Программа развития специализированный дом ребенка
Цель коррекционно-развивающей деятельности — создание условий для развития физического, эмоционального, интеллектуального и социального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.
Задачи:
- Организация комплексного медико-педагогического изучения ребёнка с целью уточнения диагноза, а также оценки эффективности реализации индивидуальной программы развития.
- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии, воспитания положительных качеств у ребёнка.
- Формирование способов усвоения малышом социального опыта взаимодействия с людьми, действий с окружающими предметами.
- Развитие компенсаторных механизмов психики и деятельности проблемного ребёнка.
- Преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности.
- Формирование знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности ребёнка, формирование всех видов детской деятельности.
Приоритетные принципы деятельности:
- Взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.
- Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
- Отношение к ребёнку как к системно развивающемуся индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду.
Этапы деятельности
- Обследование ребёнка. Анализ анамнестических сведений.
- Составление индивидуального плана работы с ребёнком.
- Непосредственно коррекционно-развивающая деятельность.
- Анализ результатов.
Направления деятельности (для детей, развитие которых соответствует первому году жизни):
- зрительные ориентировочные реакции;
- слуховые ориентировочные реакции;
- эмоции и социальное поведение;
- движения руки и действия с предметами;
- подготовительные этапы развития речи (понимание речи, активная речь);
- навыки и умения в режимных моментах (по Фрухт Э.Л.).
Направления деятельности (для детей, развитие которых соответствует второму – четвёртому году жизни):
- понимание речи;
- активная речь;
- сенсорное развитие;
- игра и действия с предметами;
- движения;
- навыки;
- конструктивная и изобразительная деятельность;
- социальное развитие (по Аксариной Н.М., Печоре К.Л.).
Программы и методические рекомендации:
- Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребёнка. Разенкова Ю.А // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2003. – № 6.
- Мойра Питерси, Робин Трилор Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М., 2001.
- Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб., 2005.
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Под общей редакцией Н.Ф. Дементьевой – М., 1993.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2011.
- Лазуренко С.Б. Организация в учреждениях системы здравоохранения коррекционно-педагогической помощи детям с поражением ЦНС. – М., 2008.
- Верещагина Н.В. Особый ребёнок в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб., 2009.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития / Под ред. И.М. Бгажноковой.
Источник
Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 18.04.2016 №75478 дает нам возможность вести работу по следующим направлениям:
1. Общее образование. Уровень образования — дошкольное образование (разработана программа ДО «Цветик-семицветик» на основе ПООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы);
2. Дополнительное образование. Подвид деятельности – дополнительное образование детей и взрослых. Это дает нам возможность заниматься не только с детьми, но и со взрослыми по разработанной нами программе, что расширяет возможности дома ребенка по оказанию услуг.
Дополнительное образование с детьми дает возможность более углубленно:
а) выявлять и развивать творческие способности детей;
б) на занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности;
в) дополнительное образование детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
При организации деятельности дополнительного образования детей мы учитываем:
— возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой дома ребенка;
— понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
— нормы нагрузки на ребенка.
Дополнительное образование детей в доме ребенка – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой основной общеобразовательной программы дома ребенка:
— наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности — лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.
— дополнительное образования детей осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.
— дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня.
— результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, фильмов, презентаций.
Подвид деятельности «Дополнительное образование детей и взрослых» позволяет:
а) после всесторонней диагностики составлять индивидуальные программы развития по корректировке или более углубленному изучению программного материала ;
б) проводить расширенную коррекционно-развивающую работу по реабилитации /абилитации тех или иных патологий;
в) социализировать каждого ребенка, снимая синдром депривации;
г) снижать утомляемость, повышать работоспособность, активизировать мыслительные и психические процессы.
д) проводить дополнительные индивидуальные занятия
Дополнительный вид образовательной деятельности «Дополнительное образование детей и взрослых» позволил нам разработать программы по следующим направлениям:
№ | Название кружка | Направленность | Назначение | |
1 | «Пластилинки» (кружок пластилинографии)Программа курса Открытьвоспитатель Яценко Светлана Александровна педагогический стаж 38 лет | Художественная направленность, развитие исследовательской деятельности, обогащение сенсорного опыта, формирование эмоционального и речевого контакта | Дети с 1,5 лет | |
2 | «Росинка» (кружок экологии) Программа курса Открыть воспитатель Тюрина Любовь Валентиновна педагогический стаж 6 лет | Экологическая направленность, развитие эмоциональной близости с миром живой природы, понимания целостной картины мира, осознания необходимости личного участия в экологической деятельности. | Дети с 6 месяцев | |
3 | «Умные пальчики» (кружок ИЗО) Программа курса Открыть воспитатель Сафонова Ксения Геннадьевна педагогический стаж 11 лет | Художественная направленность, развитие эстетических чувств, художественного восприятия, эмоционального отклика, приобщение к народному и профессиональному искусству. | Дети с 9 мес | |
4 | «Умелые ручки» (кружок работы с природным и бросовым материалом) Программа курса Открыть воспитатель Барабошкина Ирина Игоревна педагогический стаж 7 лет | Художественная направленность, развитие творческого воображения, работа с природным и бросовым материалом. | Дети с 1,5 лет | |
5 | «Монтессоринки» (кружок Монтессори-педагогики) Программа курса Открыть воспитатель Агафонова Светлана Васильевна педагогический стаж 22 лет | Познание и социализация , развитие внимания, творческого и логического мышления, памяти, речи, воображения, мелкой моторики рук. | Дети с 6 месяцев | |
6 | «Кукляндия» (театральный кружок) Программа курса. Открыть воспитатель Муругова Любовь Васильевна педагогический стаж 33 года воспитатель Чернокоз Елена Викторовна педагогический стаж 29 лет воспитатель Соколова Ольга Серафимовна педагогический стаж 32 года | Художественно-эстетическая направленность, развитие художественного вкуса, памяти, выразительности речи, творческих и декламационных способностей. | Дети с 1 года | |
7 | «Волшебная мозаика» (кружок нетрадиционной техники аппликаций) Программа курса. Открыть воспитатель Оводкова Екатерина Александровна педагогический стаж 12 лет | Художественно-изобразительная направленность, развитие творческого воображения, мелкой моторики, психических процессов, зрительно-двигательных координаций. | Дети с 1,5 лет | |
8 | «Радость» (кружок эстетического воспитания) Программа курса. Открыть воспитатель Кузнецова Ирина Владимировна педагогический стаж 29 лет | Художественно- эстетическая направленность, становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности. | Дети с 9 месяцев | |
9 | «Песочная черепаха» (песочная терапия) Программа курса. Открыть воспитатель Абраменкова Ксения Андреевна педагогический стаж 4 года | Художественно-эстетическая направленность, обретение внутренней свободы, уверенность в себе, раскрепощенности, возможности быть самим собой. | Дети с 6 мес. | |
10 | «Са-Фи-Данс» (хореографический кружок) Программа курса. Открыть воспитатель Мартинякова Елена Сергеевна педагогический стаж 14 лет | Физическая культура, логоритмические упражнения, как способ развития чувства ритма, развития речи, общей моторики. | Дети с 1,5 лет |
Источник
Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 июня 2012 г. Регистрационный N 24543
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:
Утвердить типовое положение о доме ребенка согласно приложению.
Министр Т. Голикова
Приложение
Типовое положение о доме ребенка
1. Настоящее Типовое положение регламентирует деятельность домов ребенка, являющихся медицинскими организациями.
2. Дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – дети).
3. Дети с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики, дефектами умственного и физического развития с рождения до четырехлетнего возраста включительно (до достижения четырехлетнего возраста – по решению медико-психолого-педагогической комиссии) содержатся в специализированных группах дома ребенка.
4. Дом ребенка осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, настоящим Типовым положением и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, международными актами в области защиты прав детей.
5. Задачами дома ребенка являются:
содержание детей на основе полного государственного обеспечения;
обеспечение защиты прав детей в период их пребывания в доме ребенка;
создание детям благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, медико-социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, их социальной адаптации;
поддержание и сохранение контактов с родителями (законными представителями), родственниками детей и иными гражданами.
6. Дом ребенка осуществляет следующие функции:
прием детей, динамическое медицинское наблюдение за состоянием их здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;
уход за детьми и их воспитание, в том числе физическое воспитание, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие детей;
организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней, инвалидизации;
проведение мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, анемии и рахита;
организация и проведение профилактических осмотров воспитанников с привлечением специалистов в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г. N 20144);
оказание медицинской помощи детям, включая диагностику и лечение заболеваний, не требующих стационарной помощи;
диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;
проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации (абилитации) детей, их социальной адаптации;
реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
проведение иммунопрофилактики детей;
при наличии медицинских показаний направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи, восстановительного лечения, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения с информированием родителей (усыновителей) детей;
направление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на медико-социальную экспертизу для оформления инвалидности;
направление детей с нарушениями слуха, выявленными в акушерских стационарах, детских поликлиниках на первом этапе аудиологического скрининга, в центры реабилитации слуха для углубленной диагностики (второй этап аудиологического скрининга);
взаимодействие с центрами реабилитации слуха в работе по направлению детей с нарушениями слуха (двусторонней сенсорной глухотой) в медицинские организации для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи – операции “кохлеарная имплантация”;
направление детей с перинатальным контактом ВИЧ-инфекции, детей с ВИЧ-инфекцией на обследование и лечение в центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в период диспансерного наблюдения;
осуществление мероприятий по компенсации и (или) коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, отклонений в их поведении;
разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинской помощи, оказываемой детям, и воспитательного процесса;
организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;
ведение медицинской документации в установленном порядке;
взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей;
установление и осуществление опеки в целях защиты прав и интересов детей в отношениях с любыми лицами;
взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей, в том числе семейного устройства детей;
взаимодействие с родителями (законными представителями) детей и иными гражданами в целях восстановления и (или) сохранения родственных связей детей, временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации;
оказание консультативной и методической помощи законным представителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
защита личных и имущественных прав и законных интересов детей;
повышение профессиональной квалификации медицинских, педагогических и иных работников дома ребенка.
7. На должность главного врача дома ребенка назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности “педиатрия”, “лечебное дело” или “организация здравоохранения”, имеющий сертификат специалиста по специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье” или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и прошедший специальную подготовку по менеджменту в здравоохранении, а также имеющий стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
8. На должность врача дома ребенка назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальностям “педиатрия”, “лечебное дело”, имеющий сертификат специалиста по специальности без предъявления требований к стажу работы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения” (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
9. Структура, штатная численность дома ребенка определяются в соответствии с объемом проводимой медицинской, воспитательной и социальной работы, числа детей, пребывающих в домах ребенка, и утверждается приказом главного врача дома ребенка.
10. В доме ребенка предусматривается:
приемное отделение;
изолятор для поступающих детей (карантинная группа) (не менее 10% от количества мест в доме ребенка);
изолятор для заболевших детей (10% от количества мест в доме ребенка);
процедурный кабинет;
прививочный кабинет;
физиотерапевтическое отделение или кабинет;
массажный кабинет (зал);
кабинет для физиотерапевтического лечения;
кабинет для проведения тепловых процедур;
отделение (кабинет) реабилитации (абилитации);
кабинет (помещение) для психологической разгрузки и социальной адаптации детей;
комната для сенсорных занятий;
зал для занятий физической культурой;
зал для занятий лечебной физкультурой;
зал для групповой кондуктивной терапии;
зал для музыкальных занятий;
бассейн;
молочная комната;
кабинет главного врача;
ординаторская (в специализированных домах ребенка);
кабинеты для врачей;
кабинет старшей медицинской сестры;
кабинет сестры диетической;
кабинеты для педагогов (логопедов, психологов);
кабинет для старшего воспитателя;
кабинет сестры-хозяйки;
помещение для архива;
групповое помещение (группа), включающее игровую комнату, столовую, спальное помещение, санитарную комнату (туалет, ванную);
административно-хозяйственное подразделение со вспомогательными службами.
11. При доме ребенка может быть организован попечительский совет.
Источник