Программа развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Примерная коррекционно-развивающая программа для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3066/ (дата обращения: 30.09.2020).
В настоящее время система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Для детей с нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно-правовой базой. Внедряются новые организационные формы помощи детям: индивидуальные занятия при стационарах (поликлиниках); группы кратковременного пребывания, специальные и смешанные группы при дошкольных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида, при реабилитационных центрах восстановительного лечения и др.
При составлении коррекционно-развивающих программ специалист опирается на ряд принципов: принцип генетического хода основных линий развития ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, единства требований к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и в условиях семьи, деятельностного подхода к развитию личности, коррекционной направленности воспитательного процесса, доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала.
Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ссиндромом Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А. А. Катаева, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, С. Г. Ералиева, В. И. Лубовский, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.). Предпосылкой развития всех видов деятельности ребенка является появление определенных потребностей, мотивов, интересов.
Низкий уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники. Восприятие не оказывает решающего воздействия на определение задачи и побудительных причин действия. Но там, где эти основополагающие условия — мотив, цель, задача — уже существуют, развитие деятельности существенно зависит от возможностей восприятия, от уровня сенсорного развития. Слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому, что, несомненно, отрицательно сказывается на формировании высших психических функций (памяти, мышления, воображения, речи) и личности в целом.
Поэтому на начальном этапе весь обучающий процесс с детьми организуется взрослым: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения. Но это не значит, что ребенок в данной ситуации остается пассивным. Напротив, он обязательно должен быть активным участником обучающего процесса, т. е. ему необходимо научиться принимать поставленную взрослым цель, вслед за анализом, проведенным взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладевать способами действий, действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Важно сформировать у ребенка элементы самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи.
Цель программы — развитие познавательных возможностей ребенка, формирование знаний об окружающем мире и социальная адаптация.
Задачи программы: развитие психических функций детей в процессе совместной деятельности; развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно- следственные связи и отношения; развитие умения различать форму воспринимаемых объектов, отличать один предмет от другого, видеть сходство и различие, замечать четкость, яркость, цвет формы; развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной); развитие произвольного внимания; закрепление навыков самообслуживания; развитие ориентировки в пространственных расположениях предметов; развитие крупных движений и мелкой моторики.
Учебно-тематический план
Срок обучения: октябрь — май.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность каждого занятия 25–30 минут.
Таблица 1
Учебно-тематический план
Этапы работы | Содержание | Тема | Время | Формы работы |
Предварительный | Первичная консультация (предварительная встреча с родителями, заполнение анкет, карты индивидуального сопровождения и анамнеза) | 1час 30 минут | Индивидуальная | |
Диагностика развития | Уровень актуального развития ребенка | Сентябрь, май | Индивидуальная | |
Коррекционно-развивающий (основной) этап работы | Цикл коррекционно-развивающих игровых занятий | Октябрь — «Игрушки». Ноябрь — «Части лица и тела», «Одежда». Декабрь — «Одежда», промежуточная диагностика. Январь — «Семья». Февраль — «Посуда», «Домашние животные». Март — «Дикие животные», «Дикие животные». Апрель — «Дикие животные», обобщающие занятия Май — итоговая диагностика. | Октябрь — май | Подгрупповая или индивидуальная |
Консультирование семьи | Беседа с родителями о развивающей работе и процессе социализации ребенка. Опрос о динамике развития в домашних условиях | 1час 30 минут | Индивидуальная | |
Аналитический | Анализ полученных результатов работы по программе и данных мониторинга развития | |||
Заключительный | Консультирование родителей | Предоставление результатов работы по программе; подведение итогов коррекционно-развивающей работы, прогноз развития ребенка | 1* | Индивидуальная |
* Количество консультационных часов может быть изменено по желанию (запросам) родителей. Программой предусмотрены дополнительные консультации родителей (законных представителей) по вопросам коррекции и развития, по результатам проведенных диагностик.
Краткое содержание программы
Реализация программы предполагает определенную структуру.
Цель предварительного этапа работы — сбор информации о ребенке. Ознакомление родителей (законных представителей) с программой.
Цель диагностического этапа — изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития. Определение уровня актуального развития ребенка и выявление перспектив развития. Проводится комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов, а также методом наблюдения.
Цель коррекционно-развивающего этапа— улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации. Данный этап является основным и включает в себя цикл игровых коррекционно-развивающих сеансов. Подразумевает выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. Проводится коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Цель аналитического этапа— анализ результатов эффективности программы. Проводится итоговая консультационная встреча с родителями. При необходимости составляются индивидуально ориентировочные планы и рекомендации для закрепления достигнутых результатов в домашних условиях.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
‒ Укрепление физического и психического здоровья;
‒ Развитие положительной мотивации к развивающим занятиям.
- Развитие общей моторики: Формирование общей координации движений рук. Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук: Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать преодоление напряжённости и скованности движений). Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).
- Укрепление физического здоровья: Психогимнастические игры. Проведение подвижных игр.
- Речевое развитие: Логопедическая ритмика. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей.
- Социальное развитие: Формирование представлений о себе («Я сам»);
Развитие сотрудничества со взрослым («Я и другие»);
Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений («Я и окружающий мир»).
6. Развитие познавательных процессов: Развитие высших психических функций;
Сенсорное воспитание; Формирование мышления (развитие наглядно-действенного мышления, развитие наглядно-образного мышления). Формирование элементарных количественных представлений; Ознакомление с окружающим; Развитие всех видов внимания, восприятия, памяти (слухового, зрительного, тактильного). Совершенствование сформированных ранее сенсорных эталонов.
7. Формирование деятельности: Формирование игровой деятельности; Продуктивных видов деятельности; Элементов трудовой деятельности.
Литература:
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Владос, 1995.
- Лобода Л. В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008.
- Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2013.
- Екжанова Е. А., Стебелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. — М.: Просвещение, 2011.
- Кумин Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2012.
- Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. — М.: Монолит, 2007.
- Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2009.
- Уиндерс П. С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2003.
- Поле Е. В., Жиянова П. Л., Нечаева Т. Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционно-развивающая работа, Развитие, программа, актуальное развитие ребенка, детская деятельность, дошкольный возраст, интеллектуальная недостаточность, способ действий, учебно-тематический план.
Похожие статьи
ребенок, коррекционно–развивающая работа, Развитие…
ребенок, коррекционно–развивающая работа, Развитие, программа, актуальное развитие ребенка, учебно–тематический план, интеллектуальная недостаточность, дошкольный возраст, детская деятельность, способ…
Особенности коррекционно–развивающей работы с детьми…
Программа составлена на основе программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью авторов: – Скрипник Т. В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет»…
Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной…
Изучение развития наглядно-действенного мышления детей… ребенок, интеллектуальная недостаточность, наглядно-действенное мышление, умственная отсталость, игра, задание, поставленная задача действия, обучающая помощь, быстрое сглаживание…
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста…
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно–развивающих игр и упражнений по развитию внимания.
Система коррекционной работы с детьми раннего возраста
Коррекционно–развивающую работу с ребенком раннего возраста можно условно разделить на несколько этапов. Отправной точкой работы является комплексное обследование ребенка.
Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР…
ребенок, психическое развитие, тяжелое нарушение речи, детский сад, действие, дошкольный возраст, Примерная адаптированная программа, образовательное учреждение, возможное достижение ребенка, адаптированная…
Основные направления работы по психомоторному развитию…
ребенок, интеллектуальная недостаточность, Изобразительная деятельность, психомоторное развитие детей, развитие, работа, Дом ребенка, взрослый, направление, эмоционально-волевая сфера.
Коррекция и развитие познавательной деятельности детей…
Процесс обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен максимально содействовать развитию их познавательной деятельности, с учетом потенциала развития каждого ребенка. Для успешной реализации коррекционно–развивающей работы в качестве…
Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по…
Формирование элементарных математических представлений является одним из основных направлений коррекционно–развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкойпсихического развития.
Источник
Разработка специальной индивидуальной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.
Содержание программы:
1. Целевой раздел
1.1 Общие сведения о ребёнке
1.2 Характеристика воспитанника
1.3 Пояснительная записка
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов
2. Содержание программы
2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности
2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям
2.3 Примерное перспективное планирование
2.4 Социальное партнерство с родителями
1. Целевой раздел
Общие сведения о ребёнке
Заключение ПМПК от ____ №___
Коллегиальное заключение:
1.2 Характеристика воспитанника
1.3 Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы ДОУ и с учетом образовательной программы ДОУ.
Цель: определение содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности.
Основные задачи: создание условий для:
– сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
– формирования и развития познавательного интереса и познавательной активности;
– развития представлений о себе и об окружающем мире;
-развития социальных представлений и коммуникативного поведения;
– сенсорного развития, развития сенсорно-перцептивных способностей, сенсорно-двигательной координации;
– формирования элементарных математических представлений;
– развития операционно-технической стороны деятельности, навыков конструирования; игровых навыков;
– формирования речевой активности, развития пассивного и активного словаря;
– формирования творческих способностей.
Принципы реализации программы:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
3. Принцип комплексности – тесный контакт педагогов с родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – учет ведущего вида деятельности ребенка с опорой на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.
Ведущая коррекционная работа
Диагноз | Используемые технологии (ведущие) | Коррекционная работа |
ДЦП | Здоровьесберегающие Развивающие | Развитие моторно-двигательных навыков, эмоционально- волевой сферы. Развитие мотивации к познавательной деятельности |
Сроки проведения мониторинговых исследований:
Сентябрь – обследование, планирование индивидуальной коррекционной работы. Январь – обследование для корректировки содержания коррекционной работы. Май – обследование по итогам учебного года.
Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания или продолжения работы в выбранном направлении.
Программа имеет следующие разделы:
1. Педагогическое сопровождение по образовательным областям Программы (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)
– Познавательное развитие;
– Социально-коммуникативное развитие;
– Художественно-эстетическое развитие;
– Физическое развитие.
2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)
– Речевое развитие.
3. Психологическое сопровождение (педагог-психолог)
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) составляет для воспитанника с ОВЗ 8-го года жизни – не более 20 мин. Объем недельной образовательной нагрузки составляет – 4 часа 20 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультминутки, перерывы между периодами НОД – не менее 10 мин. Основные формы работы: подгрупповая, индивидуальная.
В содержание СИПР включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).
Срок реализации СИПР с 09.2017 по 05.2018.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
– проявляет потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
– способен адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
– имеет представления о предметах, их функциональных свойствах, и использовании предметов по назначению;
– имеет представления о сенсорных эталонах, элементарные математические представления;
– понимает и выполняет простые инструкции;
– имеет первичные представления о себе, семье, обществе и природе;
– проявляет самостоятельность при выполнении гигиенических процедур и самообслуживания;
– проявляет творчество в игровой и продуктивной деятельности;
– любознательный и активный.
1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов
– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по лексическим темам
– Набор геометрических фигур, цветные счётные палочки, конструктор «Лего», крупный и мелкий строительный материал
– Материалы для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия
– Набор материалов для развития мелкой моторики, су-джок.
– Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр
– Литературный материал (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы)
– Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник и т. д.)
– Гимнастические мячи большого и среднего размера, резиновые мячи, кегли, маты, гимнастические скамейки, тренажёры
– Оборудование: мультисенсорный чемодан, набор методического материала «Сенсорика», песочница, стол-мозаика «Цветные шарики», сенсорный ящик
– Ноутбук с развивающими играми: «Тимокко», «Развитие и коррекция речи»
2. Содержание программы
2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности
ОО | НОД | Совместная деятельность | Индивидуальные занятия | ||
воспитатели | учитель-дефектолог | учитель-логопед | |||
Познавательное развитие | 2 | 2 | 2 | ||
Социально-коммуникативное развитие | 2 | 1 | 1 | ||
Художественно-эстетическое развитие | 3 | 1 | 1 | ||
Физическое развитие | 3 | 1 | |||
Речевое развитие | 3 | 3 | 3 | ||
Количество в неделю | 13 | 1 | 8 | 3 | 3 |
2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям
ОО «Познавательное развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Физическое развитие»
ОО «Речевое развитие»
2.3 Примерное перспективное планирование на 2017 – 2018 г.
2.4 Социальное партнерство с родителями
Задачи | Мероприятия | Дата проведения |
Изучение семьи воспитанника | Анкетирование, беседа с родителями | Сентябрь |
Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка | Индивидуальные консультации родителей со специалистами | По результатам мониторинга и по запросу родителей |
Ознакомление родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей и воспитательной работы | Индивидуальные практические занятия, консультирование, оформление родительского уголка | Раз в квартал и по запросу родителей |
Организация участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ, группе | Привлечение родителей к участию в мероприятиях (собрания, мастер–классы, праздники, ярмарки, проекты) | В течение года |
Ознакомлены _____________________/_____________________________/
(подпись родителей)
Источник