Программа развития ребенка для родителей
Дошкольное детство один из самых важных
этапов в жизни ребенка. В этот период
ребенок активно познает окружающий мир,
накапливает новый опыт и учится строить
отношения в разных сферах, развивается его
самосознание, формируется самооценка,
происходит выстраивание иерархии мотивов и
их соподчинение. Именно в этот период
наиболее важным является влияние семьи на
развитие личности ребенка, влияние
существующей в ней системы внутрисемейных,
а также детско-родительских отношений.
Взаимодействие ребенка с родителями
является первым опытом взаимодействия с
окружающим миром. Этот опыт закрепляется и
формирует определенные модели поведения с
другими людьми, которые передаются из
поколения в поколение. Родителями
создается определенная атмосфера общения в
семье, где с первых дней жизни малыша
происходит становление его личности.
Контакты с взрослыми решающим образом
определяют направление и темпы развития
ребенка. Между поведением родителей и
поведением детей прослеживается
определенная зависимость : “принятие и
любовь” порождают в ребенке чувство
безопасности и способствуют гармоничному
развитию личности, “явное отвержение”
ведет к агрессивности и эмоциональному
недоразвитию.
Мастера отечественной и зарубежной
психологии (М.И.Лисина, А.С.Спиваковская, В.Н.
Дружинин и др.) в своих трудах неоднократно
затрагивают вопрос о влиянии
взаимоотношений в семье на психическое
развитие ребенка: “Определенные условия
семейного воспитания могут формировать
личностные качества, препятствующие или,
напротив, благоприятствующие проявлению
общих и специальных способностей в учебе
или профессиональной деятельности”. Росс
Кэмпбелл считает: “Если у родителей нет с
ребенком отношений, основанных на любви,
все остальное (дисциплина, взаимоотношение
со сверстниками, успехи в школе) строится на
неверной основе, и тогда неизбежно
возникают проблемы ”.
Взаимоотношения родителей с детьми в
семье все больше волнует педагогов, так как
негативный опыт, полученный ребенком в
семье, препятствует построению
конструктивных отношений со сверстниками и
взрослыми в дальнейшей жизни.
Именно поэтому ранняя
психопрофилактическая и коррекционная
помощь ребенку и его семье представляется
нам особенно актуальной. Главная задача
сотрудничества с родителями – помочь им
найти в себе силы понять, что
манипулирование ребенком, игнорирование
его переживаний, пренебрежение культурой
общения с ребенком, безрассудный
родительский эгоизм и слепое
самопожертвование ведут к проблемам в
общении, неадекватной самооценке, высокому
уровню тревожности.
Анализ консультативной работы педагогов-психологов
показал, что по вопросам межличностных
отношений за помощью в 2005-2006 г. обратились 15%
родителей. Это говорит о том, что родители
сегодня хотят научиться эффективно
воспитывать своих детей, но им не хватает
психолого-педагогической грамотности.
Отсюда вытекает необходимость
психопрофилактической работы по
гармонизации детско-родительских
отношений. И мы пришли к необходимости
создания программы, направленной на
оптимизацию взаимоотношений в семье.
Программа рассчитана на родителей детей
дошкольного возраста.
Целью нашей программы является
установление доверительных отношений
между родителями и детьми.
Задачи программы:
- Способствовать повышению уровня
психолого-педагогических знаний
родителей дошкольников. - Дать родителям знания о сотрудничестве
с детьми через понимание и принятие
эмоционального мира ребенка. - Помочь родителям осознать сущность
конфликта и конструктивно его разрешать.
Основным специалистом, организующим и
проводящим работу с родителями является
педагог-психолог.
Этапы работы
Программа рассчитана на родителей, и
ведется в три этапа.
- Предварительный этап
предполагает
сбор первичной информации о межличностных
отношениях в семье через родительские
собрания и индивидуальные консультации с
родителями.
на исследование детско-родительских
отношений и проводится дважды перед
началом занятий и в конце, для
отслеживания результативности программы.
В тренинговых занятиях могут принимать
участие все родители, которых интересуют
предложенные для рассмотрения темы.
предусматривает 7 встреч с родителями,
ориентированные на реализацию стратегии
коррекционно-развивающей работы.
Продолжительность каждой встречи 1,5 – 2.5
часа. Перед проведением занятия
предполагается оформление информационного
родительского уголка. На занятиях
используются следующие формы работы:
тестирование с последующим самоанализом,
сюжетно-ролевые и деловые игры, семинар-практикум,
психологические тренинги, родительская
гостиная, индивидуальные консультации.
Встречи носят профилактический,
просветительский и развивающий характер,
не констатируют ошибки и неудачи родителей.
На занятиях не обсуждаются личности детей.
Принципы построения занятий:
- Принцип позитивности означает
создание поддерживающей,
доброжелательной атмосферы, помощи,
сотрудничества. - Принцип целостности развития
усиливает значение всех прошлых этапов
жизни в позитивном ключе, организует
целостность самосознания и личности
участника, помогает строить позитивное
будущее. - Принцип индивидуального подхода
означает максимальный учет психического
своеобразия и индивидуального опыта
каждого участника. - Принцип развития и саморазвития
личности означает активизацию
творческих возможностей, способности к
самопознанию и самосовершенствованию.
Структура группового занятия:
Каждое занятие состоит из трех частей: вводной,
основной и заключительной.
- Вводная часть
включает ритуал
приветствия с использованием мягкой
игрушки, что способствует сближению
родителей, снятию эмоционального
напряжения, а также рефлексию предыдущих
занятий.
включает мини-лекции,
упражнения, позволяющие рассмотреть
основные проблемы межличностных отношений.
рефлексия
занятия и ритуал прощания.
Методики для оценки результативности
программы:
Диагностируемые параметры | Психодиагностические методики | Результаты |
Эмоциональное отношение к ребенку | Опросник ОРО (ист. Овчарова Р.В. Технологии | – снижение количества отверженных – снижение авторитарной |
Внутрисемейные отношения | “Рисунок семьи” (ист. Данилина Т.А., | Ощущение большей эмоциональной Снижение уровня тревожности у детей Повышение самооценки у детей на 22%. |
Тематический план
№ п/п | Мероприятие | Цель и решаемые задачи | Содержание |
1 | Тренинговое занятие “Лучший | Знакомство участников друг с | 1.Вводная часть. Направлена на 2.Основная часть. Появление нового 3.Заключительная часть направлена на |
2 | Тренинговое занятие “Установки | Активизация знаний об установках и | До проведения занятия предполагается 1.Вводная часть. Направлена на 2.Основная часть. Активизация знаний 3.Заключительная часть направлена на |
3 | Тренинговое занятие. “Конфликты | Помочь родителям осознать сущность | Перед проведением занятия 1. Вводная часть направлена на 2. Основная часть предполагает помощь 3. Заключительная часть направлена на |
4 | Семинар –практикум “Бесконфликтное | Сформировать у родителей понятие о | Перед проведением занятия 1.Вводная часть направлена на 2.Основная часть предполагает помочь 3.Заключительная часть направлена на |
5 | Тренинговое занятие “О | Формировать у родителей знаний о | 1.Вводная часть направлена на снятие 2.Основная часть. Сообщение цели, 3.Заключительная часть направлена |
6 | Тренинговое занятие “Самооценка и ее | Информировать родителей о влиянии | Перед проведением занятия 1.Ввводная часть направлена на 2. Основная часть направлена на 3.Заключительная часть направлена на |
7 | Семейная гостиная “Вся | Возрождение значимости семейных | Перед проведением занятия 1. Вводная часть направлена на снятие 2. Основная часть предполагает 3. Заключительная часть позволяет |
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего видас приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»
(МБДОУ д/с № 13)
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБДОУ Д/С № 13 (протокол от ________ 2018) | УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ Д/С № 13 от _______ 2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
родительского клуба для детей раннего возраста
и их родителей «Гармония»
на период с 09.2018 г. – 03.2019г.
Составитель:
О.А. Туренко
педагог -психолог
г. Зеленогорск, 2018
Раздел 1. | Целевой |
1.1. | Пояснительная записка |
Цель и задачи реализации рабочей программы | |
Основные направления деятельности: | |
1.2. | Планируемые результаты реализации программы |
Раздел 2. | Содержательный |
2.1. | Содержание рабочей программы |
2.3. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы |
Раздел 3. | Организационный |
3.1. | Режим работы |
3.2. | Перспективное планирование работы |
3.4. | Описание материально-технического обеспечения программы |
Список литературы |
Оглавление
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями
взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов,
занятия проводятся с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер-
стниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого
человека. Совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми.
Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению педагога – психолога с родителями. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях,
отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата и комфорта детям раннего возраста в семье и ДОУ.
Задачи:
Создать условия для:
– снятия эмоционального и мышечного напряжения у детей раннего возраста;
– снижения импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
– развития внимания, восприятия, речи, воображения, навыков взаимодействия друг с другом у детей;
– развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; игровых навыков, произвольного поведения у детей;
– формировать адекватное восприятие родителями своего ребёнка;
Способствовать:
– формированию благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных и социальных ресурсов;
– формированию партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, осуществляющего взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащению опытом;
– личностному и социальному развитию родителей, формированию навыков социальной активности и конструктивности поведения.
Программа разработана с применением методики, описанной А.С. Роньжиной в книге «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Основные направления деятельности:
– образовательное (просветительское) – формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия психофизического развития. Благодаря мероприятиям образовательного направления формируются взаимопонимание и взаимодействие специалистов и родителей, меняется отношение к ребенку и к себе. На заседаниях клуба родители получают дополнительную информацию об особенностях развития ребенка, направлениях его воспитания и обучения.
– психопрофилактическое – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего ребенка и семьи в целом, психолого-педагогическая поддержка семьи. Благодаря методам психопрофилактического воздействия родители становятся более спокойными, у них появляется желание сотрудничать. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.
– интеграционное – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним общества. Благодаря соответствующим мероприятиям формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.
Участники работы клуба «Гармония»: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, учитель-логопед.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки,«ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на разные виды деятельности, объединяют, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
1.2. Планируемые результаты освоения программы:
Дети: успешная адаптация к ДОУ;
Родители: формирование адекватного восприятия своего ребёнка; формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных и социальных ресурсов; формирование партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, обогащение опытом.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
№ | Заседание | Период | Тема |
1 | Заседание | сентябрь | Занятие «Божья коровка» |
2 | Заседание | октябрь | Занятие «Путешествие в осенний лес» |
3 | Заседание | ноябрь | Занятие «Мячик» |
4 | Заседание | январь | Занятие «Лягушка» с учителем-логопедом |
5 | Заседание | февраль | Занятие «Весёлый петрушка» |
6 | Заседание | март | Занятие «К нам пришла весна» |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы организации работы занятий:
– инвариантные (групповые мероприятия для родителей: семинары, деловые игры, тренинги, консультации);
– вариативные (подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей, индивидуальные консультации для родителей, индивидуальная работа с родителями и их детьми, совместно детско-родительские встречи).
Раздел 3. Организационный
3.1. Режим деятельности
Работа клуба «Гармония» осуществляется во вторую половину дня, в 17.30 мин.
Численность группы – не более 10 воспитанников и их родителей.
Длительность мероприятия составляет не более 15 минут.
3.2. Перспективное планирование работы клуба «Гармония»
№ | Тема | срок |
1. | «Божья коровка» Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); развитие внимания, речи и воображения. | сентябрь |
2. | «Путешествие в осенний лес» Цель: сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей. | октябрь |
3. | «Мячик» Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. | ноябрь |
4. | Занятие с учителем – логопедом Цель: привлечь внимание родителей к речевым проблемам своего ребенка; познакомить родителей с игровыми приемами для развития психических процессов и речи; поддерживать у родителей веру в успех своего ребенка. | январь |
5. | «Веселый Петрушка» Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);закрепление пространственных представлений («верх», «низ»). | февраль |
6. | Заключительное «К нам пришла Весна!» Цель: создание благоприятного эмоционального климата; формирование у родителей уверенности в собственных воспитательных возможностях; расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной. | март |
3.4. Описание материально-технического обеспечения программы.
Наименование | Количество |
Пианино | 1 |
Музыкальный центр | 1 |
Проектор | 1 |
Экран | 1 |
Ноутбук | 1 |
Музыкальные инструменты | 1 |
Столы для детей | 5 |
Стулья для детей и взрослых | 20 |
Дидактические пособия | 6 |
Атрибуты для декора музыкального зала по тематике | 20 |
Атрибуты(флажки, мячи, платочки и т.д) | 20 |
Дидактический материал по тематике занятия | 20 |
Список литературы:
- Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.
- Воробьева Е.М. Шевцова Е.Е. Секачев В.Ю. «Развитие речи ребенка от одного года до семи лет», ТЦ Сфера, Логопедия
- Янушко Е.Я. «Развитие речи у детей раннего возраста», изд. «Мозаика-синтез», 2010
- Гриншпун Б.М. «О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов» Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов под ред. Л.С. Волковой, М.. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Гриншпун Г.Б., Шаховская С.Н. Характеристика этапа формирования коммуникативных умений и навыков и связной речи при моторной алалии.
- Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике работы с моторными алаликами»
- «Стимуляция речевой деятельности и адаптация неговорящего ребенка в условиях микро и макросоциума» Reznichenko T., Davidovich L., Benilova S. SpeechStimulationandAdaptationof a Non-SpeakingChildinMicro- andMacro-Socium // XXV IALP WorldCongress / 5 – 9 августа 2001, Монреаль, Канада / Электронная версия / jalp 16a. (© O’ZoneSoft-ware)
Источник