Программа развития ребенка воображения памяти

Развиваем память, фантазию и воображение у ребенка.

 от 5 лет до 8 лет младшая группа

от 8 лет до 10 лет старшая группа

Периодичность –   начать можно в любое время

Время проведения – 60 минут.

Эйдетика – это специальная методика, которая поможет малышу с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память. Эйдетика для детей – это уникальная программа, целью которой является развитие мышления и логики ребенка. Эйдетика для детей – это уникальная возможность развить в ребенке творчески потенциал.

Эйдетика для детей – ориентирована на активизацию скрытых творческих способностей. Эйдетика для детей – помогает детям не быть шаблонными и стандартными. Эйдетика для детей развивает память, внимание, мышление и креативность у ребенка.

Цель:  развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания; активизация ресурсов познавательных процессов; развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным; обнаружение и развитие способностей малыша. Формирование элементарных математических представлений, знакомство с буквами.

Методы: Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Результаты остаются на всю жизнь, для удержания навыка требуется тренировка каждый день, или прохождение курса 2 раза в год.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

 Тема занятия

Цели и задачи занятия

1. Путешествие  в мир ассоциаций.

диагностика  воображения и фантазии.

развивать внимание к окружающему миру.

развивать умение видеть во круг .

Учим стихотворения методом оживления образов

2. Путешествие на остров слов

Диагностика и развитие словарного запаса.

Диагностика слуховой памяти. (обьем, кратковременной и долговременной.)

Упражнения и игры на развитие речи

3. Путешествие на остров образов картинок.

Диагностика зрительной памяти

Развитие зрительной памяти, увеличение обьема воспринимаемой зрительной информации.

Метод последовательных ассоциаций

Упражнения на развитие внимания (концентрация, переключаемость)

4. Объемное восприятие – волшебники.

Диагностика восприятия

Развитие восприятия.

активизировать познавательные процессы

Игра со стихами с помощью метода невербальных ассоциаций (четверостишье)

5. Путешествие на материк «Счеты»

Метод Пиктограмм

Обучение  запоминанию большого объема цифр

Обучение запоминать даты, числа, телефоны.

 Игра с цифрами и числами

6. Путешествие на материк «Художников»

Развитие абстрактного мышления.

Развитие ощущений и контроль своего тела.

Диагностика тактильной памяти.

Метод последовательных ассоциаций (количество слов увеличивается)

7. Путешествие на материк «Дружбы»

Диагностика и обучение фотографической памяти.

Обучение навыкам запоминания лиц и имен

Упражнения на развитие фотопамяти.

Метод «Карманов»

8. Путешествие «Веселья»

Ознакомление с техникой забывать.

обобщить полученные знания

метод Цицерона

 9. путешествие «Снайперы»

Диагностика внимания.

Упражнения и игры на развитие речи

Упражнения на развитие фотопамяти

 Упражнения на развитие внимания (устойчивость, наблюдательность)

Дополнения вносятся по мере освоения программы.

Развития и возрастным диапазоном

Интенсивный тренинг внимания.

Упражнения на развитие фотопамяти.

Тренировка внимания

Тактильная, осязательная память.

Метод невербальных ассоциаций

Метод последовательных ассоциаций

Метод Цицерона

Метод Пиктограмм

Метод «Карманов»

Учим стихотворения методом Пиктограмм

Запоминаем тексты с помощью комбинирования методов Пиктограмма и метод Цицерона

Повторяем таблицу умножения образно

Учим стихотворения методом оживления образов

Упражнения и игры на развитие речи

Упражнения на развитие фотопамяти

Запоминание иностранных слов методом фонетических ассоциаций

Правописание словарных слов русского языка легко и весело

Интенсивный тренинг развития воображения и образного мышления

Упражнения на развитие внимания (концентрация)

Упражнения на развитие внимания (наблюдательность, распределяемость)

Разминка БКЦ (буквенно-цифровой код)

Учим стихотворения методом Пиктограмм

Метод «Паутинка» или карты Бюьюзена

Учим стихотворения методом оживления образов

Запоминание текстов и стихотворений комбинированным методами «Паутинка» и «Метод Цицерона»

Диагностика: Диагностика уровня развития проводится в начале программы. (стартовая диагностика), через 5 занятий (текущая диагностика) и в конце программы  (итоговая диагностика).

Примерный план занятия:

Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые эффективны и не дают скучать даже самым непоседливым детям.

1. Запоминаем слова

Самое простое для ребенка — составить из них необычный рассказ, в котором слова следуют друг за другом. Например, даны слова: ресницы, гусь, море, стул, велосипед. Попросите малыша придумать фантастическую историю, которая наверняка ему отлично запомнится. Например: „Хлопая ресницами, стоял гусь и глядел на море, по которому плыл стул, а на берегу, выброшенный волной, лежал велосипед”. Такой метод можно закрепить с помощью списка вещей, которые кроха должен надеть перед выходом на улицу (комбинезон, свитер, шапка, шарф, варежки, носки, сапоги). Другой вариант: попробуйте вместе с карапузом придумать стишок. Проговаривая его, ребенок должен представлять картинку и (желательно) последовательность предметов.

2. Запоминаем движения

Тут вам помогут любимые сказочные персонажи малыша. Например, надо запомнить движения танца — шаг вправо, шаг влево, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на месте. Пусть это будет Человек-Паук, который уворачивается от ударов врага, отступая вправо, влево, потом перепрыгивает через карниз, хлопком в ладоши пускает паутину и, повернувшись на месте, убегает. Сначала придумывать эти истории придется вам, но скоро ребенок и сам станет проявлять инициативу.

Читайте также:  Раннее воспитание и развитие ребенка

3. Запоминаем картинки или образы

Научите малыша превращать задуманное в рассказ. Приготовьте карточки с изображениями животных, предметов обихода, природы. К каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему путешествия, спорта, учебы или дружбы. Развитие памяти и внимания в будущем поможет ребенку быстро выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. Используя ассоциации, малыш развивает способность быстро находить оригинальные решения и генерировать оригинальные идеи. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности предметов. Например, нужно запомнить слово boy (мальчик). Можно придумать рифму „идет с тобой” и нарисовать шагающего мальчика — эта картинка и фраза точно отложатся в памяти ребенка.

Дети вообще хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений. Еще бы, слушать стихи любят все дети, а вот повторить их может далеко не каждый. И даже горя желанием выступить на новогоднем утреннике, многие малыши не в состоянии выучить самое простое стихотворение. Слова не запоминаются, строчки путаются, и неудача навсегда лишает ребенка желания выступать. Значит, стихотворение нужно… нарисовать — последовательно и понятно. Какие-то слова изобразить не получится, но это не страшно. Глядя на рисунок, кроха сможет повторить стихотворение, а когда сделает это несколько раз, оно прочно засядет у него в памяти.

Объемное восприятие

Можно сколько угодно знакомить ребенка с понятием формы, показывая „круглый” шарик или „квадратный” кубик, для него это будет скучным и неинтересным занятием. А ведь подключая его фантазию и внимание, в игре можно добиться результатов гораздо быстрее и уж, конечно, веселее.

4. Развивающая игра

„Что изменилось?” Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш, кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их. После этого переставьте игрушки и накройте простыней или полотенцем. Задача малыша — угадать, где какой предмет находится. А чтобы запомнить, что было на столе, стоит опять же обратиться к методу рассказа — поверьте, фантазия ребенка не знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.

5.Открытия каждый день.

Система эйдетики — это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже — даты, сложные определения, иностранные языки. Важно постоянно возвращаться к этой игре — гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, в окошке спряталась четверка, а бабочка, сложившая крылья, напоминает тройку. Как запомнить, какие автобусы идут от метро до дома? Очень просто: 73 — дерево, на котором сидит бабочка, и 28 — лебедь в очках.

Оценка результатов:

Оценка качества усвоения материала определяется на первом этапе  и на последующих этапах, путем проведения промежуточных диагностических тестирований и в конце курса определением обьем кратковременной памяти, обьем  долговременной памяти, обьем слуховой памяти, обьем зрительной памяти, воображение, фантазия.  

Обеспечение учебными материалами.

Программа обеспечена учебной литературой: пособия, рабочие тетради, диагностические тесты, домашние задания.

Обучающимся, предоставляется раздаточный материал в электронном виде.

Материал необходимый для занятий:   принтер, бумага А4. Стол, стул, тетрадь, карандаш.

Используемая  литература:

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти

Черемошкина Л. ВРазвитие памяти детей

Матюгин И.Ю. Запоминание цифр

Матюгин И.Ю Как научиться забывать ненужное

Источник

В раннем дошкольном возрасте у ребенка формируются представления о свойствах предметов. Изучая их форму, цвет, величину, малыш узнает еще больше о мире, в котором живет, а также у него закладываются необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов: памяти, воображения, мышления. Педагог рассказывает, в какие игры можно играть с ребенком для развития памяти, воображения и мышления.

«Найди шарик»

Изучаем формы: круг.

В непрозрачный мешочек поместите предметы различной формы: шарики, детали от конструктора, шишки, колечки от пирамидки, кубики и др. 

Малыш запускает руку в мешочек и достает один из предметов. Каждую находку обсуждаем (цвет, размер и т. д.) и обращаем внимание, что эта игрушка гладкая, круглая, без уголков или, наоборот, не гладкая, не круглая.

А теперь приступим к эксперименту. Сооружаем горку на столе из кубиков и дощечки и предлагаем юному исследователю скатить по ней все предметы по очереди. После проведения опыта помогаем малышу сделать вывод о том, какие фигуры катятся, а какие нет, и почему это происходит.

Читайте также:  Развитие ребенка в первый год жизни проект

Во время прогулки можно поиграть в игру «Найди круглое».

«Кормим куклу»

Закрепить знания о форме: круг. 

«Наша кукла (котик, бегемотик) проголодалась, давай покормим ее и приготовим ее любимые бублики». Помогаем малышу раскатать колбаску из пластилина или соленого теста и сворачиваем ее в круг. Обводим пальчиком баранку и обращаем внимание на то, что она круглая.

«Ветерок» 

Изучаем направление движения: вверх – вниз.

На ниточках нужно подвесить какие-либо детали из легкой цветной бумаги (цветочки, бабочки, «дождик» и т. д.). «Давай поиграем в “ветерок”. Подуем сильно-сильно, чтобы наша бабочка взлетела». При этом, когда предмет взлетает, произносим: «Вверх!» – а когда опускается: «Вниз!»

«Прятки» 

Изучаем понятия: большой – маленький.

Для этого упражнения понадобятся два одинаковых предмета: большой и маленький (матрешки, коробки и т. д.). Положим маленький предмет в большой и потрясем: «Слышишь? Там что-то есть. Давай посмотрим! Какая МАЛЕНЬКАЯ коробочка (яйцо, шарик, матрешка) внутри БОЛЬШОЙ! Покажи, где маленькая коробочка (Говорим тонким голосом.), а теперь – где большая (Говорим более низким голосом.). Давай опять спрячем маленькую коробочку в большую. А теперь попробуй сам достать маленькую коробочку из большой». 

Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики

Маленький ребенок стремится все потрогать руками – так происходит его тактильное развитие. Знакомство с различными видами материалов, умение узнавать их на ощупь, а также пальчиковые игры не только обогащают представление об окружающей действительности, но и ускоряют процесс речевого и умственного развития малыша. Исследования физиологов доказали, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. 

«Что это?»

Положите в несколько бумажных пакетов какие-нибудь предметы, интересные для ощущений: резиновый мяч, металлическую ложку, губку, мягкую игрушку, мех и др. Предложите карапузу узнать, что в пакете, не заглядывая в него. Если малыш затрудняется, помогите ему: опишите этот предмет словесно.

«Необычный ковер»

Разложите на полу различные материалы: шерстяной свитер, шелковую ткань, фольгу, резиновый коврик, бумагу и т. д. Пусть малыш ползет к вам через этот разнородный ковер. Если по пути он заинтересовался каким-то материалом, поговорите с ним на эту тему.

«Дорожка»

Необходимо развивать и тактильную чувствительность ног малыша. Для этого сделайте специальную дорожку с «кочками» (закрепляем мешочки из ткани, наполненные лоскутками, поролоном, камешками, горохом) и различными видами поверхности (гладкая, шершавая, мягкая, деревянная, ребристая и др.). Гулять по «тропе» ребенок отправляется в тонких носочках или босиком.

Массаж рук 

Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» – 6–8 раз, отдельно на каждой руке.

Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.

«Мотаем клубочек» пальцем по раскрытой ладони ребенка – 2–4 раза по каждой ладони. 

Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка (от его кончика к основанию) – все пальцы массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем – топ-топ-топ»).

Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу.

Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5–6 раз.

«Картина из пластилина»

Для начала нужно размазать слой пластилина на картоне. В эту основу вдавливаем различные мелкие детали (бусины, камушки, ракушки, фасоль, горох, семечки). Здесь хорошо развивается навык хватания двумя пальцами.

«Археолог»

В песке спрячьте различные мелкие игрушки, пусть малыш найдет их. 

«Снежки»

Для развития силы рук поиграем с ребенком в «снежки». Для этого нужно смять в комки листы бумаги и импровизировать с ними, как душе угодно. 

«Прячем в ладошке»

Покажите, как можно спрятать шарик в ладони. В этом упражнении работает вся кисть.

– Вот шарик. А теперь где шарик? Нет шарика!

Затем дайте крохе такой же шарик – теперь его очередь.

Теперь спрячьте предмет побольше, который не помещается в одной руке. Сначала дайте возможность ребенку самому проявить смекалку. Если не получится – покажите, как действовать.

– Волк идет – спрячь скорее зайчика! Не помещается зайчик в ладошке? Большой зайчик. Накроем его другой ладошкой – теперь не видно зайчика.

«Моя семья»

Сначала мама загибает пальцы на руке у ребенка. Когда малыш запомнит движения, он может выполнять их самостоятельно.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Читайте также:  Параметры нормального психофизического развития ребенка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Такую игру можно проводить сначала с одной рукой, затем с другой.

Развитие памяти 

Ребенок легко запоминает то, что ему интересно, с чем можно поиграть и поэкспериментировать, но делает он это непроизвольно, поэтому стимулировать развитие памяти можно лишь с помощью увлекательных мини-игр.

«Покатаем игрушки»

Для этой игры нужно несколько игрушек и игрушечный транспорт.

Нет, напрасно мы решили 

Прокатить кота в машине, 

Кот кататься не привык, 

Опрокинул грузовик.

(А. Барто)

Предлагаем малышу покатать игрушку. Например, собачку на машине, а кота на поезде. Во время игры стараемся стимулировать звукоподражание: «би-би», «ту-ту». Спрашиваем: «Как гудит машина? А поезд?» Потом просим малыша отвернуться и меняем местами игрушки. Когда ребенок поворачивается, спрашиваем: «Что изменилось?»

«Игрушка потерялась»

Рассматриваем с ребенком какую-нибудь интересную для него игрушку. Обращаем внимание на цвет, форму и детали. Затем прячем ее среди других и просим найти. Если ребенок затрудняется или ошибается, то подсказываем, что нам нужна, например, красная машина с мигалкой или кукла с длинными волосами и бантом на шее.

Вариант. Берем 3 игрушки, играем с ними и незаметно для ребенка убираем одну. Потом спрашиваем, какая игрушка потерялась.

«Бусы»

Для упражнения потребуются 3-4 небольших предмета с отверстиями, например, колечки от пирамидки и веревочка. Сначала показываем малышу готовый вариант нанизанных «бус». Затем снимаем все с веревочки и предлагаем собрать все так, как было. Когда малыш освоится с нанизыванием, задание можно усложнить и чередовать предметы: большой – маленький, синий – красный, круглый – не круглый и т. д.

Физическое развитие

Ребенок познает мир ползая, лазя, бегая. Иногда он, конечно, падает и набивает шишки, но не нужно ограничивать его подвижность и чрезмерно опекать – ему необходимо исследовать мир. Активное движение стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Кроме того, это источник радости и лучшее средство общения взрослого с ребенком.

«Ходьба с препятствиями»

«Сегодня мы пойдем поиграть в гости к зайке. Но он живет далеко, в лесу, и добраться до него непросто. Сначала мы пойдем по узкой тропинке (Из ленточки, пояса.), затем дорога проходит под мостом (Ползем под столом.), вдруг на пути у нас – кочка (Это может быть подушка.), ее нужно перешагнуть. А здесь дорога кончается и нужно перепрыгнуть через овраг, а вот на пути туннель (Большие коробки, открытые с обоих концов.)».

Когда ребенок доберется до конечной остановки, расставьте препятствия по-другому и сыграйте снова.

«Зайчик»

Раз, два три, четыре, пять! (Скачем на полянке как зайчики, приставив руки к голове как ушки и декламируем текст.)

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. (Взрослый изображает охотника с ружьем.)

Пиф! Паф! Не попал! (Стреляем из ружья вверх.)

Быстрый зайчик убежал! (Зайка убегает в норку.)

«Играем в мяч»

Пусть карапуз попробует бросить мяч в корзину (ведро, коробку, сумку). 

Вариант 1. Вы держите корзину на уровне роста малыша, а он закидывает в нее мяч.

Вариант 2. Ребенок сидит на полу ноги врозь. Мама находится напротив и перекатывает мяч малышу. Он ловит мяч и перекатывает его обратно маме.

Знакомство с окружающим миром

Старайтесь рассказывать малышу о том, из чего и для чего сделаны различные предметы, приобщайте его к повседневным трудовым делам, а также знакомьте с миром животных и природы.

«Палка, палка, огуречик…»

Развитие представлений о лице и теле человека. 

Схематично рисуем на бумаге человечка. И объясняем, где руки, ноги, рот, нос и т. д.  Просим ребенка: «Покажи, где твой ротик (носик, животик, ушки и т. д.)?» Усложняя упражнение, можно выложить перед ребенком лицо человека из картонного овала: рот – красный полукруг из картона, глаза – пуговицы, брови – маленькие палочки или полоски из бумаги. Предложите ребенку составить такое же лицо, а туловище сделать из палочек. 

«Угощенье для зайчат»

Знакомство с овощами.

«Я принесла тебе корзину. Посмотри, здесь лежат капуста и морковь». Обращаем внимание ребенка на внешний вид и цвет, рассказываем об овощах, исследуем. «К нам сегодня в гости пришли зайчата (Вместо игрушек можно использовать картинки.). Давай угостим их. Они очень любят эти овощи: капусту и морковь». Кормим зайчат. Для закрепления материала через какое-то время можно поиграть с ребенком в игру. Разложите перед ним карточки с различными овощами и фруктами, пусть он найдет среди них нужные изображения.

Спасибо Вам за то, что прочли данную статью! А если Вам понравилось – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления! До встречи!

Источник