Программа развития ребенка на этапе

Программа развития ребенка на этапе thumbnail

Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Примерная индивидуальная программа развития и воспитания

на ребенка от 0 до 3 месяцев.

Подготовила:

 Воспитатель второй квалификационной категории

Антоненко Мария Федоровна.

Город Урай.

2014 год.

Индивидуальная  программа воспитания.

 Дата рождения:

Дата поступления:

Анамнез:

Диагноз основной:

Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребенка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки.

Ведущими навыками в развитии на данном этапе являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции (ориентировочно –  исследовательская активность).

Условия воспитания: 

Всем сотрудникам необходимо соблюдать единые требования к  воспитанию и обучению

Выполнение четкого  режима дня (сон на воздухе 3 раза в день по 2 часа).

Игры – занятия в первой  и второй половине дня по 2 – 4 минуты ( индивидуально)

В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж лица, рук, пальцев рук, ног.

Массаж  рук.

 Ручки ребенка, лежащего на спине, слегка поглаживают от кисти к плечу.

Скрещивание рук на груди: очень плавно.

Массаж ног.

Правую  ножку  ребенка придерживают правой рукой, левую – левой рукой. Массаж производят от стопы к паховой области, при этом не задевая коленную чашечку

Скользящие шаги. Попеременно сгибать, затем скользить по поверхности.

Толкание ножками.

Повороты со спины на живот влево, вправо. Повороты с живота на спину.

Массаж спины, позвоночника,  « парение» над столом.

Поднимание головы  из положения: лежа на спине.

Массаж  стоп.                

                             Социально-эмоциональное развитие.

Дидактические задачи.

С целью формирования у ребенка потребности в  общении:

1. Вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого; использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении.

2. Способствовать возникновению у ребенка улыбки в ответ на улыбку взрослого.

3. Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств общения – отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос, рассматривание его лица.

4. Формировать (к 3 месяцам) « комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым.

Игра: «Носик  к носику»

Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.

Ход: малыш на ваших руках в позе « на весу». Приближайте свое лицо к его лицу, говоря: « Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да….,да…, да! (произносить протяжно). На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику ребенка, Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая повторения игры.

Упражнение: «Я на солнышке лежу…».                                  

Цель: установление и поддержание доверительных отношений с ребенком.

Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки. Если малыш не пытается приподнять голову, медленно проведите рукой от его шейки к бедрам, слегка надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника, напевая мотив известной детской песенки:

Я на солнышке лежу,

Все лежу и лежу

И на маму не гляжу….

Повторите это упражнение несколько раз.

Игра: «Еду – еду».

Цель: стимулирование улыбки в ответ на эмоциональное общение.

Ход: возьмите малыша на руки, в ритме потешки поднимайте и опускайте его:

Еду-еду к бабе, к деду.

На лошадке в красной шапке

По ровной дорожке на одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг….в ямку

Бух!

При последних словах поцелуйте его животик и еще раз шумно выдохните «Бух!» Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.

                                 Совершенствование восприятия.

Дидактические задачи.

1.Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой(10 -15 дней); плавного слежения за движущейся игрушкой (1 месяц); следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (к трем месяцам).

2.Учить ребенка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20 дням); длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого (2 месяца)

3.Прислушиваться к голосу взрослого, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения.

4.Вызывать у ребенка «  комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и т.п.)

Игра: «Ой, люли – люлюшеньки!»

Цель: удерживать в поле зрения лицо взрослого.

Ход: наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:                        

Ой, люли – люлюшеньки,

Баиньки – баюшеньки,

Сладко спи по ночам

Да расти по часам.

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ребенку, нежно и ласково поговорите с ним.

Игра с фонариком.

Цель: следить взглядом за движущимся предметом.

Ход: в полутемной комнате зажгите ручной фонарик. Поместить его перед лицом ребенка на расстоянии 25 см и медленно ведите его сначала вправо, потом влево, затем вверх и вниз.

Едет, едет солнце                        И щенка и петуха

В золотой карете                         И козу с рогами

Видит, видит солнце                   И как Леночка лежит,

Сверху все на свете                     Машет кулачками.

Игра: «Рассматривание султанчиков».

Цель: развитие длительного сосредоточения на игрушке.

Ход: вам понадобятся яркие шуршащие султанчики – красный, зеленый, оранжевый. Взрослый привлекает внимание ребенка к султанчику, потряхивает его, вращает, добиваясь от малыша умения зафиксировать игрушку.      

Читайте также:  Выготский коллектив как фактор развития дефективного ребенка

Игра: «Колокольчик».

Цель: развивать умение прислушиваться к звучанию различных  игрушек и предметов, прослеживать за игрушкой.

Ход: сядьте так, чтобы ваша спина имела опору. Разместите ребенка у себя на коленях в позе  «на спине» Потряхивая колокольчик, находящийся  на расстоянии 60-70 см. над грудью ребенка, привлеките внимание малыша.

Дили – динь, дили – дон,

Ах, откуда этот звон?

Били – бим, били – бом,

Мы его сейчас найдем!

Перемещайте колокольчик вправо – влево, вверх – вниз, приближая и удаляя его от ребенка.  Впоследствии  колокольчик можно заменить другой звучащей игрушкой (погремушка, металлофон и др.).

                                          Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми…..» стр.58.    

                                          Развитие речи.

Дидактические задачи.

1.Побуждать ребенка прислушиваться к ласковому обращению взрослого;  

2. Вызывать первые гортанные звуки.

Игра: «Вместе с солнышком встаю».

Цель:  прислушиваться к ласковому обращению взрослого.

Ход: возьмите малыша из манежа, где он бодрствует, нежно и ласково прижмите его к себе. Затем положите ребенка на пеленальный  стол. Подсуньте свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы малыш полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед – назад мягко напевая:

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

– С добрым утром!

– С ясным днем! –

Вот так славно мы поём!

(Е. Благинина).

Игра: «Агу – агу»

Цель: следить взглядом за разговаривающим взрослым, прислушиваться к его голосу.

 Ход: возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая ягодицы. Читая стишок, приближайте лицо малыша к себе и отдаляйте, откланяйтесь сами от лица ребёнка вправо – влево:

Агу – агу, смотреть могу,

Дышать могу, агу – агу,

Сказать могу, пропеть могу,

Агу – агу, агу – агу!

(Сл. и муз. М. Лазарева).

Игра: «Пропеваем звуки на выдохе».

Цель: вызывать произношение первых звуков.

Ход: ритмично, легко надавливайте обеими руками  на передние и боковые отделы грудной клетки малыша, обходя грудину. При выдохе пропевайте различные звуки гуления. Услышав, что ребенок произносит

звуки, не оставляйте это без внимания: наклоняйтесь к нему и удаляйтесь от него, тормошите за грудку, пропевайте звуки, ожидая от него ответа.

                             Развитие движений.

Дидактические задачи.

1.Упражнять в умении удерживать голову при укладывании на живот и на руках у  взрослого (в вертикальном положении).  

2.Длительно удерживать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.

3.Развивать кисть руки (хватательные движения).

4.Вызывать отталкивание ногами от твердой поверхности с целью развития упора ног, поддерживая его под мышки в вертикальном  положении.

5.Для развития мышц проводим массаж, а также многократные повторения движений ( поочередное медленное сгибание рук, ног в бедре и колене и др.)

Игра – упражнение:  «По улице мостовой».

Цель: развитие мышц рук, ног, взаимодействие с взрослым.

Ход: малыш на пеленальном столе. Обхватив его руки в запястье, осторожно сгибаем и разгибаем их в ритме неторопливой песенки.

По улице мостовой

Шла девица за водой

Шла девица за водой,

За холодной, ключевой.

Повторяем песенку, выполняя действия с ножками ребенка: Сгибаем-разгибаем их в коленях, затем поочередно постукиваем пяточками по поверхности пеленальника.

Упражнение: «Подъем головы»

Цель: удерживать голову при укладывании на живот.

Ход: положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки из – под своего тельца. Если малыш не пытается приподнять голову, подложите ладонь своей руки под грудь  ребенка. Этот прием также поможет малышу научиться поднимать голову, лежа на животе, и более длительно лежать в этом положении.

Упражнение: « Клубочек»

Цель: тренировка поднимания и кратковременного удерживания головы в положении « на спине».

Ход: руки ребенка скрещивают на груди или  вокруг коленей с супинацией предплечий малыша. Ноги сгибают и приводят к животу. Пояс верхних конечностей выводят вперед и слегка отрывают от опоры, ожидая, что ребенок приподнимет голову. В такой позе полного сгибания (эмбриональная поза) малыша можно покачать вперед – назад:

Ой, качь, качь, качь,

Привезет отец калач,

Дочке – саечку,

Сыну – балалаечку!

Упражнение: «Рыбка».

Цель: тренировка поднимания и длительного  удерживания головы в положении « на животе».

Ход: малыш находится в позе « на животе». Взрослый становится сбоку, кладет руку  малышу под грудь на уровне подмышечной впадины или локтевых суставов, разгибает позвоночный столб, поднимая грудную клетку над опорой, другой рукой фиксирует таз ребенка. Подбородок  малыша может вначале находиться на руке взрослого, но после достижения торможения тонуса руку можно отодвинуть. В таком положении малыш должен самостоятельно поднять и удержать голову. Выполняя упражнение, читайте  малышу пестушку:

Сети тяну, рыбу ловлю

В кошель кладу, домой несу:

Щурки и щучки, плотички и полички.

Один ершок-

Да и тот в горшок.

Упражнение: «На мяче».

Цель: поднимание и длительное удержание головы в положении «на животе»

Ход: ребенка кладут на большой мяч, один взрослый фиксирует таз малыша. Другой удерживает вытянутые вперед ручки ребенка в области кистей, при этом ребенка раскачивают вперед – назад:

Вырасту, буду

Летчиком смелым.

Нет для мальчишки (девчонки)

Лучшего дела.

(сл. Л. Дымовой, муз. Е. Тиличеевой).

Упражнение: «Топы – топы по лавочке».

Цель: тренировка упора ног.

Ход: погладьте ножки малыша, его ступни. Читая ему стишок, выполняйте скользящие движения по поверхности пеленальника. Чтобы ступни хорошо скользили, нанесите на ножки ребенка крем:

Читайте также:  Ребенку 1 год 2 месяца развитие детей

Три – та – та, три – та – та,

Вышла кошка за кота:

Ходит  кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы, топы по лавочке,

Цапы, цапы за лапочки.

                               Развитие действий с предметами.                          

Дидактические задачи.

1.Способствовать появлению попыток  ребенка наталкиваться на низко подвешенные игрушки и прикасаться к ним.

2.Стимулировать развитие умений захватывать и удерживать низко висящую игрушку обеими руками (к 3 месяцам).

Игра: «Поглаживание пальчиков».

Цель: стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.

Ход: сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела  хорошую опору, а ноги были согнуты. Ребенок на коленях в позе « на спине». Поглаживайте ручки ребенка от кулачка к плечу, потрите кулачки друг о друга и, когда пальчики раскроются, погладьте их по очереди от кончиков к ладони:              

Раз, два, три, четыре, пять!

Хотят пальчики все спать

Этот пальчик – хочет спать.

Этот пальчик – лег в кровать,

Этот пальчик – чуть вздремнул,

Этот пальчик – уж заснул,

Этот пальчик – крепко спит.

Тише, тише не шумите,

Пальчики вы не будите.

Игра: «Похлопаем по маминой ладошке»

Цель: стимулирование раскрытия кулачка.

Ход: потрите кулаки или ладошки малыша друг о друга, а потом в ритме потешки похлопайте ладошкой ребенка о свою руку:

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так, вот так,

Своих ручек не жалеет.

Игра: «Мамин пальчик».

Цель: активизация хватательного рефлекса.

Ход: погладьте ручки малыша, добиваясь разведения его пальчиков. Вложите свои большие пальцы в ладошки малыша, стимулируя хватательный рефлекс. Спойте песенку:

Гуля, гуля – голубок,

Гуля сизенький,

Сизокрыленький,

Всем миленький.

Игра: «Натолкнись на игрушку»

Цель: активизация  хватательного рефлекса, вывод большого пальчика наружу.

Ход: положите малыша под подвешенную игрушку. Покачайте игрушку, для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Погладьте ручки ребенка и подтолкните их по направлению к игрушке. Если ребенок не пытается захватить их, поднимите руки ребенка так, чтобы кулачки ребенка прикоснулись к игрушке. Если при прикосновении ребенок не раскрывает ладонь, раскройте кулачки ребенка, погладьте их и помогите захватить игрушку. Понаблюдайте за ребенком. Если ребенок не повторяет попытки дотронуться до игрушки, повторите все игровые приемы.

                              Музыкальное воспитание.

Дидактические задачи.

1.Вызывать слуховое сосредоточение у ребенка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, шумовой коробочки, поющего взрослого)

2.Способствовать формированию умения вслушиваться в звук, положительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление и др.)

Прослушивание музыки произведений Бетховена, Свиридова, Шумана и др.

Прослушивание русских народных мелодий.

Прослушивание колыбельных песен.

Прослушивание мелодий «Звуки природы»

Прослушивание потешек, пестушек, прибауток.

Литература:

  1. Игры и упражнения для самых маленьких. Т. Стробыкина. Москва.

 Айрис-Пресс 2004.

  1. Ребенок от рождения до года. С.Н.Теплюк. Мозаика-Синтез Москва 2005.
  2. Играем в памперсах. Н. Ильина. Москва. Айрис-Пресс 2003.
  3. Игры с детьми младенческого возраста. Ю.А. Разенкова. Москва. Школьная Пресса 2005.
  4. Играем с малышами. Г.Г.Григорьева. Москва Просвещение 2003.
  5. Наш малыш от рождения до года. О.Жукова. Аст-Сова Москва 2005.
  6. 125 развивающих игр для детей до 1 года. Д.Сиберг. Попурри Минск 2003.
  7. Развитие речи малыша. Е.Ляско. Москва. Айрис-Пресс 2004.

Источник

Модель создания индивидуальной психологической программы развития ребенка

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее фундаментальные личностные образования – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. Следовательно, в раннем детстве необходим контроль за психическим развитием ребенка для выявления отклонений в развитии, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. И чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком по устранению первичных нарушений в интеллектуальной сфере, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большой пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.

Одним из значимых показателей состояния и динамики психического здоровья детей раннего возраста являются результаты диагностики умственного развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, т.е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимание в трудах Л.С. Выгодского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируется более быстро и, особенно ценно, имеет высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться подобной полноценности практически невозможно.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции отклонений от нормы в развитии ребенка.

Важно определить не только актуальный уровень развития ребенка, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это помогает грамотно составить индивидуальную программу коррекционного обучения и профилактического воздействия для каждого ребенка.

Исходным положением коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях дошкольного учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей, нуждающихся в такой помощи, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Читайте также:  Современные концепции интеллектуального развития ребенка

Основными целями коррекции психического развития ребенка могут быть:

– профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;

– коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка может решать задачи следующего характера:

– развивать психические функции познавательного процесса (внимание, восприятие, мышление и т.д.);

– стабилизировать эмоциональную сферу ребенка и снизить частоту проявления негативных поведенческих реакций и т.д.

Программа индивидуального развития утверждается на педсовете МБУ. Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.

Индивидуальная профилактическая программа

Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов и педагогов. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие педагогом.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка: 

1.  Предварительный этап работы – сбор информации о ребенке.

2. Диагностический этап – изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.

3. Коррекционно-развивающий этап – улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Индивидуальная программа развития ребёнка может включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель педагогического сопровождения – обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, навыков самообслуживания, социальной адаптации.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума ребенка;

  • диагностические исследования.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка

Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: – улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Динамика работы

  1. Выявление актуальных проблем в развитии ребенка.
    2. Разработка путей поддержки и коррекции.
    3. Составление индивидуальной программы сопровождения.
    4. Реализация намеченной программы.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Главная цель составления индивидуальной программы – разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности. Структура индивидуальной программы сопровождения:

1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка (содержит информацию о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной программы, периодах и формах мониторинга, участниках реализации программы и др.)
3. Индивидуальный учебный план.
4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период.
5. Результаты реализации программы за обозначенный период.
6. Рекомендации на следующий период обучения для всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения:
I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка).
II этап: Диагностический (психолого-педагогическое обследование ребенка с учетом основных линий его развития, анализ результатов диагностики, составление психолого-педагогической характеристики).
III этап: Подготовительный (определение задач, отбор содержания форм и методов коррекционно-развивающей работы на определенный период. На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме).
IV этап: Основной (реализация индивидуальной программы развития, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение психологом родителей и педагогов практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком).
V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности реализации индивидуальной программы развития, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем).

Осуществляется модификация задач с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.) Индивидуальная программа сопровождения позволяет:

  • предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;

  • обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;

  • предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и вместе с ребенком и педагогами осваивать ООП;

  • обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;

  • постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей дошкольника с ОВЗ. 

Моцарт психологии Л.С.Выготский писал «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически». Одним из средств этой победы и является инклюзия.

Литература:

  1. Диагностика прсихического развития детей от рождения до 3 лет. Методическое пособие для практических психологов / – Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004.

  3. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2012.

Источник