Программа развития ребенка до года с нарушением слуха

МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 15
«Журавушка»
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Учитель-дефектолог
Дектярёва С.А.
Мариинск
2015
Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность
Личность формируется в детстве – это определяет последующее психическое развитие человека. Наличие какого-либо дефекта (в особенности нарушение слуха) снижает самооценку ребёнка, возникает неприспособленность к социальной жизни.
В преодолении комплексов складываются жизненные цели ребёнка, он самоутверждается. Если цели реалистичны, личность развивается нормально и становится целостной, если фиктивны-становится невротичной и неуспешной. Во многом поставленные цели зависят от реалистичности взглядов родителей.
Дети, имеющие нарушение слуха, нуждаются в помощи специалистов, специальном обучении и поддержке со стороны родителей. Только совместная деятельность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей дадут положительные результаты в развитии ребёнка.
Для успешного обучения в школе и адаптации в социуме ребёнку с нарушением слуха, в том числе и с кохлеарным имплантом (КИ), необходим достаточно высокий уровень психического развития, что требует умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал, умение общаться, регулировать свои эмоции и поведение.
Актуальность
За последние время увеличилось количество обращений родителей детей, имеющих нарушение слуха и КИ, для оказания помощи в подготовке к школьному обучению, социализации и личностном развитии.
Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении.
Цель
Создание условий для целостного процесса развития личности ребёнка с нарушением слуха, в том числе и с КИ.
Основные задачи
– развитие сенсорной сферы;
– развитие психических функций;
– овладение речью, как орудием мышления;
– формирование коммуникативных навыков;
– расширение кругозора и осведомленности.
Эти задачи должны рассматриваться как единый комплекс, так как только целостное воздействие может привести к личностному росту и успешному овладению стандартами образования и социализации детей с нарушением слуха и КИ.
Теоретические и методологические основы программы
Данная программа составлена на основе работ педагогов Б.Д. Корсунской «Научить детей сознательно различать предметы окружающего мира, помочь им сформировать правильные представления об окружающих предметах – это значит подвести их к первичным обобщениям, к мышлению в понятиях», Н.И.Беловой, Л.П.Носковой, Н.Д.Шматко «Потенциальные возможности детей с нарушением слуха велики….. эти дети могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с обычными сверстниками….. при целенаправленной и адекватной коррекционной работе», психологов Л.С.Выготского «Движущая сила психического развития – обучение. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития., Н.Н.Малофеева, И.М.Соловьева, Н.Д.Розановой, Т.Г.Богдановой, И.В.Королевой «Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребёнка речи», а также программ для специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Новизна программы
Особенностью данной программы является опора при освоении на следующие принципы:
– культурологический подход – связь с жизненным пространством ребёнка (детский сад, дом, город);
– опора на слуховое восприятие у детей с КИ;
– индивидуализация программы;
– увеличение доли деятельных методов обучения в практических занятиях (моделирование ситуаций).
Основные этапы и формы реализации программы
Диагностический – проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических (приоритетно невербальных) методик для определения уровня развития, объёма памяти, личностных особенностей (индивидуальное тестирование).
Консультативный – индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования, составление индивидуального плана коррекционной помощи.
Обучающий – проведение коррекционно-развивающих занятий.
Форма проведения занятий – индивидуальная.
Продолжительность по времени зависит от возраста, физических возможностей и личностных особенностей ребёнка, его подготовленности.
Длительность занятий варьирует от 10—15 мин до 30 мин. Занятия проводятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Каждое упражнение проводится в течение 2—5 мин. На каждом занятии ребёнку предлагается несколько упражнений.
Обязательными являются санитарно-гигиенические перерывы не менее 10 минут. Во время занятий используются подвижные игры, физкультпаузы.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что после прохождения ребёнком с нарушением слуха данной программы повысится уровень развития познавательной сферы, активизируется учебная деятельность, улучшится межличностное общение,
качественнее станет использование разговорной речи, произойдет начальная социализация, повысится родительская компетенция в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением слуха и имеющих кохлеарную имплантацию.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
№ | Тема | Содержание занятий | Объем часов | |
1 | Сенсорная сфера | |||
Кинестетическое и кинетическое развитие | Сохранение равновесия, выполнение движений по подражанию. | 4 | ||
Развитие тактильного восприятия | Узнавание на ощупь формы, материала, величины предметов. | 4 | ||
Развитие зрительного восприятия | Сравнение предметов по различным признакам. | 4 | ||
Развитие слухового восприятия | Сравнение звучаний различных музыкальных инструментов, звуков животных и зверей, слов в лепетной и полной форме. | 6 | ||
Развитие пространственной ориентировки | Определение и нахождение предметов в пространстве, в помещении. | 4 | ||
Развитие временного восприятия | Изучение времен года. | 5 | ||
2 | Познавательная сфера | |||
Развитие внимания | Выделение предметов изображенных на картинках. Установление закономерностей на зрительно воспринимаемом материале. Нахождение замаскированных предметов на картинках. Нахождение сходства и различия в предметах, картинках. Определение лишнего предмета. | 4 | ||
Развитие памяти | Запоминание, хранение, воспроизведение учебного материала. Запоминание картинок, слов с последующим воспроизведением, описание по памяти предметов, изображений на картинках. Воспроизведение наглядного и словесного материала. | 4 | ||
Развитие мышления | Умение обобщать предметы по существенным признакам. Выделение из целого частей, соединение частей в целое. Нахождение логических связей в сюжетных картинках. Выделение «четвертого лишнего» предмета. Перенос знаний и умений с одного вида деятельности на другой. Установление логических связей на наглядном и словесном материале. | 5 | ||
Развитие воображения | Проведение аналогий. Навыки оперирования образами, понятиями, представлениями. Создание новых образов путем переработки предшествующего опыта. | 4 | ||
3 | Формирование коммуникативных навыков. | Знакомство с основными эмоциональными проявлениями; радость, удивление, страх, печаль, интерес. Моделирование ситуаций, вызывающих эмоции. Навыки понимания эмоционального настроя других людей | 4 | |
4 | Формирование речи | Активизция речи с помощью картинок, лепетных слов и жестов. | 10 | |
5 | Подведение итогов | Обсуждение и анализ проведенных занятий с родителями. | 2 |
Итого: 60 часов.
Формы и методы работы
Выбор методов и формы коррекционно-развивающей работы зависит от возраста, состояния слуха, уровня речевого развития интеллекта ребёнка.
Используется:
– наглядность;
– демонстрация;
-пояснение;
– беседа;
-наблюдение;
– сюжетно- ролевые игры;
– моделирование ситуаций;
– развивающие игры (настольные, подвижные);
– конструирование;
– свободное и тематическое рисование, графические задания.
Методическое обеспечение программы
№ | Тема | Методологическое обеспечение программы |
1 | Сенсорная сфера | Игры: «Сделай так же», «Пройди по линии», «Попрыгай на одной ноге», «Попади в цель», «Волшебный мешочек», «Дорисуй ряд», Графические диктанты, изменение фигур, складывание картинок из разрезанных частей. Выкладывание по методике М.Монтессори. Составление аппликаций по временам года, слушание и сравнение звуков музыкальных инструментов и животных. |
2 | Познавательная сфера | Игры: «Запомни и повтори», «Пары слов», «Запомни и нарисуй», «Опиши предмет по памяти», «Заколдованный ребенок», «Слушай хлопок», «Что изменилось?», «Путаница», Сравни предметы, найди недостающие детали. Настольные игры: «Логические ребусы», «Лото» по тематическим группам. Конструирование. Загадки, занимательные задачи. Установление логических связей по картинке, по тексту. Дорисуй до предмета. Сюжетно ролевые игры близкие к жизнедеятельности. |
3 | Коммуникативные навыки | Настольные игры: Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения». Сюжетные игры. |
4 | Речевая деятельность | Логоритмика, картинки с изображением предметов, речедвигательные, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика,звукоподражание. |
5 | Моторная сфера | Пальчиковые игры, выкладывание узоров из природного материала, счётных палочек, пальчиковый бассейн, су-джок, одевание-раздевание кукол, расстёгивание-застёгивание замков, игры с прищепками, мозаикой, кубиками, пазлами, игры по методике М.Монтессори. |
Материальное обеспечение программы
Дидактические игры, игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; таблички с надписями; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; пазлы; сенсо-моторное панно, звуковое панно; музыкальные инструменты; книги для чтения; бумага для рисования, писчая; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, прищепки, шишки, камешки, фасоль, горох, пальчиковые бассейны, мелкие игрушки, су-джок мячики, игры по методике М.Монтессори.
Список литературы
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебн. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений- М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
- Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика.- М., 1985.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. т. 4 М., 1984.
- Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сб. РГПУ им. Герцена – СПБ., 1999.
- Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реалибитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие. СПБ: Издательство “ЛЕМА”,2008.
- Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников – М.: издательство АПНРФСР,- 1960.
- Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно- методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ:”ДЕТСТВО-ПРЕСС”/2003.
- Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. Сост. Ю.Е. Веприцкая- Волгоград: Учитель. 2010.
- Психология. 1-2 классы. Разработки занятий – Изд. 2-е, переработанное. Сост. Р.М. Мухаметова. – Волгоград: ИТД “Корифей”. 2008.
- Программа для специальных дошкольных учреждений “Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников”- М. “Просвещение”. 1991.
- ШматкоН.Д., Пелымская Т.В. “Если малыш не слышит”, 2-е изд. Москва; “Просвещение”, 2003.
Источник
Вера Сергеевна Авилова
Рабочая образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Краткая презентация рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010 г., Программы «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» под ред. Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко. М. 1991.
Ориентирована на:
– создание оптимальных условий для полноценного развития ребенка-дошкольника с нарушением слуха среднего дошкольного возраста (3 года обучения, посредством комплексного решения образовательных и коррекционных задач, способствующих успешной социализации детей и постепенному переходу к школьному обучению;
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Целью Рабочей программы является обеспечение воспитанникам условий для обучения, воспитания, коррекции, социальной адаптации и интеграции в общество,
интеграции образовательных и коррекционных задач с привлечением синхронного выравнивания слухоречевого развития детей, что позволит реализовать идеи личностно-ориентированной дидактики, оптимизировать образовательный процесс в группе компенсирующей направленности, а также дополнить и обогатить образовательную программу теми методами и приемами, которые обеспечивают более естественное вхождение ребенка с нарушением слуха в окружающий мир.
Рабочая программанаправлена на решение задач:
– укрепление физического и психического здоровья ребенка,
– целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
– обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
– развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
– общее разностороннее развитие дошкольников с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;
– организация специальной коррекционной работы с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;
– осуществление коррекционной работы в русле основных видов детской деятельности;
– развитие остаточного слуха у глухих детей и применение звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования на всех занятиях;
– использование речевых средств в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми.
В основе концепции программы лежит возможность:
• ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в развитии детей;
• комплексного медико–педагогического подхода к диагностической и коррекционной работе;
• адаптации детей с разным уровнем развития слуховой патологии к условиям группы;
• подготовки детей к интеграции в специальные и общеобразовательные школы.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.
Программа рассчитана на образование и коррекцию дошкольников с нарушением слуха 3 года обучения.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(ИОМ)
– все имена и адреса вымышленные
______Ивановой____________
(фамилия)
_______Алены Дмитриевны________
(имя, отчество воспитанника, обучающегося
на 2014-2015 учебный год
Цель программы: совершенствование слухового восприятия, речевого слуха, коррекция недостатков устной речи, предупреждение нарушений письменной речи,
Специфика нарушений у воспитанника (обучающегося): нейросенсорная тугоухость с нарушением произносительной стороны речи
Специфика образовательной программы для воспитанника (обучающегося): обучение в общеобразовательном классе, обязательные занятия с логопедом (восстановление произносительной стороны речи, совершенствование речевого слуха); психологом (формирование адекватной самооценки, формирование навыков общения)
Общие требования:
Требования к состоянию здоровья воспитанника (обучающегося):
Контроль за степенью снижения слуха, регулярное консультирование врача-отоларинголога, сурдолога, использование в процессе обучения звукоусиливающей аппаратуры
Достижение воспитанником (обучающимся) определенного уровня образованности:
Ребенок выполняет требования, заложенные в программе обучения для общеобразовательной школы, при анализе письменных работ учитываются особенности нарушения слуха, не учитываются нарушения письменной речи, обусловленные снижением остроты слуха.
Требования к уровню сформированности умений социального взаимодействия:
Обеспечение на уроках максимальной активности (речевой и познавательной) ;
Побуждение к самостоятельным высказываниям;
Установление связей между усваиваемым языковым материалом и различными видами деятельности детей, впечатлениями, получаемыми от окружающей жизни;
Организация различных форм учебного сотрудничества ребенка с обучающимися класса, учителем
Требования к уровню сформированности умений саморегуляции воспитанника:
Формирование всех видов самоконтроля за речевой деятельностью с использованием наглядных опор, специальной аппаратуры.
Формирование адекватной самооценки в процессе общеклассной деятельности (использование портфолио достижений), занятий с педагогом-психологом
Организационно-педагогические условия реализации
индивидуальной программы развития:
Образовательные технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания; технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технология эффективной речевой деятельности; технология диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания.
Методы и средства:
Словесные методы с использованием специальных технических средств (слухо-речевой тренажер).
Использование диалогической и монологической форм речи.
Наглядные средства и наглядно-практические, наглядно-действенные приемы обучения (составление предложений по демонстрируемым действиям, ситуациям, картинам, выполнение поручений и приказаний и оформление устных и письменных отчетов о них, семантизация лексики, грамматических форм и конструкций с помощью рисунков, инсценировок, драматизации в сочетании со словесными пояснениями и т. п.).
Игровые приемы, инсценировки, чтение по ролям, рисование с последующим обсуждением выполненных рисунков.
Отбор материала, актуального, интересного и доступного для ребенка;
Использование разнообразных форм занятий и видов упражнений.
Процедура первоначального выбора индивидуальной программы развития:
Определение индивидуальной программы развития на основе данных ПМПК, психологического, логопедического обследования, результатов медицинской диагностики
Обоснование изменения содержания индивидуальной программы развития:
Не менялась
Формы аттестации, контроля и учета достижений воспитанника (обучающегося):
Текущий контроль, тематический контроль, обобщающий контроль:
Анализ письменных работ, обследование устной речи учителем-логопедом по итогам отчетного периода, обследование педагогом-психологом.
Карта индивидуального образовательного маршрута
1. Общие сведения о ребенке на момент его зачисления в образовательное учреждение.
Иванова Алена Дмитриевна, 2006 г.р., врожденная нейросенсорная тугоухость,нарушения произносительной стороны речи
2. Краткая характеристика состояния его здоровья и медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения (подробные сведения о развитии ребенка до поступления в образовательное учреждение и состояния его здоровья должны отражаться в медицинской карте).
Ребенок способен воспринимать звучащую речь на основе слуха и при зрительном контроле с расстояния не более 6 м, нуждается в использовании индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры; способен к чтению с губ; при формулировке инструкции необходим зрительный контакт с ребенком.
До момента поступления в школу посещал МБДОУ №…, индивидуально занимался с логопедом, были поставлены звуки [ш, ж, ч, щ, р, р’, л]
3. Результаты психолого-педагогической диагностики.
Сформированы мыслительные операции, слуховое и зрительное внимание сформирмированы, опосредованная логическая память сформирована, работоспособность устойчивая, мотивация эмоциональная, самооценка заниженная
4. Результаты педагогической диагностики (знания, умения, навыки за определенный период обучения).
На основании педагогической диагностики может быть сделан вывод о готовности ребенка к школьному обучению. Сформированы навыки счета в пределах 10, ребенок способен решать простые задачи с использованием предметов -заместителей, владеет математической терминологией, сформирован навык слогового чтения, способен вступать во взаимодействие со сверстниками, действовать по инструкции, владеет навыками самоконтроля
5. Психолого-педагогические рекомендации по организации индивидуального маршрута обучения ребенка (на полугодие предстоящего обучения), включающие в себя:
– необходимые для усвоения содержательные единицы: ребенок нуждается в совершенствовании произносительной стороны речи (устранение назализации, автоматизации звуков [ш, щ’, л], устранении нарушений голосоподачи, в развитии слухового восприятия, фонематического слуха)
– оптимальные для ребенка формы учебной деятельности: обучение в общеобразовательном классе, рабочее место ребенка – первая парта первого ряда, индивидуальные занятия с логопедом 3 раза в неделю для восполнения недостатков в развитии речевого слуха
– особенности взаимодействия и деятельности при дифференцированно-групповом обучении: задания предлагаются ребенку в устной и письменной форме, во время проверочных работ по русскому языку учитель находится рядом с ребенком для установления визуального контакта («чтение с губ»), контроль за постоянным использованием слухового аппарата в урочное время
– дополнительные сведения и примечания.
6. Записи текущих наблюдений за развитием и обучением ребенка.
7. Результаты коррекционно-развивающего обучения по итогам полугодия (года) – промежуточная диагностика.
По итогам первого полугодия: ребенок осваивает образовательную программу, поставлены звуки [л, ш, щ], имеются незначительные сложности при восприятии и различении слов с шипящими звуками, навыки слогового чтения сформированы, отмечаются специфические нарушения письма – замены букв, обозначающих шипящие звуки
По итогам второго полугодия: ребенок осваивает образовательную программу, звукопроизношение без особенностей, нарушенные звуки автоматизированы, ребенок владеет чтением целыми словами, специфические нарушения письма отсутствуют, сохраняется легкий назальный оттенок речи, имеются недостатки словоизменения, сложности восприятия на слух окончаний слов
8. Необходимые изменения в содержании и организации коррекционно-развивающей работы с ребенком (по итогам диагностики и наблюдений).
Ребенок нуждается в продолжении коррекционно-развивающей деятельности: устранение назализации речи, коррекция лексико-грамматической стороны речи с целью предупреждения орфографических ошибок на письме
9. Результаты психолого-педагогической диагностики по итогам обучения в начальной школе (готовность ребенка к обучению в основной школе).
10. Заключение о переводе ребенка в следующий класс.
Ребенок может быть переведен во 2 класс, может продолжить обучение в общеобразовательном классе
11. Заключение врача о состоянии здоровья ребенка по окончании начальной школы и рекомендации учителям основной школы по учету факторов здоровья.
12. Развернутые психолого-педагогические рекомендации по обучению и развитию ребенка на следующем этапе обучения.
Основные направления дальнейшей деятельности:
– обучение в общеобразовательном классе школы;
– индивидуальные логопедические занятия (3 раза в неделю) – восполнение недостатков в развитии лексико-грамматического строя речи
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
в структуре ИОМ на 2014-2015 учебный год
1. Ф.И.О. Иванова Алена Дмитриевна
2. Дата рождения 28.06.2006
3. Социальное положение ребенок воспитывается в полной семье, посещает общеобразовательную школу
4. Некоторые факты анамнеза болезни, жизни, обучения
врожденная нейросенсорная тугоухость 1 степени, ребенок пользуется слуховым аппаратом, воспитывался в обычном детском саду, получал индивидуальную логопедическую помощь
5. Место и время диагностики ПМПК _________________ района,
май 2014
6. Основной и сопутствующий диагнозы по годам:
Нейросенсорная тугоухость 1 степени, нарушение звукопроизносительной стороны речи
Краткая характеристика ребенка за адаптационный период в образовательном учреждении
ребенок усваивает образовательную программу, неохотно вступает во взаимодействие с одноклассниками, имеются сложности адаптации к новому коллективу, редко проявляет инициативу в процессе групповой или фронтальной деятельности, принимает помощь, нуждается в организации деятельности
7. Особенности развития психических процессов
Память слуховая, зрительная, кратковременная и долговременная, внимание слуховое и зрительное, зрительное восприятие в пределах возрастной нормы, мыслительные операции сформированы, мотивация эмоциональная, самооценка заниженная
8. Личностные особенности:
– отношение к окружающим
Не проявляет негативизма по отношению к окружающим, в целом доброжелательна, способна к эмпатии
– особенности общения (со сверстниками, взрослыми, незнакомыми людьми):
испытывает сложности при общении с мало знакомыми людьми, предпочитает играть одна, очень привязана к матери, в коллективной деятельности не проявляет инициативы, редко общается с помощью речи
– уровень сформированности социально-нравственных качеств личности:
характерна гуманистическая эмпатия, владеет своими эмоциями, редко бывает плаксива, не проявляет жестокости, безразличного отношения к сверстникам, готова прийти на помощь
9. Отношение к общетрудовой, учебной деятельности, характер мотивов:
Ответственна при выполнении заданий, стремится к достижению высоких результатов, упряма, доводит дело до конца, привлекают задания с игровым сюжетом, отмечается эмоциональная мотивация
10. Перечень умений и навыков
Сформированных:
ребенок владеет навыками счета, слоговым типом чтения, имеет достаточный уровень представлений об окружающем мире, хорошо ориентируется в пространстве, имеет хорошую координацию движений, словарный запас в пределах возрастной нормы
несформированных:
нарушения произношения звуков, трудности восприятия на слух слов, близких по звучанию, трудности восприятия оппозиционных звуков (шипящих, свистящих), трудности словоизменения, восприятия на слух окончаний слов, ошибки согласования
11. Рекомендуемые виды коррекции, первоочередные задачи, направления и определяющие условия
– в урочное время: ориентировочный период
совершенствование фонематического слуха, 2014-2015 уч.год
звукового анализа и синтеза, формирование
навыков письма и чтения
предупреждение нарушений письма и чтения
– во внеурочное время : ориентировочный период
логопедические занятия, индивидуально 3 раза в
неделю, развитие речевого слуха, совершенствование
навыка чтения по губам, коррекция
звукопроизносительной стороны речи
предупреждение нарушений письменной речи
2014-2015 уч. год
12. Ориентировочный прогноз: коррекция произносительной стороны речи (звукопроизношение, устранение нарушений голоса, развития слухового восприятия, предупреждение нарушений в развитии письменной речи)
13. Дата проведения контрольно-консультативного консилиума: ______________
Председатель ПМПконсилиума:_________________
Члены ПМПконсилиума_____________
Учитель класса:____________________
Воспитатель:______________________
Приложение:
Содержание коррекционно-развивающей деятельности
– индивидуальные занятия с учителем-логопедом школы (совершенствование произносительной стороны речи, развитие слухового восприятия, совершенствование речевого слуха)
Формирование речевого дыхания
5-6 занятий
1. Учить вдыхать через нос
2. Учить выдыхать через рот
3. Учить сознательно регулировать длину выдоха
4. Формировать умение говорить на выдохе.
1. Тренировать дыхательные мышцы
2. Формировать алгоритм речевого дыхания (вдох – задержка – выдох)
3. Развивать произвольное управление процессом дыхания
1. Способы дыхания
2. Выработка диафрагмального дыхания, способы самоконтроля:
– упражнения для формирования глубокого вдоха через нос
– выработка умения задерживать дыхание перед выдохом
– парциальный вдох
– двупарциальный вдох
– длительный выдох через рот
– двупарциальный выдох через рот
– трехпарциальный выдох через рот
– длительная пауза
– дыхательный алгоритм
– формирование выдоха со звуком
– упражнения для удлинения выдоха
Артикуляционные упражнения
3-4 занятия
1. Развивать подвижность речевого аппарата
2. Формировать правильный артикуляционный уклад звуков, имеющих неправильное звучание
1. Воспитывать произвольность поведения, волевых усилий
2. Развивать ощущения, идущие от органов речи
3. Формировать умение сознательно управлять органами артикуляции
1. Упражнения для мыш