Программа развития ребенка для родителей

Программа развития ребенка для родителей thumbnail

Дошкольное детство один из самых важных
этапов в жизни ребенка. В этот период
ребенок активно познает окружающий мир,
накапливает новый опыт и учится строить
отношения в разных сферах, развивается его
самосознание, формируется самооценка,
происходит выстраивание иерархии мотивов и
их соподчинение. Именно в этот период
наиболее важным является влияние семьи на
развитие личности ребенка, влияние
существующей в ней системы внутрисемейных,
а также детско-родительских отношений.

Взаимодействие ребенка с родителями
является первым опытом взаимодействия с
окружающим миром. Этот опыт закрепляется и
формирует определенные модели поведения с
другими людьми, которые передаются из
поколения в поколение. Родителями
создается определенная атмосфера общения в
семье, где с первых дней жизни малыша
происходит становление его личности.
Контакты с взрослыми решающим образом
определяют направление и темпы развития
ребенка. Между поведением родителей и
поведением детей прослеживается
определенная зависимость : “принятие и
любовь” порождают в ребенке чувство
безопасности и способствуют гармоничному
развитию личности, “явное отвержение”
ведет к агрессивности и эмоциональному
недоразвитию.

Мастера отечественной и зарубежной
психологии (М.И.Лисина, А.С.Спиваковская, В.Н.
Дружинин и др.) в своих трудах неоднократно
затрагивают вопрос о влиянии
взаимоотношений в семье на психическое
развитие ребенка: “Определенные условия
семейного воспитания могут формировать
личностные качества, препятствующие или,
напротив, благоприятствующие проявлению
общих и специальных способностей в учебе
или профессиональной деятельности”. Росс
Кэмпбелл считает: “Если у родителей нет с
ребенком отношений, основанных на любви,
все остальное (дисциплина, взаимоотношение
со сверстниками, успехи в школе) строится на
неверной основе, и тогда неизбежно
возникают проблемы ”.

Взаимоотношения родителей с детьми в
семье все больше волнует педагогов, так как
негативный опыт, полученный ребенком в
семье, препятствует построению
конструктивных отношений со сверстниками и
взрослыми в дальнейшей жизни.

Именно поэтому ранняя
психопрофилактическая и коррекционная
помощь ребенку и его семье представляется
нам особенно актуальной. Главная задача
сотрудничества с родителями – помочь им
найти в себе силы понять, что
манипулирование ребенком, игнорирование
его переживаний, пренебрежение культурой
общения с ребенком, безрассудный
родительский эгоизм и слепое
самопожертвование ведут к проблемам в
общении, неадекватной самооценке, высокому
уровню тревожности.

Анализ консультативной работы педагогов-психологов
показал, что по вопросам межличностных
отношений за помощью в 2005-2006 г. обратились 15%
родителей. Это говорит о том, что родители
сегодня хотят научиться эффективно
воспитывать своих детей, но им не хватает
психолого-педагогической грамотности.
Отсюда вытекает необходимость
психопрофилактической работы по
гармонизации детско-родительских
отношений. И мы пришли к необходимости
создания программы, направленной на
оптимизацию взаимоотношений в семье.

Программа рассчитана на родителей детей
дошкольного возраста.

Целью нашей программы является
установление доверительных отношений
между родителями и детьми.

Задачи программы:

  1. Способствовать повышению уровня
    психолого-педагогических знаний
    родителей дошкольников.
  2. Дать родителям знания о сотрудничестве
    с детьми через понимание и принятие
    эмоционального мира ребенка.
  3. Помочь родителям осознать сущность
    конфликта и конструктивно его разрешать.

Основным специалистом, организующим и
проводящим работу с родителями является
педагог-психолог.

 Этапы работы

Программа рассчитана на родителей, и
ведется в три этапа.

  1. Предварительный этап

предполагает
сбор первичной информации о межличностных
отношениях в семье через родительские
собрания и индивидуальные консультации с
родителями.

  • Диагностический этап направлен
    на исследование детско-родительских
    отношений и проводится дважды перед
    началом занятий и в конце, для
    отслеживания результативности программы.
    В тренинговых занятиях могут принимать
    участие все родители, которых интересуют
    предложенные для рассмотрения темы.
  • Коррекционно-развивающий этап

  • предусматривает 7 встреч с родителями,
    ориентированные на реализацию стратегии
    коррекционно-развивающей работы.
    Продолжительность каждой встречи 1,5 – 2.5
    часа. Перед проведением занятия
    предполагается оформление информационного
    родительского уголка. На занятиях
    используются следующие формы работы:
    тестирование с последующим самоанализом,
    сюжетно-ролевые и деловые игры, семинар-практикум,
    психологические тренинги, родительская
    гостиная, индивидуальные консультации.
    Встречи носят профилактический,
    просветительский и развивающий характер,
    не констатируют ошибки и неудачи родителей.
    На занятиях не обсуждаются личности детей.

    Принципы построения занятий:

    1. Принцип позитивности означает
      создание поддерживающей,
      доброжелательной атмосферы, помощи,
      сотрудничества.
    2. Принцип целостности развития
      усиливает значение всех прошлых этапов
      жизни в позитивном ключе, организует
      целостность самосознания и личности
      участника, помогает строить позитивное
      будущее.
    3. Принцип индивидуального подхода
      означает максимальный учет психического
      своеобразия и индивидуального опыта
      каждого участника.
    4. Принцип развития и саморазвития
      личности
      означает активизацию
      творческих возможностей, способности к
      самопознанию и самосовершенствованию.

    Структура группового занятия:

    Каждое занятие состоит из трех частей: вводной,
    основной и заключительной
    .

    1. Вводная часть

    включает ритуал
    приветствия с использованием мягкой
    игрушки, что способствует сближению
    родителей, снятию эмоционального
    напряжения, а также рефлексию предыдущих
    занятий.

  • Основная часть
  • включает мини-лекции,
    упражнения, позволяющие рассмотреть
    основные проблемы межличностных отношений.

  • Заключительная часть –
  • рефлексия
    занятия и ритуал прощания.

    Методики для оценки результативности
    программы:

    Диагностируемые параметры

    Психодиагностические методики

    Результаты

    Эмоциональное отношение к ребенку

    Опросник ОРО

    (ист. Овчарова Р.В. Технологии
    практического психолога образования. М.,
    СФЕРА, 2000)

    – снижение количества отверженных
    детей на 13%;

    – снижение авторитарной
    гиперсоциализации у 8% родителей.

    Внутрисемейные отношения

    “Рисунок семьи” (ист. Данилина Т.А.,
    Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире
    детских эмоций. М.: Айрис Пресс, 2004).

    Ощущение большей эмоциональной
    близости у 28% детей;

    Снижение уровня тревожности у детей
    на 18%;

    Повышение самооценки у детей на 22%.

    Тематический план

    п/п

     Мероприятие

    Цель и решаемые задачи

    Содержание

    1

    Тренинговое занятие “Лучший
    среди лучших”.

     Знакомство участников друг с
    другом и с правилами групповой работы,
    выработка правил работы в группе,
    осознание неэффективных стратегий
    родителей.

    1.Вводная часть. Направлена на
    знакомство участников друг с другом,
    выработку правил работы в группе.

    2.Основная часть. Появление нового
    положительного опыта взаимодействия,
    ощущение большей эмоциональной
    близости с ребенком.

    3.Заключительная часть направлена на
    снятие психоэмоционального напряжения,
    развития сплоченности, поднятие
    настроения и рефлексию занятия

    2

    Тренинговое занятие “Установки
    и модели общения”. (Приложение
    № 1)

    Активизация знаний об установках и
    моделях общения в семье, используемых
    родителями.

    До проведения занятия предполагается
    оформление информационного уголка,
    который знакомит родителей: с влиянием
    родительских установок на развитие
    детей, с моделями общения в семье, с
    ролями, которые выбирают родители,
    общаясь с детьми.

    1.Вводная часть. Направлена на
    сообщение цели занятия, показать
    значимость присутствия в жизни ребенка
    надежного взрослого, что во взрослой
    жизни оказывает влияние на
    формирование его уверенности в себе.

    2.Основная часть. Активизация знаний
    родителей об установках, моделях
    общения и их влияние на развитие
    личности ребенка, снятие напряжения.

    3.Заключительная часть направлена на
    оказание психологической поддержки с
    помощью специального упражнения,
    рефлексию занятия.

    3

    Тренинговое занятие. “Конфликты
    в семье”.

    Помочь родителям осознать сущность
    конфликта и сформировать желание,
    изменить отношение к конфликтной
    ситуации.

    Перед проведением занятия
    предполагается оформление
    родительского информационного уголка
    по темам: “Причины конфликтов”, “Понятие
    конфликта” и “Способы выхода из
    конфликтных ситуаций”

    1. Вводная часть направлена на
    установление контакта, снятие
    эмоционального напряжения, настроя на
    активную работу.

    2. Основная часть предполагает помощь
    родителям в осознании сущности
    конфликта, учит конструктивно решать
    конфликты.

    3. Заключительная часть направлена на
    поднятие настроения, установление
    эмоционального равновесия, осмысление
    качественных изменений участников
    занятия.

    4

    Семинар –практикум “Бесконфликтное
    общение”.

    Сформировать у родителей понятие о
    бесконфликтном общении на основе
    использования “Я-выссказывания”

    Перед проведением занятия
    оформляется родительский
    информационный уголок с целью
    ознакомления родителей с правилами
    семейного общения и техниками
    конструктивного выражения собственных
    эмоций

    1.Вводная часть направлена на
    сплочение группы, настрой на
    совместную работу.

    2.Основная часть предполагает помочь
    участникам научиться слушать своего
    ребенка и говорить с ним используя “Я-высказывание”.

    3.Заключительная часть направлена на
    релаксацию, улучшение самочувствия,
    закрепление положительного эффекта
    общения.

    5

    Тренинговое занятие “О
    наказании и поощрении”. (Приложение
    №1)

    Формировать у родителей знаний о
    навыках эффективного поведения в
    ситуациях выбора поощрения или
    наказания.

    1.Вводная часть направлена на снятие
    эмоционального напряжения, настрой на
    совместную работу.

    2.Основная часть. Сообщение цели,
    проведение блиц – теста по проблемам
    воспитания ребенка, мини-лекция об
    эффективных методах наказания и
    поощрения, деловая игра.

    3.Заключительная часть направлена
    рефлексию занятия, на снятие
    напряжения.

    6

    Тренинговое занятие “Самооценка и ее
    влияние на межличностные отношения в
    семье”.

    Информировать родителей о влиянии
    самооценки на межличностные отношения
    в семье.

    Перед проведением занятия
    предполагается оформление
    родительского информационного уголка

    1.Ввводная часть направлена на
    знакомство с участниками занятия
    установление контакта и настрой на
    совместную работу.

    2. Основная часть направлена на
    ознакомление с теоретическим
    материалом по самооценке и
    самоуважении.

    3.Заключительная часть направлена на
    оказание психологической поддержки и
    рефлексию занятия.

    7

    Семейная гостиная “Вся
    семья вместе и душа на месте”.

    Возрождение значимости семейных
    традиций в воспитании детей.

    Перед проведением занятия
    предполагается оформление
    родительского информационного уголка,
    материал которого окажет помощь
    родителям в формировании навыков
    семейного взаимодействия на основе “Я-сообщения”

    1. Вводная часть направлена на снятие
    эмоционального напряжения и повышение
    уровня активности и сплоченности
    родителей.

    2. Основная часть предполагает
    осознание важности семейных традиций,
    ритуалов, правил для сохранения мира и
    благополучия в семье. Активная позиция
    в обсуждении и обдумывании проблем
    межличностного взаимодействия в семье
    дает возможность выбора способа их
    разрешения.

    3. Заключительная часть позволяет
    обрести душевное равновесие и ощущения
    высокой самоценности родителей и детей
    во внутрисемейных отношениях.

    Источник

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего видас приоритетным осуществлением деятельности

    по физическому развитию детей  № 13 «Звездочка»

    (МБДОУ д/с № 13)

    СОГЛАСОВАНО

    Педагогическим советом

    МБДОУ Д/С № 13

    (протокол от ________ 2018)

    УТВЕРЖДЕН

    приказом МБДОУ Д/С № 13

    от  _______ 2018

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    родительского клуба для детей раннего возраста

    и их родителей  «Гармония»

    на период  с 09.2018 г. – 03.2019г.

    Составитель:

    О.А. Туренко

    педагог -психолог

    г. Зеленогорск, 2018

    Раздел 1.

    Целевой

    1.1.

    Пояснительная записка

    Цель и задачи реализации рабочей программы

      Основные направления деятельности:

    1.2.

    Планируемые результаты  реализации программы

    Раздел 2.

    Содержательный

    2.1.

    Содержание рабочей программы

    2.3.

    Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

    Раздел 3.

    Организационный

    3.1.

    Режим работы

    3.2.

    Перспективное планирование работы

    3.4.

    Описание материально-технического обеспечения программы

    Список литературы

    Оглавление

    Раздел 1. Целевой

    1.1. Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

    • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    • ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

    Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

          При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

    Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, учреждении.

         Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями

    взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов,

    занятия проводятся  с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер-

    стниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого

    человека. Совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми.

    Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению педагога –  психолога с родителями. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях,

    отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

    Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата и комфорта детям раннего возраста в семье и ДОУ.

    Задачи:

    Создать условия для:

    –  снятия эмоционального и мышечного напряжения у детей раннего возраста;

    – снижения импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

    – развития внимания, восприятия, речи, воображения, навыков взаимодействия друг с другом у детей;

    – развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; игровых навыков, произвольного поведения у детей;

    – формировать адекватное восприятие родителями своего ребёнка;

    Способствовать:

    – формированию благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия   имеющихся у ребенка личностных  и социальных ресурсов;

    – формированию партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, осуществляющего  взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащению опытом;

    – личностному и социальному развитию родителей, формированию навыков социальной активности  и конструктивности поведения.

    Программа разработана с применением методики, описанной А.С. Роньжиной в книге «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

    Основные направления деятельности:

    – образовательное (просветительское) – формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия психофизического развития. Благодаря мероприятиям образовательного направления формируются взаимопонимание и взаимодействие специалистов и родителей, меняется отношение к ребенку и к себе. На заседаниях клуба родители получают дополнительную информацию об особенностях развития ребенка, направлениях его воспитания и обучения.

    – психопрофилактическое – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего ребенка и семьи в целом, психолого-педагогическая поддержка семьи. Благодаря методам психопрофилактического  воздействия родители становятся более спокойными, у них появляется желание сотрудничать. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.

    – интеграционное – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним общества. Благодаря соответствующим мероприятиям формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.

          Участники работы клуба «Гармония»: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, учитель-логопед.

          Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки,«ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на разные виды деятельности, объединяют, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

    1.2. Планируемые результаты освоения программы:

    Дети: успешная адаптация  к ДОУ;

    Родители: формирование адекватного восприятия своего ребёнка; формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия   имеющихся у ребенка личностных  и социальных ресурсов; формирование партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, обогащение опытом.

    Раздел 2. Содержательный

    2.1. Содержание рабочей программы

    Заседание

    Период

    Тема

    1

    Заседание

    сентябрь

    Занятие «Божья коровка»

    2

    Заседание

    октябрь

    Занятие «Путешествие в осенний лес»

    3

    Заседание

    ноябрь

    Занятие «Мячик»

    4

    Заседание

    январь

    Занятие «Лягушка» с учителем-логопедом

    5

    Заседание

    февраль

    Занятие «Весёлый петрушка»

    6

    Заседание

    март

    Занятие «К нам пришла весна»

    2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

    Формы организации работы занятий:

    – инвариантные (групповые мероприятия для  родителей: семинары, деловые игры, тренинги, консультации);

    – вариативные (подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей, индивидуальные консультации для родителей, индивидуальная работа с родителями и их детьми, совместно детско-родительские встречи).

    Раздел 3. Организационный

    3.1. Режим деятельности

    Работа клуба «Гармония» осуществляется во вторую половину дня, в 17.30 мин.

    Численность группы – не более 10 воспитанников и их родителей.

    Длительность мероприятия составляет не более 15 минут.

    3.2. Перспективное планирование работы клуба «Гармония»

    Тема

    срок

    1.

    «Божья коровка»

    Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);

      развитие внимания, речи и воображения.

    сентябрь

    2.

    «Путешествие в осенний лес»

    Цель: сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;  обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

      развитие пространственных представлений, умения  

      отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за  

      и др.) местонахождение вещей.

    октябрь

    3.

    «Мячик»  

    Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

    ноябрь

    4.

    Занятие с учителем – логопедом

    Цель: привлечь внимание родителей к речевым проблемам своего ребенка; познакомить родителей с игровыми приемами для развития психических процессов и речи; поддерживать у родителей веру в успех своего ребенка.

    январь

    5.

    «Веселый Петрушка»

    Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);закрепление пространственных представлений («верх», «низ»).

    февраль

    6.

    Заключительное «К нам пришла Весна!»

    Цель: создание благоприятного эмоционального климата; формирование у родителей уверенности в собственных воспитательных возможностях; расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной.

    март

    3.4. Описание материально-технического обеспечения программы.

    Наименование

    Количество

    Пианино                                            

    1

    Музыкальный центр

    1

    Проектор

    1

    Экран

    1

    Ноутбук

    1

    Музыкальные инструменты

    1

    Столы для детей

    5

    Стулья для детей и взрослых

    20

    Дидактические пособия

    6

    Атрибуты для декора музыкального зала по тематике

    20

    Атрибуты(флажки, мячи, платочки и т.д)

    20

    Дидактический  материал по тематике занятия

    20

    Список литературы:

    1. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.
    2. Воробьева Е.М. Шевцова Е.Е. Секачев В.Ю. «Развитие речи ребенка от одного года до семи лет», ТЦ Сфера, Логопедия
    3. Янушко Е.Я. «Развитие речи у детей раннего возраста», изд. «Мозаика-синтез», 2010
    4. Гриншпун Б.М. «О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов» Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов под ред. Л.С. Волковой, М.. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
    5. Гриншпун Г.Б., Шаховская С.Н. Характеристика этапа формирования коммуникативных умений и навыков и связной речи при моторной алалии.
    6. Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике работы с моторными алаликами»
    7. «Стимуляция речевой деятельности и адаптация неговорящего ребенка в условиях микро и макросоциума» Reznichenko T., Davidovich L., Benilova S. SpeechStimulationandAdaptationof a Non-SpeakingChildinMicro- andMacro-Socium // XXV IALP WorldCongress / 5 – 9 августа 2001, Монреаль, Канада / Электронная версия / jalp 16a. (© O’ZoneSoft-ware)

    Источник