Программа развития ребенка в средней группе от 4 до 5 лет года

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №4

СОГЛАСОВАНО                                            УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического                            приказом  №  111 от 01.09.2016 г

совета протокол  № 1                                      заведующего МАДОУ ЦРР –                                                                                    

от 31.08. 2016 г.                                                детским садом № 4  

                                                                          Фоминой В. А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

образовательная область

 «Речевое развитие»

для средней группы (4 – 5 лет)

Составитель:

Мовчан Ольга Вячеславовна,

 воспитатель

МАДОУ ЦРР – детского сада № 4

г. Зеленоградск

2016 год

2. Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с

– Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);

– программой Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014, (далее программа «Детство»).

ФГОС дошкольного образования по речевому  развитиювключает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направление «Речевое развитие» для детей 4-5 лет включает в себя разделы «Развитие речи» и «Чтение художественной литературы».

Программа раздела «Развитие речи» для детей 4-5 лет, предусматривает развитие связной речи в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи, а так же к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношению всех звуков родного языка.

На пятом году жизни у детей значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности. Дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально – экспрессивной  оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

Программа раздела «Чтение художественной литературы» предусматривает привитие интереса и любви к книге, художественным произведениям, учит получать удовольствие от общения с книгой; сочувствовать и сопереживать героям произведений, выделять их поступки и давать им элементарную оценку;  запоминать и воспроизводить поэтическое произведения.

В данном возрасте у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистичными и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что постепенно развивает у них представление о некоторых особенностях жанра (небылицы, загадки, стихи, сказки, рассказы).

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ЕЕ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком, развивая  мышления умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Задачи:

  • воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);
  • развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);
  •  формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;
  • подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);
  • ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге);
  • поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности.
Читайте также:  Профилактика нарушений речевого развития ребенка

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1 «Развитие речи»

Развитие связной речи.

Осваивать умения диалогической и полилогической речи: охотно вступать в речевое общение  с окружающими. Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая собеседника.

     Знать формы вежливого общения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой.

    Замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи друзей, доброжелательно исправлять их.

     Осваивать умения монологической речи: составлять короткие (5-7 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта; пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям.

Развитие словаря.

Осваивать и использовать в речи:

 – названия предметов и материалов, из которых они изготовлены;

 – названия животных существ и сред их обитания, некоторых  трудовых процессов;

 -слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества и т.д;

 – слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а так – же лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются)

 – слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально – нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и другие.

Грамматическая правильность речи.

Овладеть произношением наиболее трудных звуков – свистящих, шипящих, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова.

      Говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы.

     Учиться эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.

Подготовка к обучению грамоте.

Учиться звуковому анализу слов:

 – самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;

 – различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

 – определять место звука в слове;

 – самостоятельно выделять слова с заданным звуком (сначала на основе наглядности, затем – по представлению)

4.2 «Чтение художественной литературы»

Познавательные и речевые умения и способности.

   Внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений. Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливать причинные связи в тексте. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Запоминать и воспроизводить поэтические произведения.

   При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить по ним текст рассказа или сказки. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи свое отношение к героям и событиям. Использовать яркие и точные слова и выражения. Участвовать в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг. Выразительно исполнять стихи, знать тексты хороводных игр, потешек, загадок и других произведений.

Отношение к книге.

Получать удовольствие от общения с книгой. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Стремиться соотнести свое поведение с действиями и поступками привлекательного героя, оценивать себя и других детей с позиции этических норм, представленных в художественных образах.

 Радоваться встрече с веселой книжкой, откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуаций, поступков, слов, выражений. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией, стремление запомнить и воспроизвести понравившиеся стихотворения.

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5.1 «Развитие речи»

Одной из форм реализации данного раздела  является непрерывная образовательная деятельность продолжительностью 20 минут, осуществляемая 1 раз в 2 недели.

                                                                                                              Таблица 1

Наименование раздела образовательной области

«Речевое развитие »

Развитие связной речи

Развитие словаря

Грамматическая правильность речи

Подготовка к обучению грамоте

ВСЕГО НОД в месяц: 2

ВСЕГО НОД в год: 18

5.2  «Чтение художественной литературы»

Одной из форм реализации данного раздела  является непрерывная образовательная деятельность продолжительностью 20 минут, осуществляемая 1 раз в 2  недели.

                                                                                                       Таблица 2

Читайте также:  Эмоции и развитие речи ребенка

Наименование раздела образовательной области

«Чтение художественной литературы»

Познавательные и речевые умения и способности

Отношение к книге

ВСЕГО НОД в месяц: 2

ВСЕГО НОД в год: 18

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6.1 «Развитие речи»

месяц

неделя

тема, цель НОД

Сентябрь

1 неделя

«Мой детский сад»

Тема: составление описательного рассказа по картинке «В детском саду»

Цель: обучить навыкам составления рассказа по картинке, актуализировать употребление в речи слов, обозначающих действие

3 неделя

«Мои игрушки»

Тема: Звуковая культура речи: звук Х.

Цель: упражнять в произношении звука, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Октябрь

1 неделя

«Пернатые соседи и друзья»

Тема: звуковая культура речи: звук С, СЬ

Цель:развивать умение соотносить название животных и их детенышей, отрабатывать правильное произношение звуков.

3 неделя

«Труд людей осенью»

Тема: составление рассказа по картинке «Уборка урожая»

Цель: продолжать составлять рассказы по картинке на основе личного опыта, отрабатывать  правильное произношение слов

Ноябрь

1 неделя

«Мой родной город»

Тема:Диалоговое общение

Цель:развивать диалогическую речь, фонематический слух, речевые умения: самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

3 неделя

«Труд взрослых, профессии»

Тема: составление рассказа по картинке «На хлебозаводе»

Цель: продолжать составлять рассказы по картинке на основе личного опыта, отрабатывать  правильное произношение слов

Декабрь

1 неделя

«Мой дом»

Тема: Звуковая культура речи: звук Ц.

Цель: упражнять в произношении звука, совершенствовать интонационную выразительность речи.

3 неделя

«Мир комнатных растений»

                    Январь

1 неделя

« Зимние забавы»

Тема:составление рассказа по картинке «Катаемся на санках»

Цель:обучать навыкам составления небольшого рассказа, отражающего содержание картинки, развивать речевые умения.

3 неделя

«Дикие животные»

Тема:звуковая культура речи: звуки Ж, Ч.

Цель:учить образовывать название детенышей животных с помощью суффиксов – онок, – енок; правильное произношение звуков.

Февраль

1 неделя

«Музыка»

Тема: составление рассказа

Цель:научить описывать внешний вид человека и его одежду, развивать речевые умения.

3 неделя

«Спорт»

Тема: звуковая культура речи: звуки Ч, Щ.

Цель: развивать фонематический слух, отработать правильное произношение звуков, отчетливо проговаривать слова с заданными звуками.

Март

1 неделя

«Международный женский день»

Тема: составление описательного рассказа о мамах.

Цель:учить составлять описательные рассказы о маме, подбирать слова – эпитеты о маме.

3 неделя

«Книжная неделя»

Тема: звуковая культура речи: звук Л

Цель: развивать речевое внимание, различать твердые и мягкие согласные  звуки.

Апрель

1 неделя

«Весна»

Тема: составление описательных рассказов о животных

Цель:научить составлять рассказы по «живой» модели.

3 неделя

«Море»

Тема: звуковая культура речи: звуки С, Ш.

Цель:закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

Май

1 неделя

«Экологическая тропа»

Тема: составление рассказов по картинкам

Цель:развивать речевое внимание, фонематический слух.

3 неделя

«Опыты и эксперименты»

Тема: звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Цель:учить различат на слух твердые и мягкие согласные звуки.

6.2  «Чтение художественной литературы»

Месяц

Тема, цель НОД

Сентябрь

«Друзья»

Тема: Русская народнаясказка «Лисичка со скалочкой»

 Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать поступки героев, подводить к пониманию жанровых особенностей.

«Наши добрые дела»

Тема: стихотворение Г. Новицкой «Летний сад»

Цель:учить понимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение.

Октябрь

«Золотая осень»

Тема: Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Цель:учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования.

«Осенние дары природы»

Тема: ознакомление с малыми фольклорными формами

Цель: познакомить с жанром загадки, скороговорки, учить придумывать небольшие истории по их сюжету.

Ноябрь

«Труд взрослых, профессии»

Тема: Веселые стихотворения

Цель: учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия, закреплять умение использовать средства интонационной выразительности.

«День матери»

Тема: венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Цель: учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать значение пословицы.

Декабрь

«Зимушка-зима»

Тема: русская народная сказка «Зимовье зверей»

Цель: учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей.

«Новый год»

Тема: стихотворение Н. Артюхова «Белый дед»

Цель: учить эмоционально воспринимать и осознавать содержание поэтического текста.

Январь

«Дикие животные»

Тема: продолжение знакомствас малыми фольклорными формами

Цель: учить связывать значение пословицы с содержанием короткого рассказа, учить произносить чистоговорки.

«Транспорт»

Тема: русская народная сказка «Жихарка»

Цель:учить замечать образные слова и выражения в тексте, закреплять умение подбирать синонимы.

Февраль

«Спорт»

Тема: веселые стихотворения

Цель: помочь осмыслить значение образных выражений в тексте, активизировать эмоционально – оценочную лексику.

«День Защитника Отечества»

Тема: стихотворение Е. Шкловского «Ты не бойся, мама!»

Цель:учить понимать содержание стихотворения, придумывать небольшие рассказы по предложенному сюжету.

Март

«Книжная неделя»

Тема: русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

Цель: продолжатьвоспитывать эмоционально – образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать поступки героев, подводить к пониманию жанровых особенностей.

«Уроки вежливости и этикета»

Тема: стихотворение Е. Благиной «Черемуха»

Цель: учить эмоционально, воспринимать и осознавать содержание поэтического текста

Апрель

«День космонавтики»

Тема: стихотворение о весне

Цель:развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.

«Неделя забавы»

Тема: рассказ Н.Носова «Живая шляпа»

Цель: учить понимать юмор, ситуации, продумывать продолжение и окончание рассказа.

Май

«День Победы»

 Тема: рассказ Е. Чарушина «Воробей»

Цель: учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию.

«Зеленые друзья (деревья, цветы)»

Тема: веселые стихотворения

Цель:учить понимать юмористический смысл несоответствия,

активизировать эмоционально – оценочную лексику.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в школе пример

7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

7.1. «Развитие речи»

Результатом освоения программы являются умения ребенка:

  • вежливо обращаться  с  взрослыми  и сверстниками;
  • проявлять интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи;
  • произносить все звуки чисто, пользоваться средствами эмоциональной и речевой выразительности;
  • самостоятельно пересказывать рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составлять описательные  и сюжетные рассказы, сочинять загадки;
  • самостоятельно производить звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием модели и схемы, различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.

7.2  «Чтение художественной литературы»

Результатом освоения программы являются умения ребенка:

  • проявлять интерес к чтению книг, стремиться к повторной встрече с произведением и его героями;
  •  устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в произведении;
  • с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи;
  • активно участвовать в играх по литературным сюжетам, драматизациях и инсценировках.

8. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Куклы крупные
  1. Куклы средние (в том числе – девочки и мальчики, разных рас)
  1. Мягкие антропоморфные животные, средние
  1. Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7 – 10 см)
  1. Набор наручных кукол би-ба-бо: семья
  1. Набор пальчиковых кукол би-ба-бо: семья
  1. Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи
  1. Набор пальчиковых кукол би-ба-бо: сказочные персонажи
  1. Набор кукол: профессии (10 – 15 см)
  1. Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие)
  1. Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7 – 15 см)
  1. Набор фигурок: семья (7 – 15 см)
  1. Костюмы-накидки для ролевых игр по профессиям (военный, пожарный, врач, полицейский и пр.)
  1. Набор масок (животные; сказочные персонажи)
  1. Набор столовой и чайной посуды (средний)
  1. Набор кухонной посуды
  1. Набор транспортных средств разного вида (автомобиль, автобус, самолет, кораблик, паровоз и т.д.)
  1. Кораблики, лодки, самолеты, средних размеров
  1. Набор медицинских принадлежностей
  1. Полосатый жезл
  1. Весы
  1. Часы
  1. Телефон
  1. Подзорная труба, бинокль
  1. Сумки, корзинки, рюкзачки
  1. Игровой модуль “Кухня” (соразмерный ребенку) с плитой и аксессуарами
  1. Игровой модуль “Мастерская” (соразмерная ребенку) с инструментами
  1. Комплект (модуль-основа и аксессуары) для ролевых игр (например, “Магазин”, “Парикмахерская”, “Больница”)
  1. Игрушечные утюг и гладильная доска
  1. Тележка или стойка с принадлежностями для уборки
  1. Универсальная складная рама/ширма – пятистворчатая (30 – 50 см высотой)
  1. Демонстрационные картинки по темам
  1.  Столы и стулья по количеству детей
  1. Интерактивная доска
  1. Магнитная доска
  1. Проектор
  1. Компьютер

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014, 280 с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду, – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016, 108 с.
  3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. Для детей 4-5 лет. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017, 320 с.
  4. ИваньщинаО.Н. Программа «Детство». Развитие связной речи детей – Вол-д, «Учитель» 2014, 240с.;
  5. СмирноваЛ.Н. Развитие речи у детей 4-5 лет, Москва, Мозаика – Синтез,  2009, 50с.;
  6. Ушакова О.С.  Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. Москва, Сфера,  2009, 190с.;
  7. Ушакова О.С., Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3-5 лет, Москва, Сфера,  2010, 145 с.;
  8. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников, М, 2008,
  9. Ф.А. Сохин. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. Москва, 2002;
  10.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. Москва, 2001.

Источник