Программа развития ребенка в начальной школе

Программа развития ребенка в начальной школе thumbnail

Немного терминологии — важно не путать систему и программу. И то и другое используется в педагогике. 

Системы: 

  • Традиционная. Обучение по схеме «изучаем — закрепляем — проверяем на контрольной — наслаждаемся результатами». Используется как в началке, так и последующих классах. 
  • Развивающая. Как правило, направлена исключительно на начальные классы и не используется в средней и старшей школе. 

Учебных программ для детей первого класса много, мы рассмотрим самые популярные, которые относятся и к традиционной, и к развивающей системе. 

Развивающие программы для начальной школы

Программа Занкова

Основы теории — труды Л.С. Выготского. Согласно программе, ошибок нельзя бояться — на них учатся. Недостатком системы можно выделить быстрый темп обучения — достаточно высокий уровень трудности подходит далеко не каждому ребёнку, хотя предполагается, что «трудности» адаптируются под каждого ученика. То есть школьник прыгает выше головы, но выше своей собственной, а не чьей-то ещё.

Эта программа обучения в начальных классах противоречива. В 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию. 

Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Даниил Эльконин и Василий Давыдов — советские учёные. По их программе учащимся в начальной школе не выставляются оценки — они самостоятельно оценивают уровень своих знаний.

Большинство родителей в этой развивающей программе для детей первого класса пугает перспектива обучения без оценок — есть опасения, что так уровень знаний окажется низким. Но Эльконин и Давыдов уверяют, что обучение проходит эффективнее, если ученика не демотивируют субъективными баллами. Кстати, похожей методики придерживаются начальные вальдорфские школы. Там детям тоже не ставят оценки. 

Учебники, которые входят в программу развития детей первого класса по Эльконину и Давыдову, включены в федеральный перечень.

Традиционные программы для детей в начальной школе

«Школа России»

Пожалуй, самая популярная программа обучения детей первого класса. Соответствует ФГОС и применяется в большинстве школ. В учебно-методический комплекс (УМК) включена математика, литературное чтение, окружающий мир, грамота и чтение, изо.

Обучение по программе направлено на адаптацию в коллективе, накопление знаний и умений для дальнейшего обучения. Но отзывы родителей не всегда позитивные. Многие отмечают, что окружающий мир можно сильно сократить, ничего не потеряв. А некоторые утверждают, что программа растянута на четыре года, хотя освоить её можно за два.

<<Блок перелинковки>>

«Начальная школа XXI века» (система Виноградовой)

Н.Ф. Виноградова — доктор педагогических наук и создатель обучающей программы для детей первого класса.

Основа — теория Л.С.Выготского, а также идеи Эльконина и Давыдова. УМК включён в Федеральный перечень учебников, которые рекомендованы министерством образования и науки.

Считается, что цель педагога, работающего по этому УМК, — научить ребёнка учиться. Но программа начальной школы ориентирована на сильных школьников. Чтобы пройти её успешно, в первый класс нужно прийти с определённым уровнем подготовки. 

«Перспектива»

Автор программы для обучения в начальных классах — Людмила Петерсон, российский педагог, математик и доктор педагогических наук. Помимо «Перспективы», она разработала популярный в России курс математики для дошкольного и школьного возраста.

Особенность УМК Петерсон — воспитание личности и духовно-нравственное развитие. Предполагается, что учебные материалы построены так, чтобы любопытство ребёнка не утрачивалось, а постоянно подпитывалось и превращалось в потребность узнавать новое. 

Программа «Планета знаний»

УМК состоит из двух частей — базового уровня, который должны знать все школьники, и сложного уровня, где встречаются менее стандартные задания разного объёма.

Согласно программе для начальной школы, ученик должен сам стремиться к новым знаниям и получать удовольствие от обучения. Для этого необходимо создать комфортные условия. Ещё по «Планете знаний» первый год обучения считается адаптационным — юных школьников не перегружают и позволяют плавно влиться в процесс.

Источник: freepik.com

«Перспективная начальная школа»

Эта программа для детей начальных классов разрабатывалась в 2006 году — вместе с первыми ФГОСами. Как и в программе «Планета знаний», весь процесс обучения строится на желании ребёнка учиться. Для простоты рассуждений придуманы постоянные книжные герои — Миша и Маша. Так дети в начальной школе усваивают материал наглядно. 

В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского. Программа рассчитана исключительно на началку — в средней школе дети переходят на программу, выбранную администрацией.

Звучит здорово, но отзывы родителей сильно разнятся. Так, многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся. В УМК есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными программами. Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая пример на половину листа. Дома родители объясняют, что легче посчитать в столбик, — и у ребёнка начинается переутомление от поступающей разрозненной информации. 

Программа «Фоксфорда» для 1–4 классов 

Обучение в начальной школе «Фоксфорда» проходит по авторским программам. Однако при их составлении преподаватели ориентировались на действующие ФГОС и базовые школьные программы. Так, математику ребята изучают по Петерсон. 

Учебная нагрузка сбалансирована таким образом, чтобы юный ученик мог осваивать положенную программу без стресса, и у него оставалось время для игр и дополнительных занятий. В начальных классах занимаются русским языком, чтением (в 1-2 классе эти предметы объединены в один — обучение грамоте), математикой, окружающим миром.

К базовым предметам в начальной школе «Фоксфорда» добавили алгоритмику и английский язык. А ещё можно изучать дополнительные модули по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру. Каждый курс содержит развивающие занятия, чтобы привить детям больший интерес к учёбе и сделать обучение увлекательным.

<<Форма с консультацией>>

Какую обучающую программу для начальной школы выбрать

Для тех, кто колеблется и никак не может решить, какой программе отдать предпочтение, мы составили наглядную таблицу. Здесь вы увидите плюсы и минусы каждой образовательной программы для детей в начальных классах. Надеемся, это поможет вам сделать правильный выбор.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка по месяцам формула

Источник

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40

с углубленным изучением отдельных предметов г.Чебоксары»

Программа

индивидуального развития младшего школьника

«Я – перспективная личность»

Из опыта работы

классного руководителя

3в класса МОУ «СОШ №40»

 Даниловой Ларисы Яковлевны

 Чебоксары- 2011 год

ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  Центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является личность ученика. Личность возникает в результате культурного и исторического развития. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, постоянно строить себя и других.     Помочь в становлении личности учащегося должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Общая цель их усилий – целенаправленно обеспечить возрастное развитие ученика с учетом его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и устремлений.                      

Цель программы:

  1. формирование здоровой, компетентной, социально активной  личности,
    имеющей определенную гражданскую позицию.

Задачи:

1.        Создание благоприятных условий для самовыражения и развития творческого потенциала  ученика, повышение его общественного и личностного статуса;

2.        Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

3.        Воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;

4.        Воспитание человека гуманного, толерантного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту.

Для достижения цели воспитательная работа строится по следующим направлениям:

1.        «Интеллект»

Вид  работы классного руководителя:

  1. формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования

Формы внеклассной работы:

          интеллектуальные конкурсы, викторины;

          интеллектуальные бои, ранги, дебаты.

2.        «Здоровье»

Вид  работы классного руководителя:

  1. показать значимость физического и психического здоровья

Формы внеклассной работы:

          спортивные конкурсы, спартакиады, марафоны;

          Беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Что значит здоровый образ жизни» и др.;

           дни здоровья.

3.        «Гражданин»

Вид работы классного руководителя:

  1. формирование у учащегося  соответствующих знаний о праве, правовых нормах

Формы внеклассной работы:

          Конкурсы, викторины по правовой тематике;

4.         «Общение»

Вид работы классного руководителя:

  1. передача учащему знаний, умений и навыков социального общения людей .

Формы внеклассной работы:

      тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;

          Тренинги общения учащихся и их родителей;

          Праздники, конкурсы, дебаты.

5.        «Нравственность»

Вид  работы классного руководителя: 

  1. помочь учащемуся осознать нравственные нормы и правила.

Формы внеклассной работы:

          Тренинги нравственного самосовершенствования;

          классные часы по теме нравственность.

6.        «Досуг»

Вид  работы классного руководителя:

  1. создание условий для проявления учеником инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Формы внеклассной работы:

          Посещение разных кружков;

          Посещение театров, музеев, выставок;

          Празднование памятных дат календаря.

7.         «Экология» 

Вид  работы классного руководителя:

  1. формирование экологического мировоззрения.

Формы внеклассной работы:

          Благоустройство  нашей улицы;

          Работа на пришкольной территории, на клумбах;

          Изготовление скворечников, кормушек.

8.        «Семья»

             Вид  работы классного руководителя:

  1. максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.

Формы внеклассной работы:

          Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»;

          Дни открытых дверей;

          Тренинги родительского взаимодействия.

Виды деятельности учащегося:

  1. Учебная деятельность;
  2. Познавательная деятельность;
  3. Общественно-полезная деятельность;
  4. Творческая деятельность;
  5. Спортивно – оздоровительная;
  6. Экологическая деятельность.

Предполагаемые  результаты:

          физически и психический здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни, способный радоваться жизни и радовать других;

          компетентная, социально активная  личность, имеющая определенную гражданскую позицию и жизненные установки;

          культурная, свободная личность с чувством ответственности, высоким уровнем самосознания и самоуважения, с выраженными коммуникативными способностями;

          творческая личность с развитой эмоциональной сферой, с музыкально-эстетическим вкусом, готовностью к самосовершенствованию;

          гуманная, толерантная личность с высоким чувством патриотизма, милосердия, готовая к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем;

Этапы индивидуального развития ребенка:

1 этап – Информационно – аналитический

Цель: выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На этом  этапе идет сбор информации. При этом используются различные методы:

          метод анализа документов;

          метод независимых характеристик;

          наблюдение;

          беседа;

          анкетирование (самого подростка, его родителей)

          тестирование

По результатам работы составляется психолого-педагогическая характеристика.

  1. Общие сведения об ученике
  1. Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника
  1. Взаимодействие с классом:
  1. Учебная деятельность
  1. Направленность личности учащегося и специальные способности:
  1. Здоровье школьника:

2 этап- Диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

      1. Провести  психологическое обследование ребенка для  определения  его психологического развития, соответствия развития возрастным особенностям по следующим направлениям:

          диагностика познавательной деятельности учащихся;

          исследования эмоционально-личностной сферы;

          диагностика межличностных отношений;

          диагностика психологического здоровья;

2.        Компьютеризация  полученных результатов.

Карта личностного развития ученика …

1.Здоровье

Группа здоровья

Хронические заболевания

Количество дней, пропущенных по болезни

Особенности функционирования нервной системы

основная

————

12

Смена настроения, торможение и возбуждение уравновешены, легко  переключается на другой вид деятельности

2. Успеваемость –  хорошая

3. Внешкольные занятия – спортивная секция

4. Развитие познавательных способностей

Способы познания (зритель, слушатель, деятель)

Интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение)

Прочность усвоения знаний и умений

Легкость усвоения знаний

деятель

2 балла

2 балла

2  балла

5.Социально- личностное развитие

Патриотизм

Товарищество

Уважение старших

Доброта

Честность

Трудолюбие

Бережливость

Дисциплинированность

Прилежание

Любознательность

Любовь к прекрасному

Стремление быть сильным, ловким, закаленным

2балл

3балл

2балл

2балла

1балл

2балл

2балл

1балл

2балл

3балл

2балла

3балла

Читайте также:  Дополнительное образование как пространство развития активности ребенка

Оцениваются уровни по трехбалльной шкале:

  1. 3 балла – высокий
  2. 2 балла – средний
  3. 1 балл –  низкий

Исходя из полученных данных, была составлена программа развития ученика                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      на 2010-2011 учебный год по следующим направлениям:

  1. Умственное
  2. Физическое
  3. Нравственное
  4. Эстетическое
  5. Экономическое
  6. Экологическое
  7. Правовое

Умственное

Трудовое

Физическое, здоровье

Нравственное

Эстетическое

Экологическое

Правовое

Посещение группы продленного дня.

Подготовка и участие  в интеллектуальных играх и НПК

Беседа «Без труда и рыбки из пруда…»

Уборка кабинета

Уборка территории вокруг школы

Посещение кружка по борьбе

Участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе и классе и вне школы

Уроки санитарии

Беседы « О закаливании», «Правила личной гигиены» «Всегда будь опрятен и аккуратен»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Беседы по этическим темам

Привитие привычки бережно относиться к другим людям.

Привитие таких качеств, как трудолюбие честность, справедливость и порядочность

Чтение художественной литературы

Посещение театров и выставок  

Помощь в оформлении кабинета к различным праздникам

Уборка территории вокруг школы

Беседа «Сохранить природу – сохранить жизнь»

Соблюдение «Правил для учащихся»  и

«Правил внутреннего распорядка школы», распорядка дня.

В  конце  1 полугодия 2010-2011 учебного года были получены следующие результаты:

  1.  Активное участие во всех мероприятиях;
  2.  Имеется желание получать хорошие оценки;
  3. Больше доброжелательности по отношению к окружающим.

 Основываясь на данных по итогам 1 полугодия, программа развития была дополнена.

Месяц

Развитие интеллектуальных способностей и

любознательности

Воспитание патриотизма

Воспитание товарищества

Воспитание

честности

Воспитание бережливости

Воспитание прилежания, аккуратности

Воспитание дисциплинированности

Воспитание любви

к  прекрасному

 январь

Дополнительные занятия по предметам гуманитарного цикла

Урок «Государст-венная символика России»

  Беседа «Дружный класс»

 Беседа

«По одежке встречают, по уму провожают»

Беседа о соблюдении правил поведения

Февраль

 Проведение тренингов   (отв. психолог)

Участие в концертном номере, посвященном Дню Защитника Отечества

Проведение игр на сплочение коллектива

Парта – не альбом и не тетрадь (обсуждение)

Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей

 Обсуждение отдельных поступков  Максима

  Составление презентации «Зимняя краса»

март

Игры на развитие  внимания и памяти, или как преодолеть рассеянность и забывчивость

Игра-конкурс «Путешествие по родной стране».

Проведение игр на сплочение коллектива

Постоянный контроль за внешним видом

Регулярная проверка дневника, рабочих тетрадей

 Апрель

 Развитие речи

Беседа об известных людях г. Чебоксары

Занятие «Мы с товарищем вдвоем замечательно живем!»

Психологический тест (психолог)

Урок- обсуждение «  Бережливый человек»

 Беседа     «Твой внешний вид»

Классный час « Наш класс на перемене»

 Участие в конкурс фотографий

«Весна – красна»

Май

 Подготовка к итоговым контрольным работам

  Герои Великой Отечественной войны нашей республики

Беседа « Что значит быть аккуратным, «прилеж-ным»

Беседа о поведении

 .

В мае 2011 года подводится  итог, чтобы поставить задачи на следующий год.   

Источник

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в начальной школе.

2019-2020г.

. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных людях, способных ставить перспективные цели и решать поставленные задачи. Эти люди нужны, чтобы в будущем определять пути развития страны. Эти талантливые и одаренные люди способны обеспечить преображение нашей страны в лучшую сторону. Одарённые дети – интеллектуальное богатство государства. Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является выявление и поддержка одаренных детей.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка разных возрастных групп

Поэтому выявление таких детей должно начинаться уже в начальной школе.

Нормативно-правовые основания программы:

  1. Конвенция о правах ребенка,

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.

  4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы”.

  5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.

В моём классе есть ученик,…., который уже в первом классе привлек моё внимание. Мальчик старательный, его отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Его ответы всегда логичны и последовательны.

Работая с ребёнком, я стараюсь пробудить в нём потребность к саморазвитию и открыть пути реализации этой потребности.

Принципы программы:

1. Индивидуальность.

2. Учет возрастных особенностей детей.

3. Последовательность.

4. Преемственность.

5. Сотрудничество.

6. Успешность.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающегося на основе формирования умений управлять процессами творчества и логики.

Цель программы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей Валерии, самоутверждения, раскрытия потенциала возможностей.

Задачи:

  1. Развивать активность и самостоятельность;

  2. Расширять возможности обучения и самообучения;

  3. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  4. Развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

  5. Воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

  6. Формировать культуру межличностных отношений.

Данная программа рассчитана на 2019– 2020 учебный год, чтобы подготовить Сергея к участию в различных конкурсах и олимпиадах во 2 классе. В следующем году программа будет редактирована после того, как будет проанализирована работа за прошедший учебный год.

Формы работы с ребёнком в данный период:

1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

2.Групповые занятия с детьми, которые также проявляют высокие способности;

3.Внеурочная деятельность «Умники и умницы»;

4. Конкурсы и викторины;

5.Участие в олимпиадах разного уровня;

6.Работа по индивидуальному плану;

7.Создание портфолио.

Ожидаемые результаты.

– повышение интеллектуального уровня;

– умение использовать и проявлять свои способности;

– проявление самостоятельной творческой активности;

– формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно-ориентированное обучение учащегося и рост профессионализма учителя;

– участвовать в различных конкурсах, (Всероссийских, международных, краевых и районных ) .

Цель программы: Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренного ребенка в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

Задачи:

  • выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки ребенка в соответствии с его способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

  • расширение возможностей для участия способного и одарённого школьника в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренным учащимся;

  • творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;

  • увеличение количества одаренных детей школьного возраста – победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.

Основные направления работы:

  1. Выявление одарённого ребенка.

  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарённым ребенком, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

  3. Организация индивидуальной работы с одарённым ребенком

  4. Подготовка учащегося к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.

  5. Консультирование родителей одарённого ребенка по вопросам развития способностей по нужному предмету.

Формы работы с одаренным учащимся:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • внеурочная деятельность;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах.

Сроки реализации программы: 2019 -2020 г.г.

1 этап. Диагностический

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.

 Задача: провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития.

Таблица 1

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

школьный психолог

2

Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Кл.рук

3

Выявление интересов. Вовлечение в работу внеурочной деятельности (Методика Климова И.И. «Карта интересов»)

3-4 неделя

сентября

Кл.рук

4

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.

3-4 неделя

ноября

школьный психолог

5

Проведение работы с родителями (анкетирование, беседы, тренинг)

Сентябрь-декабрь

Кл.рук.

6

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

От начала и до окончания работы

Кл.рук

По результатам диагностик составляется «Карта индивидуального психологического развития ребёнка», родители ребенка знакомятся с результатами.

2 этап. Коррекционно-развивающий

Цель: разработка и реализация индивидуальной программы.

Таблица 2

Разработка индивидуального плана работы с одаренным ребенком

1 неделя октября

Кл.рук.

2

Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру

1 неделя октября

3

Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру

2 неделя октября

4

Подготовка к интеллектуальным конкурсам

ноябрь

5

Включение на уроках разноуровневых заданий, повышенной сложности

ноябрь-май

6

Беседа с родителями. Консультирование родителей

декабрь

По результатам этапа составляется индивидуальный план работы с одаренным ребенком по нужному предмету

3 этап. Констатирующий

Цель: научить ребенка самостоятельно добывать знания

В течение года и по его результатам составляется портфолио учащегося. Портфолио заполняется учеником совместно с родителями и педагогом.

Источник