Программа развития ребенка в доу с тяжелым нарушением речи
Ольга Деревянко
Рабочая программа воспитателя для детей с ТНР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18» г. Новокузнецка
ПРИНЯТО:
Решением педагогического совета
МБ ДОУ «Детский сад №18»
г. Новокузнецк
Протокол № ___от
«___»___2019г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБ ДОУ
«Детский сад №18» г. Новокузнецк
___Е. В. Киреева.
Приказ № ___от «___»___2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №1
для детей с тяжелыми нарушениями речи
на 2019-2020 учебный год
воспитатель:
Деревянко Ольга Владимировна
Новокузнецкий городской округ, 2019г.
Содержание:
Целевой раздел
1 Пояснительная записка 3
2 Цель и задачи реализации Программы 3
3 Принципы и подходы к формированию рабочей Программы 4
4 Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей
психофизиологического развития детей 6
5 Планируемые результаты освоения Программы 12
Содержательный раздел.
1 Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлением развития ребёнка 15
2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников 30
3 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции
нарушений развития детей 34
4 Особенности образовательной деятельности разных видов и 41
культурных практик
5 Способы и направления поддержки детской инициативы 47
6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников (социальный паспорт семьи,
перспективный план взаимодействия с родителями) 49
7 Иные характеристики содержания Программы 56
Организационный раздел.
1 Материально-техническое обеспечение Программы 57
2 Перечень программно-методического обеспечения
образовательного процесса по образовательным областям 59
3 Организация режима воспитанников 62
4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 65
5 Особенности организации РППС 69
Приложение
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа для детей подготовительной группы с тяжелыми
нарушениями речи (ТНР, общими нарушениями речи (ОНР) и фонетико-
фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – локальный акт
образовательного учреждения, разработанный на основе Примерной
Адаптированной Основной Образовательной Программы дошкольного
образования МБ ДОУ «Детский сад №18» г. Новокузнецка, а также на основе
примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» (обязательная часть Программы, «Адаптированной
примерной основной образовательной программы для дошкольников с
тяжёлыми нарушениями речи» и в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(ФГОС ДО, Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации»,СанПин 2.4.1.3049-13, Уставом МБ ДОУ «Детский сад №18»
г. Новокузнецка.
Режим работы – пятидневный, с 7.00 до 19.00, с 12-часовым пребыванием
детей в учреждении; выходные дни – суббота, воскресенье. Программа
направлена на обеспечение разностороннего развития детей и подготовку их
к обучению в школе.
Программа содержит материалы для организации коррекционно-
развивающей деятельности с детьми подготовительной группы.
Коррекционная деятельность включает в себя логопедическую работу и
работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО.
2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы– проектирование коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающей создание условий для развития ребенка с нарушениями
речи, его социализации, личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкальной, чтения.
Задачи Программы:
– способствовать общему развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи,
укреплению их физического и психического здоровья, подготовке их к
обучению в школе;
– создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
-способствовать обеспечению равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка;
– развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
– обеспечить максимальное использование разных видов детской
деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса;
– способствовать объединению обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс.
Коррекционно-развивающая работа возможна при взаимосвязи в работе всех
специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, а так же
при активном участии родителей в реализации Программы.
Основные задачи педагогической деятельности ДОУ на 2019-2020 учебный
год
1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах
развития просодической стороны речи дошкольников через сказкотерапию.
2. Способствовать развитию экологической культуры педагога как
основы экологического воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи. Развитие и активизация познавательного интереса дошкольников через
применение речевых игр.
3. Создание условий для развития предпосылок графо-моторных
навыков у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, развитие мелкой
моторики, ручной умелости через выполнение предметно- практических
действий.
3. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы.
Программаосновывается на положениях:
1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-
педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного
возраста:
«Основные положения культурно-исторической концепции» Л. С.
Выготский;
учение об игре, как ведущей деятельности, в которой развиваются
новообразования дошкольного возраста (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и др.).
концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев,
А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.)
концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом
развитии ребенка (В. М. Солнцев);
2) научных исследований, практических разработок и методических
рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области
современного дошкольного образования:
«Концепция дошкольного образования» о признании самоценности
дошкольного периода детства; (В. В. Давыдов, В. А. Петровский)
современные представления о структуре речевого дефекта (Р. И. Лалаева,
Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович и др.)
труды ведущих специалистов в области дошкольного образования : Н. Е.
Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, О. В. Дыбина, Л. В. Куцакова,
В. В. Гербова, О. С. Ушакова и др
3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов,
регулирующих деятельность системы дошкольного образования:
Федеральный закон от29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
нормативные документы регионального и муниципального уровней.
Программа строится на основе принципов дошкольного образования,
изложенных в ФГОС ДО:
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего, дошкольного, обогащение (амплификация) детского развития;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором ребенок проявляет активность в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество с семьей;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности;
– возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития);
– учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса и обеспечивает осуществление образовательного
процесса в двух основных организационных моделях,включающих:
1) совместную деятельность взрослого и детей,
2) самостоятельную деятельность детей.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач,
поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу
и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.
Основными подходами к формированию программы являются:
– Системно- деятельностный подход. Позволяет сформировать у
дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка
на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.
-Личностно-ориентированный подход. Предусматривает
организацию образовательного процесса на основе признания уникальности
личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения
задатков, способностей, интересов, склонностей.
– Индивидуальный подход. Предполагает гибкое использование
педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому
ребенку, которые помогают ему осознать свою индивидуальность, научиться
управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные
сильные и слабые стороны.
– Компетентностный подход. Предполагает формирование основ
компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников
самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т. е. быть
готовым: решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять
явления действительности, их сущность, причины, ориентироваться в
проблемах современной жизни; решать проблемы, связанные с реализацией
определённых социальных ролей.
– Культурологический подход. Предусматривает опору в обучении и
воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национальные
и этнические особенности.
– Дифференцированный подход. Предполагает создание наиболее
комфортных условий для эффективного обучения личности ребенка,
обеспечивающих ей достижение такого уровня освоения материала, который
соответствует ее познавательным возможностям, способностям (но не ниже
минимальных, а также развитие данных возможностей и способностей.
Источник
Тамара Одинцова
Организация образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Одинцова Т. Д., заведующий ГБДОУ № 79 “Семицветик” Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривает интеграцию действий всех педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования организация работы по реализации содержания ФГОС во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией.
Комплексность педагогического воздействия направлена на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Образовательный процесс для детей с тяжелыми нарушением речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально- психологическими особенностями развития воспитанников. Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционной работы в условиях ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическую; коррекционно-развивающую; организационно-методическую; координирующую; консультативную. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно ведет к снижению качества и результатов коррекционной работы с детьми в целом. Личностно- ориентированный характер логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо или косвенно мешают нормальному развитию их речи. Нацеленность логопеда не только на коррекцию выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов. Анализ разных сторон психофизического развития ребенка, его потенциальных возможностей и опора на них при проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только логопеда, но и всех участников образовательных отношений – педагогического коллектива ДОУ, родителей воспитанников. Такой подход обеспечивает комплексность коррекционно – педагогического процесса, обеспечивает возможность проведения соответствующей коррекционно-развивающей работы, используя возможности различных видов детской деятельности (игровой. познавательной, продуктивной и др.) режимных моментов в ДОУ, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в семье.
В содержание основных задач педагогического коллектива ДОУ входят:
• Обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучения, создание среды комфортной психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
• Проведение необходимой работы по коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной и общей речевой подготовке к школе;
• Повышение психолого-педагогической культуры компетентности родителей, побуждение их к участию в деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.
Особого внимания требует руководство профессиональной деятельностью педагогического коллектива.Наиболее значимыми направлениями в работе с педагогическими кадрами являются:
-Создание специальных условий для воспитанников с ТНР в группах, логопедических кабинетах, спортивном и музыкальном залах (специальные пособия, оборудование, специальные коррекционно- развивающие технологии, методики);
-Осуществление координации деятельности и постоянного взаимодействия педагогических работников (воспитателей, учителей-логопедов);
-Систематическое повышение квалификации педагогических работников в сфере развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
-Организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы;
-Привлечение родителей воспитанников к активному участию в коррекционно – педагогическом процессе.
Реализация ФГОС дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР требует специфики организации работы педагогов.
Работой по реализации образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, воспитатели группы планируют и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» обеспечивают воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. Педагог-психолог организует работу по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Учитель-логопед наряду с коррекционно-развивающей работой помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» реализуют воспитатели, учитель-логопед и педагог-психолог в соответствии со своими функциональными обязанностями. В реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, учитель-логопед и музыкальный руководитель. Образовательную работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физической культуре, воспитатели группы при обязательном подключении учителя-логопеда.
Реализация содержания всех образовательных областей ФГОС предусматривает обязательное взаимодействие всех педагогических работников ДОУ с родителями воспитанников (открытые мероприятия с детьми, совместные образовательные проекты с родителями и детьми, тренинги, консультирование и другие формы работы).
Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечивает целостное всестороннее развитие ребёнка, организуется специальная квалифицированная коррекция развития речи, речевая практика ребёнка, целенаправленное формирование предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функции речи.
Наряду с коррекционно-развивающей работой с детьми с ТНР целесообразно проведение комплекса оздоровительных мероприятий, при этом особое внимание уделяется соблюдению режима дня, общему физическому развитию, доступным формам профилактики заболеваний, закаливанию организма ребенка с учетом медицинских показаний. Развитие двигательных функций и преодоление даже незначительных двигательных нарушений, наряду с ранней стимуляцией моторного развития, способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.
Система коррекционной работы по преодолению нарушений развития речи у детей осуществляется в результате комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников предполагает выбор и реализацию коррекционно-образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка, преодоление затруднений в освоении основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Педагоги и другие специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка,реализуют следующие профессиональные функции:
• диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной педагогической и психологической диагностики);
• проектную (разрабатывают на основе результатов диагностики индивидуальный маршрут развития);
• сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
• аналитическую (анализируют промежуточные и итоговые результаты реализации образовательных маршрутов).
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи, педагоги ДОУ осуществляют комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на полноценное развитие речевой, интеллектуальной, двигательной и социально-эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника.
Список литературы:
1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014).
3. Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (утверждена распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012).
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
5. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 10.06.2014 года, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014 год.
6. Рабочая программа учителя-логопеда дошкольной образовательной организации, УМЦ “Добрый мир”, 2015 год.
7. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под ред. проф. Л. В. Лопатиной, СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014 год.
8. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, Методическое пособие, СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015 год.
Источник