Программа развития ребенка с сенсомоторной алалией

Программа развития ребенка с сенсомоторной алалией thumbnail

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

 660130, Красноярск, ул. Гусарова, 31                                                                                                  тел.246-47-79

Согласовано:                                                                                           Заведующий МБДОУ №322  

зам.зав.по ВМР _____Ивлева О.А                                                                          Мухаматгалеева К.А.

Согласовано:

ст.воспитатель_______ Агаева А.В.

Согласовано:

Законный представитель ребенка

Ф.И.О.____________________

Индивидуальный маршрут развития

 (Младшая группа)

Ф.И.О. ребенка

                                                                          Разработали:

Учитель-логопед: Зырянова Т.В.

Воспитатели: Шестакова Г.Н., Федосенко Е.В.

Учитель-дефектолог: Герасимова О.П.

Педагог-психолог: Иванова Т.Н.

Музыкальный руководитель: Белова С.Ф.

Инструктор по физической культуре:    Машенькина А.В.

Особенности ребенка

Ф.И.О.:

Дата рождения –06.01.2014

Заключение невролога – Наследственные нервно-мышечные заболевания, оливопонтоцеребелярная дистрофия, когнитивные расстройства на резедуально органическом фоне, сенсо-моторная алалия

Заключение учителя-логопеда  – ОНР Iур,, сенсо-моторная алалия

Ребенок посещает ДОУ с августа 2017 года.

Контакт устанавливает не сразу (со знакомыми людьми – легче), удерживает непродолжительное время.

Познавательный интерес – не проявляет.

Навыки имитации  не выражены. Вербальная имитация отсутствует.

Слова и звукоподражания не произносит. Речевую инструкцию не выполняет. Обращенную речь не понимает, на имя отзывается. Пирамидку собирает без учета величины.

Несформированность всех компонентов речи.

Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается  приклеить самостоятельно.  Может стучать палочкой по барабану. Столовыми приборами пользуется.

Любит слушать определенную музыку, хлопает в ладоши.

Навыки самостоятельности не развиты – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная.

Во фронтальную образовательную деятельность не включается.  Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми не вступает.

ЗУН не соответствуют возрасту.

Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны. Навыки самообслуживания недостаточны –в силу ОВЗ.

Игровая деятельность – предметно-манипулятивная.

Семья занимается ребенком  активно и целенаправленно.

Особенности группы

В группе 17 человек. Дети к девочке относятся доброжелательно, но в совместные игры не вовлекают.

Цель:

Развитие личности ребенка  (ФИО) в различных видах общения

и деятельности с учетом ее возрастных, индивидуальных психологических и

физиологических особенностей.

Задачи:

1. Стимулировать речевое развитие: учить понимать и реагировать на обращенную речь;

2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру;

3. Развивать элементарные представления об окружающем;

4. Развитие умения подражать;

5. Развитие общей и мелкой моторики;

6. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений;

Содержание по предметным областям:

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое развитие:

Развитие умения передвигаться самостоятельно, ходьбе на полной стопе и

бег по дорожке, по ограниченной поверхности (скамейке),

держать в руках большой и     маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках.

Расширились умения частично воспринимать инструкцию.Ходить по кругу без задания.

Деятельностные пробы.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование умения  рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина.

Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию.

Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности

Речевое развитие

Минимизация речевого негативизма. Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом, введение способов альтернативной коммуникации

Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает.

Появление 2-3 имитационных вербальных актов

Показывает на карточке 2 действия.

Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни

 Познавательное развитие

Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей.

Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы

Строит постройку из 2-3 элементов по образцу

Собирает вкладыш из 3 частей.

Деятельностные пробы

Социально-коммуникативное

Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие.

Повторение игровых  действий по образцу, манипуляция игрушками. Формирование интереса к игровой деятельности.

Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт.

На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку

Элементарные попытки самостоятельной игры.

Деятельностные пробы, наблюдение

Система работы узких специалистов

  1. Педагог-психолог

области

проблема

пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

I.Развитие психических функций

II.Развитие коммуникативной деятельности

1.Восприятие недостаточно развито

2.Внимание недостаточно развито

3.Память недостаточно развита

4.Мышление недостаточно развито

5. Саморегуляция недостаточно развита

6.Мелкая моторика недостаточно развита

Взаимодействие с педагогами и детьми

-Развивать подражание действиям педагога;

-развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога (“дай”, “покажи”);

-развивать звукоподражание животным, транспорту.

Слуховое восприятие:

– различение громких-тихих звуков.

– Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут;

– формировать умение работать за столом.

-Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут;

– формировать умение работать за столом.

-Развивать умение различать:

* основные цвета (красный, зеленый, желтый);

* цифры (до 3);

* сличать называние животных, игрушек с их картинками;

* находить большой-маленький предмет.

– Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель).

-Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие.

-Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы;

-развивать умение обводить контур предмета;

-развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки).

-Развитие взаимодействия ребенка с педагогом;

– выполняет инструкции педагога;

– формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом:

  • организация стереотипной игры;
  • организация сенсорных игр.

-Умеет подражать действиям педагога;

-понимает и выполняет односложные, простые инструкции;

-подражает звукам животных, транспорта.

– Различает громкие-тихие звуки.

-Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут;

– ребенок работает за столом.

-Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут;

– формировать умение работать за столом.

-Развивать умение различать:

* основные цвета (красный, зеленый, желтый);

* цифры (до 3);

* сличать называние животных, игрушек с их картинками;

*находит большой-маленький предмет.

-Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.).

-Выполняет

 самостоятельно многократно отработанное действие.

-Раскрашивает изображение не заходя за его границы;

– обводит контур предмета;

– умеет нанизывать бусы

-Четко выполняет

 инструкции педагога;

– участвует в простой игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом.

Промежуточный мониторинг по блоку.

Наблюдение

Промежуточный мониторинг по блоку.

Промежуточный мониторинг.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

  1. Учитель – дефектолог
Читайте также:  Цель развитие речи ребенка в семье

Области

Проблема

Пути решения

Ожидае

мые результаты

Форма оценива

ния

Познание

Навыки коммуникации слабо развиты.

Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает.

Уровень сформирован. сенсорных  эталонов не соотв. возр.норм-м.

Ориентировка в пространстве и времени затруднена.

Ручная умелость, графические навыки не сформированы.

Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём исп. метода визуального расписания, аудио-вокальных средств. Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями используя сенсорный уголок.

Формирование и развитие элементарных математических представлений.

Формирова-ние графических навыков и ручной умелости используя методику KUMON.

Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом.

Узнаёт, соотносит основные цвета, плоскостные   фигуры в соответствии с возрастными требованиями, предметы по величине.

Владеет количественными представлениями. Графические навыки улучшились.

Заполнение диагностического  протокола, открытое занятие, анализ продуктов деятельности.

  1. Инструктор по физ.воспитанию

области

проблема

пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое развитие

Не может самостоятельно выполнять упражнения.

Выполнять задания совместно с педагогом.

Такой способ способствует формированию умения выполнять задания  по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

  1. Музыкальный руководитель

Музыкаль

ный руководи

тель

(музыкаль

ные способно-сти)

В музыкальной деятельности участие не принимает.

Приобщить к участию в играх и плясках, в подпевании, в муз.-ритм. играх, игре на детских муз. инструментах.

Достижение эмоциональной устойчивости, в процессе муз. деятельности.

Возникновение эмоционального отклика на музыку. при помощи зрительной опоры.

Включение ребенка в совместное подпевание со взрослым.

Выполнение простых муз.-ритм. движений совместно со взрослыми движений с предметами.

Итоговые мероприятия, развлечения досуги, наблюдение в течении года.

5. Учитель-логопед

Области

Проблема

Пути решения

Ожидаемые результаты

Форма

 оценивания

Речевое развитие

Навыки коммуникации слабо развиты.

Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает.

Артикуляционная и мелкая моторика не развиты. Речь отсутствует.

Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём использования метода визуального расписания. Обучение выполнению коротких простых инструкций.

Обучение активной речевой подражательности.

Формирование артикуляционной моторики: учить выполнять статические и динамические упражнения.

Развитие мелкой моторики.

Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом.

Артикуляционные упражнения выполняет. Появились звукоподражания и лепетные слова.

Графические навыки улучшились.

Заполнение диагностического  протокола, анализ продуктов деятельности.

Виды деятельности, через которые идет реализация:

  • игровая деятельность;
  • двигательная активность,
  • предметно-манипулятивная деятельность;
  • самообслуживание;
  • действия на основе образца, конструирование;
  • музыкальная;
  • изобразительная;

За счет чего достигаем результатов?

  • обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному;
  • многократное повторение;
  • стимулирование активности речи;
  • игровая деятельность;
  • развитие через искусство;
  • метод от простого к сложному;

Условия реализации индивидуального маршрута

1.Режим посещения – полный день;

2. Сопровождение узких специалистов:

  • Логопеда
  • Дефектолога
  • Психолога
  • Врача-невролога

Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме.

График индивидуальных занятий

Специалист

График

дефектолог

Инд. и подгрупп. зан. 2 раза/нед.

психолог

Четверг 9.45-10.00

музыка

Индивидуальная поддержка на музыкальных занятиях по расписанию ДОУ.

физкультура

Индивидуальная поддержка на физкультурных занятиях по расписанию ДОУ.

логопед

Групповое занятие – вт 9.25, подгрупповое – пт 9.00, 9.25 , индивидуально 3 раза в неделю

3. Индивидуальный подход на групповых занятиях

– адаптация содержания по  типу упрощения;

-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале;

-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка;

-при  проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка;

-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка;

-многократное повторение материала;

-частая смена видов деятельности;

-умеренный темп;

-визуальная поддержка инструкций.

Организация пространства

Параметр

исполнение

Ресурс для исполнения

ответственный

Организация пространства

Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума

Музыка, шум без ограничений.

Детский сад

 специалисты,

   воспитатель

Изменение в помещении

Наличие уголка уединения (семейный альбом, любимые игрушки, картинки – настроение)

Детский сад

Воспитатель

Материалы для нормализации тонуса

Картотеки физминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игры для релаксации,  музыкальные диски, комплексы упражнений.

Детский сад

 Воспитатель, логопед

Визуальная поддержка

Использовние картинок, реальных предметов, схем наглядного моделирования. Визуальное расписание.

Детский сад

воспитатель, логопед

Организация оптимального временного режима

Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм.

Присутствие на общих занятиях, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать.

Чередование отдыха и работы.

Детский сад

воспитатель, дефектолог, специалисты

Читайте также:  Развитие ребенка в четыре месяца чем с ним заниматься

Срок реализации ИМР- 8 месяцев до 31 мая 2018г.

Работа  с родителями

Целевая группа

Задачи

Формы

Работа с родителями (ФИО ребенка) со стороны воспитателей

Работа с родителями Шабардиной Кристины со стороны логопеда

•изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,   развития девочки, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

•знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании (Ф.И. ребенка);

•информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения (Ф.И. ребенка) и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

•создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с ребенком;

•привлечение семьи (Ф.И. ребенка) к участию в совместных с педагогами мероприятиях;

•поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для его удовлетворения в семье.

•привлечение родителей к выполнению индивидуальной домашней работы по развитию речи, направленной на понимания обращенной речи, формирование звукопроизношения, накопления словарного запаса, активности речи, развитию фонематических процессов и минимизации речевого негативизма.

•акцентирование внимания родителей на индивидуальные успехи ребенка, его динамику развития речи.

Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях.

Консультирование родителей по «Режиму дня дошкольников», адаптация в детском саду, правила поведения в детском саду.

Анкетирование родителей по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ. Выставки сезонных поделок, участие в конкурсах на уровне ДОУ, района, города. Консультирование
«Возрастные особенности детей 3-4 года жизни» Консультирование «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». Индивидуальные беседы, мастер – классы по развитию познавательной деятельности, по развитию мелкой моторики рук. Наглядная информация, плакаты, памятки. Формирование культурно-гигиенических навыков. Изготовление дидактических игр для развития познавательной и речевой активности.

•консультации, мастер-классы, беседы.

•        Тренинг «Артикуляционная гимнастика»

•        Консультация «Развитие фонематического слуха как важный фактор развития речи»  

• консультации по результатам промежуточного обследования ребенка с анализом прошлых данных.

Работа с детьми группы

– Приобщение детей группы к помощи и поддержке (Ф.И. ребенка) в совместной  деятельности в игровой форме, в творческой деятельности;

– Формирование коммуникативных навыков в общении с (Ф.И. ребенка) ;

– Объяснение детям  особенностей поведения ребенка;

Организация оценки индивидуального развития ребенка:

Система оценки достижений развития осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:

  • Наблюдение за игровой деятельностью, предметно-манипулятивной деятельностью;
  • Беседы по познавательному развитию;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Анализ карт развития (заполнения протоколов и анализ предыдущих показателей);
  • Использование специализированных диагностических комплексов;
  • Деятельностные пробы (справляется ли ребенок с образовательной программой).
  • Наблюдение за активностью речи во время самостоятельной игровой деятельности и в игре с другими детьми.

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития, протокол, представление)

Источник

Сенсомоторная алалия у детей встречается довольно редко. Этому нервно-психическому заболеванию подвержено всего 0,6-1% детей в возрасте от 2 до 12 лет, при этом риск заболевания мальчиков гораздо выше.

Существует несколько условных форм алалии:

  1. Сенсорная – ребенок произносит слова, однако понимание речи у него отсутствует.
  2. Моторная – больной понимает смысл сказанного, однако речь у него отсутствует.
  3. Смешанная, или сенсомоторная алалия, которая относится к самой тяжелой форме заболевания и сочетает в себе признаки обоих типов. О ней и поговорим далее.

Что такое сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия у детей – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга:

  • Центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону;
  • Центра Вернике, отвечающего за сенсорную;
  • Центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений.

Данное заболевание может возникнуть во внутриутробном развитии, а также в раннем детстве.

Определить болезнь могут участковый педиатр, невролог, психолог. У ребенка, имеющего диагноз сенсо моторной формы алалии, наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), т.е. уже на первых месяцах жизни могут наблюдаться такие неблагоприятные симптомы как отсутствие гуления, а затем и детского лепета. В более старшем возрасте у больного наблюдается отсутствие произношения отдельных слов и фраз.

По степени выраженности алалия бывает двух типов:

  1. Легкой – когда у ребенка наблюдаются небольшие отклонения в развитии речи
  2. Тяжелой – при которой речь может вовсе отсутствовать вплоть до 12-летнего возраста.

Сенсомоторной алалии присущи:

  • Скудный словарный запас;
  • Позднее формирование речи;
  • Трудности в произношении.

Дети, больные смешанной формой алалии, зачастую общаются при помощи жестов и мимики, резко реагируют на окружающую обстановку и различные звуки, т.к. не понимают обращенную к ним речь. Снижение интеллекта при этом подлежит исправлению, слух у ребенка не нарушен.

Отметим, что зачастую сенсомоторная алалия включает в себя некоторые аутические проявления, такие как:

  • Нежелание идти на контакт с окружающими;
  • Привязанность к определенной вещи, предмету;
  • Боязнь громких звуков;
  • Беспричинный плач;
  • Навязчивые движения.

Однако, нельзя путать сенсомоторную алалию с аутичными чертами и детский аутизм. Первое заболевание подлежит корректировке и лечению.

Причины сенсомоторной алалии

Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.

Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:

  • Резус-конфликт между матерью и ребенком;
  • Недоношенность;
  • Внутриутробные инфекции;
  • Родовые травмы;
  • Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
  • Плацентарная недостаточность;
  • Угрозы во время беременности.
Читайте также:  Развитие ребенка с гипертензионно гидроцефальным синдромом

Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.

В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:

  • Краснуха;
  • Менингит;
  • Энцефалит;

Травмы черепа являются одной из первопричин возникновения алалии у детей. Общий наркоз при проведении операций в раннем детском возрасте, а также наследственный фактор тоже могут спровоцировать болезнь.

Дети с диагнозом сенсо-моторная алалия находятся в «зоне риска», поэтому болезнь может усугубиться и иными причинами, такими как частые ОРВИ, пневмония, рахит, заболевания эндокринной системы.

Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.

Сенсомоторная алалия – симптомы

Первые симптомы сенсо-моторной алалии можно выявить у ребенка по достижении двух лет, то есть тогда, когда малыш уже способен понимать обращенную к нему речь и произносить самостоятельно некоторые слова.

Как правило, отклонения видны сразу. Если ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет элементарных действий или не разговаривает, то назначают комплексное лечение, в котором родителям предстоит приложить немало усилий. Выявить первые симптомы помогут педиатр, детский невролог и психолог.

У детей дошкольного возраста могут появиться такие симптомы болезни как:

  • Неразвитость мелкой и крупной моторики;
  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Неспособность выполнять простые действия;
  • Нарушения осанки;
  • Леворукость;
  • Бегающие зрачки.

Среди симптомов, имеющих психологический характер выделяют:

  • Гиперактивность ребенка, неусидчивость, или же, напротив, малоподвижность;
  • Проблемы с памятью, невнимательность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная нервная возбудимость, немотивированная агрессия.

Ребенок с алалией испытывает такие проблемы как непонимание обращенной к нему речи, он плохо произносит звуки, резко реагирует на речь других людей вследствие непонимания слов. При общении ребенок использует жесты и мимику.

Слабый иммунитет у ребенка, отсутствие физической активности также способствуют развитию алалии.

Диагностика сенсомоторной алалии

Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:

  1. МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
  2. Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
  3. Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
  4. Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.

Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.

Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.

Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог.

Кроме функкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:

  • Восприятия и понимания речи;
  • Слухового восприятия;
  • Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
  • Мимики и жестов при общении;
  • Коммуникативных навыков;
  • Динамику улучшения речи в целом.

Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.

Коррекция сенсомоторной алалии у детей

Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозную терапию;
  • Помощь психиатра и логопеда;
  • Физиотерапию.

Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.

Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.

Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:

  1. Прием витаминов группы B (B12, B15)
  2. Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
  3. Нейропептиды
  4. Антиоксиданты и антигипоксанты
  5. Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности

Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • Рисование;
  • Лепка из пластилина и соленого теста;
  • Игры с песком;
  • Вырезание фигурок и аппликация;
  • Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.

Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:

  • Электрофорез;
  • Лазерную терапию;
  • Магнитотерапию;
  • Иглоукалывание;
  • Микротоковую рефлексотерапию;
  • ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.

Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.

При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.

Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).

Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.

Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.

Источник