Программа развития речи ребенка 3 лет

Проект программы речевого развития детей 3-4 лет
Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
Программа направлена на развитие активной речи у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) занятий, длительность одного занятия – 15 минут, периодичность проведения занятий – 3 занятия в неделю, продолжительность программы – 3 недели. Реализуется данная программа в дошкольном учреждении, в младшей группе. Форма проведения – групповая.
Актуальность.
В возрасте 3 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 1000), и в норме пользуется ими активно, стоит предложения, описывает свои действия и переживания словами. В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка взрослыми. Развитие речи предполагает пополнение запаса слов, умения с ними оперировать, составлять словесные конструкции. При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие словесного мышления. Обладая свободной речью ребенку легче встроиться в систему социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить моральные нормы, этические нормы, познать окружающий мир.
Цель программы: развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие активной речи, диалоговой речи
2. развитие голосовых качеств – темпа, тональности, громкости, интонации
3.развитие слухового внимания и памяти
4. развитие мелкой моторики
5. укрепление мышц артикуляции
Планируемый результат.
Ребенок использует речь в повседневной жизни, сопровождает свои действия речью, может выразить словами свои переживания, чувства, изменяет слова по числам и падежам, имеет представления о счете, говорит простыми фразами, вступает в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми, называет по картинке некоторых животных, может имитировать звуки с разной громкостью, способен изменять интонацию, различает звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.
Параметры результативности и диагностика:
В качестве критериев эффективности программы используются результаты сравнительного наблюдения за развитием речи.
Для измерения исходного уровня развитости речи использована таблица наблюдения (см. приложение1).
Адресат – воспитанники ДОУ.
- Концептуальные компоненты программы.
Направления работы: диагностическое, профилактическое, консультационное.
Принципы программы: принцип непрерывности воздействия, принцип комплексности диагностических и коррекционно-развивающих компонентов, принцип постоянного усложнения материала, принцип учета сложности материала и создания эмоционально комфортной среды.
Поурочно-тематический план
№ | Тема/упражнения | Цель |
1 | Стихи-диалоги, пальчиковая игра, дыхательная гимнастика, чтение рассказа, хоровод | Развитие диалоговой речи, различения интонации, слухового восприятия и памяти, моторики |
2 | Волшебный мешочек, Кто как говорит? Стих-диалог | Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы Приветствие |
3 | Слушание рассказа, аппликация, пальчиковая игра | развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики |
4 | Слушание рассказа, пальчиковая игра, физминутка | развитие диалоговой речи, моторики |
5 | Звуки леса, деревни, города. Хоровод, пальчиковая игра, игра «Хлопки» | развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи |
6 | Волшебный мешочек, игра «кто как говорит», хоровод, игра «Один – много» | развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса |
7 | Звуки детского сада, стройки, праздника, Стих-диалог, пальчиковая игра | развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации |
8 | Слушание рассказа, физминутка, пальчиковая игра, игра «Хлопки» | развитие слухового внимания и памяти, моторики |
9 | Мимическая гимнастика, пальчиковые игры, игра «Я вчера..» | развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции |
10 | Игра «олдин-много», стих-диалог, придумывание сказки, пальчиковая игра | развитие активной речи, моторики |
Заключение.
В возрасте трех лет ребенок начинает усваивать нормы общественных отношений, и ему необходимы новые системы обозначения своих чувств, желаний. Если ребенок может сказать об этом вслух, то его общение со взрослыми и сверстниками проходит продуктивно. Общаясь и выражая свои чувства и потребности понятно, ребенок чувствует, что его понимают не только дома, но в детском саду, на улице. Тем самым учится выстраивать отношения к себе и миру, людям. Также речь помогает становлению памяти, мышления, интеллекта. Оперируя словами, ребенок развивается умственно. Без речевых навыков, становится невозможным освоение счета, чтения, письма. А также успешное освоение речи ребенком – это предпосылки к развитию словесного мышления, становления логики.
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский
Список литературы:
- Ирина Асеева «Стихи-болтушки»
- Кулагина М. «Возрастная психология»
- Ларечина Елена «Развивающие занятия для детей» (Счастливый малыш)
- Янушко Елена «Новый ребенок»
Занятие 1
Развитие диалога, мелкой моторики, интонации, слуховой памяти и восприятия.
Приветствие:
Вот звенит звоночек.
-Здравствуй, мой дружочек!
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Девченки и мальчишки.
- Психолог читает вслух стих, а дети рифмуют недостающие слова. Работа с книгой.
-Добрый день, лягушка!
– Ква!
-Комара поймала?
-Два?
– Как дела, подружка?
– Так…
– Что в корзиночке?
– Пятак!
-Денежка? Зачем?
– Коплю! Платье новое куплю! 2 раза
2. Пальчиковая игра
«Наши пальчики бежали, прыг-скок, прыг-скок, ох как быстренько бежали прыг-скок, прыг-скок, спотыкнулись и упали! Повторить 2 раза.
3.Психолог читает вслух рассказ «Сказка в лесу», с. 38. Работа с книгой. После спрашивает, оком, очем рассказ, понравился ли, кто герои?
4. А теперь возьмем наших пчелок на ниточках и подуем, подуем, чтобы они полетели. Ну-ка у кого пчелки улетели?
5. Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
Прощание.
Вот звенит звонок опять, убегаем мы играть.
Занятие 2
Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы
Приветствие
- Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
- Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.
3. Ведущий читает стих, дети хором отвечают в рифму
-Как пойдем гулять?
– Топ-топ!
-Как мы дверь закроем?
-Хлоп!
-Кошка к нам с крылечка
-Прыг.
– Воробьишки:
-Чик-чирик!
-Кошка рада птичкам:
-Мурр.
-Воробьи взлетели
-Фурр.
-Дальше ножками:
-Топ-топ!
– И теперь калиткой:
-Хлоп!
-Как трава шумит?
-Шшш…
-Кто в траве шнряет?
-Мышь.
-На цветке пчела:
-Жу-жу.
-Ветер листьями:
-Шу-шу.
-Речка струйками:
-Трень-брень.
-Здравствуй, яркий светлый день!
4. Пальчиковая игра
Утро настало,
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
-Вставай, Большак!
-Вставай, Указка!
-Вставай, Середка!
-Вставай, Ситротка!
И крошка-Митрошка.
Привет, Ладошка!
Все проснулись, потянулись.
Прощание
Занятие 3
Цель: развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики
Приветствие
- Рассказ о зайце (с.38.)
- Аппликация «Заяц», материал: двусторонний скотч, картон, вата, маркер.
После сказки дети и ведущий обсуждают, о ком эта сказка, кто герои, почему шуба у зайца зимой белая.
Далее к заранее приготовленным силуэтам зайцев из двустороннего скотча дети приклеивают вату, и маркером рисуют ему глаза и нос.
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
Прощание
Занятие 4
Цель: развитие диалоговой речи, моторики
Приветствие
- Рассказ «Рождественская сказка». Далее обсуждение, чем рассказ, кто герои?
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Физминутка: Как под горкой снег,
И на горке снег,
А под горкой спит медведь
Тише, тише, не шуметь (3 раза)
Прощание
Занятие 5
Цель: развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи
Приветствие
- Звуки леса, деревни, города
Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:
Один раз повернусь- и холодным становлюсь,
А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.
Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.
Ведущий говорит: Летим мы, снежинки, над лесом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на ветку и слышим. Фонограмма « Звуки зимнего леса»
Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в лесу.
Далее снежинки летят на ферму. Фонограмма «звуки фермы», Дальше в город. И также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.
Потом ведущий предлагает расколдоваться.
Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,
Второй раз повернусь – человеком становлюсь.
- Хоровод
Малыши по лесу ходят
И следы они находят.
Видят малыши – следы на снегу:
Черточка и еще две,
Это птичка снегирек- синяя шапочка,
Красная грудка
И веселый хвостик.
По снежочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык,
Мы дадим им хлебные крошечки.
Птичка поклевала,
Спасибо сказала
И дальше полетела.
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Хлопки.
На каждый слог-хлопок.
Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно,
Занятие 6
Цель: развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса
Приветствие
- Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
- Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.
После того, как дети покажут 3-4 животных, психолог предлагает показать пароход, поезд, автомобиль, лодку, грузовик
Далее диалог, какой транспорт самый шумный, какой тихий?
- Игра «Один-много»
Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»
«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.
Слова: снежинка, цыпленок, яйцо, бочка, радуга, кружка, стол, лист, бабочка, звонок.
- Разминка – Хоровод
Малыши по лесу ходят
И следы они находят.
Видят малыши – следы на снегу:
Черточка и еще две,
Это птичка снегирек- синяя шапочка,
Красная грудка
И веселый хвостик.
По снежочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык,
Мы дадим им хлебные крошечки.
Птичка поклевала,
Спасибо сказала
И дальше полетела.
Прощание
Занятие 7
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации
Приветствие
- Звуки детского сада, стройки, праздника
Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:
Один раз повернусь- и холодным становлюсь,
А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.
Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.
Ведущий говорит: Летим мы, снежинки, над детским садом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на крышу и слышим. Фонограмма « Детские голоса»
Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в детском саду.
Далее снежинки летят на стройку. Фонограмма «Стройка», обсуждаем, какие инструменты, сколько людей, какая техника. Дальше на праздник. И также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.
Потом ведущий предлагает расколдоваться.
Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,
Второй раз повернусь – человеком становлюсь.
- Пальчиковая игра
Сидели два медведя, толкались на суку,
Один читал газету, другой молол муку,
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке.
Ухо в кислом молоке. 3 раза
- -Как пойдем гулять?
– Топ-топ!
-Как мы дверь закроем?
-Хлоп!
-Кошка к нам с крылечка
-Прыг.
-Воробьишки:
-Чик-чирик!
-Кошка рада птичкам:
-Мурр.
-Воробьи взлетели
-Фурр.
-Дальше ножками:
-Топ-топ!
– И теперь калиткой:
-Хлоп!
-Как трава шумит?
-Шшш…
-Кто в траве шнряет?
-Мышь.
-На цветке пчела:
-Жу-жу.
-Ветер листьями:
-Шу-шу.
-Речка струйками:
-Трень-брень.
-Здравствуй, яркий светлый день!
Прощание
Занятие 8
Цель: развитие слухового внимания и памяти, моторики
Приветствие
- Рассказ «Рождественская сказка»
Обсуждение, кто герои, какие они, что сначала случилось, что потом? Чем закончилось?
- Физминутка
Как под горкой снег,
И на горке снег,
А под горкой спит медведь
Тише, тише, не шуметь (3 раза)
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Хлопки.
На каждый слог-хлопок.
Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно.
Прощание
Занятие 9
Цель: развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции
Приветствие
- Мимическая гимнастика
-улыбнулись широко
-поезд поехал «губы трубочкой» ту-ту
-высунули язык, повернули его в одну сторону, в другую, вверх и вниз.
– кошка умывается, лапки вылизывает.
– губы в одну сторону, в другую, по кругу
-корова жует траву, хорошо разминаем челюсть.
- Пальчиковая игра. Дети говорят вместе с психологом и повторяют движения.
Утро настало,
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
-Вставай, Большак!
-Вставай, Указка!
-Вставай, Середка!
-Вставай, Ситротка!
И крошка-Митрошка.
Привет, Ладошка!
Все проснулись, потянулись.
- Игра « я вчера»
Психолог говорит: «Я вчера ездила на метро»
А что вы делали вчера? Дети по очереди говорят, чем они занимались, одно занятие.
Далее, «Я сегодня», Психолог говорит «Я сегодня пойду в театр», дети продолжают.
- Пальчиковая игра
Сидели два медведя, толкались на суку,
Один читал газету, другой молол муку,
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке.
Ухо в кислом молоке. 3 раза
Прощание
Занятие 10
Цель: развитие активной речи, моторики
Приветствие
- Игра «Один-много»
Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»
«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.
Слова: мышь, корова, ложка, солнышко, свеча, салат, мост, цветок, мыло, кисть, заяц, носик, глаз
- -Добрый день, лягушка!
– Ква!
-Комара поймала?
-Два?
– Как дела, подружка?
– Так…
– Что в корзиночке?
– Пятак!
-Денежка? Зачем?
– Коплю! Платье новое куплю! 2 раза
- Психолог предлагает сочинить сказку.
«Ребята, а давайте придумает сказку, я начну, а вы по очереди продолжите?
Жила была лиса…
Дальше с помощью наводящих вопросов дети составляют по одному предложению. В конце пихолог повторяет все услышанное и составляет сказку.
«Вот какие мы с вами молодцы, какую интересную сказку сочинили»
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
Прощание
Источник
Педагогическим советом
МАДОУ №272
протокол № 1 от 31.08.2018
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ № 272
_______ Берлизова Г.А.
приказ № 68 от 31.08.2018
Рабочая программа
к основной образовательной программе дошкольного образования
МАДОУ № 272
по развитию речи
(Программа «От рождения до школы»
под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
для детей 3-4 года
группа № 10
Авторы-составители:
Подборская Е.С.
2018-2019 г.
Ростов-на-Дону
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26″Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа- образовательным программам дошкольного образования»;
Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО»№ 59-52/193/3 от 19.01.2017г, с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 л. в 1 экз.) и примерным переченем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. в 1 экз.);
Устав МАДОУ № 272;
Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.
Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 272.
Рабочая программа направлена на реализацию основной образовательной программы в части речевого развития. «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
ЦЕЛИ:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
ЗАДАЧИ:
Развивающая речевая среда.
Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста “», «Предложите: „Хотите посмотреть… “», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).
помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»).
предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
Формирование словаря.
продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка).
Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи.
Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи.
Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать получать из нераспространенных простых предложений (сос тоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь.
Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Принципы
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Объем реализации программы: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 академических часов в год.
Формы реализации программы:
непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
дидактические игры;
Контингент воспитанников:
Всего детей по списку: человек
Группа здоровья: I – , II – , III – .
Пол: мальчиков, девочка.
Дата комплектования группы: 1 сентября 2018 года
Условия реализации программы:
Оснащение для игровой деятельности:
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты:
– Куклы мелкие и средние (до 30 см)
-мягкие антропоморфные животные (крупные, средние),
– наборы масок сказочных персонажей,
-набор элементов театральных костюмов (шапочки, накидки, маски, шарфы и пр.),
– тематические плоскостные фигурки сказочных персонажей на подставках,
– игровой материал для организации «режиссерской» игры
– Наборы мелких фигурок (животные, сказочные и фантастические персонажи, «семья» и пр),
Игрушки-предметы оперирования:
– наборы столовой и кухонной посуды;
– Набор аксессуаров и одежды к куклам среднего размера
– Набор медицинских принадлежностей
– Транспорт различного назначения средних и мелких размеров .
Полифункциональные материалы:
– Объемные модули, крупные, разных форм
– Крупный строительный набор
– Ящик с мелкими предметами-заместителями.
Оснащение для продуктивной деятельности:
Строительные наборы:
-конструкторы серии «LEGO» .
Плоскостные конструкторы:
– «Мозаика»
Наборы игрушек для обыгрывания построек (транспорт, фигурки животных, людей и т.п.).
Природные и бросовые материалы:
– Наборы цветной бумаги, фольги и картона различной фактуры,
-упаковочные материалы, катушки, мелкая пластиковая упаковка, ленты, тесьма, нитки, пенопласт, кусочки меха, кожи и ткани, пробки,
– шишки, мох, желуди, морские камешки, семена подсолнечника, тыквенных культур, сухоцветы, орехи и пр.
Образцы изделий художественных народных промыслов, мелкой пластики.
Демонстрационный материал (репродукции картин, портреты русских и зарубежных художников).
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:
Образно-символический материал:
-наборы иллюстрации
Нормативно-знаковый материал:
-наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала
Оборудование для двигательной деятельности:
-материал для развития основных видов движений (ленты, кольца, мячи, флажки, обручи, канат, балансиры и пр.),
Игровые пособия, оптимизирующие двигательный режим:
-атрибуты для спортивных игр,
– гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки,
-скакалки.
Технические средства обучения. Рабочее место воспитателя
Акустическая система для помещения (ноутбук);
Стол и стул воспитателя.
Комплекс учебных и наглядных пособий:
Дидактические наборы «Дикие и домашние животные», «Семья», «Чей домик и пр.»
Тематический словарь в картинках «Мир человека».
Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»
Набор знаков дорожного движения
Серия пособий «Опасные ситуации»
Дидактические и методические пособия, предусмотренные ООП.
Электронные игровые, учебные пособия
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
03.09.2018
1
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка».
1 час
10.09.2018
2
Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
1 час
17.09.2018
3
Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись».
1 час
24.09.2018
4
Звуковая культура речи : звук у
1 час
ОКТЯБРЬ
01.10.2018
5
Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).
1 час
08.10.2018
6
Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова».
1 час
15.10.2018
7
Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
1 час
22.10.2018
8
Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила…»
1 час
29.10.2018
9
Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается».
1 час
НОЯБРЬ
12.11.2018
10
Звуковая культура речи: звук и.
1 час
19.11.2018
11
Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).
1 час
26.11.2018
12
Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке».
1 час
ДЕКАБРЬ
03.12.2018
13
Чтение сказки «Снегурушка и лиса».
1 час
10.12.2018
14
Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек».
1 час
17.12.2018
15
Чтение рассказа JI. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое».
1 час
24.12.2018
16
Игра-инсценировка «У матрешки — новоселье».
1 час
29.12.2018
17
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
1 час
ЯНВАРЬ
14.01.2019
18
Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин (по выбору педагога).
1 час
21.01.2019
19
Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко».
1 час
28.01.2019
20
Звуковая культура речи: звуки я, пь. Дидактическая игра «Ярмарка».
1 час
ФЕВРАЛЬ
04.02.2019
21
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
1 час
11.02.2019
22
Звуковая культура речи: звуки б, бь.
1 час
18.02.2019
23
Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились».
1 час
25.02.2019
24
Беседа на тему « что такое хорошо и что такое плохо».
1 час
МАРТ
04.03.2019
25
Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…».
1 час
11.03.2019
26
Звуковая культура речи: звуки т, п, к.
1 час
18.03.2019
27
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
1 час
25.03.2019
28
Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопро- изношение (дидактическая игра «Что изменилось»).
1 час
АПРЕЛЬ
01.04.2019
29
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».
1 час
08.04.2019
30
Звуковая культура речи: звук ф.
1 час
15.04.2019
31
Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).
1 час
22.04.2019
32
Звуковая культура речи : звук с
1 час
29.04.2019
33
Чтение русской народной сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца». Литературная викторина.
1 час
МАЙ
06.05.2019
34
Звуковая культура речи: звук 3.
1 час
13.05.2019
35
Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
1 час
20.05.2019
36
Звуковая культура речи : звук ц
1 час
Итого: 36 36 часов
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ребёнок может:
по своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
с помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.
Источник