Программа развития ребенка с двигательными нарушениями

Программа развития ребенка с двигательными нарушениями thumbnail

государственное образовательное учреждение

Ярославской области

«Пошехонская школа – интернат»

   Рассмотрена                                    Согласована                                                            Утверждена

   на  МО учителей                             Зам. директора по УР                                 приказом по школе

   №  от     августа 2018г                     ______________                       №      от ___      сентября 2018г

  Руководитель МО                                      Э.В. Чистова                    Директор школы – интерната                                                                                                                                                                         __________                                                                                                                     _____________

  С.Н. Яблокова                                                                                                                   С.А. Лужина

Специальная индивидуальная программа развития обучающейся Воронцовой Дарьи

(с  тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант) 

1 класс

 по курсу «Двигательное развитие»

на 2018-2019 уч. год

составлена учителем – Куделиной  Ольгой Ивановной

г. Пошехонье

2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 1 класса (вариант II) составлена на основе:  

– Адаптированной Основной  Образовательной  программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР вариант II, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы;

– Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала;

– учебного плана для обучающихся ГОУ ЯО «Пошехонская школа-интернат».

Рабочая программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю).

Характеристика обучающейся.

У обучающейся Дарьи В. диагностируется эписиндром, детский церебральный паралич, системное недоразвитие речи тяжелой степени.  У девочки наблюдаются тяжелые  множественные нарушения развития (ТМНР II вариант). Даша В. Имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено. Девочка не понимает обращенную речь. Взгляд на предмет фиксирует на некоторое время. Внимание не устойчивое. В результате утомления возникает двигательное беспокойство. Девочка начинает крутиться из стороны в сторону. Речь отсутствует. С игрушками манипулирует, грызет, разбрасывания. Навыки самообслуживания не развиты. Даша В. обучается на дому.

Содержание программы.

У большинства детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) имеются грубые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий.

В ходе индивидуальных занятий девочка учится выполнять различные виды движений, манипулировать мячом и другими предметами. Занятия затруднены из-за того что девочка не понимает инструкцию педагога и может выполнять упражнения только совместно со взрослым.

Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми..

Предметные результаты:

Знание частей тела человека.

Знание элементарных видов движений.

Умение выполнять исходные положения.

Умение бросать, перекладывать, перекатывать.

Программа формирования учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающейся  направлена на развитие способности  у ребенка  овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).

  1. Наглядно – практические.

Жестовые игры.

Ритмические упражнения

Дидактические игры.

    2. Формирование учебного поведения:

– направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

Наглядные.

Жестовые игры.

Ритмические упражнения

Дидактические  игры:

«Посмотри на меня»

«Найди на  столе»

«Повтори за мной»

Ритмические движение вместе с педагогом.

( физкультминутки, динамические паузы)

– умение выполнять инструкции педагога;

– использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;

– умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

– в течение определенного периода времени,

Наглядные.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические игры.

– от начала до конца,

– с заданными качественными параметрами.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп УД, который отражает индивидуальные достижения обучающейся  и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:

0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения ребенка в   овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий    и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Технологии обучения.

В условиях реализации программы мною используются  технологии:

 1) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

 2) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение обучающейся  возможности сохранения здоровья за период обучения  на дому.  

Методы обучения.

Методы мотивации учебной деятельности

  • Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий),  создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 

Познавательная (ролевая и имитационная) игра.

Учебно-методический комплекс

  1. Ковер
  2. Игрушки

Литература

1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983г.

2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора – Бгажнокова И. М. Москва, 2012г

3. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Составитель-Госкомитет СССР по народному образованию, 1990.

Основное содержание.

Общеразвивающие и корригирующее упражнения – 11 час.

 Дыхательные упражнения по подражанию, под счет и под хлопки.

Движение руками в исходном положении.

Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях.

Наклоны, приседания.

Прикладные упражнения – 15 час.

Ходьба – ровным шагом,   по кругу,    на носках, в медленном и быстром темпе

Равновесие – ходьба по линии, на носках.

Броски, ловля, передача предметов – правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.

Подвижные игры- 4 часа.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Дата

1.

Дыхательные упражнения.

2.

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки.

3.

Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет.

4

Дыхание при ходьбе.

5

Сгибание пальцев в кулак  под счет

6

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа.

7

Хлопки в ладоши    совместно с педагогом

8

Хлопки в ладоши с изменением темпа

9

Наклоны головой.

10

Наклоны туловищем.

11

Вставание на четвереньки

12

 Стояние на коленках

13

Сгибание стопы.

14

Ходьба ровным шагом.

15

Выполнение движений ногами

16

Ходьба ровным шагом

17

Ходьба в медленном  темпе

18

Ходьба в медленном и быстром темпе

19

Захват ,удержание, опускание предметов  

20

 Вставление в отверстие (геометрических тел, мозаики)

21

Передача предметов

22

Бросание мячей

23

 Ловля мячей

24

Перекатывание мячей

25

  Игры с мячом

26

«Солнышко и дождик». Игра.

27

 «Бабочка, журавль, лягушка».

28

«У медведя во бору». Игра.

29

«Снежинки и ветер». Игра.

30

Повторение.

Итого: 30 часов

Источник

БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Минобразования Чувашии

Рассмотрена и согласована

методическим объединением

учителей начальных классов

Протокол № 3

от 29.12. 2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________ Петровский С.В.

Приказ от 30.12. 2016 г. № 279-О

Рабочая программа

коррекционного курса «Двигательное развитие»

для обучающихся 1 дополнительного класса

с тяжёлыми и множественными нарушения развития

на 2016-2017 учебный год

Составила учитель

Орешина С. А.

п. Кугеси, 2017г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» разработана для обучающихся 1 дополнительного класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, имеющие тяжёлую и глубокую степень умственной отсталости.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства обучающихся с ТМНР имеется нарушение произвольной организации двигательной активности, значительно ограничивающее возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью индивидуальных форм работы.

Цель программы:

Формирование мотивации к двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона произвольных движений и профилактика возможных двигательных нарушений.

Задачи:

оздоровительные: профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата;

образовательные: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности;

воспитательные: формирование физических и морально-волевых качеств личности, развитие коммуникативных навыков;

коррекционно-развивающие: исправление недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений; развитие восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности.

Содержание методики:

Методика разработана с учётом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это даёт возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения в движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовывать более сложные движения, особенно те, которые необходимы в активной жизни.

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей и осуществляются через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.

На начальном этапе происходит ознакомление с разными видами воздействия на развитие двигательно-моторных навыков. Занятия проводятся индивидуально и малыми группами по 2-3 человека. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния детей и их готовности к сотрудничеству (от20 до 30 минут). Каждое занятие предусматривает большое количество упражнений и игр, направленных на развитие и укрепление здоровья. Если ребёнок устаёт или ему не нравится упражнение, мы переключаем его на другой вид деятельности. Каждое занятие состоит из трёх частей: вводно-мотивационная, операционно-исполнительная, релаксация с музыкальным сопровождением. Необходимо поддерживать развитие элементарной зрительно-моторной координации, жизненных функций обучающихся, стимулируя их потребность к доступной двигательной активности. Стимулировать общее физическое развитие, проводить коррекцию нарушенных двигательных функций в возможном для каждого диапазоне. Уроки включают общеразвивающие, коррекционные упражнения и игры. Среди упражнений наибольшее значение имеют:

– дыхательные упражнения;

– упражнения на нормализацию поз и положений головы и конечностей;

– упражнения для координации движений, функций равновесия, на коррекцию ходьбы;

– практические и игровые упражнения на развитие чувства ритма и пространственной организации движений;

– упражнения для развития мелкой моторики рук и ног;

– развивающий массаж;

– самомассаж кистей и пальцев рук;

– аурикулярный массаж;

– массаж карандашами;

– парадоксальная гимнастика;

– ритмические упражнения с тканью и лентами;

Все упражнения включают определённые задачи и соответствующие им приёмы работы, дифференцированные в зависимости от этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Необходимо помнить и о быстрой утомляемости детей, необходимо давать возможность отдохнуть, не прерывая тактильного контакта.

На тренировочном этапе совершенствуются умения и навыки, сформированные на начальном этапе; вводится обучение на более сложном материале, расширяется сенсорный и практический опыт детей. Создаётся основа для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности, укрепляется связь между слуховыми впечатлениями и моторной активностью. Учащиеся получают навык сочетания дыхания с выполнением основных упражнений. Тщательный подбор общеразвивающих и коррекционных упражнений даёт возможность воздействовать не только на весь организм, но и на определённые ослабленные группы мышц. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определённом ритме, темпе, направлении. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов позволяют сформировать правильную осанку; обеспечить подвижность суставов; создать двигательный опыт, двигательные качества и способности; укрепить сердечнососудистую систему; развить органы дыхания; психическое развитие. Упражнения с предметами повышают интерес к физическим упражнениям, формируют двигательные представления, совершенствуют координацию пальцев рук.

Заключительный этап связан с реализацией приобретённых знаний и умений, использованием их в повседневной жизни, в постоянной заботе о своём здоровье. Эта часть почти полностью зависит от родителей, которые должны быть постоянно в курсе применяемых методик и быть участниками процесса (по возможности). Несмотря на разные компенсаторные возможности и различный уровень умений, очень много зависит от активности семьи. Поэтому все игры и упражнения необходимо прорабатывать, проживать с детьми, стимулировать их самостоятельные действия. Выбор музыки для игр и упражнений – дело непростое. Я предлагаю использовать народные песни, фольклорную музыку, музыку из серии «Звуки природы» и «Целительные звуки», музыку природы.

Используемые методы: формирования знаний, обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, воспитания личности, педагогического воздействия, организации взаимодействия педагога и занимающихся.

Формы организации: индивидуальные, подгрупповые.

Приемы АФК:

Развивающий массаж.

Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Комплекс состоит из трех упражнений:

1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;

2) самомассаж ладоней;

3) самомассаж пальцев рук.

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления. Все упражнения повторяются по 5 раз.

Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.

Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.

Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.

Упражнение 4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Упражнение 5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее – расслабить кисти.

Упражнение 6. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.

Аурикулярный массаж. Так называется массаж ушных раковин. Он показан детям с самого раннего возраста, усиливает концентрацию внимания и улучшает интеллектуальные способности. Рекомендуется массировать по порядку четыре области ушной раковины: противокозелок , треугольную ямку , место перехода ножки завитка в восходящую часть, воронку .

Массаж карандашами.

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

С помощью граненых карандашей вместе с ребенком массируем запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Это стимулирует речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Парадоксальная гимнастика (по Стрельниковой).

Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

  • Упражнение 1. “Ладошки”.

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

  • Упражнение 2. “Поясок”.

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

  • Упражнение 3. “Поклон”.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхать пол”). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

  • Упражнение 4 “Кошка”.

Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками “сбрасывающее” движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

  • Упражнение 5 “Обними плечи”.

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

  • Упражнение 6. “Большой маятник”.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вход. Сразу же немного откинуться назад, чуть согнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами-движениями. Вернуться в исходное положение.

  • Упражнение 7. “Повороты головы”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

  • Упражнение 8. “Ушки”.

Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.

Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

  • Упражнение 9. “Малый маятник”.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

  • Упражнение 10. “Перекаты”.

Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах.

Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами – пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ногу.

  • Упражнение11. “Танцевальные шаги”.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.

Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую – вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

Предполагаемые результаты.

Предполагается, что использование предлагаемых методов позволит улучшить самочувствие детей. Улучшить сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат. Позволит лучше усвоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Сформировать физические и морально-волевые качества личности. Исправить недостатки физического и психического развития с помощью коррекционных и специальных упражнений. Улучшить семейные отношения.

Используемая литература.

  1. «Теория и организация АФК» Под ред. С. П. Евсеева; М. 2007г.

  2. «Осанка и физическое здоровье детей программы диагностики и коррекции нарушений» А. А. Потапчук; СПб., 2001г.

  3. «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушениями осанки». Под ред. Г.А. Халемского, М. 2002г.

  4. «Лечебная физкультура в домашних условиях». М.А. Корхин,, И.М. Габинович; Лениздат, 1990г.

  5. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»; СПб. Под редакцией И.М. Бгажноковой, МПб. 2007г.

  6. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры». Грабенко Т.М., СПб., 2002г.

Источник