Программа развития речи у ребенка

Миронова Ольга
Программа по развитию речи детей дошкольного возраста «Учусь, играя»

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Дошкольники много своего свободного времени проводят у экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Родители мало читают книги своим детям, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение развитию речи.

Программа «Учусь говорить» нацелена на развитие связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, логики и т. д.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Дети не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Чтобы понять речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Необходимо с раннего детства обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей — обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Основой программы заложены принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его доступности с постепенным усложнением.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной связи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

1) Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников, т. е. практическое усвоение лексических средств языка.

5) Формирование грамматического стоя речи, т. е. практическое усвоение грамматических средств языка.

6) Развитие навыков связной речи дошкольников (диалогической и монологической форм).

7) Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.

8) Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации.

9) Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики).

10) Развитие и коррекция психических процессов.

11) Развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми,как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

Цель программы: воспитание у детей правильной, четкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом.

Задачи:

– Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

– Обогащение и активизация словаря.

Развитие навыков связной речи.

Направленность: коррекционно–развивающая.

Срок реализации программы – 1 год

Учебно-тематический план.

№ Виды деятельности Тема занятий Количество часов

1период

Формирование лексико-грамматических представлений 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

3. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами

4. Обогащение экспрессивной речи и словами-синонимами,

сложными словами.

5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

8. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.

9. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами.

10. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

11. Закрепление умения образовывать глаголы в разных временных формах. Развитие связной речи и речевого общения.

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствование навыков ведения диалога.

2. Учить составлять описательные рассказы по заданному плану.

3. Учить составлять описательные рассказы по образцу.

4. Учить составлять пересказ текста.

5. Учить составлять небольшие рассказы по заданному плану.

6. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

7. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

8. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

9. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

10. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

11. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового.

2 период

Формирование лексико-грамматических представлений Развитие словаря.

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем

2. Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами.

3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами,

4. Обогащение экспрессивной речи относительными и прилагательными;

5. Обогащение экспрессивной речи притяжательными прилагательными с противоположным значением.

6. Пополнение словаря однородными определениями.

7. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

8. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

9. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

10. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

11. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

12. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.

13. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по коллективно составленному плану.

5. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия.

6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по картине; распространения простых предложений однородными членами

7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины.

8. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового

3 период

Формирование лексико-грамматических представлений

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами,

3. Обогащение экспрессивной речи многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.

4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами и словами-антонимами.

5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными; прилагательными с противоположным значением.

5. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.

6. Пополнение словаря отглагольными существительными.

7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

8. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

9. Совершенствование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.

10. Закрепление умения подбирать определения к существительным.

11. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными и числительных с существительными.

Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

Развитие просодической стороны речи.

Развитие и совершенствование речевого дыхания.

– Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).

– Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

– Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.

1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.

2. Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

5. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их.

6. Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов по коллективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия. 4

ИТОГО 58

Источник

Проект программы речевого развития детей 3-4 лет

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Программа направлена на развитие активной речи  у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) занятий, длительность одного занятия – 15 минут, периодичность проведения занятий – 3 занятия в неделю, продолжительность программы – 3 недели. Реализуется данная программа в дошкольном учреждении, в младшей группе. Форма проведения – групповая.

Актуальность.

В возрасте 3 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 1000), и в норме пользуется ими активно, стоит предложения, описывает свои действия и переживания словами. В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка взрослыми. Развитие речи предполагает пополнение запаса слов, умения с ними оперировать, составлять словесные конструкции. При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие словесного мышления. Обладая свободной речью ребенку легче встроиться в систему социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить моральные нормы, этические нормы, познать окружающий мир.

Цель программы: развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие активной речи, диалоговой речи

2. развитие голосовых качеств – темпа, тональности, громкости, интонации

3.развитие слухового внимания и памяти

4. развитие мелкой моторики

5. укрепление мышц артикуляции

Планируемый результат.

Ребенок использует речь в повседневной жизни, сопровождает свои действия речью, может выразить словами  свои переживания,  чувства, изменяет слова по числам и падежам, имеет представления о счете, говорит простыми фразами, вступает в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми, называет по картинке некоторых животных, может имитировать звуки с разной громкостью, способен изменять интонацию, различает звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.

Параметры результативности и диагностика:

В качестве критериев эффективности программы используются результаты сравнительного наблюдения за развитием речи.

Для измерения исходного уровня развитости речи использована таблица наблюдения (см. приложение1).

Адресат – воспитанники ДОУ.

  1. Концептуальные компоненты программы.

Направления работы: диагностическое, профилактическое, консультационное.
Принципы программы: принцип непрерывности воздействия, принцип комплексности диагностических и коррекционно-развивающих компонентов, принцип постоянного усложнения материала, принцип учета сложности материала и создания эмоционально комфортной среды.

Поурочно-тематический план

Тема/упражнения

Цель

1

Стихи-диалоги, пальчиковая игра, дыхательная гимнастика, чтение рассказа, хоровод

Развитие диалоговой речи, различения интонации, слухового восприятия и памяти, моторики

2

Волшебный мешочек, Кто как говорит?

Стих-диалог

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы

Приветствие

3

Слушание рассказа, аппликация, пальчиковая игра

развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики

4

Слушание рассказа, пальчиковая игра, физминутка

развитие диалоговой речи, моторики

5

Звуки леса, деревни, города. Хоровод, пальчиковая игра, игра «Хлопки»

развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи

6

Волшебный мешочек, игра «кто как говорит», хоровод, игра «Один – много»

развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса

7

Звуки детского сада, стройки, праздника, Стих-диалог, пальчиковая игра

развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации

8

Слушание рассказа, физминутка, пальчиковая игра, игра «Хлопки»

развитие слухового внимания и памяти, моторики

9

Мимическая гимнастика, пальчиковые игры, игра «Я вчера..»

развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции

10

Игра «олдин-много», стих-диалог, придумывание сказки, пальчиковая игра

развитие активной речи, моторики

Заключение.

В возрасте трех лет ребенок начинает усваивать нормы общественных отношений, и ему необходимы новые системы обозначения своих чувств, желаний. Если ребенок может сказать об этом вслух, то его общение со взрослыми и сверстниками проходит продуктивно. Общаясь и выражая свои чувства и потребности понятно, ребенок чувствует, что его понимают не только дома, но  в детском саду, на улице. Тем самым учится выстраивать отношения к себе и миру, людям. Также речь помогает становлению памяти, мышления, интеллекта. Оперируя словами, ребенок развивается умственно. Без речевых навыков, становится невозможным освоение счета, чтения, письма. А также успешное освоение речи ребенком – это предпосылки к развитию словесного мышления, становления логики.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

  К. Д. Ушинский

Список литературы:

  1. Ирина Асеева «Стихи-болтушки»
  2. Кулагина М. «Возрастная психология»
  3. Ларечина Елена «Развивающие занятия для детей» (Счастливый малыш)
  4. Янушко Елена «Новый ребенок»

Занятие 1

Развитие диалога, мелкой моторики, интонации, слуховой памяти и восприятия.

Приветствие:

Вот звенит звоночек.

-Здравствуй, мой дружочек!

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Девченки и мальчишки.

  1. Психолог читает вслух стих, а дети рифмуют недостающие слова. Работа с книгой.

-Добрый день, лягушка!

– Ква!

-Комара поймала?

-Два?

– Как дела, подружка?

– Так…

– Что в корзиночке?

– Пятак!

-Денежка? Зачем?

– Коплю! Платье новое куплю! 2 раза

     2.    Пальчиковая игра

«Наши пальчики бежали, прыг-скок, прыг-скок, ох как быстренько бежали прыг-скок, прыг-скок, спотыкнулись и упали!  Повторить 2 раза.

3.Психолог читает вслух рассказ «Сказка в лесу», с. 38. Работа с книгой. После спрашивает, оком, очем рассказ, понравился ли, кто герои?

4. А теперь возьмем наших пчелок на ниточках и подуем, подуем, чтобы они полетели. Ну-ка у кого пчелки улетели?

5. Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Прощание.

Вот звенит звонок опять, убегаем мы играть.

Занятие 2

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы

Приветствие

  1. Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
  2. Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.

3. Ведущий читает стих, дети хором отвечают в рифму

-Как пойдем гулять?

    – Топ-топ!

-Как мы дверь закроем?

-Хлоп!

-Кошка к нам с крылечка

-Прыг.

– Воробьишки:

-Чик-чирик!

-Кошка рада птичкам:

-Мурр.

-Воробьи взлетели

-Фурр.

-Дальше ножками:

-Топ-топ!

– И теперь калиткой:

-Хлоп!

-Как трава шумит?

-Шшш…

-Кто в траве шнряет?

-Мышь.

-На цветке пчела:

-Жу-жу.

-Ветер листьями:

-Шу-шу.

-Речка струйками:

-Трень-брень.

-Здравствуй, яркий светлый день!

4. Пальчиковая игра

Утро настало,

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

-Вставай, Большак!

-Вставай, Указка!

-Вставай, Середка!

-Вставай, Ситротка!

И крошка-Митрошка.

Привет, Ладошка!

Все проснулись, потянулись.

Прощание

Занятие 3

Цель: развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики

Приветствие

  1. Рассказ о зайце (с.38.)
  2. Аппликация «Заяц», материал: двусторонний скотч, картон, вата, маркер.

После сказки дети и ведущий обсуждают, о ком эта сказка, кто герои, почему шуба у зайца зимой белая.

Далее к заранее приготовленным силуэтам зайцев из двустороннего скотча дети приклеивают вату, и маркером рисуют ему глаза и нос.

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

Прощание

Занятие 4

Цель: развитие диалоговой речи, моторики

Приветствие

  1. Рассказ «Рождественская сказка». Далее обсуждение,  чем рассказ, кто герои?
  2.  Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Физминутка: Как под горкой снег,

И на горке снег,

А под горкой спит медведь

Тише, тише, не шуметь (3 раза)

Прощание

Занятие 5

Цель: развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи

Приветствие

  1. Звуки леса, деревни, города

Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:

Один раз повернусь- и холодным становлюсь,

А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.

Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.

Ведущий говорит:  Летим мы, снежинки, над лесом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на ветку и слышим. Фонограмма « Звуки зимнего леса»

Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в лесу.

Далее снежинки летят на ферму. Фонограмма «звуки фермы», Дальше в город. И  также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.

Потом ведущий предлагает расколдоваться.

Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,

Второй раз повернусь – человеком становлюсь.

  1. Хоровод

Малыши по лесу ходят

И следы они находят.

Видят малыши – следы на снегу:

Черточка и еще две,

Это птичка снегирек- синяя шапочка,

Красная грудка

И веселый хвостик.

По снежочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык,

Мы дадим им хлебные крошечки.

Птичка поклевала,

Спасибо сказала

И дальше полетела.

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Хлопки.

На каждый слог-хлопок.

Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно,

Занятие 6

Цель: развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса

Приветствие

  1. Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
  2. Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.

После того, как дети покажут 3-4 животных, психолог предлагает показать пароход, поезд, автомобиль, лодку, грузовик

Далее диалог, какой транспорт самый шумный, какой тихий?

  1. Игра «Один-много»

Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»

«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.

Слова: снежинка, цыпленок, яйцо, бочка, радуга, кружка, стол, лист, бабочка, звонок.

  1. Разминка – Хоровод

Малыши по лесу ходят

И следы они находят.

Видят малыши – следы на снегу:

Черточка и еще две,

Это птичка снегирек- синяя шапочка,

Красная грудка

И веселый хвостик.

По снежочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык,

Мы дадим им хлебные крошечки.

Птичка поклевала,

Спасибо сказала

И дальше полетела.

Прощание

Занятие 7

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации

Приветствие

  1. Звуки детского сада, стройки, праздника

Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:

Один раз повернусь- и холодным становлюсь,

А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.

Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.

Ведущий говорит:  Летим мы, снежинки, над детским садом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на крышу и слышим. Фонограмма « Детские голоса»

Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в детском саду.

Далее снежинки летят на стройку. Фонограмма «Стройка», обсуждаем, какие инструменты, сколько людей, какая техника. Дальше на праздник. И  также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.

Потом ведущий предлагает расколдоваться.

Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,

Второй раз повернусь – человеком становлюсь.

  1. Пальчиковая игра

Сидели два медведя, толкались на суку,

Один читал газету, другой молол муку,

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке.

Ухо в кислом молоке. 3 раза

  1. -Как пойдем гулять?

    – Топ-топ!

               -Как мы дверь закроем?

-Хлоп!

-Кошка к нам с крылечка

-Прыг.

-Воробьишки:

-Чик-чирик!

-Кошка рада птичкам:

-Мурр.

-Воробьи взлетели

-Фурр.

-Дальше ножками:

-Топ-топ!

– И теперь калиткой:

-Хлоп!

-Как трава шумит?

-Шшш…

-Кто в траве шнряет?

-Мышь.

-На цветке пчела:

-Жу-жу.

-Ветер листьями:

-Шу-шу.

-Речка струйками:

-Трень-брень.

-Здравствуй, яркий светлый день!

Прощание

Занятие 8

Цель: развитие слухового внимания и памяти, моторики

Приветствие

  1. Рассказ «Рождественская сказка»

Обсуждение, кто герои, какие они, что сначала случилось, что потом? Чем закончилось?

  1. Физминутка

Как под горкой снег,

И на горке снег,

А под горкой спит медведь

Тише, тише, не шуметь (3 раза)

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Хлопки.

На каждый слог-хлопок.

Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно.

Прощание

Занятие 9

Цель: развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции

Приветствие

  1. Мимическая гимнастика

-улыбнулись широко

-поезд поехал «губы трубочкой» ту-ту

-высунули язык, повернули его в одну сторону, в другую, вверх и вниз.

– кошка умывается, лапки вылизывает.

– губы в одну сторону, в другую, по кругу

-корова жует траву, хорошо разминаем челюсть.

  1. Пальчиковая игра. Дети говорят вместе с психологом и повторяют движения.

Утро настало,

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя, 

Разбуди соседей!

-Вставай, Большак!

-Вставай, Указка!

-Вставай, Середка!

-Вставай, Ситротка!

И крошка-Митрошка.

Привет, Ладошка!

Все проснулись, потянулись.

  1. Игра « я вчера»

Психолог говорит: «Я вчера ездила на метро»

А что вы делали вчера? Дети по очереди говорят, чем они занимались, одно занятие.

Далее, «Я сегодня», Психолог говорит «Я сегодня пойду в театр», дети продолжают.

  1. Пальчиковая игра

Сидели два медведя, толкались на суку,

Один читал газету, другой молол муку,

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке.

Ухо в кислом молоке. 3 раза

Прощание

Занятие 10

Цель: развитие активной речи, моторики

Приветствие

  1. Игра «Один-много»

Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»

«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.

Слова: мышь, корова, ложка, солнышко, свеча, салат, мост, цветок, мыло, кисть, заяц, носик, глаз

  1. -Добрый день, лягушка!

– Ква!

-Комара поймала?

-Два?

– Как дела, подружка?

– Так…

– Что в корзиночке?

– Пятак!

-Денежка? Зачем?

– Коплю! Платье новое куплю! 2 раза

  1. Психолог предлагает сочинить сказку.

«Ребята, а давайте придумает сказку, я начну, а вы по очереди продолжите?

Жила была лиса…

Дальше с помощью наводящих вопросов дети составляют по одному предложению. В конце пихолог повторяет все услышанное и составляет сказку.

«Вот какие мы с вами молодцы, какую интересную сказку сочинили»

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

Прощание

Источник