Программа развития ребенка монтессори в детском саду

Программа развития ребенка монтессори в детском саду thumbnail

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Источник

Программа «Игротека Монтессори» предназначена для работы с детьми от 2 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей.

Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка до 3-4 лет. Получение информации для ребенка является необходимостью. Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.

Почему в основу программы положены идеи М. Монтессори? Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана – в некоторых странах (Италии, Японии, Германии), она является ведущей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сензитивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно.  К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно также предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться к нему. Так, период от рождения до 6 лет – период активного развития речи, от рождения до 5 лет – период активного чувственного (сенсорного) развития, , от 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности, от 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе.

От рождения до 3,5 лет – период, когда движение есть способ познания мира. Ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещаться в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений.

Сначала движения неловки, часто бесцельные и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального темпа движения ребенка.

Читайте также:  Психоаналитическая теория психического развития ребенка фрейда

Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, пересыпание крупы, завязывание бантов. С другой стороны, надо создать возможность для совместной деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок. Жизнь в саду дает многочисленные возможности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление завтрака, помощь при одевании и раздевании.

Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе.

Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.

Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее. Поэтому следует  проводить занятие или упражнение медленно и тщательно анализировать его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной.

Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требуется на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить.

Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе.

Занятия проводятся малыми группами (не более 5 человек). Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю, всего 16 занятий. Длительность встречи 20-30 минут. Встреча строится по определенной схеме (см. методические рекомендации).

Тема занятия

Цели и задачи

Оборудование

1.

Как пересыпают зерно (из одной плошки в другую, из одного сосуда в другой)

Прямая: ребенок учится перекладывать или пересыпать зерно с помощью ложки из одной миски (сосуда) в другую;  

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.

Две крупные миски, два одинаковых кувшинчика на подносе. В одну посуду  насыпано зерно: гречка, горох или рис. Между мисками на подносе лежит чайная ложка.

2.

Сортируем мелкие предметы.

Прямая: ребенок учится перекладывать, группировать мелкие предметы с помощью пинцета, пальцев рук;  

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.

Форма для льда, подложка с ячейками из под конфет, фасоль разного цвета, орехи, крупные бусины и т.д.; мозаика.

3.

Подбираем крышки к баночкам, коробкам.

Прямая: ребенок учится подбирать крышку к баночке соответственно размеру и форме и закрывать или открывать (закручивать, защелкивать и др.);  

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.

Разные по форме и размеру коробки и баночки.

4.

Просеиваем крупу через ситечко.

Прямая: ребенок учится отделять крупное от мелкого с помощью ситечка, отсеяные предметы складывать в миску;  

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.

В глубокой миске манка и фасоль, ситечко с ручкой, пустая миска, клеенка.

5.

Отрываем приклееные на кубик кусочки скотча.

Прямая: ребенок учится отрывать и приклеивать кусочки скотча, цветной изоленты;  

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие последовательности движений, подготовка к письму.

На кубик с разных сторон приклеен скотч с хвостиком так, чтобы ребенок мог ухватить, картон.

6.

Как переливают воду из одного сосуда в другой (из одного сосуда в три)

Прямая: умение самостоятельно аккуратно переливать воду из одного сосуда в сосуд);  

Косвенная: развитие самостоятельности, концентрации внимания, внутренней сосредоточенности, координации и последовательности движений, выработка глазомера, тренировка пальцев и запястьев рук.

На подносе кувшин, стаканы, губка или тряпка для впитывания пролитых капель.

7.

Переливаем воду из чайника в чашку.

На подносе маленький заварочный чайник, маленькая чашка, губка.

8.

Переливание воды через воронку.

Поднос, воронки, кувшин сосуды с узким горлышком, губка. На сосудах отметка уровня воды.

9.

Переливание воды с помощью большой пипетки, губки.

На подносе две миски, одна из них с водой, губка, большая пипетка.

10.

Взбиваем пену.

Прямая: ребенок учится взбивать мыльную воду до образования пены;  

Косвенная:развитие мускулатуры кисти рук, координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания.

На подносе миска с водой, венчик, баночка с жидким мылом, пипетка, губка, ведро.

11.

Как моют стол.

Прямая: ребенок учится протирать стол тряпкой от крошек, пыли, воды, загрязненные места – жесткой губкой; приобретает навыки складывания тряпочки, выжимания.

Косвенная: тренировка мускулатуры рук, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений.

Миска с водой, губка, тряпка, мыло в мыльнице, фартук.

12.

Как стирают белье.

Прямая: ребенок приобретает навыки стирки, полоскания, выжимания белья; учится выполнять дело последовательно до конца.

Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений.

13.

Как моют посуду после еды.

Прямая: научиться мыть и вытирать посуду;

Косвенная: развитие самостоятельности, освоение культурного навыка, аккуратность, координация движений, концентрация внимания, тренировка пальцев рук.

Фартук, два тазика для мытья и споласкивания, губка, полотенце для вытирания посуды, тряпка для уборки стола.

14.

Как подметают пол.

Прямая: научиться самостоятельно подметать пол.

Косвенная: развитие аккуратности, самостоятельности, последовательности действий, координация движений, концентрация внимания, тренировка мускулатуры рук.

Совок, щетка, веник, соответствующие росту детей, мусорная корзина, корзина с «мусором»

15.

Работа с рамкой – застегайкой.

(5 занятий)

Прямая: научиться самостоятельно застегивать пуговицы, кнопки,одежные крючки, шнуровать, застегивать и расстегивать пряжки на ремнях, «молнию» и др.

Косвенная: развитие самостоятельности, координация сложных движений, концентрация внимания, развитие мелкой моторики, последовательность действий.

Рамка-застегайка.

Источник

Айман Кадеровна Маманова
Программа кружка «Цветик-разноцветик» по системе М. Монтессори для детей с 2–3 лет

Программа кружка

«Цветик – разноцветик»

Читайте также:  Задачи в развитии и воспитание ребенка в год

по системе

М. Монтессори

с использованием нетрадиционных техник

в рисовании

Воспитатель:

Маманова А. К.

Программа кружка «Цветик – разноцветик» по системе М. Монтессори

для детей с 2- 3 лет

Пояснительная записка.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Главная цель: «Помоги мне это сделать самому».

Каждое упражнение имеет две цели – прямую и косвенную. Первая служит актуальному движению ребенка, вторая – работе на будущее.

Познакомить детей раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования

Задачи:

1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта.

2.Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.

3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.

4. Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас.

5. Развивать математическое мышление, навыки счета.

6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

7. Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой окружающего мира. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого и различать явления природы. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.

8. Создавать благоприятные условия для занятий,чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.

9. Развивать мелкую моторику, внимание, речь, память, мышление и воображение.

10. Воспитывать у детей стремление к достижению результата, аккуратность, интерес и положительное отношение к рисованию.

Средства реализации программы кружка.

1.Создание развивающей среды и распределение ее по зонам:

– Зона практической жизни.

– Математическая зона.

– Сенсорная зона.

– Зона развития речи.

– Зона науки. (окружение)

2. Усвоение следующих правил поведения в группе во время занятий кружка:

– По группе не бегаем, а ходим;

– Не кричим, а говорим;

– Не мешаем друг другу;

– Взял материал, поработал, положи его на место;

– Начал дело, закончи его.

3. Показ действий с материалом (упражнения по развитию родного языка через трехступенчатый устный урок):

I ступень – устанавливается связь между предметом и его названием, т. е. педагог указывает на предмет и четко произносит его название.

II ступень – педагог называет предмет, ребенок указывает его и дает педагогу.

III ступень – педагог указывает на предмет и просит назвать его.

Таким образом пассивный словарь становится активным.

4. Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок.

5 Свободная самостоятельная деятельность.

Предполагаемый результат

К концу года дети могут:

– самостоятельно взаимодействовать с предметами;

– реализовывать свое право на свободный выбор материалов;

– выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;

– получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;

-находить свои ошибки и исправлять их;

– сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;

– самостоятельно убирать материалы на свое место.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю продолжительностью 15 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32 занятия.

Перспективно – тематическое планирование для детей I младшей группы (с 2 до 3 лет) на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Цели

Материал

1

декабрь

«Была лужа — и нет ее»

Подготовка к практической жизни (умение собирать воду губкой)

две чашки (одна с водой, другая пустая, ложка, поднос.

2

«Нарядное платье».

учить детей рисовать ватными палочками, знакомить с зеленым цветом, закреплять красный, желтый цвета, формировать интерес и положительное отношение к рисованию

Гуашь зеленого, красного, желтого цвета, ватные палочки,бумага,салфетки

3

«Чудесный мешочек»

Развитие тактильных ощущений и чувства объема. Расширение словаря.

Мешочек, в котором лежат маленькие предметы (камешек, карандаш, монетка, шишка, тряпочка, бусинка, шарик, бумажная салфетка, бутылочка и др.).

4

«Снежок порхает, кружится».

учить создавать образ снегопада, знакомить с белым цветом, закреплять приемы рисования ватными палочками, освоить новые приемы (двуцветные отпечатки, цветовые аккорды) (ист. И. А. Лыкова, стр. 40)

Гуашь белого цвета, ватные палочки,салфетки.

5

«Кто где живет»

Знакомство с жилищем различных животных, птиц, людей.

Три ярко окрашенные картины- вкладыши (например, «двор», «лес», «саванна»).

6

«Расписной платочек»

учить детей рисовать ватными палочками, закреплять знание цветов, знакомить с синим цветом, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Гуашь синего цвета, ватные палочки, салфетки.

7

«Русский мишка» (шнуровка)

Умение собирать одежду, шнуровать и завязывать бантики.

Картонный мишка, детали одежды, шнурки.

8

«Шарики на елочке»

учить детей рисовать ватными палочками, закреплять знание цветов; повысить эмоциональный тонус детей в ожидании праздника, учить работать в коллективе (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 44)

Гуашь, ватные палочки, салфетки.

9

«Собери человека»

Знакомство с частями тела человека.

Фигурки мальчика и девочки, состоящие из отдельных частей (голова, туловище, руки, ноги, выполненных из ДВП.

10

Январь

«Веселый снеговик» (сотворчество детей и воспитателя)

учить детей рисовать красками тычками разной величины, закреплять белый цвет, формировать интерес и положительное отношение к рисованию

Гуашь белого цвета, кисточки, салфетки

11

«Найди такую же картинку»

Развивать запоминание, активизировать словарь. Развивать чувство цвета, умение ориентироваться в пространстве.

Парные картинки.

12

«Снежная улица».

учить детей рисовать тычком, создавая образ снегопада, развивать творчество, воображение и чувство композиции

Гуашь белого цвета, кисточки, салфетки

13

«Розовая башня»

Формирование понятий «большой – маленький».

Розовая башня из 10 кубов разных размеров.

14

«Желтые цыплятки»

учить детей рисовать красками тычком, дорисовывать изображение пальчиками или ватными палочками

Гуашь белого цвета, кисточки, салфетки, ватные палочки.

15

«Перелей в кувшин»

Развитие координации движений, глазомера. Закрепление навыков практической жизни.

Кувшин, поднос, тряпка, вода, губка.

16

«Цветик – семицветик».

учить детей рисовать ладошками, развивать эстетическое восприятие

Гуашь разного цвета, салфетки, кисточки.

Читайте также:  Фильм развитие ребенка от рождения до года

17

февраль

«Знакомство с магнитом»

Развитие координации движения, моторики. Закреплять знания о свойствах магнита.

Магнит, разные мелкие предметы.

18

«Кубики для малышей»

учить детей рисовать при помощи штампа (пенопласт или деревянные кубики, закреплять цвета, развивать умение располагать отпечатки по всему листу бумаги (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 55)

Гуашь, штамп, салфетки

19

«Шумовые баночки»

Развитие восприятия и дифференциации шумовых различий.

12 парных баночек с одинаковым шумом: 6 –с красной крышкой, 6- с голубой.

20

«Разноцветные мячики»

учить детей рисовать при помощи штампа (морковь, закреплять цвета, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать мелкую моторику (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 57)

Гуашь, штамп, салфетки

21

«Была лужа – и нет ее»

Подготовка к практической жизни (умение собирать воду губкой).

Губка, две мисочки.

22

«Высокая и низкая башни».

учить рисовать при помощи штампа (деревянные кубики, формировать умение различать высоту предмета

Гуашь, штамп, салфетки

23

«Пересыпаем ложкой»

Развитие координации движений, аккуратности, подготовка к практической жизни.

Две чашки (одна с крупой, другая пустая, ложка, поднос.

24

«Рыбки в аквариуме» (сотворчество детей и воспитателя)

продолжать учить детей рисовать с помощью штампа, ориентироваться на листе бумаги, располагая отпечатки определенным образом относительно друг друга

Гуашь, штамп, салфетки

25

Март

«Букет для мамочки» (сотворчество детей и воспитателя)

учить детей рисовать при помощи штампа (морковь или картофель, развивать творчество, воображение и чувство композиции, приучать работать в коллективе.

Гуашь, штамп, салфетки

26

«Волшебное сито»

Развитие координации движений, аккуратности (отделение крупной крупы от мелкой, пользуясь ситом).

Мисочка с перемешанными вместе манкой и перловой крупами, сито, пустая мисочка и чашка под перловку, поднос, совочек.

27

«Спрячь зайку».

учить рисовать гуашью с использованием губки, формировать интерес и положительное отношение к рисованию (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 39)

Губки, гуашь, салфетки.

28

«Готовим лекарство»

Формирование понятий «сладкий – кислый – горький». Развитие вкусовых ощущений.

Кувшин с водой, стакан, ложки, вещества, которые растворяются в воде (лимонная кислота, пищевые красители)

29

«Лисичка – сестричка»

учить рисовать трафаретом, формировать положительное отношение к рисованию

Трафареты, гуашь, салфетки

30

«Лепим колобки»

Развитие мелкой моторики, фантазии.

Пластилин, глина или соленое тесто, дощечки. Гуашь, штамп, салфетки

31

«Разноцветный платок».

учить детей рисовать по-мокрому, закреплять знания основных цветов, знакомить с оттенками, формировать положительное отношение к рисованию (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 38)

Трафареты, гуашь, салфетки

32

«Собери все бусинки»

Развитие мелкой моторики, способности концентрировать внимания. Закрепление знания цветов.

Бусины разного цвета, шнурок.

33

«Красивый чайник в горошек»

закреплять навык рисования пальцами; формировать знания о чайной посуде, различение красного и желтого цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Гуашь, кисти, салфетки

34

апрель

«Пасхальное яичко»

Цель: продолжать учить рисовать с помощью штампа (разрезанный картофель, закреплять знание цветов (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 57)

Гуашь, кисти, салфетки

35

«Взбиваем крем»

Развитие движений руки. Тренировка мышц кисти руки.

Глубокая или средних размеров пиала, венчик, шампунь или жидкое мыло.

36

«Желтые одуванчики на полянке».

познакомить детей с новой техникой рисования смятой бумагой, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Гуашь, кисти, салфетки

37

«Солнышко, свети»

Развитие трех основных пальцев (большого, указательного и среднего).

Корзинка с разноцветными прищепками.

38

«Маленький ежик четверо ножек»

продолжать знакомить детей с техникой рисования мятой бумагой, развивать умение дорисовывать изображение с помощью пальчиков

Гуашь, кисти, салфетки

39

«Знакомство с цветом» (цветные капельки)

Визуальное знакомство с основными цветами.

Подставочки для воды, пипетки.

40

«Воздушные шарики»

продолжать учить рисовать с помощью штампа, познакомить детей с техникой монотипия, развивать творчество, воображение (ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 57)

Гуашь, кисти, салфетки

41

«Разбери зернышки» (2 вида)

Развитие тактильных ощущений и чувства объема.

Большая менажница, разные по величине зернышки (фасоль, горох).

42

«Рыбки плавают в водице».

учить детей рисовать ладошками, дорисовывать изображение пальчиками, уточнять и закреплять цвета

Гуашь, кисти, салфетки

43

май

«Чем пахнет»

Развитие чувства обаняния.

Коробочки с остро пахнущими веществами (кофе, апельсин, чеснок, духи).

44

«Праздничный салют» (сотворчество детей и воспитателя)

учить рисовать огни салюта приманиванием тампоном, тряпочкой, пробкой, познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – набрызг, формировать интерес и положительное отношение к рисованию (ист. кн. И. А. Лыкова, стр. 77)

Тампон, гуашь, салфетка

45

«Семья»

Классификация домашних животных, выделение одной группы.

Карточки – 9 семей домашних животных, 9 семей диких животных.

46

«Цветочная поляна».

продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальчиков, закреплять знание цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Гуашь, кисти, салфетки

47

«Коричневая лестница»

Формирование понятий «толстый – тонкий).

10 деревянных коричневых призм, длина каждой 10 см, боковые стороны – квадраты от 1 до 10 см.

48

«Колеса для поезда»

продолжать учить детей рисовать красками при помощи тычка, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

49

«Красные штанги»

Формирование понятий «длинный – короткий».

10 красных деревянных штанг: самая короткая -10см, самая длинная – 1м.

50

«Мухомор»

знакомить с техникой рисования пипеткой, учить равномерно располагать точки по поверхности шляпки гриба, развивать интерес к рисованию

Пипетка, гуашь.

Литература

1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /Серия «Педагогика детства». Сост. М. В. Богуславский. — М.: ИД «Карапуз», 2002 г.

2. Бауэр Б. Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. — М., 2002.

3. Школа Монтессори. Часть 1 (Школа для малышей) / Под ред. Е. А. Хилтунен. — М.: «Мастер», 1992.

4. Сорокова М. Г. Монтессори-педагогика. Вопросы теории и методики. — СПб., «Дошкольное воспитание», 1999, №10; 2000, №10; 2000, №12.

5. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори // «Ребенок в детском саду». 2000, №5; 2000, №6.

6. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори // «Дошкольное воспитание», 2000, №11.

7. Побережникова А. Космическое воспитание // «Дошкольное воспитание». 2000, №11.

8. Любина Г. О формах и организациях работы по развития речи // «Дошкольное воспитание». 2000, №11.

9. Любина Г. Разговор как психотерапевтическое средство // «Дошкольное воспитание». 2000, №11.

10. Любина Г. Монтессори-педагогика // «Ребенок в детском саду». 2003, №2.

11. Любина Г. Игра — это работа ребенка над самим собой // «Ребенок в детском саду». 2003, №6.

Для родителей

1. Тесты для детей 2-3 лет. Развитие сенсорики

2. Тимошенко Е. И. “Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний. Заметки для родителей”.

3. Хилтунен Е. А. “Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей”.

4. Элизабет Хейнсток “Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома“.

Источник