Программа развития ребенка с сенсомоторной алалией

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
660130, Красноярск, ул. Гусарова, 31 тел.246-47-79
Согласовано: Заведующий МБДОУ №322
зам.зав.по ВМР _____Ивлева О.А Мухаматгалеева К.А.
Согласовано:
ст.воспитатель_______ Агаева А.В.
Согласовано:
Законный представитель ребенка
Ф.И.О.____________________
Индивидуальный маршрут развития
(Младшая группа)
Ф.И.О. ребенка
Разработали:
Учитель-логопед: Зырянова Т.В.
Воспитатели: Шестакова Г.Н., Федосенко Е.В.
Учитель-дефектолог: Герасимова О.П.
Педагог-психолог: Иванова Т.Н.
Музыкальный руководитель: Белова С.Ф.
Инструктор по физической культуре: Машенькина А.В.
Особенности ребенка
Ф.И.О.:
Дата рождения –06.01.2014
Заключение невролога – Наследственные нервно-мышечные заболевания, оливопонтоцеребелярная дистрофия, когнитивные расстройства на резедуально органическом фоне, сенсо-моторная алалия
Заключение учителя-логопеда – ОНР Iур,, сенсо-моторная алалия
Ребенок посещает ДОУ с августа 2017 года.
Контакт устанавливает не сразу (со знакомыми людьми – легче), удерживает непродолжительное время.
Познавательный интерес – не проявляет.
Навыки имитации не выражены. Вербальная имитация отсутствует.
Слова и звукоподражания не произносит. Речевую инструкцию не выполняет. Обращенную речь не понимает, на имя отзывается. Пирамидку собирает без учета величины.
Несформированность всех компонентов речи.
Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается приклеить самостоятельно. Может стучать палочкой по барабану. Столовыми приборами пользуется.
Любит слушать определенную музыку, хлопает в ладоши.
Навыки самостоятельности не развиты – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная.
Во фронтальную образовательную деятельность не включается. Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми не вступает.
ЗУН не соответствуют возрасту.
Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны. Навыки самообслуживания недостаточны –в силу ОВЗ.
Игровая деятельность – предметно-манипулятивная.
Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.
Особенности группы
В группе 17 человек. Дети к девочке относятся доброжелательно, но в совместные игры не вовлекают.
Цель:
Развитие личности ребенка (ФИО) в различных видах общения
и деятельности с учетом ее возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Задачи:
1. Стимулировать речевое развитие: учить понимать и реагировать на обращенную речь;
2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру;
3. Развивать элементарные представления об окружающем;
4. Развитие умения подражать;
5. Развитие общей и мелкой моторики;
6. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений;
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое развитие: | Развитие умения передвигаться самостоятельно, ходьбе на полной стопе и бег по дорожке, по ограниченной поверхности (скамейке), держать в руках большой и маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках. | Расширились умения частично воспринимать инструкцию.Ходить по кругу без задания. | Деятельностные пробы. |
Художественно-эстетическое развитие | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина. | Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию. | Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности |
Речевое развитие | Минимизация речевого негативизма. Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом, введение способов альтернативной коммуникации | Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает. Появление 2-3 имитационных вербальных актов Показывает на карточке 2 действия. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Познавательное развитие | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей. | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы Строит постройку из 2-3 элементов по образцу Собирает вкладыш из 3 частей. | Деятельностные пробы |
Социально-коммуникативное | Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие. Повторение игровых действий по образцу, манипуляция игрушками. Формирование интереса к игровой деятельности. | Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт. На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку Элементарные попытки самостоятельной игры. | Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работы узких специалистов
- Педагог-психолог
области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
I.Развитие психических функций II.Развитие коммуникативной деятельности | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5. Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Взаимодействие с педагогами и детьми | -Развивать подражание действиям педагога; -развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога (“дай”, “покажи”); -развивать звукоподражание животным, транспорту. Слуховое восприятие: – различение громких-тихих звуков. – Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; – формировать умение работать за столом. -Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; – формировать умение работать за столом. -Развивать умение различать: * основные цвета (красный, зеленый, желтый); * цифры (до 3); * сличать называние животных, игрушек с их картинками; * находить большой-маленький предмет. – Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель). -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение обводить контур предмета; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). -Развитие взаимодействия ребенка с педагогом; – выполняет инструкции педагога; – формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом:
| -Умеет подражать действиям педагога; -понимает и выполняет односложные, простые инструкции; -подражает звукам животных, транспорта. – Различает громкие-тихие звуки. -Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут; – ребенок работает за столом. -Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; – формировать умение работать за столом. -Развивать умение различать: * основные цвета (красный, зеленый, желтый); * цифры (до 3); * сличать называние животных, игрушек с их картинками; *находит большой-маленький предмет. -Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие. -Раскрашивает изображение не заходя за его границы; – обводит контур предмета; – умеет нанизывать бусы -Четко выполняет инструкции педагога; – участвует в простой игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом. | Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. Наблюдение. Наблюдение. |
- Учитель – дефектолог
Области | Проблема | Пути решения | Ожидае мые результаты | Форма оценива ния |
Познание | Навыки коммуникации слабо развиты. Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает. Уровень сформирован. сенсорных эталонов не соотв. возр.норм-м. Ориентировка в пространстве и времени затруднена. Ручная умелость, графические навыки не сформированы. | Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём исп. метода визуального расписания, аудио-вокальных средств. Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями используя сенсорный уголок. Формирование и развитие элементарных математических представлений. Формирова-ние графических навыков и ручной умелости используя методику KUMON. | Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом. Узнаёт, соотносит основные цвета, плоскостные фигуры в соответствии с возрастными требованиями, предметы по величине. Владеет количественными представлениями. Графические навыки улучшились. | Заполнение диагностического протокола, открытое занятие, анализ продуктов деятельности. |
- Инструктор по физ.воспитанию
области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое развитие | Не может самостоятельно выполнять упражнения. | Выполнять задания совместно с педагогом. | Такой способ способствует формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. | Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). |
- Музыкальный руководитель
Музыкаль ный руководи тель (музыкаль ные способно-сти) | В музыкальной деятельности участие не принимает. | Приобщить к участию в играх и плясках, в подпевании, в муз.-ритм. играх, игре на детских муз. инструментах. | Достижение эмоциональной устойчивости, в процессе муз. деятельности. Возникновение эмоционального отклика на музыку. при помощи зрительной опоры. Включение ребенка в совместное подпевание со взрослым. Выполнение простых муз.-ритм. движений совместно со взрослыми движений с предметами. | Итоговые мероприятия, развлечения досуги, наблюдение в течении года. |
5. Учитель-логопед
Области | Проблема | Пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Речевое развитие | Навыки коммуникации слабо развиты. Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает. Артикуляционная и мелкая моторика не развиты. Речь отсутствует. | Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём использования метода визуального расписания. Обучение выполнению коротких простых инструкций. Обучение активной речевой подражательности. Формирование артикуляционной моторики: учить выполнять статические и динамические упражнения. Развитие мелкой моторики. | Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом. Артикуляционные упражнения выполняет. Появились звукоподражания и лепетные слова. Графические навыки улучшились. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
- игровая деятельность;
- двигательная активность,
- предметно-манипулятивная деятельность;
- самообслуживание;
- действия на основе образца, конструирование;
- музыкальная;
- изобразительная;
За счет чего достигаем результатов?
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному;
- многократное повторение;
- стимулирование активности речи;
- игровая деятельность;
- развитие через искусство;
- метод от простого к сложному;
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день;
2. Сопровождение узких специалистов:
- Логопеда
- Дефектолога
- Психолога
- Врача-невролога
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме.
График индивидуальных занятий
Специалист | График | |
дефектолог | Инд. и подгрупп. зан. 2 раза/нед. | |
психолог | Четверг 9.45-10.00 | |
музыка | Индивидуальная поддержка на музыкальных занятиях по расписанию ДОУ. | |
физкультура | Индивидуальная поддержка на физкультурных занятиях по расписанию ДОУ. | |
логопед | Групповое занятие – вт 9.25, подгрупповое – пт 9.00, 9.25 , индивидуально 3 раза в неделю |
3. Индивидуальный подход на групповых занятиях
– адаптация содержания по типу упрощения;
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале;
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка;
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка;
-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка;
-многократное повторение материала;
-частая смена видов деятельности;
-умеренный темп;
-визуальная поддержка инструкций.
Организация пространства
Параметр | исполнение | Ресурс для исполнения | ответственный |
Организация пространства | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Музыка, шум без ограничений. | Детский сад | специалисты, воспитатель |
Изменение в помещении | Наличие уголка уединения (семейный альбом, любимые игрушки, картинки – настроение) | Детский сад | Воспитатель |
Материалы для нормализации тонуса | Картотеки физминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игры для релаксации, музыкальные диски, комплексы упражнений. | Детский сад | Воспитатель, логопед |
Визуальная поддержка | Использовние картинок, реальных предметов, схем наглядного моделирования. Визуальное расписание. | Детский сад | воспитатель, логопед |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм. Присутствие на общих занятиях, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать. Чередование отдыха и работы. | Детский сад | воспитатель, дефектолог, специалисты |
Срок реализации ИМР- 8 месяцев до 31 мая 2018г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задачи | Формы |
Работа с родителями (ФИО ребенка) со стороны воспитателей Работа с родителями Шабардиной Кристины со стороны логопеда | •изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития девочки, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; •знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании (Ф.И. ребенка); •информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения (Ф.И. ребенка) и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; •создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с ребенком; •привлечение семьи (Ф.И. ребенка) к участию в совместных с педагогами мероприятиях; •поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для его удовлетворения в семье. •привлечение родителей к выполнению индивидуальной домашней работы по развитию речи, направленной на понимания обращенной речи, формирование звукопроизношения, накопления словарного запаса, активности речи, развитию фонематических процессов и минимизации речевого негативизма. •акцентирование внимания родителей на индивидуальные успехи ребенка, его динамику развития речи. | Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях. Консультирование родителей по «Режиму дня дошкольников», адаптация в детском саду, правила поведения в детском саду. Анкетирование родителей по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ. Выставки сезонных поделок, участие в конкурсах на уровне ДОУ, района, города. Консультирование •консультации, мастер-классы, беседы. • Тренинг «Артикуляционная гимнастика» • Консультация «Развитие фонематического слуха как важный фактор развития речи» • консультации по результатам промежуточного обследования ребенка с анализом прошлых данных. |
Работа с детьми группы
– Приобщение детей группы к помощи и поддержке (Ф.И. ребенка) в совместной деятельности в игровой форме, в творческой деятельности;
– Формирование коммуникативных навыков в общении с (Ф.И. ребенка) ;
– Объяснение детям особенностей поведения ребенка;
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Система оценки достижений развития осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение за игровой деятельностью, предметно-манипулятивной деятельностью;
- Беседы по познавательному развитию;
- Анализ продуктов деятельности;
- Анализ карт развития (заполнения протоколов и анализ предыдущих показателей);
- Использование специализированных диагностических комплексов;
- Деятельностные пробы (справляется ли ребенок с образовательной программой).
- Наблюдение за активностью речи во время самостоятельной игровой деятельности и в игре с другими детьми.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития, протокол, представление)
Источник
Сенсомоторная алалия у детей встречается довольно редко. Этому нервно-психическому заболеванию подвержено всего 0,6-1% детей в возрасте от 2 до 12 лет, при этом риск заболевания мальчиков гораздо выше.
Существует несколько условных форм алалии:
- Сенсорная – ребенок произносит слова, однако понимание речи у него отсутствует.
- Моторная – больной понимает смысл сказанного, однако речь у него отсутствует.
- Смешанная, или сенсомоторная алалия, которая относится к самой тяжелой форме заболевания и сочетает в себе признаки обоих типов. О ней и поговорим далее.
Что такое сенсомоторная алалия
Сенсомоторная алалия у детей – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга:
- Центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону;
- Центра Вернике, отвечающего за сенсорную;
- Центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений.
Данное заболевание может возникнуть во внутриутробном развитии, а также в раннем детстве.
Определить болезнь могут участковый педиатр, невролог, психолог. У ребенка, имеющего диагноз сенсо моторной формы алалии, наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), т.е. уже на первых месяцах жизни могут наблюдаться такие неблагоприятные симптомы как отсутствие гуления, а затем и детского лепета. В более старшем возрасте у больного наблюдается отсутствие произношения отдельных слов и фраз.
По степени выраженности алалия бывает двух типов:
- Легкой – когда у ребенка наблюдаются небольшие отклонения в развитии речи
- Тяжелой – при которой речь может вовсе отсутствовать вплоть до 12-летнего возраста.
Сенсомоторной алалии присущи:
- Скудный словарный запас;
- Позднее формирование речи;
- Трудности в произношении.
Дети, больные смешанной формой алалии, зачастую общаются при помощи жестов и мимики, резко реагируют на окружающую обстановку и различные звуки, т.к. не понимают обращенную к ним речь. Снижение интеллекта при этом подлежит исправлению, слух у ребенка не нарушен.
Отметим, что зачастую сенсомоторная алалия включает в себя некоторые аутические проявления, такие как:
- Нежелание идти на контакт с окружающими;
- Привязанность к определенной вещи, предмету;
- Боязнь громких звуков;
- Беспричинный плач;
- Навязчивые движения.
Однако, нельзя путать сенсомоторную алалию с аутичными чертами и детский аутизм. Первое заболевание подлежит корректировке и лечению.
Причины сенсомоторной алалии
Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.
Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:
- Резус-конфликт между матерью и ребенком;
- Недоношенность;
- Внутриутробные инфекции;
- Родовые травмы;
- Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
- Плацентарная недостаточность;
- Угрозы во время беременности.
Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.
В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:
- Краснуха;
- Менингит;
- Энцефалит;
Травмы черепа являются одной из первопричин возникновения алалии у детей. Общий наркоз при проведении операций в раннем детском возрасте, а также наследственный фактор тоже могут спровоцировать болезнь.
Дети с диагнозом сенсо-моторная алалия находятся в «зоне риска», поэтому болезнь может усугубиться и иными причинами, такими как частые ОРВИ, пневмония, рахит, заболевания эндокринной системы.
Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.
Сенсомоторная алалия – симптомы
Первые симптомы сенсо-моторной алалии можно выявить у ребенка по достижении двух лет, то есть тогда, когда малыш уже способен понимать обращенную к нему речь и произносить самостоятельно некоторые слова.
Как правило, отклонения видны сразу. Если ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет элементарных действий или не разговаривает, то назначают комплексное лечение, в котором родителям предстоит приложить немало усилий. Выявить первые симптомы помогут педиатр, детский невролог и психолог.
У детей дошкольного возраста могут появиться такие симптомы болезни как:
- Неразвитость мелкой и крупной моторики;
- Неуклюжесть, неловкость движений;
- Неспособность выполнять простые действия;
- Нарушения осанки;
- Леворукость;
- Бегающие зрачки.
Среди симптомов, имеющих психологический характер выделяют:
- Гиперактивность ребенка, неусидчивость, или же, напротив, малоподвижность;
- Проблемы с памятью, невнимательность;
- Быстрая утомляемость;
- Повышенная нервная возбудимость, немотивированная агрессия.
Ребенок с алалией испытывает такие проблемы как непонимание обращенной к нему речи, он плохо произносит звуки, резко реагирует на речь других людей вследствие непонимания слов. При общении ребенок использует жесты и мимику.
Слабый иммунитет у ребенка, отсутствие физической активности также способствуют развитию алалии.
Диагностика сенсомоторной алалии
Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:
- МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
- Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
- Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
- Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.
Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.
Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.
Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог.
Кроме функкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:
- Восприятия и понимания речи;
- Слухового восприятия;
- Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
- Мимики и жестов при общении;
- Коммуникативных навыков;
- Динамику улучшения речи в целом.
Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.
Коррекция сенсомоторной алалии у детей
Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:
- Медикаментозную терапию;
- Помощь психиатра и логопеда;
- Физиотерапию.
Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.
Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.
Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:
- Прием витаминов группы B (B12, B15)
- Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
- Нейропептиды
- Антиоксиданты и антигипоксанты
- Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности
Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.
Развитию мелкой моторики способствуют:
- Рисование;
- Лепка из пластилина и соленого теста;
- Игры с песком;
- Вырезание фигурок и аппликация;
- Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.
Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:
- Электрофорез;
- Лазерную терапию;
- Магнитотерапию;
- Иглоукалывание;
- Микротоковую рефлексотерапию;
- ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.
Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.
При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.
Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).
Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.
Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.
Источник