Программа развития ребенка 7 класс с умственной отсталостью

Программа развития ребенка 7 класс с умственной отсталостью thumbnail

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №5 »

для обучающихся 5,7, классов

с умеренной умственной отсталостью.

Коррекционно – развивающие занятия.

Пояснительная записка.

Цель, решаемая при реализации программы: коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.

Основные задачи реализации программы: 

– психологическое изучение готовности ребенка к школе;

– создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе;

– развитие интеллектуальных способностей (мышление);

– развитие памяти, внимания, воображения;

– развитие познавательной активности;

– развитие мелкой и крупной моторики;

– сформировать внутреннюю позицию школьника.

Создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов.

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью.

Одной из важных задач, стоящих перед специальной (коррекционной) школой VIII вида, является социальная адаптация учащихся. Эта задача может быть решена только при условии формирования у детей навыков социального взаимодействия, прежде всего, общения. Полноценная социальная адаптация человека возможна при развитом  умении использовать свою речь, правильно воспринимать чужую, жить и работать в коллективе, вступать с людьми в личные и деловые отношения. Социальная адаптация развивающейся личности невозможна без общения и взаимодействия.

У детей с умеренной умственной отсталостью неизбежно возникают трудности в процессе социализации, во многом это связано с недостаточной сформированностью навыков общения, речевым развитием. Представления об окружающем мире у таких детей ограничены, интересы, потребности и мотивы характеризуются примитивностьюВ связи с тем, что развитие коммуникативных навыков является одним из условий психического развития и успешной социализации ребенка с умственной отсталостью возникает необходимость внедрения в коррекционно-развивающий процесс инновационных методов и технологий, существенно повышающих результативность работы педагогов.

Одним из важнейших направлений работы с детьми данной категории является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.

 Представленные упражнения  используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

Формы организации образовательного процесса:

Основными формами и методами обучения является игры (сюжетно-ролевые дидактические, театрализованные, подвижные игры) и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы работы. Они развивают познавательную деятельность ребенка, помогают лучше усваивать учебный материал.

В основу содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся

Работа на коррекционно-развивающих занятиях включает в себя следующие виды работы:

      • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

  • рассматривание наглядных пособий,

      • чтение стихов, сказок, рассказов, проговаривание скороговорок;

      • прослушивание песен и стихов;

      • организация подвижных игр;

Место учебного предмета в учебном плане.

На предмет «Коррекционно-развивающие занятия » в учебном плане отводится: в пятом классе – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, в седьмом классе- 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Содержание учебно-тематического плана 5 класс.

11

4

Мышление.

Развитие универсальных мыслительных операций. Игры и упражнения «Восстанови слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру», «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Найди слова», «Вставь по аналогии» и др.

10

5

Связная речь.

Развитию связной разговорной речи. Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом, проговаривание скороговорок

11

6

Повторение пройденного материала.

Диагностическая работа.

4

4

7

Итого за год

68

Планируемые предметные результаты обучения к концу 5 класса:

Учащиеся должны уметь:

– слушать и понимать обращенную к ним речь;

– действовать в соответствии с условиями игры;

– соотносить реальные предметы с их графическим изображением;

– соотносить величину: большой – маленький, длинный – короткий, толстый – тонкий,

высокий – низкий;

– выполнять простейшие подражательные движения ( попрыгать как обезьяна, ходит как медведь, помахать

руками как птичка крыльями);

– выполнять простейшие действия с атрибутами игры;

– различать и называть четыре цвета: красный, синий, желтый, зеленый;

– правильно раскрашивать с соблюдением контура;

– пользоваться приемами лепки: раскатывание прямыми движениями ладоней (палочки),

раскатывание кругообразными движениями ладоней (шарики), сплющивание (блины),

– правильно захватывать разные по величине предметы одной и двумя руками, передавать

предметы друг другу;

– рисовать графические узоры.

Знать:

– правила поведения со взрослыми и сверстниками;

– несколько чистоговорок.

Календарно-тематическое планирование занятий.

5 класс

06.09.2018

13.09.2018

    Развитие внимания на уроках математики.

    2

    13.09.2018

    17.09.2018

      Развитие связной речи.

      2

      20.09.2018

      24.09.2018

        Дисграфические ошибки на уроках письма и работа

        над ними.

        2

        27.09.2018 01.10.2018

          Рисование графических узоров

          2

          04.10.2018 08.10.2018

            Развитие памяти.

            2

            11.10.2018 15.10.2018

              Математические игры.

              1

              18.10.2018

                Повторение пройденного материала.

                2

                22.10.2018

                25.10.2018

                2 четверть.

                  Развитие мелкой моторики.

                  2

                  08.11.2018 12.11.2018

                    Развитие мелкой моторики.

                    2

                    15.11.2018 19.11.2018

                      Развитие памяти.

                      Развитие внимания и памяти.

                      2

                      22.11.2018 26.11.2018

                        Развитие внимания.

                        2

                        29.11.2018 03.12.2018

                          Развитие мышления.

                          2

                          06.12.2018 10.12.2018

                            Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.

                            3

                            13.12.2018

                            17.12.2018

                            20.12.2018

                              Диагностическая работа.

                              2

                              24.12.2018

                              27.12.2018

                              3 четверть.

                                Развитие мелкой моторики на уроках письма и развития речи.

                                2

                                10.01.2019

                                14.01.2019

                                  Рисование графических узоров

                                  2

                                  17.01.2019

                                  21.01.2019

                                    Развитие памяти: «Последовательность», «Запомни цифру».

                                    2

                                    24.01.2019

                                    28.01.2019

                                      Развитие мышления «Кто лишний», «Найди лишнее слово».

                                      2

                                      31.01.2019

                                      04.02.2019

                                        Развитие быстроты реакции.

                                        2

                                        07.02.2019

                                        11.02.2019

                                          Развитие связной речи.

                                          2

                                          14.02.2019

                                          18.02.2019

                                            Развитие мелкой моторики

                                            2

                                            21.02.2019

                                            25.02.2019

                                              Развитие внимания на уроках математики.

                                              2

                                              28.02.2019

                                              04.03.2019

                                                Развитие внимания и памяти.

                                                3

                                                07.03.2019

                                                11.03.2019

                                                14.03.2019

                                                Повторение и закрепление пройденного материала.

                                                2

                                                18.03.2019

                                                21.03.2019

                                                  4 четверть.

                                                    Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.

                                                    2

                                                    01.04.2019

                                                    04.04.2019

                                                      Графические узоры.

                                                      2

                                                      08.04.2019

                                                      11.04.2019

                                                        Развитие внимания:«Найди отличия», «Подбери фигуру».

                                                        2

                                                        15.04.2019

                                                        18.04.2019

                                                          Развитие быстроты реакции.

                                                          2

                                                          22.04.2019

                                                          25.04.2019

                                                            Развитие памяти.

                                                            2

                                                            29.04.2019

                                                            02.05.2019

                                                              Графические узоры.

                                                              2

                                                              06.05.2019

                                                              13.05.2019

                                                                Развитие связной речи. Составь рассказ по картинкам.

                                                                1

                                                                16.05.2019

                                                                  Диагностическая работа.

                                                                  2

                                                                  20.05.2019

                                                                  23.05.2019

                                                                    Всего:

                                                                    68

                                                                    Содержание учебно-тематического плана 7 класс.

                                                                    11

                                                                    4

                                                                    Мышление.

                                                                    Развитие универсальных мыслительных операций. Игры и упражнения «Восстанови слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру», «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Найди слова», «Вставь по аналогии» и др.

                                                                    10

                                                                    5

                                                                    Связная речь.

                                                                    Развитию связной разговорной речи. Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

                                                                    Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом, проговаривание скороговорок

                                                                    11

                                                                    6

                                                                    Повторение пройденного материала.

                                                                    Диагностическая работа.

                                                                    4

                                                                    4

                                                                    Итого за год

                                                                    68

                                                                    Учащиеся должны уметь:

                                                                    – слушать и понимать обращенную к ним речь;

                                                                    – действовать в соответствии с условиями игры;

                                                                    -выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук, ловкости рук, уметь брать, держать, перекладывать предметы разных размеров.

                                                                    -рисовать по клеточкам, рисование («нетрадиционное», «штрих», «Нарисуй такую же фигуру», и др.), игры с пальчиками, игры со спичками и палочками, игры с крупами, аппликация, лепка, упражнения из практической жизни.

                                                                    – рисовать графические узоры;

                                                                    – делать постройки из детских наборов строительного материала.

                                                                    – соотносить реальные предметы с их графическим изображением;

                                                                    – соотносить величину;

                                                                    – выполнять подражательные движения ( лисы, зайца, медведя и т.д.)

                                                                    – выполнять простейшие действия с атрибутами игры;

                                                                    – различать и называть цвета;

                                                                    – пользоваться приемами лепки;

                                                                    – правильно раскрашивать с соблюдением контура.

                                                                    Знать:

                                                                    – правила поведения со взрослыми и сверстниками;

                                                                    – несколько чистоговорок.

                                                                    Календарно-тематическое планирование занятий.

                                                                    7 класс

                                                                    06.09.2018

                                                                    10.09.2018

                                                                    3

                                                                    Развитие внимания на уроках письма.

                                                                    2

                                                                    13.09.2018

                                                                    17.09.2018

                                                                    4

                                                                    Развитие связной речи.

                                                                    2

                                                                    20.09.2018

                                                                    24.09.2018

                                                                    5

                                                                    Дисграфические ошибки на уроках письма и работа над ними.

                                                                    2

                                                                    27.09.2018 01.10.2018

                                                                    6

                                                                    Рисование графических узоров

                                                                    2

                                                                    04.10.2018

                                                                    08.10.2018

                                                                    7

                                                                    Развитие памяти.

                                                                    2

                                                                    11.10.2018

                                                                    15.10.2018

                                                                    8

                                                                    Математические игры.

                                                                    1

                                                                    18.10.2018

                                                                    9

                                                                    Повторение пройденного материала.

                                                                    2

                                                                    22.10.2018

                                                                    25.10.2018

                                                                    2 четверть.

                                                                    10

                                                                    Развитие мелкой моторики.

                                                                    2

                                                                    08.11.2018

                                                                    12.11.2018

                                                                    11

                                                                    Развитие мелкой моторики.

                                                                    2

                                                                    15.11.2018

                                                                    19.11.2018

                                                                    12

                                                                    Развитие памяти.

                                                                    2

                                                                    22.11.2018

                                                                    26.11.2018

                                                                    13

                                                                    Развитие внимания.

                                                                    2

                                                                    29.11.2018

                                                                    03.12.2018

                                                                    14

                                                                    Развитие мышления.

                                                                    2

                                                                    06.12.2018

                                                                    10.12.2018

                                                                    15

                                                                    Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.

                                                                    3

                                                                    13.12.2018

                                                                    17.12.2018

                                                                    20.12.2018

                                                                    16

                                                                    Рисование графических узоров

                                                                    2

                                                                    24.12.2018

                                                                    27.12.2018

                                                                    17

                                                                    Диагностическая работа.

                                                                    3 четверть.

                                                                    18

                                                                    Развитие мелкой моторики на уроках письма и развития речи.

                                                                    2

                                                                    10.01.2019

                                                                    14.01.2019

                                                                    19

                                                                    Рисование графических узоров

                                                                    2

                                                                    17.01.2019

                                                                    21.01.2019

                                                                    20

                                                                    Развитие памяти: «Составь такую же фигуру». «Восстанови слова».

                                                                    2

                                                                    24.01.2019

                                                                    28.01.2019

                                                                    21

                                                                    Развитие мышления «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Вставь знаки».

                                                                    2

                                                                    31.01.2019

                                                                    04.02.2019

                                                                    22

                                                                    Развитие быстроты реакции.

                                                                    2

                                                                    07.02.2019

                                                                    11.02.2019

                                                                    23

                                                                    Развитие связной речи.

                                                                    2

                                                                    14.02.2019

                                                                    18.02.2019

                                                                    24

                                                                    Развитие мелкой моторики

                                                                    2

                                                                    21.02.2019

                                                                    25.02.2019

                                                                    25

                                                                    Развитие мышления на уроках математики

                                                                    2

                                                                    28.02.2019

                                                                    04.03.2019

                                                                    26

                                                                    Графические узоры.

                                                                    3

                                                                    07.03.2019

                                                                    11.03.2019

                                                                    14.03.2019

                                                                    27

                                                                    Развитие мелкой моторики.

                                                                    2

                                                                    18.03.2019

                                                                    21.03.2019

                                                                    28

                                                                    Повторение и закрепление пройденного материала.

                                                                    4 четверть.

                                                                    29

                                                                    Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.

                                                                    2

                                                                    01.04.2019

                                                                    04.04.2019

                                                                    30

                                                                    Графические узоры.

                                                                    2

                                                                    08.04.2019

                                                                    11.04.2019

                                                                    31

                                                                    Развитие внимания «Найди лишнее слово», «Найди отличия».

                                                                    2

                                                                    15.04.2019

                                                                    18.04.2019

                                                                    32

                                                                    Развитие быстроты реакции.

                                                                    2

                                                                    22.04.2019

                                                                    25.04.2019

                                                                    33

                                                                    Развитие памяти: «Составь такую же фигуру». «Восстанови слова».

                                                                    2

                                                                    29.04.2019

                                                                    02.05.2019

                                                                    34

                                                                    Графические узоры.

                                                                    2

                                                                    06.05.2019

                                                                    13.05.2019

                                                                    35

                                                                    Развитие связной речи. Составь рассказ по картинкам.

                                                                    1

                                                                    16.05.2019

                                                                    36

                                                                    Повторение пройденного материала.

                                                                    2

                                                                    20.05.2019

                                                                    23.05.2019

                                                                    37

                                                                    Диагностическая работа.

                                                                    38

                                                                    Всего:

                                                                    68

                                                                    Учебно-методическое обеспечение:

                                                                    1. Выдриной Н.Н. “Развитие эмоционально- волевой сферы средствами арт-терапии”, Локаловой Н.П.  «120 уроков психологического развития младших школьников», «Четыре путешествия» Л.М. Новиковой, И.В. Самойловой.

                                                                    2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения умственно-отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.

                                                                    3. Новоторцева. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

                                                                    4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 184с.

                                                                    5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

                                                                    6. Развивающие задания: 1 класс / сост. Е.В.Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

                                                                    7. Развивающие задания: 2 класс / сост. Е.В.Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

                                                                    Материально-техническое оснащение образовательного процесса:

                                                                    1. Карточки для развития памяти, внимания, мышления.

                                                                    2. Счетные палочки.

                                                                    3.Раздаточный материал(Яблоки, апельсины, ананасы, животные, мебель, рыбы и т.д.)

                                                                    4.Раздаточный геометрический материал (Кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники).

                                                                    5.Трафареты по обводке контуров разной тематики «Животные», «Фрукты», «Овощи», «Инструменты», «Птицы» и др.

                                                                    6.Наборы мелков, карандашей.

                                                                    7.Массажеры для пальчиков.

                                                                    Источник

                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                    Директор ГБОУ Школа № 90

                                                                    ______________  В.В.Волосков

                                                                    город Москва, Северный административный округ

                                                                    __________________________________________________________

                                                                    (территориальный, административный округ (город, район, поселок)

                                                                    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                    «Школа №90 имени Героя Советского Союза Е.Г. Ларикова»

                                                                    __________________________________________________________

                                                                    (полное наименование образовательного учреждения)

                                                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                    по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

                                                                    Ступень обучения (класс)         7 «п»

                                                                    Количество часов:    1 час  в неделю

                                                                    Составитель (ли):   учитель   Батурова Т.Н.

                                                                       Программа составлена на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.

                                                                    Пояснительная записка

                                                                    Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является коррекционным курсом занятий.  

                                                                    Цель программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» – максимальная коррекция, имеющихся у учащихся недостатков развития.

                                                                    Курс предусматривает изучение следующих разделов:

                                                                    — развитие моторики, графомоторных навыков;

                                                                    — тактильно-двигательное восприятие;

                                                                    — кинестетическое и кинетическое развитие;

                                                                    — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

                                                                    — развитие зрительного восприятия;

                                                                    — развитие слухового восприятия;

                                                                    — восприятие пространства и времени.

                                                                    Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

                                                                    Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел «Тактильно-двигательное восприятие». Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно  затруднено. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

                                                                    Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

                                                                    Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

                                                                    Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

                                                                    Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и низкий уровень развития познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

                                                                    Работа над разделом «Восприятие пространства и времени» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затруднения, вызванные недостаточной сформированностью пространственно-временной ориентировки, проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения отмечены как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях. Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты.

                                                                    Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы,   лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

                                                                    Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся данной категории недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности. Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием, являясь неотъемлемой его частью.

                                                                    Нормативно-правовые документы:

                                                                    1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)

                                                                    2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Школа №90».

                                                                    Данная рабочая программа по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов»  для 7 «п» класса составлена на основе:

                                                                     Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.

                                                                    Согласно учебному плану ОУ количество часов курса коррекционных занятий  «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составляет 1 час в неделю.

                                                                    Содержание  программы курса

                                                                     «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

                                                                    Раздел

                                                                    Кол-во

                                                                    часов

                                                                    Краткое содержание раздела

                                                                    Определение уровня развития сенсорных процессов

                                                                    Диагностика детей с целью дальнейшего психологического анализа психофизической сферы обучающихся.

                                                                    Развитие моторики, графомоторных навыков.

                                                                    Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Совершенствование точности мелких движений рук.

                                                                    Тактильно-двигательное восприятие.

                                                                    Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам. Игры с мелкой мозаикой, паззлами, передвижными головоломками.

                                                                    Кинестетическое и кинетическое развитие.

                                                                    Игры на выполнение воображаемых действий.

                                                                    Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

                                                                    Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов.

                                                                    Цветовой спектр. Смешение цветов.

                                                                    Развитие зрительного восприятия.

                                                                    Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Назови по памяти», гимнастика для глаз.

                                                                    Восприятие пространства и времени.

                                                                    Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного.

                                                                    Ориентирование на улице. Цикличность: год, неделя.

                                                                    25 ч.

                                                                    Оценка результатов достижений

                                                                         Результаты достижений обучающихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений  производятся по триместрам безоценочно и предполагают три уровня освоения программы:

                                                                    • Материал усвоен;

                                                                    • Частично усвоен;

                                                                    • Не усвоен.

                                                                    Предполагаемые предметные результаты:

                                                                    В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

                                                                    — ориентироваться на сенсорные эталоны;

                                                                    — узнавать предметы по заданным признакам;

                                                                    — сравнивать предметы по внешним признакам;

                                                                    — классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

                                                                    — составлять  ряды предметов и их изображений по разным признакам;

                                                                     практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

                                                                    — давать полное описание объектов и явлений;

                                                                    — различать противоположно направленные действия и явления;

                                                                    — видеть временные рамки своей деятельности;

                                                                    — определять последовательность событий;

                                                                    — ориентироваться в пространстве;

                                                                    — целенаправленно выполнять действия по инструкции;

                                                                    — самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

                                                                    — опосредовать свою деятельность речью.

                                                                         Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

                                                                    Учебно – методическое обеспечение курса.

                                                                    1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество.- Москва, изд-во «Просвещение».
                                                                    2. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.
                                                                    3. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
                                                                    4. Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..
                                                                    5. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.
                                                                    6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.
                                                                    7. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.
                                                                    8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.
                                                                    9. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
                                                                    10. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
                                                                    11. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
                                                                    12. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».
                                                                    13. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.
                                                                    14. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М.
                                                                    15. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера».
                                                                    16. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.

                                                                    Календарно-тематическое планирование курса

                                                                    «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

                                                                    дата

                                                                    тема

                                                                      Кинестетические пробы.

                                                                        Определение пространственных направлений.

                                                                          Д/и «Что изменилось?»

                                                                            Конструирование изображения из плоскостных деталей.

                                                                              Определение на ощупь заданных сенсорных эталонов предмета (величина, форма).

                                                                                Нахождение нелепиц на картинках.

                                                                                  Д/и «Лабиринт».

                                                                                    Тренировка зрительной памяти. Д/и «Нарисуй по памяти».

                                                                                      Нахождение  изображений  предметов по наложенным картинкам.

                                                                                        Д/и «Узнай по описанию».

                                                                                          Сравнение предметных (сюжетных) картинок.

                                                                                            Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

                                                                                              Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.

                                                                                                Упражнения на выполнение штриховки и обведение предметов по контуру.

                                                                                                  Целостность восприятия. Д/и «Дорисуй».

                                                                                                    Серия сюжетных картинок.

                                                                                                      Игры на внимание. Д/и  “Чего не хватает?»

                                                                                                        Пальчиковые игры.

                                                                                                          Временные представления. Неделя, месяц, год.

                                                                                                            Ориентировка в пространстве относительно себя.

                                                                                                              Тактильные ощущения. Определение поверхности предметов на ощупь.

                                                                                                                Согласованность  движений при выполнении задания двумя руками.

                                                                                                                  Глазодвигательная координация. Шнуровка.

                                                                                                                    Обобщающие упражнения на активизацию ВПФ.

                                                                                                                      Обобщение ранее приобретенных навыков.

                                                                                                                      Источник