Программа развития школа социализации сельского ребенка

Программа развития школа социализации сельского ребенка thumbnail

Поволжская научно-практическая конференция

педагогических работников сельских образовательных учреждений по теме:

 «Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественнонаучного образования».

   Направление работы: Сельская школа – центр воспитания будущих жителей и тружеников.

   Название статьи: Социализация личности школьника в условиях сельской школы.

Автор заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Матюшинская СОШ» Верхнеуслонсого района Республики Татарстан Токарева Гузель Рашитовна.

     Инновационные процессы, происходящие в настоящее время в образовании, способствуют формированию новой модели современной школы. Современная школа должна не только давать своим ученикам широкие и разносторонние знания, формировать навыки и умения их самостоятельного пополнения, но и создавать условия для успешной самореализации. Современная школа должна способствовать тому, чтобы ее выпускники были социально активными, ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.

    На сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии, в которой говорится, что социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

     Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

      Социально – экономические преобразования, происходящие в стране, внесли  существенные изменения в деятельность сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовных центров на селе. У сельских учащихся (в отличии от городских сверстников) ограничены возможности в организации разнообразного досуга, выбора объединения по интересам, посещения различных кружков и секций.

       Воспитательная система МБОУ «Матюшинская СОШ»  имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), спецификой учебно-воспитательного процесса, численностью и составом педагогов и учащихся, наличием учебно-методической базы. Школа малокомплектная, из 40 обучающихся  6 проживают в многодетных семьях, 3 – в неблагополучных семьях.  С 2008 года работает пришкольный интернат, в котором проживают 13 детей из близлежащих деревень.

    С 2004 года Матюшинская школа является экспериментальной площадкой по отработке общих подходов и содержания образования предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках школы молодого фермера на основании приказов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ и Министерства образовании и науки РТ № 745/187 /2 от 08.08.2003 и № 460/96/2 от 09.04.2004 года.  Матюшинская средняя общеобразовательная школа, как школа молодого фермера, создана для осмысления статуса образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с естественно-научной профилизацией, а также программу предпрофильного и профильного образования, способствующую развитию личностного потенциала учащихся, их самостоятельности и самореализации в сельском социуме.

   Тема работы школы: «Психолго-педагогичекие и социально-экономические основы профильной дифференциации обучения в рамках программы школы молодого фермера».

   Цель воспитательной работы : «Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе».

    Задачи:

– Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, создание системы специализированной подготовки обучающихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и воспитания.

– Воспитание патриотизма, гражданственности и реализации личности обучающегося в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа.

– Воспитание интереса и любви к профессиям, востребованным в сельском хозяйстве.

– Повышение качества подготовки учащихся к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, в рамках школы молодого фермера.

–  Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся школы, формирование здорового образа жизни.

      Реализация общей цели воспитания требует решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон воспитания. Составными частями воспитания являются трудовое, нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. В целях решения воспитательно-образовательных, развивающих задач Матюшинской средней общеобразовательной школы содержание воспитания на всех ее ступенях концентрируется в следующих пяти блоках:

 «Человек и общество» (знания о нравственно-правовых основах отношений человека и общества, знания о системе экономических отношений человека и общества).

«Человек и здоровье» (знания о себе, управление физическим и умственным развитием, анализ состояния и поддержки здоровья, управление поведением и эмоциями, коммуникативные знания, формы и способы самовыражения).

«Человек и национальная культура» (знания об истории и культуре родного края, изучение родного языка на основе возрождения национального самосознания личности, национальных традиций, создания и расширения в школе этнографического музея).

 «Человек и труд» (воспитание мужчины и женщины, способных реализовать собственные потребности и потребности семьи в ведении хозяйства, получение начального профессионального образования, позволяющего начать трудовую деятельность).  Содержание трудового обучения должно формировать:

–   знания сельскохозяйственной техники, ее обслуживание и ремонт;

–   навыки ведения садово-огородного хозяйства и животноводства;

–   навыки приготовления пищи;

–   навыки вождения и ухода за сельскохозяйственной техникой;

  – навыки проектирования производственных процессов для желающих заработать деньги: школьные кооперативы, индивидуальная предпринимательская деятельность.

Читайте также:  Значение театра в развитии ребенка

«Человек  и природа» (знания о физической и нравственной связи человека и природы, физических и нравственных законах природы, знания о связи окружающего мира и самовыражение человека в художественном и техническом творчестве).

      Через блоки воспитательной программы реализуется долгосрочный проект «Наш новый дом», который реализуется через мини проекты («Добрые дела», «Путь к себе»,  «Театр здоровья»,  «Кормушки для животных «Зелёное ожерелье школы»,  «Школьный парк»,  «Семена – будущий лес»,     «Помоги птицам зимой», школьная газета  «Взгляд»,  «Люди села»,   «Защити свою планету»,  «Следопыты  этнографическому   музею»). На каждой ступени обучения и воспитания особое место уделяется проектной деятельности – социальному проектированию. Соцпроекты позволяют развить навыки коммуникации, расширить круг знаний учащихся, обогатить их опытом решения конкретных жизненных проблем, развить чувство гражданской ответственности. Укрепить веру в свои силы и возможности, привить интерес к общественно полезной деятельности. Практика воспитательной работы нашей школы доказывает, что социальное проектирование является эффективной формой социализации и занятости детей и подростков  во внеурочное время, которая позволяет реализовать свои способности и желания в любом деле.

    Ограниченные возможности для самообразования сельских школьников, отсутствие учреждений дополнительного образования, музеев, театров обуславливают необходимость организации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время на базе школы. С 1993 года в целях патриотического воспитания, формирования общечеловеческих ценностей, воспитания уважения и любви к «малой» родине, к ее культуре  открыт этнографический музей. Огромную роль в решении задач патриотического воспитания  играют общешкольные мероприятия. Ежегодно проводится месячник оборонно-массовой работы. На базе МБОУ «Матюшинская СОШ» проводится районная игра «Зарница», где с 2003 года школьная команда «Молодые ветра»учащиеся нашей школы занимают только 1 места. В актовом зале школы проходят концертные программы, посвященные праздничным датам: «День пожилых», «Международный женский день», «День села», «День матери» и др.  С целью развития творческих способностей учащихся, удовлетворения их потребности в общении и самореализации  в школе создана целая сеть кружков, по интересам культурно-эстетического, интеллектуально-развивающего, спортивного направлений. Дополнительным образованием в школе охвачено 100 % учеников, 53% учащихся занимаются в спортивной секции.  Особая роль, в организации воспитательного процесса принадлежит школьному театру – здоровья (руководитель Саматова Д.В.), который неоднократно становился победителем районного конкурса театров – здоровья. В 2011 году стал победителем (1место)  на республиканском конкурсе и призером Всероссийского конкурса театральных коллективов в 2012 году (3 место).

    В жизни сельского школьника значительное место занимает трудовая деятельность. Ииспользование возможностей профориентационной работы на базе школы позволяет показать учащимся необходимость и важность научных знаний в сельском хозяйстве. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения. Большое внимание в нашей школе уделяется профессиональному самоопределению личности школьников. Это и профессиональная ориентация учащихся. Целью профориентации сегодня является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.

      Среди социальных институтов особое место занимают детские общественные организации, которые создаются с целью развития инициативы и общественной активности детей. В школе создана детская общественная организация «Союз творческих групп». Целью организации является организация деятельности на принципах самореализации и   саморазвития личности. Детская организация нашей школы активно участвует в различных делах школы и района, она является постоянной участницей районных и республиканских конкурсов.  Организует шефскую работу  с престарелыми, ветеранами и воспитанниками детского сада.

   На социализацию ребенка оказывают  влияние многие факторы. Самое главное семья. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Родительские собрания и мероприятия с родителями проходят по плану школы, где родители принимают активное участие.  Так же стоит отметить, что отсутствие работы на селе, снижение жизненного уровня сельского населения увеличивают число учащихся  из неблагополучных семей. С учащимися «группы риска» ведется профилактическая работа совместно с центром социальной защиты.

  Учитывая наши достижения и поставленные цели и задачи, мы стремимся воспитать достойного гражданина и дать ему профессиональные знания и умения. Опираясь на специфические особенности сельской местности, влияющие на становление личности ребенка, результат учебно-воспитательной работы МБОУ «Матюшинская СОШ» мы представляем в виде модели личности выпускника.

Модель выпускника школы:

Гражданин. Обладающий высокой правовой, политической и демографической культурой, национальным самосознанием, патриотизмом, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей, историю своей страны.

Свободная личность. Уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная делать выбор, нести ответственность перед собой и обществом, свободная в выборе мнения, образа жизни.

Образованный человек. Имеющий развитые способности; потребность в знаниях, умениях; развитый интеллект; уровень образования, адекватный современным требованиям, способствующим свободному выбору области деятельности.

Культурная личность. Предлагающая  высокий уровень эстетической культуры, физической культуры и потребность в здоровом образе жизни; обладающая культурой труда, культурой эмоции и чувств, интеллектуальной культурой и культурой отношения.

Читайте также:  Теория и методика физического воспитания и развития ребенка учебное пособие

Гуманная личность. Обладающая такими качествами, как доброта, милосердие; способность к состраданию, терпимость, доброжелательность,  толерантность, стремление к миру.

Труженик. Готовый к самоопределению и выбору профессии, знающий свое дело, умелый и любящий свой край.

Источник

«Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественнонаучного образования».

Направление работы: Сельская школа – центр воспитания будущих жителей и тружеников.

Название статьи: Социализация личности школьника в условиях сельской школы.

Инновационные процессы, происходящие в настоящее время в образовании, способствуют формированию новой модели современной школы. Современная школа должна не только давать своим ученикам широкие и разносторонние знания, формировать навыки и умения их самостоятельного пополнения, но и создавать условия для успешной самореализации. Современная школа должна способствовать тому, чтобы ее выпускники были социально активными, ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.

На сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии, в которой говорится, что социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Социально – экономические преобразования, происходящие в стране, внесли существенные изменения в деятельность сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовных центров на селе. У сельских учащихся (в отличии от городских сверстников) ограничены возможности в организации разнообразного досуга, выбора объединения по интересам, посещения различных кружков и секций.

Воспитательная система МБОУ «Матюшинская СОШ» имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), спецификой учебно-воспитательного процесса, численностью и составом педагогов и учащихся, наличием учебно-методической базы.

С 2004 года Матюшинская школа является экспериментальной площадкой по отработке общих подходов и содержания образования предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках школы молодого фермера на основании приказов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ и Министерства образовании и науки РТ № 745/187 /2 от 08.08.2003 и № 460/96/2 от 09.04.2004 года. Матюшинская средняя общеобразовательная школа, как школа молодого фермера, создана для осмысления статуса образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с естественно-научной профилизацией, а также программу предпрофильного и профильного образования, способствующую развитию личностного потенциала учащихся, их самостоятельности и самореализации в сельском социуме.

Тема работы школы: «Психолго-педагогичекие и социально-экономические основы профильной дифференциации обучения в рамках программы школы молодого фермера».

Цель воспитательной работы: «Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе».

Задачи:

– Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, создание системы специализированной подготовки обучающихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и воспитания.

– Воспитание патриотизма, гражданственности и реализации личности обучающегося в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа.

– Воспитание интереса и любви к профессиям, востребованным в сельском хозяйстве.

– Повышение качества подготовки учащихся к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, в рамках школы молодого фермера.

– Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся школы, формирование здорового образа жизни.

Реализация общей цели воспитания требует решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон воспитания. Составными частями воспитания являются трудовое, нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. В целях решения воспитательно-образовательных, развивающих задач Матюшинской средней общеобразовательной школы содержание воспитания на всех ее ступенях концентрируется в следующих пяти блоках:

  • «Человек и общество» (знания о нравственно-правовых основах отношений человека и общества, знания о системе экономических отношений человека и общества).

  • «Человек и здоровье» (знания о себе, управление физическим и умственным развитием, анализ состояния и поддержки здоровья, управление поведением и эмоциями, коммуникативные знания, формы и способы самовыражения).

  • «Человек и национальная культура» (знания об истории и культуре родного края, изучение родного языка на основе возрождения национального самосознания личности, национальных традиций, создания и расширения в школе этнографического музея).

  • «Человек и труд» (воспитание мужчины и женщины, способных реализовать собственные потребности и потребности семьи в ведении хозяйства, получение начального профессионального образования, позволяющего начать трудовую деятельность). Содержание трудового обучения должно формировать:

– знания сельскохозяйственной техники, ее обслуживание и ремонт;

– навыки ведения садово-огородного хозяйства и животноводства;

– навыки приготовления пищи;

– навыки вождения и ухода за сельскохозяйственной техникой;

– навыки проектирования производственных процессов для желающих заработать деньги: школьные кооперативы, индивидуальная предпринимательская деятельность.

  • «Человек и природа» (знания о физической и нравственной связи человека и природы, физических и нравственных законах природы, знания о связи окружающего мира и самовыражение человека в художественном и техническом творчестве).

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 17 г сыктывкара

Через блоки воспитательной программы реализуется долгосрочный проект «Наш новый дом», который реализуется через мини проекты («Добрые дела», «Путь к себе», «Театр здоровья», «Кормушки для животных «Зелёное ожерелье школы», «Школьный парк», «Семена – будущий лес», «Помоги птицам зимой», школьная газета «Взгляд», «Люди села», «Защити свою планету», «Следопыты этнографическому музею»). На каждой ступени обучения и воспитания особое место уделяется проектной деятельности – социальному проектированию. Соцпроекты позволяют развить навыки коммуникации, расширить круг знаний учащихся, обогатить их опытом решения конкретных жизненных проблем, развить чувство гражданской ответственности. Укрепить веру в свои силы и возможности, привить интерес к общественно полезной деятельности. Практика воспитательной работы нашей школы доказывает, что социальное проектирование является эффективной формой социализации и занятости детей и подростков во внеурочное время, которая позволяет реализовать свои способности и желания в любом деле.

Ограниченные возможности для самообразования сельских школьников, отсутствие учреждений дополнительного образования, музеев, театров обуславливают необходимость организации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время на базе школы. С 1993 года в целях патриотического воспитания, формирования общечеловеческих ценностей, воспитания уважения и любви к «малой» родине, к ее культуре открыт этнографический музей. Огромную роль в решении задач патриотического воспитания играют общешкольные мероприятия. Ежегодно проводится месячник оборонно-массовой работы. На базе МБОУ «Матюшинская СОШ» проводится районная игра «Зарница», где школьная команда «Молодые ветра»учащиеся нашей школы занимают только 1 места. В актовом зале школы проходят концертные программы, посвященные праздничным датам: «День пожилых», «Международный женский день», «День села», «День матери» и др. С целью развития творческих способностей учащихся, удовлетворения их потребности в общении и самореализации в школе создана целая сеть кружков, по интересам культурно-эстетического, интеллектуально-развивающего, спортивного направлений. Дополнительным образованием в школе охвачено 100 % учеников, 53% учащихся занимаются в спортивной секции. Особая роль, в организации воспитательного процесса принадлежит школьному театру – здоровья (руководитель Саматова Д.В.), который неоднократно становился победителем районного конкурса театров – здоровья.

В жизни сельского школьника значительное место занимает трудовая деятельность. Ииспользование возможностей профориентационной работы на базе школы позволяет показать учащимся необходимость и важность научных знаний в сельском хозяйстве. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения. Большое внимание в нашей школе уделяется профессиональному самоопределению личности школьников. Это и профессиональная ориентация учащихся. Целью профориентации сегодня является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.

Среди социальных институтов особое место занимают детские общественные организации, которые создаются с целью развития инициативы и общественной активности детей. В школе создана детская общественная организация «Союз творческих групп». Целью организации является организация деятельности на принципах самореализации и саморазвития личности. Детская организация нашей школы активно участвует в различных делах школы и района, она является постоянной участницей районных и республиканских конкурсов. Организует шефскую работу с престарелыми, ветеранами и воспитанниками детского сада.

На социализацию ребенка оказывают влияние многие факторы. Самое главное семья. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Родительские собрания и мероприятия с родителями проходят по плану школы, где родители принимают активное участие. Так же стоит отметить, что отсутствие работы на селе, снижение жизненного уровня сельского населения увеличивают число учащихся из неблагополучных семей. С учащимися «группы риска» ведется профилактическая работа совместно с центром социальной защиты.

Учитывая наши достижения и поставленные цели и задачи, мы стремимся воспитать достойного гражданина и дать ему профессиональные знания и умения. Опираясь на специфические особенности сельской местности, влияющие на становление личности ребенка, результат учебно-воспитательной работы МБОУ «Матюшинская СОШ» мы представляем в виде модели личности выпускника.

Модель выпускника школы:

  • Гражданин. Обладающий высокой правовой, политической и демографической культурой, национальным самосознанием, патриотизмом, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей, историю своей страны.

  • Свободная личность. Уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная делать выбор, нести ответственность перед собой и обществом, свободная в выборе мнения, образа жизни.

  • Образованный человек. Имеющий развитые способности; потребность в знаниях, умениях; развитый интеллект; уровень образования, адекватный современным требованиям, способствующим свободному выбору области деятельности.

  • Культурная личность. Предлагающая высокий уровень эстетической культуры, физической культуры и потребность в здоровом образе жизни; обладающая культурой труда, культурой эмоции и чувств, интеллектуальной культурой и культурой отношения.

  • Гуманная личность. Обладающая такими качествами, как доброта, милосердие; способность к состраданию, терпимость, доброжелательность, толерантность, стремление к миру.

  • Труженик. Готовый к самоопределению и выбору профессии, знающий свое дело, умелый и любящий свой край.

Источник