Программа развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью

Программа развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью thumbnail

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1. Индивидуальные сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: И.И.И

Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:

7 лет (01.01.08г.р.)

Место жительства: город,улица,дом

Мать: И.И.И.

Отец: нет

Год обучения: 1

Форма обучения: на дому

  1. Структура СИПР.

Содержание

Стр.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

1

2. Структура СИПР

1

3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года

2

4. Индивидуальный учебный план

3

5. Базовый учебные действия

4

6. Содержание образования:

4

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

4

6.2. Внеурочная деятельность

12

7. Программа сотрудничества с семьей

13

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

14

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

15

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года

С 1 сентября 20.. года мальчик обучается на дому по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости, на основании коллегиального заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от 01.01.20..г.

Семья формально полная, проживает в частном неблагоустроенном доме. Мама работает …. Отец – работает…. Младший брат детский сад не посещает. Члены семьи заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Имя (ребенка) передвигается самостоятельно, но крупная моторика не достаточно развита (не может поймать мяч, самостоятельно одеться). Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (опускает голову, закрывает глаза, прикрывает уши руками).

Эмоциональное состояние мальчика не устойчивое. Наблюдаются перепады настроения, повышенная неконтролируемая двигательная активность. Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями.

И… реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Учебное поведение не сформировано. Активная речь не развита. Затрудняется выполнять простые речевые инструкции (повторяет сказанное учителем). Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения. Не умеет выполнять действия по подражанию и образцу.Соотнесение предмета с названием представляет трудность, при этом соотносит знакомые предметы одежды с картинками.

Навыки самообслуживания частично сформированы. И…. ест ложкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается с частичной помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии, верхнюю одежду самостоятельно одеть не может. В туалет ходит самостоятельно. Не умеет пользоваться туалетной бумагой.

Требуется контроль и постоянная помощь.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Изобразительная деятельность.

3. Математические представления.

4.Индивидуальный учебный план.

Предметные области

Учебные предметы

Время проведения

занятий (индивидуально на дому)

Ф.И.О. учителя

кол-во

день недели

ФИЛОЛОГИЯ

Речь и альтернативная коммуникация

2

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

Математические представления

1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Окружающий природный мир

1

Человек

1

ИСКУССТВО

Музыка и движение

1

Изобразительная деятельность

2

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физкультура

1

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

2

5. Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Формирование базовых учебных действий

– направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

– выполнение инструкций педагога:

  • «Возьми»

  • «Посмотри на меня»

  • «Покажи»

– использование по назначению учебных материалов

– выполнение действия

  • по подражанию

  • по образцу

  • по инструкции

– выполнение задания от начала до конца

Коррекция поведенческих проблем

– коррекция негативизма

– коррекция агрессии

6. Содержание образования

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

– обращение по имени к собеседнику

– приветствие собеседника в ответ на его приветствие:

  • жестом (помахать рукой из стороны в сторону)

  • словом «Привет»

Поддержание контакта

– выражение своих желаний («Дай»)

– выражение просьбы о помощи («Помоги»)

– выражение согласия:

  1. жестом (кивок головы)

  2. словом («Да»)

– выражение несогласия:

  1. жестом (покачать головой из стороны в сторону)

  2. словом («Нет»)

Завершение контакта

– прощание с собеседником:

  • жестом (помахать рукой)

  • словом («Пока»)

Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

– понимание имен:

  • педагогов класса

  • учащихся класса

– понимание названий предметов по темам:

«Семья»

«Игрушки»

«Овощи»

«Фрукты»

«Одежда»

– понимание названий действий

– понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.)

Экспрессивная речь

– употребление отдельных звуков (а, у и др.)

– употребление звукоподражаний животным

– употребление простых слов (дай и др.)

– называние своего имени

– употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)

Математические представления

Количественные представления

– нахождение одинаковых объектов:

  • предметов

  • изображений

– различение множеств

  • один

  • много

  • пусто

Пространственные представления

– составление упорядоченного ряда из однородных предметов

– составление предмета (изображения):

  • из 2-х частей

  • из 3-х частей

Представления о форме

– группировка предметов по форме

-различение предметов по форме

  • круг

  • квадрат

– соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Представления о величине

– группировка предметов по величине

-различение предметов по величине

  • большой

  • маленький

Окружающий природный мир

Животный мир

– различение диких животных:

  • лиса

  • заяц

  • волк

  • медведь

– различение домашних животных:

  • корова

  • свинья

  • лошадь

  • кот

  • собака

Растительный мир

– различение отдельных фруктов:

  • яблоко

  • груша

  • банан

  • лимон

  • апельсин

– различение отдельных овощей:

  • помидор

  • огурец

  • капуста

  • морковь

  • картофель

  • лук

Человек

Самообслуживание

Прием пищи

– еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

– снятие отдельных предметов одежды:

  • свитер

  • футболка

– расстегивание:

  • молнии

  • кнопок

Одевание

– застегивание:

  • липучек

  • кнопок

  • пуговиц

  • молнии

– надевание предмета одежды:

  • шапка

  • свитер

  • футболка

Туалет

– сообщение о желании сходить в туалет

– пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за полостью рта

– чистка зубов

– полоскание полости рта

– соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:

  • открывание тюбика с зубной пастой

  • намачивание щетки

  • выдавливание зубной пасты на зубную щетку

  • чистка зубов

  • полоскание рта

  • мытье щетки

  • закрывание тюбика с зубной пастой

Уход за волосами

– расчесывание волос

Представление о себе

– различение частей тела:

  • рука

  • нога

  • туловище

  • живот

  • голова

  • шея

  • волосы

  • уши

различение частей лица:

  • нос

  • рот

  • глаза

  • брови

  • зубы

  • язык

Музыка и движение

– узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

– различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

– освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

– передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

– сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

Движение под музыку

– выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

  • топанье

  • хлопанье

  • покачивание с одной ноги на другую

  • прыганье

  • кружение

  • приседание

– выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

– соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

– ведение хоровода

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

– соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой

  • снятие лишней воды с кисти

  • опускание ворса кисти в краску

  • снятие лишней краски о край баночки

  • рисование на листе бумаги

  • опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов

– рисование точек

– соединение точек

– рисование линий

  • вертикальных

  • горизонтальных

Предметное рисование

– рисование контура предмета:

  • по контурным линиям

  • по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

– закрашивание внутри контура

Лепка

Подготовка материала к работе

– разминание материала

Деление на части

– отрывание куска материала от целого куска

– откручивание куска материала от целого куска

Придание формы

– катание шарика

– катание колбаски

– выдавливание формы формочками

Видоизменение формы

– сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

Работа с бумагой

– сминание бумаги

– разрывание бумаги

Работа с клеем

– намазывание всей поверхности клеем

Работа с шилом

– выкалывание шилом по контуру

Составление аппликации

– сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физическая культура

Физическая подготовка

Построение и перестроение

– принятие основной стойки для построения и перестроения

– построение в колонну по одному

– размыкание на вытянутые руки в стороны

– ходьба в колонне по одному

– бег в колонне

Общеразвивающие упражнения

– вдох и выдох через рот

– вдох и выдох через нос

– сжимание и разжимание кистей рук

– одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

– круговые движения кистью

– движения руками в разных направлениях в положении «стоя»

– круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

– наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

– наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.

– наклоны туловища вперед, назад, в стороны

– ходьба с высоким подниманием колен вверх

– полуприсед

– поднимание на носках в положении «стоя»

– ходьба:

  • по доске, положенной на пол

  • ходьба по гимнастической скамейке

– прыжки на двух ногах:

  • на месте

  • с продвижением вперед

– стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

– ходьба по кругу, взявшись за руки

– ходьба в умеренном темпе

– спокойный бег с правильной координацией движений

– ползание:

  • на четвереньках

  • на животе

– лазание по гимнастической стенке:

  • вверх

  • вниз

– броски мяча двумя руками:

  • вверх

  • о пол

– ловля мяча двумя руками

– передача в шеренге:

  • мяча

  • гимнастической палки

Санки

– передвижение санок за веревку

– сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения

– удержание равновесия при спуске санок с горы

– подъем после падения с санок

Спортивные и подвижные игры

– соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:

  • бег вокруг батута

  • запрыгивание на батут

– соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего

– соблюдение правил игры «Строим дом»:

  • соблюдение очередности при переносе модулей

  • составление «башни»

Велосипедная подготовка

– посадка на трехколесный велосипед

– управление велосипедом:

  • по прямой

  • поворот по большому радиусу

  • вращение педалей

6.2. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, классном часе

«День матери»

присутствие на мероприятии

«Неделя доброты»

присутствие на мероприятии

«Новый год»

участие в новогоднем празднике

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества

присутствие на мероприятии

Игра

сенсорные игры в шариковом бассейне

Торжественная линейка по окончанию учебного года

присутствие на мероприятии

Прогулки на улице

экскурсия в лес, парк

7. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)

  • индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях », «Кинестетическое развитие ребенка»

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и со стороны учителя

  • участие родителей в разработке СИПР

  • присутствие родителей на уроках/занятиях;

  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

  • домашнее визитирование

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • информирование электронными средствами;

  • личные встречи, беседы;

организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий

8. Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

  • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек.

  • Гимнастические мячи разного диаметра, коврики.

  • Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)

  • Подвесные качели.

  • Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты

  • Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

– действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

+;-

_

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

зп

с частичной помощью взрослого

чп

– по последовательной инструкции (изображения или вербально)

пи

– по подражанию или по образцу

по

– самостоятельно с ошибками

со

самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

2. Не выявить наличие представлений

н

3. Представление на уровне:

использования по прямой подсказке

пп

– использование с косвенной подсказкой (изображение)

кп

самостоятельное использование

с

Подписи:

Учитель: Родители:

Источник

Ольга Балагурова
Рабочая программа для детей с глубокой УО от 3 до 8 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 28 «Ромашка»

Утверждено

МБДОУ “ДСКВ №28 “Ромашка”

Заведующий ___

«___» ___ 2019 г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

учителя – дефектолога

на 2019 год.

Составитель: учитель-дефектолог

О. В. Балагурова

Юрга

2019 г.

Оглавление

Наименование раздела Страница

Пояснительная записка. 3

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников групп компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта. 5

Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы. 6

Принципы и подходы к формированию программы. 7

Прогнозируемые результаты реализации программы. 8

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки. 10

Перспективный план 11

Учебно-методическое обеспечение 13

Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана в соответствии с Основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени ДОУ №28.

Программа представлена с учётом особенностей умственного, речевого, нравственного и физического развития дошкольников с умеренной и глубокой умственной отсталостью. В ней раскрываются задачи, цели, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность работы.

Педагогические задачи воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) успешнее всего решаются при правильном выборе видов деятельности, обеспечении оптимальных условий для их усвоения, при условии их взаимосвязи и соподчинения.

Большое значение в воспитании детей с ОВЗ имеет формирование навыков, определяющих способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми.Все приобретаемые ребенком навыки неразрывно связаны друг с другом: когда ребёнок играет не один, а с кем-нибудь, ему необходимо и уметь играть, и уметь взаимодействовать с другим человеком. Это, в свою очередь, связано с навыками тонкой моторики и сенсорно-перцептивной сферой детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Формирование мотивационной стороны подразумевает развитие эмоционального контакта ребенка со взрослым, формирование интереса к различным видам деятельности (прежде всего предметно-манипуляторной, игровой, элементарно – продуктивной). “Внешняя” стимуляция осуществляется за счет использования ярких, красочных игрушек, дидактического материала, предметов обихода, то есть за счет особой организации среды ребенка. Кроме того, значительную роль играет организующая активность взрослого, его эмоциональность.

Большое значение в развитии ребёнка играет формирование игровой деятельности. Оказывая решающе влияние на весь ход психического развития в дошкольном возрасте, игра в её разных формах позволяет решать широкий круг коррекционно-воспитательных задач.

В тесной связи с овладением различными видами деятельности и по мере расширения представлений об окружающем мире у детей с умственной отсталостью развивается коммуникативное общение. Учитывая специфику речевого развития, обусловленную интеллектуальным дефектом, чрезвычайно важно создавать специальные условия, способствующие более полному овладению такими детьми способами речевого и коммуникативного общения, общения с помощью жестов, мимики.

Целостность программы достигается благодаря тесной связи разных разделов друг с другом. Как все разделы программы в совокупности, так и каждый в отдельности дают возможности для решения основных коррекционно-воспитательных задач.

Коррекционно-воспитательные задачи решаются в основном в процессе индивидуальной работы с детьми умеренной отсталостью (умеренной и тяжелой). Продолжительность занятий составляет 2-5 минут.

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников групп компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта

Занятия будут проводиться с детьми от 3 до 8 лет:

дети с детским церебральным параличом, с нарушением умственного развития умеренной и тяжелой степени выраженности с сопутствующими нарушениями в физическом развитии, патологии развития зрительных и слуховых функций, расстройствами психологического развития. Контингент детей с тяжелым дефектом здоровья отличается по уровню познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений ЦНС. Дети моторно неловки, у них отмечается недостаточность мышечной силы. Двигательная активность от крайне низкой до чрезмерно высокой и хаотичной. Дети равнодушны к играм и игрушкам или проявляют кратковременный интерес (до 1 минуты). Им требуется постоянная помощь взрослого при действиях с играми и игрушками. Самостоятельной игровой деятельности у детей нет. Коммуникативные навыки не формируются самостоятельно. Только при постоянном взаимодействии с педагогами возможно формирование элементарных невербальных навыков общения (жестовых или мимических). Дети не воспринимают обращенную речь, часто не реагируют на свое имя. Собственной речи нет или она представлена несколькими звукоподражаниями, звукокомплексами. Представления об окружающем мире не сформированы. Они не знают названия окружающих предметов, их назначение.

Культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания не владеют.

В эмоциональном развитии детей также отмечается ряд особенностей. Большинство детей пассивны, избегают трудностей, не проявляют интереса к окружающему миру, избегают контакта с другими детьми. Работоспособность чрезвычайно низкая (от 30 сек. до 5 минут, внимание привлекается с трудом, оно неустойчиво, дети легко отвлекаются и быстро утомляются.

Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы

Рабочая программа направлена на:

создание условий для позитивной социализации ребёнка, разностороннее развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью; сохранение и укрепление здоровья детей; коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.

Ведущие цели рабочей программы:

• всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными особенностями,

• обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

• максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах

Задачи педагогической деятельности:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно- эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;

• социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

• формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности;

Главными задачами, прежде всего, являются развитие собственной активности детей, их интереса к окружающему, формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими, а также поэтапное формирование предметной деятельности. Контингент детей с тяжелым дефектом здоровья отличается по уровню познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений ЦНС.

Принципы и подходы к формированию программы.

Рабочая программа группы:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• основывается на принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на доступных детям формах работы, учитывающих их индивидуальные способности и возможности. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Прогнозируемые результаты реализации программы

• динамика индивидуального развития детей;

• создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности

При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика (мониторинг).

Цель педагогической диагностики (мониторинга): оценка индивидуального развития детей.

Периодичность педагогической диагностики (мониторинга):декабрь, май.

Система мониторинга эффективности освоения детьми содержания образовательных областей позволяет осуществлять оценку индивидуального развития детей путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности.

Физическое развитие

– Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;

– Выполнять движения по подражанию взрослому;

– Выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию;

– Захватывать мелкие предметы щепотью.

Социально-коммуникативное развитие

– Эмоционально, мимически реагировать на ласковые обращения знакомого взрослого;

– Эмоционально откликаться на появление близких взрослых;

– Понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;

– Принимать помощь взрослого во время непосредственно-образовательной деятельности и в режимных моментах;

– Откликаться на свое имя;

– Положительно реагировать на педагогов и детей;

– Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и к действиям с ними;

– Не совершать неадекватные действия с игрушками;

– Выполнять элементарные манипуляции с игрушками;

Познавательное развитие

– Фиксировать взгляд на предметах во время действия с ними, прослеживать взглядом их движения;

– Узнавать (показывать) себя; показывать или называть предметы одежды, мебели, посуды и пр. ;

– Узнавать знакомых животных;

– Пользоваться рукой или жестом для решения коммуникативных задач;

– Эмоционально реагировать на чтение художественной литературы;

– Воспроизводить знакомые звукоподражания лепетные слова;

– Выполнять действия по простой речевой инструкции, подкрепленным жестом или без жеста;

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки.

Образовательный процесс предусматривает решение программных образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников группы.

Планирование образовательной нагрузки разработано в соответствии с максимально допустимым объёмом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Непосредственно образовательная деятельность организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей компенсирующей группы с умеренной и тяжелой степенью отсталости планируется в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка и не превышает 10 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей дошкольного возраста с тяжелой и умеренной умственной отсталостью не зависимо от возраста не превышает 30 мин. ,

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Перспективный план

Сроки Недели

Праздники, знаменательные даты Педагогические задачи

Итоговые мероприятия

Январь 1-2 неделя Развитее зрительного восприятия.

Научение ребенка фиксированию взгляда, слежению за предметом.

Развитее интереса к окружающему, игрушкам. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему, взрослым. • Привет

• Куда он прячется?

• Игра со шляпами

• Гляделки

• Смотри-ка, что я вижу.

• Чудный свет

• Куда подевалась игрушка?

• Зеркальные игры

• Прятки с куклой

Февраль 1-2 неделя Развитее слухового восприятия.

Развитее интереса к звучаниями предметов, собственным звукам и голосам других людей.

Определение источника звука в пространстве.

Развитее понимания эмоциональной составляющей коммуникации. • Игра с погремушками

• Разговоры с малышом

• Жили у бабуси 2 веселых гуся

• Звуки повсюду

• Где прячется музыка?

• Веселые погремушки

• Коровка говорит «Му»

•Чтение сказок : Три поросенка, Аленький цветочек, Мойдодыр, Муха-Цокотуха,Айболит

3-4 неделя

23 февраля – День защитника отечества Развитие кинестетического восприятия.

• Игра с ветерком

• Хлоп, хлоп, хлоп

• Пальчики

• Резиновые игрушки

• Моем игрушку

• Пирамидка

• Свойства предметов

Работа

Март 1-2 неделя Формирование пространственных представлений. • Куда пойдешь, что найдешь

• Найди игрушку

• Что изменилось?

• Художники

• У кого что получилось

3-4 неделя Развитие Мелкой моторики. • Утюг

• Пила

• Тесто

• Мама

• Терка

• Дрель

• Барашки

• Морозко

• Футбол

Апрель 1-2 неделя Развития обоняния.

Развитее речи. • Лото запахов

• Ароматная игра

• Что приготовили на обед?

• Кто у нас любимый?

• Игра “Нету!”

3-4 неделя Знакомство с игрушками (каждый день новая игрушка) Знакомство с мячом, мишкой, обезьянкой, машинкой….

Май 1-2 неделя

9 мая – День Победы Знакомство с одеждой.

Развитее цветового восприятия.

Что это за вещь? (каждый день ребенок знакомится с новой вещью)

3-4 неделя Расширить знания детей о мебели.

Активизировать словарь детей по данной теме.

Формировать устойчивые представления о цвете, величине, количестве, форме.

Упражнять в рисовании пальчиками и штампами, лепке, наклеивании.

Развивать мышление, память, мелкую моторику, координацию движений. Согласование слов и движений. • Чудесный мешочек.

• Укажи на предмет мебели, которую я назову.

• Большое и маленькое кресло.

• Разложи диванные подушки.

• Стол и табуретки.

• Спинка кресла.

• Застели кровати.

Июнь 1-4 неделя Диагнотика.

Учебно-методическое обеспечение

1. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. – Ж. Дефектология, № 3, 1999.

2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. – Ж. Дефек