Программа развития специализированный дом ребенка

Программа развития специализированный дом ребенка thumbnail

Цель коррекционно-развивающей деятельности — создание условий для развития физического,  эмоционального, интеллектуального и социального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.

Задачи:

  • Организация комплексного медико-педагогического изучения ребёнка с целью уточнения диагноза, а также оценки эффективности реализации индивидуальной программы развития.
  • Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии, воспитания положительных качеств у ребёнка.
  • Формирование способов усвоения малышом социального опыта взаимодействия с людьми, действий с окружающими предметами.
  • Развитие компенсаторных механизмов психики и деятельности проблемного ребёнка.
  • Преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности.
  • Формирование знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности ребёнка, формирование всех видов детской деятельности.

Приоритетные принципы деятельности:

  • Взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.
  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
  • Отношение к ребёнку как к системно развивающемуся индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду.

Этапы деятельности

  1. Обследование ребёнка. Анализ анамнестических сведений.
  2. Составление  индивидуального плана работы с ребёнком.
  3. Непосредственно коррекционно-развивающая деятельность.
  4. Анализ результатов.

Направления деятельности (для детей, развитие которых соответствует первому году жизни):

  • зрительные ориентировочные реакции;
  • слуховые ориентировочные реакции;
  • эмоции и социальное поведение;
  • движения руки и действия с предметами;
  • подготовительные этапы развития речи (понимание речи, активная речь);
  • навыки и умения  в режимных моментах (по Фрухт Э.Л.).

Направления деятельности (для детей, развитие которых соответствует второму – четвёртому году жизни):

  • понимание речи;
  • активная речь;
  • сенсорное развитие;
  • игра и действия с предметами;
  • движения;
  • навыки;
  • конструктивная и изобразительная деятельность;
  • социальное развитие (по Аксариной Н.М., Печоре К.Л.).

Программы и методические рекомендации:

  • Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребёнка. Разенкова  Ю.А //  Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2003. – № 6.
  • Мойра Питерси, Робин Трилор Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М., 2001.
  • Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб.,  2005.
  • Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Под общей редакцией Н.Ф. Дементьевой – М., 1993.
  • Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. –  СПб., 2001.
  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2011.
  • Лазуренко С.Б. Организация в учреждениях системы здравоохранения коррекционно-педагогической помощи детям с поражением ЦНС. – М., 2008.
  • Верещагина Н.В. Особый ребёнок в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб., 2009.
  • Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития / Под ред. И.М. Бгажноковой.

Источник

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 18.04.2016 №75478 дает нам возможность вести работу по следующим направлениям:

1. Общее образование. Уровень образования — дошкольное образование (разработана программа ДО «Цветик-семицветик» на основе ПООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы);
2. Дополнительное образование. Подвид деятельности – дополнительное образование детей и взрослых. Это дает нам возможность заниматься не только с детьми, но и со взрослыми по разработанной нами программе, что расширяет возможности дома ребенка по оказанию услуг.

Дополнительное образование с детьми дает возможность более углубленно:

а) выявлять и развивать творческие способности детей;
б) на занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности;
в) дополнительное образование детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

При организации деятельности дополнительного образования детей мы учитываем:
— возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой дома ребенка;
— понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
— нормы нагрузки на ребенка.
Дополнительное образование детей в доме ребенка – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой основной общеобразовательной программы дома ребенка:
— наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности — лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.

— дополнительное образования детей осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.
— дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня.
— результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, фильмов, презентаций.

Подвид деятельности «Дополнительное образование детей и взрослых» позволяет:

а) после всесторонней диагностики составлять индивидуальные программы развития по корректировке или более углубленному изучению программного материала ;
б) проводить расширенную коррекционно-развивающую работу по реабилитации /абилитации тех или иных патологий;
в) социализировать каждого ребенка, снимая синдром депривации;
г) снижать утомляемость, повышать работоспособность, активизировать мыслительные и психические процессы.
д) проводить дополнительные индивидуальные занятия

Дополнительный вид образовательной деятельности «Дополнительное образование детей и взрослых» позволил нам разработать программы по следующим направлениям:

Название кружкаНаправленностьНазначение
1 «Пластилинки»     (кружок пластилинографии)Программа курса ОткрытьПрограмма развития специализированный дом ребенкавоспитатель         Яценко Светлана Александровна педагогический стаж 38 летХудожественная направленность, развитие исследовательской деятельности, обогащение сенсорного опыта, формирование эмоционального и речевого контактаДети с 1,5 лет
2 «Росинка»             (кружок экологии) Программа курса  Открыть

Программа развития специализированный дом ребенкавоспитатель       Тюрина Любовь Валентиновна педагогический стаж   6 лет

Экологическая направленность, развитие эмоциональной близости с миром живой природы, понимания целостной картины мира, осознания необходимости личного участия в экологической деятельности.Дети с 6 месяцев
3 «Умные пальчики» (кружок ИЗО)        Программа курса Открыть

Программа развития специализированный дом ребенкавоспитатель       Сафонова Ксения Геннадьевна педагогический стаж  11 лет

Художественная направленность, развитие эстетических чувств, художественного восприятия, эмоционального отклика, приобщение к народному и профессиональному искусству.Дети с 9 мес
4 «Умелые ручки»     (кружок работы с природным и бросовым материалом)         Программа курса Открыть

Программа развития специализированный дом ребенка воспитатель       Барабошкина Ирина Игоревна педагогический стаж       7 лет

Художественная направленность, развитие творческого воображения, работа с природным и бросовым материалом.Дети с 1,5 лет
5 «Монтессоринки» (кружок Монтессори-педагогики)

Программа курса Открыть

Программа развития специализированный дом ребенка воспитатель       Агафонова Светлана Васильевна педагогический стаж    22 лет

Познание и социализация , развитие внимания, творческого и логического мышления, памяти, речи, воображения, мелкой моторики рук.Дети с 6 месяцев
6 «Кукляндия» (театральный кружок) 

Программа курса. Открыть

Программа развития специализированный дом ребенка воспитатель       Муругова Любовь Васильевна педагогический стаж    33 года

воспитатель       Чернокоз Елена Викторовна педагогический стаж  29 лет

воспитатель       Соколова Ольга Серафимовна педагогический стаж     32 года 

Художественно-эстетическая направленность, развитие художественного вкуса, памяти, выразительности речи, творческих и декламационных способностей.Дети с 1 года
7 «Волшебная мозаика» (кружок нетрадиционной техники аппликаций)

Программа курса. Открыть

Программа развития специализированный дом ребенкавоспитатель       Оводкова Екатерина Александровна педагогический стаж 12 лет

Художественно-изобразительная направленность, развитие творческого воображения, мелкой моторики, психических процессов, зрительно-двигательных координаций.Дети с 1,5 лет
8 «Радость» (кружок эстетического воспитания)

Программа курса. Открыть

Программа развития специализированный дом ребенкавоспитатель       Кузнецова Ирина Владимировна педагогический стаж 29 лет

Художественно- эстетическая направленность, становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности.Дети с 9 месяцев
9 «Песочная черепаха» (песочная терапия)

Программа курса. Открыть

Программа развития специализированный дом ребенкавоспитатель       Абраменкова Ксения Андреевна педагогический стаж       4 года 

Художественно-эстетическая направленность, обретение внутренней свободы, уверенность в себе, раскрепощенности, возможности быть самим собой.Дети с 6 мес.
10 «Са-Фи-Данс» (хореографический кружок)

Программа курса. Открыть

Программа развития специализированный дом ребенкавоспитатель       Мартинякова Елена Сергеевна педагогический стаж     14 лет

Физическая культура, логоритмические упражнения, как способ развития чувства ритма, развития речи, общей моторики.Дети с 1,5 лет

Источник

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 июня 2012 г. Регистрационный N 24543

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

Утвердить типовое положение о доме ребенка согласно приложению.

Министр Т. Голикова

Приложение

Типовое положение о доме ребенка

1. Настоящее Типовое положение регламентирует деятельность домов ребенка, являющихся медицинскими организациями.

2. Дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – дети).

3. Дети с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики, дефектами умственного и физического развития с рождения до четырехлетнего возраста включительно (до достижения четырехлетнего возраста – по решению медико-психолого-педагогической комиссии) содержатся в специализированных группах дома ребенка.

4. Дом ребенка осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, настоящим Типовым положением и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, международными актами в области защиты прав детей.

5. Задачами дома ребенка являются:

содержание детей на основе полного государственного обеспечения;

обеспечение защиты прав детей в период их пребывания в доме ребенка;

создание детям благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, медико-социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, их социальной адаптации;

поддержание и сохранение контактов с родителями (законными представителями), родственниками детей и иными гражданами.

6. Дом ребенка осуществляет следующие функции:

прием детей, динамическое медицинское наблюдение за состоянием их здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;

уход за детьми и их воспитание, в том числе физическое воспитание, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие детей;

организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней, инвалидизации;

проведение мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, анемии и рахита;

организация и проведение профилактических осмотров воспитанников с привлечением специалистов в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г. N 20144);

оказание медицинской помощи детям, включая диагностику и лечение заболеваний, не требующих стационарной помощи;

диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;

проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации (абилитации) детей, их социальной адаптации;

реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

проведение иммунопрофилактики детей;

при наличии медицинских показаний направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи, восстановительного лечения, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения с информированием родителей (усыновителей) детей;

направление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на медико-социальную экспертизу для оформления инвалидности;

направление детей с нарушениями слуха, выявленными в акушерских стационарах, детских поликлиниках на первом этапе аудиологического скрининга, в центры реабилитации слуха для углубленной диагностики (второй этап аудиологического скрининга);

взаимодействие с центрами реабилитации слуха в работе по направлению детей с нарушениями слуха (двусторонней сенсорной глухотой) в медицинские организации для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи – операции “кохлеарная имплантация”;

направление детей с перинатальным контактом ВИЧ-инфекции, детей с ВИЧ-инфекцией на обследование и лечение в центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в период диспансерного наблюдения;

осуществление мероприятий по компенсации и (или) коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, отклонений в их поведении;

разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинской помощи, оказываемой детям, и воспитательного процесса;

организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;

ведение медицинской документации в установленном порядке;

взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей;

установление и осуществление опеки в целях защиты прав и интересов детей в отношениях с любыми лицами;

взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей, в том числе семейного устройства детей;

взаимодействие с родителями (законными представителями) детей и иными гражданами в целях восстановления и (или) сохранения родственных связей детей, временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации;

оказание консультативной и методической помощи законным представителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

защита личных и имущественных прав и законных интересов детей;

повышение профессиональной квалификации медицинских, педагогических и иных работников дома ребенка.

7. На должность главного врача дома ребенка назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности “педиатрия”, “лечебное дело” или “организация здравоохранения”, имеющий сертификат специалиста по специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье” или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и прошедший специальную подготовку по менеджменту в здравоохранении, а также имеющий стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).

8. На должность врача дома ребенка назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальностям “педиатрия”, “лечебное дело”, имеющий сертификат специалиста по специальности без предъявления требований к стажу работы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения” (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).

9. Структура, штатная численность дома ребенка определяются в соответствии с объемом проводимой медицинской, воспитательной и социальной работы, числа детей, пребывающих в домах ребенка, и утверждается приказом главного врача дома ребенка.

10. В доме ребенка предусматривается:

приемное отделение;

изолятор для поступающих детей (карантинная группа) (не менее 10% от количества мест в доме ребенка);

изолятор для заболевших детей (10% от количества мест в доме ребенка);

процедурный кабинет;

прививочный кабинет;

физиотерапевтическое отделение или кабинет;

массажный кабинет (зал);

кабинет для физиотерапевтического лечения;

кабинет для проведения тепловых процедур;

отделение (кабинет) реабилитации (абилитации);

кабинет (помещение) для психологической разгрузки и социальной адаптации детей;

комната для сенсорных занятий;

зал для занятий физической культурой;

зал для занятий лечебной физкультурой;

зал для групповой кондуктивной терапии;

зал для музыкальных занятий;

бассейн;

молочная комната;

кабинет главного врача;

ординаторская (в специализированных домах ребенка);

кабинеты для врачей;

кабинет старшей медицинской сестры;

кабинет сестры диетической;

кабинеты для педагогов (логопедов, психологов);

кабинет для старшего воспитателя;

кабинет сестры-хозяйки;

помещение для архива;

групповое помещение (группа), включающее игровую комнату, столовую, спальное помещение, санитарную комнату (туалет, ванную);

административно-хозяйственное подразделение со вспомогательными службами.

11. При доме ребенка может быть организован попечительский совет.

Источник