Программа развития ребенка с аутизмом
Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом
Пояснительная записка.
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
– отгороженность от внешнего мира;
– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
– недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
– приверженность к сохранению неизменности окружающего;
– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
– разнообразные речевые нарушения при РДА;
– у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Цели программы:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Тематическое планирование занятий по программе
Дата | Содержание занятий | Кол-во часов | Номера занятий |
Первичная диагностика. Методика наблюдения. | 1 | 1 | |
1.ЭТАП | |||
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций | 1 | 2 | |
Диагностика активности | 1 | 3 | |
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений | 1 | 4 | |
Диагностика оценки своего поведения | 1 | 5 | |
Диагностика внимания, памяти | 1 | 6 | |
2.ЭТАП | |||
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» | 1 | 7 | |
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». | 1 | 8 | |
3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» | 1 | 9 | |
3.ЭТАП | |||
1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. | 1 | 10 | |
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) | 1 | 11 | |
4.ЭТАП | |||
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд. | 1 | 12 | |
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. | 1 | 13 | |
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. | 1 | 14 | |
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. | 1 | 15 | |
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья | 1 | 16 | |
5.ЭТАП | |||
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ | 1 | 17 | |
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ | 1 | 18 | |
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. | 1 | 19 | |
6.ЭТАП | |||
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. | 1 | 20 | |
Итоговая диагностика. Диагностика активности. | 1 | 21 | |
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. | 1 | 22 | |
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. | 1 | 23 | |
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. | 1 | 24 | |
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. | 1 | 25 | |
ВСЕГО | 25 | 25 |
Установление контакта с аутичным ребенком.
1 занятие: игра «Ручки».
Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Развитие активности.
2 занятие: игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.
Развитие контактности.
3 занятие: игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
5 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
6 занятие: Таблица Равенна.
Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
8 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
9 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
10 занятие: игра « Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.
Развитие подвижно – ролевой игры.
12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».
Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
13 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда – нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998
Источник
Лейман О.Н.
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
– отгороженность от внешнего мира;
– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
– недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
– приверженность -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
к сохранению неизменности окружающего;
– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
– разнообразные речевые нарушения при РДА;
– у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Для детей имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий, стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить стимулирущие коррекционные воздействия для позитивного влияния на ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.
– -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
– обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления;
– формирование навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания.
Отличительной особенностью данной программы является синтез упрощенных заданий, а также возможность варьирования заданий с целью их дифференцированной подачи.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 5 до 14 лет. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы.
– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.
– усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию,развитию приемов самообслуживания.Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
– важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.
№ п/п
Раздел программы
Содержание тема занятия
Кол-во часов
1
«Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожного движения»
Введение понятий: «пешеходный переход», «светофор», «проезжая часть дороги». Сюжетная игра: «Пешеходный переход». Рисунки – трафареты
1
2
Диагностика
Aнкетирование, Оценка основных навыков. Составление индивидуального плана работы
1
3
Диагностика
Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Составление индивидуального плана работы.
1
4
«Я и ты»
Игра №1 «Раскачивание на ручном гамаке»
Цель: проприоцептивное и вестибулярное воздействие, совместное внимание.
1
5
«Я и ты»
Игра №3 «Сосиска в одеяле»
Цель: проприоцептивное воздействие, общение, осознавание своего тела, развитие вестибулярной системы, подготовка к обучению
1
6
«Я сам»
Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий
1
7
«Мои возможности»
Игра №2«Нащупай в мешке»
Цель: соотнесение тактильной и зрительной информации, тактильное распознавание, речевое развитие, снижение тактильной гиперчувствительности.
1
8
«Мои способности»
Психотехника «У-СИН»
1
9
«Основы безопасности дорожного движения»
Работа с карточками – заданиями, где необходимо распознать и предвидеть опасность, принять эффективное решение. Упражнения – игры: «Иголка в стогу сена», «Хождение по линии». Рисунок дорожных знаков.
1
10
«Мои возможности»
Игра №4«Крестики- нолики»
Цель: осязательное воздействие, автономность движений пальцев, зрительно-моторная координация, зрительное восприятие, планирование движений ( праксис) и мышление
1
11
«Мои возможности»
Игра №5 «Веселые пузыри»
Цель: зрительные навыки, зрительно-перцептивное развитие, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука»,очередность, осознание своего тела, речевое развитие, тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания.
1
12
«Мои возможности»
Игра №6 «Спрятанные сокровища»
Цель: тактильное развитие, тактильное воздействие, снижение тактильной гиперчувствительности, первоначальные учебные навыки.
1
13
«Мои возможности»
Игра №8 «Кто прячется в башне»
Цель: тактильное привыкание, тренировка мышц верхних конечностей, зрительная память.
1
14
«Мои возможности»
Игра №12«Трикотажные качели»
Цель: вестибулярное воздействие, проприоцептивное воздействие, успокаивающий эффект, возбуждающее воздействие.
1
15
«Мои возможности»
Игра № 15«Шум в ушах»
Цель: слуховая чувствительность, слуховое различение.
1
16
«Мои возможности»
Игра №16«Кто дальше дунет»
Цель: зрительно- моторный контроль, тренировка дыхания, контроль и тренировка артикуляции.
1
17
«Основы безопасности дорожного движения». «Профилактика несчастных случаев на воде»
Обозначение опасных мест на улицах и дорогах, вокруг школ и домов. Упражнения – игры: «Внимательные глазки», «Светофор», чтение сказки о правилах дорожного движения, с последующим обсуждением. Рисунок светофора.
1
18
«Мои возможности»
Игра №17«Конвейер»
Цель: координация крупной моторики, зрительно- моторная интеграция, зрительные навыки.
1
19
«Мои возможности»
Игра №18 « Крушение доски-каталки»
Цель: проприоцептивное воздействие, навыки крупной моторики, вестибулярный аппарат.
1
20
«Мои возможности»
Игра №20 «Парящий шарик»
Цель: вращение корпуса, моторный контроль, зрительное слежение, зрительно- моторная координация в системе глаз рука, билатеральная( двусторонняя) координация, физическая выносливость, устойчивость туловища, социализация. слуховая интеграция.
1
21
«Мои возможности»
Игра №22«Сафари на каталке»
Цель: планирование движений(праксис),укрепление мышц верхней конечности, билатеральная ( двусторонняя) координация, вестибулярное воздействие, следование в заданном направлении, проприоцептивное воздействие, зрительно- моторные навыки, речевое развитие.
1
22
«Мои возможности»
Игра №23 «На велосипеде по лабиринту»
Цель: планирование движений (праксис) вестибулярное воздействие, укрепление мышц нижних конечностей, зрительное внимание, вестибулярно- зрительная интеграция.
1
23
«Мои возможности»
Игра №24«бросание мячиков»
Цель: планирование движений ( праксис) зрительно- моторные навыки, зрительное слежение и фиксация
1
24
«Мои возможности»
Игра №26 «Ловец с ведром»
Цель: : планирование движений ( праксис) зрительно- моторные навыки, проприоцептивное воздействие
1
25
«Основы безопасности дорожного движения»
Введение понятий: «первая помощь», «дорожно-транспортный травматизм». Обсуждение дорожных ситуаций, требующих помощи окружающих. Игра: «Дорожные знаки».
1
26
«Мои возможности»
Игра №27«Ловим на восьмерке»
Цель: вестибулярно-зрительная интеграция, координация движений, слуховое воздействие и интеграция.
1
27
«Я сам»
Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий.
1
28
«Мои возможности»
Игра №29 «Скользящий мяч»
Цель: навыки крупной моторики, вестибулярно- зрительная интеграция, зрительно- моторная интеграция, зрительная конвергенция
1
29
«Мои возможности»
Игра №30«Попади мячиком в цель»
Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, планирование движений ( праксис) по словесной команде, распознавание букв команде
1
30
«Мои возможности»
Игра №31«Черепаший панцирь»
Цель: планирование движений ( праксис) зрительно- моторная интеграция, укрепление мышц верхних конечностей, развитие мышц кисти руки, осознание тела.
1
31
«Мои возможности»
Игра №32 «Монетки в копилке»
Цель: разработка пинцетного захвата, действия одной рукой, навыки крупной моторики
1
32
«Мои способности»
Я рисую пальчиковыми красками «Елка»
1
33
«Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожногодвижения»
Какие бывают светофоры. Лево,право,середина дороги
1
34
«Мои возможности»
Игра №33«Забиваем колышки»
Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, моторный контроль, тренировка кисти руки, стабилизация верхних конечностей.
1
35
«Мои возможности»
Игра №34 «Город на реке»
Цель: формирование свода кисти руки, тренировка мышц верхних конечностей, тренировка мышц кисти руки тактильное воздействие, тренировка мышц кисти руки.
1
36
«Мои возможности»
Игра №36 «Собираем на скорость»
Цель: тренировка мышц руки, противопоставление большого пальца, внимание, последовательность при выполнении заданий.
1
37
«Мои возможности»
Игра №38«Вкусное ожерелье»
Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, зрительно- моторная координация в системе глаз рука
1
38
«Мои возможности»
Игра №39«Лепим и режем» Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, проприоцептивное воздействие
1
39
«Мои возможности»
Игра №40 «Авангардная живопись»
Цель: пинцетный захват, противопоставление большого пальца, тактильное воздействие развитие крупной моторики ( мышц плечевого пояса)
1
40
«Мои способности»
Работа с соленым тестом
1
41
«Основы безопасности дорожного движения»
Как перейти перекресток
1
42
«Мои возможности»
Игра №41« схватить пока не убежало»
Цель: билатеральная двусторонняя координация зрительно- моторная координация в системе глаз рука,навыки мелкой моторики ,зрительные навыки
1
43
«Мир эмоций»
Игра №42«Ку-ку»
Цель: понимание элементарных свойств объектов, совместнойе внимание, социальное взаимодействие
1
44
«Мир эмоций»
Игра № 43«Красный свет, зеленый свет»
Цель: контроль над телом, следование подсказкам, речевое развитие, первоначальные учебные навыки, проприоцептивное воздествие, социальное воздествие
1
45
«Мир эмоций»
Игра№44 «Ищем пару»
Цель: оперативная память, следование правилам, игра по очереди, речевое развитие.
1
46
«Мир эмоций»
Игра №45«Где в моем мире»
Цель: Формирование пространственных представлений, речевое развитие
1
47
«Мир эмоций»
Игра №46«Любимый герой командует»
Цель: выполнение инструкций, слуховые навыки, речевое развитие,
1
48
«Мои способности»
Аппликация к празднику
1
49
«Основы безопасности дорожного движения»
Как вести себя на остановке,правила посадки и высадки на остановке.
1
50
«Мир эмоций»
Игра №47«Изображаем предлоги»
Цель: речевое развитие
1
51
«Мир эмоций»
Игра №48«Вспомни слово»
Цель: речевое развитие, слуховая память, вестибулярное воздействие
1
52
«Мир эмоций»
Игра № 49«Чем заканчивается»
Цель: слуховая память, воображение, эмоциональный интеллект.
1
53
«Мир эмоций»
Игра № 51«Порядок дома»
Цель: навыки расположения по порядку, зрительная память, навыки повседневной жизни
1
54
«Я и ты»
Игра №52«щекотка»
Цель: социальное взаимодействие, зрительный контакт, совместное внимание
1
55
«Я и ты»
Игра №53«Что не хватает на лице»
Цель: эмоциональное распознавание, зрительная память, целостное восприятие
1
56
«Мои способности»
Аппликация « Цветок»
1
57
«Основы безопасности дорожного движения»
Обсуждение схем обращения за помощью, как эффективно оказывать помощь. Ориентирование по дорожным знакам. Рисунки по теме
1
58
«Я и ты»
Игра №54 «Угадай кто»
Цель: узнавание лиц, зрительная память
1
59
«Я и ты»
Игра №«56»
Цель: Указываем пальцем,совместное