Программа развития ребенка в доу с тяжелым нарушением речи

Ольга Деревянко
Рабочая программа воспитателя для детей с ТНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18» г. Новокузнецка

ПРИНЯТО:

Решением педагогического совета

МБ ДОУ «Детский сад №18»

г. Новокузнецк

Протокол № ___от

«___»___2019г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБ ДОУ

«Детский сад №18» г. Новокузнецк

___Е. В. Киреева.

Приказ № ___от «___»___2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №1

для детей с тяжелыми нарушениями речи

на 2019-2020 учебный год

воспитатель:

Деревянко Ольга Владимировна

Новокузнецкий городской округ, 2019г.

Содержание:

Целевой раздел

1 Пояснительная записка 3

2 Цель и задачи реализации Программы 3

3 Принципы и подходы к формированию рабочей Программы 4

4 Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей

психофизиологического развития детей 6

5 Планируемые результаты освоения Программы 12

Содержательный раздел.

1 Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлением развития ребёнка 15

2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации

Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей

воспитанников 30

3 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции

нарушений развития детей 34

4 Особенности образовательной деятельности разных видов и 41

культурных практик

5 Способы и направления поддержки детской инициативы 47

6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с

семьями воспитанников (социальный паспорт семьи,

перспективный план взаимодействия с родителями) 49

7 Иные характеристики содержания Программы 56

Организационный раздел.

1 Материально-техническое обеспечение Программы 57

2 Перечень программно-методического обеспечения

образовательного процесса по образовательным областям 59

3 Организация режима воспитанников 62

4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 65

5 Особенности организации РППС 69

Приложение

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа для детей подготовительной группы с тяжелыми

нарушениями речи (ТНР, общими нарушениями речи (ОНР) и фонетико-

фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – локальный акт

образовательного учреждения, разработанный на основе Примерной

Адаптированной Основной Образовательной Программы дошкольного

образования МБ ДОУ «Детский сад №18» г. Новокузнецка, а также на основе

примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От

рождения до школы» (обязательная часть Программы, «Адаптированной

примерной основной образовательной программы для дошкольников с

тяжёлыми нарушениями речи» и в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом дошкольного образования

(ФГОС ДО, Федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерации»,СанПин 2.4.1.3049-13, Уставом МБ ДОУ «Детский сад №18»

г. Новокузнецка.

Режим работы – пятидневный, с 7.00 до 19.00, с 12-часовым пребыванием

детей в учреждении; выходные дни – суббота, воскресенье. Программа

направлена на обеспечение разностороннего развития детей и подготовку их

к обучению в школе.

Программа содержит материалы для организации коррекционно-

развивающей деятельности с детьми подготовительной группы.

Коррекционная деятельность включает в себя логопедическую работу и

работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО.

2. Цель и задачи реализации Программы

Цель Программы– проектирование коррекционно-развивающей работы,

обеспечивающей создание условий для развития ребенка с нарушениями

речи, его социализации, личностного развития, развития инициативы и

творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности: игровой,

коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,

продуктивной, музыкальной, чтения.

Задачи Программы:

– способствовать общему развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи,

укреплению их физического и психического здоровья, подготовке их к

обучению в школе;

– создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

-способствовать обеспечению равных возможностей для полноценного

развития каждого ребенка;

– развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как

субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– обеспечить максимальное использование разных видов детской

деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности

воспитательно-образовательного процесса;

– способствовать объединению обучения и воспитания в целостный

образовательный процесс.

Коррекционно-развивающая работа возможна при взаимосвязи в работе всех

специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, а так же

при активном участии родителей в реализации Программы.

Основные задачи педагогической деятельности ДОУ на 2019-2020 учебный

год

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах

развития просодической стороны речи дошкольников через сказкотерапию.

2. Способствовать развитию экологической культуры педагога как

Читайте также:  Значение пальчиковой гимнастики для речевого развития ребенка

основы экологического воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями

речи. Развитие и активизация познавательного интереса дошкольников через

применение речевых игр.

3. Создание условий для развития предпосылок графо-моторных

навыков у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, развитие мелкой

моторики, ручной умелости через выполнение предметно- практических

действий.

3. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы.

Программаосновывается на положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-

педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного

возраста:

«Основные положения культурно-исторической концепции» Л. С.

Выготский;

учение об игре, как ведущей деятельности, в которой развиваются

новообразования дошкольного возраста (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,

А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и др.).

концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев,

А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.)

концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом

развитии ребенка (В. М. Солнцев);

2) научных исследований, практических разработок и методических

рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области

современного дошкольного образования:

«Концепция дошкольного образования» о признании самоценности

дошкольного периода детства; (В. В. Давыдов, В. А. Петровский)

современные представления о структуре речевого дефекта (Р. И. Лалаева,

Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович и др.)

труды ведущих специалистов в области дошкольного образования : Н. Е.

Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, О. В. Дыбина, Л. В. Куцакова,

В. В. Гербова, О. С. Ушакова и др

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов,

регулирующих деятельность системы дошкольного образования:

Федеральный закон от29.12.2012 «Об образовании в Российской

Федерации»;

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 «Об утверждении порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам – образовательным программам

дошкольного образования»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

нормативные документы регионального и муниципального уровней.

Программа строится на основе принципов дошкольного образования,

изложенных в ФГОС ДО:

– полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,

раннего, дошкольного, обогащение (амплификация) детского развития;

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при котором ребенок проявляет активность в

выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество с семьей;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

и государства;формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности;

– возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов

возрасту и особенностям развития);

– учет этнокультурной ситуации развития детей.

Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения

образовательного процесса и обеспечивает осуществление образовательного

процесса в двух основных организационных моделях,включающих:

1) совместную деятельность взрослого и детей,

2) самостоятельную деятельность детей.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач,

поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу

и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.

Основными подходами к формированию программы являются:

– Системно- деятельностный подход. Позволяет сформировать у

дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка

на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

-Личностно-ориентированный подход. Предусматривает

организацию образовательного процесса на основе признания уникальности

личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения

задатков, способностей, интересов, склонностей.

– Индивидуальный подход. Предполагает гибкое использование

педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому

ребенку, которые помогают ему осознать свою индивидуальность, научиться

управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные

сильные и слабые стороны.

– Компетентностный подход. Предполагает формирование основ

компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников

самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т. е. быть

Читайте также:  Школа как пространство развития ребенка

готовым: решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять

явления действительности, их сущность, причины, ориентироваться в

проблемах современной жизни; решать проблемы, связанные с реализацией

определённых социальных ролей.

– Культурологический подход. Предусматривает опору в обучении и

воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национальные

и этнические особенности.

– Дифференцированный подход. Предполагает создание наиболее

комфортных условий для эффективного обучения личности ребенка,

обеспечивающих ей достижение такого уровня освоения материала, который

соответствует ее познавательным возможностям, способностям (но не ниже

минимальных, а также развитие данных возможностей и способностей.

Источник

Тамара Одинцова
Организация образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Одинцова Т. Д., заведующий ГБДОУ № 79 “Семицветик” Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривает интеграцию действий всех педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования организация работы по реализации содержания ФГОС во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией.

Комплексность педагогического воздействия направлена на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Образовательный процесс для детей с тяжелыми нарушением речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально- психологическими особенностями развития воспитанников. Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционной работы в условиях ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическую; коррекционно-развивающую; организационно-методическую; координирующую; консультативную. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно ведет к снижению качества и результатов коррекционной работы с детьми в целом. Личностно- ориентированный характер логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо или косвенно мешают нормальному развитию их речи. Нацеленность логопеда не только на коррекцию выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов. Анализ разных сторон психофизического развития ребенка, его потенциальных возможностей и опора на них при проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только логопеда, но и всех участников образовательных отношений – педагогического коллектива ДОУ, родителей воспитанников. Такой подход обеспечивает комплексность коррекционно – педагогического процесса, обеспечивает возможность проведения соответствующей коррекционно-развивающей работы, используя возможности различных видов детской деятельности (игровой. познавательной, продуктивной и др.) режимных моментов в ДОУ, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в семье.

В содержание основных задач педагогического коллектива ДОУ входят:

• Обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучения, создание среды комфортной психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;

• Проведение необходимой работы по коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной и общей речевой подготовке к школе;

• Повышение психолого-педагогической культуры компетентности родителей, побуждение их к участию в деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

Особого внимания требует руководство профессиональной деятельностью педагогического коллектива.Наиболее значимыми направлениями в работе с педагогическими кадрами являются:

-Создание специальных условий для воспитанников с ТНР в группах, логопедических кабинетах, спортивном и музыкальном залах (специальные пособия, оборудование, специальные коррекционно- развивающие технологии, методики);

-Осуществление координации деятельности и постоянного взаимодействия педагогических работников (воспитателей, учителей-логопедов);

-Систематическое повышение квалификации педагогических работников в сфере развития детей с тяжелыми нарушениями речи;

-Организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы;

-Привлечение родителей воспитанников к активному участию в коррекционно – педагогическом процессе.

Реализация ФГОС дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР требует специфики организации работы педагогов.

Работой по реализации образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, воспитатели группы планируют и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» обеспечивают воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. Педагог-психолог организует работу по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Учитель-логопед наряду с коррекционно-развивающей работой помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» реализуют воспитатели, учитель-логопед и педагог-психолог в соответствии со своими функциональными обязанностями. В реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, учитель-логопед и музыкальный руководитель. Образовательную работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физической культуре, воспитатели группы при обязательном подключении учителя-логопеда.

Читайте также:  Кто обосновал роль родного языка в развитии личности ребенка

Реализация содержания всех образовательных областей ФГОС предусматривает обязательное взаимодействие всех педагогических работников ДОУ с родителями воспитанников (открытые мероприятия с детьми, совместные образовательные проекты с родителями и детьми, тренинги, консультирование и другие формы работы).

Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечивает целостное всестороннее развитие ребёнка, организуется специальная квалифицированная коррекция развития речи, речевая практика ребёнка, целенаправленное формирование предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функции речи.

Наряду с коррекционно-развивающей работой с детьми с ТНР целесообразно проведение комплекса оздоровительных мероприятий, при этом особое внимание уделяется соблюдению режима дня, общему физическому развитию, доступным формам профилактики заболеваний, закаливанию организма ребенка с учетом медицинских показаний. Развитие двигательных функций и преодоление даже незначительных двигательных нарушений, наряду с ранней стимуляцией моторного развития, способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений развития речи у детей осуществляется в результате комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников предполагает выбор и реализацию коррекционно-образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка, преодоление затруднений в освоении основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Педагоги и другие специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка,реализуют следующие профессиональные функции:

• диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной педагогической и психологической диагностики);

• проектную (разрабатывают на основе результатов диагностики индивидуальный маршрут развития);

• сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

• аналитическую (анализируют промежуточные и итоговые результаты реализации образовательных маршрутов).

Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи, педагоги ДОУ осуществляют комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на полноценное развитие речевой, интеллектуальной, двигательной и социально-эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника.

Список литературы:

1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014).

3. Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (утверждена распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012).

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

5. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 10.06.2014 года, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014 год.

6. Рабочая программа учителя-логопеда дошкольной образовательной организации, УМЦ “Добрый мир”, 2015 год.

7. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под ред. проф. Л. В. Лопатиной, СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014 год.

8. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, Методическое пособие, СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015 год.

Источник