Программа развития ребенка с овз от 3 до 4 лет

Вероника Крылосова
Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 3–7 лет с ОВЗ

Предлогаю Адаптированная образовательная программа от 3-7 лет с О. В. З.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Введение

1.3. Цели и задачи реализации адаптированной программы для детей – инвалидов и детей с ОВЗ

1.4. Принципы и подходы к реализации программы

1.4.1Принципы реабилитационной работы с детьми

1.4.2 Научно- обоснованные подходы для реализации программы

1.5. Особенности развития детей

1.6. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанниками программы

1.6.1. Требования ФГОС ДО к целевым ориентирам

1.7. Пояснительная записка в части, формируемой участниками образовательных отношений

1.7.1. Цели и задачи в части, формируемой участниками образовательных отношений 1.7.2. Планируемые результаты освоения программы.

2. Содержательный раздел

2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в обязательной части программы

2.1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка

2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 2.6. Психологическое сопровождение образовательного процесса

2.7. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы

3.2. Сведения об обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3. Режим дня

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.6. Годовой календарный график, учебный план, расписание непосредственно организованной образовательной деятельности

3.7. Календарно-тематическое планирование в части, формируемой участниками образовательных отношений

3.8. Требования, определяемые в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 Приложение I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности. Данная программа разработана на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

-Конвенцией о правах ребенка ООН;

-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)

-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)

-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014) -Устава.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования детского сада №50

Содержание основной общеобразовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

Основным программным документом по организации образовательногопроцесса в ДОУ является:

«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении детей – инвалидов и детей с ОВЗ существует ряд проблем,обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка адаптированной коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей – инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет. Новизна программызаключается в следующем:

-разработаны рабочая программы педагога-психолога по работе с детей – инвалидов и детьми ОВЗ (Приложение);

-разработана программа психолого-педагогического сопровождения родителей (Приложение)

-составлен перспективный план работы педагога-психолога.

Данная программа обеспечивает осуществление образовательногопроцесса в двух основных организационных моделях:

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

1.2. Введение.

Настоящая адаптированная программа предназначена для работы с детьми – инвалидами и с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (3 – 7 лет).

Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы с детьми по всем образовательным областям, обеспечивающим разностороннее развитие дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.

Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития детей на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно- воспитательной работы с учетом уровня психического развития ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.

В программе раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной) в зависимости от этапа обучения.

В программе отражены преемственные связи между дошкольным учреждением и школой. Программа рассчитана на выполнение во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении (не менее 4 лет). Данная программа обеспечивает осуществление образовательногопроцесса в двух основных организационных моделях:

Читайте также:  Учитель и развитие творческих способностей ребенка

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

Источники финансирования Программы Муниципальный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.

1.3. Цели и задачи программы.

Цель программы – создание условий для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи,решение которых необходимо для реализации цели:

1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

8. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Специальные (коррекционные задачи):

1. Обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее обучающиеся, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.

2. Освоение обучающимися детьми Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

1.4. Принципы и подходы к формированию программы

В программе отражены преемственные связи между дошкольным учреждением и школой. Программа рассчитана на выполнение во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении, наличии необходимой материальной базы и соответствующе квалификации педагогов.

Программа строится на основании принципов дошкольного образования:

1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. сотрудничество организации с семьёй;

6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9. учёт этнокультурной ситуации развития детей.

1.4.1. Реабилитационная работа с детьмистроится с учетом следующих принципов:

-Принцип единства развития и коррекции, который означает, что коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;

– Принцип единства диагностики и коррекции развития, который предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка;

– Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами;

– Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка;

-Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;

– Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;

– Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;

– Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т. к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

1.4.2. Программаосновывается на следующих научно обоснованных подходах:

1. Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста.

Источник

Печуева Ольга Владимировна
Индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ

индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ

(ЗРВПФ смешанного типа с преобладанием когнитивного и вербального компонентов, низкий уровень познавательной активности, ТНР, ОНР 1уровня, моторная алалия).

Иванов Иван

Читайте также:  101 игра для развития ребенка

6 лет 3 группа ДОУ

Цель :

Развитие коммуникативных навыков, речи, познавательных процессов, восприятия времени. Развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики рук, познавательной активности, слухового восприятия, развитие речевой активности, побуждение к фразовой речи; воспитание интереса и потребности к речевому общению;

применение в практике умений выражать свои мысли и желания в любых доступных средствах коммуникации;

повышение познавательной активности, воспитание положительных привычек и навыков.

Задачи:

• Создание благоприятных для развития речи ребенка условий

• Работа над речью с предметно-практической и игровой деятельностью

• Использование возможно большего числа анализаторов: слухового, зрительного, осязательного, двигательного.

• Развитие мотивации к обучению.

Общие принципы работы:

Системность, комплексность, опора на сохраненные анализаторы, создание ситуации успеха, индивидуальный подход, эмоциональный комфорт, помощь психолога в преодолении сложных задач.

Занятие

Содержание работы примечание материалы

1

Задания:

1. «Я-ты» (Психолог называет определения: маленький, темноволосый, взрослый, ребенок и т. д. Ребенок показывает на того, к кому подходит определение и пытается произнести Я-ты)

2. «Перепутанные линии» – Ребенок пальцем должен проследить путь каждой линии.

3. «Точки» – В течение 1-2 сек. ребенку показываем 1карточку с точками и просим запомнить. Закрываем 1. карточку и в пустой просим нарисовать так же точки

4. «Какое время года»- Перед ребенком лежат картинки. Ребенку задаем вопросы (какое время года, когда бывает снег, когда цветут цветы и т. д.)

5. Ребенку дается задание нарисовать одновременно двумя руками солнышко.

3. На воспроизведение не более 15 сек. 1. картинка с линиями.

3. карточки с точками и с пустыми квадратами

4. Картинки с изображением времен года.

2.

Задания:

1. «Кто как разговаривает»- Ребенку показываем картинки с изображением животных и спрашиваем кто как разговаривает. Ребенок пытается произнести (муу. -мяу, шии и т. д.).

2. Называем ребенку различные слова (стол, кровать, дерево, конфета и т. д.) Ребенок должен внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда встретится слово обозначающее, например животное.

3. «Продолжи линию» -ребенок должен одновременно двумя руками продолжить нарисованную линию.

4. Песочная терапия. Ребенку предлагается песок и набор мелких игрушек. Ребенку предлагается сюжет игры.

5. «Угадай» – На столе разложены пластмассовые фигурки. Ребенок рассматривает их, затем завязываем ему глаза и даем одну из игрушек. Ребенок должен на ощупь понять какая у него игрушка. После этого развязываем глаза. ребенок показывает ее.

1. Картинки с животными.

3. Карточки с нарисованными линиями.

4. стол с песком, набор мини игрушек.

5. Набор пластмассовых фигурок.

3. Задания:

1. «Эмоции»- Ребенку показываем картинки с различными эмоциями и предлагаем изобразить эту эмоцию самому.

2. «Рассели карандаши»- Ребенку предлагаем одновременно двумя руками расставить карандаши двух цветов в разные стаканы.

3. «Найди букву»- Ребенку предлагается найти в каждой строчке, и зачеркнуть букву «А» либо другую (букву, цифру).

4. «Запомни картинки»- Перед ребенком выкладываются картинки с различными изображениями. В течение 1-2 сек. он должен их запомнить. Затем картинки смешиваются с другими и ребенку предлагается выбрать те, что он видел.

5. «Предметы с различной фактурой поверхности». – Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом — одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.

3. Время выполнения по 30 секунд.

4. Время запоминания 1-2 секунды 1. Картинки с изображением эмоций.

2. Карандаши 10 красных и 10 синих, два стакана.

3. Таблица с буквами.

4. Набор картинок.

5. Разнофактурные предметы, материалы.

4.

Задания:

1. «Звуки на слух»- Перед ребенком разложены картинки названия которых различаются только одним звуком (мишка-миска). Взрослый (называя в разной последовательности). просит показать, где (мишка, ребенок -показывает.

2. «Золушка» – Ребенок должен двумя руками одновременно, разобрать. смешанные между собой зерна гороха и бобов в разные стаканы.

3. «Что лишнее» – Ребенку демонстрируются две одинаковые картинки, на которых есть не значительные различия. Ребенок должен показать их и пытаться назвать.

4. «Соедини линиями» – Ребенку предлагается соединить линией картинки, названия которых оканчиваются на один и тот же звук.

5. «Песочная терапия» – Стол световой с песком. Ребенку предлагаем рисовать песком на любую тему.

1. Картинки: мишка-миска

санки-танки

свет-цвет

чаша-чаща

рожки-ножки

марина-малина

корка-горка

лук-люк

мышка-мишка

банка-банька

круг-крюк

осы-козы, кот-крот и т. д.

2. тарелка с зернами гороха и бобов. 2стакана.

3. две картинки с изображением.

4. Картина с различными изображениями, оканчивающимися на один и тот же звук.

5. Световой стол с песком.

5 Задания:

1. «Собери»- Ребенку предлагается картинка, разрезанная на разные части. Ребенок должен ее собрать.

2. «Цифры заблудились»- Ребенку предлагаем вписать в пустые окошки недостающие цифры.

3. «Переселение»- Предлагаем ребенку коробку с мини-фигурками домашних и диких животных. Он должен одновременно двумя руками разложить их на две группы.

Читайте также:  Развитие умственных способностей у ребенка

4. «Найди клоуна»- Психолог просит ребенка показать на картинке того клоуна, о котором он говорит. (У него желтый колпак, Он веселый и т. д.)

5. «Ежик» – При помощи пластилина и арбузных семян ребенок лепит ежика, психолог проговаривает его действия.

1. Разрезанная картинка.

2. Карточки с окошками в которых парно точки и цифры, в некоторых окошках пропуски.

3. 3 коробки. Набор фигурок животных.

4. Картина с изображением нескольких клоунов.

5. Пластилин, семена арбуза.

6. Задания:

1. «Дорисуй фигуру» -Ребенку предлагается карточка с 9квадратами в каждом из которых кроме одного нарисованы фигуры в определенном порядке. Ребенок должен определить закономерность расположения фигур и дорисовать недостающую.

2. «Подбери картинку» – Ребенку предлагаются картинки с изображением времени года и картинки с изображением следующих предметов: саней, лыж, лодки и тому подобное. Ребенок должен назвать предмет и подложить к картинкам с изображением временем года.

3. «Покажи ладони»- Называем ребенку различные слова (окно, яблоко, мальчик и т. д.) Ребенок должен внимательно слушать и показывать психологу ладони, когда встретится слово обозначающее, например растение

4. «Арттерапия» – Ребенку предлагается с помощью пальчиков нарисовать картину красками. Т

1. Карточки с изображением фигур.

2. Картинки с изображением времен года +мелкие картинки.

3. Краски, ватман.

7 Задания:

1. «Логические связи» – Ребенку предлагается несколько картинок с рисунками между которыми есть логическая последовательность (гнездо птицы-в гнезде яйца птицы-в гнезде птенцы и т. д.). Ребенку предлагаем расположить картинки в определенной последовательности.

2. «Художник» – ребенку выдается рисунок, состоящий из точек. Он должен обвести его и раскрасить.

3. «Камешки-ракушки» – Перед ребенком стоит коробка с ракушками и камешками. Задание одновременно двумя руками разобрать ракушки отдельно, камешки отдельно в две коробки.

4. «Сосчитай» – Ребенку выдается коллекция мини овощей. По заданию психолога (положи в ряд четыре яблока) ребенок выполняет то или иное действие.

1. Наборы картинок.

2. Точечный рисунок.

3. 3 коробки, морские камешки и ракушки.

4. Набор овощей.

8 Задания:

1. «Художник перепутал» – Ребенку предлагается картинка, на которой изображены нелепицы (Зимняя деревня и цветет яблоня). Задание обвести кружком то, чего не могло произойти (зимой, летом и. т. д., Посчитай кружков должно быть четыре (три).

2. «Фигуры» – Ребенку предлагаются изображения фигур и рисунок, состоящий из этих фигур. Задание закрасить те фигуры, из которых состоит рисунок.

3. «Ухо-нос» Исходное положение: стоя. Левой рукой ребенок держится за кончик носа, правой – за мочку левого уха. По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой – за мочку правого уха.

2-й уровень сложности.

То же, но в быстром темпе.

4. «Повтори слова» – Психолог называет ребенку 10 слов, ребенок их должен запомнить и повторить.

5. «Буквы» – Психолог показывает ребенку букву и просит ее произнести.

4. Проигрывается несколько раз. 1. Картинки. Карандаш.

2. Фигуры, картинки из фигур карандаши цветные.

5. Набор букв.

9 Задания:

1. «Животные» – Ребенку предлагаем поиграть в игру: психолог называет любое животное, а ребенок должен его показать (как оно движется, гримаса и т. д., озвучить.

2. «Лишнее»- Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены группы предметов. Ребенок должен показать какие из них не подходят в данную группу.

3. «Елочка»- Ребенок должен двумя руками одновременно нарисовать елочку.

4. «Звуки»- Психолог показывает ребенку картину, на которой изображены различные предметы, животные и т. д. и проговаривает название каждого нарисованного предмета с выделением последнего звука в названии. Затем ребенок должен соединить линиями изображения, которые заканчиваются на один и тот же звук.

5. «Мяч»- Психолог просит ребенка поиграть в мяч по правилам. Правила таковы: психолог называет слово и бросает мяч ребенку, если слово обозначает предмет-ловим мяч, если что-то живое – не ловим мяч (кукла, стол, девочка, солнце, котенок и т. д.)

2. набор картинок.

3.2листа бумаги, 2карандаша.

4. Картина.

5. мяч.

10. Задания:

1. «Сказкотерапия» – Психолог предлагает ребенку разыграть сказку. Для этого берем куклы, психолог проговаривает сказку и одновременно с ребенком при помощи кукол показывают действие сказки. (Репка, Теремок и т. д.).

2. «Крупа» – Перед ребенком ставим емкость с крупами (греча, рис, чечевица). Задание разобрать крупу одновременно двумя руками на три емкости.

3. «Внимательные руки»- Психолог читает ряд слов, в которых есть звуки «И», «Й» или без них (Лифт, йод, инженер, воробей стол, прогулка, аллея, буйвол, климат и т. д.). Ребенок держит руки на коленях, когда слышит звук «И» поднимает правую руку, когда «Й» левую. Когда не той не другой-руки остаются на коленях.

4. Арттерапия- Работа с кинетическим песком. Фантазируем с ребенком тема «Волшебный город».

1. Куклы и другие элементы (теремок, репка и т. д.) сказки.

2. Крупа, емкости для крупы.

4. Кинетический песок.

Источник