Программа развития ребенка в доме ребенка
КУ Урайский «Специализированного Дома ребенка»
.
ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ «ДОМА РЕБЕНКА»
АХТЯМОВА АВГУСТИНА
для детей 3года
Срок реализации: 1 месяц.
Составитель программы: воспитатель Елина З.И.
Педагог – дефектолог Акишина Н.П..
г. Урай2020 г.
Актуальность программы обуславливается тем, переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка, к условиям «Дома ребенка».
Основная цель программы – своевременная адаптация детей к условиям «Дома ребенка», сохранение психического и физического здоровья ребенка.
Задачи программы:
1. Обеспечение социализации ребенка в условиях разновозрастной группы.
2. Обеспечение индивидуального подхода к воспитанникам.
3. Создание положительного эмоционально комфортного климата.
4. Развитие психических процессов.
5. Развитие движений, крупной и мелкой моторики.
6. Развитие слухового восприятия, создание положительного эмоционального фона от встреч с музыкой.
7. Формирование элементарных навыков самообслуживания.
8. Обеспечение легкой степени адаптации при непосредственном поступлении ребенка в «Дом ребенка»
Предполагаемые результаты реализации Программы:
1. Безболезненная адаптация к условиям ДОУ.
2. Сохранение и укрепление физического и психического развития детей.
3. Заболеваемость детей, посещавших группу адаптации, ниже заболеваемости сверстников, поступивших в ДОУ непосредственно из дома.
4. У детей, прошедших постепенную своевременную адаптацию, в дальнейшем отмечается высокая познавательная активность.
Содержательный раздел Программы.
Игра – ведущая деятельность.
Содержание Программы разработано исходя из понимания игры как ведущей деятельности ребенка.
Основными возможными целями игр могут являться:
• развитие навыков общения;
• развитие интеллектуальных способностей;
• приобретение новых навыков
• занятие свободного времени;
Игровая деятельность несет в себе и возможности эмоционального развития детей, и является психотерапевтическим средством.
В соответствии с этим разработаны примерные игры адаптационного периода.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком. Подарить ребенку минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к условиям «Дому ребенка». Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую я ставлю перед собой, должна быть цель проявить заботу, доброжелательность и внимание.
Игры-занятия в адаптационный период.
Цели: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателем, установление открытых, доверительных отношений; знакомство с помещениями группы; знакомство с детским садом; знакомство с другими педагогами ДОУ.
Правила проведения игр-занятий:
1.дети добровольно участвуют в игре.
2.Взрослый должен быть непосредственным участником игры, причем самым
активным, эмоциональным и позитивно настроенным.
3.Игры необходимо повторять многократно.
4.Наглядный материал для игр не должен быть повседневным, обыденным.
Не оценивайте детей в игре, дайте им проявить, выразить себя.
«Давайте познакомимся!».
Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель называет свое имя и имя ребенка, которому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры.
«Раздувайся, пузырь».
Дети вместе с воспитателем делают тесный кружок – это сдутый пузырь. Взявшись за руки, начинают произносить слова, постепенно расширяя круг:
«Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой,
Да не лопайся!»
Затем ведущий говорит: «Хлоп!» – пузырь лопается, все дети сбегаются к центру или разбегаются по группе (разлетелись пузырьки).
«Чей голосок?»
Дети садятся полукругом, ведущий – впереди всех спиной к играющим.
Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий определяет, кто его позвал. Можно ввести какой-либо персонаж, например. Ведущий мама-медведица, должна определить, кто разбудил ее сына-Мишутку. Когда дети хорошо узнают друг друга, они могут изменять интонацию, высоту голоса.
«Расскажи стихи руками».
Эта игра помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений. Воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, затем – еще раз, повторяя движения вместе с детьми.
Примеры стихотворений :
Заинька-зайка (прыжки, имитация движений зайца),
Маленький зайка (садятся на корточки, показывают расстояние от пола),
Длинные ушки (приставляют ладошки к голове),
Быстрые ножки (побежали)
Заинька-зайка
Маленький зайка (движения повторяются),
Деток боишься (обхватывают себя руками, изображая страх, дрожат),
Зайка-трусишка.
«Найди игрушку».
Ведущий прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала это не так сложно, например: «Игрушка лежит в раздевалке на подоконнике». Затем – сложнее, например: «Игрушка в спальной, под подушкой на Сашиной кроватке». Можно загадывать и так: «Мишка в раздевалке вешает штанишки в Дианин шкафчик», «Кукла моет посуду» и т.п.
«Кто забыл?»
Цель этой игры – закрепить имена работников коллектива. Для этого нужно заготовить атрибуты различных профессий (градусник – медсестра, нотная тетрадь – муз. Рук-ль, половник – повар и т.п.). воспитатель говорит, что к ним в группу приходили самые разные люди, которые у нас работают и все они забыли какую – ни будь вещь. И просит ребят разобраться – где чье. Дети не просто должны назвать профессию, но и назвать имя – отчество хозяина вещи. В случае затруднений – называет воспитатель.
«Раз-два-три, беги!»
Игра может проводиться как в группе, так и на участке, физкультурном или муз. зале. Цель ее – познакомить детей с оборудованием группы или участка. По команде ведущего: «Раз, два, три, к березе (столу воспитателя, книжному шкафу, пианино и т.п) беги» дети бегут в указанном направлении.
«Положи игрушку на место».
На расстоянии 6-8 метров от детей раскладывают игрушки. По сигналу воспитателя нужно быстро добежать до игрушек, взять одну и отнести ее на то место, где она обычно лежит.
«Если весело живется…»
Дети свободно располагаются на площадке. Ведущий становится так, чтобы его хорошо все видели, запевает песню и показывает ребятам движения. Малыши повторяют.
Если весело живется, делай так. (2 хлопка перед грудью).
Если весело живется, делай так (2 хлопка над головой),
Если весело живется, делай так (2 хлопка по коленям), Если весело живется, делай так (2 притопа ногами).
Если весело живется, делай все. (Все движения повторяются)
Можно придумывать другие движения.
«Хрюша».
Дети свободно располагаются на площадке. Ведущий запевает песню (или говорит слова) и показывает движения. Дети вслед за ведущим подхватывают слова и повторяют движения. Можно поставить в центр круга резиновую игрушку -Хрюшу.
А у Хрюши, а у Хрюши – вот такие уши!
А у Хрюши – нос курносый, вот такой, вот такой!
А у Хрюши хвост вертлявый – вот такой, вот такой!
А у Хрюши ножки вот такие, вот такие!
А у Хрюши уши вот такие, вот такие!
А у Хрюши живот вот, вот!
Ходит Хрюша наш бочком, вот так, вот так!
Ходит Хрюша с пятачком, вот таким, вот таким!
А наш Хрюша говорит вот так, вот так! (хрю-хрю)
Хватит Хрюшу нам дразнить, лучше будем дружно жить!
Все подходят к игрушке, гладят ее.
«Дети и волк».
Дети гуляют по площадке. Появляется ведущий, изображая волка (лучше взять куклу-волка или маску). – Где тут маленькие детки?
В-ль: «Их тут нет».
Волк: «А кто здесь?»
В-ль: «Собачки (кошки, поросятки и т.д.)»
Волк: «А почему они не лают?»
Дети лают.
Волк: «Собак мне не надо» и убегает.
А дети вместе с воспитателем радуются, что обманули злого волка.
«Кто громче?»
дети соревнуются, кто громче всех крикнет «ура!»
«Не боимся мы кота».
Выбирается водящий – кот, все остальные – мыши.
Кот садится на пол и спит.
Ведущий говорит: «Мышки, мышки, выходите, порезвитесь, попляшите, выходите поскорей, спит усатый кот – злодей»
Мышки окружают кота и начинают приплясывать вокруг кота со словами: «Тра-та-та, тра- та-та, не боимся мы кота!».
Кот просыпается, ловит мышек, они разбегаются.
«Иди ко мне».
Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: « Иди ко мне, мой хороший».
Когда ребенок подходит, воспитатель обнимает его:
« Ах, какой хороший ко мне Коля пришел!». Игра повторяется.
«Пришел Петрушка».
Материал: петрушка, погремушки.
Ход игры: Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с детьми встряхивают погремушки, радуются.
«Хоровод».
Ход игры: воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая: Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов, Кружим. Кружим хоровод. До того мы закружились,
Что на землю не свалились.
Бух!
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов, Водим, водим хоровод. Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг. Гей!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
«Хоровод с куклой».
(проводится с двумя- тремя детьми)
Материал: кукла средних размеров.
Ход игры: Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит каждого по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.
Вариант: игра проводится с мишкой.
«Солнечные зайчики». Материал: маленькое зеркальце.
Ход игры: воспитатель зеркальцем пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики
Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе.
По сигналу « Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
«Покатаемся на лошадке».
Материал: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры: Воспитатель сажает ребенка на качалку-лошадку и говорит: «Маша едет на лошадке, (поизносит тихим голосом) нно-нно».
Ребенок повторяет тихо: « Нно-нно».
Взрослый: « Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: « Нно-нно, беги лошадка!»(сильнее раскачивает ребенка)».
Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук « н » протяжно, а все звукосочетание – громко и протяжно.
Игра развивает речевую активность.
«Дуть во что-нибудь и на что-нибудь».
Ход игры: воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с руки ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.
«Вместе с мишкой».
Материал: игрушечный медвежонок.
Ход игры: воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: « Катя, тебе нравится пить из чашки?»,
« Миша, нравится тебе пить из чашки?». Делает вид , что он поит мишку чаем, затем проделывают с мишкой другие манипуляции.
Такие действия формируют навыки сюжетной игры.
Дети двух-трех летнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись вместе за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребёнка.
Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
«Передай колокольчик».
Материал: колокольчик.
Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «ТОО, кого я позову, будет звонить в колокольчик: «Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени или показывая рукой.
«Зайка».
Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок –
«зайка»-сидит в кругу на стуле( « спит»). Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной. Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
«Позови».
Материал. Мяч.
Ход игры: дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови»
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить несколько раз в день. Так же следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
Виды образовательной деятельности в период адаптации.
Для выполнения поставленных задач в программе предусмотрены следующие виды деятельности.
•Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами – орудиями, строительным материалом.
•Развитие активной и пассивной речи через ознакомление детей с окружающим.
•Развитие детского восприятия через подвижные и музыкальные игры.
•Показ и обыгрывание сказок, детских стихов, сюжетов из реальной жизни с использованием кукольного театра, мягких игрушек и т.д.
Занятия в период адаптации.
Структура занятий адаптационной группы.
1.Социализация (приветствие детей новых героев, приветствие ласковое, приветствие шутливое и т.д.).
2.Развитие мелкой моторики и сенсорики (пирамидки, шнуровки, грибные полянки, мозаика (крупная), вкладыши (дикие и домашние животные, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и др.), предметные картинки, разрезные картинки).
3.Познавательно – речевой компонент.
4.Продуктивная деятельность (конструирование, лепка, аппликация, рисование).
5.Развитие движения/музыкальное развитие.
6.Социализация (прощание).
Педагогический процесс включает следующие направления.
1.Организация учебно – игровой деятельности с детьми ежедневно.
2.Организация досугов.
Требования к созданию психологического микроклимата и эмоционального фона в группе.
«Окружающий мир полон красок и звуков, этот мир около нас и в нас самих! Как помочь ребенку почувствовать и осмыслить происходящее, как помочь ему не потеряться и не раствориться в мире событий и людей? Какие «образы» будут помогать ему в самые трудные минуты, и как выразить переполняющие малыша чувства? Как научиться читать не по книге, а по мимике, жестам? Как правильно понять состояние друга и близких людей? Как обратиться к сверстнику и взрослому, какие найти слова и жесты? Как во время игры играть так, чтобы не ссориться? Как обратиться к взрослому, чтобы ему непременно захотелось с тобой поговорить?
1.Минимальное количество ограничений и запретов, кроме обязательных: не бить кого- либо; не ломать.
2.Предоставление, по возможности, максимальной свободы действий.
3.Обеспечение эмоциональной поддержки ребенка. Выполнение этого требования является условием, при котором у ребенка формируется чувство «безопасности».
4.Создание и представление возможности «выплеска» – то есть таких условий, которые способствуют тонической сбалансированности эмоций.
5.Обеспечение только необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого, отсутствие прямого контроля и прямого дидактизма.
6.Отсутствие жесткого оценочного фиксирования деятельности ребенка.
7.Демонстрация положительного эмоционально выраженного отношения к детям.
8.Превалирование приоритета в системе общения: «ребенок – ребенок» и использование лишь по мере необходимости системы общения «ребенок – взрослый». Это требование обусловлено тем, что потребность в самовыражении и в самоутверждении особенно ярко проявляется в совместной деятельности сверстников, где их одобрение как и осуждение более эмоционально значимы для ребенка. Сверстник имеет близкие: интересы, общие переживания, одинаковый уровень возможностей.
Источник
Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.
0
4497
24 Сентября 2016 в 23:03
Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог
Вопрос от Надежды, Москва:
«Юрий, как же тогда происходит развитие ребенка в детском доме? Ведь дети из детдома не имеют чувства защищенности и безопасности!!! Неужели ничего нельзя сделать?»
Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:
Надежда, спасибо, что подняли непростую и для многих болезненную тему. Ваш вопрос о том, как происходит развитие ребенка в детском доме, волнует педагогов, психологов, медиков, да и просто неравнодушных людей.
У многих сердце кровью обливается, когда они только подумают о том, как же можно развиваться в таких сложнейших условиях? Какие травмы получает неокрепшая психика детей, попавших в детский дом? Возникает вопрос, как же обеспечить развитие психики ребенка детского дома, когда они лишены самого главного? Того, что никакие материальные блага не заменяют.
Ответы на эти вопросы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает особенности психики и условия гармоничного формирования личности даже в условиях развития и воспитания детей в детском доме.
Эта статья будет полезна всем, кто имеет отношение к развитию детей в детском доме: педагогам, психологам, воспитателям, волонтерам и даже спонсорам и меценатам.
Особенности развития детей детского дома
Педагоги и психологи проводят тщательный анализ развития психики ребенка в детском доме и выявляют некоторые закономерности. В частности, все исследователи замечают у ребенка детского дома отставание в развитии.
Когда ребенок только родился, это просто маленький комочек желаний – кушать, пить, дышать спать. Но для его развития ему необходимы основа и фундамент, которые дает материнская забота. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется чувством защищенности и безопасности. Ощущение этой защищенности позволяет малышу максимально раскрыться в период развития и познания мира.
Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.
Дети детских домов априори лишены этой важнейшей психологической составляющей, именно поэтому и происходит задержка психосексуального развития, наблюдаются сложности речевого развития и полный список других негативных проявлений у детей, хорошо знакомых педагогам, воспитателям и психологам детских домов.
Для преодоления этого отставания предлагаются варианты создания семейной атмосферы, чтобы как-то компенсировать детям отсутствие родителей. Но в большинстве случаев огромный штат педагогов, психологов, медицинских работников и волонтеров используют общие или усредненные методики для всех. А системный подход работает с врожденными особенностями развития психики детей детских домов, а у каждого ребенка они свои. Оказывается, что подходит для одного ребенка детского дома, то губительно для другого.
Кроме того, имеет популярность ложная мысль, что такие дети генетически предрасположены к наркомании, пьянству, воровству, что из таких детей вырастают социально нереализованные люди, имеющие проблемы со здоровьем.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана очень точно показывает, что это заблуждение, и при правильном системном подходе психическое развитие ребенка в детском доме происходит нормально.
Особенности личностного развития детей воспитанников детских домов
Все развитие ребенка идет согласно его врожденным векторам, и проявляют свои отрицательные черты дети тоже согласно своим векторам.
Именно от отсутствия чувства защищенности и безопасности дети детских домов с раннего детства начинают лгать, воровать, драться, кусаться или проявлять другие признаки девиантного поведения.
Наконец-то эти проявления точно изучены, а главное – показаны внутренние механизмы и причины возникновения таких состояний у любых детей. Это помогает сформулировать системные рекомендации для педагогов, воспитателей, психологов, чтобы вовремя скорректировать развитие ребенка детского дома.
Понимание психики ребенка детского дома
Что же делать? Какой толк заниматься развитием навыков, обучением и воспитанием, если нет тепла матери? Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает дать детям детских домов точку опоры в лице компетентных системных специалистов. Ведь важнейшая опора для ребенка детского дома – это понимание его психического склада, его врожденных талантов и способностей окружающими его взрослыми.
Любым ребенком движут его желания. А системно-векторная психология Юрия Бурлана как раз и раскрывает нам скрытые бессознательные механизмы желаний ребенка детского дома. Любой ребенок рождается с заданным набором векторов. Рассмотрим подробнее.
Индивидуальный план программа развития ребенка в детском доме
Есть от природы шустрые, подвижные, юркие, ловкие дети. Такими свойствами психики обладают ребята с кожным вектором. Внутренняя врожденная программа все их поступки пропускает через фильтры польза-выгода, добыча и экономия. А чтобы добыть и сохранить, необходимо «вертеться», именно поэтому основное бессознательное желание в кожном векторе с детских лет проявляет себя в движении, скорости, ритме.
Таких детей лучше всего определить в спортивные секции и при этом отслеживать, чтобы их развитие шло по нарастающей.
Именно такие дети при потере чувства защищенности и безопасности начинают «добывать» конфеты, игрушки, деньги. А взрослые воспринимают это как воровство и начинают приписывать маленькому ребенку какой-то злой умысел, которого у него и не было.
От природы у него есть врожденное желание к добыче. Маленький ребенок с кожным вектором рождается вором, а развивается в спортсмена, бизнесмена, законодателя. Просто необходимо понимать все ступени его развития.
В противоположность шустрым и подвижным ребятам есть медлительные обстоятельные дети, которых ни в коем случае не надо торопить, иначе они начинают упрямиться, дуться и обижаться. В детском возрасте при потере чувства защищенности и безопасности такие ребята могут быть агрессивны, драться, кусаться. Так проявляют себя их бессознательные желания, лежащие в основе анального вектора.
Особенности развития ребенка в детском доме
Любой ребенок всегда развивается от простого к сложному – маленький воришка должен стать инженером. Если педагоги и воспитатели, волонтеры и психологи будут учитывать врожденные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, то негативные проявления можно снять.
Составляя индивидуальный план развития для детей в детских домах, необходимо учитывать, что развивающие методики и игры нужно подбирать в соответствии с врожденными свойствами ребенка детского дома. Малышу с кожным вектором необходимо развивать логику, навыки организатора и прививать дисциплину. А неторопливому ребенку предложить рукоделие, чтение и помощь в обучении младших. Так мы задаем позитивное направление развития, вкус радости от использования своих талантов на пользу другим.
Очень легко идти за врожденными талантами детей, предлагать им новые задания. Например, задумчивых ребятишек со звуковым вектором можно научить играть в шахматы и предоставить им для этого свой уголок, где они будут находиться в тишине и покое.
А эмоциональным детям со зрительным вектором необходимо дать возможность выражать свои чувства на сцене (песни, танец, спектакли). Так талант и способности каждого будут развиваться, что особенно важно для детей детских домов.
Более того, взрослые, работающие с детьми детских домов, сами будут испытывать невероятное наслаждение от своей работы, потому что результаты их усилий будут предсказуемы, а методы педагогического воздействия точны. Задача педагогов помочь раскрыться этим врожденным талантам и направить их в позитивное русло развития.
Воспитание и развитие детей в детском доме
Сам по себе индивидуальный план развития ребенка в детском доме в соответствии с системным подходом – это уже очень многое. Ведь ребенок детского дома ощущает себя понятым, «правильным», нужным, а значит, снизит необходимость привлекать внимание деструктивным поведением.
Нельзя не отметить достижения советской педагогики: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Республику Шкид». Их гениальные находки полностью подтверждаются новейшими исследованиями системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Действительно, когда ребенок теряет ощущение защищенности, он пытается выжить, подчиняясь инстинктам. Так, бессознательно ребята естественным образом сбиваются в стайки. При этом если нет направляющего руководства педагогов, эти стайки действительно могут превратиться в шайки.
Но стоит только появиться хорошему воспитателю, как эта стайка правильным образом самоорганизуется, формируется настоящий детский коллектив по взрослому типу. Таким образом дети детского дома формируют позитивный опыт взаимодействия с другими, который вынесут во взрослую жизнь.
Когда это происходит через сюжетно-ролевые игры, где педагогами задается высокий нравственный ориентир, то естественным образом происходит формирование коллективного чувства защищенности и безопасности, что и способствует гармоничному формированию каждой личности.
Все усилия педагогов, психологов, волонтеров и помощников детских домов должны быть направлены на создание этой атмосферы, которая может обеспечить ребенку чувство защищенности и безопасности и способствовать его социализации.
Естественно, такому ребенку будет легче находить место и в любом другом коллективе. Конечно же, свои особенности в любом случае будут, но свести риски к минимуму поможет именно этот шаг.
Даем точку опоры следующему поколению!
В детских домах работают неравнодушные люди, энтузиасты своего дела. Педагоги и психологи переживают и болеют душой за каждого ребенка.
Системно-векторная психология – это уникальный инструмент в руках педагогов и психологов. Он позволяет избегать экспериментов над детьми воспитательными методиками. Не стОит надеяться на лучшее в отношении ребенка детского дома или сочинять в своей голове какой-то вариант счастья для него. Необходимо точно знать, что конкретно этому ребенку из детского дома нужно для наилучшего развития и последующей адаптации ко взрослой жизни.
У нас появляется точное понимание всего диапазона его развития. И, соответственно, взрослые точно видят весь возможный потенциал талантов и способностей, заданный ребенку детского дома от рождения.
Учитывая индивидуальные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно добиться устойчивых результатов и успешной адаптации воспитанников детских домов к жизни в социуме.
Узнайте больше об особенностях современного поколения детей, о воспитании ребенка в семье и коллективе на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.
Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник