Программа развития ребенка дошкольного возраста на 2014
Навигатор образовательных программ дошкольного образования
- Печать
Новые программы
>> Комплексные программы
Программа «Истоки» переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования авторов Программы, развивающих основные теоретические положения, при…
Программа «Золотой ключик» является примерной основной образовательной программой дошкольного образования, определяющей содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, дл…
Программа «Детский сад — Дом радости» составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук. Переработана в третий раз и представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС…
Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» разработана в соответствии с ФГОС ДО, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Предлагаемая программа является современной программой развивающего до…
«Теремок» — современная образовательная программа для детей от двух месяцев до трех лет. Ориентирована на создание оптимальных условий для становления социокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи. Программа носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответс…
Программа разработана на основе многолетних фундаментальных исследований Института возрастной физиологии РАО в области психофизиологии, нейрофизиологии, педагогики и психологии развития детей и практического 15-летнего опыта. Программа соответствует требованиям ФГОС ДО, ПООП и выстроена с учётом актуальных задач развития современных детей 3-7 лет. …
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Программа «Мозаика» является комплексной и включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Цель программы «Мозаика» – расширение возможностей развития личностного …
Программа основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Программа «Первые шаги» является комплексной и охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО. Программа предназначена для воспитания и развития дет…
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей» ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к образованию, разработанный Л. С. Выготским, его коллегами и последователями. Программа «ПРОдетей» носит комплексный характер, полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает …
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей …
Программа создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты дл…
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОТКРЫТИЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной — инновационный образовательный программный документ для дошкольных учреждений, подготовленный с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «ОТКРЫТИЯ» разработана на основе ФГОС Д…
Основной образовательной целью программы «Развитие» является развитие общих способностей, рассматриваемых в качестве одной из основных единиц психического развития ребенка. Программа направлена на развитие общих способностей (познавательных, коммуникативных и регуляторных) у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в проц…
В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «От рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Прошло 15 лет, проделана колоссальная работа. В данном издании Программ…
Программа опирается на лучшие традиции отечественного образования. Цель Программы – обеспечение психолого-педагогического сопровождения комплексного развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная цель ориентирована на достижение предп…
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа является результатом научной и практической деятельности авторского коллектива преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педаго…
Предназначена для специалистов дошкольных образовательных организаций, в которых получают образование дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) от 3 до 7-8 лет. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Программа может использоваться при разработке ад…
«Мир открытий» – образовательная программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО в ответ на запросы современного общества и семьи к образованию ребенка от младенчества до поступления в школу. Программа определяет целевые ориентиры, основные задачи и базисное содержание дошкольного образования, описывает условия организации образо…
Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих позитивную социализацию детей, сохранение и укрепление их здоровья. Программа реализует принципы полноценного проживания ребёнком дошкольного п…
От современных комплексных программ дошкольного образования «Миры детства…» отличают следующие взаимосвязанные характеристики. – Типология образовательной деятельности построена на основании культурных практик. К ним относятся: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной лите…
>> Парциальные программы
Архив программ
Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько
Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» / Автор Н.М. Крылова
Источник
Жарова Елена
Обзор основных программ дошкольного образования
Дети уникальны, потому что они так взволнованы этим миром. Они могут весело провести время или сделать игру из чего угодно. Они имеют естественную любовь к обучению. Я чувствую, что детский сад-это социальный колыбель, и это тоже делает его уникальным! Наиболее важным вещам, которые они будут обучаться, это социальные навыки, которые подготовят их к достижению будущих целей. Как педагог, я думаю, что детский сад отличается тем, что мы видим в самом широком спектре способности детей. Для меня очень важно помочь детям раскрыть их собственный внутренний мир.
В этом нам помогают такие программы как:
Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой
Цель программы : охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.
В 2004г. вышла новая Программа обучения и воспитания в детском саду. Новая Программа – то чего давно ждали практические работники дошкольных учреждений России.
Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.
Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.
Авторы сохранили лучшие традиции прежней программы: всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чёткое определение задач воспитания и обучения, преемственность всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентация на региональный компонент, а также на подготовку детей к школе. Вместе с тем авторы обновили общее содержание дошкольного образования, основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка, представили их с учетом психофизиологических особенностей дошкольников.
Программа предлагает вариативные формы обучения – каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание. Новая Программа сохранила преемственность с программой 1985г, но одновременно уточнена её структура, появились новые разделы. Впервые подробно описана эстетическая развивающая среда, даны рекомендации по её созданию, включая деятельность самих детей, их творчество и освоение окружающей микро- и макросреды. Новая Программа восполняет недостатки в области духовного воспитания детей и их приобщение к общечеловеческим ценностям.
Большое место в программе отводиться здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр, развитию двигательного творчества.
Художественная литература выделена в отдельный раздел как вид искусства и как один из способов интеллекта и творчества детей.
Новая Программа обогатила методику работу с детьми, что обеспечено рядом уже опубликованных пособий для педагогов дошкольных учреждений.
Программа «Детство»
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
Цель программы: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе
выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).
«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).
Программа «Развитие»
Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.
Цель программы: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.
Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.
В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.
Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Программа составлена для каждого возраста.
Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.
Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь педагогам.
Все программы рекомендованы Министерством образования РФ.
Дорогие коллеги давайте будем относиться с вниманием и любовью к нашей работе.
С уважением
Воспитатель МДОУ №1 «Ромашка» г. Дмитров
Жарова Е. В.
Источник
Галина Коновалова
Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие».
Программа «От рождения до школы»
ПРИМЕРНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
Формирование основ базовой культуры личности,
Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе, Обеспечению безо-пасности жизнедеятельности дошкольника.
Пояснительная записка.
Организация жизни и воспитания детей.
Содержательная часть по возрастным группам.
Итоговые результаты освоения Программы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Работа с родителями.
Коррекционная работа.
Рекомендации по составлению перечня пособий.
Содержательная часть Программыизложена по возрастным группам: Пер-вая группа детей раннего возраста (от рождения до года); Вто-рая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет); Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);
Средняя группа (от 4 до 5 лет);
Старшая группа (от 5 до 6 лет);
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
В данный момент разрабатывается полный методический комплект пособий к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Программа «Детство»
ПРИМЕРНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных ви-дах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие само-стоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;
представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (Раннее Детство) и в дошкольных группах (Дошкольное Детство);
дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;
определены задачи,содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие;
раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;
описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; осо-бенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; спосо-бы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогиче-ской диагностики и мониторинга;
охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной про-граммы
определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части про-граммы, формируемой участниками образовательных отношений.
При реализации образовательной программы «Детство»педагог:
продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмо-ционального благополучия и развития каждого ребенка;
определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, вклю-чающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готов-ность прийти на помощь, поддержать;
соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и уста-новка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
осуществляет развивающее взаимодействие с детьми,основанное на современных педаго-гических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоя-тельную деятельность детей;
ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познава-тельный опыт детей, эмоции и представления о мире;
создает развивающую предметно-пространственную среду;
наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения де-тей;
сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малы-шей.
На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой еди-ный программно-методический комплекс,включающий:
программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;
методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образова-тельных организациях и в семье;
методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации про-граммы «Детство».
мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации про-граммы «Детство».
Программа «Радуга»
ПРИМЕРНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон
сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к ЗОЖ; -способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; -обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
В программе цели и задачи определены в терминах отечественной психологической тео-рии становления деятельности, сознания и личности, что позволяет ориентировать педаго-гов именно на содействие развитию, а не на организацию «предметного» обучения детей.
Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни
Способствовать физическому развитию
Формировать основы здорового образа жизни
Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию
Каждого ребенка
Способствовать становлению деятельности
Способствовать становлению сознания
Закладывать основы личности
Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства
Создавать атмосферу эмоционального комфорта
Создавать условия для творческого самовыражения
Создавать условия для участия родителей в жизни группы
Организовывать яркие радостные общие события жизни группы
Данная структура обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих це-лей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Вариативную часть составляют:
• региональный компонент (его место обозначено в программе) по вопросам укре-пления здоровья и физического развития детей, учитывающий особенности климата и эко-логии региона; программы приобщения детей к национальным культурам; вопросы воспи-тания любви и уважения к малой родине;
• компоненты программы, которые отражают особенности видового разнообра-зия дошкольных учреждений.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошколь-ного образования в содержательном разделе примерной основной образовательной про-граммы «Радуга»представлены:
описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребён-ка, представленными в пяти образовательных областях (социально-комму-никативное раз-витие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие);способы и направления поддержки детской инициативы;
взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников; коррекционная работа;
такие существенные характеристики содержания программы, как обеспечение детям воз-можности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, а также под-ходы к организации педагогической диагностики
Программа «Истоки»
ПРИМЕРНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Е. М. Волкова, Е. Б. Волосова, А. Н. Давидчук, Р. А Иванкова, В. М. Иванова, Т. Г. Казакова, В. В. Кругов, Э. И. Леон-гард, СЛ. Новоселова.
Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего раз-вития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.
В Программевыделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.
Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художествен-но- эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.
Программаобеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей ран-него возраста (Л. Н. Павлова, развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова, обуче-нию русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина, творческому конструированию (Л. А. Парамонова, физическому развитию (М. А. Рунова, эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева, экологическому развитию (Н. А. Рыжова, взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.
Программа «Развитие»
ПРИМЕРНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.
Цель программы: развивать интеллектуальные и художественные способности дошколь-ников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.
Программа «Развитие»состоит из 13 разделов:
Сенсорное воспитание (направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).
Ознакомление с пространственными отношениями (направлено на использование нагляд-ных моделей для ориентировки и составление таких моделей).
Развитие элементов логического мышления (посвящен оперированию простейшими клас-сами).
Развитие элементарных математических представлений (знакомит с основными количест-венными отношениями).
Овладение основами первоначальной грамоты (посвящен изучению звукового анализа слова, дифференциации звуков, умению правильно ставить ударение и т. д.)
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (направлен на ознакомле-ние с литературой, составлению рассказов).
Конструирование (посвящен конструированию по схеме).
Развитие экологических представлений (знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).
Изобразительное искусство (знакомит с композицией рисунка, графическими образами).
Игра (раздел посвящен свободной творческой игре и межличностным отношениям в ней)
Режиссерская игра (посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; учит сопрово-ждению действия словом и выражению голосом действия персонажа).
Художественное конструирование (учит строить композиции на разные темы, при исполь-зовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление)
Выразительное движение (учит передавать язык жестов и мимику).
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М., 1983.
Михайленко Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. М., 2001.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М., 2004.
Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005.
День за днем: Хрестоматия для детей. М., 1995.
Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991.
Хрестоматия для дошкольников. М., 1998.
Хрестоматия по детской литературе. М., 1992.
Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М., 1994.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Светлова И. Развиваем логику. М., 2002.
Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., 1981.
Гоголева В. Г. Логическая азбука. СПб., 1998.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. М., 1997.
Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1987.
Девятова Т. Н. Звук – волшебник. М., 2006.
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. М. 2000.
Каплунова И. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей). СПб., 2005.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2003.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Белавина И. Г. Планета – наш дом (мир вокруг нас). М., 1995.
Калегина Н. Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Киев, 1994.
Источник