Программа развития ребенка с умственной отсталостью
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена учителем-дефектологом Сунтеевой Жанной Викторовной
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России 06.10.2009 № 371;
Приказ Министерства Образования от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью.
Дефектологическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в беседе. Однако для их речи характерны фонетические искажения, ограниченность словарного запаса, недостаточность понимания слов («слова-клички»), значение употребляемых слов неточное. Слово не используется в полной мере как средство общения. Обнаруживается отставание активного словаря от пассивного. Умственно отсталый человек понимает значительно больше, чем говорит сам. Активный лексикон не только ограничен, но и перегружен штампами (одними и теми же словосочетаниями). Фразы бедные, односложные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного. В некоторых случаях отмечаются признаки общего речевого недоразвития.
Сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление о том, что находится вокруг умственно отсталого ребенка и что такое он сам.
Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.
Произвольное внимание нецеленаправленное, требуются большие усилия для его привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Это создает умственно отсталому ребенку большие трудности и даже препятствия при овладении не только школьной программой, но и элементами самообслуживания.
Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное. Слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена. Умственно отсталый ребенок не планирует свою активность по этапам, и тем более не пытается заранее предвосхитить последствия.
Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вызывают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях.
Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. Они не соответствуют значительности изменений, происходящих вокруг и с самим умственно отсталым человеком. Он бурно радуется тогда, когда нужно было бы лишь улыбнуться, не умеет сдержать гнев и даже агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться.
С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. В связи с этим отсутствуют ответственность, не проявляется удовлетворение в завершении работы. Преобладают непосредственные переживания их деятельности и конкретных жизненных обстоятельств. Возникающая неудовлетворенность отказом в получении увиденной игрушки, сладостей вне зависимости от материальных возможностей является причиной несдержанного гнева. Настроение, как правило, неустойчивое.
Произвольная активность лиц с умственной отсталостью отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов. Необходимые решения нередко принимаются по типу короткого замыкания. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба мотивов. Поведение в связи с этим крайне непоследовательно, неожиданно. Оно то отличается пассивностью, то прерывается неожиданными и обычно неуместными поступками, что, безусловно, затрудняет приспособление умственно отсталого человека к жизни.
Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.
У детей с умеренной умственной отсталостью медленно (запаздывание на 3-5 лет) развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
Развитие статических и локомоторных функций очень задержано и они недостаточно дифференцированы. Страдают координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега и не позволяет научиться прыгать. Моторная недостаточность обнаруживается в 90— 100% случаев. Умственно отсталые дети даже в подростковом возрасте с большим трудом принимают заданную позу и не способны ее сохранить в течение более чем несколько секунд. У них возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.
Развитие навыков самообслуживания отстает. При особенно грубых дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих умений. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые дети нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.
Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий.
У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабое активное внимание препятствует достижению любой поставленной, в том числе элементарной, цели. В связи с этим даже игровая деятельность затруднена.
У лиц с умеренной умственной отсталостью запас сведений и представлений мал. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено. Отмечается недоразвитие восприятия и памяти.
Незначительная часть таких детей (главным образом, за счет неплохой механической памяти) добивается ограниченных школьных успехов, осваивая основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета. Специальные образовательные программы могут дать возможности для развития их ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.
В связи с этим программа составлена с учетом принципа «от простого к сложному», с опорой на сохранные психические функции. Материал программы расположен таким образом, чтобы постепенно в процессе коррекции познавательных процессов, знания и понятия становились прочными, систематизировались, а затем проявлялись в более сложной структуре умений и навыков.
Целостность программы достигается не только распределением всего программного материала по блокам, но и благодаря их тесной связи друг с другом. Как все блоки программы в совокупности, так и каждый блок в отдельности создают возможность для решения основных коррекционных задач.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий составлено с учетом образовательных потребностей ребенка. Все задания предусматривают индивидуальные особенности детей и лежат в зоне умеренной трудности, так как на первых этапах коррекционных занятий необходимо обеспечить ученику субъективное переживание на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий увеличивается прямо пропорционально возрастающим возможностям детей.
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.
Цель программы:
Обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;
развитие когнитивной сферы;
расширение запаса знаний об окружающей действительности, обогащение кругозора детей;
формирование учебно-организационных умений и навыков, социально-нравственного поведения, обеспечивающего успешную адаптацию к школьным условиям;
формирование учебной мотивации, развитие инициативы, стремления к активной деятельности;
развитие личностных компонентов познавательной деятельности: самостоятельности, произвольности, познавательной активности;
развитие графо-моторных навыков;
повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии;
системный разносторонний контроль за развитием ребенка.
Принципы построения программы:
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
Предполагаемый результат:
улучшение показателей познавательных процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов;
повышение самооценки;
повышение показателей коммуникативности;
ликвидация пробелов в изучении учебного материала.
Формы организации дефектологических занятий: индивидуальные и групповые. Количество часов в неделю групповых занятий – 1 час, 34 учебные недели.
Содержание коррекционно-развивающей программы
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
Ориентация в пространстве и времени.
Развитие анализаторов: зрительно-пространственных, слуховых, кожно-осязательных, кожно-мышечных.
Развитие координации движений и крупной моторики.
Развитие мелкой моторики кисти рук и пальцев рук, навыков каллиграфии.
Развитие артикуляционной моторики.
Формирование волевых качеств, умений сдерживать свое поведение, проявлять настойчивость в преодолении трудностей.
Развитие волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствовании.
Развитие внимания (объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость) и наблюдательности при восприятии (цвета, формы, времени, пространственное, фонематическое) различного материала.
Развитие памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, долговременной).
Развитие воображения.
Развитие мышления: совершенствовать наглядно-действенное мышление, формировать наглядно-образное мышление; учить анализировать, делать выводы;
Обогащение кругозора детей.
Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Формирование морально-нравственных качеств.
Развитие звукового анализа слов.
Развитие фонематического восприятия.
Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.
Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов.
Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений
Обогащение фразовой речи
Раскрытие индивидуальных способностей эмоционального восприятия мира.
Формирование коммуникабельности.
Развитие навыков общения с взрослыми, ровесниками;
Формирование умений устанавливать отношения взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности, чувства товарищества.
Ликвидация пробелов в изучении учебного материала.
Коррекция отклонений в развитии (учета темпа деятельности, готовности к усвоению нового материала), принимая во внимание соматическое и психоневрологическое состояние здоровья ребенка.
Учебно-тематический план
Дата (план)
Дата (факт)
1
Диагностика познавательного развития.
1ч
2
Упражнения на развитие мелкой моторики и навыков каллиграфии.
1ч
3
Развитие слухового восприятия. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
4
Развитие пространственно-временных представлений.
1ч
5
Развивающие игры на ориентацию в пространстве и времени.
1ч
6
Развивающие игры на концентрацию и распределения внимания.
1ч
7
Развивающие игры на расширение объема внимания.
1 ч
8
Развитие кратковременной памяти. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
9
Развитие зрительной памяти. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
10
Развитие мышления. Головоломки из пословиц.
1ч
11
Игры со словами и звуками. Развитие фонематического восприятия.
1ч
12
Составление последовательного рассказа. Тема: «Школа».
1ч
13
Пословицы. Объясни смысл.
1ч
14
Составляем диалог на тему «Живой и неживой мир».
1ч
15
Знакомство с русским народным творчеством. Народные игрушки (филимоновская игрушка).
1ч
16
Выделение основной мысли и смысла. Пословицы о труде.
1ч
17
Развитие артикуляционной моторики. Скороговорки.
1ч
18
Развитие ориентации во времени. Что и когда?
1ч
19
Ориентация в пространстве. Игра «Что и когда?»
1ч
20
Развитие звуковых анализаторов. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
21
Развитие волевой саморегуляции. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
22
Развитие пространственно-временного восприятия. Знакомство с репродукциями картин.
1ч
23
Развитие мышления. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
24
Развитие кратковременной и долговременной памяти. Разучивание считалок.
1ч
25
Развитие объема памяти. Комплекс развивающих упражнений.
1ч
26
Развитие восприятия. «Больше-меньше».
1ч
27
Составляем диалог на тему «Планета Земля»
1ч
28
Рассматривание глобуса. Беседа на тему «Суша и водные массивы планеты Земля».
1ч
29
Чтение книг о животных.
1ч
30
Развивающие игры. Мир общения.
1 ч
31
Развивающие игры. Слова и предложения.
1 ч
32
Читаем и учим стихи.
1ч
33
Развитие мелкой моторики и навыков каллиграфии.
1ч
34
Диагностика познавательного развития.
1ч
Итого:
34 часа
Источник