Программа развития ребенка детского дома
Индивидуальная программа развития и жизнеустройства
№
пп
Направления деятельности
Мероприятия
Индивидуальная программа
Ответствен-ный
Сроки
Результат
1
Социально-бытовая адаптация в условиях, приближенных к домашним
– беседа «Я и мои родные»;
– воспитательский час «Традиции в семьях и в детском доме»;
– игровая программа «Ты старший, помоги младшим»;
– воспитательский час «Забота о взрослых»
– беседа «Воспитанник сам себе слуга, ему нянька не нужна»;
– уборка группы;
– контроль! Дежурство! Семейные часы:
«В стране Мульти – Пульти»;
«Если выдумку приложить, ты свой дом
украсить сможешь»;
«ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни»
Беседа «Как быть самостоятельным, прилежным и старательным»
П /И « Хитрая лиса»,
Д /И «Ходилки» (в виде фишек – маленькие звери) и т.п.
С/Р игры «Магазин игрушек», «Зоопарк».
– занятие «Душа – это мой внутренний мир»;
– тренинг «Как научиться управлять собой»;
– «Какой я? Чем я отличаюсь от других?» – беседа;
– «Что такое скромность?» – беседа; – игра – фантазия «Я хочу, чтобы…»;
– тренинг «Будь уверен в себе!»
Формирование педагогической культуры семьи.
Формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других.
1. Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх
2. развивать умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре (договариваться, мириться, уступать и т.п.)
Вызвать желание, стремление воспитанника к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
Воспитатели:
О.Е Сарголь
Е.В Асанова
Е.В Киле
.
2
Социально-личностное
Беседа «Что мы делаем перед завтраком?»
Игра «Раздеваемся в определенной последовательности».
Индивидуальная работа снимаем обувь
Упражнение «Помоги кукле, как застегивать пуговицы».
Игра «Что надеть сначала, что- потом?»
Упражнение «Обуваем обувь правильно».
Беседа «Чего нельзя делать за столом?»
Рассматривание картины «За столом»
Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; побуждать к активной деятельности.
Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствоватьумение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Воспитатели: О.Е Сарголь
Е.В Асанова
Е.В Киле
3
Содействие обучению в образовательном учреждении
Программа «От рождения до школы»
под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС
Художественно-эстетическое
Рисунки на тему « Как мы играли в П/И «Хитрая лиса», « Играем в зоопарк» и т.п.
Д/У «Дорисуй домик и раскрась» и т.п.
Досуговые занятия: «Музыкальная минутка» «Красивые воздушные шары»
«Разноцветные колёса»
«Крендельки»
«Печенье»
«Шарики и кубики»
«Подарок маме»
«Снег идет»
«Елочка»
«Снежные комочки»
Лепка по замыслу
«Снеговик и ёлочка»
«Наклей, какую хочешь игрушку»
«Украсим дымковскую уточку»
Рисование по замыслу
«Погремушка»
«Мандарины и апельсины»
«Украсим рукавичку- домик»
«Пирамидка»
«Самолёты летят»
«Деревья в снегу»
«Мыло»
«Самолёт»
«Узор на круге»
«Цветы в подарок маме, бабушке»
Учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Развивать художественно – эстетический вкус. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоиовских узоров. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах.
Воспитатели:
О.Е Сарголь Е.В Асанова Е.В Киле
Ноябрь- февраль
Познавательно-речевое
Беседы на темы «Домашние и дикие животные 2» , «Динозавры», и т.п.
Д/У « Расскажи по схеме о животном», «расскажи по образцу о кошке» и т.п.
Индивидуальные карточки.
П/и «Ходим кругом друг за другом», «Бегаем с ленточками»
Пальчиковая гимнастика : «Капуста» «Здравствуй, зимушка- зима!» ( экскурсия по территории детского сада и беседа о зимней погоде).
2. «Найди предметы рукотворного мира»
(побуждать детей определять , различать и описывать предметы природного и рукотворного мира)
Наш зайчонок заболел» (формирование знание о ЗОЖ)
2«Большие и маленькие звёздочки» (воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества)
3«Вот так мама, золотая прямо!» (воспитывать уважение к маме, бабушке, желание рассказывать о них)
4 «У меня живёт котёнок» (формировать умение правильно обращаться с животными)
1.Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения
2.Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их ломов, детского сада.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Учить считать до 5 (на основе наглядности) Предметное и социальное окружение
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес.
Воспитатели:
О.Е Сарголь Е.В Асанова Е.В Киле
Ноябрь- февраль
Физическое
П /И « Хитрая лиса», «Встречные перебежки», эстафеты «Дорожка препятствий», «Эстафета парами» и т. п.
С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремуш-«Бездомный заяц», «Ловишки».
С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»
С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята»
Упражнять в согласованной координации рук и ног.
Упражнять в ходьбе с высоко поднятыми ногами.
Формировать правильную осанку.
Закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. Развивать умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
Приучать к выполнению действий по сигналу. Упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения.
Закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.
Развивать умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).
Закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться впрыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.
Воспитатели:
О.Е Сарголь Е.В Асанова Е.В Киле
Ноябрь- февраль
4
Медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение
1.Диагностика специалистами (психолог, логопед)
Анкетирование воспитанника:
– «Самооценка»
– «Твой характер»
– «Укажи своё место на лесенке»
1. Диагностика особенностей личности.
Ефименко
А.А.
Ноябрь- февраль
2. Диагностика уровня развития ребенка по программе «От рождения до школы» (ФГОС)
– углубленное психолого – педагогическое изучение воспитанника,
– выявление его индивидуальных особенностей.
О.Е Сарголь
2.Обследование. Оздоровительные мероприятия.
Бельды Н.Т.
Ноябрь- февраль
(социальный педагог)
Лукошкова К.А.
Ноябрь- февраль
5
Создание условий для самореализации через социально-значимую, культурно-досуговую, творческую и спортивную деятельность
1.Организация занятости дополнительным образованием
2.Вовлечение в деятельность
1.Выявление способностей, таланта, одарённости.
2.Привлечение в участии в мероприятиях
Бельды Г.В., Гейкер Л.М.
воспитатели
Ноябрь- февраль
Хореография,
оригами
Участие в мероприятиях
в квартире и в детском доме
Индивидуальная программа развития и жизнеустройства
№пп
Направления деятельности
Мероприятия
Индивидуальная программа
Ответствен-ный
Сроки
Результат
1
Социально-бытовая адаптация в условиях, приближенных к домашним
1.Формирование навыков самообслуживания.
2.Подготовка к жизни в семье.
3.Социализация.
1. Работа по формированию навыков личной гигиены (чистить зубы утром и вечером; умываться)
2. Работа по формированию навыков самообслуживания (заправлять правильно свою постель, готовить стол к занятиям, убирать на место свои вещи, игрушки, убирать посуду и т.д.)
3. Прививать трудовые навыки: Формировать навык сервировки стола
4. Прививать чувство ответственности за свою семью
Воспитатели:
О.Е Сарголь
Е.В Асанова
Е.В Киле
В течение месяца
Самостоятельно чистит зубы, умывается. Старается сам стирать свои вещи-легкие; протирает обувь.
Качественно заправляет постель. Отлично справляется с дежурством.
Помогает своей младшей сестре во всем. Дома считает себя старшим, учит младших.
2
Социально-личностное
Блок занятий: « Что я могу?».
Семейные часы: «Если выдумку приложить, ты свой дом
украсить сможешь»;
«ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни»; Беседа «Моя дружная семья», «Обязанности членов семьи», «Семьи большие и маленькие», «Как дети могут заботиться о взрослых»
Досуговые занятия: «Музыкальная минутка»
1. Тренинги, упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.
2. Развивать умение налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности с младшими и сверстниками (договариваться, мириться, уступать и т.п.)
3. Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх и вне дома.
4.Воспитывать любовь к музыке
Воспитатели:
О.Е Сарголь
Е.В Асанова
Е.В Киле
В течение месяца
3
Содействие обучению в образовательном учреждении
1. Посещение уроков в школе с целью отслеживания активности на уроках
2. Посещение родительских собраний
3. Систематическое повторение таблицы умножения.
4. Посещение библиотеки
5. Чтение книг – в день по 20-30 минут
1. Помощь при выполнении домашнего задания (соблюдать правила оформления при выполнении работы по математике, русскому языку).
2. Контроль – за успеваемостью.
3. Контроль – за внешним видом в школе.
Воспитатели:
О.Е Сарголь
Е.В Асанова
Е.В Киле
В течение 2 четверти
4
Медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение
1.Диагностика специалистами (психолог, логопед, учитель).
Диагностика особенностей личности.
Ефименко
А.А.
2. Обследование. Оздоровительные мероприятия.
Бельды Н.Т.
3.Защита прав и законных интересов
Лукошкова К.А.
5
Создание условий для самореализации через социально-значимую, культурно-досуговую, творческую и спортивную деятельность
1.Организация занятости дополнительным образованием.
2.Вовлечение в деятельность.
1.Выявление способностей, таланта, одарённости.
2.Привлечение в участии в мероприятиях
Бельды Г.В., Гейкер Л.М.,
Чугуевская Т.В
воспитатели
В течение 2 четверти
Посещает кружки, оригами, хореография, ДПИ.
Участвует в мероприятиях
в квартире и в детском доме
Источник
Слайд 1
Программа « Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома в условиях обновленного содержания образования »
Слайд 2
Информация о детском доме « Кулыншак » Общее количество детей Статус детей Диагноз Школа Кол-во воспит . 80 воспитанников С ирот 12 Норма по интеллектуальному развитию 31 50 СОШ№48 ОБПР 68 2 СОШ№6 лишены родительских прав ограничены в родительских правах призваны безвестно отсутствующими данные даны произвольно гражданин РФ местонахождения не известно 46 Задержка психического развития 33 1 школа-интернат им.Нурмакова 1 школа-интернат им.Молдагуловой 12 22 дошкольника 4 Легкая умственная отсталость 10 1 школа-интернат НОДа 5 ОВР г Сарань 1 1 Другие органические расстройства психического развития 6 2 школа-интернат для слабослышащих 68 школьника 12 2 школа-интернат №3 для детей с ОВР 4 школа-интернат ЗПР
Слайд 3
Воспитать у подростков позитивное отношение к благополучной семье; Развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений; Формировать у подростков традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности; обеспечить организационно-педагогических условий для профессионального самоопределения воспитанников в образовательном процессе ; Цель: С оздание оптимальных условий для формирования у воспитанников профессионального самоопределения , семейных ценностей и подготовка их к будущей семейной жизни . Открыть кружки по интересам: 3Д моделирование, авиамоделирование , робототехника, IT -технологии, дизайн и художественные моделирование изделий, кулинарный дизайн и технология приготовления пищи; активно применять проектную деятельность в воспитательном процессе; Оказывать психолого-педагогическую помощь воспитанникам в ранней профессиональной ориентации; воспитать у подростков позитивное отношение к благополучной семье. Развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений. Формировать у подростков традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности. Корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие .
Слайд 4
Критерии эффективности программы
Слайд 6
Цель: Обеспечение условий воспитания, обучения и развития свободной, критически мыслящей личности, соответствующей требованиям жизни в условиях рыночной экономики, способной к непрерывному повышению собственного уровня образования и культуры, интегрированных в мировое информационное пространство Механизм реализации программы: «Психолого-педагогическое сопровождения воспитанников детского дома в условиях обновленного содержания образования» Методический совет Педагогический совет Направление: – художественно-эстетическое; физкультурно-оздоровительное – социально-педагогическое; научно-техническое – краеведческое; патриотическое МО групп по типу семьи МО специалистов Ожидаемые результаты: – Преодоление негативный особенностей эмоционально-личностной сферы детей и подростков; – Повышение мотивации школьников на основе их личной заинтересованности; – Накопление опыта самостоятельной творческой деятельности через социальные практики; – Присвоение воспитанниками значимых ценностей, личное развитие; – Удовлетворение потребности в самореализации. Воспитатель Психолог Социальный педагог Юрист Задачи: – Создание адаптивного образовательного пространства, учитывающего потребности конкретных детей; – Психолого-педагогическое сопровождение детей, в том числе детей с особыми потребностями; – развитие профессиональных возможностей педагогических работников в создании развивающей среды; – развитие системы социального партнерства между субъектами образования и представителями социума. Культурный центр, Библиотека, театр ЦПД Детский творческий центр развития Школа Медийное интернет пространство НПО Воспитатель – тьютор План действий Реализовано Частично реализовано Не реализовано
Слайд 7
Этапы реализации Обобщающий 2021 г. Внедренческий 2018-2020 г.г. Подготовительный 2017-2018 г.г. 3 2 На подготовительном этапе 1 1 этап 2 этап 3 этап На внедренческом этапе: Наличие нормативно-правовой базы проекта (Программа, Программа мониторинга , Модель профессионального самоопределения воспитан ников). 2.Компетентность педагогов в вопросах профессионального самоопределения детей. 3.Готовность участников проекта к работе в новых условиях. На обобщаюшем этапе 1. Уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях. 2. Позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально -нравственный климат в семье. 3. Умение управлять своим эмоциональным состоянием. 4.Адекватная оценка воспитанниками своих способностей. 5.Знания воспитанников о запросах рынка труда. 6.100% выбор профессии выпускниками в соответствии со склонностями и способностями. 7.Вовлеченность колледжей и вузов в программе на основе договоров о творческом содружестве. 8.Реализация системы мониторинга результативности работы. 1.Обобщение результатов апробации инновационной модели. Качественная и количественная обработка результатов. 2.Проблемно-ориентированный анализ деятельности участников проекта. 3.Презентация и защита результатов деятельности в условиях проекта. 4.Рекомендации по внедрению Модели профессионального самоопределения воспитанников в учебный процесс организаций образования различного типа.
Слайд 8
Невозможность формирования некоторых компетенций у воспитанников Разработана модель воспитательной системы , обеспечивающая формирование жизненно важных компетенций воспитанников с опорой на национальные и общечеловеческие ценности Оторванность ребенка от семьи Инновационная направленность педагогической деятельности детского дома через работу ЦПД В силу органического заболевания сохраняется дефект , требующий инклюзивного образования в массовой школе Имеется возможность проводить качественную коррекцию в развитии и устранение дефектов через посещение классов с инклюзивным образованием Отсутствие единых критериальных ценностей деятельности школы и детского дома Цели и задачи школы определенные в стандартах образования согласовано с целями и задачами детского дома на основе ценностей общенациональной патриотической идеи « Мәңгілік ел » Разновозрастные дети будут разбросаны в разные учреждения Попадая в группы по типу семьи , дети укрепляют сибилинговые отношения , что позволит поддерживать отношения после выпуска из детского дома Проблемы Пути решения
Слайд 9
Формы и методы воспитательной технологии Традиционные Инновационные Интегрированное, учебно-практическое занятие Агит-бригада Круглый стол Анкетирование Тестирование Мозговой штурм Тренинг общения Диалог «Педагог – воспитанник» Арт технология ( сказкотерапия , фотоколлаж и др ) Воспитательный час Игра-занятие Личностно-ориентированная технология Шоу технологии (организация публичных конкурсов, викторин, соревнований, КВН) Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты) Кейс техологии Групповая проблемная работа (разработка проектов) Социальное поектирование . Информационное « зеркало » (различные формы настенных объявлений, стенды) Технология проектов Коллективное творческое дело Информационно-коммуникативые ( создание сайтов , видеосюжеты , интернет , медиатека )
Слайд 10
Ожидаемые результаты 1 2 3 Апробация и внедрение новых современных образовательных технологий . Разработка методических материалов для новых форм организации воспитательного процесса Участие в проектах направленных на обновление технологий , форм , методов работы с воспитанниками детского дома Повысить профессиональную компетентность и уровень педагогического мастерства в овладении различными методами и технологиями в целях улучшения качества воспитательного воздействия Участие в проектах , направленных на самосовершенствование педагогов и воспитанников Создание системы мониторинга личностных достижений воспитанников Разработка педагогами индивидуальных творческих проектов и их защита Создание эффективной системы сопровождения , опирающейся на разработанный педагогами индивидуальный план сопровождения
Слайд 11
Цель: Формирование у учащихся системы знаний и целостного видения мира, готовности к образованию в течение всей жизни, саморазвитию и самовоспитанию, развитие индивидуальности и творческих способностей, социализация и духовно-нравственное воспитание, любовь к Родине . Цели и задачи школы согласованные с целями и задачами детского дома. Существующие Начальная школа Основная школа Старшая школа Обучение основным навыкам чтения, письма и математики Формирование основ духовно-нравственных ценностей Завершение базового образования Развитие самостоятельности путем гармоничного сочетания различных видов учебной , проектной , исследовательской и внеурочной деятельности Развитие мировоззрения учащихся , принципов , норм поведения , навыков как основы для дальнейшего самообразования , профессионального и гражданского самоопределения учащихся Расширенные Формирование первоначальных знаний о человеке , природе и обществе Формирование основ знаний и навыков для обучения в течение всей жизни и развития личности Развитие социальных навыков и мобильности учащихся , осознания собственных интересов , перспектив и выбора своего дальнейшего жизненного пути Дополнительные Развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации, установления причинно-следственных связей в соответствии с возрастными возможностями Развития мыслительных навыков , творческих способностей учащихся , приобретения необходимых для обучения умений и навыков , которые будут являться фундаментом для дальнейшего познания окружающей действительности , осознания своего места в мире , раскрытия себя как личности и развития интеллекта Развитие навыков критического и творческого мышления как основы для самовыражения и взаимодействия в социуме Обеспечение самоопределения учащихся в выборе направления обучения (определение предметов для дальнейшего углубленного изучения по направлениям) Развития самостоятельности путем гармоничного сочетания всех видов деятельности : учебной проектной и исследовательской Обеспечение возможности широкого выбора стандартного, углубленного изучения предметов Академическая подготовка учащихся к поступлению в ВУЗы Более интенсивное и целенаправленное развитие учебных , коммуникативных , социальных , исследовательских навыков и умений решать проблемы . Происходит социальное , профессиональное и гражданское самоопределение учащихся
Слайд 12
Ценности, определенные в Стандартах образования Ценности общенациональной патриотической идеи « Мәңгілік Ел» Преданность и патриотизм Независимость Казахстана и Астана Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность ( любовь к Родине и народу , гордость за достижения страны , служение интересам Казахстана ) ТрудолюбиеОбщество Всеобщего Труда Экономический рост на основе индустриализации и инноваций Труд и творчество ( умение организовать свою работу , активность , инициативность , добросовестность , увлеченность в работе , достижение лучшего результата ) Гражданское равенство Толерантность Общность истории , культуры и языка Уважение ( гордость , теплые чувства и заботливое отношение к родителям , к семье , к старшим , к друзьям , к людям ) Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем Сотрудничество ( умение работать в команде с друзьями , учителями , школьным и местным сообществом , с гражданами разных стран ) Честность . Светское общество и высокая духовность Национальное единство , мир и согласие в нашем обществе Открытость ( искренность в личных и деловых отношениях , академическая честность , готовность к совместной работе с другими людьми , достижение совместных целей ) Культ учености и образования Образование в течение всей жизни ( рост знаний и навыков , развитие потенциала личности , развитие экономики знаний , рост конкурентоспособности нации )
Слайд 13
2 4 1 3 Организация деятельности, активизация работы: Динамика развития ребенка за период пребывания в группе. Развитие ценностных ориентаций, превращение обобщенного социального опыта во внутреннюю силу, мотив, побуждающий ребенка к социальной деятельности; Формирование у воспитанников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи « Мәңгілік Ел» Уровень воспитанности (показатель результативности оценки воспитательного процесса) Педагогический анализ воспитательной работы (показатель оценки воспитательного процесса) Профессиональное развитие педагогов усовершенствование менеджмента и мониторинга развития детского дома. квалификация профессионализм продуктивность Социализированность воспитанников Ценностная ориентация Ценностная устойчивость Наличие устойчивого интереса к чему-либо и мере его реализации Адекватность самооценки Наличие практических умений Знание источников информации и умение найти в них необходимую объективную информацию Сформированность отношения к другому человеку как высшей ценности Наличие жизненных планов и представлений о способах их реализации Основные к ритерии
Источник