Программа развития ребенка во возрасте до года
Во времена информационного застоя было принято считать, что ребенку в период от рождения до года нужны только материнская любовь, комфортные условия жизни и забота. Однако в современном мире все чаще молодые мамочки стремятся начинать курс умственного развития своего малыша буквально спустя пару дней после выхода из роддома. В этом деле важно понимать, что чрезмерная нагрузка на ребенка может негативно сказать на его природный интерес ко всему окружающему, что повлияет на дальнейшую обучаемость ребенка.
Программа развития ребенка до года может отличаться периодическими значениями, иметь разные тематики, однако базовые полезные навыки можно с легкостью привить в форме игры. Итак, разберем основные периоды жизни малыша, в которые важно делать те или иные упражнения:
- От рождения до трех месяцев.Этот период часто называют четвертым триместром беременности, так как малыш очень
нуждается в мамином внимании и постоянном присутствии. Не стоит нагружать детскую нервную систему какими-либо задачами, направленными на интеллектуальное развитие. В это время ребенку нужно помогать познавать мир, знакомить с различными физическими материалами, показывать животные, растения, автомобили и прочие яркие крупные объекты, ежедневно окружающие нас. Малыш будет с интересом разглядывать окружающий мир и учиться жить в нем. Читайте ребенку перед сном сказки, приятным размеренным спокойным тоном, это будет успокаивать кроху
- От трех до шести месяцев. В этот период жизни ребенок уже начинает значительно преуспевать в физическом развитии – от умения держать голову до ползания и самостоятельного сидения. Сейчас мамочки могут немного усложнять задания, пользуясь специальными методиками, разработанными ведущими психологами и педагогами и направленными на интеллектуальное развитие ребенка. Например, в этот период можно показывать ребенку карточки с изображенными буквами, цифрами, животными, прочими предметами. Не стоит ожидать от крохи активной деятельности и мгновенного распознавания различных объектов. Однако только за счет регулярных занятий, спустя 8-10 своеобразных уроков ваш малыш начнет узнавать на картинках названные вами предметы.
- От полугода до 9 месяцев. В этом возрасте ребенок уверенно ползает по дому, с интересом разглядывается все доступные ему предметы, проявляет огромный спектр эмоций и может проявлять инициативу в проведении различных игр, направленных на интеллектуальное развитие. В этом возрасте можно играть с помощью различных мягких кубиков, головоломок. Положительное влияние оказывают горшки с отверстиями различной формы и размера, идущими в комплекте с такого же рода фигурами. Ребенку ставится задача бросать фигуры в горшок через подходящие отверстия. Данная игра прекрасно развивает пространственное воображение, мелкую моторику ручек, логическое мышление.
- От 9 до 12 месяцев. Малыш буквально за год преодолел очень сложный и интересный путь своего развития. Детки в этом возрасте уже четко обозначают свои предпочтения в музыке, еде, играх. В годовалом возрасте своего малыша вы точно увидите, к чему он стремится, что ему особо интересно. Если ваш малыш любит слушать чтение сказок, либо строить замки из кубиков и любых подручных средств, с удовольствием танцует под любую или определенную музыку – не ущемляйте его в этом. Очень важно не пропустить и максимально развивать выделяющиеся способности ребенка.
Составление индивидуальной программы развития ребенка до года поможет воспитать развитого ребенка, с пытливым умом и умением ориентироваться в самых разных ситуациях.
Полезные статьи:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДО ГОДА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ДО ГОДА
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДА
ДЕТСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДО ГОДА
Источник
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным, умным, грамотным. Для этого необходимо прилагать усилия. Существует программа развития ребенка до года по месяцам. Советы родителям будут приведены в представленной статье.
Развитие ребенка от рождения до трех месяцев
С первых дней жизни занимайтесь с ребенком. Речь не идет об изучении стихов или других сложных манипуляциях. Но кроху необходимо развивать, чтобы в дальнейшем получить отдачу. Внимание уделяется как физическому, так и психологическому развитию.
В первые три месяца малыш преимущественно спит. Просыпается ребенок на кормления и небольшие промежутки бодрствования. Что можно сделать для развития в этот период? Прежде всего, разговаривайте. Входя в комнату, приветствуйте ребенка. Говорите громко и четко. Ваша речь разовьет слух младенца. Научите малыша понимать интонацию. Если вы успокаиваете новорожденного – говорите тихо и ласково. Во время игр придерживайтесь веселого тона.
Развивайте физические навыки малыша. Для этого выкладывайте ребенка на животик. К трем месяцам кроха самостоятельно держит головку и пытается переворачиваться. У него возникает интерес к игрушкам, новым лицам. Ребенок способен узнать маму и улыбнуться ей. Вот основные советы для этого периода:
• налаживайте контакт с ребенком;
• развивайте тактильные ощущения;
• создайте комфортные условия;
• установите режим сна и бодрствования;
• практикуйте игры, чтение.
Развитие ребенка от трех до шести месяцев
После трех месяцев малыш попытается взять игрушки. Сначала ребенок бьет по ним ручками и ножками. Чтобы развить такой интерес – подвесьте несколько игрушек над кроваткой крохи. Важно, чтобы он мог самостоятельно до них дотянуться. Младенец приобретает тактильные навыки: вкладывайте в маленькую ладошку предметы из разных материалов.
К четырем месяцам уже все детки переворачиваются на животик и обратно. Чтобы помочь развить физические навыки – необходима тренировка. Регулярно проводите зарядку, состоящую из элементарных упражнений: ручки поднимите и опустите, разведите в стороны и сведите обратно. Дайте ребенку почувствовать опору стопами.
К пяти месяцам необходимо наладить контакт ребенка с окружающим миром. Кроха ко всему проявляет интерес. Гуляя с малышом, чаще берите его на руки. Показывайте младенцу все, что его окружает. Обязательно ведите монолог. К концу пятого месяца ребенок начнет тренировать собственную речь. В ответ на ваши слова малыш будет издавать звуки – гуления.
Развитие ребенка от полугода до 9 месяцев
Большинство детишек после полугода начинает самостоятельно передвигаться. Покажите ребенку, как нужно ползать. Без ваших усилий малыш сможет ползать и сам, но это произойдет несколько позднее. Если вы хотите ускорить начало передвижений, то ставьте ребенка на четвереньки. Передвигайте его ножками и ручками в положении «на животе». Физическая тренировка очень важна в этом возрасте.
В семь месяцев малыш должен сидеть. Ускорять этот процесс не нужно. Позвоночник ребенка должен окрепнуть и подготовиться к новому навыку. Ползающий по дому ребенок, всем интересуется. Для него не существует запретов. Обеспечьте малышу безопасность. Покажите интересные предметы. Создайте для крохи собственное игровое место, где всегда будут находиться его игрушки.
В 8-9 месяцев большая часть детворы уже стоит. Ребятишки поднимаются возле опоры и получают новы ощущения. Ваша задача – обеспечить безопасное времяпровождение. Можно водить малыша под ручки по комнате. Во время таких путешествий рассказывайте о предметах и их предназначении. Обязательно покажите ребенку зеркало. Малышам очень интересно изучать свое отражение. И налаживать тактильный контакт. Если у вас есть знакомые ребятишки такого же возраста, то самое время их познакомить.
Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев
К началу десятого месяца жизни научите ребенка отзываться на свое имя. Многие ребятишки принимают этот навык раньше. Тут все зависит от родителя. Если вы будете регулярно обращаться к малышу по имени, то он в скором времени его запомнит.
Детишки 10-11 месяца жизни хорошо понимают и улавливают интонацию взрослого человека. Если вы недовольны поведением младенца, то нужно это показать. Дети в этот период проверяют границы дозволенного. Малыши действуют и смотрят на реакцию родителей. Если вы хотите воспитать послушного ребенка, то нужно прилагать усилия уже сейчас.
Годовалый малыш ежедневно познает мир. Нужно помочь ему в этом. Берите кроху с собой в гости, магазин. Чаще гуляйте с ребенком. Дети этого возраста впитывают все, как губка. Некоторые ребятишки к году уже могут говорить несколько слов.
Порисуйте с ребенком. Купите для этого пальчиковые краски. Держать в ручках кисть ребенку еще тяжело. Однако малыш с удовольствием будет наносить цвета на бумагу при помощи собственных пальчиков.
Развитие ребенка по месяцам очень важно. Каждый день кроха учится новым действиям. Первый год детишек является самым насыщенным. В срок с 1 до 12 месяцев ребенок приобретает массу физических и умственных навыков. Задача родителей – помочь ему.
Источник
Раннее развитие малыша – очень популярная родительская тема. Достижения детей достигаются разнообразными методиками их обучения: Глена Домана, Марии Монтессори, семьи Никитиных или др. Из новых – система «уважительного родительства». Это модная голливудская методика отношения к ребёнку как к взрослому, т.е. не только никакого сюсюканья, но и детских поильников, стульчиков, горшков – они неуважительны, как и коляски, укачивания, песни.
Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»
Системы развития ребенка, более популярные в нашей стране, нацелены на стимуляцию мозга малыша в раннем возрасте, примерно с 1,5 лет. Но и до года дети могут воспринимать новую информацию. Для начала нужно позаботиться о физическом здоровье малыша. Физическое развитие должно подготовить развитие психики. Для слабых или гиперактивных малышей для начала необходимы массажи, расслабляющие ванны, чтобы крохи могли воспринимать новую информацию, и она шла им на пользу. Мозг проходит этапы последовательного психомоторного движения: сначала новорождённый держит голову, потом переворачивается, учится держать предметы в руках, садится, ползёт, встаёт и идёт. Так и с психикой: развитие её поступательно, и идёт параллельно с обретением малышом физических навыков.
https://programmamama.com
Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе “Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев”
1. С самого первого дня будет полезен любой мягкий разговор с новорождённым. Ухаживая за ним, не молчите, и скоро последует приглашение к дальнейшему общению – улыбка и взгляд в глаза.
2. Яркие погремушки пусть будут перед лицом на расстоянии около 50 см.
3. На втором месяце чаще берите его на руки.
4. На третьем – всё больше выкладывайте на живот, повторяйте его «гуление», пойте, включайте музыку.
5. На четвертом месяце малышу понравится трогать игрушки, разные фактуры, разглядывать окружающее пространство.
6. На пятом месяце уже интересно играть с предметами, перекладывать их из руки в руку. Отвечайте на «гуление» – в таком разговоре будущая речь малыша.
7. В полгода можно расширять пространство для игр и наблюдений: манеж, ковёр, одеяло – помогут начать ползать и осваивать мир. Любопытство вызовут игрушки и коробочки с крышечками.
8. На седьмом месяце развивается пассивный словарный запас – новые слова, которые вы говорите ему, – откладываются на подкорке. Интересны игры с водой, ящичками, кубиками.
9. На восьмом месяце уже можно показывать, как укладывать спать, кормить кукол, кошечек и собачек. Важно понятно объяснять, комментировать простыми звукоподражательными словами.
10. На девятом месяце выделяются слоги, повторяйте их, общайтесь. Называйте цвета и формы, просите подать что-то конкретное.
11. С десяти до двенадцати месяцев постоянно разговаривайте с ребёнком. Комментируйте действия, происходящее вокруг. Читайте книжки, показывайте картинки. Всё это не занятия, а развлечения, когда малыш в хорошем расположении духа.
Глазки должны видеть разное и новое, ушки слышать слова и музыку, ручки и пальчики – трогать маленькое и большое, тёплое и холодное, шершавое и гладкое. Моторика – важнейший пункт формирования речевого аппарата. Пальчиковое рисование, гимнастика ручек, массаж пальчиков, ощущение пальцами предметов стимулирует зоны, отвечающие за речь. Ближе к году особенно полезным будет именно рисование. Оно вырабатывает пространственное восприятие, внимание, возможности взаимодействия со взрослыми.
В методиках раннего развития, таких, как карточки Домана, много плюсов (нужно показывать карточки с изображениями предметов, называя их) – ребёнок и в самом деле с пелёнок получает знания о мире, но есть и минусы – сложности в соотношении плоскостного изображения картинки с реальностью. Понятно, что увидеть мяч на картинке совсем не то же самое, что его потрогать, покатать, пнуть, кинуть. Наиболее ясное познание происходит через непосредственное соприкосновение с объектом, собственный опыт.
Раннее чтение до 3-х летнего возраста осложнено несформированностью мозгового центра и фактически невозможно. Но обучение иностранному языку даёт отличные результаты, если родители разговаривают на разных языках. При этом раннее внедрение иностранного языка как неродного может ухудшить качество освоения собственного.
Читайте в нашем блоге: «11 ранних признаков аутизма у младенцев»
Родитель может подготовить базу для дальнейшего развития, плодородную почву, но раньше времени на ней ничего не вырастет, да и не должно. Ряд психологов даёт такое сравнение: «Даже если на яйцо посадить двух куриц, цыпленок вылупится только на 21 день». Любое умение приходит к ребёнку тогда, когда готова его психика, сформированы нейронные связи мозга.
Какие методики развития самые полезные на ваш взгляд? Напишите в комментариях.
Источник
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ от 9 месяцев до 1 года.
- Задачи:
- Приучать к самостоятельности при проведении процесса кормления и активности во всех режимных процессах.
- Учить понимать речь взрослого, расширять запас понимаемых слов, формировать обобщения в понимаемой речи, учить выполнять простые поручения и правильно реагировать на слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно».
- Поддерживать речевую активность, вызывать подражание звукам и слогам, учить произносить 6-10 «облегченных» слов и пользоваться ими.
- Обобщать сенсорный опыт ребёнка. Учить действовать с игрушками, подражая взрослому и по речевой инструкции, увеличивать количество действий.
- Развивать движения, учить ходить.
- Формировать положительное эмоциональное отношение к взрослым и детям, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать интерес к окружающей жизни, к животным и растениям.
ПРОГРАММА РАЗДЕЛЕНА НА БЛОКИ:
- Речевое развитие –
а) понимание обращенной речи; б) собственная речь, словарный запас.
- Познавательное развитие – а) развитие действий с предметами: интерес к игрушкам и действия с ними; б) запас сведений об окружающем;
- Сенсорное развитие – а) функциональные возможности кистей и пальцев рук; б) развитие слухового восприятия и звуковой активности.
- Физическое развитие – развитие движений и двигательной активности.
- Развитие эмоций и социальных навыков.
- Навыки самообслуживания – управление собой.
РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА от 9 месяцев до 1 года.
9 месяцев:
В этом возрасте ребенок тянется к общению со сверстниками. Он с удовольствием играет с другим ребёнком, подражает ему, «разговаривает» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Основным способом передвижения остаётся ползание. Иногда ребёнок ползает быстрее, чем бегает взрослый. Время позаботиться о безопасности: убрать с доступных мест все бьющиеся предметы, горшки с цветами, обезопасить электрические розетки и др.
10 месяцев:
Идёт совершенствование полученных навыков – ребёнок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где?» , «дай» отыскивает нужный предмет. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.
11 месяцев:
Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов «ба-ба», «дай», «бай-бай». Лепет ребёнка становится более разнообразным и сложным. Малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки – движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить.
12 месяцев:
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает её в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется с каждым днём, у некоторых детей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается, действует с различными предметами.
РЕЖИМ ДЕТЕЙ от 9 месяцев до 1 года.
РЕЖИМ № 4.
БОДРСТВОВАНИЕ | 6.30 – 9.00 12.00 – 14.00 16.00 – 20.00 |
КОРМЛЕНИЕ | 7.30 12.00 16.00 19.00 24.00 (по назначению) |
СОН | 9.00 – 11.30 14.00 – 16.00 20.00 – 6.30 |
Утром рекомендуется кормить ребёнка не сразу после пробуждения, а примерно через 30 – 45 минут.
Обед дети получают по мере пробуждения после первого дневного сна.
Полдник можно дать после второго дневного сна или перед ним.
Фруктовый компот следует давать перед первым дневным сном.
Сок рекомендуется давать после второго дневного сна.
Дети этого возраста в тёплую погоду обязательно должны гулять 2-3 раза в день на открытом воздухе (в манеже или в специально огороженном месте на настиле).
Купание – перед ночным сном 2-3 раза в неделю.
Массаж – после 1-го или 2-го дневного сна (перед кормлением) или 30-40 минут после кормления.
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ от 9 месяцев до 1 года.
СЕТКА ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ.
Дни недели | 1 период бодрствования 8.30 12.45 | 2 период бодрствования 13.30 | 3 период бодрствования 17.00 |
Понедельник | Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям) | Игры для развития движений | Развитие действий с предметами |
Вторник | Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем | Музыкальное занятие (п/г) | Выполнение простых игровых действий |
Среда | Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям) | Игры для развития движений | Развитие действий с предметами |
Четверг | Показ – развлечение | Музыкальное занятие (п/г) | Выполнение простых игровых действий |
Пятница | Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем | Игры-развлечения с заводными и музыкальными игрушками | Развитие действий с предметами |
Суббота | Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям) | Игры для развития движений | Выполнение простых игровых действий |
Воскресенье | Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем | Игры – развлечения | Развитие действий с предметами |
Индивидуальные занятия проводятся ежедневно.
Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем: находить игрушку по просьбе, выполнять простые поручения, выполнять одно и тоже действие с разными игрушками, понимать названия действий с предметами, знакомить с именами окружающих и др.
Развитие понимания речи, подражание звукам и действиям: показ сюжетных игрушек в действии, вызывать подражание новым слогам и первым словам, побуждать ребенка при общении пользоваться осмысленным звукоподражанием и облегченными словами.
БЛОКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ для детей от 9 месяцев до 1 года.
1 БЛОК. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ – а) понимание обращенной речи; б) собственная речь, словарный запас.
- Задачи: а) понимание обращённой речи: – учить понимать названия предметов быта, одежды, мебели; – выполнять простые поручения – приносить знакомые предметы, отдавать их взрослым и детям, называемым по имени; – развивать первичные обобщения, учить по просьбе взрослого показывать и приносить, а к 1 году жизни и называть игрушки, различные по внешним свойствам, но имеющие одно и то же словесное обозначение (кукла резиновая, целлулоидная, мягко-набивная); – учить по слову взрослого выполнять одно и то же действие с разными игрушками (катать мяч, машину; водить куклу, мишку; кормить куклу, лошадку, собачку и др.); – понимать названия действий с предметами и выполнять их по словесному указанию; – узнавать и называть изображения отдельных предметов, знакомых ребёнку на картинках; – знакомить с именами окружающих его взрослых и детей, учить находить их, используя игру в прятки.
- б) собственная речь, словарный запас: – вызывать подражание новым слогам и первым словам; – учить произносить слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий, давать для подражания облегченные слова и звукоподражания, одновременно называя предмет, и полным словом; -побуждать ребенка при общении пользоваться не только мимикой и жестом, но и осмысленным звукоподражанием и облегченными словами; -увеличивать количество понимаемых слов; учить находить игрушку по слову взрослого сначала среди 2х игрушек, затем среди 3-4х.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ с 9 месяцев до 1 года:
9 месяцев: – на вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения; знает свое имя, оборачивается на зов; подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете; уверенно показывает части лица на кукле.
10 месяцев: – по просьбе «дай» находит знакомые предметы среди других и дает их; при заигрывание с ним ( «догоню-догоню», «сорока-сорока» и др.) выполняет разученные действия и движения; подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которых нет у него в лепете; узнаёт предметы на картинках с одним предметом.
11 месяцев: – по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу, кормит собачку и пр.; по просьбе взрослого находит и дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др.; произносит первые слова – обозначения.
12 месяцев: – понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей; выполняет отдельные поручения: «найди», «отдай», «принеси»; понимает слово «нельзя» – прекращает действия; по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками; легко подражает новым слогам лепета; произносит 6-10 облегченных слов.
ВИДЫ ИГР С ДЕТЬМИ, СТИМУЛИРУЮЩИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ЗВУКОВУЮ АКТИВНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (от 9 месяцев до 1 года).
- Игры, развивающие умения находить знакомые игрушки среди других.
- Игры на произнесение слогов, отсутствующих в лепете.
- Выполнение простых поручений.
- Игры, развивающие понимание различных действий с сюжетными игрушками.
- Игры, развивающие умения находить игрушки, одинаковые по названию и назначению.
- Рассматривание картинок и книжек.
- Игры, стимулирующие произнесения первых облегченных слов.
СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ПОНИМАТЬ И ГОВОРИТЬ
от 9 месяцев до 1года.
- Лепечет ритмично, подражает разговору.
- Произносит слова с одинаковыми слогами («ба-ба», «та-та»).
- Подражает звукам животных.
- Произносит первые настоящие слова.
- Привлекает внимание с помощью звуков.
- Следует простым указаниям, ищет игрушки, которых не видно.
- Понимает запрещающие слова, качает головой вместо слова «нет».
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ПОНИМАНИЮ РЕЧИ
с детьми от 9 месяцев до 1 года
Возраст детей | Дидактические задачи | Названия занятий | Кол-во занятий в месяц | Повтор |
9 – 10 месяцев | Развития умения находить знакомые игрушки. Выполнять простые поручения. | «Где собачка?» «Где Ляля?» «Где Мишка?» «Где часики?» «Найди Лялю» «Найди собачку» «Найди часики» «Найди Мишку» | 24 | 3 |
11 – 12 месяцев | Выполнять одно и тоже действие с разными игрушками. Понимать названия действий с предметами. Знакомить с именами окружающих его взрослых и детей. | «Покачай Лялю» «Покорми собачку» «Покатай мяч» «Поводи Лялю топ-топ» «Открой-закрой кастрюльку» «Сними-надень колечко» «Достань-вложи шарик» «Прятки» | 24 | 3 |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО АКТИВНОЙ РЕЧИ
с детьми от 9 месяцев до 1 года
Возраст детей | Дидактическая задача | Название занятия | Кол-во занятий в месяц | Повтор |
9 – 10 месяцев | Учить произвольному ритмичному распевному произнесению цепочки гласных и согласных звуков и действиям: 1. Звук «а-а-а», «м-м-м» – действие – укачивание куклы спать 2. Звук «о-о-о», «м-м-м» – действие – укачивание мишки спать 3. Звук «у-у-у» – действие – катание машины | «Колыбельная для куклы» «Колыбельная для мишки» «Паровоз» | 12 | 4 |
10 – 11 месяцев | Вызывать подражание новым слогам: 1. Слог ля-ля-ля 2. Слог та-та-та 3.Слог да-да-да | «Наша песенка простая» «Бубен» или «Погремушка» «Мяч» или «Наши ручки» | 12 | 4 |
11 – 12 месяцев | Подражание первым словам, побуждать при общении пользоваться осмысленным звукоподражанием и облегченными словами: би-би, ток-ток, бам-бам | «Машина» «Молоток» «Барабан» | 12 | 4 |
- БЛОК. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ –
а) развитие действий с предметами: интерес к игрушкам и действия с ними; б) запас сведений об окружающем.
- Задачи:
– выполнять действия сначала по слову и по показу, а к 1 году жизни – по слову взрослого: открывать и закрывать матрешку, коробку, кастрюлю, бидончик и пр.; – снимать со стержня и надевать на него кольца с большими отверстиями; – ставить кубик на кубик, класть кирпичик на кирпичик; – вставлять грибочки (палочки, стержни) в отверстия в скамеечки, стола и вынимать их; – катать шары по желобу или скату; – выполнять простые игровые действия с куклой, кошкой, собачкой, мишкой и др. («Покорми Лялю», «Покатай лошадку»).
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ у детей от 9 месяцев до 1 года:
9 месяцев: – с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.; снимает со стержня пирамидки несколько колец; 10 месяцев: – самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др., нанизывает кольца на стержень пирамидки; 11 месяцев: – овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого: ставит кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень; 12 месяцев: – самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит и др.; переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: водит, кормит, баюкает и др.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПЕРВЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ с детьми от 9 месяцев до 1 года:
- Игры, развивающие умения по просьбе взрослого или самостоятельно вынимать и вкладывать предметы и игрушки; перекладывать и открывать – закрывать предметы.
- Игры на выполнение разученных действий по слову взрослого.
- Игры с водой и песком.
СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДЕЙСТВОВАТЬ С ПРЕДМЕТАМИ
от 9 месяцев до 1 года.
- Катать за веревочку игрушки.
- Находить предметы, спрятанные под перевернутой чашкой.
- Ставить два кубика вместе, кубик на кубик.
- Искать игрушки, которых не видно.
- Начало понимания слов вне ситуации, первые слова.
- Представление малыша о постоянстве объекта: ищет там, где находил раньше.
- Начало планирования: цели, средства, способы выполнения.
- Предвидит результат.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ с детьми с 9 месяцев до 1 года
Возраст детей |