Программа развития ребенка с зпр для психолога

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития – это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения – ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения – обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения – самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы – установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

1. Задачи:

– снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

– развивать познавательную активность;

– развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

– развивать общую и мелкую моторику рук;

– развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

class=”eliadunit”>

Упражнения на развитие моторики.

Релаксационные упражнения.

Игротерапия.

Психогимнастика.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий – 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий – 10.

Критерий эффективности программы

Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно – развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Источник

Программа

коррекционно-развивающих занятий

для обучающихся с задержкой психического развития

(3 класс, вариант 7.1)

на 2018-2019 учебный год

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………….3

Календарно-тематический план коррекционной  работы по развитию познавательной деятельности………………………………5

Приложение 1. Развитие умения переключать, распределять внимание………………………………………………..…………………………7

Приложение 2. Развитие визуальной и аудиальной памяти………………………………………………………………………………………..9

Приложение 3. Игры и упражнения на развитие операций сравнения и обобщения…………………………………………………………11

Приложение  4. Пространственное восприятие букв и цифр…………………………………………………………………………………..12

Приложение  5. Предложение. Составление предложений………..……………………………………………………………………………13

Пояснительная записка.

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).

Читайте также:  С чего начать развитие 2 летнего ребенка

Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления.  У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации.

Многие исследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти.

По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.

  Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов.

Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР.

У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений.

Таким образом, психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.  Сущность  психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.                                                                                  

    Данная   коррекционная программа ориентирована на коррекцию познавательных процессов детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей.

Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся.
  2. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии).
  3. Увеличение объёма памяти, внимания.
  4. Развитие речи, совершенствование языкового анализа и синтеза.

5. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий).

  1. Развитие саморефлексии.

Принципы построения программы.

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  2. Единство диагностики и коррекции.
  3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Комплексность методов психологического воздействия.
  5. Возрастание сложности.
  6. Учет объема и степени разнообразия материала.

Программа рассчитана на детей 8-9 лет (2-3класс) и включает познавательные упражнения, ориентированные на коррекцию познавательных процессов, развитию общей осведомленности, упражнения на развитие моторики, а также совершенствованию языкового анализа и синтеза.. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного усвоения программного материала.

Программа включает в себя входную и итоговую диагностику познавательных процессов.

Общее количество занятий – 34. В том числе по два занятия на входную и итоговую диагностику:

1.Развитие внимания.

2. Развитие памяти.

3. Развитие мышления.

4. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

5. Развитие языкового анализа и синтеза.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут в течение одного учебного года.

Прогнозируемые результаты:

  1. Активизация творческой и познавательной активность  учащихся.
  2. Рост показателей развития  памяти, внимания.

3.Умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать различные предметы и выявлять различия в них.

 4. Овладение учащимися самостоятельной, связной, грамматически      правильной речью.

5.Повышение качества обучаемости.

6. Умение анализировать свою деятельность.

Способы отслеживания результатов:

  1. Показатели психодиагностических, педагогических обследований.
  2. Наблюдение за работой учащимися во время уроков.
  3. Учёт успеваемости учащихся по предметам.

 Возможные риски в ходе реализации программы:

1. Отсутствие необходимой материально-технической базы.

2. Нарушение сроков реализации программы вследствие болезни учащегося.

Календарно-тематический план

коррекционной работы

Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт

  1. Раздел: Диагностический

1

Диагностика познавательной сферы

1

06.09

  1. Раздел: Развитие внимания

2

Развитие навыков сосредоточения и навыков внимания

2

13.09

20.09

3

Развитие навыков переключать, распределять внимание

2

27.09

04.10

4

Развитие навыков самоконтроля и произвольности

2

11.10

18.10

5

Развитие саморегуляции

1

25.10

  1. Развитие памяти

6

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти

1

08.11

7

Развитие аудиальной и визуальной памяти

2

15.11

22.11

8

Развитие тактильной памяти

2

29.11

06.12

9

Развитие кратковременной и долговременной памяти

2

13.12

20.12

  1. Развитие мышления

10

Развитие наглядно-образного мышления

2

27.12

17.01

11

Развитие операций обобщения и сравнения

2

24.01

31.01

12

Развитие операций синтеза и анализа

2

07.02

14.02

13

Развитие элементов конструктивного мышления

1

21.02

  1. Развитие зрительно-пространственной ориентации

14

Развитие зрительно-пространственной ориентации

1

28.02

15

Пространственное восприятие букв и цифр

1

07.03

16

Развитие временных представлений

1

14.03

  1. Языковой анализ и синтез

17

Дифференциация сходных по написанию букв

1

21.03

18

Дифференциация звонких и глухих  согласных

1

04.04

19

Совершенствование звукобуквенного анализа и синтеза

1

11.04

20

Развитие слогового анализа и синтеза

1

18.04

21

Предложение. Составление предложений.

2

25.04

22

Предлоги

1

02.05

23

Работа с текстом.

1

16.05

7. Проверка эффективности работы по программе

24

Диагностика познавательной сферы

1

23.05

Итого

34

Приложение 1.

Занятие 1.

Тема: Развитие умения переключать, распределять внимание.

Цель:

-Развитие умения переключать, распределять внимание;

-Развитие зрительно-пространственной ориентировки;

Читайте также:  Соматотип и гармоничность развития ребенка

-Развитие мелкой моторики;

Настрой на работу. Когнитивное упражнение “Чаша доброты” (эмоциональное развитие). “Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою  любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша  чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: “Это я! У меня есть такая чашка доброты”.

Упражнение 1.«Не собьюсь».  

Нужно посчитать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Упражнение 2. «Слушай внимательно»

 Называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Учащийся внимательно слушает их, хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное, растение и т.д.

        Упражнение3.. «Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит  слово «повторите». Далее идет быстрый диалог— «перестрелка»:

– Ну, начали! Повторите— «стол».

Играющие говорят: «Стол».

– Повторите— «окно».

Играющие говорят: «Окно».

– Скажите— «улица». Быстро— «кошка». Вслух— «дым» ит. д.

Упражнение 4. «Графический диктант»

Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна вверх; одна вправо, две вниз и т.д.).

Рефлексия занятия: оцените свою работу сегодня от 0 до 3 баллов. 3 балла – это наивысшая оценка работы.  Ведущий при этом спрашивает каждого ребенка – насколько хорошо тот оценит свою работу. Обсуждение с детьми сложности упражнений.

Приложение 2.

Занятие  2

Тема: Развитие визуальной и аудиальной памяти.

Цель:

-Развитие объёма и устойчивости визуальной и аудиальной памяти;

-Развитие  наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;

– Развитие ассоциативного мышления, памяти.

 -Развитие концентрации внимания

Разминочное упражнение: «Трава, кусты, деревья» – если ведущий говорит «деревья» – дети встают, поднимают руки вверх и тянутся на носочках вверх, если ведущий говорит «кусты» – дети вытягивают руки перед грудью на уровне плеч, а если «трава» – приседают.

Упражнение 1 «Послушай и нарисуй»
Задача учащегося— нарисовать изображения точно по инструкции, запомнив ее на слух. Задания читаются 3 раза.
Они даны по степени возрастания сложности. Подчеркните важность выделения в содержании прочитанного самого главного. При необходимости приведите ребенку какой-нибудь пример.
Задания
1.Нарисуй пять ромбов разного цвета и объема. Последний ромб должен быть синего цвета, средний должен быть самый большой.
2.Нарисуй шесть мячей разного цвета и объема. Шестой мяч должен быть красного цвета, первый — с полосками, а третий — самый маленький.
3.Нарисуй семь воздушных шаров разного цвета и размера. следующий шар должен быть зеленого цвета, у среднего нарисуй ниточку, четвертый шар должен быть самым большим.
4.Нарисуй семь рамок для картин разного цвета и размера. Третья рамка должна быть желтого цвета, в последней изображен цветок, а пятая должна быть овальной формы.

    Упражнение 2.  «Запомни фигуру»

«Я читаю названия геометрических фигур, вы их находите. Такой подбор поможет вам запомнить все фигуры».  После этого найденные фигуры возвращаются к остальным, перемешиваются. Учащимся нужно найти названные ранее фигуры.

Упражнение 3 «Слушай и исполняй»

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем учащиеся должны выполнить эти действия.

  1. Повернуть голову направо, голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.
  2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
  3. Повернуться налево, присесть, встать.
  4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

Рефлексия занятия: «Корзина мнений»  – учащиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки складываются в корзинку, затем выборочно, учителем зачитываются мнения учеников и обсуждаются ответы.

Приложение 3.

Занятие 3

Тема: Игры и упражнения на развитие операций сравнения и обобщения.

Цель:

-Развитие операций сравнения и обобщения;

-Развитие концентрации внимания;

-Расширение кругозора;

-Совершенствование грамматического строя, расширение словарного запаса.

Прежде чем начать работать давайте выполним глазодвигательные упражнения. Которые      помогут глазкам отдохнуть,  и активизируют наш  ум.

Исходная позиция  сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз. По четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе переносицы. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлечения ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др.

Упражнение1 «Бывает – не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете учащемуся мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д. 

Читайте также:  Психическое физическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста

        Упражнение 2. «Обобщение»

Учащийся должен подобрать обобщающие понятие.

1. Суп, гуляш, каша, кисель.

2. Курица, гусь, утка, индейка.

3. Лошадь, корова, овца, свинья.

4.  Волк, лиса, медведь, заяц.

5. Картофель, свекла, лук, капуста.

6. Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

7. Тарелка, стакан, кружка, блюдце.

8.Стол, стул, диван, кресло, шкаф.

9. Рубашка, платье, юбка, брюки.

10. Тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли

11. Берёза, липа, ель, сосна, осина.

12. Воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка.

 13. Карась, щука, окунь, лещ.

 Упражнение 3«Загадки»

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

– Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

– У тебя есть сестра?

– Есть.

– А у твоей сестры есть сестра?

– Нет, – ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

Упражнение 4 «Конкретизация понятий».

 Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Рефлексия занятия: у вас на столе фишки желтого, красного и черного цвета, если занятие очень понравилось – поднимите фишку красного цвета, если не очень – желтого, ну а если вообще не понравилось – черного цвета. Обсуждение с детьми сложности упражнений.

Приложение 4.

Занятие 4.

Тема: Пространственное восприятие букв и цифр

Цель:

– Совершенствование зрительного восприятия букв и цифр, ориентировки на листе бумаги.

-Развитие пространственной ориентировки

-Развитие концентрации  внимания.

-Развитие логического мышления.

Настрой на работу. Разминка. Игра «А-а-ах!»(тренировка умения владеть своими чувствами). Ведущий кладет руку на стол и затем медленно ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» – с тем, чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.

Упражнение 1  «Составь букву»

Реконструирование букв, то есть как бы “переделка” одной буквы в другую. Например: “Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щполучить ш? А как можно переделать букву и в ц?”. Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:

Ы – Ь – Ъ – Б – В – З

Т – Г – П – Н – И

Ж – Х – К

А – Д – Л – М

т – п – р – г

и – ш – ц – щ

Упражнение 2 «Найди букву С»

Упражнение 3 «Буквоед»

Упражнение 4 «Отгадай слово»

Инструкция: Переверните буквы и отгадайте слово.

 (Зазеркалье)

Рефлексия занятия: «Плюс –минус – интересно». Отметьте все плюсы занятия, все минусы. Что было наиболее интересным (можно данный типрефлексии провести и в письменном варианте)

Приложение 5.

Занятие 5

Тема: Предложение. Составление предложений.

Цель:

– Развивать умение предварительного планирования хода выполнения задания по построению предложений из слов.

– Развитие внимания, логического мышления.

– Обогащение словаря, развитие связной

  Разминочное упражнение:  «Запрещенное слово». Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку  мяч, одновременно задавая вопросы: «Море синее, а солнце?», «Какого цвета роза?», «А ромашка?», «Слон большой, а мышка?». Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «абракадабра».

Упражнение 1 «Составь рассказ»

 Помоги Незнайке: прочитай внимательно предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставь цифры по порядку в каждый пустой квадратик). Подбери название рассказу.

Упражнение 2 «Белка»

 Составь из данных наборов слов предложения. Расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ. Запиши рассказ.

Белка, спешить, к, гнезду. Она, скакать, за, еловые, шишки. Забраться, белка, в, тёплое, гнездо.   В, лес, закружила, вьюга. Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая. Белка, выбраться, из, гнезда.

Упражнение 3 «Исправь ошибки»

Мальчик стеклом разбил мяч.

Брат потерял  библиотеку из книги.

Коза принесла девочке сена.

Телёнок ведёт девочку на верёвочке.

Весной луга затопили речку.

Коза напоила девочку водой.

После лета пришла долгожданная весна..

Упражнение 4 «Телеграммы»

Расшифруй телеграммы. Чтобы расшифровать телеграмму, нужно правильно разделить слова. (Например: труд нос котомка призы – трудно с котом капризы)

ТРУД  НОС  КОТОМКА ПРИЗЫ.

КОТЁЛ  СМЕТА  НУДНО  ВЫЛ  И ЗАЛ  ВСЁ.

РЫБ У  НЕ  СКОТИНА  КРЫШЕ  СЪЕЛ.

Рефлексия занятия:  продолжи предложение  «Мне больше всего удалось…»

Источник