни.

С точки зрения системного подхода некоторые динамические процессы деструктуризации личности влияют на характер дезадаптации человека, в том числе и дошкольника. Ригидность – это не только индивидуально – психологическая особенность личности, выступающая условием успешного выполнения продуктивной деятельности, как относительная неспособность личности в ходе деятельности “изменить свою психическую установку” (Warren, 1934, “реагировать на новую ситуацию” (Wand, 1955, “усвоить новые способы приспособления” (Давыдов В. В., 1983, но и способность системы реагировать на внешние изменения. Во многом она связана со свойствами нервной системы, обусловлена инертностью, глубиной установления связей и оценочными характеристиками у людей со слабой нервной системой. В ряде определений психической ригидности указывается на то, что личность не реагирует на требования объективности не просто в силу неспособности или приверженности к неадекватному способу поведения, но и в силу своего нежелания приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Приспособительная функция – некий приспособительный смысл, а проявление этого смысла может быть многозначным.

Именно поэтому возникает необходимость изучения личности с точки зрения проявления и выражения определенных характеристик, таких как детская и взрослая ригидность, выступающая преградой для изменения существующих отношений. Значит, возникает необходимость создания такой программы, которая позволит развивать творческие способности, которые, в свою очередь, скорректируют влияние ригидности на развитие личности.

Основной целью программы является развитие творческих способностей ребенка. Наряду с общей целью выделяется и ряд задач, решением которых и занимается данная программа: раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, эмоциональной отзывчивости, открытости, обогащение через знакомство с методикой театрально-творческой деятельности, развитие художественных, музыкальных способностей и развитие мелкой моторики.

Таким образом, реализация программы раскрывает творческие способности детей, при этом соблюдается закон природосообразности ребенка.

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра-драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий и др.).

Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по ритмике, сценическому движению, пантомиме, двигательной активности, тем самым учитывается особенность дошкольника, связанная с непроизвольностью, импульсивностью, потребностью в движении.

Программапостроена по принципу блоков:

• блок 1 – период накопления (погружение)

• блок 2 – период моделирования.

Период накопления предполагает погружение в пространство творчества, через подражание, овладение формой, это школа обучения чувств ребенка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию. Главная роль и функциональное значение принадлежит педагогу, который на собственном примере обучает детей.

Второй период связан с самостоятельностью, инициативностью ребят. С освоением духовных ценностей через моделирование – присвоение различных общественных структур и форм общения (навык социальной адаптации, “примеркой” многообразных ликов, масок.

Работа по блокам идет как поэтапно, плавно переходя от простого к сложному, так и параллельно, как в группах (во время игр, просмотра конечных продуктов деятельности, драматизации, прослушивания сказок, так и индивидуально (отработка образов, работа над оттачиванием деталей, упражнений).

Направления программы осуществляется с помощью декоративного творчества, кукольного театра, игрушек, игр-драматизаций, игр-подражаний, сюжетно-ролевых игр.

Главной особенностей данной программы является использование на занятияхследующих видов деятельности:

• художественная,

• музыкальная,

• театральная,

• аппликационная,

• нетрадиционная и др.

Этапы работы:

1. Развитие творческих способностей через использование различных видов деятельности.

2. Коррекция ригидности, устранение коммуникативных проблем.

3. Стимулирование творческой активности и желания использовать приобретенные навыки в реальной обстановке.

Участники группы: старшие дошкольники.

Количество участников группы: 6–9 человек.

Содержание некоторых видов деятельности.

Художественная деятельность.

Кроме драматизации существует и художественная деятельность или изобразительная, как ее называют специалисты.

Психологи утверждают, что ребенок обладает способностью к изображению, которая выступает в качестве индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешному овладению рисованием, лепкой и другими видами изображения. Развитие таких способностей происходит в процессе развития под влиянием специального обучения, однако, наибольшее удовлетворение ребенок получает при выполнении свободной деятельности, ведь тогда он имеет возможность проявиться полностью. Одного желания творить недостаточно, необходимо предоставить ребенку разнообразные материалы и тактично вводить в созидательный творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творчество художника. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений до создания образа во всем богатстве цвета, формы, ритма, пропорции и т. д.

Изобразительное искусство вносит свой вклад и в эстетическое развитие ребенка, и в его целостное восприятие мира, и в развитие эмоциональной сферы. И, несомненно, творчество неразрывно связано с художественными способностями, приобщая к миру искусства дошкольника.

Занятия по изодеятельности основываются на обучающих и свободных тематиках, что предполагает обязательное изучение и свободу для творчества.

Музыкальная деятельность.

Музыка является также одним из способов для реализации креативности, а также возможностей для реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. По выражению Д. Б. Кабалевского, любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует его музыкальные способности, вне зависимости от активности или пассивности ребенка в процессе слушания.

К системе музыкальных занятий можно отнести и элементы хореографических упражнений.

В раздел “Хореография”включаются:

1. музыкально-ритмические упражнения (на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения);

2. игры (сюжетные, несюжетные, музыкально-дидактические);

3. хороводы;

4. построения, перестроения

5. задания на танцевальное и игровое творчество.

Перед выполнением движений и началом занятий необходимо обучить детей правильно занимать исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения должны быть характерными при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.Эта сложная задача может быть осуществлена при соблюдении следующих принципов:

• систематичность,

• постепенность,

• последовательность,

• повторность.

Это основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска или игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.

Система упражнений строится по принципу “от простого к сложному” с учетом необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координацией движения, согласованию их с движениями других детей, учат ориентации в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствуют освоению элементов танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами. В работе над ними применяются различные игровые приемы (разыгрывание сценок, показ иллюстраций к музыке, использование игрушек в танце, инсценирование песен и другое). Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.

Большое внимание на занятияхуделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений танца, придумать свой танец, используя знакомые движения.

Театрализация.

Специфика театрального искусства, как искусства человековедения, где объектом изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем, создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально-активной творческой личности.

Знакомство с основным накопительным материалом – русскими народными сказками и мини-пьесами – помогает не только ознакомить детей с фольклором, но и позволяет осмысливать характерные черты героев.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и должны найти место в импровизированных постановках. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми, кроме формирования инициативности, позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Основным условием существования приведенной модели является участие воображения, как ведущего качества внутреннего духовного проявления личности в искусстве и важнейшей составляющей формирования культуры в широком смысле слова. Кроме того, включение детей в творческую деятельность побуждает развитие таких психических процессов, как произвольное внимание, память, мышление, речь.

Во время подготовки детей к театральной деятельности идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, накопление активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем.

А также эстетическое влияние оказывает спектакль,это влияние может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм.

Стоит остановиться немного и на создании игровой ситуации, ведь игра выступает как средство общения, развития и жизнедеятельности, где ребенок познает себя и свое окружение. Игра – это мощный стимулятор активности и становления ребенка на протяжении всего детства.

Таким образом, творчество неизменно присутствует в жизни детей, и задачей педагога является представить разнообразие форм и видов деятельности для самореализации ученика, особенно в условиях формирования временного детского коллектива.

Календарно-тематическое планирование.

Занятия проходят в группе 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Всего предполагается провести 38 часов за учебный год в каждой из групп учреждения дошкольного образования, в группах интенсивного психического развития 5-6 лет и 6-7 лет.

Занятия походят поочередно, логично сменяя друг друга в плане организации разнообразной деятельности, осуществляя художественную, театральную, практическую и нетрадиционную деятельность.

Тематическое планирование по творчеству в группе 6-7 лет.

№ п/п Наименование разделов и тем занятий Вид занятия Кол-во часов

1. Свободное рисование “Нарисуй свою картину”, “Я”, “Автопортрет”. Тренинг на знакомство. Нетрадиционное.

Практическое. 1 час.

2. “Рисование по мокрому листу”. Оригами “Золотая рыбка”.

Музыкально-дидактические игры. Практическое. 1 час.

3. Аппликация. Флористика “Осенняя картина”. Рисование при помощи осенних листьев. Хороводы Осени. Нетрадиционное.

Практическое. 1 час.

4. Праздник Осени. Игры, драматизации, выполнение заданий по образцу. Театрализованное 1 час.

5. Изотерапия. Элементы тренинга на групповую сплоченность. Нетрадиционное. 1 час.

6. Лепка из пластилина. “Любимая сказка”. Знакомство с песней “Я леплю из пластилина…”. Практическое. 1 час.

7. Театр игрушек. Знакомство с театром. Сказка “Зимовье зверей”. Проигрывание сюжета. Анализ проигрывания сказки. Театрализованное 1 час.

8. Рисование красками “Кляксография”, “Волшебные нити”. Работа по развитию воображения “Название картины”. Практическое. 1 час.

9. Оригами “Стаканчик”, “Сверток”. Аппликация

“ Новогодние цепи”, “Елочные игрушки”. Разучивание новогодних песен Практическое. 1 час.

10. Подготовка к новогоднему утреннику. Репетиции, игры – драматизации, игры – соревнования. Репетиция новогодних сюжетов. Праздник “Новый год у ворот”. Театрализованное 1 час.

11. Работа над творческим воображением. Бумагопластика и сюжетная аппликация “Новогодняя картинка”, “Новогодняя ночь”. Практическое.

Нетрадиционное. 1 час.

12. Рисование карандашами и красками “Городской пейзаж”. Ориентация в пространстве. Пространственное изображение Практическое. 1 час.

13. Лепка из пластилина и крупы “Герои сказок ”. Практическое. 1 час.

14. Оригами “Зайчик”, “Кораблик”. Перестроение под музыкальное сопровождение. Практическое. 1 час.

15. Кукольный театр. Сказка “Про Капризку”. Коррекция поведения. Разыгрывание по ролям. Театрализованное 1 час.

16. Аппликация “Открытка к 23 февраля”. Разучивание песен для пап. Праздник “23 февраля”. Практическое. 1 час.

17. Изготовление нетрадиционных сюрпризов. Сюжетная аппликация “ Бегемот-балерина”.

Подготовка к 8 марта. Праздник “ Женский день”.

Игры, инсценировки. Драматизации, элементы пальчиковой терапии. Нетрадиционное.

Практическое.

Театрализованное 1 час.

18. Лепка декоративная “Разукрасим мир пластилином” (лепка по картону). Практическое.

Нетрадиционное. 1 час.

19. Театр игрушек и театр актеров “Заячья капустка”. Коррекция эмоциональной сферы ребенка Театрализованное 1 час.

20. Рисование карандашами. Предметное рисование “Самое смешное и самое грустное”. Практическое. 1 час.

21. Бумагопластика “Из простой бумаги мастерим как маги”. Практическое. 1 час.

22. Сюжетное рисование “Моя история”. Сказочная мозаика “Картинка из книжки”. Работа в парах по созданию картинок. Практическое.

Нетрадиционное. 1 час.

23. Оригами “Птица”, “ Мальчик и девочка”.

Кукольный театр “Сказка про Пых” (коррекция страхов). Театр актеров. Сказка “Сочиняем сказку сами”. Практическое.

Театрализованное 1 час.

24. Аппликация, флористика “Цветущий сад”. Элементы тренинга на релаксацию.

Комбинированное заключительное занятие. Итоговая инсценировка детской песни, постановка мини-спектакля. Практическое.

Нетрадиционное. 1 час.

Источник

психологического сопровождения детей.

Развитие творческих способностей.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности, благоприятный период для развития творчества. В это время происходит становление первых форм воображения, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С.Выгодский, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина)

Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Дети – участники творческого процесса Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника  играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем.

Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие творческих способностей дошкольников.

Психологическое сопровождение детей по развитию и выявлению творческих способностей детей предполагает  использование  специальных игр и упражнений в работе с детьми. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми задания творческого содержания, которые способны удовлетворить каждого  ребенка в проявлении еготворческой активности.

Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными. Значимость психологических, развивающих игр для  дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – развитие  творческих способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана программа творческого развития детей 4-6 лет.

Цель программы: психологическое сопровождение процесса развития у детей творческих способностей

8.   Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на                                  положительные качества ребёнка).          

1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько “Сказочные лабиринты игры”

1. Психологическая диагностика.

Методика…

3. Психологическое консультирование.  Консультируемые – это учащиеся, педагоги, родители. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

– индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения учащихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;

– индивидуального и группового консультирования учащихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;

– индивидуального консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

Цели занятия

Содержание занятия

Радикалы для наблюдения

Критерии эффективности

1

учить детей моделировать графическое изображение на конструктивном языке.

– Приветствие

 «Необычный портрет». Детям предлагаются пуговицы разного цвета и размера, из которых им предстоит сделать любой понравившийся образ

Упражнение на развитие мышления

“Узнай предмет по заданным признакам» Белый, сладкий, твердый – это  …(сахар) и т.д

Упражнение “Сравнение предметов» Ребенка просят сравнить что общего и чем отличается друг от друга.
Пары слов.
1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток
2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка
3) Стол и стулья 8) Шалость и драка
4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить
5) Вода и молоко 10) Город и деревня

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции.

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии.

2

учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

– Приветствие 

– «Дорисовки». Детям предлагаются незавершенные фигуры, которые они должны дорисовать.

Упражнения

“На развитие гибкости ума”.
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
–  Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, …)
–  Назови слова, относящиеся к спорту
– Назови слова, обозначающие домашних животных.
–  Назови слова, обозначающие водный спорт.
–  Назови слова, обозначающие фрукты и т.д.

Упражнения на беглость мышления “Назвать слова с заданной буквой”.
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву “а”.
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву “т”.
3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква “с”.

– Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции.

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии.

учить детей видеть в слабо структурированном материале образы вещей и людей, ориентироваться на признаки изображений как знаки.

– Приветствие 

– «Волшебные кляксы». Детям показываются различные кляксы, они должны назвать их сходства с известными предметами.

– «Бумагопад». Дети разрывают на мелкие кусочки разноцветную бумагу и разбрасывают ее на полу. Затем участники должны наклеить эти бумажки, как угодно, на общем полотне (ватмане), пытаясь создать общую картину

Упражнение “Несуществующее животное” Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: ” Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы?

– Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Ручная умелость

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Качество выполненной работы

3

учить детей пользоваться символами при восприятии и моделировании эмоциональных состояний

Приветствие 

«В мире эмоций».Детям раздается набор из эмоций-символов (радость, грусть, страх и пр.). Далее они должны поднимать подходящий символ на показанную им фотографию человека.

– «Разные звери». Участникам предлагается показать: Грустную собаку; Злого крокодила; Веселую мартышку; Обиженную кошку; Удивленную рыбу; и т.д.

– Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции; Уровень тревожности

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии;

Понимание переживания тревожности

4

учить детей вариативности (создавать «много из одного»).

– Приветствие 

– «Картинки». Вместе с детьми рассматриваются сюжетные картинки, им необходимо определить, какие чувства и эмоции испытывают их герои и почему.

– «Веселое соревнование». Детям предлагается дорисовать несколько одинаковых лекал до разных образов предметов, дать им названия.

”    -“Узнавание эмоций” 

   Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию. Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого – либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).Дети вспоминают что – нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие. Дети вспоминают  печальное. Дети вспоминают что – нибудь, вызывающее злость и т.д.

– Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Уровень тревожности

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии;

Специфические реакции по преодолению тревожности.

5

учить детей отысканию отдаленных и неочевидных связей между вещами.

– Приветствие 

– «Мы разные, но мы похожи». Детям предлагается разбиться на пары и сказать, чем они похожи и чем отличаются. 

– «Отыщи сходство». Детям предлагалась пара предметов, между которыми они должны были установить сходство.

-«Сказка»

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина — морская (сказка о девочке, которая жила в море), Виктор — победитель (сказка о смелом и сильном человеке).

– Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Установление связей между предметами

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Количество предлагаемых идей

6

учить детей пользоваться неоформленным многозначным материалом в качестве элементов конструкции образа

– Приветствие 

– «Зайчики и слоники”» 

 «Давай мы будем с вами зайками – трусишками. Когда зайка чего – то боится, он дрожит. Вот так. (Взрослый показывает, как зайка поджимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным. Его хвостик и лапки трясутся». (Ребёнок и взрослый изображают испуганного зайку вместе).

Затем взрослый продолжает: «А теперь мы будем слонами:

большими, сильными, смелыми. Давай походим по комнате спокойно, не торопясь. Слоны никого не боятся. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им». Взрослый и ребёнок вместе показывают, как ходят большие бесстрашные слоны. 

Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Конструирование образов

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия

в занятии; Умение моделировать образы

7

учить детей смещать свою интеллектуальную позицию в соответствии с заданными условиями

– Приветствие. 

– «Как видят мир животные?». Детям предлагается представить себя каким-нибудь животным и попытаться нарисовать мир глазами этого животного.

– Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции; Гибкость мышления

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Неординарность выражения мыслей

8

учить детей моделировать ситуативные функции предметов

– Приветствие 

– «Для чего нужны эти предметы». Детям предлагается назвать как можно больше вариантов использования известных предметов.

-“Снимается кино”Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

– Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Сенсорно-перцептивный опыт

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Продуктивность деятельности

9

учить детей создавать ассоциативные связи

– Приветствие 

– «На что похоже?». Детям предлагаются изображения неизвестных им предметов и их просят определить, на что они похожи, для чего могут использоваться.

–  «Скульптор». 

Один ребёнок – глина, другой – скульптор. Скульптор «лепит» из глины, и «глина» должна любую позу принимать. Потом дети меняются ролями. В заключение не забудьте расспросить,  какая из ролей больше понравилась ребёнку и почему.

– Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Ассоциативность мышления

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии;

Разнообразие образов

10

учить детей создавать произвольные конструкции, отталкиваясь от одного признака.

– Приветствие 

– «Сказочная страна». Детям предлагается совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные, деревянные, пластиковые, шерстяные, шоколадные люди. Дети должны назвать свойства этих материалов, рассказать, как живут человечки.

– «Дискотека человечков». Под различную музыку дети должны двигаться как человечки из определенного вещества.

Мимическая игра: «Передавалки»Передай улыбку соседу (по кругу)Передай» сердилку» (сердитое выражение лица)Передай хлопок (хлопки могут быть разными – о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени; комбинированные хлопки : хлопок над столом и два о стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок. Передай «испуг».Передай «страшилку»Передай «смешинку»Передай приветствие и т.

– Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Творческий потенциал

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Оригинальность предлагаемых образов

11

учить детей моделировать целостный образ из беспорядочных знаков.

– Приветствие 

– «Волшебный карандаш» (работа в парах) Дети совместно пытаются нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом), а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем участники угадывают получившиеся изображения.

– «Сквигл». Ведущий закрывает глаза, изображает сквигл (беспорядочные знаки на бумаге) и предлагает ребенку превратить его во что-нибудь.

– «Ролевая гимнастика»

а)  Рассказать известное стихотворение:

— шепотом;

— очень быстро;

— очень медленно;

— без всякого выражения;

— с иностранным акцентом.

б)  Пройти, как:

– малыш;

— старичок.

в)  Улыбнуться, как:

– кот на солнышко;

— солнышко;

— как-будто ты увидел чудо;  как хитрая лисичка.

г)  Сесть, как:

— пчела на цветке;

– наездник на лошади.

д)  Попрыгать, как:

— кузнечик, зайчик, кенгуру, лев и т.д.

е)  Нахмуриться, как:

— осенняя туча;

— рассерженный человек;

– разъяренный Карабас-Барабас.

ж) Испугаться, как:

— ребенок, потерявшийся в лесу;

— заяц, увидевший волка;

— котенок, на которого лает собака.

з)  Устать, как:

– папа после работы;

– человек, поднявший тяжелый чемодан,

и) Отдохни, как:

— турист, снявший тяжелый рюкзак;

– ребенок, который много потрудился, помогая маме;

— воин, уставший после битвы.

 -Рефлексия 

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции

Стремление к групповому взаимодействию

Интерес (к занятию и друг другу);

Положительный эмоциональный фон;

Включенность в процесс работы

Источник