Программа развития ребенка особые образовательные потребности

        Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие дошкольные и образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения которые включают:

во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе воспитания и обучения;

во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения;

в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе. Настоящая программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02.06.1999г.), Семейного кодекса РФ 1995г.

Цель программы: 

Сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Задачи:

– Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне психолого-педагогического консилиума);

– Комплексное сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;

-Составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);

– Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;

– Формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;

– Оценка эффективности обучения и сопровождения обучающихся с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК.

Участники программы:

Старший воспитатель;

– Педагог-психолог;

– Логопед;

– Медицинский работник;

– Воспитатели;

– Специалисты по работе с детьми;

– Родители;

– Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Формы взаимодействия участников сопровождения:

– Совместное обследование воспитанников;

– Семинары-практикумы;

– Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, конференции;

– Выступления на родительских собраниях;

– Проведение индивидуальных консультаций, бесед;

– Взаимопосещение и анализ занятий;

– Обзоры специальной литературы;

Этапы и сроки реализации программы:

1.Этап подготовительный. Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Социальный патронаж. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей. Взаимодействие с муниципальными государственными органами и учреждениями в разработке программ, планов по сопровождению.

Промежуточные результаты:

1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).

2. Разработка индивидуальной программы сопровождения.

3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

4. Повышение качества комплексных мероприятий.

5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Этап основной. Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение углубленного медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

Промежуточные результаты:

1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума.

2. Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.

3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.

4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий, в работу родительского комитета.

3. Этап аналитико-обобщающий. Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего сопровождения обучающихся.

Формы работы специалистов сопровождения:

– Профилактические и просветительские беседы;

– Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры;

– Консультирование участников образовательного процесса;

– Наблюдение за детьми;

– Диагностика;

– Оформление тематических стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов;

– Оформление информационных страничек на сайте.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

1. Психологический блок;

2. Логопедический блок;

3. Воспитательно — образовательный блок;

4. Лечебно-оздоровительный блок.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Цель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (в детском саду, в школе, в семье).

Ответственный: Педагог-психолог.

Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1.

Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.

По плану

2.

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

3.

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.

4.

Изучение условий семейного воспитания ребёнка.

5.

Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

6.

Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка.

В течение года

Коррекционное

1.

Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

В течение года

2.

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

Развивающее

1.

Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

В

течение года

2.

Развитие универсальных учебных действий.

Консультационное

1.

Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса.

В течение года

2.

Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися.

3.

Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Просветительское

1.

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы)

В течение года

2.

Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.

Работа на сайте.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ БЛОК

Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.

Ответственный: Логопед.

Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1.

Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями.

По плану

2.

Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений.

3.

Диагностика работ дошкольников.

 

Коррекционное

 

1.

Разработка индивидуальной программы сопровождения. Планирование соответствующей коррекционной работы.

По плану

2.

Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи детей.

3.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям, коррекция дисграфии и дислексии; коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи).

В течение года

Консультационное

1.

Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий.

В течение года

2.

Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов.

Просветительское 

1.

Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой.

В течение года

2.

Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи.

3.

Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.

4.

Работа на сайте.

Профилактическое

1.

Профилактика нарушений устной речи у детей дошкольного возраста, нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий.

В течение года

2.

Логопедическая работа по профилактике нарушений чтения и письма у учащихся ОВЗ на фонетическом уровне дислексии и дисграфии.

Развивающее 

1.

Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

В течение года

2.

Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа.

3.

Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.

 

4.

Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Цель: Организация обучения детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Ответственные: Воспитатели, специалисты — предметники.

 

Формы деятельности воспитателя

Сроки

1.

Изучение индивидуальных особенностей детей и их учет при организации учебной деятельности.

По плану

2.

Контроль за функциональным состоянием детей во время кружковых занятий в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего переутомления.

В течение года

3.

Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.

5.

Изучение жилищно — бытовых условий воспитанников детского сада.

В течение года

7.

Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в детском саду и городе.

В течение года

9.

Совместная деятельность воспитателя с специалистами – предметниками.

В течение года

10.

Беседы с родителями.

11.

Создание условий, способствующих развитию индивидуальности детей.

Формы деятельности учителя – предметника

1.

Организация и проведение физминуток на каждом занятии с целью снятия усталости.

В течение года

2.

Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).

3.

Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития.

7.

Осуществление общефизической подготовки, удовлетворение потребности ребенка в двигательной активности.

8.

Наблюдение за детьми во время и его общения со сверстниками.

9.

Вовлечение детей с ОВЗ с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям.

ЛЕЧЕБНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Цель: Создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения детей с ОВЗ.

Ответственный: медицинский работник.

 

Форма деятельности

Сроки

1.

Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях.

В течение года

2.

Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки.

3.

Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания.

4.

Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима в детском саду.

7.

Проведение углубленного медицинского осмотра.

В течение года

8.

Проведение специфической профилактики (профилактические прививки).

Согласно национальному календарю

9.

Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний.

В течение года

10.

Проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию).

В течение года

ЛИТЕРАТУРА:

Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.

Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.

Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.

Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.

Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.

Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.

Источник