Программа развития ребенка в театральной студии для детей

Педагогическое развитие ребенка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность.
Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин).
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Работая в течение ряда лет воспитателем в логопедической группе, я заметила, что дети плохо усваивают программный материал. Проанализировав причины, пришла к выводу: плохая речь, неустойчивое внимание дошкольников, их быстрая утомляемость, раздражительность не дают им возможность усваивать программу полностью. Да еще накладывается плохая координация движений тела и рук, пальцев. Чаще всего такие дети необщительны, стесняются, плохо адаптируются к незнакомой среде. Что нужно сделать для того, чтобы заинтересовать воспитанников, удерживать их внимание на протяжении всего занятия, помочь развить воображение, память, связную речь, расширить эмоциональный словарь? Ответ прост – играть! Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют расширению опыта ребенка.
Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического восприятия и, в первую очередь, это необходимо детям логопедической группы. Исходя из этого, мною была разработана дополнительная модифицированная программа «Театр Маленького Актера», целью которой является развитие речи, артистических способностей детей через театрализованную деятельностью. Отсюда решаются следующие задачи:
- формирование выразительности речи;
- совершенствование артистических навыков детей;
- развитие эмоционального словаря;
- создание атмосферы творчества и доверия, в условии которой дать возможность каждому ребенку высказаться в процессе игры;
- поощрение импровизации, умения свободно чувствовать себя в роли;
- развитие координации движений;
- формирование коммуникативных навыков.
Принципы данной программы:
- гармоничное развитие личности ребенка;
- доступность;
- систематичность и последовательность;
- игровой принцип;
- обеспечение эмоционального благополучия.
Дополнительная модифицированная программа «Театр Маленького Актера» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «Концепции дошкольного воспитания».
В чем же состоит актуальность данной программы? Не секрет, что ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Первая тенденция – театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть хорошим «артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.
Вторая тенденция – невмешательство взрослого. Правда, на практике оно перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети представлены сами себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок персонажей сказок.
Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем, музыкальный руководитель предлагает к очередной «знаменательной» дате новый сценарий спектакля…Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем уже не осталось… Противоречия между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки практико-ориентированной педагогической технологии. Таковы исходные теоретические положения, вывод из которых: нужна специальная программа по театрализованной деятельности со спецификой целей, задач и содержанием работы воспитателя с детьми.
Автор программы стремилась к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не надо заучивать с детьми текст роли, позы, жесты, движения. Театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену. Главное – это понимание смысла и атмосферы пьесы. Надо, чтобы дети, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позы, жесты, песенные и танцевальные импровизации. «Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или импровизируемые ими в процессе творчества. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» (Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» – М., Просвещение, 1991).
Работа по театрализованной деятельности строится по трем направлениям:
- Куклотерапия;
- Азбука актерского мастерства;
- Социоигры.
Эффективная система работы с использованием различных видов кукольного театра позволяет сфокусировать внимание педагога на развитие личности каждого ребенка. В «куклотерапии» используются самые разнообразные виды театров: наряду с традиционными (би-ба-бо, настольный, фланелегреф), «в ходу» театры, изготовленные своими руками: варежковый, перчаточный с головками-шариками от пинг-понга, марионеточный, пальчиковый, театр на прищепках, теневой , а также «Сказки из ведерка», персонажи которых изготовлены из баночек и бутылочек от детского питании.
Кукольный театр может быть прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей. В действиях кукол дети могут увидеть свое отражение. Ребенок смотрит на себя как бы со стороны, а что может быть более наглядным и действенным в воспитании! Важно также и то, что театральная кукла является своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем, особенно у детей логопедических групп (трудность в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т.д.). Ребенок как бы прячется за куклу и таким образом чувствует себя более защищенным. Для многих детей кукольные герои становятся настоящими помощниками: помогают снять психическое напряжение, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому.
Занятия «по актерскому мастерству» включают в себя:
- упражнение на артикуляцию;
- упражнения на развитие речи;
- развитие мимики;
- творческие упражнения;
- упражнения на воображение;
- упражнения на развитие пластической выразительности;
- актерские этюды;
- развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.
На эту деятельность отводится 30 занятий по разработанным конспектам (28 основных и 2 занятия итоговых). Часто дети поначалу совершенно не владеют своей мимикой, не могут изобразить самых простых чувств: гнев, удивление, страх. «Проигрывая» эмоциональное состояние через персонажей театра, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Этому способствуют такие формы работы: мимическое упражнение «Антошка» (под знакомую песню дети показывают эмоциональное состояние Антошки), беседа «Гномики» (по карточкам-пиктограммам придумывают сказки или рассказы о внутреннем состоянии братьев-гномов), этюд «Колобки» (на изображение колобка, у которого есть только нос, дети накладывают брови, глаза, рот, объясняя при этом, какого колобка придумали они и что их колобок чувствует). детям начинают подчиняться мышцы лица и они с удовольствием разгадывают настроение друг друга и взрослого. Развитию воображения способствуют игры: «Сказочный салат», игра с использованием полифункционального макета «Проведи своего героя по разным сказкам», сочинение сказок, в которых ребенок отождествляет себя с неодушевленным предметом, природой: «Если бы я был пуговицей», «Если бы я была катушкой от ниток», «Я-подснежник», «Я-обломанная ветка» и т.д. На занятиях театрализованной деятельности исполняются музыкально-ритмические упражнения (разные группы детей под звуки одной мелодии выполняют движения своих персонажей, например, :под музыку «Танец маленьких утят» одни дети должны двигаться как котята, другие – как обезьянки, третьи – как медвежата, четвертые – как лягушата и т.д.), развивающие слуховые и зрительные восприятия, чувство ритма и выразительность движений.
В социоиграх (составлен сборник из 60 игр) развиваются:
- коммуникабельность;
- логическое мышление;
- средства речевой выразительности;
- зрительная память;
- координация движений;
Есть игры-разминки, которые используются, как физминутки («Человек к человеку», «Четыре стихии», хороводные игры) для того, чтобы настроить детей на рабочий лад; сконцентрировать внимание детей можно предложив игры «Встань по пальцам», «Эхо», «Замри», «Двадцать»; для творческого самоутверждения подойдут игры «Костюм-превращение», «Рассказ по карточкам», «Дровосек», «Стихи по ролям» и т.д.
Программа ТМА рассчитана на 2 года обучения театрализованным играм (старшая и подготовительная). Начиная с 5 лет и до выпуска из детского сада, дети последовательно знакомятся с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюды, обучающие детей приемам управления куклами различных систем. Когда дети освоят приемы кукловождения, приступаем к постановке кукольного спектакля.
Параллельно в каждой возрастной группе идет обучение детей «основам актерского мастерства». Прививаются навыки, необходимые для отображения различных эмоций и настроений, черт характера. Начиная со П полугодия в старшей группе идет объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой в единое целое. Этот вид деятельности интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая часть участвует в драматизации. Дети сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или драматизацию).
Но в подготовительной группе дети уже освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх, не «прячась за куклу», поэтому роль кукольного театра уменьшается, а сами драматизации отличаются более сложными характеристиками героев, сложными мизансценами.
Таким образом, организация работы по программе «Театр Маленького Актера» будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Количество занятий в старшей группе
Сент | Окт | Нояб | Дек | Янв | Фев | Март | Апр | май | итого | |
Основы актерского мастерства | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 14 |
Кукольный театр | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
Театрализованные игры | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | ||||
Всего | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 28 |
Количество занятий в подготовительной группе
Сент | Окт | Нояб | Дек | Янв | Фев | Март | Апр | май | итого | |
Основы актерского мастерства | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 14 |
Кукольный театр | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
Театрализованные игры | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 12 |
Всего | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 35 |
Занятия по театрализованной деятельности проводятся во второй половине дня, продолжительность каждого занятия 25-30 минут. «Занятия по актерскому мастерству» и «кукловедение» рекомендую проводить по предложенным мною занятиям, театрализованные игры – по разработанным занятиям коллектива авторов Петровой Т.И., Сергеевой Е.С., Петровой Е.С. («Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», М., «Школьная пресса», 2004) игры на развитие эмоциональной сферы по пособию Карелиной И.О. («Эмоциональное развитие детей 5-10 лет», Ярославль, Академия развития, 2006). На занятиях хорошо использовать музыкальное сопровождение (для чего необходимо иметь фонотеку и магнитофон. Следует учитывать следующее:
- максимальную активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослым;
- подготовленность и заинтересованность воспитателей.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Источник
Пояснительная записка
Направленность: художественно-эстетическая.
Возраст обучающихся: 4-5 лет (средняя группа).
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т.д., а также координировать свои функции.
Цель программы: Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.
Задачи программы
- Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
- Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
- Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
- Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
- Формирование умения концентрировать внимание.
- Поощрение желания участвовать в импровизациях.
- Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх.
- Развитие желания выступать перед зрителями.
Принципы отбора содержания и реализации программы:
Процесс обучения по данной программе строится на общедидактических и специфических принципах: систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному») обучения.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Цель: развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности средствами театрального искусства.
Задачи:
- Формировать интерес к театральному искусству, потребность ребенка обращаться к театру, как к источнику радости,эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
- Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
- Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
- Развивать творческую активность детей, учить их импровизировать.
- Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
- Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива
Ожидаемые результаты:
- Формируется интерес к театральному искусству, дети эмоционально откликаются на спектакли и действия персонажей;
- Умеют взаимодействовать друг с другом, действуют согласованно;
- Проявляют творческую активность и пользуются полученными исполнительскими навыками. Развивается воображение, речь, коммуникативные навыки.
Форма занятий: групповая.
Занятие состоит из нескольких частей:
- Вводная часть – Комплексная разминка (направлена на развитие умения концентрировать внимание, снятие телесных зажимов, зарядку для артикуляционного аппарата)
- Основная часть – Знакомство с литературным материалом, беседы на различные темы; работа над этюдами, инсценировками, игры с текстами, творческие задания, проблемные ситуации и реализация творческих проектов в мини-группах; репетиции к спектаклям.
- Заключительная – подведение итогов, двигательная, игровая или музыкальная импровизация, релаксационные упражнения.
Учебный план
Количество занятий: в неделю – 2, в год – 62.
Продолжительность занятия – 30 минут (включает подвижные игры и релаксационные упражнения и физминутки).
Расписание занятий: 2 раз в неделю, вторник, четверг, вторая половина дня.
Организационные условия реализации программы: В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.
Содержание программы
В начале года проводится вводное занятие. Оно включает в себя:
- Беседа о технике безопасности в театральной студии;
- Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседы о театре.
В программу входят следующие разделы:
Раздел 1: «От игры до спектакля» (включает в себя несколько подразделов)
1.1 «Основы театральной культуры»
Задача данного подраздела создание условий для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театре. В раздел включены:
- Что такое театр?
- Театр снаружи и изнутри (профессии в театре)
- Культура зрителя.
1.2 «Мастерская игры»
Включает в себя подбор творческих задания сделать сценические импровизации на заданную тему или просто задания изобразить кого-то или что-то. Игры и упражнения проводятся с целью научить слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения.
1.3 Работа над спектаклем
Основные этапы работы:
- Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
Раздел 2: «На языке тела»
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Раздел 3: «Свободный звук»
Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели | Практическая часть занятий |
1. | Вводное занятие | 5 | ||
1.1 | Давайте знакомиться. | 3 | Дать детям представление о театре, о занятиях, рассказать о правилах поведения. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству. | Беседа – игры |
1.2 | Играем вместе | 2 | Приобретать навыки и развивать умения действовать в коллективе. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. | Контактные, сюжетно-ролевые игры. Игры – упражнения на развитие слухового, зрительного внимания, воображения. |
2 | «От игры до спектакля» | 34 | ||
2.1 | Что такое театр? | 2 | Формировать представления о понятиях музыка, театр, артист и т.д. расширять общекультурный кругозор детей. | Просмотр видео- фотоматериалов, сюжетно- ролевые игры. |
2.2 | За кулисами | 3 | Формировать представление о театре, знакомить детей с видами театрального искусства. Воспитывать представление в театральных профессиях. | Беседа, театральные игры – этюды. |
2.3 | В гостях у сказки. | 5 | Формировать творческую художественно-речевую деятельность на примере сказок; развивать умение осмысливать содержание художественного произведения. Развивать внимание, память, воображение, формировать умение отражать свои впечатления в словесной форме. Проигрывать фрагменты сказок, инсценировать отдельные эпизоды. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. | Беседа. Игровой тренинг. Этюды. |
2.4 | Веселые сочинялки. | 3 | Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которыми являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). | Игры |
2.5 | Этюды. | 7 | Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями. | Творческие задания |
2.6 | Работа над репертуаром | 7 | Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности. Реализовать творческие способности детей. | Участие в проведении календарных и тематических мероприятий, в постановке спектаклей. Инсценировка. |
2.7 | Репетиции | 4 | Репетиции: сводная, монтировочная, генеральная. | |
2.8 | Премьера | 1 | ||
3 | «Свободный звук» | 10 | ||
3.1 | Веселая гимнастика. | 3 | Учить развивать правильную интонационную выразительность, дыхание. | Игровой практикум. |
3.2 | Зарядка для лица и языка. | 2 | Голосо-речевые тренинги. | Упражнения на развитие речевого аппарата. |
3.3 | Забавные чистоговорки. | 3 | Формировать навыки правильного звукообразования, развивать интонационную выразительность речи. | Игры со словами. Заучивание чистоговорок |
3.4 | Говорилки. | 2 | Формировать навыки правильного звукообразования. Декламировать стихотворный текст тест от лица разных сказочных героев. | Речевые игры, чтение стихов |
4 | «На языке тела» | 15 | ||
4.1 | Разминка – тренинг | 5 | Развивать двигательные способности детей ловкости, подвижности, выносливости, гибкости. | Игровой тренинг |
4.2 | Музыкально-пластическая импровизация. | 3 | Развивать пластическую выразительность (ритмичность, быстроту реакции координацию движений) воображение. | Игровой тренинг |
4.3 | Язык жестов. Мимика. | 3 | Развивать умение пользоваться разнообразными жестами. | Игровой тренинг |
4.4 | Психогимнастика. | 3 | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе. | Игровой тренинг |
5. | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов, обмен впечатлениями | Просмотр видео- фотоматериалов, чаепитие |
Формы работы с детьми: игра, импровизация, инсценировки и драматизация, объяснение, рассказ педагога и рассказ детей, чтение воспитателя, показ, личный пример, беседы, просмотр видеофильмов, наблюдения, словесные, настольные и подвижные игры, пантомимические этюды и упражнения.
Материально-техническое оснащение занятий:
- Сценическая площадка;
- Музыкальный центр;
- Стулья или кубы;
- Проектор;
- Ноутбук;
- Декорации и реквизит театральной студии.
Календарно-тематическое планирование средняя группа (возраст 4-5 лет)
Список литературы
- Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: “Просвещение”. 2004.
- Мерзлякова С.И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно- методическое пособие. М.: 1999.
- Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. М.: 1986.
- Опарина Н. А. Театр – это волшебный край! М.: “Социум” 1999.
- Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса”. 2000.
- Поляк Л.Я. Театр сказок. Спб: “Детство-Пресс”, 2000.
- Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа “Театр -Творчество – Дети”: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: 2004.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез, 2008.
Источник