Программа развития ребенка не посещающего детский сад

Программа развития ребенка не посещающего детский сад thumbnail

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.

В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей, и если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях, в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.

В возрасте 2-3 года ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Поступая в детский сад, у малышей происходит ломка привычек, серьезная перестройка всего организма: из домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Резкая смена условий: соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, и взрослыми – становятся для ребенка источником стрессовых ситуаций. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Актуальность

Термин «адаптация» означает приспособление. Это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

В процессе длительных наблюдений за адаптационным периодом детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада выявлено, что при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходима разработка таких механизмов, обобщение опыта и единых этапов, чтобы привыкание малыша к детскому саду было максимально безболезненным.

Так же проблемой является недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. Отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания. Часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в детском саду. Другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление одаренности ребенка. И только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим. Как правило, у таких детей адаптационный период проходит в легкой степени. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.

Если педагоги и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Поэтому была составлена программа взаимодействия с родителями вновь поступающих в ДОУ детей, направленная на улучшение прохождения адаптационного периода. Возраст детей от 1,5 до 3-х лет.

Читайте также:  Схема психического развития ребенка в раннем возрасте

Цель:
обеспечение успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, через взаимодействие с семьей.

Задачи:

  • Социально-психологическая подготовка ребенка и родителей к посещению детского сада.
  • Сформировать легкое протекание процесса адаптации у малыша в условиях детского сада.
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста.
  • Создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей.

Предполагаемые результаты

  1. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением.
  2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
  3. Безболезненная адаптация ребенка в условиях ДОУ и обеспечение ранней социализации детей раннего возраста.
  4. Формирование у детей навыков культурного поведения, расширение ориентировки в ближайшем окружении, развитие потребностей в речевом общении.
  5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых МДОУ.

Содержание работы

Адаптационная группа кратковременного пребывания «Детский мир» создается для детей раннего возраста и их родителей, не посещающих детский сад. Группа работает не на базе  группового помещения. Дети посещают группу вместе с мамой или другим близким человеком два раза в неделю, в суббота, воскресенье с 9.30 до 11.00. Перед поступлением в группу родители должны предоставить справку о состоянии здоровья. Наполняемость группы 10–12 человек.

Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Организация работы с родителями строится на практической работе (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, консультирование), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с родителями.

Организация работы с детьми строится в виде игр-занятий, так как игра – это основная деятельность ребенка. Содержание работы составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча занимает 60–90 минут, 2 раза в неделю, суббота, воскресенье. Предусмотренные программой блоки состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, музыкально-ритмической, творческой, двигательной, свободной.   Виды деятельности постоянно меняются, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждой встрече подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша.

Организация образовательного процесса:

  1. Содержание образовательного процесса в группе кратковременного «Детский мир» определяется «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой;
  2. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно – ориентированное развитие ребенка;
  3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
  4. В деятельности с детьми второго раннего дошкольного возраста используются игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит  опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

Режим пребывания детей адаптационной группы кратковременного пребывания в ДОУ

СУББОТА

9.30 – 9.45  – приход детей и родителей;

9.45 – 10.00  – игры в развивающих зонах по интересам;

10.00 – 10.15  – развивающие занятия-игры;

10.15 – 10.30  – самостоятельные игры детей;

10.30 – 10.45  – совместное общение детей и родителей со специалистами;

10.45 – 11.00  – игры по интересам, уход домой.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

9.30 – 9.45  – приход детей и родителей;

9.45 – 10.00  – игры в развивающих зонах по интересам;

10.00 – 10.15  – развивающие занятия-игры;

10.15 – 10.30  – самостоятельные игры детей;

10.30 – 10.45  – совместное общение детей и родителей со специалистами;

10.45 – 11.00  – игры по интересам, уход домой.

Организация воспитательно-образовательного процесса адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста «Детский мир»

№ п/п

Направления деятельности

Цели, задачи

Методическое обеспечение

1

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:
– формирование готовности ребенка к вхождению в социум, посредством творческой деятельности;
– развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности и развитие мелкой моторики.

1. Т.М. Бабуновой «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г.
2. О.И. Давыдова, А.А. Майер Приложение к журналу «Управление». «Адаптационные группы в ДОУ». «ТЦ Сфера» – 2005 г.
3. Е.В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста».
4. Т.В. Королева «Игры с красками». Москва «Сфера» 2009 г.

Музыка:
– формирование готовности ребенка к вхождению в социум, посредством творческой деятельности;
– развитие у детей музыкальной памяти и слуховых представлений.

1. Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г.
2. М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких». «ТЦ Сфера» – 2008 г.

2

Физическое развитие

– повышение адаптационных возможностей детского организма;
– развитие двигательной активности и обогащение двигательно-игрового опыта.

1. М.А. Фисенко «Физкультура. Первая младшая группа». Волгоград «Корифей» 2008 г.
2. М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких». Москва «Сфера» 2008 г.

3

Познавательно-речевое развитие

– развитие внимания, речи, воображения;
– развитие сенсорной культуры.

1. Н.В. Нищева «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста». Санкт-Петербург «Детство-Пресс». 2011 г.
2. Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду. Возрастные особенности, адаптация, сценарий дня». Ростов-на-Дону «Феникс»  2080 г.
3. С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». Москва – 2008 год.

4

Социально-личностное развитие

– формирование адекватного поведения ребенка в период адаптации.

1. Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 года. Социальное развитие, окружающий мир». Москва «Сфера». 2009 г.
2.О.А. Айрих «Эмоциональное развитие детей в первой младшей группе». Волгоград «Издание». 2008 г.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год 8 месяцев развивающие игры

Методы и приемы

  • Организационные
  • Наглядные
  • Словесные
  • Практические
  • Логические
  • Мотивационные

Учебно-тематический план с родителями в адаптационной группе кратковременного пребывания детей

Блок воспитателя

Содержание работы, тема

Количество занятий

1

Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ.
Анкетирование «Давайте познакомимся». Составление банка данных семей.

1 занятие

2

Консультация «Как облегчить ребенку период адаптации».

1 занятие

3

Консультация «7 правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность режима».

1 занятие

4

Консультации родителей по запросам.

1 занятие

5

Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в детский сад». 

1 занятие

6

Консультация по анкетированию. 

1 занятие

7

Тренинговое занятие «Воспитание сказкой» Как выбрать сказку для самых маленьких?

1 занятие

8

Работа по запросам родителей.

15 занятий

9

Итого:

22 занятия

Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок медицинского работника

Содержание работы тема

Количество занятий

Работа с родителями

1

Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ.Визитная карточка ДОУ».

1 занятие

2

Консультации, круглый стол «Питание в детском саду и дома».

3 занятия

3

Консультации «Детские болезни и их профилактика».

3 занятия

4

Консультации, дискуссии по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста «Мы привыкаем делать все сами».

3 занятия

5

Круглый стол «Организация детского сна».

1 занятие

6

Консультации, наглядная агитация «Методы закаливания детей».

2 занятия

7

Дискуссия «Молочные зубы. Лечить или не лечить?»

1 занятие

8

Круглый стол «Что должно быть в домашней аптечке».

1 занятие

9

Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей.

2 занятия

Итого:

15 занятий

Работа с детьми

1

Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся».

1 занятие

2

Посещение медицинского кабинета.

12 занятий

3

Измерение антропометрических данных
(вес, рост).

7 раз

4

Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей.

2 занятия

Итого:

15 занятий

Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок по ИЗО деятельности

Содержание работы, тема

Количество занятий

Работа с родителями

1

Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ.Визитная карточка ДОУ».

1 занятие

2

Дискуссия для родителей «Нетрадиционные техники рисования».

1 занятие

3

Консультации, дискуссии «Воспитание интереса к рисованию».

3 занятие

4

Круглый стол «Детские пальчиковые игры».

1 занятие

5

Круглый стол, консультация «Значение лепки для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника» (пластилин, тесто, глина).

2 занятия

6

Дискуссия «Что такое аппликация?»

2 занятия

7

Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей.

1 занятие

Итого:

11 занятий

Работа с детьми

1

Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся».

1 занятие

2

Игры-занятия по ИЗО деятельности (нетрадиционные методы, кисточка, карандаш).

4 занятия

3

Игры-занятия по лепке (пластилин, глина).

2 занятия

4

Игры-занятия по аппликация (на основе рисунков).

2 занятия

5

Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей.

2 занятия

Итого:

11 занятий

Читайте также:  Методика развития и обучения ребенка раннего возраста

Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок по физической культуре

Содержание работы, тема

Количество занятий

Работа с родителями

1

Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ.Визитная карточка ДОУ».

1 занятие

2

Консультация «Физическое воспитание и здоровье детей».

1 занятие

3

Круглый стол, дискуссии по физкультурно-оздоровительной работе с детьми (утренняя, дыхательная, зрительная, гимнастика после сна).

2 занятия

4

Консультации по закаливанию дошкольника.

2 занятия

5

Круглый стол «Правильная обувь – профилактика плоскостопия».

1 занятие

6

Совместный физкультурный досуг для детей с родителями
«Прогулка за волшебными яблоками».

1 занятие

7

Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей.

 2 занятия

Итого:

 10 занятий

Работа с детьми

1

Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся».

1 занятие

2

Игры-занятия на двигательную активность.

6 занятий

3

Совместный физкультурный досуг для детей с родителями
«Прогулка за волшебными яблоками».

1 занятие

4

Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей.

 2 занятия

Итого:

 10 занятий

Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок музыкального руководителя

Содержание работы, тема

Количество занятий

Работа с родителями

1

Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ.Визитная карточка ДОУ».

1 занятие

2

Консультации «Первые шаги в музыке».

2 занятия

3

Консультация, круглый стол «Колыбельные для малышей». «Сказки, которые рассказывают на ночь».

2 занятия

4

Дискуссия: «Мультфильмы: так ли они хороши для ребенка?»

1 занятие

5

Круглый стол «Гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей».

1 занятие

6

Круглый стол «Терапевтическая роль музыки».

2 занятия

7

Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей.

6 занятия

Итого:

11 занятий

Работа с детьми

1

Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся».

1 занятие

2

Игры-занятия по музыкальному развитию.

8 занятий

3

Участие в Новогоднем утреннике «Елочка – иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей.

2 занятия

Итого:

 11 занятий

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
в работе  с детьми раннего возраста адаптационной группы «Детский мир»

  1. Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г.
  2. Т.М. Бабуновой «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г.
  3. М.А. Васильева «Программа обучения и воспитания детей в детском саду». «Москва Мозаика – Синтез» – 2010г.
  4. Н.Е. Веракса «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозайка синтез» Москва – 2006 г.
  5. О.И. Давыдова, А.А. Майер Приложение к журналу «Управление». «Адаптационные группы в ДОУ». «ТЦ Сфера» – 2005 г.
  6. Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду». Ростов на Дону Феникс – 2008.
  7. Т.В. Иванова «Адаптация ребенка к ДОУ». «Корифей» – 2009.
  8. М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких». «ТЦ Сфера» – 2008 г.
  9. Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада». «Воронеж» – 2010 г.
  10. Т.В. Королева «Игры с красками». Москва – 2009 г.
  11. М.Д. Маханева, С.В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». «ТЦ Сфера» – 2005 г.
  12. Приложение к журналу «Воспитатель». «Адаптация детей к детскому саду» Москва «Сфера» – 2008 г.
  13. Л.Н. Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет». «Мозаика – синтез» Москва – 2003 г.
  14.  Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста».
  15. Н.В. Соколовская «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (управление процессом, диагностика, рекомендации). «Волгоград» – 2010г.
  16. Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать до того, как он научится говорить». «Сова» – 2008 г.
  17. Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду». Санкт-Петербург, Детство-пресс 2012.
  18. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию». Москва «Просвещение». 1997 г.
  19. С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». Москва – 2008 г.
  20. Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста». Москва – 2009 г.

Источник