Программа развития ребенка с рождения скачать
Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»
Примерная индивидуальная программа развития и воспитания
на ребенка от 0 до 3 месяцев.
Подготовила:
Воспитатель второй квалификационной категории
Антоненко Мария Федоровна.
Город Урай.
2014 год.
Индивидуальная программа воспитания.
Дата рождения:
Дата поступления:
Анамнез:
Диагноз основной:
Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребенка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки.
Ведущими навыками в развитии на данном этапе являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции (ориентировочно – исследовательская активность).
Условия воспитания:
Всем сотрудникам необходимо соблюдать единые требования к воспитанию и обучению
Выполнение четкого режима дня (сон на воздухе 3 раза в день по 2 часа).
Игры – занятия в первой и второй половине дня по 2 – 4 минуты ( индивидуально)
В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж лица, рук, пальцев рук, ног.
Массаж рук.
Ручки ребенка, лежащего на спине, слегка поглаживают от кисти к плечу.
Скрещивание рук на груди: очень плавно.
Массаж ног.
Правую ножку ребенка придерживают правой рукой, левую – левой рукой. Массаж производят от стопы к паховой области, при этом не задевая коленную чашечку
Скользящие шаги. Попеременно сгибать, затем скользить по поверхности.
Толкание ножками.
Повороты со спины на живот влево, вправо. Повороты с живота на спину.
Массаж спины, позвоночника, « парение» над столом.
Поднимание головы из положения: лежа на спине.
Массаж стоп.
Социально-эмоциональное развитие.
Дидактические задачи.
С целью формирования у ребенка потребности в общении:
1. Вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого; использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении.
2. Способствовать возникновению у ребенка улыбки в ответ на улыбку взрослого.
3. Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств общения – отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос, рассматривание его лица.
4. Формировать (к 3 месяцам) « комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым.
Игра: «Носик к носику»
Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.
Ход: малыш на ваших руках в позе « на весу». Приближайте свое лицо к его лицу, говоря: « Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да….,да…, да! (произносить протяжно). На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику ребенка, Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая повторения игры.
Упражнение: «Я на солнышке лежу…».
Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.
Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки. Если малыш не пытается приподнять голову, медленно проведите рукой от его шейки к бедрам, слегка надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника, напевая мотив известной детской песенки:
Я на солнышке лежу,
Все лежу и лежу
И на маму не гляжу….
Повторите это упражнение несколько раз.
Игра: «Еду – еду».
Цель: стимулирование улыбки в ответ на эмоциональное общение.
Ход: возьмите малыша на руки, в ритме потешки поднимайте и опускайте его:
Еду-еду к бабе, к деду.
На лошадке в красной шапке
По ровной дорожке на одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг….в ямку
Бух!
При последних словах поцелуйте его животик и еще раз шумно выдохните «Бух!» Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.
Совершенствование восприятия.
Дидактические задачи.
1.Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой(10 -15 дней); плавного слежения за движущейся игрушкой (1 месяц); следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (к трем месяцам).
2.Учить ребенка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20 дням); длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого (2 месяца)
3.Прислушиваться к голосу взрослого, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения.
4.Вызывать у ребенка « комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и т.п.)
Игра: «Ой, люли – люлюшеньки!»
Цель: удерживать в поле зрения лицо взрослого.
Ход: наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:
Ой, люли – люлюшеньки,
Баиньки – баюшеньки,
Сладко спи по ночам
Да расти по часам.
Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ребенку, нежно и ласково поговорите с ним.
Игра с фонариком.
Цель: следить взглядом за движущимся предметом.
Ход: в полутемной комнате зажгите ручной фонарик. Поместить его перед лицом ребенка на расстоянии 25 см и медленно ведите его сначала вправо, потом влево, затем вверх и вниз.
Едет, едет солнце И щенка и петуха
В золотой карете И козу с рогами
Видит, видит солнце И как Леночка лежит,
Сверху все на свете Машет кулачками.
Игра: «Рассматривание султанчиков».
Цель: развитие длительного сосредоточения на игрушке.
Ход: вам понадобятся яркие шуршащие султанчики – красный, зеленый, оранжевый. Взрослый привлекает внимание ребенка к султанчику, потряхивает его, вращает, добиваясь от малыша умения зафиксировать игрушку.
Игра: «Колокольчик».
Цель: развивать умение прислушиваться к звучанию различных игрушек и предметов, прослеживать за игрушкой.
Ход: сядьте так, чтобы ваша спина имела опору. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине» Потряхивая колокольчик, находящийся на расстоянии 60-70 см. над грудью ребенка, привлеките внимание малыша.
Дили – динь, дили – дон,
Ах, откуда этот звон?
Били – бим, били – бом,
Мы его сейчас найдем!
Перемещайте колокольчик вправо – влево, вверх – вниз, приближая и удаляя его от ребенка. Впоследствии колокольчик можно заменить другой звучащей игрушкой (погремушка, металлофон и др.).
Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми…..» стр.58.
Развитие речи.
Дидактические задачи.
1.Побуждать ребенка прислушиваться к ласковому обращению взрослого;
2. Вызывать первые гортанные звуки.
Игра: «Вместе с солнышком встаю».
Цель: прислушиваться к ласковому обращению взрослого.
Ход: возьмите малыша из манежа, где он бодрствует, нежно и ласково прижмите его к себе. Затем положите ребенка на пеленальный стол. Подсуньте свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы малыш полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед – назад мягко напевая:
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
– С добрым утром!
– С ясным днем! –
Вот так славно мы поём!
(Е. Благинина).
Игра: «Агу – агу»
Цель: следить взглядом за разговаривающим взрослым, прислушиваться к его голосу.
Ход: возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая ягодицы. Читая стишок, приближайте лицо малыша к себе и отдаляйте, откланяйтесь сами от лица ребёнка вправо – влево:
Агу – агу, смотреть могу,
Дышать могу, агу – агу,
Сказать могу, пропеть могу,
Агу – агу, агу – агу!
(Сл. и муз. М. Лазарева).
Игра: «Пропеваем звуки на выдохе».
Цель: вызывать произношение первых звуков.
Ход: ритмично, легко надавливайте обеими руками на передние и боковые отделы грудной клетки малыша, обходя грудину. При выдохе пропевайте различные звуки гуления. Услышав, что ребенок произносит
звуки, не оставляйте это без внимания: наклоняйтесь к нему и удаляйтесь от него, тормошите за грудку, пропевайте звуки, ожидая от него ответа.
Развитие движений.
Дидактические задачи.
1.Упражнять в умении удерживать голову при укладывании на живот и на руках у взрослого (в вертикальном положении).
2.Длительно удерживать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.
3.Развивать кисть руки (хватательные движения).
4.Вызывать отталкивание ногами от твердой поверхности с целью развития упора ног, поддерживая его под мышки в вертикальном положении.
5.Для развития мышц проводим массаж, а также многократные повторения движений ( поочередное медленное сгибание рук, ног в бедре и колене и др.)
Игра – упражнение: «По улице мостовой».
Цель: развитие мышц рук, ног, взаимодействие с взрослым.
Ход: малыш на пеленальном столе. Обхватив его руки в запястье, осторожно сгибаем и разгибаем их в ритме неторопливой песенки.
По улице мостовой
Шла девица за водой
Шла девица за водой,
За холодной, ключевой.
Повторяем песенку, выполняя действия с ножками ребенка: Сгибаем-разгибаем их в коленях, затем поочередно постукиваем пяточками по поверхности пеленальника.
Упражнение: «Подъем головы»
Цель: удерживать голову при укладывании на живот.
Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки из – под своего тельца. Если малыш не пытается приподнять голову, подложите ладонь своей руки под грудь ребенка. Этот прием также поможет малышу научиться поднимать голову, лежа на животе, и более длительно лежать в этом положении.
Упражнение: « Клубочек»
Цель: тренировка поднимания и кратковременного удерживания головы в положении « на спине».
Ход: руки ребенка скрещивают на груди или вокруг коленей с супинацией предплечий малыша. Ноги сгибают и приводят к животу. Пояс верхних конечностей выводят вперед и слегка отрывают от опоры, ожидая, что ребенок приподнимет голову. В такой позе полного сгибания (эмбриональная поза) малыша можно покачать вперед – назад:
Ой, качь, качь, качь,
Привезет отец калач,
Дочке – саечку,
Сыну – балалаечку!
Упражнение: «Рыбка».
Цель: тренировка поднимания и длительного удерживания головы в положении « на животе».
Ход: малыш находится в позе « на животе». Взрослый становится сбоку, кладет руку малышу под грудь на уровне подмышечной впадины или локтевых суставов, разгибает позвоночный столб, поднимая грудную клетку над опорой, другой рукой фиксирует таз ребенка. Подбородок малыша может вначале находиться на руке взрослого, но после достижения торможения тонуса руку можно отодвинуть. В таком положении малыш должен самостоятельно поднять и удержать голову. Выполняя упражнение, читайте малышу пестушку:
Сети тяну, рыбу ловлю
В кошель кладу, домой несу:
Щурки и щучки, плотички и полички.
Один ершок-
Да и тот в горшок.
Упражнение: «На мяче».
Цель: поднимание и длительное удержание головы в положении «на животе»
Ход: ребенка кладут на большой мяч, один взрослый фиксирует таз малыша. Другой удерживает вытянутые вперед ручки ребенка в области кистей, при этом ребенка раскачивают вперед – назад:
Вырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки (девчонки)
Лучшего дела.
(сл. Л. Дымовой, муз. Е. Тиличеевой).
Упражнение: «Топы – топы по лавочке».
Цель: тренировка упора ног.
Ход: погладьте ножки малыша, его ступни. Читая ему стишок, выполняйте скользящие движения по поверхности пеленальника. Чтобы ступни хорошо скользили, нанесите на ножки ребенка крем:
Три – та – та, три – та – та,
Вышла кошка за кота:
Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
Развитие действий с предметами.
Дидактические задачи.
1.Способствовать появлению попыток ребенка наталкиваться на низко подвешенные игрушки и прикасаться к ним.
2.Стимулировать развитие умений захватывать и удерживать низко висящую игрушку обеими руками (к 3 месяцам).
Игра: «Поглаживание пальчиков».
Цель: стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.
Ход: сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Ребенок на коленях в позе « на спине». Поглаживайте ручки ребенка от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга и, когда пальчики раскроются, погладьте их по очереди от кончиков к ладони:
Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать
Этот пальчик – хочет спать.
Этот пальчик – лег в кровать,
Этот пальчик – чуть вздремнул,
Этот пальчик – уж заснул,
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише не шумите,
Пальчики вы не будите.
Игра: «Похлопаем по маминой ладошке»
Цель: стимулирование раскрытия кулачка.
Ход: потрите кулаки или ладошки малыша друг о друга, а потом в ритме потешки похлопайте ладошкой ребенка о свою руку:
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так,
Своих ручек не жалеет.
Игра: «Мамин пальчик».
Цель: активизация хватательного рефлекса.
Ход: погладьте ручки малыша, добиваясь разведения его пальчиков. Вложите свои большие пальцы в ладошки малыша, стимулируя хватательный рефлекс. Спойте песенку:
Гуля, гуля – голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.
Игра: «Натолкнись на игрушку»
Цель: активизация хватательного рефлекса, вывод большого пальчика наружу.
Ход: положите малыша под подвешенную игрушку. Покачайте игрушку, для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Погладьте ручки ребенка и подтолкните их по направлению к игрушке. Если ребенок не пытается захватить их, поднимите руки ребенка так, чтобы кулачки ребенка прикоснулись к игрушке. Если при прикосновении ребенок не раскрывает ладонь, раскройте кулачки ребенка, погладьте их и помогите захватить игрушку. Понаблюдайте за ребенком. Если ребенок не повторяет попытки дотронуться до игрушки, повторите все игровые приемы.
Музыкальное воспитание.
Дидактические задачи.
1.Вызывать слуховое сосредоточение у ребенка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, шумовой коробочки, поющего взрослого)
2.Способствовать формированию умения вслушиваться в звук, положительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление и др.)
Прослушивание музыки произведений Бетховена, Свиридова, Шумана и др.
Прослушивание русских народных мелодий.
Прослушивание колыбельных песен.
Прослушивание мелодий «Звуки природы»
Прослушивание потешек, пестушек, прибауток.
Литература:
- Игры и упражнения для самых маленьких. Т. Стробыкина. Москва.
Айрис-Пресс 2004.
- Ребенок от рождения до года. С.Н.Теплюк. Мозаика-Синтез Москва 2005.
- Играем в памперсах. Н. Ильина. Москва. Айрис-Пресс 2003.
- Игры с детьми младенческого возраста. Ю.А. Разенкова. Москва. Школьная Пресса 2005.
- Играем с малышами. Г.Г.Григорьева. Москва Просвещение 2003.
- Наш малыш от рождения до года. О.Жукова. Аст-Сова Москва 2005.
- 125 развивающих игр для детей до 1 года. Д.Сиберг. Попурри Минск 2003.
- Развитие речи малыша. Е.Ляско. Москва. Айрис-Пресс 2004.
Источник
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
I. Пояснительная записка.
1. Актуальность программы.
Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться, создать психический и физический комфорт для успешного роста. Однако чтобы помочь ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём его проблема? Где и как нужно оказать помощь.
В последние несколько лет молодые родители всё чаще сталкиваются с термином « Раннее развитие ребёнка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов ещё не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребёнка.
2. Научная обоснованность.
Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.
В первый год жизни ребёнка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы; совершенствуются органы чувств, ребёнок учиться видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года жизни появляется речь, начинает формироваться вторая сигнальная система.
В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно – познавательная деятельность.
Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк и другие.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития, воспитания детей раннего возраста.
Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямо хождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через психолога, человека владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.
Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.
Примерно к трём годам память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинает приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребёнок овладевает теми умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идёт о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.
Развитие познавательных процессов и речи помогает ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключатся в том, что их жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребёнок, тем более интенсивно проходит это развитие.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. Детей раннего возраста ёще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов.
Исследования Н.М. Щелованова и М.Ю. Кистяковской показывают, чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальном развитию малыша.
Разнообразные движения, особенно если они связанны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.
Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познает их свойства. Малыш учиться ориентироваться в пространстве. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают в процессе двигательной деятельности навыки общения со взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действиями с требованиями взрослых и с действиями других детей.
Так же исследования учённых показало, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Занятие изобразительной деятельностью не только помогают ребёнку овладеть элементарными приёмами лепки, аппликации и рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.
В период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. У детей этого возраста хорошо развито фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке.
Хотелось отметить, что маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Поэтому занятия с детьми построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Общение с маленьким ребёнком – это всегда радость. Но эта радость зачастую сопряжена с массой проблем и забот, волнений и переживаний. Вырастить здорового и развитого ребёнка можно только
3. Направленность и уровень программы (цель, задачи, категория детей, возраст детей).
Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметная.
Ведущая психическая функция – восприятие.
На занятиях родители принимают активное участие. Целью совместного творчества матери и ребёнка является сохранение контакта матери и ребёнка посредством творческой деятельности. А использование творческого процесса становится способом общения двух любящих сердец.
В раннем возрасте развитие малыша, полностью зависит от стараний близких ему людей. Поэтому занятие проводятся совместно с родителями, которые помогают ребёнку в его нелёгком труде. Окружают его вниманием и любовью.
1. Цели:
- Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
- Создание положительного климата в детском коллективе.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
- Развитие познавательных процессов.
- Активизация речевых процессов.
- Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам.
- Развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Развитие игровых навыков.
2. Задачи программы:
- развивать способность ребёнка удерживать зрительное и слуховое внимание; – развивать целенаправленное восприятие;
- обогащать сенсорный опыт;
- совершенствовать зрительную активность;
3. Категория детей, возраст:
Курс рассчитан для детей 2-3 лет. Возрастные ограничения не являются жёсткими. Можно ориентироваться на актуальный уровень развития детей. Для детей раннего возраста и детей, отстающих в развитии, возрастные диапазоны могут быть сдвинуты в ту или иную сторону. Количество детей в группе от 1 до 10 человек.
4. Показания и противопоказания к применению.
- Поводом для зачисления ребёнка в группу служат: рекомендации врача, заключение психолога (по результатом диагностики). Наблюдения и отзывы воспитателя, пожелания родителей.
- Программа противопоказана детям с наличием психических заболеваний.
5. Содержание программы (общая характеристика).
Общая структура занятий:
- Вводная часть:
- ритуал приветствия;
- двигательная гимнастика;
- Основная часть:
- развитие познавательных процессов;
- развитие речи;
- свободная игра;
- Заключительная часть:
- ритуал прощания;
I. Вводная часть:
- ритуал приветствия: организация детей к занятию (5 минут);
- двигательная гимнастика: направлена на развитие общей моторики и координации движения (7 минут);
Перерыв – (2 минуты)
II. Основная часть:
- развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук (6 минут)
Перерыв – (2 минуты)
- развитие речи: дети учат стихи, речёвки, потешки (4 минуты);
Перерыв – (2 минуты)
- свободная игра: приносит удовольствие, поднимает настроение, стимулирует интерес к окружающему миру, учит общаться со сверстниками (29 минут);
III. Заключительная часть:
- ритуал прощания: дети прощаются со всеми до следующего занятия (3 минута);
Занятие длится один час и делится на несколько временных этапов. Время строго соблюдается.
6. Сроки реализации.
Курс состоит из 60 занятий. Продолжительность занятий 9 месяцев (учебный год).
7. Количество занятий в неделю.
Занятие проходят 2 раза в неделю, в первой половине дня.
8. Условия реализации.
Занятия проводятся в помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил.
Комната для проведения занятий должна быть оборудована следующим образом, недолжно быть лишней мебели, игрушек. Комната должна быть просторной, желательно с ковром на полу для проведения двигательных техник.
А так же необходим:
- магнитофон
- альбом
- цветная бумага
- цветной картон
- белый картон
- цветные карандаши
- цветная гуашь
- пластилин
- мука
- соль
- посуда одноразовая
- мячи
- бубны
- обручи
- воздушные шары
- мыльные пузыри
- трубочки
- крупа
- макароны
- пуговицы
- клизма детская
- шнурки
- молния
- мозаика
- игрушки
9. Способы взаимодействия специалистов (для комплексных программ).
Для успешной реализации программы возможно взаимодействие со следующими специалистами:
- психологом
- врачом психоневрологом
- воспитателями ДОУ
II. Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.
Основные методы оценки уровня развития ребёнка:
Диагностика:
- анкета для родителей «Мой малыш»;
- наблюдение за детьми (Дневник развития ребёнка).
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.
По результатам проведённых занятий, со слов родителей у детей происходит более лёгкий процесс адаптации в дошкольном учреждении, они отличаются глубиной восприятия окружающего мира и быстротой ориентировки в нём.
III. Основные требования (формируется в зависимости от направленности программы).
Занятия должны проводится только совместно с родителями. Это определяется необходимостью точного выполнения движений у детей. В противном случае результат не будет достигнут.
Результат реализации программы приводит к уровню сформированности навыков, ключевых социальных компетенций, социальной адаптации, успешной адаптации (интеграции) в социум как результату реализации программы.
Программа может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий.
Приложение.
Источник