Программа развития ребенка как написать

ПАМЯТКА

КАК НАПИСАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ  ПРОГРАММУ

Развивающая программа разрабатывается на основе модификации уже существующих программно-методических материалов по какому-либо направлению деятельности с детьми, подростками и молодежью под местные условия, спецификацию, потребности воспитанников, возможности учреждения и т.п.

Содержание развивающих программ должно быть направлено на:

– создание условий для развития индивидуально-личностных качеств и потребностей воспитанников;

– развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия воспитанника;

– приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального  самоопределения, творческой самореализации личности воспитанника, ее   интеграции в систему мировой и отечественной культур;

– интеллектуальное и духовное развитие личности воспитанника;

– укрепление психического и физического здоровья;

Цели и задачи развивающих программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие воспитанников.

Развивающая программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Рецензия на программу НМС.
  3. Пояснительную записку.
  4. Паспорт программы.

     5.   Примерный план занятий.

     6.   Содержание по блокам, этапам, либо отдельным занятиям.

     7.   Методическое обеспечение развивающей программы.

     8.   Список литературы.

        Титульный лист содержит:

     – наименование муниципального бюджетного учреждения;

     – где, когда и кем утверждена развивающая программа (подпись руководителя);

     – название развивающей программы;

     – в рамках какого объединения или направления программа реализуется;

     – срок реализации развивающей программы;

– утверждение программы методическим советом или иным органом ему функциональным;

     – Ф.И.О., должность автора, составителя (коллектива авторов, составителей) развивающей программы;

     – название города, населенного пункта;

     – год разработки программы.

        Пояснительная записка раскрывает:

     – направленность развивающей программы;

     – новизну, актуальность, целесообразность и востребованность;

     – цель и задачи программы;

     – отличительные особенности данной программы от уже существующих;

     – возраст воспитанников, участвующих в реализации программы;

     – сроки реализации программы (продолжительность процесса реализации, этапы);

     – формы и режим занятий;

     – ожидаемые результаты и способы их проверки;

     – формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).

 Паспорт программы оформляется в табличном варианте из двух столбцов (первый столбец – наименование программы, основания для разработки, заказчик, разработчик, цель, задачи, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ожидаемые результаты, средства, источники финансирования, контроль реализации)

        Примерный план занятий развивающей программы включает:

     – перечень разделов, тем;

     – количество часов по блокам, этапам, направлениям или темам с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

        Содержание программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика). Содержание программы – это краткое описание разделов, блоков, этапов или тем внутри них. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в примерном плане.

 Описать тему означает:

– указать название темы;

– перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

– указать, в каких формах организуется процесс занятия (теоретических, практических).

Содержание следует излагать в виде краткого описания сути, формы, способов занятия.

        Методическое обеспечение включает методическое сопровождение реализации развивающей программы:

     – форм занятий, планируемых по каждой теме, либо разделу, блоку, этапу;

     – приемов и методов организации занятий, необходимых материалов, технического оснащения;

     – критериально-диагностического аппарата;

     – приложения: сценарии, положения мероприятий, конкурсов, соревнований и т.д.

          Список литературы.

        Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии.

Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью).

Желательно также разделить приводимую вами литературу на несколько разделов:

– для специалистов;

– для воспитанников;

– для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).

Источник

Наталия Подледнова
Методика написания и требования к программам дополнительного образования

ФЗ «Об образовании» Статья 2.

• П. 9) образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

• П. 14) дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

Программа дополнительного образования разрабатывается педагогом, обсуждается на педагогическом совете учреждения и утверждается руководителем.

Структура программы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы

1.На титульном листе указываются:

-наименование учреждения;

-где, когда и кем утверждена программа;

– название программы, можно указать и направление;

-возраст детей, на которых рассчитана программа;

-срок реализации программы;

-Ф. И. О. полностью, должность автора (авторов) программы;

Читайте также:  Игры для развития грамматики у ребенка

-название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;

-год разработки программы.

Пример:

2. В Пояснительной записке (1-2 листа, следует раскрыть без заголовков,сплошным текстом:

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят.

Направленность программы

Дополнительные образовательные программымогут иметь следующие направленности: 1. Художественно-эстетическая; 2. Военно-патриотическая; 3. Научно-техническая; 4. Физкультурно-спортивная; 5. Эколого-биологическая; 6. Естественнонаучная; 7. Социально-педагогическая; 8. Культурологическая; 9. Спортивно-техническая; 10. Туристско-краеведческая.

например:

Программа декоративно-прикладного творчества «Бусинка» художественной ориентации, направлена на возрождение народных промыслов, развитие интереса детей к народному творчеству и воспитании патриотизма.

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает: — новое решение проблем дополнительного образования; — новые методики преподавания; — новые педагогические технологии в проведении занятий; — нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т. д.

Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.Актуальность может базироваться: — на анализе социальных проблем; — на материалах научных исследований; — на анализе педагогического опыта; — на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; — на современных требованиях модернизации системы образования; — на потенциале образовательного учреждения; — на социальном заказе муниципального образования и других факторах. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

например:

В создании условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, профилактика асоциального поведения, создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественных культур, укрепление психического и физического здоровья детей, взаимодействия педагога с семьей)

Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.

Цель и задачи программы (триединые) Целями и задачами дополнительных программ в первую очередь, является обеспечение обучения, развития и воспитания. Цель необходимо ставить конкретную, выполнимую, а не глобальную, которая должна уточниться и раскрыться в задачах.

Целью программы «….»является:

Формирование (обучение…., развитие, воспитание….

Задачи являются разбивкой цели на этапы. В задачах, как и цели нельзя употреблять глаголы обучить, развить и воспитать, так как эти процессы длительные и порой длятся всю жизнь, правильным будет написание глаголов обучение, развитие, воспитание.

Задачи:

Обучающие:

-обучение…

-знакомство….

-…

Развивающие:

-развитие….

-развитие….

Воспитательные:

-воспитание….

-воспитание…

Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С. И. Ожегов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т. е. тактика педагогических действий. – образовательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится воспитанник, освоив программу; — развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т. д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; — воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся. Формулировать задачи следует в едином ключе,придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы: Глаголы Существительные способствовать помощь развивать развитие приобщать приобщение воспитывать воспитание обучить обучение сформировать формирование обеспечить обеспечение поддержать поддержка расширить расширение 7 углубить углубление познакомить знакомство предоставить возможность и т. д. предоставление возможности и т. д.

например:

Цель программы: формирование опыта владения технологиями изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей, воспитание патриотизма, нравственности.

Задачи:

Обучающие:

– знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

Развивающие:

-развитие образного мышления;

-развитие индивидуальности при решении творческих задач;

Воспитательные:

-воспитание уважительного и бережного отношения к народному творчеству;

-воспитание волевых и трудовых качеств личности;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Отличительные особенности данной программы

Здесь прописываются такие особенности как индивидуализация или дифференциация обучения, интеграция с общим образованием, свои принципы и особенные или современные методы преподавания или технологии. Возможно, программа является социальным заказом родителей или учреждения. Возможно, она написана на основе типовых программ или авторских разработок, но переработана, модифицирована или адаптирована, и т. д.

примеры:

№ 1 Отличительные особенности программы в том что, что она написана на основе типовой программы по народным промыслам, но в нее введены новые разделы по бисероплетению и фриволите, а также большое место отводится изучению цветоведения и композиции.

№ 2 Отличительной особенностью данной программы, является то, что ребенок имеет право изучать, на свой выбор, предложенные в программе ремесла, в соответствии со своими интересами и потребностями. Обязательными разделами программы остаются – композиция, цветоведение, история декоративно-прикладного творчества.

Читайте также:  Развитие ребенка после года книги

Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации

Например:

В программе участвуют дети от 4 до 7 лет.

Срок реализации программы 3 года.

Формы и режим занятий

например

Занятия проводятся

1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения- 3 раза в неделю по 2 часа

Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике, экскурсии.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Чтобы написать этот раздел необходимо вернуться к задачам, проанализировать. Знания и умения это результат решения задач.

Например:

Цель программы: обучение технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Обучающие:

-знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

В результате реализации программы учащиеся первого года обучения

будут знать:

-основы техники безопасности и противопожарной безопасности;

-правила организации рабочего места;

-краткую историю декоративно-прикладного творчества;

-теоретические сведения об изученных технологиях.

Уметь:

-использовать в работе знания по технике безопасности;

-применять основы цветоведения на практике;

-выполнять не сложные изделия в изученных видах декоративно-прикладного творчества по образцу

И далее по годам. Знания и умения должны полностью перекликаться с целью и задачами

В результате реализации программы воспитанники первого года работы

будут знать:

Уметь:

Результативность обучения будет проверятся….(например, опросом, тестами и т. д. то есть ваша диагностика)

Формами подведения итогов станут (например, праздники, выставки, конкурсы, соревнования, и т. д.)

учебно-тематический план

№ Перечень разделов, тем Теория

часы Практика

часы Всего

часы

итого итого итого

В учебно-тематическом плане не должно содержаться конкретных работ, только технологии и направления. Это связано с тем что программы работают в течение нескольких лет, за этот период может появиться множество других песен, образцов, у ребят сменится интерес и они не захотят петь именно эту песню, или шить именно эту игрушку.

Например:

Содержание программы

Здесь каждая тема расписывается на теорию и практику (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

В содержании программы необходимо указать:

– название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

– телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

– указывают основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность воспитанников на занятии;

– при включении в ДОП экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

Важно, чтобы здесь не указывались конкретные работы или произведения, т. к. у детей должен быть выбор.

Методическое обеспечение программы

Здесь прописывается ваша база (иллюстрации, разработки игр, бесед, образцы, методички, диагностические тесты и т. д.) а также, отдельным списком, материалы и оборудование.

Список литературы

Литература записывается в алфавитном порядке со всеми выходными данными.

Списки литературы должны содержать перечень изданий,в том числе опубликованных за предыдущие пять лет: — по общей педагогике; — по методике данного вида деятельности; — по методике воспитания; 14 — по общей и возрастной психологии; — по теории и истории выбранного вида деятельности; — опубликованные учебные, методические и дидактические пособия. Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.

Например:

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. —М.: Просвещение, 1991.—207 с.

Приложения к образовательной программе

К программемогут быть добавлены приложения различного характера:

• иллюстративный материал по тематике занятий;

• словарь специальных терминов с пояснениями;

• контрольные вопросы и задания;

• конспекты, описание занятий;

• технологические карты;

• готовые изделия, образцы;

• условия набора детей в коллектив;

• условия прослушивания;

• материалы тестирования;

• памятки для родителей;

методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;

• сценарии творческих мероприятий;

• диагностические материалы;

• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

• электронные ресурсы и др.

Источник

Эту статью я писала несколько лет назад, когда моей дочке было 3 года или около того
Если будут вопросы или нужна будет помощь – буду рада быть полезной

План развития обычно делается на ближайшие полгода ребёнка, чем младше ребёнок, тем чаще он должен обновляться, чем старше, тем соответственно реже.
Однако он в любом случае поможет вам понимать своего ребёнка, заниматься с ним более целенаправленно и продуктивно. Поэтому начнем

1 этап. 
Изучаем своего ребёнка. Тщательно в течение недели наблюдаем за ребёнком как можно больше: что он умеет делать сам, где ему нужна помощь взрослого, что ему интересно и с чем он увлекательно играет, что он категорически не любит, чего боится, где у вас есть вопросы по поведению и развитию ребёнка. В идеале все записать: все капризы, интересы, имеющиеся навыки, реакции на раздражители и бытовые вопросы.

2 этап. 
Ищем в интернете, в доступных книгах и материалах список того, что может делать ваш ребёнок на данном возрастном промежутке – нормы развития.
Я рекомендую не полениться и поискать дополнительно сензитивные периоды в развитии детей. 
Как только информация найдена, изучаем её в сравнении со своим ребёнком. Для начала можно посмотреть ближайшие периоды: предыдущий период, актуальный и ближайший период. (Например, если вашему ребёнку 2 года, то смотрим нормы от 1,5 до 2,5 лет). 
Ни в коем случае не переживаем, что ваш ребёнок не умеет делать что-то, что по нормам подходит для младшего ребёнка, это всего лишь направление, наш вектор развития. Так, если вашему малышу 6 месяцев и он не сидит – это лишь повод больше заниматься с ним физическими нагрузками, больше стимулировать к тому, чтобы малыш укрепил мышцы, связки и вскоре сел.

Читайте также:  Как психологическое развитие ребенка в семь лет

3 этап. 
После определения того, в какую сторону двигаться в плане развития – определяем нужные сферы для ребёнка и выписываем их. 
Например, у моей дочки такие сферы:
– физическое развитие
– развитие речи и другие языки 
– творчество и музыка
– самообслуживание 
– социально-эмоциональное развитие
– знания об окружающем мире
– математические и логические навыки
Теперь нужно оценить каждую сферу по 10-бальной шкале. Наглядно можно это сделать с помощью колеса баланса.

4 этап. 
После оценки вы сразу обратите внимание на отстающие сферы и лидирующие. Выбираем 2-3 отстающие и 1-2 лидирующие. 
Почему мы выбираем лидирующие сферы? 

Это обязательное условие, которое часто опускают при обычных тренингах при составлении программы. Я настоятельно рекомендую эти сферы развивать: усложнять задания, больше интереса вызывать, заниматься этим с ребёнком. 
Лидирующая сфера – показатель того, к чему у ребёнка есть склонность (а возможно и талант), интерес, мотивация. Это нужно обязательно учитывать, ведь рано заметив у ребёнка желание заниматься спортом или рисовать, можно направить его, создать условия, чтобы ребёнок вырос очень талантливым и способным в этом направлении. Задатки ребёнка можно развивать с момента, когда их заметили. 

Так, например, моя дочь очень рано начала агукать и реагировать на речь. Сделав упор на развитии речи, я заметила огромный прогресс: дочь в 2,5 года рассказывала стихотворения, песни, строила умозаключения, задавала вопросы и даже придумывала сама рассказы и рифмы. Когда же я заметила, что она в полтора года немного отстаёт в физическом развитии, я приобрела ей спорткомплекс, убрала максимально коляску, бегала с ней и тд. В итоге в свои почти 3 года она уже немного катается на коньках и роликах, ходит часто сама, висит на турниках, катается на лошади с удовольствием, а также залазит на спорткомплексы любой высоты.

5 этап. 
Когда выбраны сферы для ближайшего развития, мы расписываем каждую из них в зависимости от имеющихся возможностей, материалов, игрушек, книг и тд. Для начала я всегда рекомендую использовать то, что уже есть под рукой. Практически любую сферу можно развивать, имея минимум ресурсов. 
Например:
– физическое развитие (ползать, бегать, прыгать, массаж, любые мячики и тд)
– развитие речи и другие языки (разговаривать, читать стихи и петь песни)
-творчество и музыка (рисовать, петь, отстукивать ритм, лепить пластилином, тестом, находить что-то новое в обычном)
– самообслуживание (использовать минимум памперсов, приучать убирать за собой, не помогать по первому зову, а показывать как можно, создать среду, помогать есть ложкой, а не кормить, доверять ребёнку)
– социально-эмоциональное развитие (объяснять, учить эмоциям и нормам поведения, когда ребёнок расстроен, объяснять, что он грустит, жалеть и учить эмпатии)
– знания об окружающем мире (на прогулке рассказывать о природе, погоде, животных, явлениях, о предметах и их свойствах, трогать вместе окружающие предметы, прыгать по лужам, гулять под дождем и тд)
– математические и логические навыки (складывать игрушки, считая, считать ступеньки и шаги, номера на машинах, объяснять причинно-следственные связи, делать вместе выводы и задавать вопросы даже если ребёнок не говорит). 

Особенно я бы хотела выделить пункт самостоятельности. 
Насколько это важный пункт я поняла, когда моей дочке было чуть больше года. Условия были такие, что я параллельно с ней работала и большую часть времени Дочка занимала сама себя. Понимая, что она отлично справляется со своими потребностями частично сама, я начала помогать ей развивать самостоятельность. По результатам в три года моя дочь может спокойно занимать себя 4 часа спокойно без телевизора (давая маме и папе поспать, позаниматься делами), наложить себе еды, отрезать пакет с молоком и налить его в кружку, помыть фрукты и убрать за собой со стола, может полностью одеться (без пуговиц и застёжек) и может даже сама надеть и застегнуть ролики, а однажды она почти сама раскатала и слепила пирожок. Конечно, это обычные бытовые навыки для ребёнка 3х лет, но для их реализации должны быть оптимальные условия для развития, отсутствие гиперопеки и излишнего внимания любой потребности ребёнка. А важность в первую очередь для того, чтобы ребёнок научился развиваться сам. Если ребёнок в три года знает буквы и цифры, но его кормят с Ложки или он ходит до сих пор в памперсе, то это показатель того, что эта сфера очень сильно проседает и развитие идёт не совсем в ту сторону.

Ну и конечно самое главное – уделять столько любви ребенку, сколько у вас есть возможности

Источник