Программа развития ребенка с нарушениями зрения в школе

Александра Володева
Примерная индивидуальная образовательная программа ребенка с нарушением зрения, обучающегося в общеобразовательной школе

1. Общие сведения

Ф. И. О. ребенка: ___Возраст: ___ лет

Школа: ___Класс: 5

Ф. И. О.родителей: ___ ___

Ф. И. О. основного педагога (учителя): Т. Е. К.

Ф. И. О.специалистов сопровождения:

Учитель-дефектолог В. А. А.

Педагог-психолог Е. И. А.

Инструктор ЛФК В. А. А.

Заключение и рекомендации ОПМПК

Уровень развития познавательной сферы на средней границе возрастной нормы. Дефицит внимания, гиперактивность. Замедленный темп учебной деятельности у ребенка с нарушением зрения.

Рекомендовано обучение по программе общеобразовательной школы в рамках инклюзивного образования. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год) Освоение образовательной программы за пятый класс средней ступени общеобразовательной школы на доступном ребенку уровне.

Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр и т. п.)

– Развитие школьной мотивации и умения удерживаться в рамках школьных правил

– Формирование пространственных представлений

– Развитие произвольного компонента деятельности

-Занятия по СБО, Брайлю, развитию мимики и пантомимики, охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия, развитию осязания и мелкой моторики, ЛФК.

Режим пребывания ребенка в ОУ

5 дней, 6 уроков в день,с 9:00 до 14:00

Индивидуальныезанятия со специалистами во внеучебные часы:

1 час с педагогом-психологом, 1 час – учитель дефектолог.

Итого учебных часов в неделю – 29 ч., что соответствует нормам САНПИН

2. Создание “безбарьерной” среды.

Потребности ребенкаКомпенсация способностей: контролировать свое поведение к трудовой деятельности, к освоению образовательной программы

Направления деятельности Задачи на период (возможные)

Построение комфортной среды:

– изменение в помещениях (классная комната, рекреация и т. д.)

-материалы для нормализации тонуса

-визуальная поддержка – создание сенсорно-обогащенной среды

При наблюдаемой утомляемости к концу урока возможно посещение сенсомоторной комнаты

– расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках, речевые памятки крупными буквами (белый фон, черный шрифт)

Обеспечение специализированным учебным оборудованием -зрительные ориентиры на оборудовании в спортивном зале;

– учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы;

– указки с ярким наконечником;

– различные увеличительные приборы (лупы настольные и для мобильного использования);

– дополнительное освещение на рабочем месте (парта) и дополнительное освещение доски;

– кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Обеспечение помещений школы специализированным оборудованием и приспособлениями – приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – метки-маркеры, тактильные дощечки, дорожка с шероховатой поверхностью на полу;

-наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены;

– зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, перилах яркого,контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см);

-зрительные ориентиры на стенах и дверях;

-звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании (в начале и в конце коридора, обозначение этажа).

Учебные пособия, дидактические материалы -тетради в крупную клетку и линейку

-памятка с тезисами к каждому уроку (сигнальные существенные признаки)

-интерактивная доска (по мере необходимости на уроках, не дольше 30 минут);

– пособия с небольшим количеством элементов.

3. Психолого-педагогическое сопровождение

Основное направление деятельности Конкретные задачи на период Режим и формы работы Показатели достижений ребенка Необходимый специалист Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста)

Развитие зрительной ориентировки в пространстве 1. Различение лево-право; верх-вниз; над-под-за-перед-на 1 раз в неделю индивидуально после уроков

Развивающие игры, работа с картинками и телом Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве Педагог-психолог Включенное наблюдение в ходе занятий. Беседа с другими специалистами. Проверочные задания в виде игры (расположение фигурок в пространстве, игра в прятки)

Развитие познавательных процессов 1. Развитие концентрации внимания, памяти 2 раза в неделю Умение удерживать внимание в продолжение 15 минут; запоминание 7 слов из 10 Учитель-дефектолог Наблюдение за ходом занятия; срезовая диагностика (“10 отличий”, “Лабиринт”).

Освоение правил поведения в школе Разработка памяток по поведению в школе, развитие умения у ребенка пользоваться памятками Сопровождение на уроках Придерживаться правил поведения в школе, действует в соответствии с требованиями учителя наравне с одноклассниками Учитель-дефектолог Наблюдение на уроках.

Беседа с учителем и другими специалистами.

4. Освоение образовательной программы:

не нуждается в изменении программы

5. Формирование социальной компетентности

Направление деятельности Конкретные задачи на период Ответственные Формы деятельности Показатели достижений Формы оценки достижений

Формирование адекватного поведения и учебной ситуации (на уроке) самостоятельно готовится к уроку; выполняет задания учителя на уроке; записывает домашние задания Все специалисты Отработка навыка ориентирования по карточкам с алгоритмом деятельности на уроке; анализ ребенком собственной деятельности на уроке Готовность к уроку

Выполненные письменные задания на уроке

Все домашние задания записаны в дневник Наблюдение в процессе урока и на перемене, анализ общего для специалистов дневника наблюдений

Формирование социально-приемлемого поведения в группе сверстников Все специалисты

Формирование самостоятельности Все специалисты Индивидуальные занятия со специалистами (психолог, дефектолог) и занятия в классе (учитель, тьютор)

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность на уроке -сверять свое поведение в учебном процессе с памятками; уметь изменить свое поведение, если оно не соответствует ситуации; уметь обратиться за помощью в ситуации затруднения Все специалисты Индивидуальные занятия со специалистами (психолог, дефектолог) и занятия в классе (учитель, тьютор) Освоение работы с памятками; соответствие поведения учебной ситуации; обращается за помощью к учителю, тьютору Наблюдение в процессе урока; анализ общего для специалистов дневника наблюдений; изучение продуктов учебной деятельности; беседа с родителями

Читайте также:  Онлайн тест развития ребенка до года

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

№ Вторник Четверг Пятница

1 Социально-бытовая ориентировка Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия ЛФК

2 Письмо по Брайлю Развитие осязания и мелкой моторики Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия

3 Развитие мимики и пантомимики Письмо по Брайлю Социально-бытовая ориентировка

Источник

Для детей с нарушением зрения существует специальная программа Плаксиной Л.И., которая является единственной образовательно-воспитательной программой, базирующейся на комплексном подходе в учебном процессе.

Эта программа закладывает основы особого отношения к ребенку в процессе обучения, создавая для него щадящие условия. Комфортная атмосфера в группе, мягкое отношение педагогов и квалифицированный подход к обучению дают заметные результаты, которые благотворно сказываются на остроте зрения и улучшении состояния глаз.

Суть и базовые принципы

Становление зрения у любого человека происходит с момента рождения ребенка и до достижения им 8-10 л. Дети, имеющие нарушения зрения, в период раннего развития требуют особого отношения.

Преимущество программы Плаксиной — обучение в легкой игровой форме

При стандартном подходе к обучению таких детей уже к 4-6 г диагностируются рецидивы глазных болезней, а также ухудшение уровня зрения, поэтому так важно бывает проводить адаптационную работу с раннего возраста (1,5-3 г).

Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения заключается в перестроении учебно-воспитательного процесса с целью:

  • создания щадящих условий для зрения ребенка;
  • всестороннего развития ребенка с нарушением зрения;
  • систематической коррекции уровня зрения с целью его сохранения или улучшения.

Суть программы заключается в том, что весь объем информации дробится и подается в облегченной, игровой форме. При этом ребенок развивается всесторонне, включая обязательное физическое воспитание и лечебную гимнастику. Весь педагогический и образовательный процесс прописывается с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения.

Доктор психологических наук и педагог Плаксина Любовь Ивановна (крайняя слева) разработала коррекционную программу для детей с нарушением зрения

Подобная методика была разработана в 1995 г. доктором психологических наук и педагогом Плаксиной Любовь Ивановной, которая предложила разделить процесс обучения и перестроить его с учетом особенностей детей, имеющих нарушение зрения.

Вся программа построена на психологических методах и делиться на детсадовскую, в которой детей учат:

  • правильно говорить и логически мыслить;
  • знать элементарные математические основы;
  • иметь представления об окружающем мире;
  • на начальном уровне рисовать, лепить и клеить аппликации;
  • знать основы труда и физически развиваться;
  • уметь играть в игры.

Все стороны развития ребенка прорабатываются с учетом каждого года обучения и включают множество упражнений и теоретических знаний.

Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения: 1 этап предусматривает изучение цвета и форм

Параллельно с образовательными процессами с ребенком проводят работу, которая в основном включает коррекцию зрения в несколько этапов:

  • на 1 этапе дети изучают основы формы, цвета;
  • 2 этап закладывает основы анализа характеристик предметов, их особенностей;
  • на 3 этапе дети обучаются классификации и целенаправленному использованию зрения;
  • на 4 этапе всю полученную информацию закрепляют, улучшают время реакции и ориентировку в пространстве.

Вместе с коррекцией зрения идет работа по:

  • устранению нарушений речи;
  • развитию мелкой моторики;
  • социально-бытовому обучению;
  • занятиям ритмикой и лечебной физкультурой;
  • правильной ориентировке в пространстве.

Общее количество представленных в программе упражнений более 1000 шт., поэтому их с легкостью можно отбирать и корректировать с учетом индивидуальных особенностей группы.

Данная программа с успехом была опробована в узкоспециальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения и показала оптимальные результаты, поэтому широко применяется и на сегодняшний день.

Дети не только получали основы знаний, но и учились пользоваться имеющимся уровнем зрения, другими ощущениями и основами анализа. В результате систематического проведения коррекционных упражнений зоркость улучшалась значительно, а здоровье глаз сохранялось на высоком уровне.

Показания к началу применения

До определения ребенка в специализированный детский сад для начала проведения коррекционной работы каждый ребенок проходит многоуровневое обследование у узких специалистов. Только после установки диагноза ребенку может быть рекомендовано подобное обучение.

Прежде чем начинать обучение по программе Плаксиной, зрение ребенка нужно проверить у офтальмолога и установить диагноз

В целом для обучения по коррекционной программе рекомендуют детей разных категорий:

  • детей с аномалиями зрительной рефлакции;
  • детей со сниженной остротой зрения, которая скорректирована очками;
  • слепых детей и детей с остаточным зрением;
  • слабовидящих детей с понижающейся остротой зрения;
  • детей с косоглазием и амблиопией.

Дети обязательно диагностируются местными специалистами, которые учитывают индивидуальные патологии и особенности ребенка в дальнейшей работе.

Применение коррекционной программы для детей со сниженной остротой зрения помогает улучшить уровень зрения. Детям с патологиями системный подход к обучению дает возможность сохранить зрение, а также избежать возможных рецидивов. Слабовидящих и слепых детей данная методика обучает использовать иные ощущения и учит ориентироваться в пространстве.

Противопоказания и ограничения

На все категории детей с нарушением зрения обучение по коррекционной программе, разработанной под редакцией Плаксиной Л.И., способно оказать положительное воздействие.

Данная программа учитывает все хронические особенности ребенка, поэтому зрительное здоровье ребенка не ухудшается в процессе обучения. Однако временные состояния здоровья могут вызывать противопоказания против любой нагрузки на зрение.

К таким относятся:

  • воспалительные процессы;
  • грипп и ОРВи;
  • ремиссии болезней зрения;
  • повышенная чувствительность зрения.

Количество упражнений на глаза значительно сокращается или полностью убирается в послеоперационный период, а также при плохом самочувствии ребенка. Педагоги при разработке каждой групповой индивидуальной программы обязаны учитывать уровень развития, внимательности и усидчивости детей.

Читайте также:  Ребенок в три месяца развитие и питание

При простудах и воспалительных заболеваниях занятия по коррекции зрения ребенку запрещены

Все упражнения и новая информация подаются в мягкой игровой форме, что вызывает естественный интерес детей. Только правильное сочетание нагрузки и объема знаний, получаемых каждым ребенком, может дать значительный эффект.

Полезные рекомендации для пациентов

Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения состоит из нескольких этапов, каждый из которых включает комплексное и всестороннее развитие ребенка. Поэтому очень важно бывает посещать все занятия в дошкольном учреждении ежедневно с целью постепенного получения нужного объема информации и физического развития.

Вся программа основана на психолого-педагогических методах, которые позволяют объединить коррекционную и образовательную функцию обучения. На стадии подготовки к введению программы рекомендуеться создать благоприятную, комфортную обстановку для каждого ребенка в коллективе и дома.

Занятия проводятся в помещении и на свежем воздухе в течении небольшого времени и с перерывами, чтобы ребенок успел усвоить информацию. Для быстрого усвоения материала необходимо практическое закрепление знаний.

Педагоги совместно с родителями готовят для детей необходимые плакаты, приборы и канцелярские принадлежности. Особое внимание в программе уделяется развитию мелкой моторики рук через лепку, самомассаж посредством специальных предметов.

Дети, имеющие нарушения зрения, быстро утомляются из-за сниженной работоспособности глаз. Поэтому особое внимание при введении программы уделяется щадящим и комфортным для зрения условиям в помещениях, где проходит обучение.

Положительный эффект коррекционные упражнения будут давать только при постепенном и системном воздействии, а также правильном выполнении ребенком поставленных задач в светлых помещениях с достаточным количеством освещения. Подобные условия для полноценного развития необходимо подготовить для ребенка дома.

Основной комплекс

Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения состоит из 2 разделов:

  • программы для детского сада;
  • коррекционной работы.

Программа для детского сада включает несколько направлений развития ребенка:

  • развитие речевого аппарата, которая включает практические занятия по развитию речи, обучению предметному восприятию и основам анализа предметов;
  • усвоение математических основ, которое предусматривает изучение счета, форм и обучение понятиям времени;
  • обучение основам рисования с обязательным развитием зрительного восприятия;
  • знакомство с окружающим миром;
  • физическое развитие, которое состоит из улучшения уровня общего физического развития, координации движения и ориентировки в пространстве;
  • трудовое обучение включает формирование интереса и уважения к труду взрослых, самообслуживание и обучение элементарному хозяйственному труду;
  • основы игры закладывают социальные приоритеты развития, способность к общению и получению чувственных ощущений.

Каждое направление развития также делится на 4 года обучения с постепенным усложнением поставленных задач (от простого к сложному).

Коррекционная работа делится на периоды проведения. 1 этап включает получение ребенком общих знаний о предметах и формах, а также основы сочетания, сопоставления предметов и их характеристик в 1 год обучения.

В это время ребенку объясняют основы осязания и обоняния, и учат пользоваться этими ощущениями. Усвоение материала происходит, в том числе путем использования упражнений для активизации и стимуляции зрительных функций.

Так, упражнение «выбери зеленые» предполагает развитие умения сопоставлять цвета и объединять предметы по 1 признаку:

  1. Педагог выставляет на стол предметы разных цветов и оттенков.
  2. Дети по очереди должны выбрать по 1-2 предмета зеленого цвета. В зависимости от результата педагог объясняет ребенку правильность выполнения задачи и предоставляет дополнительную возможность выбора.
  3. Упражнение повторяется на ускорение.

Такое упражнение проводится для каждого цвета и позволяет закрепить знание цветов.

Упражнение «найди кубики» помогает формировать четкие представления о формах предметов и объединять их в группы по 1 признаку:

  1. Для его выполнения педагог выставляет на стол предметы разной формы и предоставляет детям возможность по очереди выбрать по 1-2 кубика.
  2. Сначала задание выполняет сам педагог, объясняя особенности задания.
  3. Затем каждый ребенок ищет и складывает найденные предметы на своем стуле.

Упражнение выполняется как с одним общим заданием, так и с индивидуальными особенностями для каждого (1 ребенок ищет синие кубики, 2 большие кубики).

На 2 этапе детей учат анализировать основные характеристики предметов (форма, цвет) и их положение в пространстве. У детей формируются навыки определения собственного и предметного положения в пространстве и четкое различение особенностей предметов.

Упражнение «найди такой же величины» отлично формирует основы элементарного анализа, а также умение учитывать положение предметов в пространстве:

  1. На стол выставляются предметы разных размеров.
  2. Педагог объясняет понятия равенства предметов по высоте, а также их различие по этому параметру.
  3. Затем педагог показывает, как находить предметы одной величины.
  4. Дети по очереди пытаются выполнить упражнение самостоятельно.

Проводить такое упражнение можно на свежем воздухе с подручными предметами.

Упражнение составь пирамиду учит ребенка соотносить размеры предметов и находить подходящие части, а также пространственному ориентированию:

  1. Педагог раскладывает на столе множество разных предметов, объясняет какие из них подойдут для составления пирамиды и как ее составлять.
  2. Каждый ребенок по очереди пытается найти и составить пирамиду самостоятельно.

В качестве частей для пирамиды могут быть использованы плоские предметы разной величины. Такое упражнение может выполняться командой из 2-3 детей.

3 этап предполагает закрепление умения зрительного анализа и обследования предметов. На 3 г обучения детей учат различать оттенки, контрастность цветов и повторять увиденные картинки по образцу.

Преподаватель обучает детей основам использования линз, луп, биноклей, объясняет принцип выделения группы предметов по 1 или 2 признакам. Дети постепенно начинают различать контрастность цвета, оттенки. С детьми проводятся систематические упражнения по стимулированию и развитию зрения, а также по гигиене зрения.

Читайте также:  Влияние детского массажа на развитие ребенка

Интересное упражнение «составь узор» направлено на закрепление умения различать оттенки одного цвета и группировать предметы по этому признаку:

  1. Перед каждым ребенком на столе раскладываются кусочки картона разных цветов и оттенков.
  2. Каждый ребенок должен выбрать нужные оттенки заданного ему цвета и составить из них простой геометрический узор.

Педагог направляет ребенка и помогает в составлении узора при 1 выполнении упражнения.

Упражнение «найди свой домик» напротив предполагает развитие анализа и восприятия, учит сопоставлять размеры предметов:

  1. Перед детьми выставляются разные предметы по форме и размеру, а также отдельно разные по габаритам коробки.
  2. Сначала дети выбирают каждый по 1 предмету.
  3. Затем на время они должны подобрать для выбранного предмета домик (коробку) по размеру.

Упражнение может выполняться как в обычном режиме, так и на ускорение.

На 4 году программы с детьми проводится работа по расширению полученных знаний. Ребят учат изучать предметы планомерно и целенаправленно. Уметь фиксировать внимание и локализировать его, в том числе составлять планы и схемы.

В этот период детей учат пользоваться полученными знаниями быстро и в соответствии с обстоятельствами. Дети активно ориентируются в пространстве, учатся пользоваться всеми органами чувств.

Упражнение «расставь предметы по следу» обучает детей мыслить логически и составлять связи мысленно:

  1. Перед детьми на стол выставляются картинки животных и отдельно картинки с отпечатками их лап. Могут использоваться настоящие предметы и отпечатки, которые они оставляют.
  2. Затем детям предлагается по очереди попробовать переставить картинки так, чтобы отпечатки соответствовали картинкам животных.

В этот период часто применяются упражнения с лабиринтами и схемами. Так дети самостоятельно находят выход из нарисованного лабиринта или составляют схему комнаты, дома, сада.

Все обучение проводится параллельно с углубленным развитием речи, которое выражается в персональных и групповых занятиях с логопедом, и развитием мелкой моторики рук.

Во время 2 курса коррекционной программы дети активно начинают обучаться ритмике и заниматься лечебной физкультурой. Кругозор детей постепенно расширяется в ходе обучения понятиям окружающей среды, приобщению к труду и социальному развитию.

КатегорияПодкатегорииЭтапы обучения
Программа для детского садаРечевое развитиеДелится на 4 года обучения и подразделы
Математические основы
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Физкультура
Трудовое воспитание
Коррекционная работаРазвитие зрительного восприятия
Коррекция нарушений речи
Развитие осязания и мелкой моторики
Ориентировка в пространстве
Социально-бытовое развитие
Ритмика
Лечебная физкультура

Закрепление результата

Программа Плаксиной включает множество упражнений и занятий для детей с нарушением зрения, которые проводятся по несколько раз и часто охватывают похожие задачи.

Вся информация усваивается постепенно, с многократным повторением и объяснением. Только после закрепления полученного знания педагог переходит к новому предмету изучения. Теоретические занятия сопровождаются практическими, в том числе на открытом воздухе.

Все занятия проводятся квалифицированными специалистами с обязательным включением в образовательную программу родителей ребенка, поэтому для закрепления материала рекомендуется:

  • неоднократное повторение полученных знаний дома;
  • практическое использование знаний каждый день.

Чтобы программа Плаксиной для детей с нарушением зрения дала хороший результат, знания, полученные в ходе обучения, необходимо подкреплять домашними занятиями с ребенком

Только сочетание развития и воспитания ребенка в саду и дома дает оптимальные результаты усвоения полученной информации.

Мнения о методике врачей и родителей

Большинство специалистов сходятся во мнении, что коррекционная программа Плаксиной Л.И. дает существенные результаты и помогает улучшить состояние ребенка. Родители сходятся во мнении, что программа помогает детям научиться пользоваться имеющимися возможностями зрения оптимально, что закладывает основы для дальнейшего развития.

Уникальная программа способствует социальной адаптации ребенка и обучает его игре. В садах, работающих по программе с коррекцией зрения, создаются группы детей, имеющих схожие нарушения зрения. Объединение по общему признаку дает комфортную среду для обучения ребенка.

Врачи настоятельно рекомендуют детям с существенными нарушения зрения пройти образовательную программу до школы по программе Плаксиной, которая создает самые щадящие условия для зрения одновременно давая нужный объем образования и воспитания каждому ребенку с учетом его состояния здоровья.

Программа для каждого детского сада и группы разрабатывается заново на основе общей системы, поэтому родители сходятся во мнении об индивидуальном подходе к обучению.

Отдельные семьи отмечают интенсивность занятий при относительно небольшой нагрузке, что бывает не совсем удобно. Но в целом все сходятся во мнении о высокой эффективности коррекционной программы Плаксиной, созданной для детей, имеющих нарушения зрения.

Когда стоит ожидать эффекта

Подобную программу рекомендуется проходить в период дошкольного и начального школьного развития ребенка. Именно в этот период происходит развитие и становление зрения, которое закладывается на всю жизнь. Первые результаты общего укрепления зрения проявляются после 1 года обучения.

Однако для получения стабильных результатов и закрепления достигнутых возможностей для ребенка с нарушением зрения срок обучения по данной системе должен быть не меньше 4 лет.

При возможности, программу лучше пройти полностью до поступления ребенка в школу, именно это создаст нужные предпосылки для возможности дальнейшего обучения ребенка с нарушением зрения, в том числе в общей школе.

Программа Плаксиной включает более 1000 различных специальных коррекционных упражнений для детей с нарушением зрения, занятия речью, физической культурой, моторикой и способствует общему развитию.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео о программе Плаксиной

Программа Плаксиной для детей с нарушением зрения — 10 эффективных упражнений:

Источник