Программа развития речи на родном языке ребенка
Пояснительная записка
(72 часа)
Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения разработана на основе учебника для школ с родным (не русским) и русским (неродным) языком обучения «Русский язык. Устный курс. 1 класс» Л.Д. Митюшиной, на основе методического руководства к учебнику «Русский язык. Устный курс. 1 класс» с учетом особенностей первой ступени общего образования, возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Каждый год состав учащихся нашей школы пополняется детьми, для которых русский язык не является родным. У этих учащихся выражено общее недоразвитие речи, наблюдается несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно пересказывать содержание исходного текста, в затруднении анализа и синтеза слов.
Общей целью занятий является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Практическую направленность обучения определяет компетентностный подход, реализация которого призвана сформировать у учащихся 1 класса коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
В основе программы лежат принципы:
– принцип коммуникативности, который предполагает обучение видам речевой деятельности в целях общения;
– принцип сознательности, который предполагает осознанное, сознательное усвоение языковых фактов русского языка, что является условием успешного овладения русским языком как неродным;
Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Целью занятий, проводимых по данной программе, является:
объединение детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в изучении русского языка, формирование уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В курсе реализуются следующие задачи:
- обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
- воспитание познавательного интереса к русскому языку;
- решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
- содействие развитию речи детей.
Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
Возраст детей:
Данный курс предназначен для детей 6 -7 лет, посещающих занятия по подготовке к школе и учащихся 1-х классов, которые уже приступили к изучению русского языка.
Срок реализации программы – 3 месяца (март-май 2012-2013 учебный год), 72 часа (по 6 часов в неделю).
Так как по календарному графику (1-4 классы) учебный год заканчивается 24.05.2013, с целью реализации программы в полном объёме занятия по согласованию с родителями проводятся в каникулярное время (23.03.13 ПО 30.03.2013), а занятия, совпадающие с праздничными днями (08.03., 01.05, 03.05, 09.05) переносятся на 24.05, 25.05, 27.05, 28.05.2013г.
Формы, методы и приёмы работы: групповая, индивидуальная; урок, урок-экскурсия; игровые методы, которые дают возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся; диалоги, элементы дискуссий, проблемные ситуации, беседы.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; расширение запаса активного словаря младшего школьника.
Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
– умение сравнивать языковые явления русского языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
– умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
– умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
– представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
– приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
– развитие чувства прекрасного;
– умение следовать плану в своём учебном труде.
СОДЕРЖАНИЕ
программы занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения
(72 часа)
Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы, Дифференциация гласных и согласных звуков. Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы Дифференциация гласных и согласных звуков. Число имён существительных. Гласные первого ряда. Род имён существительных. Гласные первого ряда. Слова, обозначающие действие предмета. Слогообразующая роль гласных. Слова-действия. Слогообразующая роль гласных. Дифференциация слов – предметов, слов-действий. Ударение. Дифференциация имён существительных и глаголов. Ударение. Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. Слова, обозначающие признак предмета. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в конце слова. Дифференциация частей речи. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в середине слова. Дифференциация частей речи. Мягкий знак в различных позициях. Родственные слова. Мягкий знак в различных позициях. Родственные слова. Образование гласных второго ряда. Согласование имён существительных и глаголов. Гласные второго ряда. Согласование имён существительных и прилагательных. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и. Согласование глаголов и существительных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой е. Согласование имён существительных и прилагательных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой я. Распространение простого двусоставного предложения определением. Дифференциация написания а-я. Распространение предложения дополнением в винительном падеже. Дифференциация написания о-ё. Распространение предложения дополнением в дательном падеже. Обозначение мягкости согласного на письме буквой ё. Распространение простого предложения дополнением в родительном падеже. Дифференциация написания у – ю. Главные члены предложения. Употребление слов в родительном падеже. Дифференциация написания у – ю. Согласование имён существительных и глаголов. Употребление слов в творительном падеже. Дифференциация ю- ё. Употребление слов в творительном падеже. Обозначение мягкости согласных на письме. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Закрепление падежных форм. Обозначение мягкости согласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Предлоги. Предлоги «на», «в». Предлоги « с (со)», «из». Предлоги «по», «к». Предлоги « над», «под». Закрепление предлогов. Как рассказать о своих игрушках. Как рассказать о своей семье. Как рассказать о своей Родине.
Проблемные зоны:
Восполнение пробелов в фонематических процессах и языковом анализе и синтезе:
Звуковой состав слова. Различение гласных и согласных звуков. Гласные звуки первого ряда. Их выделение и дифференциация в различных речевых единицах. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Согласные звуки. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Способы обозначения мягкости согласных на письме (мягкий знак). Гласные звуки второго ряда. Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда. Дифференциация гласных первого и второго ряда.
Восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи:
Имя существительное (слова-предметы). Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Глагол (слова-действия). Дифференциация существительных и глаголов. Имя прилагательное (слова-признаки). Дифференциация частей речи.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов. Распространение простого двусоставного предложения. Изменение существительных по падежам. Употребление предлогов.
Развитие устной и письменной речи:
Понятие «слово», его лексическое и грамматическое значение. Построение предложения, его грамматическое и интонационное оформление. Графические схемы слова и предложения.
В процессе изучения курса
учащиеся должны знать:
Что такое речь.
Что такое слово.
Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Что такое предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
учащиеся должны уметь:
-различать устную и письменную речь;
-выделять слова-предметы, слова-действия, слова, обозначающие
признаки предметов среди других слов;
– определять лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту;
-редактировать простое предложение;
-интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным восклицательным знаками);
– правильно согласовывать различные части речи;
-понимать значение предлогов и правильно их употреблять в своей речи ;
– слышать и выделять звуки из слов;
-делить слова на слоги;
-выделять в слове ударные слоги и находить ударную гласную;
– слышать звучание слов и правильно обозначать мягкость согласных звуков.
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения
(72 часа)
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Формирование УУД | Дата проведения |
план | факт | ||||
1-2 | Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы, Дифференциация гласных и согласных звуков. | 2 | Речь и ее значение в жизни человека. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. Слово как часть предложения. Слушание русских народных сказок. Усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Слушание русских народных сказок. Игра в слова. Слушание русских народных сказок. Игра «Да-нет», отгадывание загадок. | участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи – к; выделять предложения из речевого потока – п; выделять в предложении слова – п; различать слово и предложение – п; наблюдать над значением слова – п; обозначать слова графически – п; включаться в групповую работу – к; различать слова-предметы от других слов -п; | 01.03 02.03 |
3-4 | Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы Дифференциация гласных и согласных звуков. | 2 | Отгадывание загадок. | 04.03 05.03 | |
5-6 | Число имён существительных. Гласные первого ряда. | 2 | Игры со словами, отгадывание загадок | 06.03 07.03 | |
7-8 | Род имён существительных. Гласные первого ряда. | 2 | Игра «Наоборот». Работа по серии сюжетных картинок. Игры со словами. | обозначать слова графически – п; включаться в групповую работу – к; различать слова-предметы от других слов -п; | 08.03 09.03 |
9-10 | Слова, обозначающие действие предмета. Слогообразующая роль гласных. | 2 | Игра «Найди слово» | различать слова-действия от других слов -п; | 11.03 12.03 |
11-12 | Слова-действия. Слогообразующая роль гласных. | 2 | Игры «Кто больше?» | 13.03 14.03 | |
13-14 | Дифференциация слов – предметов, слов-действий. Ударение. | 2 | Графический диктант. | 15.03 16.03 | |
15-16 | Дифференциация имён существительных и глаголов. Ударение. | 2 | Составление и графическое изображение предложений. | 18.03 19.03 | |
17-18 | Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. | 2 | Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. | различать слова- признаки от других слов -п; | 20.03-21.03 |
19-20 | Слова, обозначающие признак предмета. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в конце слова. | 2 | Игра »Кто так говорит?» | 22.03 23.03 | |
21-22 | Дифференциация частей речи. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в середине слова. | 2 | Графический диктант. | 25.03 26.03 | |
23-24 | Дифференциация частей речи. Мягкий знак в различных позициях. | 2 | 27.03 28.03 | ||
25-26 | Родственные слова. Мягкий знак в различных позициях. | 2 | 29.03 30.03 | ||
27-28 | Родственные слова. Образование гласных второго ряда. | 2 | 01.04 02.04 | ||
29-30 | Согласование имён существительных и глаголов. Гласные второго ряда. | 2 | Деление слов на слоги. | 03.04. 04.04 | |
31-32 | Согласование имён существительных и прилагательных. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и. | 2 | Деление слов на слоги. | 05.04 06.04 | |
33-34 | Согласование глаголов и существительных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой е. | 2 | 08.04 09.04 | ||
35-36 | Согласование имён существительных и прилагательных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме буквой я. | 2 | 10.04 11.04 | ||
37-38 | Распространение простого двусоставного предложения определением. Дифференциация написания а-я. | 2 | 12.04 13.04 | ||
39-40 | Распространение предложения дополнением в винительном падеже. Дифференциация написания о-ё. | 2 | Исправление ошибок. | 15.04 16.04 | |
41-42 | Распространение предложения дополнением в дательном падеже. Обозначение мягкости согласного на письме буквой ё. | 2 | 17.04 18.04 | ||
43-44 | Распространение простого предложения дополнением в родительном падеже. Дифференциация написания у – ю. | 2 | составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений – п; корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки – р; | 19.04 20.04 | |
45-46 | Главные члены предложения. Согласование имён существительных и глаголов. | 2 | Работа по сюжетным картинкам. Игра «Найди друзей», разминка с мячом | выделять предложения из речевого потока и обозначать их графически – п; выделять в предложении слова – п; составлять предложения с заданным словом – п; определять количество слов в предложении – п; | 22.04 23.04 |
47-48 | Употребление слов в родительном падеже. Дифференциация написания у – ю. | 2 | 24.04 25.04 | ||
49-50 | Употребление слов в творительном падеже. Дифференциация ю- ё. | 2 | 26.04 27.04 | ||
51-52 | Употребление слов в творительном падеже. Обозначение мягкости согласных на письме. Дифференциация гласных первого и второго ряда. | 2 | 29.04 30.04 | ||
53-54 | Закрепление падежных форм. Обозначение мягкости согласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда. | 2 | контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания – р; находить и исправлять ошибки – р; корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки – р; осознавать смысл прочитанного – р; | 01.05 02.05 | |
55-56 | Предлоги. | 2 | 03.05.04.05 | ||
57-58 | Предлоги «на», «в» | 2 | Игра «На чём можно ездить» | 06.05 07.05 | |
59-60 | Предлоги « с (со)», «из» | 2 | 08.05 09.05 | ||
61-62 | Предлоги «по», «к» | 2 | 10.05 11.05 | ||
63-64 | Предлоги « над», «под». | 2 | 13.05 14.05 | ||
65-66 | Закрепление предлогов. | 2 | 15.05 16.05 | ||
67-68 | Как рассказать о своих игрушках | 2 | 17.05 18.05 | ||
69-70 | Как рассказать о своей семье | 2 | 20.05 21.05 | ||
71-72 | Как рассказать о своей Родине | 2 | 22.05 23.05 |
Примечание: п – познавательные УУД, р – регул.
Используемая литература:
- Л.Д. Митюшина «Азбука» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2008.
- Л.Д. Митюшина «Русский язык. Устный курс» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2009.
Источник
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Грамотейка»
Предмет «развитие речи»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации программы 1год
Количество детей в группе 15 чел
Количество часов в год 72 часов
Разработчик:
Салунина А.И.
МОСКВА
2019 г
2. Пояснительная записка.
Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Главной целью программы развития речи является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.
На занятиях используются специальные задания
- на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
- выделение одинаковых предметов из группы предметов;
- выделение лишнего предмета;
- объединение различных предметов в группы;
- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Задачи:
– формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
– формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;
– формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;
– развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;
– формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
– развитие воображения и творческих способностей.
– адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря.
3. Учебно-тематический план
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
мотивационная готовность к учебной деятельности.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу;
использовать установленные правила в контроле способа решения;
применять установленные правила в планировании способа решения;
адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: выделять параметры объекта, существенные признаки;
устанавливать аналогии; строить рассуждения; обобщать.
Коммуникативные: испытывать потребность в общении;
позитивно относиться к процессу сотрудничества;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;
строить монологическое высказывание; слушать собеседника.
Содержание курса
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; массаж кистей рук.
Графические упражнения
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами).
Артикуляционная гимнастика
Выполнение комплексов артикуляционных упражнений.
Игры и действия с предметами
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой.
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь – комплекс №1;
Январь, Февраль, Март, Апрель, Май – комплекс №2.
Игры и действия с предметами
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой.
Возраст обучающихся – 5-7 лет. Количество обучающихся в группе – 15 человек.
Срок реализации программы – 72 часа.
Формы и режим занятий. Занятия проходят в группе один раз в неделю, продолжительность занятий – 1 академический час. Для обучающихся в рамках занятий проводятся индивидуальные консультации.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов-теоретических | Кол-во часов-практических | Кол-во часов-всего |
1 | Введение. Гимнастика для пальчиков, разучивание стишков и считалок. Подготовка руки к письму. Беседа по картине. Загадки. Гласные и согласные звуки. | 2 | 2 | |
2 | Упражнения для кончиков пальцев. Комплекс артикуляционной гимнастики. Подготовка руки к письму. Рассказ по картине. Деление слова на слоги. | 2 | 10 | 12 |
3 | Беседа по картине. Закрепление понятий: звуки гласные и согласные, ударные и безударные гласные звуки. Подготовка руки к письму. | 4 | 10 | 14 |
4 | Упражнения для запястья. Комплекс артикуляционной гимнастики. Подготовка руки к письму. Пересказ с опорой на серию картин. | – | 12 | 12 |
5 | Подготовка к обучению грамоте: Артикуляция, характеристика звука. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. | 2 | 2 | 4 |
6 | Упражнения для подушечек пальцев. Комплекс артикуляционной гимнастики. Подготовка руки к письму. | 2 | 2 | 4 |
7 | Расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме занятия. Развитие грамматически и фонетически правильно оформленной самостоятельной речи. Чтение литературных произведений: стихов, загадок | 2 | 2 | 4 |
8 | Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой | 2 | 2 | 4 |
9 | Рассказывание историй руками. Выполнение фигур из палочек. Комплекс артикуляционной гимнастики | 12 | 12 | |
10 | Итоговое занятие. Закрепление полученных знаний, умений и навыков в речевых играх | 2 | 2 | 4 |
Итого: | 30 | 42 | 72 |
4.Содержание изучаемого курса.
Программа учебного курса рассчитана на 10 занятий. Занятия проводятся в группах по 30 минут и предполагают использование следующих форм: беседа; дидактическая игра;
физические упражнения; индивидуальная корректировка
1. Обогащение и активизация словаря.
2. Работа над смысловой стороной слова.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Воспитание звуковой культуры речи.
5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
6. Развитие связной монологической речи.
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.
Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи:
1. Научность.
2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.
3. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие).
4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.
5. Доступность, конкретность.
6. Концентричность.
Виды занятий:
1. Рассматривание картины.
2. Рассматривание предметов.
3. Загадывание загадок.
4. Дидактические игры:
– пальчиковые;
– стихотворная ритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);
– артикуляционная гимнастика;
– звуковые игры;
– дыхательная гимнастика.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ребятам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе артикуляционная гимнастика решаются следующие задачи:
– Улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации;
– Улучшение подвижности артикуляционных органов;
– Укрепление мышечной системы языка, губ, щёк;
– Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
– Увеличить амплитуду движения;
– Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
– Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать: развитие мелкой моторики и координации пальцев рук, овладение приемами работы с разными предметами, умение соотносить форму и пропорцию, улучшение работы мышц артикуляционного аппарата.
Сентябрь | 1-2 неделя диагностика. Тема «Детский сад» 1. Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» – закрепить имена, фамилии детей и их сверстников. 2. Упражнение на развитие речевого дыхания «Веселый ветерок». 3. Пальчиковая гимнастика «Друзья» – развитие мелкой моторики. 4. Зрительная гимнастика для глаз «Привет глазки». 5. «Мой Веселый язычок» – знакомство с органами артикуляции. | Тема «Осенний лес – полон чудес» 1. Релаксационные упражнения «Хорошее настроение». 2. Игра «Узнай по голосу» – формирование слухового восприятия. 3. Упражнение на дыхание «Листопад». 4. Заучивание стихотворения «Осень». 5. Зрительная гимнастика «Солнышко и тучки» – профилактика зрительных нарушений. | ||
Октябрь | Тема «Во саду ли в огороде» 1. Массаж для глаз «Раздеваем лук». 2. Закрепление названия органов артикуляции: игра «Сказочка – подсказочка». 3. Пальчиковая гимнастика «В огороде». 4. Чтение сказки «Репка». | Тема «У медведя во бору» 1. Дыхательное упражнение «Листопад». 2. Релаксия (образные превращения). 3. Логоритмические упражнения – учить слышать ритм и темп музыки. 4. Су джок терапия «Ёжик». 5. Игра «Постучимся в «Теремок». | Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» 1. Пальчиковая игра «Как живешь?». 2. Самомассаж. 3. Работа над дыханием «Ветерок» 4. Игра «Сказочка – подсказочка» -закрепление названия органов артикуляции. | Тема «Волшебный мир звуков» 1. Сказка «Сказка о непослушном язычке». 2. Игры со звучащими предметами – знакомство со звуками. 3. Интонационная выразительность речи «Колобок». 4. Игра «За грибами» – развитие общей моторики. |
ноябрь | 1-2 неделя. Тема «Я люблю свою лошадку» 1. Психогимнастика «Чудесные превращения». 2. Сказка «Сказка о непослушном язычке» – развитие органов артикуляции. 3. Игра с прищепками «Котенок»- координация движений рук. 4. Игра «Это вовсе не ребенок – это маленький телёнок» – побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. 5. Игра «Узнай по силуэту» – узнавать и называть домашних животных. | 1-2 неделя. Тема «Пернатые друзья» 1. Релаксационные упражнения «Спасем птенчиков». 2. Игра «Гуси- лебеди»- развитие речевого дыхания. 3. Развитие выразительности речи. Стихотворение «Стайка». 4. Игра «Многим домик послужил, кто только в домике не жил». 5. Усвоение понятий «живой – неживой» – развитие мышления. | ||
Декабрь | Тема «Здравствуй, зимушка- зима» 1. Релаксационные упражнения. 2. Дыхательное упражнение «Снежинка». 3. Массаж «Мороз- красный нос». 4. Закрепление произношения звуков в чистоговорках «Раз, два, три, четыре, пять стихи – будем сочинять». 5. Упражнения для коррекции зрения «Лыжники». Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Схема предложения. | Тема «Семья» 1. Пальчиковая игра «Дружная семья». 2. Игра с мячом «Подбери пару». 3.Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и бабушке». 4. Мимические упражнения «Гномики». 5. Игра «На помощь Забывайкину» – активизировать словарный запас. | Тема «Здравствуй, елочка – зеленая иголочка» 1. Дыхательное упражнение «Снежинка». 2. Релаксационные упражнении «Прогулка в зимний лес». 3. Гимнастика для глаз «Ёлочка». 4. Разыгрывание эпизодов «Есть в лесу под елкой хата…». Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа на заданную тему. | |
Январь | Тема «Зимние забавы» 1. Дыхательное упражнение «Вьюга». 2. Релаксационные упражнения «Зимние забавы». 3. Выполнение артикуляционных упражнений игра «Сказочка- подсказочка». 4. Оздоровительный массаж. 5. Театральная игра «Сказочные превращения». 6. Работа над выразительностью в стихотворении «Есть в лесу под елкой хатой…». Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Твердые и мягкие звуки. | Тема «Зимовье животных» 1. Дыхательное упражнение «Снежинки». 2. Релаксия (образные превращения). 3. Логоритмические упражнения. 4. Игра «Узнай по силуэту». 5. Драматизация сказки «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям». Звуки [ ш ], [ ж ]. | Тема «Зимующие птицы» 1. Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку». 2. Релаксационные упражнение «Согреем воробушка». 3. Ритмодекламация «Кормушка». 4. Театральная игра «Одно и то же по-разному». Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп. Схемы слов. Предложение. | |
февраль | Тема «Мир полон сказок и чудес» 1. Работа над речевым дыханием «Снежинка». 2. Зрительная гимнастика «Елочка». 3.Релаксационные упражнения «Сказочные превращения». 4. Упражнение «Снеговик» (составление предложений). 5. Пальчиковая гимнастика «Снежок». 6. Культура и техника речи. Стихотворение «Зимняя прогулка». Звуки [ в], [ в’ ]. Звуки [ ф], [ ф’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение. | Тема « Я- человек». 1. Дыхательное упражнение «Шарик». 2. Игра «Доскажи словечко». 3. Игра «Что делаем, покажем и скажем» 4. Распознаём по мимике и интонации «Назови ласково». 5. Активизация словарного запаса «Расскажи про себя». Звуки [ р], [ р’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение. | Тема «Малыши- кибальчиши» 1. Дыхательное упражнение «Звездочки». 2. Релаксационные упражнения «Мы – веселые ребята». 3.Пальчиковая гимнастика. 4. Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие рассматривание картин. 5. Игра «Летим- плывем-шагаем» развитие общей моторики. Звуки [ н], [ н’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение. | |
март | Тема «Весна- красна. Мамин праздник» 1 Дыхательное упражнение «Аромат роз». 2. Релаксационные упражнения «Игра с песком». 3. Заучивание стихотворения «Мамин день». 4. Драматизация сказки «Теремок». Звуки [ м], [ м’ ]. Звуков |