Программа развития ребенка от года до семи

Программа развития ребенка от года до семи thumbnail

Методика раннего развития Дарьи Денисовой под названием «Школа Семи Гномов» пользуется спросом активных родителей, стремящихся помочь малышам в познании мира и дать им максимальный объем знаний. Именно об этой методике мы и предлагаем сегодня поговорить.

Психологи утверждают, что первые 7 лет жизни являются самыми важными для развития детей. В этот период у них формируется сознание и возникает понимание об основных принципах взаимодействия с окружающим миром. По данным многочисленных исследований, это – наиболее благоприятное время для освоения новых знаний. Хотя участие родителей в дальнейшем образовании и жизни ребенка не менее значимо, именно в эти годы следует уделять особое внимание всестороннему развитию малыша.

Чтобы сделать развитие ребенка максимально эффективным родители чаще всего используют специальную методику. Например, эта может быть методика “Школа Семи Гномов”). Но, прежде чем остановить свой выбор на этой программе развития, необходимо понять, насколько полно она будет отвечать потребностям и интересам ребенка, и в чем ее польза.


Особенности методики “Школа Семи Гномов”

Методика «Школа Семи Гномов», разработанная Дарьей Денисовой, направлена на развитие и обучение детей-дошкольников от 0 до 7 лет. Она соответствует современным стандартам образования и интересам малышей разных возрастов. В 2009 году методика получила знак качества «Лучшее – детям», а об ее эффективности без лишних слов говорят данные о количестве проданных экземпляров и перевод материалов на разные языки.

Программа представляет собой сборник ярких и красочных книг с иллюстрациями и материалами, который состоит из 7 комплектов (по 12 учебников в каждом). Семерка соответствует отведенным на обучение годам, а 12 – количество месяцев в году. Не случайно и название методики. На каждый год жизни в пособиях есть свой гном, цвет которого соответствует одному из цветов радуги. Например, фиолетовый гном отвечает за развитие детей от 0 до года, а красный – 6-7 лет.

Тематика пособий основывается как на возрастной категории ребенка, так и на уровне его развития в этот период. В то же время эта методика раннего развития позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка. То есть, родители могут использовать материалы тогда, когда это необходимо для ребенка, а не тогда когда положено по инструкции.

Автор методики сконцентрировала внимание на разностороннем развитии. Книжки помогают детям узнавать о «плохом» и «хорошем», пополнять словарный запас, изучать звуки и предметы вокруг. С их помощью развиваются эмоциональные, творческие и умственные способности.

Отличительная особенность данной методики заключается в отсутствии длительной подготовки к занятиям. Учебные пособия содержат продуманные, взаимосвязанные и лаконичные задания, позволяющие взрослым не тратить время на изучение и подготовку материалов к уроку. Почти в каждой книжке имеется родительская страничка. В ней подробно рассказывается о том, как нужно выполнять задания, и что должен знать ребенок в определенном возрасте.

Как проходят занятия по методике “Школа Семи Гномов”

Обучение должно проходить в спокойной и непринужденной обстановке. Основное правило: не заставлять ребенка заниматься тогда, когда у него нет настроения. Если он начинает отвлекаться от урока, лучше отложить пособие до более удачного времени и занять его чем-то более интересным.

На одно занятие отводится одна страница. Длительность урока зависит от возраста ребенка и сложности материала. Дарья Денисова рекомендует отводить на занятия для начинающих около 10-20 минут. По завершению книги малышу предлагают выполнить задание на закрепление знаний. Почти во всех пособиях есть картонные вкладки с разными играми, а для детей от 3 лет автор придумала специальные наклейки для поощрения.

Геометрические фигуры и цветные картинки, вывешенные на видное место, будут способствовать быстрому запоминанию и усвоению информации.

Внимание следует уделять положению и ракурсу рисунков: их нужно периодически менять. Также стоит соблюдать правильную дистанцию между малышом и изображением. В первые несколько месяцев жизни ребенка картинки размещают на расстоянии 30-40 см, а затем перевешивают на 50-70 см.

Разноцветные гномы станут хорошими друзьями малышей на каждом этапе обучения. Фиолетовый гном, соответствующий первому году жизни, научит лепетать, улыбаться и чувствовать. Вместе с ним ребенок будет рассматривать крупные картинки, слушать потешки и пытаться озвучивать то, что он видит.

На смену ему придет синий гном, который расскажет новые слова и поможет выучить основные цвета и названия фигур разных размеров. С ним ребенок весело проведет время, занимаясь рисованием и лепкой, и создаст свои первые детские шедевры.

Начиная с двух лет, малыш будет развивать память, внимание, речь и мышление вместе с голубым гномом. Он расскажет ему о самых известных фруктах, овощах и ягодах и поможет выучить их названия. С его помощью ребенок узнает разницу между одним предметом и множеством, познакомится с вещами бытового назначения, временами года, названиями профессий, откроет свою первую азбуку.

Первые шаги в математике ребенок начнет делать с трех лет. В этом ему будет помогать зеленый гном. По завершению курса он сможет определять количество предметов, добавлять и уменьшать их. В этот же период он получит свои первые уроки грамоты и начнет писать в прописях. Также курс будет способствовать развитию коммуникативных навыков.

Другие гномы не менее полезные:

  • желтый гном (с 4 лет) учит образному мышлению, знакомит с разными животными и помогает развивать речь. В этом возрасте ребенок сможет определять первые буквы и звуки в слове, научится писать печатными буквами, выучит цифры до 5, узнает о динозаврах и получит первые уроки астрономии.
  • в 5 лет к ребенку приходит оранжевый гном, который способствует формированию характера и рассказывает о географии и окружающей среде, о разновидностях транспорта и его назначении, о здоровье и правилах дорожного движения. Курс направлен на активную подготовку к школе.
  • с 6 лет красный гномик будет рассказывать об экологии, народах мира, истории предков, времени и пространстве. Ребенок начнет больше погружаться в чтение, уроки грамоты и этики, а также проходить подготовительные тесты к школе.

Очень важно, чтобы новые книги включались в программу постепенно, когда в этом будет возникать необходимость. При этом не стоит забывать о пройденном материале и периодически возвращаться к нему.

Активные развивающие игры и обзор настоящих предметов, окружающих ребенка, будут способствовать более быстрому освоению материала.

Недостатки методики “Школа Семи Гномов”

Несмотря на наличие большого количества информации и правильно распределенной по годам программы, не все книги приносят одинаковую пользу. Возможно, это связано с тем, что данная методика просто не всем подходит. Но нельзя исключать вероятность ненадлежащего содержания пособия. По отзывам многих родителей, некоторые малыши не заинтересованы в половине книжек из годового курса, а часть этих книг дублирует друг друга.

Отдельно стоит упомянуть о стоимости курсов и качестве используемой бумаги. Стоимость годового комплекта составляет более 1000 рублей (цена за одну книгу – в пределах 300 руб.). При этом страницы книг сделаны из тонкой бумаги, которые при частом использовании быстро приходят в негодность: малыши, которые еще не умеют обращаться с такими вещами, нередко рвут и мнут их. В результате уберечь методические пособия удается немногим, а на повторную покупку соглашаются далеко не все, так как простые картонные книги со сказками и прибаутками стоят дешевле.

Основным недостатком методики является отсутствие физической составляющей развития. Карточки, игры, лото и прочие материалы предполагают длительное пребывание в сидячем положении, поэтому очень важно дополнять занятия активными играми. Кроме того, предметы, изображенные на карточках, лишают детей возможности понять их реальные размеры и объемы, и они не развивают тактильных ощущений.

Отметим, что для содействия взрослым в вопросах воспитания малышей было разработано множество методик раннего развития. Помимо серии Дарьи Денисовой в нашей стране активно применяются программы Марии Монтессори, Гленна Домана, Сесиль Лупан и пр. Каждая система направлена на освоение разных навыков и способностей и имеет свои преимущества и недостатки. Однако одной универсальной методики, охватывающей все стороны развития, не существует, хотя каждая из них может гармонично сочетаться с другой и приносить пользу.

Родителям стоит помнить, что воспитание и обучение их детей зависит только от них самих, поэтому не стоит сосредотачиваться на чем-то одном. Чаще гуляйте с малышами в интересных местах, разговаривайте и показывайте мир вокруг, и тогда можно будет не переживать за объем их знаний.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

15.04.2015

За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.

 Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.

Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные – по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару» – найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов

В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик»  (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы

С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок.  Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.

Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:

1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе  – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет – внутри листа вырезается простой силуэт – например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все – таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто – получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) – если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») – обычно это возможно осуществить в среднем – к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).

Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает – мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – “принеси куклу, дай мячик”).

Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.

1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет

1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет

1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения для детей в быту

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» – т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» – концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка – настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.

Источник