Программа развития ребенка дошкольного возраста я в мире

14:2728.10.2009г.
В детских садах города Севастополя продолжается внедрение новой программы развития детей дошкольного возраста, поучившей название «Я в мире». В целом о процессе, некоторых особенностях программы рассказала главный специалист управления образования и науки Севастопольской городской государственной администрации Елена Миргород в эфире ТК «Севастополь» («Народный канал»).
По информации Елены Ивановны, система дошкольного образования города Севастополь была удостоена чести участвовать еще в апробации этой программы, с 2004-го по 2006-й год. Поэтому, как сказала она, для работников системы дошкольного образования города эта программа не в новинку.
«Мы ее неоднократно обсуждали на совещаниях, теоретических и практических семинарах, и сегодня эта программа внедряется в работе с детьми дошкольного возраста». По словам представителя профильного управления, «программа до сих пор вызывает разные дискуссии, много вопросов, и мы всегда рады ответить на них. Эти вопросы возникают и у педагогов, и у родителей». Вместе с тем, как подчеркнула Е.Миргород, «это программа действительно нового типа, мы ее смело называем программой развития детей, в отличие от предыдущих программ, которые мы в большей степени называли программами обучения и воспитания. Потому что эта программа акцентирована на ребенке».
Отвечая на вопрос, правда ли, что обучение и воспитание в детских садах Севастополя осуществляется на украинском языке, Елена Ивановна подчеркнула, что это не соответствует действительности. «Самое главное для нас—ребенок. И существуют специальные подходы, согласно которым до 3-х лет происходит освоение родного языка. И учитывая то, что в наших детских садах дети, в основном, из русскоязычных семей, мы не имеем права предоставлять условия развития и обучения на каком-либо другом языке», сказала она. И добавила: «начиная с 4-го года жизни, и по 6-й, вплоть до выпуска детей из садика и перехода в школу, предлагается вариативный подход к изучению языка». По словам Елены Ивановны, «мы живем в Украине, и, безусловно, государственная программа у нас украинская, и у нас в системе занятий вводится специальная тематика по расширению знаний детей об истории и быте украинского народа. Они слушают песни, знакомятся с традициями украинского народа. Есть даже определенный объем художественной литературы».
По утверждения главного специалиста, «мы сегодня исходим из принципа всестороннего развития детей. Мы считаем, что ребенок, будучи в дошкольном детстве, должен раскрыть все свои способности. Поэтому, есть у нас дети, которые очень легко овладевают украинским языком».
Как сказала Е.Миргород, «разъясняя вот эту проблему, которая сейчас вызывает дискуссии среди родительской общественности, хочу сказать, что те семьи, которые приезжают в Севастополь из западных регионов Украины, они тоже, в соответствии с законом о дошкольном образовании, имеют право получить дошкольные образовательные услуги на родном языке, и с этой целью у нас открыты украинские группы. Но там, где дети русскоязычные—и в раннем, и в дошкольном возрасте весь учебно-воспитательный процесс осуществляется на русском языке». Единственное, уточнила она, в системе занятий есть украиноведческие занятия, и занятия по обучению украинскому языку. А те группы, которые по запросу родителей открыты для того, чтобы ребенок мог общаться на украинском языке, там учебно-воспитательный процесс проводится на государственном языке.
Новая программа развития детей дошкольного возраста «Я в мире» отличается, в частности, тем, что в ней появились новые разделы, продолжила Елена Ивановна. «И вот один из разделов называется «Иностранный язык в дошкольном возрасте». Мы даем возможность раскрыться лингвистическим способностям детей. Кроме того, многие из родителей уже желают, чтобы их ребенок обучался иностранному языку с дошкольного возраста. Мы говорим о том, что такая работа закладывает определенные предпосылки, и облегчает затем овладение ребенком иностранных языков в школе».
Поэтому, подчеркнула представитель управления образования и науки СГГА, «новая программа предполагает обучение детей иностранному языку с 5 лет. Единственное, хочу сказать, что вот сейчас мы можем столкнуться с трудностями, потому что у нас нет специалистов, которые имели бы одновременно специальность «дошкольная педагогика и психология» с правом преподавания иностранного языка». Вместе с тем, Елена Ивановна надеется, «что данную задачу по подготовке специалистов поставят перед собой высшие учебные заведения, чтобы к нам через несколько лет пришли такие воспитатели, которые смогут обучать детей еще и иностранному языку».
Кроме того, как сообщила Е.Миргород, в новой программе появился раздел, касающийся обучения детей работе с компьютерами. Вообще, по ее словам, новая программа не просто так разработана и сейчас внедряется. Она связана с тем, что в Украине происходит процесс обновления образования, в том числе дошкольного. «И сегодня на выходе мы должны сформировать такую личность, в которой нуждается общество. А общество сегодня нуждается в жизнеспособной, творческой, активной личности. И все эти способности закладываются с дошкольного детства. А так как компьютер стал у нас привычным делом для взрослого человека, программа предполагает, что какой-то части компьютерных технологий можно обучать уже с дошкольного детства». Елена Ивановна уточнила: «есть правило, и хочу сообщить о нем родителям, что ребенок, старший дошкольник, может сидеть за компьютером не больше 12 минут».
Источник
Жарова Елена
Обзор основных программ дошкольного образования
Дети уникальны, потому что они так взволнованы этим миром. Они могут весело провести время или сделать игру из чего угодно. Они имеют естественную любовь к обучению. Я чувствую, что детский сад-это социальный колыбель, и это тоже делает его уникальным! Наиболее важным вещам, которые они будут обучаться, это социальные навыки, которые подготовят их к достижению будущих целей. Как педагог, я думаю, что детский сад отличается тем, что мы видим в самом широком спектре способности детей. Для меня очень важно помочь детям раскрыть их собственный внутренний мир.
В этом нам помогают такие программы как:
Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой
Цель программы : охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.
В 2004г. вышла новая Программа обучения и воспитания в детском саду. Новая Программа – то чего давно ждали практические работники дошкольных учреждений России.
Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.
Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.
Авторы сохранили лучшие традиции прежней программы: всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чёткое определение задач воспитания и обучения, преемственность всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентация на региональный компонент, а также на подготовку детей к школе. Вместе с тем авторы обновили общее содержание дошкольного образования, основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка, представили их с учетом психофизиологических особенностей дошкольников.
Программа предлагает вариативные формы обучения – каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание. Новая Программа сохранила преемственность с программой 1985г, но одновременно уточнена её структура, появились новые разделы. Впервые подробно описана эстетическая развивающая среда, даны рекомендации по её созданию, включая деятельность самих детей, их творчество и освоение окружающей микро- и макросреды. Новая Программа восполняет недостатки в области духовного воспитания детей и их приобщение к общечеловеческим ценностям.
Большое место в программе отводиться здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр, развитию двигательного творчества.
Художественная литература выделена в отдельный раздел как вид искусства и как один из способов интеллекта и творчества детей.
Новая Программа обогатила методику работу с детьми, что обеспечено рядом уже опубликованных пособий для педагогов дошкольных учреждений.
Программа «Детство»
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
Цель программы: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе
выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).
«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).
Программа «Развитие»
Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.
Цель программы: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.
Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.
В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.
Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Программа составлена для каждого возраста.
Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.
Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь педагогам.
Все программы рекомендованы Министерством образования РФ.
Дорогие коллеги давайте будем относиться с вниманием и любовью к нашей работе.
С уважением
Воспитатель МДОУ №1 «Ромашка» г. Дмитров
Жарова Е. В.
Источник
Катерина Коурова
Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»
Программа
эмоционально – личностного развития детей старшего
дошкольного возраста.
«В мире эмоций»
Педагог-психолог дс №7: Коурова Е. А.
г. Вязьма
.
Пояснительная записка.
Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолеть трудности в учении, работе, творчестве.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ эмоционально – личностного развития.
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Эмоции и чувства имеют большое значение в психической жизни детей дошкольного возраста. Как правило, у здорового ребёнка 5-7 лет преобладают положительные эмоции, жизнерадостное, весёлое, бодрое настроение. Многое в окружающей действительности вызывает у них интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования. Но эта сила переживаний связана с большой неустойчивостью чувств.
С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Современное семейное воспитание детей раннего возраста, завышенные требования в дошкольном возрасте, перегрузка детей информацией, телевиденье, компьютеры и т. п. часто вызывает невротизацию, являющуюся, по мнению В. Н. Мясищева, «Эмоциональным заболеванием» личности.
Родители часто заботятся о физическом, познавательном развитии ребёнка, а эмоционально-волевое кажется им не столь важным. Действия взрослых с раннего возраста блокируют эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезаптационных форм поведения (агрессивности, конфликтности, тревожности, что мешает полноценному и всестороннему развитию ребёнка.
Исследования психологов по данному вопросу, а также личные исследования и наблюдения, говорят об увеличении детей страдающих проблемами в общении, наличие агрессивности, тревожности, конфликтности, что не дает ребёнку полноценно развиваться. Поэтому была разработана данная программа, с учётом перечисленных трудностей.
Основные задачи программы
1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний. Чувств.
2. Осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.
3. Развитие навыков совместной деятельности, общения.
4. Развить умение чувствовать и понимать другого.
5. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
6. Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
7. Способствовать развитию творческих способностей и воображения.
8. Развить любознательность, наблюдательность.
9. Способствовать сплочению детского коллектива.
Структура занятий
– Постоянный ритуал начала занятий;
– игры – перевоплощения или игры-беседы с обсуждением ситуаций
– этические сказки, пластические этюды, игры с различными элементами;
– обсуждение занятий с детьми;
– ритуал прощания.
При необходимости вводится «минута шалости».
Занятия проводятся один раз в неделю, курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группу.
Всего занятий: в старшей группе – 27
в подготовительной – 18
Длительность занятий не должна превышать 30 минут.
Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу.
Количество детей не должно превышать 6-8 человек. Число должно быть чётным, чтобы действовать в парах.
При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается всё, что говорится ими.
При работе:
– позитивно подкрепляются все ответы детей;
– создаётся атмосфера взаимного доверия;
– обеспечивается независимость в выборе принятия решения;
– оказывается положительная поддержка личности ребёнка.
Результаты проведённой психодиагностики показали, что коррекционные занятия способствуют повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки.
Данный цикл занятий будет полезен не только в логопедических группах, но и в тех группах, где много детей с проблемами в поведении.
Тематическое планирование
в старшей группе.
№
занятия Тема занятия Кол-во часов
1. «Как меня зовут» 0,5 ч.
2. «Друг» 0,5 ч.
3. «Давай познакомимся» 0,5 ч.
4. «Я твой друг» 0,5ч,
5. «Пожалей» 0,5ч.
6. «Положительные эмоции» 0,5ч.
7. «Что ты чувствуешь» 0,5ч.
8. «Мечты» 0,5ч.
9. «Настроение» 0,5ч.
10. «Перевоплощение» 0,5ч.
11. «Какой я, когда боюсь» 0,5ч.
12. «Паучок» 0,5ч.
13. «Поможем игрушкам» 0,5ч.
14. «Облака» 0,5ч.
15. «Тревога» 0,5ч.
16. «Заряд бодрости» 0,5ч.
17. «Добрые дела» 0,5ч.
18. «Как можно поздороваться» 0,5ч.
19. «Чудо» 0,5ч.
20. «Весна» 0,5ч.
21. «Качели» 0,5ч.
22. «Мы скульпторы» 0,5ч.
23. «Зазнайка» 0,5ч.
24. «Защита» 0.5ч.
25. «Моё настроение» 0,5ч.
26. «Животные» 0,5ч.
27. «Мы растём» 0,5
Всего: 13,5 ч.
Тематическое планирование
в подготовительной группе.
№
занятия Тема занятия Кол-ва часов
1. «Мы соскучились» 0,5ч.
2. «Что изменилось за лето» 0,5ч.
3. «Семья» 0,5ч.
4. «Что делать?» 0,5ч.
5. «Осень» 0,5ч.
6. «Насекомые» 0,5ч.
7. «Дождь» 0,5ч.
8. «Человек» 0,5ч.
9. «Жадность» 0,5ч.
10. «Друзья» 0,5ч.
11. «Помогу другу» 0,5ч.
12. «Ты часть природы» 0,5ч.
13. «Угадай настроение» 0,5ч.
14. «Превращение» 0,5ч.
15. «Хвастун» 0,5ч.
16. «Доброта» 0,5ч.
17. «Природа» 0,5ч.
18. «Ты один дома» 0,5ч.
Всего: 9ч.
Литература
1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Иосква 2002г
.
2. Котова Е. В. «В мире друзей» программа эмоционально-личностного развития детей. Москва 2002г.
3. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. Москва 1998г.
4. Изард К. Е Эмоции человека. Москва 1980г.
5. Левис Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. –СПб: Питер Пресс, 1996.
Источник