Программа развития ребенка не посещающего детский сад
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.
В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей, и если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях, в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.
В возрасте 2-3 года ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Поступая в детский сад, у малышей происходит ломка привычек, серьезная перестройка всего организма: из домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Резкая смена условий: соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, и взрослыми – становятся для ребенка источником стрессовых ситуаций. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Актуальность
Термин «адаптация» означает приспособление. Это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
В процессе длительных наблюдений за адаптационным периодом детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада выявлено, что при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходима разработка таких механизмов, обобщение опыта и единых этапов, чтобы привыкание малыша к детскому саду было максимально безболезненным.
Так же проблемой является недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. Отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания. Часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в детском саду. Другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление одаренности ребенка. И только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим. Как правило, у таких детей адаптационный период проходит в легкой степени. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.
Если педагоги и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Поэтому была составлена программа взаимодействия с родителями вновь поступающих в ДОУ детей, направленная на улучшение прохождения адаптационного периода. Возраст детей от 1,5 до 3-х лет.
Цель:
обеспечение успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, через взаимодействие с семьей.
Задачи:
- Социально-психологическая подготовка ребенка и родителей к посещению детского сада.
- Сформировать легкое протекание процесса адаптации у малыша в условиях детского сада.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста.
- Создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей.
Предполагаемые результаты
- Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением.
- Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
- Безболезненная адаптация ребенка в условиях ДОУ и обеспечение ранней социализации детей раннего возраста.
- Формирование у детей навыков культурного поведения, расширение ориентировки в ближайшем окружении, развитие потребностей в речевом общении.
- Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых МДОУ.
Содержание работы
Адаптационная группа кратковременного пребывания «Детский мир» создается для детей раннего возраста и их родителей, не посещающих детский сад. Группа работает не на базе группового помещения. Дети посещают группу вместе с мамой или другим близким человеком два раза в неделю, в суббота, воскресенье с 9.30 до 11.00. Перед поступлением в группу родители должны предоставить справку о состоянии здоровья. Наполняемость группы 10–12 человек.
Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Организация работы с родителями строится на практической работе (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, консультирование), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с родителями.
Организация работы с детьми строится в виде игр-занятий, так как игра – это основная деятельность ребенка. Содержание работы составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча занимает 60–90 минут, 2 раза в неделю, суббота, воскресенье. Предусмотренные программой блоки состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, музыкально-ритмической, творческой, двигательной, свободной. Виды деятельности постоянно меняются, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждой встрече подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша.
Организация образовательного процесса:
- Содержание образовательного процесса в группе кратковременного «Детский мир» определяется «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой;
- Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно – ориентированное развитие ребенка;
- Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
- В деятельности с детьми второго раннего дошкольного возраста используются игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Режим пребывания детей адаптационной группы кратковременного пребывания в ДОУ
СУББОТА
9.30 – 9.45 – приход детей и родителей;
9.45 – 10.00 – игры в развивающих зонах по интересам;
10.00 – 10.15 – развивающие занятия-игры;
10.15 – 10.30 – самостоятельные игры детей;
10.30 – 10.45 – совместное общение детей и родителей со специалистами;
10.45 – 11.00 – игры по интересам, уход домой.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
9.30 – 9.45 – приход детей и родителей;
9.45 – 10.00 – игры в развивающих зонах по интересам;
10.00 – 10.15 – развивающие занятия-игры;
10.15 – 10.30 – самостоятельные игры детей;
10.30 – 10.45 – совместное общение детей и родителей со специалистами;
10.45 – 11.00 – игры по интересам, уход домой.
Организация воспитательно-образовательного процесса адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста «Детский мир»
№ п/п | Направления деятельности | Цели, задачи | Методическое обеспечение |
1 | Художественно-эстетическое развитие | Рисование: | 1. Т.М. Бабуновой «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г. |
Музыка: | 1. Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г. | ||
2 | Физическое развитие | – повышение адаптационных возможностей детского организма; | 1. М.А. Фисенко «Физкультура. Первая младшая группа». Волгоград «Корифей» 2008 г. |
3 | Познавательно-речевое развитие | – развитие внимания, речи, воображения; | 1. Н.В. Нищева «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста». Санкт-Петербург «Детство-Пресс». 2011 г. |
4 | Социально-личностное развитие | – формирование адекватного поведения ребенка в период адаптации. | 1. Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 года. Социальное развитие, окружающий мир». Москва «Сфера». 2009 г. |
Методы и приемы
- Организационные
- Наглядные
- Словесные
- Практические
- Логические
- Мотивационные
Учебно-тематический план с родителями в адаптационной группе кратковременного пребывания детей
Блок воспитателя
№ | Содержание работы, тема | Количество занятий |
1 | Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ. | 1 занятие |
2 | Консультация «Как облегчить ребенку период адаптации». | 1 занятие |
3 | Консультация «7 правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность режима». | 1 занятие |
4 | Консультации родителей по запросам. | 1 занятие |
5 | Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в детский сад». | 1 занятие |
6 | Консультация по анкетированию. | 1 занятие |
7 | Тренинговое занятие «Воспитание сказкой» Как выбрать сказку для самых маленьких? | 1 занятие |
8 | Работа по запросам родителей. | 15 занятий |
9 | Итого: | 22 занятия |
Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок медицинского работника
№ | Содержание работы тема | Количество занятий |
Работа с родителями | ||
1 | Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ.Визитная карточка ДОУ». | 1 занятие |
2 | Консультации, круглый стол «Питание в детском саду и дома». | 3 занятия |
3 | Консультации «Детские болезни и их профилактика». | 3 занятия |
4 | Консультации, дискуссии по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста «Мы привыкаем делать все сами». | 3 занятия |
5 | Круглый стол «Организация детского сна». | 1 занятие |
6 | Консультации, наглядная агитация «Методы закаливания детей». | 2 занятия |
7 | Дискуссия «Молочные зубы. Лечить или не лечить?» | 1 занятие |
8 | Круглый стол «Что должно быть в домашней аптечке». | 1 занятие |
9 | Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. | 2 занятия |
Итого: | 15 занятий | |
Работа с детьми | ||
1 | Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся». | 1 занятие |
2 | Посещение медицинского кабинета. | 12 занятий |
3 | Измерение антропометрических данных | 7 раз |
4 | Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. | 2 занятия |
Итого: | 15 занятий |
Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок по ИЗО деятельности
№ | Содержание работы, тема | Количество занятий |
Работа с родителями | ||
1 | Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ.Визитная карточка ДОУ». | 1 занятие |
2 | Дискуссия для родителей «Нетрадиционные техники рисования». | 1 занятие |
3 | Консультации, дискуссии «Воспитание интереса к рисованию». | 3 занятие |
4 | Круглый стол «Детские пальчиковые игры». | 1 занятие |
5 | Круглый стол, консультация «Значение лепки для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника» (пластилин, тесто, глина). | 2 занятия |
6 | Дискуссия «Что такое аппликация?» | 2 занятия |
7 | Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. | 1 занятие |
Итого: | 11 занятий | |
Работа с детьми | ||
1 | Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся». | 1 занятие |
2 | Игры-занятия по ИЗО деятельности (нетрадиционные методы, кисточка, карандаш). | 4 занятия |
3 | Игры-занятия по лепке (пластилин, глина). | 2 занятия |
4 | Игры-занятия по аппликация (на основе рисунков). | 2 занятия |
5 | Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. | 2 занятия |
Итого: | 11 занятий |
Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок по физической культуре
№ | Содержание работы, тема | Количество занятий |
Работа с родителями | ||
1 | Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ.Визитная карточка ДОУ». | 1 занятие |
2 | Консультация «Физическое воспитание и здоровье детей». | 1 занятие |
3 | Круглый стол, дискуссии по физкультурно-оздоровительной работе с детьми (утренняя, дыхательная, зрительная, гимнастика после сна). | 2 занятия |
4 | Консультации по закаливанию дошкольника. | 2 занятия |
5 | Круглый стол «Правильная обувь – профилактика плоскостопия». | 1 занятие |
6 | Совместный физкультурный досуг для детей с родителями | 1 занятие |
7 | Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. | 2 занятия |
Итого: | 10 занятий | |
Работа с детьми | ||
1 | Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся». | 1 занятие |
2 | Игры-занятия на двигательную активность. | 6 занятий |
3 | Совместный физкультурный досуг для детей с родителями | 1 занятие |
4 | Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. | 2 занятия |
Итого: | 10 занятий |
Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок музыкального руководителя
№ | Содержание работы, тема | Количество занятий |
Работа с родителями | ||
1 | Экскурсия по детскому саду. Знакомство со специалистами ДОУ.Визитная карточка ДОУ». | 1 занятие |
2 | Консультации «Первые шаги в музыке». | 2 занятия |
3 | Консультация, круглый стол «Колыбельные для малышей». «Сказки, которые рассказывают на ночь». | 2 занятия |
4 | Дискуссия: «Мультфильмы: так ли они хороши для ребенка?» | 1 занятие |
5 | Круглый стол «Гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей». | 1 занятие |
6 | Круглый стол «Терапевтическая роль музыки». | 2 занятия |
7 | Участие в Новогоднем утреннике «Елочка-иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. | 6 занятия |
Итого: | 11 занятий | |
Работа с детьми | ||
1 | Экскурсия по детскому саду. «Давайте познакомимся». | 1 занятие |
2 | Игры-занятия по музыкальному развитию. | 8 занятий |
3 | Участие в Новогоднем утреннике «Елочка – иголочка». Участие в заключительном развлечении для детей и их родителей. | 2 занятия |
Итого: | 11 занятий |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
в работе с детьми раннего возраста адаптационной группы «Детский мир»
- Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г.
- Т.М. Бабуновой «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г.
- М.А. Васильева «Программа обучения и воспитания детей в детском саду». «Москва Мозаика – Синтез» – 2010г.
- Н.Е. Веракса «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозайка синтез» Москва – 2006 г.
- О.И. Давыдова, А.А. Майер Приложение к журналу «Управление». «Адаптационные группы в ДОУ». «ТЦ Сфера» – 2005 г.
- Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду». Ростов на Дону Феникс – 2008.
- Т.В. Иванова «Адаптация ребенка к ДОУ». «Корифей» – 2009.
- М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких». «ТЦ Сфера» – 2008 г.
- Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада». «Воронеж» – 2010 г.
- Т.В. Королева «Игры с красками». Москва – 2009 г.
- М.Д. Маханева, С.В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». «ТЦ Сфера» – 2005 г.
- Приложение к журналу «Воспитатель». «Адаптация детей к детскому саду» Москва «Сфера» – 2008 г.
- Л.Н. Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет». «Мозаика – синтез» Москва – 2003 г.
- Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста».
- Н.В. Соколовская «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (управление процессом, диагностика, рекомендации). «Волгоград» – 2010г.
- Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать до того, как он научится говорить». «Сова» – 2008 г.
- Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду». Санкт-Петербург, Детство-пресс 2012.
- Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию». Москва «Просвещение». 1997 г.
- С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». Москва – 2008 г.
- Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста». Москва – 2009 г.
Источник