Программа развития ребенка с нарушениями зрения

Индивидуальная программа для воспитанника старшей группы Алеши П. на 2014-2015 учебный год.

Линии развития. Задачи                                                

Игры и упражнения

Социально-личностное развитие

1.Формирование адекватного взаимодействия с педагогами и детьми.

2.Учить адекватно реагировать на присутствие сверстника и его действия.

Узнай по голосу,кто позвал

Угадай товарища наощупь

Играем в паре

Познавательно-речевое развитие

1.Формирование представлений о самом себе.

2.Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

3.Развивать произвольное внимание и память.

Назови фамилию,имя, отчество

Составь свой словесный портрет

Лото

Домино

Найди отличия

Слушай и выполняй команду

Найди пару

Физическое развитие

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.Развивать тактильную чувствительность рук.

3.Развивать зрительно-двигательную координацию.

Чудесный мешочек

Разложи отдельно все деревянные, металлические, пластмассовые предметы

Дорису половину предмета

Лабиринт

Путаница

Ведущая деятельность

1.Учить наблюдать за предметно-бытовыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражать его действиям.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Зоопарк», «Правила движения на улице»

Продуктивная деятельность

1.Формировать интерес к рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

2.Учить проводить прямые и замкнутые линии.

3.Учить штриховать, соединять по точкам.

4.Учить лепить по образцу.

По плану воспитателей индивидуальное сопровождение на занятиях.

Работа в индивидуальной тетради «Послушный карандаш»

Обводка по контуру на приборе «Светлячок»

Лепка, работа с ножницами

Коррекционные задачи

Игры и упражнения

Зрительное восприятие

 Цвет

1.Учить отличать основные оттенки цветов.

2.Узнавать  и называть цвет реальных предметов в окружающем мире.

Подбери по цвету и оттенкам

Разложи от светлого к темному

Что в рисунке неправильно (цвет)

Собери цветной узор

Форма

1.Учить различать и называть геометрические фигуры и объемные геом. тела.

2.Учить соотносить формы предметов с геометрическим эталоном.

Назови фигуру, геом. тело

Какой предмет похож на круг, квадрат

Найди в группе круглые предметы. овальные, треугольные и т.д.

Найди предмет такой же формы

Величина

1.Упражнять в различении величины окружающих предметов.

2.Упражнять в обозначении в речи величины предметов.

3.Упражнять в выстраивании предметного ряда в возрастающем и убывающем порядке.

Найди высокие, широкие, узкие, низкие предметы

Сравни 2 дома по высоте, ширине, длине

Расставь матрешек по величине

Восприятие изображений

1.Учить видеть расположение предметов на картине; называть предмет, расположенный ближе, дальше.

2.Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.

Что находится за вазой?

 Что на картинке ближе, что дальше?

Раскрась собаку и кошку так, чтобы они стояли по разные стороны забора.

Восприятие сложных форм

1.Находить по части предмета целый, составлять из частей целое.

Составь из частей целое

Сложи кубики

Дорисуй предмет

Внимание, память

1.Учить находить различие и сходство в объектах, картинках.

2.Упражнять в запоминании и расположении предметов.

3.Упражнять в нахождении изменений в ряду предметов.

Чем похожи и чем отличаются предметы?

Что изменилось?

Четвертый лишний

Продолжи ряд

Ориентированность в окружающем

1.Упражнять в обобщении и классификации предметов.

Назови одним словом

Разложи карточки по группам

Ориентировка в пространстве

1.Упражнять в ориентировке в микроплоскости (на листе бумаги)

2.Учить ориентироваться по картинке-плану.

3.Учить моделировать пространственные отношения из строительного материала.

Нарисуй в верхнем правом углу яблоко, в нижнем левом углу огурец и т.д.

Разложи квадраты слева направо, снизу вверх и т.д.

Расположи предметы как на схеме

Нарисуй схему по словесному описанию

Линии развития. Задачи                                                

Игры и упражнения

Социально-личностное развитие

ГБОУ СОШ №1460 (дошкольное отделение)

Тема выступления на семинаре:

« Взаимодействие специалистов ДОУ как фактор повышения эффективности  коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения».

Коррекция – система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии. Под коррекцией понимается как исправление отдельных дефектов (зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях его  обучения, воспитания и развития.

Говоря о взаимодействии специалистов ДОУ, мы должны рассмотреть совместную деятельность врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре.

В ДОУ для детей с нарушением зрения вся коррекционно-педагогическая работа тесно связана с лечебно-восстановительной работой.

Взаимодействие специалистов осуществляется в следующих направлениях:

1.Диагностическая работа обеспечивает

-изучение документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт);

– подготовка детей к проведению офтальмологического обследования (ознакомление с элементами таблиц для определения зрения) и формирования у них осознанного отношения к лечебному процессу;

-комплексное психолого-медико-педагогическое обследование предполагает:

1)уточнение офтальмологического диагноза (врач-офтальмолог)

2)выявление уровня развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития осязания и мелкой моторики (учитель-дефектолог)

3)формулировка логопедического заключения (учитель-логопед)

4)выявлнение уровня общего развития и индивидуальных особенностей дошкольников (психолог, воспитатель)

5)диагностика физического развития (воспитатель по физической культуре)

Диагностическая работа включает:

-раннюю (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

-комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической  информации от специалистов разного профиля;

-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей;

-изучение эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей;

-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.

2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях ДОУ. От качества коррекционной работы, тесного сотрудничества специалистов зависит продуктивность лечебно-восстановительной и коррекции познавательной сферы и развития личности. Систематическая коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях: организация специальных коррекционных занятий, включение коррекционных игр и упражнений в совместную (режимные моменты) и непосредственно образовательную деятельность.

Коррекционно-развивающая работа включает:

-составление индивидуальных программ развития;

-комплектование подгрупп для занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности  и выявленных вторичных отклонений в развитии;

-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

-коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы и коррекцию  поведения.

Формами взаимодействия специалистов в ДОУ являются :

-сопровождение занятий

-совместное  тематическое планирование (разработка перспективного плана коррекционно-развивающей работы, который соответствует тематическому плану воспитательно-образовательной работе)

-определение взаимосвязи «Содержание коррекционной работы» с другими компонентами основной общеобразовательной программы ДОУ

-рекомендации специалистов, позволяющие обеспечивать коррекционную направленность педагогического процесса (тетрадь взаимодействия специалистов)

-выстраивание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения через деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ и составление  в случае необходимости индивидуальной коррекционной программы развития ребенка

-совместное проведение занятий, досугов

-обсуждение процесса и результатов коррекционной работы

-корректировка программ индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Организация  образовательного процесса в ДОУ строится с учетом особенностей нарушения зрения детей. Врачом –офтальмологом назначаются зрительные нагрузки, которые регулируют характер используемых учебно-наглядных пособий (цвет, размер, форма) и особенность их расположения (вертикальная, горизонтальная плоскость,удаленность),время, продолжительность и количество занятий со зрительной нагрузкой в день, виды упражнений для активизации и стимуляции зрительных функций. Эти сведения учитель-дефектолог доводит до воспитателя (тетрадь взаимодействия, консультирование), дает рекомендации учителю-логопеду (размер пособий, размещение), воспитателю по физической культуре (ограничения в движениях) и музыкальному руководителю (посадка детей с учетом особенностей зрения, оклюдор)

Врач-офтальмолог назначает лечебные процедуры и совместно с медсестрой-ортоптисткой осуществляет поэтапное лечение амблиопии и косоглазия. Выделяют 3 этапа-плеоптика, ортоптика и стереоптика.

Плеоптика:

-повышение остаточного зрения

-развитие монокулярного зрения (окклюзия, лечение на аппаратах, амблиотренер,компьютерное лечение)

              Учитель-дефектолог (тифлопедагог) осуществляет подготовку детей к аппаратному лечению (обучение слиянию изображений, совмещению изображений). В этот период включает игры и упражнения, направленные на повышение зрения амблиопичного глаза –обводка по контуру, через кальку, мозаика, нанизывание бус, задания на выделение цвета, формы, величины предметов.

Ортоптика:

На этом этапе лечения офтальмолог осуществляет

-удаление угла косоглазия (лечение на аппаратах, хирургическое вмешательство)

-развитие плоскостного бинокулярного зрения (лечение на аппарате «Синоптофор»)

Цель заключается в восстановлении фузионной способности и развитии бинокулярного зрения. Учитель-дефектолог  учит накладывать одно изображение на другое, подбирать  цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

Стереоптика:

-расширение полей зрения (на аппаратах)

-выработка стереоскопического зрения (на аппаратах)

На этом этапе проводятся игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояние между ними («Распредели игрушки по величине», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо»).

Специальные коррекционные упражнения проводятся на занятиях у специалистов, воспитателей, а также в свободной деятельности и в проводимой воспитателями индивидуальной работе (по рекомендациям учителя-дефектолога).

 В конце года проводится диагностика всеми специалистами уровня общего   и речевого развития, зрительного восприятия (количествено-качественный анализ и оценка результативности работы). Врач-офтальмолог определяет динамику развития зрения и назначение курса дальнейшего лечения. Выпускникам даются рекомендации по рациональному размещению ребенка в классе, соблюдением режима очковой коррекции.

3.Консультативная работа  включает в себя консультирование специалистами:

-выработку совместных  рекомендаций(устранение речевых нарушений, рекомендаций по охране зрения, коррекция поведения)

-отслеживание динамики развития детей и планирование дальнейшей коррекционной работы

-консультирование специалистами педагогов по выбору  индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками

4.Работа с семьей- направлена на разъяснительную деятельность и  помощь  семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с нарушением зрения. Только совместными усилиями  можно добиться хорощих результатов в воспитании, обучении и коррекции зрительных функций. По мере необходимости (запросу) родители могут встретиться с любым специалистом и вместе с ним разрешить возникшие проблемы, получив ответы на волнующие вопросы.

Формы  работы с семьей:

-индивидуальное консультирование

-анкетирование

-информационные стенды

-печатные материалы

-родительские собрания( где родители знакомятся с особенностями психофизического развития детей, получают информацию о проводимых всеми специалистами коррекционных занятий)

-дни «открытых дверей»

-просмотр родителями открытых занятий

-обучение родителей использованию практических  способов и  приемов  воспитания и обучения детей

-рекомендации родителям коррекционных игр и упражнений для занятий дома

Итог: только благодаря совместным усилиям всех специалистов ДОУ и семьи можно добиться положительных результатов в коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работе, после которой ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире в своей дальнейшей жизни.

Используемая литература.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / Под редакцией Л.И. Плаксиной. М., 2003.
  2. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. М., 1978.
  3. Дружинина Л.А.  Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006.
  4. Екжанова Е.А., Е.А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., Просвещение, 2005.
  5. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеоптоортоптическому  лечению. М., 2009.
  6. Незнамова Н.Г. Я и мое зрение.
  7. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М., 1998.
  8. Рудакова Л.В. Развитие зрительного восприятия и ознакомление с окружающим миром.

                                                                  Подготовила: учитель-дефектолог

                                                                  Мунасипова Алсу Раисовна

Февраль

 Тема «Мебель» (1-2 неделя)

-Учить выделять в ближайшем окружении предметы мебели: стул, стол, кровать, диван, шкаф.

-Формировать представления о назначении мебели.

-Приучать раскладывать книги, игрушки, посуду, одежду в соответствующие предметы мебели (книжная полка и т.д.)

-Развивать умение устанавливать различия мебели по величине, структуре материала (большой-маленький, твердый- маленький).

-Учить детей находить в групповой комнате свое место за столом, свою кровать в спальне, свой шкаф. Дать представление о назначении кукольной мебели в игровом уголке.

Тема СБО «Посуда» (3-4 неделя)

-Учить детей узнавать, называть, выделять среди множества объектов окружающего мира предметы посуды. Формировать обобщающее понятие «посуда».

-Развивать умение подбирать предметную картинку к натуральному предмету посуды.

-Формировать умение практическим способом находить большие и маленькие предметы среди посуды, подбирать пару по величине, цвету.

-Подключать мануальные действия к описательной речи ребенка.

-Учить выполнять элементарные действия с посудой.

Развитие зрительного восприятия

-Учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур соответствующими фигурами по размеру, цвету.

-Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький, группировать  предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).

-Обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.

-Активизировать и стимулировать зрительные функции (движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации).

Развитие ориентировки в пространстве

-Учить определять с помощью зрения и осязания и показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги (по инструкциям педагога).

-Побуждать использовать пространственные обозначения в речи.

-Учить брать предметы правой (левой) рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посередине.

Развитие осязания и мелкой моторики.

-Учить сортировать мелкие предметы по форме, величине и материалу.

-Учить узнавать и называть наощупь плоскостные и объемные геометрические формы.

Источник

яна акимова
Индивидуальная программа развития ребенка с нарушением зрения (вторая младшая группа)

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы Л. И. Плаксиной «Коррекционная работа в детском саду».

Индивидуальная программа направлена на выявление и коррекцию нарушений у детей с ослабленным

зрением.

Актуальность: зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих

вокруг. Дети с нарушением зрительной функции не имеют полноценной возможности знакомиться с

окружающим миром, у них ослаблены познавательные процессы — восприятие, воображение, наглядно-образное

мышление, ограничивается овладение социальным опытом. Всё это сказывается на развитии зрительного

восприятия, ориентировки в пространстве, нарушениях речи, мелкой моторики ребёнка, его поведении и

общении.

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа,

направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия

носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.

Целью программы является совершенствование знаний и умений ребенка с нарушением зрения для

успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №111 г. Пензы «Олененок»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения ___

Дата поступления в детский сад ___

Домашний адрес, телефон ___

Ф. И. О. родителей ___

Воспитатели ___

Учитель-дефектолог ___

Заключение и рекомендации ПМПК ___

___

I. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Цель и задачи

Дидактические игры и упражнения Реализация

I-полугодие II-полугодие

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ Закрепить знания и умения зрительно различать и называть точным словом 5-6 цветов «Выбери зеленые, желтые, красные» «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы».

Учить соотнесению объектов по цвету «Подбери по цвету», «Соедини разноцветные воздушные шары с соответствующими по цвету ниточками»

Упражнять в выделении цвета в окружающей среде

«Найди такой же цвет в игрушках», «Найди игрушку такого же цвета»

ФОРМОВОСПРИЯТИЕ Учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) «Найди такой же, круг, квадрат», «Найди и назови что это», «Собери матрешку», «Собери грибок».

Учить соотносить форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д., «Чудесный мешочек», «Угадай, что это», «Подбери одинаковые по форме», «Собери кубики»

Учить находить форму геометрических фигур в реальных объемных предметах. «Предметное лото», «Найди и назови такую же игрушку», «Найди круглые игрушки», «Найди что-нибудь квадратное»,

ВЕЛИЧИНА Закрепить умение различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой — маленький, «Найди большие и маленькие предметы», «Что больше, что меньше?», «Собери корзинки», «Составь башенку», «Найди такой же предмет», «Собери матрешку».

Учить зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; «Найди такой же предмет в группе», «Составь пирамидку»,

Учить находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.). «Найди большого мишку в группе», «Где стоит большой (маленький) шкаф?», «Обними большое дерево, маленькое деревце», «Найди самый большой лист и самый маленький листок».

II. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Цель и задачи

Дидактические игры и упражнения Реализация

I-полугодие II-полугодие

Учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом. «Покажи, где у тебя (голова, ноги и т. д.)», «Покажи, где у куклы (голова, ноги, руки, грудь, спина)»,

Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения. «Большие и маленькие», «Найди такую же игрушку (по величине, форме)», «Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)»,

Учить ориентироваться в групповой комнате, в спальне,в раздевалке, в туалетной комнате. «Погуляем с куклой по группе» ,«Покажи кукле игровой уголок», «Кто скорее найдет свой шкафчик (кровать, место за столом и т. д.)»

«Проследи, как летит бабочка», «Прокати шар в ворота», «Проследи за движением флажка», «Посмотри, как качается фонарик»,, «Зажги фонарик», «Какого цвета горит огонек?», «Дорисуй дорожку», «Найди предмет», «Собери шары на нитку (с настоящими бусинками заданного размера)», «Кто скорее соберет цветные палочки», «Подбери пару», «Проведи дорожку на картинке от елочки к домику», «Кто играет, а кто спит?», «Подбери одинаковые картинки», «Попади, не промахнись (в процессе рисования)», «Ближе — дальше».

«Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы»,, , «Иди в ту сторону, откуда позвали», «Иди на звук погремушки (колокольчика, бубна и т. д.)», «Узнай игрушку на ощупь», «Узнай на ощупь круг, квадрат».

III. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Цель и задачи

Дидактические игры и упражнения Реализация

I-полугодие II-полугодие

ПАМЯТЬ Выкладывание картинок на фланелеграфе сначала по образцу, а потом по памяти.Сюжеты могут быть самые разнообразные: «Зверята в хороводе»; «Цветы и бабочки», «Фрукты в вазе»; «На птичьем дворе» и др.

«Запомни кружочки»

ВНИМАНИЕ Развитие внимания в процессе зрительного поиска «Подбери пару», «Что выше, что ниже?», «Кто в домике живет?»

Формирование качества распределения внимания «Составь целую картинку», «Собери пирамидку», «Составь узор», «Наложи на контур цветное изображение или черный силуэт», «Вложи в прорези фигуры»,

Развитие объёма внимания (убирание одного из объектов) Что лишнее», «Что изменилось», «Чего не стало?»

МЫШЛЕНИЕ

IV. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Цель и задачи

Дидактические игры и упражнения Реализация

I-полуго-дие II-полу- годие

ПРОИЗНОШЕНИЕ Развитие движений артикуляционного аппарата для формирования артикуляционной базы, для постановки нарушенных звуков

Постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам. Первоначальное закрепление звуков.

Развитие речевого дыхания.Упражнения: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Вкусное варенье», «Лошадка».

В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Развитие длительного речевого выдоха — вдоха.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Развитие смысловой стороны речи.

Обогащать словарный запас Задания на соотнесение предмета и об раза по словам.

На основе лексических тем

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

V. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Цель и задачи Дидактические игры и упражнения Реализация

I-полугодие II-полугодие

Развитие моторики: мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом (обводка по контуру). Формирование навыков рисования (раскрашивание). Различение признаков по фактуре.

Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки; «Две руки идут навстречу друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», «Собери двумя пальцами спички в коробочку», «Нажми на кнопку средним пальцем», «Найди в замке место, куда вставляется ключ», «Помаши рукой, опусти пальцы вниз», «Укажи, где середина ладони», «Подержи мяч двумя руками, одной» и т. д.

Учить различать свойства поверхности предметов (гладкая — шероховатая, мягкая — твердая, теплая — холодная и т. п.). «Угадай, что лежит в руке», «Чудесный мешочек», «Подбери ткани по образцу», «Найди такой же жесткий (мягкий, теплый) предмет», «Угадай, чем я коснулась твоей руки (щеки)», «Что здесь теплое, а что холодное?» и т. п.

Учить пользоваться для изображения и раскрашивания трафаретами, линейками, лекалами «Обведи по контуру круг», «Нарисуй квадрат (овал, круг, треугольник) по трафарету», «Закрась контур изображения (предмета или геометрической фигуры)»

Формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев. «Две руки идут навстречу друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», «Собери двумя пальцами спички в коробочку», «Нажми на кнопку средним пальцем», «Найди в замке место, куда вставляется ключ», «Помаши рукой, опусти пальцы вниз», «Укажи, где середина ладони», «Подержи мяч двумя руками, одной» и т. д.

Источник