Программа развития ребенка наша планета
Ирина Воротилкина
Проект для детского сада «Наша планета — Земля»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 комбинированного вида «Ласточка» Истринского муниципального района
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по формированию познавательного развития у детей старшей группы
на тему «Наша планета – Земля».
Воспитатель:
Воротилкина Любовь Владимировна.
Истра
2016
Тема непосредственной образовательной деятельности «Наша планета – Земля».
Цель: формирование представлений о планете Земля.
Задачи: -закрепить представление детей о том, что планета Земля – это громадный
шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями.
Кроме воды есть материки – твёрдая земля – суша, где живут люди и оби-
тает много животных;
– закрепить с детьми разные природные зоны планеты Земля и их обита-
телей;
– повторить правила поведения на природе;
– закрепить знание литературных произведений;
– воспитывать у детей любовь к нашей планете, её природе, бережное
отношение к ней;
– вовлечь родителей в совместное с детьми изготовление плакатов
на тему «Берегите нашу Землю».
Предварительная работа: серия бесед на тему «Земля – планета, на которой мы живём»; чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир»; просмотр иллюстраций по теме; заучивание стихотворений; просмотр мультфильмов по теме.
Словарная работа: планета, глобус, земной шар, плакат, листовка.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Оборудование: глобус;дидактические игры по экологии: «Обитатели планеты Земля», «Правила поведения на природе»; костюм медведя для ребёнка; макеты деревьев, пеньки, мягкая игрушка – земляника; конфеты.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Создание игровой мотивации. Дети входят в группу, где оформлена лесная полянка, садятся на пенёчки. Входит медведь (ребёнок, в руках у него глобус без подставки.
Воспитатель: «Мишка, куда это ты идёшь?»
Мишка: «В футбол играть».
Воспитатель: «А чем же ты, Мишенька, собрался играть?»
Мишка: «А вот этим мячом. Посмотрите, какой он большой и красивый!»
Воспитатель: «Ой, Мишенька, это совсем не мяч! (берёт глобус и ставит его на подставку). Проходи, Мишка, садись к ребятам и послушай.
2. Проводится небольшая беседа о глобусе.
Что это такое? Правильно, это глобус – модель нашей планеты. Как называется наша планета? Планета Земля – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. На планете Земля есть два полюса. Как они называются? Где находятся? Покажите. Как вы думаете, голубой краской на глобусе что обозначено? (вода, моря, океаны). Правильно, это моря и океаны. Может быть, знаете, как называются некоторые моря и океаны? (ответы детей). Среди океанов есть большие участки твёрдой земли – это материки, суша. На материках живут люди. А кто живёт в морях и океанах? Кто живёт на суше, кроме людей? (ответы детей).
3. Проводится игра «Обитатели планеты Земля».
Дети встают в круг. В центре круга воспитатель выкладывает из секторов разного цвета макет Земли (голубой сектор – моря и океаны, жёлтый – пустыня, белый – снега, Север, зелёный – лес). Детям раздаются фигурки животных, вырезанные из картона, они должны поместить их (расселить)в соответствующие природные зоны:
лес: белка, волк, бурый медведь, сова;пустыня: верблюд, черепаха, ящерица;Север: белый медведь, морж, пингвин (Антарктида); море,океан: акула дельфин, рыба, морская звезда. – Молодцы, ребята, правильно заселили нашу планету. Все животные рады, что попали в свою среду обитания.
4.Физкультминутка: игра – танец «Ходим кругом»
Дети встают в круг (хоровод) вокруг берёзки, ребёнок говорит:
«Мы вокруг берёзки встали в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоёт».
Звучит музыка русской народной песни «Ах вы, сени». Дети поют, выполняют соответствующие движения.
1. «Кругом, кругом, друг за другом, Поровней держите круг. Словно зайки на лужайке, Мы попрыгаем вокруг. (прыгают, как зайчики).
2. Кругом, кругом, друг за другом, Поровней держите круг. Как лисички, как сестрички, Мы побегаем вокруг. (бегут, как лисички).
3.. Словно птички – невелички, Полетаем все вокруг. (летают, как птички).
4. — Словно волки возле ёлки Мы потопаем вокруг. (ходят, как волки).
5. — Тише, тише, словно мыши, Мы побегаем вокруг. (бегут, как мышки).
6. — У берёзоньки кудрявой Мы попляшем все вокруг. (весело танцуют).
5.Воспитатель: «А сейчас я хочу рассказать вам вот о чём. Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух, вода, загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности. Она требует помощи. Как же мы свами можем помочь нашей планете? Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить её с детства. Надо научиться понимать, как живут все живые существа.
Проводится игра «Правила поведения на природе»
Дети рассматривают картинки, которые показывает воспитатель, и объясняют, почему так нельзя поступать.Например: нельзя рвать охапками цветы, потому что они очень нужны насекомым… и т. д. Ребёнок читает стихотворение М. Бородицкой «Разговор с пчелой»: «Меня ужалила пчела. Сорвать любимый мой цветок?Я закричал: «Как ты могла?»Ведь он мне был ужасно нужен:Пчела в ответ: «А как ты мог Я берегла его на ужин!»
По ходу игры следующий ребёнок читает стихотворение: «Дерево, трава и птица Если будут уничтожены они, Не всегда умеют защититься. На планете мы останемся одни».
В конце игры ребёнок читает стихотворение М. Дудина «Берегите Землю»:
«Берегите Землю. Берегите Над пустыней тень от баобаба, Жаворонка в голубом зените, Ястреба, парящего над полем, Бабочку в листьях повилики, Ясный месяц над речным покоем, На тропинках солнечные блики. Ласточку, мелькающую в жите, На камнях играющего краба, Берегите Землю! Берегите!»
6.Воспитатель: «Ребята, а вы хотели бы узнать мнение взрослых по вопросу охраны природы? Я предлагаю вам вместе с родителями нарисовать плакат на тему «Берегите нашу Землю». Что такое плакат? Плакат – это рисунок и текст к нему, он призывает к определённым действиям. Поговорите сегодня вечером с мамами, папами, старшими братьями и сёстрами на эту тему и решите, что вы изобразите на своём плакате. Потом мы устроим выставку ваших работ и обсудим их».
7. Заключительная часть.
Мишка дарит детям большую ягоду (мягкая игрушка с секретом: расстегнуть молнию, там конфеты).Воспитатель: «Что это ты принёс, Мишенька?»Мишка: «Это я принёс в подарок вам.Мне очень понравилось ваше занятие: я теперь знаю, что такое глобус, кто живёт на планете Земля, что нашу планету надо беречь». Воспитатель угощает детей конфетами.
Используемая литература.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Комплексные занятия в старшей группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3. С. Н. Николаева «Юный эколог», система работы в старшей группе детского сада, М.: МОЗАИКА-СНТЕЗ, 2010.
4. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», М.: Просвещение, 2006.
5. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий (старшая группа)», М.: Скрипторий2003, 2014.
Источник
Ирина Казак
Проект «Наша планета Земля» в подготовительной к школе группе
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Тип проекта: экологический.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели данной группы, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (две недели).
Место для проведения проекта: Групповая комната. Деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, во время совместной деятельности педагога с детьми.
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Актуальность проекта.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания.
Для лучшего освоения детьми подготовительной группы материалов по разделу «Ознакомление с окружающим миром» был выбран метод проектной деятельности по теме «Наша планета Земля». Непосредственно образовательная деятельность направлена на развитие умственных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Их содержание доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о планете Земля.
Цель проекта: Совершенствование представлений о планете Земля, о её ресурсах; знакомство со странами и континентами планеты Земля.
Задачи проекта:
Дети:
1. Сформировать у детей понятие о Земле как планете.
2. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди и обитают животные.
3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, т. к. только на Земле есть жизнь.
4. Дать представление об экологических проблемах планеты Земля
5. Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности.
6. Формировать умение передавать в работе своё отношение к окружающему миру.
Воспитатели:
• повысить свой профессиональный уровень;
• пополнить предметно-развивающую среду группы: познавательной литературой, дидактическими играми, коллекциями магнитов и минералов, картотеками ребусов и кроссвордов, книгами о путешествиях по нашей планете.
Родители:
• Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей,приобретенного в детском саду: чтение сказок, прослушивание песен, просмотр мультфильмов.
• Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
• Расширить знания родителей о значении экологических знаний в развитии детей.
Планируемые результаты:
В ходе реализации задач проекта предполагается, что у детей сформируются элементарные знания по теме «Планета Земля», названий материков, её природных ресурсах.
Будут развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Повысится процент заинтересованности родителей, вследствие чего они станут активными участниками проекта.
Методы и приемы:
Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.
Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов, выставка созданных работ.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
1. Подготовительный этап
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Выявление первоначальных знаний детей о планете Земля.
3. Информация родителей о предстоящей деятельности.
4. Подбор литературы о планете Земля, фотографий, плакатов.
5. Определение объема знаний детей о планете Земля, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования по ФГОС.
Взаимодействие с родителями.
• Подготовка консультаций по теме «Планета Земля».
• Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта.
2. Основной этап
1. Проведение непосредственно образовательной деятельности во всех областях по теме проекта.
2. Организация сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных игр.
3. Работа с родителями по заданной теме.
3. Заключительный этап
1. Выставка детских работ по проекту «Планета Земля».
2. Создание коллективной работы «Наша планета Земля».
3. Оформление презентации по теме проекта.
Методы и формы реализации проекта
Раздел программы Виды детской и совместной деятельности детей, воспитателей и родителей
Познание –
расширить кругозор, формировать потребность делиться знаниями, развивать интерес к воде, роли воды в жизни человека и живых организмов. *Беседы на темы «Чем богата Земля», «Экологическая тропинка».
* Экология «Планета Земля в опасности».
*ФЦКМ «Широка страна моя родная!» – расширить представления детей о названии страны, её природе; дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их.
*ФЦКМ «Помощники в путешествии: глобус и карта» – познакомить детей с глобусом –моделью земного шара: дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному; воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.
* Рассматривание детьми атласа мира.
Социализация
– Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
Труд – Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями в группе: поливать, рыхлить землю, вытирать пыль с листьев, опрыскивать.
– Подготовка кормушек и их установка (с последующими наблюдениями и регулярной подкормкой птиц).
Художественное творчество
* Лепка «Глобус» – продолжать знакомство детей с глобусом-моделью земного шара. Дать детям представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному, воспитывать бережное отношение к Земле – своей планете.
* Рисование «Наша планета Земля» – учить уметь отражать свои знания об окружающем мире в рисунке. Расширять знания детей о существовании человека на Земле, его основных ценностях. Учить рисовать различными средствами, выполнять рисунки в смешанной технике.
*Аппликация (объемная аппликация из ваты) «Земля – наш дом» – познакомить с новой техникой «объемная аппликация из ваты» – продолжать знакомство с планетой Земля, используя глобус. Формировать знания детей об экологических проблемах и способах их предотвращения.
Чтение художественной
литературы
– Разучивание стихотворения Я. Акима «Планета Земля».
– Чтение сказок К. Ушинского «Русские сказки о природе».
– Чтение рассказа «Птичья столовая», рассказ Н. Григорьевой «Песня дождя».
– Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Четыре желания».
Коммуникация – Развивать речь,усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные, диалоги (вопросно-ответные, полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
Музыка – Познакомить со звуками природы,связанными с водой: шум дождя, моря и т. п.
– Разучить детские песни о дожде, реке, море.
Совместная работа с родителями
1. Консультации для родителей «Неизведанное рядом».
2. Пополнение библиотеки группы книгами об экспериментах, научных открытиях.
3. Индивидуальные беседы «Как важно чтобы ребёнок любил природу».
Итоговое мероприятие – Выставка детских работ по теме проекта.
– Итоговая групповая работа на тему «Земля – наш дом».
Полученные результаты:
Дети:
1. Сформировались, систематизировались и обобщились знания о планете Земля, они овладели элементарными представлениями об устройстве нашего мира.
2. Обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения.
3. Доступно овладели элементарными знаниями о планете Земля – в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире в целом, который является источником познания и умственного развития детей.
Родители:
1. Привлечение родителей к жизни детского сада.
2. Создали в семье благоприятные условий для развития ребенка.
3. Познакомились со знаниями и мнениями специалистов по данному вопросу.
Используемая литература:
1. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005 г.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 г.
3. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий». Авторы -составители Е. А. Мартынова, И. М.Сучкова Волгоград: Учитель, 2011 г.
4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников. –Москва: «ТЦ Сфера», 2011 г.
5. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова «Здравствуй, мир!». Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – Москва «Баласс», 2006 г.
6. Интернет-ресурсы.
Фотоотчёт по проекту:
Рассматривание детьми атласа мира
Экология «Планета Земля в опасности»
ФЦКМ «Помощники в путешествии: глобус и карта»
Лепка «Глобус»
Рисование «Наша планета Земля»
Итоговая групповая работа «Земля – наш дом»
Источник
Юлия Хода
План-конспект комплексного занятия «Наша планета Земля» для детей средней группы
Цель: Расширение представлений у детей о нашей планете – Земля, развитие мелкой моторики.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Расширять знания детей о празднике «День космонавтики».
• Закреплять знания о планетах солнечной системы.
• Формировать элементарные представления о нашей планете.
Развивающие задачи:
• Развивать внимание, память, мышление.
• Обогащать словарь.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать творческие способности у детей.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать чувство патриотизма у детей.
• Формировать потребность детей в двигательной активности.
• Любознательность.
Предварительная работа:
– проведение беседы на тему «Космос».
– рассматривание открыток о космосе, иллюстраций.
– изготовление поделок, рисунков о космосе.
– заучивание стихов, загадывание загадок о космосе.
– просмотр видеофильма «Белка и Стрелка».
– посещение тематического занятия с презентацией на тему: «День Космонавтики» в Центральной детской библиотеке им. С. Я Маршака.
Оборудование и материал: Снимок планеты Земля из космоса, глобус, плакат планеты солнечной системы, половинка черного картона А-4, пластилин, стеки, колпачки для оттиска, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Впереди у нас большой праздник «12 апреля – День Космонавтики», а в этом году он особенный. Мы отмечаем 55 лет со дня первого полета человека в космос! И это не просто человек, а наш русский космонавт.
Кто знает его имя? (дети отвечают)
В: Правильно, молодцы!
Люди всегда любили смотреть в небо. Там наверху есть что-то загадочное, таинственное, никому неизвестное. Людей всегда интересовало: А что там наверху? Есть еще другие планеты, кроме нашей? И живые существа?
Ребята, а вы знаете, на какой планете мы живем? (ответы детей).
А есть ли еще другие планеты?
А сколько их всего?
Правильно ребята, всего 9 планет. Все они вращаются вокруг солнца.
Кто может назвать все планеты? (Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Земля, Венера, Меркурий и Юпитер)
А какая наша планета?
Сюрпризный момент: внести глобус.
Ребята, что это у меня в руках? Правильно это модель нашей планеты –Земля, уменьшенная во много раз.
Стихотворение:
Эта планета-любимый дом,
На ней мы с рожденья все вместе живем.
Планета прекрасна: моря, океаны,
Цветы и деревья, и разные страны.
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята?
Д: Это Земля.
Ребята, какой формы наша планета? (круглая).
А почему на глобусе так много голубого цвета? (реки, озера, моря, океаны).
А почему есть зеленый цвет? (это леса и растения).
Почему есть желтый и коричневый? (горы и равнины).
Посмотрите, а еще на глобусе есть какая-то белая земля. Что же это такое?
Это снег и лед, правильно, молодцы!
Ребята, хотите изобразить свою маленькую планету Земля (хотим). Тогда давайте ее нарисуем пластилином.
Пальчиковая гимнастика «Планеты»
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
(сжимают и разжимают пальчики)
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(поочерёдно загибать пальчики)
Аркадий Хайт.
В: Теперь, ребята, приступаем к работе. Возьмите кусочек голубого пластилина (это будут моря и океаны) и хорошо его разомните его. А теперь – кусочек зеленого пластилина (это леса) добавьте кусочек желтого пластилина (горы и равнины, и белого пластилина (снег и лед). Соедините в одно целое голубой, желтый, зеленый и белый пластилин. Сделайте колбаску, сложите ее пополам и снова сделайте колбаску. (Повторить 3-4 раза для достижения необходимого результата). Теперь скатайте шар и расплющите его (сделайте блинчик). Это наша планета Земля.
На черный лист картона кладем нашу заготовку и аккуратно выравниваем и закрепляем.
Физминутка:
Летит, летит ракета
(дети поднимают руки вверх, ладошки вместе)
Вокруг земли-планеты.
(делаем руками круг над головой)
Красивая, цветная
(разводят руки в стороны)
Тебе и мне родная.
(руки вперед, ладошки вверх – руки прижать к груди).
Давайте продолжим нашу работу.
Из белого пластилина катаем маленькие шарики – это будут звезды. На маленьких шариках делаем оттиск колпачком фломастера.
Работа готова!
Воспитатель: Молодцы! Все справились. Смотрите, какие замечательные работы у вас получились. Я вижу, вы их делали с любовь, ведь эта наша планета. Так давайте ее любить и беречь!
Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили:
• Какой праздник 12 апреля будет отмечать вся наша страна?
• Как зовут первого космонавта?
• Как называется наша планета?
• Сколько всего планет?
• Как называется макет планеты Земля уменьшенный во много раз?
Ответы детей.
Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами хорошо потрудились: мы узнали много нового и сделали замечательные поделки! Всем большое спасибо.
Источник