Программа развития ребенка истоки математические представления

Содержание 
математического 
образования дошкольников
в различных программах.

    1. Проведите анализ
    2-х программ и выявите соответствие в
    них содержания математического образования
    приказу Министерства образования РФ
    от 22 августа 1996 г. № 448 « Временные (примерные)
    требования к содержанию и методам воспитания
    и обучения, реализуемым в дошкольном
    образовательном учреждении».

    Анализ 
    программ “Развитие”
    и “Истоки”.

    Программа
    «Развитие»

РАЗВИТИЕ 
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В 
СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

(Из программы 
второй младшей группы устранены 
занятия, по математике). 

  Программа
по математике в средней группе детского
сада ориентирована на дочисловой период
развития элементарных математических
представлений. Основной задачей при этом
является обучение детей выделению свойств
предметов, связанных с величиной и количеством.
(Понятия «количество» и «величина» являются
основополагающими при формировании в
более старших возрастах представлений
о числе — одном из основных понятий математики.)
Обучение проводится с использованием
различных наглядных средств. Для обучения
детей выделению свойств предметов, связанных
с величиной, используются значки, обозначающие
длину, ширину, толщину предметов. (Это
значки в виде большого и маленького дома,
толстого и тонкого человечка, узкой и
широкой лестницы.)

  Сравнение
двух предметов по величине проводится
с помощью промежуточного средства
— мерки. В качестве мерок используются
полоски бумаги, отрезки ткани и т. п.

  Эта
работа позволит в дальнейшем (в 
старшей группе) пользоваться меркой
при формировании у детей представления
о числе как отношении измеряемого к мере.

  Формирование 
представлений еще об одном свойстве
предметов — количестве — происходит
на основе действий замещения. В качестве
заместителей используются фишки различной
формы и цвета, как имеющие внешнее сходство
с замещаемыми предметами, так и абстрактные.
(Фишка используется вместо предмета,
информация об общем количестве предметов
может быть передана соответствующим
количеством фишек.)

  Процесс
отбора требуемого количества фишек 
сопровождается отработкой действий соотнесения
«одной к одному», т. е. установления взаимно
однозначного соответствия предметов
и фишек. Для формирования представлений
о количественных отношениях используются
наглядные модели, построенные на взаимно
однозначном соответствии фишек заместителей.

  Применение 
наглядных моделей позволяет 
сформировать у детей представления
о количественных отношениях (больше,
меньше, поровну) без использования счета.

Занятия проводятся
по подгруппам, один раз в две 
недели.

Длительность 
занятий 15—20 минут.

  Все
занятия построены, в основном, так,
чтобы дети усваивали материал в
ходе интересных для них игровых и практических
заданий.

РАЗВИТИЕ 
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В 
СТАРШЕЙ ГРУППЕ

  Программа
развития элементарных математических
представлений включает следующие основные
задачи:

развитие представлений 
о количественных отношениях;

развитие представлений 
о числе как отдельности;

развитие представлений 
о числе как отношении;

  развитие 
представлений о числовом ряде и 
закономерностях образования чисел
числового ряда.

  Развитие 
представлений о количественных
отношениях, представлений о числе, а также
представлений о закономерностях образования
чисел числового ряда происходит на основе
построения и использования детьми наглядных
моделей.

  В
старшей группе продолжается обучение
детей построению предметных моделей,
основанных на взаимно однозначном соответствии
заместителей. Такая модель позволяет
наглядно представить количественные
отношения. Модели этого типа вводятся
в обучение раньше других, так как они
позволяют производить замещение предметов
путем наложения или приложения заместителей,
что способствует пониманию смысла замещения
(фишка используется вместо предмета,
информация об общем количестве предметов
может быть передана соответствующим
количеством заместителей).

  На 
втором этапе в качестве модели количественных
отношений используются счеты. В 
заданиях этих типов замещение предметов 
косточками счетов дети должны производить
на глаз.

  На 
третьем этапе в качестве модели
количественных отношений используется
графическая модель в виде двух рядов 
значков, вычерчиваемых по принципу взаимно
однозначного соответствия.

На четвертом 
этапе обучения в качестве модели
используется ось с нулевой отметкой и
стрелкой, показывающей направление увеличения.
При этом на оси вычерчиваются единичные
отрезки и дугами обозначаются сравниваемые
количества предметов (мерок). В других
случаях дугами обозначаются единицы,
образующиеся в результате пересчета
группами (за единицу принимается несколько
предметов, а на оси — несколько отрезков).

    Пятый
    этап обучения проводится как без 
    применения моделей, так и с использованием
    предметных и графических моделей типа
    «кругов Эйлера».

РАЗВИТИЕ 
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В 
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

  Программа
развития элементарных математических
представлений у детей подготовительной
группы основывается на работе, проведенной
в старшей группе.

Программа включает
следующие основные задачи.

Развитие представлений 
о количественных отношениях, числе 
как отношении, числовом ряде, составе
числа (от трех до десяти) из двух меньших,
числах второго десятка, временных отношениях.
Обучение решению арифметических задач.
Развитие представлений о количественных
отношениях, о числе, числовом ряде, временных
представлений, а также обучение детей
решению арифметических задач происходит
на основе построения и использования
детьми наглядных моделей.

Читайте также:  Развод родителей помощь ребенку в его развитии

  Обучение 
начинается с повторения ряда заданий,
предлагаемых детям старшей группы, а
также наиболее трудных. Это задания по
установлению количественных отношений
при помощи графических моделей типа оси
с нулевой точкой отсчета и стрелкой, показывающей
направление увеличения.

  Для
совершенствования представлений 
детей о числовом ряде в пределах
десяти используются модели в виде логического
древа и «кругов Эйлера».

  При
развитии представлений о составе 
чисел используются как предметные,
так и графические модели в 
виде различных вариантов состава
числа из предметов или значков двух видов.

  Обучение 
решению арифметических задач проводится
с использованием моделей «часть-целое».
(Этот тип моделей предложен Н. И. Непомнящей.)

Программа “Истоки”.

Формирование 
математических представлений дошкольников
составляет содержание блока познавательного 
развития ребенка. В раннем возрасте
оно осуществляется через освоение
основ сенсорной культуры (развитие
элементарных представлений  о величине,
форме, цвете).

В дошкольном возрасте 
содержание программы представлено
разделами: количество и счет, величина,
форма, пространство, время. В процессе
работы с детьми по освоению заданного 
содержания упор делается на интеллектуальное
развитие ребенка, более свободную 
форму подачи материала через 
специфически детские виды деятельности,
включение математических знаний в 
контекст повседневной деятельности ребенка.

В старшем дошкольном
возрасте, наряду со счетом, пространственными
и временными ориентировками, определением
величины и формы, появляются новые моменты:
деление целого на части, измерение с помощью
условной мерки, понимание инвариантности,
составление и решение простых и сложных
арифметических задач, в ходе которых
осваивается новый вид деятельности –
вычислительный.

Для реализации
данного содержания используются занятия,
развивающие игры, самостоятельная 
деятельность детей со специальными
пособиями.

Таким
образом, проанализировав 
программы “Развитие”
и “Истоки”, можно 
сделать следующий 
вывод: содержание математического 
образования в 
этих программах соответствуют 
приказу Министерства
образования РФ от 22
августа 1996 г. №448
« Временные (примерные)
требования к содержанию
и методам воспитания
и обучения, реализуемым
в дошкольном образовательном
учреждении».
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. 

Название 
программы
Авторы КонцепцияРазделыОсобенности
математического содержания
     
Программа
«Детство»
Преподаватели
кафедры дошкольной педагогики РГПУ
им.А.И.Герцен –В.И.Логинова, Т.И.Бабаева,
Н.А.Ножкина и др.
В основу прграммы
положены идеи периода дошкольного детства,
задача которого состоит не в максимальном
ускорении развития ребенка, не в форсировании
его сроков и темпов развития, а в том,
чтобы создать каждому дошкольнику все
условия для реализации его неповторимого,
специфического возрастного потенциала.
Три части:
младший, средний, старший
дошкольный возраст.
Содержание 
математической подготовки детей осовременено,
обогащено элементами логики математики;
те или иные понятия сгруппированы 
в освоении, сделана попытка выделить
то содержание и те способы действий,
которые способствуют развитию восприятия,
мышления, развивают самостоятельность,
инициативность ребенка; усилено развивающее 
воздействие усваиваемого содержания
и способов действий на становление 
личности ребенка-дошкольника. Это 
сделано за счет приоритета жизненных 
детских впечатлений, внимания к 
усвоению связей и зависимостей предметов 
по количеству, размеру, форме и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Базисная 
программа развития ребенка – 
дошкольника «Истоки»
Сотрудники 
Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.
научные редакторы Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук
и др.
Концепция психологического
возраста как этапа  стадии детского
развития, характеризующегося своей 
структурой и динамикой.

Выделены следующие 
психологические возрасты: раннее детство

( младенчество 
и ранний возраст), дошкольное детство
( младший дошкольный возраст и старший
дошкольный возраст)

 Социальное,
познавательное, эстетическое и физическое
развитие.

Два блока: базис 
и вариант его реализации.

Базисная 
часть
:

характеристики 
возрастных возможностей психического
развития ребенка;

-задачи развития;

-показатели 
развития;

-базисные 
характеристики личности;

-общие условия 
реализации программы.

Вариант
реализации
:

-содержание 
и условия педагогической работы;

Самостоятельные
разделы:

-Здоровье;

-Речь и 
речевое общение. 
 
 
 
 
 
 

Формирование 
математических представлений составляет
содержание блока познавательного 
развития. В раннем возрасте оно 
осуществляется через освоение основ 
сенсорной культуры. В дошкольном
возрасте  содержание программы 
представлено разделами: количество и 
счет, величина, форма, пространство, время.
Наряду с этими разделами появляются
новые моменты: деление целого на
части, измерение с помощью условной
мерки, понимание инвариантности, составление 
и решение простых и сложных 
арифметических задач, в ходе которых 
осваивается новый вид деятельности
– вычислительный.

Источник

Юлия Домнина
Методическая разработка «Истоки развития методики математических представлений у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Истоки развития методики математических представлений у детей дошкольного возраста»

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Предшественником ее как науки было устное народное творчество. Различные считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки приобщали детей к счету, формировали понятие числа. Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений была высказана первопечатником Иваном Федоровым в созданной им первой печатной учебной книге в России – «Букваре» (1574).

В XVII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка 3 лет

Педагоги той эпохи под влиянием практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в дальнейшем обучении. Ими высказаны отдельные предложения о со-держании и методах обучения детей в условиях семьи. Специальных пособий по подготовке детей к школе они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в книги по воспитанию и обучению.

Выдающийся чешский мыслитель-гуманист и педагог Я. А. Коменский(1592—1670) в руководстве по воспитанию детей до школы «Материнская школа» (1632) в программу по арифметике и основам геометрии включил усвоение счета в пределах первых двух десятков (для 4—6-летних детей, различение чисел, определение большего и меньшего из них, сравнение предметов по выбору, геометрических фигур, изучение общеупотребляемых мер измерения (дюйм, пядь, шаг, фунт).

И. Г. Песталоцци (1746—1827, выдающийся швейцарский педагог-демократ и основоположник теории начального обучения, указывал на недостатки существующих методов обучения, в основе которых лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Предложенные им методы элементарного обучения предполагали переход от простых элементов к более сложным, широкое использование наглядности, облегчающей усвоение детьми чисел. Идеи И. Г. Песталоцци послужили в дальнейшем (середина ХIХ в.) основой реформы в области обучения математике в школе.

Передовые идеи в обучении детей арифметике до школы высказывал великий русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский (1824—1871). Он предлагал обучать детей счету отдельных предметов и групп, действиям сложения и вычитания, формировать понимание десятка как единицы счета.

Великий русский мыслитель Л. Н. Толстой_ издал в 1872 г. «Азбуку», одной из частей которой является «Счет». Критикуя существующие методы обучения, Л. Н. Толстой предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь при этом на детском практическом опыте, приобретенном в игре.

Методы формирования у детей понятия о числе, форме нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля. (-1782—1852) и италь-янского педагога М. Монтессори (1870 — 1952).

В классических системах сенсорного воспитания специально рассматривались вопросы ознакомления детей с геометрическими формами, величинами, обучения счету, измерениям, составлению рядов предметов по размеру, весу и т. д. Ф. Фребель видел задачи обучения счету в усвоении детьми дошкольного возраста ряда чисел. Им созданы знаменитые «Дары» — пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений. М. Монтессогяг, опираясь на идеи самовоспитания и самообучения, считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о числе, форме, величинах, а также изучение письменной и устной нумерации. Она ^предлагала использовать для этого счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счеты, монеты.

Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать ему детей как можно раньше, примерно с трех лет. Обучение понималось ими как упражняемость в практических, игровых действиях с использованием наглядного материала, воспроизведение накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, пространства, мер.

Список литературы

1. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. / А. В. Белошистая – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с.

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников // Под ред. А. А. Столяра. — М., 1988.- 303с.

3. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. / Е. И. Щербакова — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 272 с.

Источник

Валерия Попова
Анализ программы «Истоки»

ПРОГРАММА «ИСТОКИ»

Коллективом научных сотрудников центра “Дошкольное детство” им. А. В. Запорожца разработана программа «Истоки». В 1997 году данная программа рекомендована Московским комитетом по образованию как базисная для дошкольных учреждений в общей системе «Столичное образование».

Читайте также:  Что такое дисгармоническое развитие ребенка

Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека

Изображённый символ — «Источник» — означает, что ребёнок и взрослый — оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. Стандарт дошкольного уровня образования — это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду.

Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребёнка. В основу положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в программевыделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий,:— младенческий возраст (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трёх лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий, — младший дошкольный возраст (от трёх до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).

В каждом психологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача развития. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.

В программе поставлены задачи развития ребёнка в процессе деятельности по четырём основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического.

Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализ0Мии-Базисную часть программы каждого возраста составляют следующий че”тыре компонента:

1) характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности (обозначены знаком «солнышко»);

2) задачи развития («цветок»);

3) показатели развития («яблоко»);

4) базисные характеристики личности («детское личико»).

К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).

Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы».

В программу введены новые разделы, такие, как «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота».

В приложении даны факультативы:

1) «Обучение второму языку»;

2) «Компьютер в дошкольном учреждений»;

3) «Мир природы в городе и ребёнок».

Программа рекомендована Московским комитетом образования

Анализ программы ИСТОКИ

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего раз-вития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

В Программевыделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.

Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художествен-но- эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.

Программаобеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей ран-него возраста (Л. Н. Павлова, развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова, обуче-нию русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина, творческому конструированию (Л. А. Парамонова, физическому развитию (М. А. Рунова, эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева, экологическому развитию (Н. А. Рыжова, взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.

Источник