Программа развития речи ребенка 3 лет

Программа развития речи ребенка 3 лет thumbnail

Проект программы речевого развития детей 3-4 лет

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Программа направлена на развитие активной речи  у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) занятий, длительность одного занятия – 15 минут, периодичность проведения занятий – 3 занятия в неделю, продолжительность программы – 3 недели. Реализуется данная программа в дошкольном учреждении, в младшей группе. Форма проведения – групповая.

Актуальность.

В возрасте 3 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 1000), и в норме пользуется ими активно, стоит предложения, описывает свои действия и переживания словами. В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка взрослыми. Развитие речи предполагает пополнение запаса слов, умения с ними оперировать, составлять словесные конструкции. При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие словесного мышления. Обладая свободной речью ребенку легче встроиться в систему социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить моральные нормы, этические нормы, познать окружающий мир.

Цель программы: развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие активной речи, диалоговой речи

2. развитие голосовых качеств – темпа, тональности, громкости, интонации

3.развитие слухового внимания и памяти

4. развитие мелкой моторики

5. укрепление мышц артикуляции

Планируемый результат.

Ребенок использует речь в повседневной жизни, сопровождает свои действия речью, может выразить словами  свои переживания,  чувства, изменяет слова по числам и падежам, имеет представления о счете, говорит простыми фразами, вступает в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми, называет по картинке некоторых животных, может имитировать звуки с разной громкостью, способен изменять интонацию, различает звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.

Параметры результативности и диагностика:

В качестве критериев эффективности программы используются результаты сравнительного наблюдения за развитием речи.

Для измерения исходного уровня развитости речи использована таблица наблюдения (см. приложение1).

Адресат – воспитанники ДОУ.

  1. Концептуальные компоненты программы.

Направления работы: диагностическое, профилактическое, консультационное.
Принципы программы: принцип непрерывности воздействия, принцип комплексности диагностических и коррекционно-развивающих компонентов, принцип постоянного усложнения материала, принцип учета сложности материала и создания эмоционально комфортной среды.

Поурочно-тематический план

Тема/упражнения

Цель

1

Стихи-диалоги, пальчиковая игра, дыхательная гимнастика, чтение рассказа, хоровод

Развитие диалоговой речи, различения интонации, слухового восприятия и памяти, моторики

2

Волшебный мешочек, Кто как говорит?

Стих-диалог

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы

Приветствие

3

Слушание рассказа, аппликация, пальчиковая игра

развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики

4

Слушание рассказа, пальчиковая игра, физминутка

развитие диалоговой речи, моторики

5

Звуки леса, деревни, города. Хоровод, пальчиковая игра, игра «Хлопки»

развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи

6

Волшебный мешочек, игра «кто как говорит», хоровод, игра «Один – много»

развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса

7

Звуки детского сада, стройки, праздника, Стих-диалог, пальчиковая игра

развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации

8

Слушание рассказа, физминутка, пальчиковая игра, игра «Хлопки»

развитие слухового внимания и памяти, моторики

9

Мимическая гимнастика, пальчиковые игры, игра «Я вчера..»

развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции

10

Игра «олдин-много», стих-диалог, придумывание сказки, пальчиковая игра

развитие активной речи, моторики

Заключение.

В возрасте трех лет ребенок начинает усваивать нормы общественных отношений, и ему необходимы новые системы обозначения своих чувств, желаний. Если ребенок может сказать об этом вслух, то его общение со взрослыми и сверстниками проходит продуктивно. Общаясь и выражая свои чувства и потребности понятно, ребенок чувствует, что его понимают не только дома, но  в детском саду, на улице. Тем самым учится выстраивать отношения к себе и миру, людям. Также речь помогает становлению памяти, мышления, интеллекта. Оперируя словами, ребенок развивается умственно. Без речевых навыков, становится невозможным освоение счета, чтения, письма. А также успешное освоение речи ребенком – это предпосылки к развитию словесного мышления, становления логики.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

  К. Д. Ушинский

Список литературы:

  1. Ирина Асеева «Стихи-болтушки»
  2. Кулагина М. «Возрастная психология»
  3. Ларечина Елена «Развивающие занятия для детей» (Счастливый малыш)
  4. Янушко Елена «Новый ребенок»

Занятие 1

Развитие диалога, мелкой моторики, интонации, слуховой памяти и восприятия.

Приветствие:

Вот звенит звоночек.

-Здравствуй, мой дружочек!

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Девченки и мальчишки.

  1. Психолог читает вслух стих, а дети рифмуют недостающие слова. Работа с книгой.

-Добрый день, лягушка!

– Ква!

-Комара поймала?

-Два?

– Как дела, подружка?

– Так…

– Что в корзиночке?

– Пятак!

-Денежка? Зачем?

– Коплю! Платье новое куплю! 2 раза

     2.    Пальчиковая игра

«Наши пальчики бежали, прыг-скок, прыг-скок, ох как быстренько бежали прыг-скок, прыг-скок, спотыкнулись и упали!  Повторить 2 раза.

3.Психолог читает вслух рассказ «Сказка в лесу», с. 38. Работа с книгой. После спрашивает, оком, очем рассказ, понравился ли, кто герои?

4. А теперь возьмем наших пчелок на ниточках и подуем, подуем, чтобы они полетели. Ну-ка у кого пчелки улетели?

5. Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Прощание.

Вот звенит звонок опять, убегаем мы играть.

Занятие 2

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы

Приветствие

  1. Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
  2. Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.

3. Ведущий читает стих, дети хором отвечают в рифму

-Как пойдем гулять?

    – Топ-топ!

-Как мы дверь закроем?

-Хлоп!

-Кошка к нам с крылечка

-Прыг.

– Воробьишки:

-Чик-чирик!

-Кошка рада птичкам:

-Мурр.

-Воробьи взлетели

-Фурр.

-Дальше ножками:

-Топ-топ!

– И теперь калиткой:

-Хлоп!

-Как трава шумит?

-Шшш…

-Кто в траве шнряет?

-Мышь.

-На цветке пчела:

-Жу-жу.

-Ветер листьями:

-Шу-шу.

-Речка струйками:

-Трень-брень.

-Здравствуй, яркий светлый день!

4. Пальчиковая игра

Утро настало,

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

-Вставай, Большак!

-Вставай, Указка!

-Вставай, Середка!

-Вставай, Ситротка!

И крошка-Митрошка.

Привет, Ладошка!

Все проснулись, потянулись.

Прощание

Занятие 3

Цель: развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики

Приветствие

  1. Рассказ о зайце (с.38.)
  2. Аппликация «Заяц», материал: двусторонний скотч, картон, вата, маркер.

После сказки дети и ведущий обсуждают, о ком эта сказка, кто герои, почему шуба у зайца зимой белая.

Далее к заранее приготовленным силуэтам зайцев из двустороннего скотча дети приклеивают вату, и маркером рисуют ему глаза и нос.

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

Прощание

Занятие 4

Цель: развитие диалоговой речи, моторики

Приветствие

  1. Рассказ «Рождественская сказка». Далее обсуждение,  чем рассказ, кто герои?
  2.  Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Физминутка: Как под горкой снег,

И на горке снег,

А под горкой спит медведь

Тише, тише, не шуметь (3 раза)

Прощание

Занятие 5

Цель: развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи

Приветствие

  1. Звуки леса, деревни, города

Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:

Один раз повернусь- и холодным становлюсь,

А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.

Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.

Ведущий говорит:  Летим мы, снежинки, над лесом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на ветку и слышим. Фонограмма « Звуки зимнего леса»

Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в лесу.

Далее снежинки летят на ферму. Фонограмма «звуки фермы», Дальше в город. И  также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.

Потом ведущий предлагает расколдоваться.

Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,

Второй раз повернусь – человеком становлюсь.

  1. Хоровод

Малыши по лесу ходят

И следы они находят.

Видят малыши – следы на снегу:

Черточка и еще две,

Это птичка снегирек- синяя шапочка,

Красная грудка

И веселый хвостик.

По снежочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык,

Мы дадим им хлебные крошечки.

Птичка поклевала,

Спасибо сказала

И дальше полетела.

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Хлопки.

На каждый слог-хлопок.

Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно,

Занятие 6

Цель: развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса

Приветствие

  1. Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
  2. Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.

После того, как дети покажут 3-4 животных, психолог предлагает показать пароход, поезд, автомобиль, лодку, грузовик

Далее диалог, какой транспорт самый шумный, какой тихий?

  1. Игра «Один-много»

Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»

«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.

Слова: снежинка, цыпленок, яйцо, бочка, радуга, кружка, стол, лист, бабочка, звонок.

  1. Разминка – Хоровод

Малыши по лесу ходят

И следы они находят.

Видят малыши – следы на снегу:

Черточка и еще две,

Это птичка снегирек- синяя шапочка,

Красная грудка

И веселый хвостик.

По снежочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык,

Мы дадим им хлебные крошечки.

Птичка поклевала,

Спасибо сказала

И дальше полетела.

Прощание

Занятие 7

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации

Приветствие

  1. Звуки детского сада, стройки, праздника

Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:

Один раз повернусь- и холодным становлюсь,

А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.

Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.

Ведущий говорит:  Летим мы, снежинки, над детским садом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на крышу и слышим. Фонограмма « Детские голоса»

Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в детском саду.

Далее снежинки летят на стройку. Фонограмма «Стройка», обсуждаем, какие инструменты, сколько людей, какая техника. Дальше на праздник. И  также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.

Потом ведущий предлагает расколдоваться.

Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,

Второй раз повернусь – человеком становлюсь.

  1. Пальчиковая игра

Сидели два медведя, толкались на суку,

Один читал газету, другой молол муку,

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке.

Ухо в кислом молоке. 3 раза

  1. -Как пойдем гулять?

    – Топ-топ!

               -Как мы дверь закроем?

-Хлоп!

-Кошка к нам с крылечка

-Прыг.

-Воробьишки:

-Чик-чирик!

-Кошка рада птичкам:

-Мурр.

-Воробьи взлетели

-Фурр.

-Дальше ножками:

-Топ-топ!

– И теперь калиткой:

-Хлоп!

-Как трава шумит?

-Шшш…

-Кто в траве шнряет?

-Мышь.

-На цветке пчела:

-Жу-жу.

-Ветер листьями:

-Шу-шу.

-Речка струйками:

-Трень-брень.

-Здравствуй, яркий светлый день!

Прощание

Занятие 8

Цель: развитие слухового внимания и памяти, моторики

Приветствие

  1. Рассказ «Рождественская сказка»

Обсуждение, кто герои, какие они, что сначала случилось, что потом? Чем закончилось?

  1. Физминутка

Как под горкой снег,

И на горке снег,

А под горкой спит медведь

Тише, тише, не шуметь (3 раза)

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

  1. Хлопки.

На каждый слог-хлопок.

Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно.

Прощание

Занятие 9

Цель: развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции

Приветствие

  1. Мимическая гимнастика

-улыбнулись широко

-поезд поехал «губы трубочкой» ту-ту

-высунули язык, повернули его в одну сторону, в другую, вверх и вниз.

– кошка умывается, лапки вылизывает.

– губы в одну сторону, в другую, по кругу

-корова жует траву, хорошо разминаем челюсть.

  1. Пальчиковая игра. Дети говорят вместе с психологом и повторяют движения.

Утро настало,

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя, 

Разбуди соседей!

-Вставай, Большак!

-Вставай, Указка!

-Вставай, Середка!

-Вставай, Ситротка!

И крошка-Митрошка.

Привет, Ладошка!

Все проснулись, потянулись.

  1. Игра « я вчера»

Психолог говорит: «Я вчера ездила на метро»

А что вы делали вчера? Дети по очереди говорят, чем они занимались, одно занятие.

Далее, «Я сегодня», Психолог говорит «Я сегодня пойду в театр», дети продолжают.

  1. Пальчиковая игра

Сидели два медведя, толкались на суку,

Один читал газету, другой молол муку,

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке.

Ухо в кислом молоке. 3 раза

Прощание

Занятие 10

Цель: развитие активной речи, моторики

Приветствие

  1. Игра «Один-много»

Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»

«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.

Слова: мышь, корова, ложка, солнышко, свеча, салат, мост, цветок, мыло, кисть, заяц, носик, глаз

  1. -Добрый день, лягушка!

– Ква!

-Комара поймала?

-Два?

– Как дела, подружка?

– Так…

– Что в корзиночке?

– Пятак!

-Денежка? Зачем?

– Коплю! Платье новое куплю! 2 раза

  1. Психолог предлагает сочинить сказку.

«Ребята, а давайте придумает сказку, я начну, а вы по очереди продолжите?

Жила была лиса…

Дальше с помощью наводящих вопросов дети составляют по одному предложению. В конце пихолог повторяет все услышанное и составляет сказку.

«Вот какие мы с вами молодцы, какую интересную сказку сочинили»

  1. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,        

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

Прощание

Источник

Принято

Педагогическим советом

МАДОУ №272

протокол № 1 от 31.08.2018

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ № 272

_______ Берлизова Г.А.

приказ № 68 от 31.08.2018

Рабочая программа

к основной образовательной программе дошкольного образования

МАДОУ № 272

по развитию речи

(Программа «От рождения до школы»

под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

для детей 3-4 года

группа № 10

Авторы-составители:

Подборская Е.С.

2018-2019 г.

Ростов-на-Дону

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26″Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа- образовательным программам дошкольного образования»;

  • Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО»№ 59-52/193/3 от 19.01.2017г, с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 л. в 1 экз.) и примерным переченем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. в 1 экз.);

  • Устав МАДОУ № 272;

  • Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.

  • Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 272.

Рабочая программа направлена на реализацию основной образовательной программы в части речевого развития. «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

ЦЕЛИ:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

ЗАДАЧИ:

Развивающая речевая среда.

  • Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).

  • Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста “», «Предложите: „Хотите посмотреть… “», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).

  • помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»).

  • предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения

  • Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.

Формирование словаря.

  • продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

  • Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка).

  • Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи.

  • Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.

  • Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

  • Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

  • Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи.

  • Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

  • Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

  • Помогать получать из нераспространенных простых предложений (сос тоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь.

  • Развивать диалогическую форму речи.

  • Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

  • Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

  • Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

  • Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

  • Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Принципы

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

    • принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;

    • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

    • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;

    • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

    • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

    • варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

    • принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Объем реализации программы: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 академических часов в год.

Формы реализации программы:

  • непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;

  • совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;

  • дидактические игры;

Контингент воспитанников:

Всего детей по списку: человек

Группа здоровья: I – , II – , III – .

Пол: мальчиков, девочка.

Дата комплектования группы: 1 сентября 2018 года

Условия реализации программы:

Оснащение для игровой деятельности:

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты:

– Куклы мелкие и средние (до 30 см)

-мягкие антропоморфные животные (крупные, средние),

– наборы масок сказочных персонажей,

-набор элементов театральных костюмов (шапочки, накидки, маски, шарфы и пр.),

– тематические плоскостные фигурки сказочных персонажей на подставках,

– игровой материал для организации «режиссерской» игры

– Наборы мелких фигурок (животные, сказочные и фантастические персонажи, «семья» и пр),

Игрушки-предметы оперирования:

– наборы столовой и кухонной посуды;

– Набор аксессуаров и одежды к куклам среднего размера

– Набор медицинских принадлежностей

– Транспорт различного назначения средних и мелких размеров .

Полифункциональные материалы:

– Объемные модули, крупные, разных форм

– Крупный строительный набор

– Ящик с мелкими предметами-заместителями.

Оснащение для продуктивной деятельности:

Строительные наборы:

-конструкторы серии «LEGO» .

Плоскостные конструкторы:

– «Мозаика»

Наборы игрушек для обыгрывания построек (транспорт, фигурки животных, людей и т.п.).

Природные и бросовые материалы:

– Наборы цветной бумаги, фольги и картона различной фактуры,

-упаковочные материалы, катушки, мелкая пластиковая упаковка, ленты, тесьма, нитки, пенопласт, кусочки меха, кожи и ткани, пробки,

– шишки, мох, желуди, морские камешки, семена подсолнечника, тыквенных культур, сухоцветы, орехи и пр.

Образцы изделий художественных народных промыслов, мелкой пластики.

Демонстрационный материал (репродукции картин, портреты русских и зарубежных художников).

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:

Образно-символический материал:

-наборы иллюстрации

Нормативно-знаковый материал:

-наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала

Оборудование для двигательной деятельности:

-материал для развития основных видов движений (ленты, кольца, мячи, флажки, обручи, канат, балансиры и пр.),

Игровые пособия, оптимизирующие двигательный режим:

-атрибуты для спортивных игр,

– гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки,

-скакалки.

Технические средства обучения. Рабочее место воспитателя

Акустическая система для помещения (ноутбук);

Стол и стул воспитателя.

Комплекс учебных и наглядных пособий:

Дидактические наборы «Дикие и домашние животные», «Семья», «Чей домик и пр.»

Тематический словарь в картинках «Мир человека».

Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»

Набор знаков дорожного движения

Серия пособий «Опасные ситуации»

Дидактические и методические пособия, предусмотренные ООП.

Электронные игровые, учебные пособия

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

03.09.2018

1

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка».

1 час

10.09.2018

2

Чтение русской народ­ной сказки «Кот, петух и лиса».

1 час

17.09.2018

3

Звуковая культура ре­чи: звуки а, у. Дидактиче­ская игра «Не ошибись».

1 час

24.09.2018

4

Звуковая культура речи : звук у

1 час

ОКТЯБРЬ

01.10.2018

5

Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматри­вание сюжетных картин (по выбору педагога).

1 час

08.10.2018

6

Чтение русской народ­ной сказки «Колобок». Дидактическое упражне­ние «Играем в слова».

1 час

15.10.2018

7

Звуковая культура ре­чи: звук о. Рассматрива­ние иллюстраций к сказке «Колобок».

1 час

22.10.2018

8

Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила…»

1 час

29.10.2018

9

Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается».

1 час

НОЯБРЬ

12.11.2018

10

Звуковая культура ре­чи: звук и.

1 час

19.11.2018

11

Рассматривание сю­жетных картин (по выбору педагога).

1 час

26.11.2018

12

Чтение стихотворе­ний из цикла С. Маршака «Детки в клетке».

1 час

ДЕКАБРЬ

03.12.2018

13

Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

1 час

10.12.2018

14

Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Ди­дактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек».

1 час

17.12.2018

15

Чтение рассказа JI. Во­ронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое».

1 час

24.12.2018

16

Игра-инсценировка «У матрешки — новоселье».

1 час

29.12.2018

17

Чтение русской народ­ной сказки «Гуси-лебеди».

1 час

ЯНВАРЬ

14.01.2019

18

Рассматривание иллю­страций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин (по выбору педагога).

1 час

21.01.2019

19

Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактичес­кое упражнение «Вставь словечко».

1 час

28.01.2019

20

Звуковая культура речи: звуки я, пь. Дидактическая игра «Ярмарка».

1 час

ФЕВРАЛЬ

04.02.2019

21

Чтение русской народ­ной сказки «Лиса и заяц».

1 час

11.02.2019

22

Звуковая культура речи: звуки б, бь.

1 час

18.02.2019

23

Заучивание стихотво­рения В. Берестова «Пе­тушки распетушились».

1 час

25.02.2019

24

Беседа на тему « что такое хорошо и что такое плохо».

1 час

МАРТ

04.03.2019

25

Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражне­ние «Очень мамочку люб­лю, потому что…».

1 час

11.03.2019

26

Звуковая культура ре­чи: звуки т, п, к.

1 час

18.03.2019

27

Чтение русской народ­ной сказки «У страха глаза велики».

1 час

25.03.2019

28

Рассматривание сю­жетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопро- изношение (дидактиче­ская игра «Что измени­лось»).

1 час

АПРЕЛЬ

01.04.2019

29

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Ди­дактическое упражнение «Когда это бывает?».

1 час

08.04.2019

30

Звуковая культура ре­чи: звук ф.

1 час

15.04.2019

31

Чтение и драматизация русской народной песен­ки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжет­ных картин (по выбору педагога).

1 час

22.04.2019

32

Звуковая культура речи : звук с

1 час

29.04.2019

33

Чтение русской народ­ной сказки «Бычок — чер­ный бочок, белые копытца». Литературная викторина.

1 час

МАЙ

06.05.2019

34

Звуковая культура ре­чи: звук 3.

1 час

13.05.2019

35

Повторение стихотво­рений. Заучивание сти­хотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».

1 час

20.05.2019

36

Звуковая культура речи : звук ц

1 час

Итого: 36 36 часов

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Ребёнок может:

  •   по своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

  • отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения   с однородными членами.

  • с помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

Источник