Программа развития руки для ребенка 4 лет
Елена Шмакотина
Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 4–5 лет
Актуальность.
Истоки способностей и дарования детей – на
кончиках их пальцев.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы,
но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить
коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной
деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных
процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к
начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе
выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые
во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на
занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою
успешность
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до
поступления в школу.
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на
развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения
предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям
интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов
деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие
познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-
волевой сферы и мелкой моторики.
Программа позволяет посещать занятия не только здоровым
детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры,
максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит
естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания
безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с
пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть
ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование
по точкам.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей
дошкольного возраста 4-5 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Всего 32 занятий.
Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев
рук ; развитие двигательных и познавательных способностей детей;
развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-
практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных
направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры
предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки,
соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур,
не оставлять незакрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
3. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и
материалы.
Развивающие:
1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. развивать способности координированной работы рук со зрительным
восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление,
фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе
предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное
отношение к работе.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и
координации движений.
Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Ручная умелость.
Рисование пластилином.
Конструирование из бумаги в технике оригами.
Аппликация.
Развитие графических навыков
Рисование по трафаретам.
Вырезывание ножницами.
Штриховка.
Дорисовка.
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с крупой, фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек. Семян.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами
упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают
ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж
которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования
пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало
плоскостной геометрии (техника оригами, с различными видами
аппликации.
Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития
воображения.
В разделе «Графические навыки
дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого
ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» ”
У детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная
координация и оптико-пространственные представления, используются
предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня,
соответствующего данному возрасту.
2. Овладение разными видами ручной умелости.
3. Овладение приемами работы с разными инструментами.
4. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в
художественной деятельности.
5. Овладение нормами этики поведения.
Перспективное планирование
Тема занятий Цель занятий содержание
1. Диагностика Выявление ведущей руки
2. «Детский сад и игрушки»
Октябрь. Развивать мелкую моторику пальцев, чувствительность.
Формировать графические умения и навыки.
1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».
2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж).
3. Раскрашивание игрушки.
3.«Детский сад и игрушки».
Развивать мелкую моторику пальцев; учить примазывать кусочки пластилина,заполняя пространство внутри.
1. Пальчиковая игра «Дружат пальчики».
2. Игра «Что это?» Определить плоские игрушки на ощупь: кубик,мяч, пирамида.
4.«Осень».
Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики добиваясь изображения листьев.
1. Пальчиковая игра «Осенние листья».
2. «Листопад»-лист жёлтой бумаги порвать на мелкие кусочки.
3. Пластилинография «Осеннее дерево».
5.«Огород. Овощи». Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении,не выходя за контур.
1. Дид. игра «Чудесный мешочек» .Выбрать только овощи.
2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась овощи».
6.«Сад. Фрукты».
Ноябрь. Развивать мелкую моторику пальцев. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.
1. Пальчикова гимнастика «Мы делили апельсин».
2. «Сушка фруктов»-нанизывание пуговиц на шнурок.
3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукт».
7. «Ягоды». Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуры по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. 1. Пальчиковая игра «По ягоды».
2. Выложить горохом по нарисованному контуру (Ягоды).
3. Пластилинография «Клубника».
8. «Дом. Семья». Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки.
1. Пальчикова игра «Как у нас семья большая».
2. «Мой дом»-выкладывание из счётных палочек.
3. «Семья»-обвести фигуру человека и раскрасить.
9.«Мебель. Квартира». Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Совершенствовать зрительную память.
1.«Мебель для гостиной»-выкладывание из палочек.
2. Массаж ребристым карандашом между ладонями.
3. «Продолжи узор»-раскрашивание геометрических фигур.
10.«Зима».
Декабрь. Развивать мелкую моторику пальцев, учить преобразовывать квадрат в части дома :основание и крышу. Развивать внимание,логическое мышление.
1. «Построим горку для зверушек из снежных комков»-изготовление комков из бумаги.
2. Игра «Что лишнее и почему?».
3. «Сказочный домик» -оригами.
11. «Новый год». Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. 1. Пальчикова игра «Новый год».
2. «Бусы на ёлке»-выкладывание геометрических фигур в определённой последовательности.
3. «Ёлочная игрушка»-оригами.
12. «Зимние забавы». Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики.
Научить скатывать шарики из салфеток.
1. Хороводная игра «Лепим мы снеговика».
2. П/и «Зимние забавы»
3. «Весёлый снеговик»-аппликация из салфеток.
13. «Новый год». Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.
1. Пальчиковая игра «Ёлочка».
2. Рисование по точкам «Ёлочка».
3. «Нарядная ёлочка»-оригами.
14. «Зимующие птицы».
Январь. Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.
1. Угощение для птиц –сортировка семян (фасоль, горох).
2. Пальчикова игра «Снегири».
3. «Птица»-обводка трафарета,штриховка.
15. «Домашние животные». Продолжать работу над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки,закреплять умение работать с бумагой. 1. П/и «Повстречались».
2. «Дорисуй коровам травку» -рисование по точкам.
3. «Котёнок»-оригами.
16. «Домашние птицы». Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учит штриховать мелкими штрихами.
1.«Накормить птичек»-скомкать бумагу в маленькие комочки.
2. П/и «Домашние птицы».
3.«Цыплёнок» -оригами.
17. «Транспорт».
Февраль. Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учит складывать фигуры из бумаги.
1. Игра «Назови вид транспорта и его назначение».
2. «Машина»-работа с трафаретами.
3. «Машина»-оригами.
18. День святого Валентина. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. 1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
2. Масаж ладошек.
3. Изготовление Валентинка из бумаги.
19. «Наша Армия». Продолжать развивать зрительно-моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях.
1. Из риса выложить салют по контуру.
2. Пальчиковая игра «Солдаты».
3. Штриховка «Танк».
20. «Весна». Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Учить работать с крупой.
1. «Потекли ручейки»- рисование пальцами на крупе.
2. Нанизывание пуговиц в чередовании.
3. Аппликация из пшена «Солнышко».
21.«Мамин праздник».
Март. Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги. 1. Завязываем бантик га подарке.
2. Смотать клубок для бабушки.
3. Открытка для мамы (оригами).
22.«Комнатные растения». Продолжать работать над развитием мелкой моторики,координации движений. Учить штриховать в разных направлениях.
1. П/и «На окно скорее глянь…».
2. Обрывание цветка по контуру.
3. Штриховка «Цветок».
23.«Дикие животные». Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами.
Познакомить с новым видом штриховки «клубок».
1. Игра «Кто где живёт?» обвести трафарет животного,вырезать его и поместить туда,где он живёт.
2. Игра «Кто,чем питается?»
3. Штриховка.
24. «Перелётные птицы» Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. 1. П/и «Встреча птиц».
2. «Домик для скворца»
Выкладывание из палочек.
3. Обвести птицу по трафарету и вырезать.
25. «Весенние цветы».
Апрель. Учить работать с трафаретами и шаблонами.
Продолжать учить работать с бумагой.
1. П/и «Цветок».
2. Работа с трафаретами.
3. Коллективная аппликация «Весенний луг».
26. «Мой город» Упражнять в работе с трафаретами. Учит ориентироваться на плоскости.
1. «Найди дом» -лабиринт.
2. П/и «Дом».
3. Выложить дом пластилиновыми жгутами по контуру.
27. «Правила дорожного движения». Продолжать работу над развитием мелкой моторики. Учить работать с ножницами. Продолжать учить работать с пластилином.
1. П/и «Машина».
2. Обвести трафарет и вырезать.
3. Пластилинография «Светофор».
28. «Рыбки». Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание,память. Продолжать учить работать с бумагой. 1. П/и «Рыбка».
2. Упражнение «Чего не хватает».
3. Оригами «Рыбки в аквариуме».
29. «Насекомые».
Май. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать учить работать с пластилином.
1. П/и «Насекомые».
2. «Нёс однажды муравей»- перекладывание гороха на ударный слог.
3. Пластилинография «Гусеница».
30. «Бабочки» Продолжать работать над развитием мелкой моторики,координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами.
1. П/и «Бабочка».
2. Зашумлённые картинки.
3. «Бабочка» оригами.
31. «Лето». Продолжать работу над развитием мелкой моторики. Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.
1. «Быстрые ножки»-ходьба указательным и средним пальцами.
2. П/и «Пчёлы».
3. Коллективная аппликация «Лето».
32. Диагностика Обследование мелкой моторики.
Источник
Утверждено и введено в действие
приказом № ____ от «____»__________2015 г
Заведующая ____________ А.В.Тишина
Рабочая программа
кружка по развитию мелкой моторики рук
«Веселые ладошки»
Для работы с детьми 3– 4 лет
2015 – 2016 учебный год
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета МБДОУ № 16
протокол № 1 от 28. 08. 2015 г.
Руководитель кружка
Салеева Евгения Николаевна
Структура программы
I. Целевой раздел образовательной программы
1.Пояснительная записка
1.1.Цель и задачи программы
1.2.Система мониторинга
II. Содержательный раздел программы
1.Перспективный план работы кружка «Веселые ладошки»
III. Организационный раздел
1.Методика проведения занятий
2.Организация работы кружка
3.Материально – техническое обеспечение программы
4.Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико – пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память).
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
1.1 Цель и задачи программы
Цель:развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
– формирование практических умений и навыков, обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином;
– развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
– развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
– развитие речи детей;
– воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
– развивать художественный вкус;
– воспитывать усидчивость, целенаправленность
1.2. Система мониторинга
Критерии:
1. Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений руки.
2. Владеет навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека).
3. Развита координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.
4. Владеет приемами работы с различными материалами.
5. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
6. Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу (критерий № 3, №5).
Каждый критерий оценивается в баллах
Сформирован- 10 баллов
На стадии формирования- 5 баллов
Не сформирован- 0 баллов
п/п
Задания, вопросы
Знания, умения, навыки
Сформированы
На стадии формирования
Не сформированы
1.
«Рассортируй бусины» (белые отдельно, красные отдельно)
Допускает не более 1 ошибки
Допускает от 2 до 4 ошибок
Делает работу с помощью взрослого или ребенка
2.
«Чудесный мешочек» – определение наощупь материала, из которого сделан предмет
Определяет материал безошибочно
Определяет материал со 2 – 3 попытки
Не различает материал
3.
«Яблоко» – раскрась по образцу
Работа выполнена аккуратно, без помарок
Допускает 2 – 3 помарки
Делает работу с помощью взрослого
4.
«Склеим чашку» – собери целую картинку из трех частей
Работа выполнена без ошибок
Допускает 1 ошибку
Делает работу с помощью взрослого или ребенка
5.
«Солнышко» – рисуем на манке пальчиками
Работа выполнена точно, аккуратно
Допускается 2 – 3 ошибки
Самостоятельно справиться не может, только с чьей – то помощью
6.
Упражнение «Ловкие руки» – подобрать крышечки к баночкам
Работа выполнена точно без ошибок
Допускает 2 – 3 ошибки
Делает работу с помощью взрослого или ребенка
Высокий – 40-60 баллов
Средний – 20-40 баллов
Низкий – 0-20 баллов
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Перспективный план работы кружка «Веселые ладошки»
Сентябрь
«Огород»
1 неделя
Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»
«Морковка» – раскрась по образцу
Цель: развивать мелкую моторику рук;
тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур
2 неделя
Упражнение «Помоги Золушке» – рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно)
Упражнение «Похлопаем» – хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу
Цель: стимулировать тактильные ощущения;
тренировать в умении хлопать в ладоши тихо или громко по сигналу
3 неделя
Игра «Что растет в огороде?» – чудесный мешочек
Самомассаж косточками от фруктов
Цель: развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением
4 неделя
Кукольный театр «Репка»
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить управлять куклами, вовлекать детей в сотрудничество
Октябрь
«Одежда»
1 неделя
Чтение стихотворения «Мой мишка» – застегивание и расстегивание пуговиц
Самомассаж пуговицами
Цель: упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы
2 неделя
«Недошитое платье» – пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью
Цель: обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные лини
3 неделя
Дидактическая игра «Оденем Петю»
Цель: учить последовательно одевать и раздевать куклу
4 неделя
Самомассаж гранеными карандашами
Подвижная игра «Гномики прачки»
Цель: воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми
Ноябрь
«Транспорт»
1 неделя
Упражнение «Что у кого?» – расглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки
Упражнение «Топай – хлопай»
Цель: учить работать с бумагой, разглаживать скомканную бумагу
тренировать в умении хлопать в ладоши тихо или громко по сигналу
2 неделя
Упражнение «Грузим камушки на грузовик» – камушки рассыпаны по ковру
Цель: воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, привычку играть вместе
3 неделя
«Проехала машина» – рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины
Цель: обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии
4 неделя
Пальчиковая игра «Вертолет»
Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком бусинки
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений
Декабрь
«Домашние животные»
1 неделя
Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Цель: воспитывать любовь к животным, фантазию
2 неделя
Пальчиковая игра «Коготки и лапки»
«Зеленый лужок» – рисуем травку для коровки
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
обучать детей ритмичному нанесению штрихов
3 неделя
Упражнение «Домашние животные» – найти в сухом бассейне фигурки животных наощупь
Цель: стимулировать тактильные ощущения
4 неделя
Пальчиковый театр «Курочка Ряба»
Цель: развивать мелкую моторику рук, вовлекать детей в совместную игру
Январь
«Игрушки»
2 неделя
Упражнение «Рисуем мячи» – на манке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик)
Цель: продолжать учить изображать предметы разного размера
3 неделя
Упражнение «Платочек для куклы» – определение фактуры материала
Самомассаж косточками от фруктов
Цель: стимулировать тактильные ощущения
4 неделя
«Пирамидка» – лепка из пластилина
Цель: учить детей катать из пластилина шарик и расплющивать его пальцами
Февраль
«Птицы»
1 неделя
Упражнение «Накорми птичек» – отрывать кусочки бумаги, скомкать в маленькие шарики
Подвижная игра «Утята»
Цель: закреплять у детей умение работать с бумагой – отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки
2 неделя
«Птичьи следы на песке» – рисуем на манке пальчиками
Цель: закреплять умение ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии
3 неделя
Упражнение «Что внутри?» – подушечки с различным наполнителем (фасоль, рис, греча)
Цель: стимулировать тактильные ощущения
4 неделя
«Погуляем» – двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро
Самомассаж бусинками
Цель: формировать произвольное координирование движения пальцев рук
Март
«Посуда»
1 неделя
Пальчиковая игра «Посуда»
Игра с резиновыми ребристыми мячам и (ежиками)
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений
2 неделя
Игра «Собери сервиз» – чудесный мешочек
Самомассаж гранеными карандашами
Цель: учить соотносить предметы со словесным обозначением
3 неделя
Упражнение «Ловкие руки» – подобрать крышечки к баночкам
«Склеим чашку» – собрать картинку из трех частей
Цель: стимулировать тактильные ощущения
4 неделя
Пальчиковый театр « Колобок»
Цель: вовлекать детей в сотрудничество, развивать речь, актерское мастерство
Апрель
«Дикие животные»
1 неделя
Пальчиковая гимнастика «На лужок»
Упражнение «Животные хотят пить» – наливаем воду из стакана в тарелку ложкой
Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук; учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой
2 неделя
Упражнение «Нарви молодой травки – мелко нарвать зеленую бумагу
Подвижная игра «Зайка»
Цель: закреплять у детей умение мелко рвать бумагу
3 неделя
«Угостим медвежонка медом» – рисование сот пальчиковыми красками
Цель: развивать мелкую моторику рук; учить детей ритмичному нанесению кругов
4 неделя
Пальчиковый театр «Теремок»
Цель: вовлекать детей в сотрудничество, развивать речь, актерское мастерство
Май
«Весна пришла»
1 неделя
Пальчиковая игра «Цветок»
Упражнение «Весенний цветок» – тактильное обследование цветов из бархатной бумаги
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения
2 неделя
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Заштрихуй бабочку по образцу
Цель: учить детей ритмичному нанесению штрихов
3 неделя
Лепка «Красивые одуванчики» (пластилин + спички)
Цель: закреплять умение делать из пластилина шарики
4 неделя
Коллективное рисование «Вот такие ножки у сороконожки»
Цель: вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополнять образ
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Методика проведения занятий
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
– Игровая форма
– Индивидуальная деятельность
– Развивающие игры
-Интегрированная форма
2. Организация работы кружка
Программа кружка разработана для работы с детьми 2 младшей группы (3-4 года). На кружок отбираются дети по желанию родителей. Данный курс программы рассчитан на 36 занятий. Занятия проводятся в групповой комнате один раз в неделю в игровой форме в режиме дня продолжительностью не более 15 мин. Занятия проводятся по плану, который составляется на год. Материал, необходимый для работы хранится в определенном месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям.
Материально – техническое обеспечение программы
Технические средства:
1.Музыкальный центр
2.DVD плеер
3. Магнитофон
Используемые материалы:
1. Мозаика
2. Конструктор
3. Пирамидки
4. Мелкие игрушки разной формы
5. Счетные палочки
6. Бусины
7. Игрушки из разного материала
8. Чудесный мешочек
9. Альбом
10. Цветные карандаши
11. Краски
12. Трафареты
13. Пластилин
14. Цветная бумага
15. Клей
Наглядный материал:
1. Иллюстрации.
2. Игрушки, для обыгрывания сюжета.
4. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
1. Александрова З.Н. «Стихи», – М.: «Эксмо», – 2009 г.;
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с.
3. Вахтин В. «Весёлые уроки 5. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику», – М.: «Фламинго», – 2010 г.
4. Ермакова И.А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с.
5. Кочетова, Н.П. «Играем с малышами: игры и упражнения для детей 3 – 4 лет: пособие для воспитателей и родителей». / Н.П. Кочетова, Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
6. Маслова Е.Н. «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушением речи. Часть 2», – Волгоград: «Корифей», – 2010 г.;
7. Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», – СПб.: «Детство-пресс», – 2013 г.;
8. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.
9. Ульева Е.А. «Пальчиковые игры. Для детей 4 – 7 лет», – М.: «Мозаика-синтез», – 2012 г.;
10. Чернорицкая О. «Ботинок», – М.: «Дрофа», – 2006 г.;
12
Источник