Программа развития ребенка в средней группе от 4 до 5 лет года
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №4
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического приказом № 111 от 01.09.2016 г
совета протокол № 1 заведующего МАДОУ ЦРР –
от 31.08. 2016 г. детским садом № 4
Фоминой В. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательная область
«Речевое развитие»
для средней группы (4 – 5 лет)
Составитель:
Мовчан Ольга Вячеславовна,
воспитатель
МАДОУ ЦРР – детского сада № 4
г. Зеленоградск
2016 год
2. Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с
– Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);
– программой Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014, (далее программа «Детство»).
ФГОС дошкольного образования по речевому развитиювключает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направление «Речевое развитие» для детей 4-5 лет включает в себя разделы «Развитие речи» и «Чтение художественной литературы».
Программа раздела «Развитие речи» для детей 4-5 лет, предусматривает развитие связной речи в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи, а так же к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношению всех звуков родного языка.
На пятом году жизни у детей значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности. Дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально – экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.
Программа раздела «Чтение художественной литературы» предусматривает привитие интереса и любви к книге, художественным произведениям, учит получать удовольствие от общения с книгой; сочувствовать и сопереживать героям произведений, выделять их поступки и давать им элементарную оценку; запоминать и воспроизводить поэтическое произведения.
В данном возрасте у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистичными и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что постепенно развивает у них представление о некоторых особенностях жанра (небылицы, загадки, стихи, сказки, рассказы).
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ЕЕ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком, развивая мышления умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Задачи:
- воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);
- развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;
- подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);
- ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге);
- поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1 «Развитие речи»
Развитие связной речи.
Осваивать умения диалогической и полилогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими. Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая собеседника.
Знать формы вежливого общения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой.
Замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи друзей, доброжелательно исправлять их.
Осваивать умения монологической речи: составлять короткие (5-7 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта; пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Развитие словаря.
Осваивать и использовать в речи:
– названия предметов и материалов, из которых они изготовлены;
– названия животных существ и сред их обитания, некоторых трудовых процессов;
-слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества и т.д;
– слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а так – же лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются)
– слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально – нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и другие.
Грамматическая правильность речи.
Овладеть произношением наиболее трудных звуков – свистящих, шипящих, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова.
Говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы.
Учиться эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.
Подготовка к обучению грамоте.
Учиться звуковому анализу слов:
– самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;
– различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
– определять место звука в слове;
– самостоятельно выделять слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем – по представлению)
4.2 «Чтение художественной литературы»
Познавательные и речевые умения и способности.
Внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений. Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливать причинные связи в тексте. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Запоминать и воспроизводить поэтические произведения.
При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить по ним текст рассказа или сказки. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи свое отношение к героям и событиям. Использовать яркие и точные слова и выражения. Участвовать в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг. Выразительно исполнять стихи, знать тексты хороводных игр, потешек, загадок и других произведений.
Отношение к книге.
Получать удовольствие от общения с книгой. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Стремиться соотнести свое поведение с действиями и поступками привлекательного героя, оценивать себя и других детей с позиции этических норм, представленных в художественных образах.
Радоваться встрече с веселой книжкой, откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуаций, поступков, слов, выражений. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией, стремление запомнить и воспроизвести понравившиеся стихотворения.
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5.1 «Развитие речи»
Одной из форм реализации данного раздела является непрерывная образовательная деятельность продолжительностью 20 минут, осуществляемая 1 раз в 2 недели.
Таблица 1
Наименование раздела образовательной области «Речевое развитие » |
Развитие связной речи |
Развитие словаря |
Грамматическая правильность речи |
Подготовка к обучению грамоте |
ВСЕГО НОД в месяц: 2 |
ВСЕГО НОД в год: 18 |
5.2 «Чтение художественной литературы»
Одной из форм реализации данного раздела является непрерывная образовательная деятельность продолжительностью 20 минут, осуществляемая 1 раз в 2 недели.
Таблица 2
Наименование раздела образовательной области «Чтение художественной литературы» |
Познавательные и речевые умения и способности |
Отношение к книге |
ВСЕГО НОД в месяц: 2 |
ВСЕГО НОД в год: 18 |
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6.1 «Развитие речи»
месяц | неделя | тема, цель НОД |
Сентябрь | 1 неделя | «Мой детский сад» Тема: составление описательного рассказа по картинке «В детском саду» Цель: обучить навыкам составления рассказа по картинке, актуализировать употребление в речи слов, обозначающих действие |
3 неделя | «Мои игрушки» Тема: Звуковая культура речи: звук Х. Цель: упражнять в произношении звука, совершенствовать интонационную выразительность речи. | |
Октябрь | 1 неделя | «Пернатые соседи и друзья» Тема: звуковая культура речи: звук С, СЬ Цель:развивать умение соотносить название животных и их детенышей, отрабатывать правильное произношение звуков. |
3 неделя | «Труд людей осенью» Тема: составление рассказа по картинке «Уборка урожая» Цель: продолжать составлять рассказы по картинке на основе личного опыта, отрабатывать правильное произношение слов | |
Ноябрь | 1 неделя | «Мой родной город» Тема:Диалоговое общение Цель:развивать диалогическую речь, фонематический слух, речевые умения: самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. |
3 неделя | «Труд взрослых, профессии» Тема: составление рассказа по картинке «На хлебозаводе» Цель: продолжать составлять рассказы по картинке на основе личного опыта, отрабатывать правильное произношение слов | |
Декабрь | 1 неделя | «Мой дом» Тема: Звуковая культура речи: звук Ц. Цель: упражнять в произношении звука, совершенствовать интонационную выразительность речи. |
3 неделя | «Мир комнатных растений» | |
Январь | 1 неделя | « Зимние забавы» Тема:составление рассказа по картинке «Катаемся на санках» Цель:обучать навыкам составления небольшого рассказа, отражающего содержание картинки, развивать речевые умения. |
3 неделя | «Дикие животные» Тема:звуковая культура речи: звуки Ж, Ч. Цель:учить образовывать название детенышей животных с помощью суффиксов – онок, – енок; правильное произношение звуков. | |
Февраль | 1 неделя | «Музыка» Тема: составление рассказа Цель:научить описывать внешний вид человека и его одежду, развивать речевые умения. |
3 неделя | «Спорт» Тема: звуковая культура речи: звуки Ч, Щ. Цель: развивать фонематический слух, отработать правильное произношение звуков, отчетливо проговаривать слова с заданными звуками. | |
Март | 1 неделя | «Международный женский день» Тема: составление описательного рассказа о мамах. Цель:учить составлять описательные рассказы о маме, подбирать слова – эпитеты о маме. |
3 неделя | «Книжная неделя» Тема: звуковая культура речи: звук Л Цель: развивать речевое внимание, различать твердые и мягкие согласные звуки. | |
Апрель | 1 неделя | «Весна» Тема: составление описательных рассказов о животных Цель:научить составлять рассказы по «живой» модели. |
3 неделя | «Море» Тема: звуковая культура речи: звуки С, Ш. Цель:закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки | |
Май | 1 неделя | «Экологическая тропа» Тема: составление рассказов по картинкам Цель:развивать речевое внимание, фонематический слух. |
3 неделя | «Опыты и эксперименты» Тема: звуковая культура речи: звук Р, РЬ Цель:учить различат на слух твердые и мягкие согласные звуки. |
6.2 «Чтение художественной литературы»
Месяц | Тема, цель НОД |
Сентябрь | «Друзья» Тема: Русская народнаясказка «Лисичка со скалочкой» Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать поступки героев, подводить к пониманию жанровых особенностей. |
«Наши добрые дела» Тема: стихотворение Г. Новицкой «Летний сад» Цель:учить понимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение. | |
Октябрь | «Золотая осень» Тема: Русская народная сказка «Гуси – лебеди» Цель:учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования. |
«Осенние дары природы» Тема: ознакомление с малыми фольклорными формами Цель: познакомить с жанром загадки, скороговорки, учить придумывать небольшие истории по их сюжету. | |
Ноябрь | «Труд взрослых, профессии» Тема: Веселые стихотворения Цель: учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия, закреплять умение использовать средства интонационной выразительности. |
«День матери» Тема: венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» Цель: учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать значение пословицы. | |
Декабрь | «Зимушка-зима» Тема: русская народная сказка «Зимовье зверей» Цель: учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей. |
«Новый год» Тема: стихотворение Н. Артюхова «Белый дед» Цель: учить эмоционально воспринимать и осознавать содержание поэтического текста. | |
Январь | «Дикие животные» Тема: продолжение знакомствас малыми фольклорными формами Цель: учить связывать значение пословицы с содержанием короткого рассказа, учить произносить чистоговорки. |
«Транспорт» Тема: русская народная сказка «Жихарка» Цель:учить замечать образные слова и выражения в тексте, закреплять умение подбирать синонимы. | |
Февраль | «Спорт» Тема: веселые стихотворения Цель: помочь осмыслить значение образных выражений в тексте, активизировать эмоционально – оценочную лексику. |
«День Защитника Отечества» Тема: стихотворение Е. Шкловского «Ты не бойся, мама!» Цель:учить понимать содержание стихотворения, придумывать небольшие рассказы по предложенному сюжету. | |
Март | «Книжная неделя» Тема: русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк» Цель: продолжатьвоспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать поступки героев, подводить к пониманию жанровых особенностей. |
«Уроки вежливости и этикета» Тема: стихотворение Е. Благиной «Черемуха» Цель: учить эмоционально, воспринимать и осознавать содержание поэтического текста | |
Апрель | «День космонавтики» Тема: стихотворение о весне Цель:развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. |
«Неделя забавы» Тема: рассказ Н.Носова «Живая шляпа» Цель: учить понимать юмор, ситуации, продумывать продолжение и окончание рассказа. | |
Май | «День Победы» Тема: рассказ Е. Чарушина «Воробей» Цель: учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию. |
«Зеленые друзья (деревья, цветы)» Тема: веселые стихотворения Цель:учить понимать юмористический смысл несоответствия, активизировать эмоционально – оценочную лексику. |
7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
7.1. «Развитие речи»
Результатом освоения программы являются умения ребенка:
- вежливо обращаться с взрослыми и сверстниками;
- проявлять интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи;
- произносить все звуки чисто, пользоваться средствами эмоциональной и речевой выразительности;
- самостоятельно пересказывать рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составлять описательные и сюжетные рассказы, сочинять загадки;
- самостоятельно производить звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием модели и схемы, различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.
7.2 «Чтение художественной литературы»
Результатом освоения программы являются умения ребенка:
- проявлять интерес к чтению книг, стремиться к повторной встрече с произведением и его героями;
- устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в произведении;
- с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи;
- активно участвовать в играх по литературным сюжетам, драматизациях и инсценировках.
8. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014, 280 с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду, – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016, 108 с.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. Для детей 4-5 лет. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017, 320 с.
- ИваньщинаО.Н. Программа «Детство». Развитие связной речи детей – Вол-д, «Учитель» 2014, 240с.;
- СмирноваЛ.Н. Развитие речи у детей 4-5 лет, Москва, Мозаика – Синтез, 2009, 50с.;
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. Москва, Сфера, 2009, 190с.;
- Ушакова О.С., Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3-5 лет, Москва, Сфера, 2010, 145 с.;
- Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников, М, 2008,
- Ф.А. Сохин. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. Москва, 2002;
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. Москва, 2001.
Источник