Программа развития ребенка с глубокой умственной отсталостью

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Воротнее

муниципального района Сергиевский Самарской области

«УТВЕРЖДАЮ» к использованию в образовательном процессе  на 2016/ 17 уч. год          Директор школы:                     _____    О.П. Коршикова

Адаптированная основная общеобразовательная программа

по учебному предмету «Коррекционные занятия»

для обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

за курс 1 класса

Программу разработал учитель начальных классов:

Сиско Елена Викторовна

2016г

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативно-правовой базой:

– АООП образования обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский  Самарской области;

        Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной деятельности, формирование навыков невербального и доступного вербального общения.

Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных ощущений. В качестве основных видов ощущений различают тактильные (осязательные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, кинестетические и органические (ощущения, связанные с органическими потребностями). Сенсорная система может развиваться, только если на нее действуют силы, активизирующие ее рецепторы.

Многие трудности обучения и поведенческих проявлений детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации.

        Цель курса: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.  

Задачи:

1. Создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия.

2. Учить реагировать на различные раздражители.

3. Вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами.

4. Учить выражать свои ощущения, предпочтения.

5. Учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины.

Особенности класса

Для учащихся данного класса характерна умственная отсталость в умеренной, тяжелой и глубокой степени, тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР), которые сочетаются с сенсорными нарушениями (Гавердовская Евгения, Панькина Екатерина), соматическими нарушениями (Тихонов Александр, Тукмаков Алексей), расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы (Сизова Татьяна), ДЦП (Громова Дарья, Степанова Василина).

        Дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений, языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем, использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

        Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

        Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

        Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У Громовой Д., Степановой Е., Панькиной Е., Тукмакова А. наблюдается замедленный темп, вялость, неловкость движений. У Гавердовской Е., Сизовой Т., Тихонова А., наоборот, наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.

        Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

        В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Общая характеристика учебного предмета

        Коррекционные занятия по сенсорному развитию направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.

У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

В ходе обучения у детей с ТМНР формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.  

 Место предмета в учебном плане 1 класса

        В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе;
  • в предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности;
  • оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;
  • выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Предметные результаты:

формирование следующих умений:

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • цвет (основные цвета);
  • контрастные температурные ощущения (холодный – горячий);
  • вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый);
  • запахи (приятные, неприятные);
  • фактуру материала (мягкий – твердый, гладкий – шершавый);
  • звук (громкий-тихий).

Метапредметные результаты:

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Содержание учебного курса

Разделы курса

Кол-во часов

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела

Темы курса

Кол-во часов

Содержание учебной темы

Зрительное восприятие

16

Фиксировать взгляд:

– на лице человека,

– на неподвижном светящемся предмете,

– на предмете, расположенном напротив,

– на движущемся предмете.

Фиксация взгляда на лице человека.

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Узнавание (различение) цвета объектов

3

2

3

3

2

3

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на лице человека (совместно с учителем, по подражанию)

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки).

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

Выполнение упражнений на узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие

15

Прослеживать за близко расположенным перемещающимся источником звука. Соотносить звук с его источником.

Находить одинаковые по звучанию объекты.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

Соотнесение звука с его источником.

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

3

3

3

3

3

Выполнение упражнений на локализацию неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).

Выполнение упражнений на прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

Выполнение упражнений на локализацию неподвижного удаленного источника звука.

Выполнение упражнений на соотнесение звука с его источником.

Выполнение упражнений на нахождение одинаковых по звучанию объектов

Кинестетическое восприятие

20

Различать материалы по температуре, фактуре, влажности, вязкости.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения.

Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости.

Реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

Реакция на давление на поверхность тела.

Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.

Реакция на положение частей тела.

Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Различение материалов по температуре, фактуре, влажности, вязкости.

3

3

2

2

2

2

3

3

Выполнение упражнений на выявление эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

Выполнение упражнений на выявление реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

Выполнение упражнений на выявление реакции на давление на поверхность тела.

Выполнение упражнений на выявление реакции на горизонтальное (вертикальное) положение тела.

Выполнение упражнений на выявление реакции на положение частей тела.

Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Выполнение упражнений на различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие запаха

6

Узнавать (различать) некоторые объекты по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

Реакция на запахи.

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

3

3

Выполнение упражнений на выявление реакции на запахи.

Выполнение упражнений на узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

Восприятие вкуса

9

Узнавать (различать) продукты по вкусу (шоколад, груша и др.).

Узнавать (различать) основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

3

3

3

Выполнение упражнений на выявление реакции на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Выполнение упражнений на узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

Выполнение упражнений на узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Читайте также:  Развитие ребенка в год меню

Планируемые результаты освоения программы в 1 классе

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
  • Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
  • Различать и называть основные цвета.
  • Классифицировать геометрические фигуры.
  • Составлять предмет из 2—3 частей.
  • Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

  • Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
  • Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
  • Различать речевые и неречевые звуки.
  • Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
  • Выделять части суток и определять порядок дней недели

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

     Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

  1. Пассивное участие/соучастие – действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)
  1. Активное участие- действие выполняется ребёнком:

– со значительной помощью взрослого

– с частичной помощью взрослого

– по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • По подражанию или по образцу
  • Самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

Сформированность представлений

  1. Представление отсутствует

  1. Не выявить наличие представлений

?

  1. Представление на уровне:
  • Использования по прямой подсказке
  • Использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • Самостоятельного использования

пп

п

+

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

– предметные и сюжетные картинки, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости,

температуре, плотности;

– технические средства: ноутбук, колонка;

– аудио и видеоматериалы, презентации.

Список используемой литературы:

1. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж.Айрес; (пер.с англ.Юлии Даре). – М.:Теревинф, 2009 год.

2. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-

развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие / М.

Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е.Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009 год.

3. Рудакова Е.А. Содержание программно-методического материала

«Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями

развития» / «Образование детей с тяжелыми и множественными

нарушениями развития». Материалы международной научно-

Читайте также:  Для развития ребенка двух лет

практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и

множественными нарушениями развития» 27-29 ноября 2013 года /

Под научн. ред. Н.Н.Яковлевой – СПб., 2014 год.

4. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

5. Царев А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и

множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и

обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред.

Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Воротнее

 муниципального района Сергиевский Самарской области

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов.                  Протокол № 2 от 09.09.2016г. Руководитель МО:                ______       Е.В.Сиско.

«Согласовано»                             дата 09.09.2016г.   

Заместитель директора по УВР: ________   Л.М. Гусева.

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Коррекционные занятия»

для обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

за курс 1 класса

Составил учитель начальных классов:

Сиско Елена Викторовна

Источник

Ольга Балагурова
Рабочая программа для детей с глубокой УО от 3 до 8 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 28 «Ромашка»

Утверждено

МБДОУ “ДСКВ №28 “Ромашка”

Заведующий ___

«___» ___ 2019 г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

учителя – дефектолога

на 2019 год.

Составитель: учитель-дефектолог

О. В. Балагурова

Юрга

2019 г.

Оглавление

Наименование раздела Страница

Пояснительная записка. 3

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников групп компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта. 5

Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы. 6

Принципы и подходы к формированию программы. 7

Прогнозируемые результаты реализации программы. 8

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки. 10

Перспективный план 11

Учебно-методическое обеспечение 13

Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана в соответствии с Основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени ДОУ №28.

Программа представлена с учётом особенностей умственного, речевого, нравственного и физического развития дошкольников с умеренной и глубокой умственной отсталостью. В ней раскрываются задачи, цели, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность работы.

Педагогические задачи воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) успешнее всего решаются при правильном выборе видов деятельности, обеспечении оптимальных условий для их усвоения, при условии их взаимосвязи и соподчинения.

Большое значение в воспитании детей с ОВЗ имеет формирование навыков, определяющих способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми.Все приобретаемые ребенком навыки неразрывно связаны друг с другом: когда ребёнок играет не один, а с кем-нибудь, ему необходимо и уметь играть, и уметь взаимодействовать с другим человеком. Это, в свою очередь, связано с навыками тонкой моторики и сенсорно-перцептивной сферой детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Формирование мотивационной стороны подразумевает развитие эмоционального контакта ребенка со взрослым, формирование интереса к различным видам деятельности (прежде всего предметно-манипуляторной, игровой, элементарно – продуктивной). “Внешняя” стимуляция осуществляется за счет использования ярких, красочных игрушек, дидактического материала, предметов обихода, то есть за счет особой организации среды ребенка. Кроме того, значительную роль играет организующая активность взрослого, его эмоциональность.

Большое значение в развитии ребёнка играет формирование игровой деятельности. Оказывая решающе влияние на весь ход психического развития в дошкольном возрасте, игра в её разных формах позволяет решать широкий круг коррекционно-воспитательных задач.

В тесной связи с овладением различными видами деятельности и по мере расширения представлений об окружающем мире у детей с умственной отсталостью развивается коммуникативное общение. Учитывая специфику речевого развития, обусловленную интеллектуальным дефектом, чрезвычайно важно создавать специальные условия, способствующие более полному овладению такими детьми способами речевого и коммуникативного общения, общения с помощью жестов, мимики.

Целостность программы достигается благодаря тесной связи разных разделов друг с другом. Как все разделы программы в совокупности, так и каждый в отдельности дают возможности для решения основных коррекционно-воспитательных задач.

Коррекционно-воспитательные задачи решаются в основном в процессе индивидуальной работы с детьми умеренной отсталостью (умеренной и тяжелой). Продолжительность занятий составляет 2-5 минут.

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников групп компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта

Занятия будут проводиться с детьми от 3 до 8 лет:

дети с детским церебральным параличом, с нарушением умственного развития умеренной и тяжелой степени выраженности с сопутствующими нарушениями в физическом развитии, патологии развития зрительных и слуховых функций, расстройствами психологического развития. Контингент детей с тяжелым дефектом здоровья отличается по уровню познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений ЦНС. Дети моторно неловки, у них отмечается недостаточность мышечной силы. Двигательная активность от крайне низкой до чрезмерно высокой и хаотичной. Дети равнодушны к играм и игрушкам или проявляют кратковременный интерес (до 1 минуты). Им требуется постоянная помощь взрослого при действиях с играми и игрушками. Самостоятельной игровой деятельности у детей нет. Коммуникативные навыки не формируются самостоятельно. Только при постоянном взаимодействии с педагогами возможно формирование элементарных невербальных навыков общения (жестовых или мимических). Дети не воспринимают обращенную речь, часто не реагируют на свое имя. Собственной речи нет или она представлена несколькими звукоподражаниями, звукокомплексами. Представления об окружающем мире не сформированы. Они не знают названия окружающих предметов, их назначение.

Культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания не владеют.

В эмоциональном развитии детей также отмечается ряд особенностей. Большинство детей пассивны, избегают трудностей, не проявляют интереса к окружающему миру, избегают контакта с другими детьми. Работоспособность чрезвычайно низкая (от 30 сек. до 5 минут, внимание привлекается с трудом, оно неустойчиво, дети легко отвлекаются и быстро утомляются.

Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы

Рабочая программа направлена на:

создание условий для позитивной социализации ребёнка, разностороннее развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью; сохранение и укрепление здоровья детей; коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.

Ведущие цели рабочей программы:

• всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными особенностями,

• обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

• максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах

Задачи педагогической деятельности:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;

Читайте также:  Особенности псих развития ребенка в раннем возрасте

• обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно- эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;

• социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

• формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности;

Главными задачами, прежде всего, являются развитие собственной активности детей, их интереса к окружающему, формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими, а также поэтапное формирование предметной деятельности. Контингент детей с тяжелым дефектом здоровья отличается по уровню познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений ЦНС.

Принципы и подходы к формированию программы.

Рабочая программа группы:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• основывается на принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на доступных детям формах работы, учитывающих их индивидуальные способности и возможности. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Прогнозируемые результаты реализации программы

• динамика индивидуального развития детей;

• создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности

При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика (мониторинг).

Цель педагогической диагностики (мониторинга): оценка индивидуального развития детей.

Периодичность педагогической диагностики (мониторинга):декабрь, май.

Система мониторинга эффективности освоения детьми содержания образовательных областей позволяет осуществлять оценку индивидуального развития детей путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности.

Физическое развитие

– Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;

– Выполнять движения по подражанию взрослому;

– Выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию;

– Захватывать мелкие предметы щепотью.

Социально-коммуникативное развитие

– Эмоционально, мимически реагировать на ласковые обращения знакомого взрослого;

– Эмоционально откликаться на появление близких взрослых;

– Понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;

– Принимать помощь взрослого во время непосредственно-образовательной деятельности и в режимных моментах;

– Откликаться на свое имя;

– Положительно реагировать на педагогов и детей;

– Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и к действиям с ними;

– Не совершать неадекватные действия с игрушками;

– Выполнять элементарные манипуляции с игрушками;

Познавательное развитие

– Фиксировать взгляд на предметах во время действия с ними, прослеживать взглядом их движения;

– Узнавать (показывать) себя; показывать или называть предметы одежды, мебели, посуды и пр. ;

– Узнавать знакомых животных;

– Пользоваться рукой или жестом для решения коммуникативных задач;

– Эмоционально реагировать на чтение художественной литературы;

– Воспроизводить знакомые звукоподражания лепетные слова;

– Выполнять действия по простой речевой инструкции, подкрепленным жестом или без жеста;

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки.

Образовательный процесс предусматривает решение программных образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников группы.

Планирование образовательной нагрузки разработано в соответствии с максимально допустимым объёмом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Непосредственно образовательная деятельность организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей компенсирующей группы с умеренной и тяжелой степенью отсталости планируется в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка и не превышает 10 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей дошкольного возраста с тяжелой и умеренной умственной отсталостью не зависимо от возраста не превышает 30 мин. ,

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Перспективный план

Сроки Недели

Праздники, знаменательные даты Педагогические задачи

Итоговые мероприятия

Январь 1-2 неделя Развитее зрительного восприятия.

Научение ребенка фиксированию взгляда, слежению за предметом.

Развитее интереса к окружающему, игрушкам. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему, взрослым. • Привет

• Куда он прячется?

• Игра со шляпами

• Гляделки

• Смотри-ка, что я вижу.

• Чудный свет

• Куда подевалась игрушка?

• Зеркальные игры

• Прятки с куклой

Февраль 1-2 неделя Развитее слухового восприятия.

Развитее интереса к звучаниями предметов, собственным звукам и голосам других людей.

Определение источника звука в пространстве.

Развитее понимания эмоциональной составляющей коммуникации. • Игра с погремушками

• Разговоры с малышом

• Жили у бабуси 2 веселых гуся

• Звуки повсюду

• Где прячется музыка?

• Веселые погремушки

• Коровка говорит «Му»

•Чтение сказок : Три поросенка, Аленький цветочек, Мойдодыр, Муха-Цокотуха,Айболит

3-4 неделя

23 февраля – День защитника отечества Развитие кинестетического восприятия.

• Игра с ветерком

• Хлоп, хлоп, хлоп

• Пальчики

• Резиновые игрушки

• Моем игрушку

• Пирамидка

• Свойства предметов

Работа

Март 1-2 неделя Формирование пространственных представлений. • Куда пойдешь, что найдешь

• Найди игрушку

• Что изменилось?

• Художники

• У кого что получилось

3-4 неделя Развитие Мелкой моторики. • Утюг

• Пила

• Тесто

• Мама

• Терка

• Дрель

• Барашки

• Морозко

• Футбол

Апрель 1-2 неделя Развития обоняния.

Развитее речи. • Лото запахов

• Ароматная игра

• Что приготовили на обед?

• Кто у нас любимый?

• Игра “Нету!”

3-4 неделя Знакомство с игрушками (каждый день новая игрушка) Знакомство с мячом, мишкой, обезьянкой, машинкой….

Май 1-2 неделя

9 мая – День Победы Знакомство с одеждой.

Развитее цветового восприятия.

Что это за вещь? (каждый день ребенок знакомится с новой вещью)

3-4 неделя Расширить знания детей о мебели.

Активизировать словарь детей по данной теме.

Формировать устойчивые представления о цвете, величине, количестве, форме.