Программа развития ребенка 7 класс с умственной отсталостью
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №5 »
для обучающихся 5,7, классов
с умеренной умственной отсталостью.
Коррекционно – развивающие занятия.
Пояснительная записка.
Цель, решаемая при реализации программы: коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.
Основные задачи реализации программы:
– психологическое изучение готовности ребенка к школе;
– создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе;
– развитие интеллектуальных способностей (мышление);
– развитие памяти, внимания, воображения;
– развитие познавательной активности;
– развитие мелкой и крупной моторики;
– сформировать внутреннюю позицию школьника.
Создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью.
Одной из важных задач, стоящих перед специальной (коррекционной) школой VIII вида, является социальная адаптация учащихся. Эта задача может быть решена только при условии формирования у детей навыков социального взаимодействия, прежде всего, общения. Полноценная социальная адаптация человека возможна при развитом умении использовать свою речь, правильно воспринимать чужую, жить и работать в коллективе, вступать с людьми в личные и деловые отношения. Социальная адаптация развивающейся личности невозможна без общения и взаимодействия.
У детей с умеренной умственной отсталостью неизбежно возникают трудности в процессе социализации, во многом это связано с недостаточной сформированностью навыков общения, речевым развитием. Представления об окружающем мире у таких детей ограничены, интересы, потребности и мотивы характеризуются примитивностьюВ связи с тем, что развитие коммуникативных навыков является одним из условий психического развития и успешной социализации ребенка с умственной отсталостью возникает необходимость внедрения в коррекционно-развивающий процесс инновационных методов и технологий, существенно повышающих результативность работы педагогов.
Одним из важнейших направлений работы с детьми данной категории является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.
Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.
Формы организации образовательного процесса:
Основными формами и методами обучения является игры (сюжетно-ролевые дидактические, театрализованные, подвижные игры) и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы работы. Они развивают познавательную деятельность ребенка, помогают лучше усваивать учебный материал.
В основу содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся
Работа на коррекционно-развивающих занятиях включает в себя следующие виды работы:
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
рассматривание наглядных пособий,
чтение стихов, сказок, рассказов, проговаривание скороговорок;
прослушивание песен и стихов;
организация подвижных игр;
Место учебного предмета в учебном плане.
На предмет «Коррекционно-развивающие занятия » в учебном плане отводится: в пятом классе – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, в седьмом классе- 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Содержание учебно-тематического плана 5 класс.
11
4
Мышление.
Развитие универсальных мыслительных операций. Игры и упражнения «Восстанови слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру», «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Найди слова», «Вставь по аналогии» и др.
10
5
Связная речь.
Развитию связной разговорной речи. Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом, проговаривание скороговорок
11
6
Повторение пройденного материала.
Диагностическая работа.
4
4
7
Итого за год
68
Планируемые предметные результаты обучения к концу 5 класса:
Учащиеся должны уметь:
– слушать и понимать обращенную к ним речь;
– действовать в соответствии с условиями игры;
– соотносить реальные предметы с их графическим изображением;
– соотносить величину: большой – маленький, длинный – короткий, толстый – тонкий,
высокий – низкий;
– выполнять простейшие подражательные движения ( попрыгать как обезьяна, ходит как медведь, помахать
руками как птичка крыльями);
– выполнять простейшие действия с атрибутами игры;
– различать и называть четыре цвета: красный, синий, желтый, зеленый;
– правильно раскрашивать с соблюдением контура;
– пользоваться приемами лепки: раскатывание прямыми движениями ладоней (палочки),
раскатывание кругообразными движениями ладоней (шарики), сплющивание (блины),
– правильно захватывать разные по величине предметы одной и двумя руками, передавать
предметы друг другу;
– рисовать графические узоры.
Знать:
– правила поведения со взрослыми и сверстниками;
– несколько чистоговорок.
Календарно-тематическое планирование занятий.
5 класс
06.09.2018
13.09.2018
Развитие внимания на уроках математики.
2
13.09.2018
17.09.2018
Развитие связной речи.
2
20.09.2018
24.09.2018
Дисграфические ошибки на уроках письма и работа
над ними.
2
27.09.2018 01.10.2018
Рисование графических узоров
2
04.10.2018 08.10.2018
Развитие памяти.
2
11.10.2018 15.10.2018
Математические игры.
1
18.10.2018
Повторение пройденного материала.
2
22.10.2018
25.10.2018
2 четверть.
Развитие мелкой моторики.
2
08.11.2018 12.11.2018
Развитие мелкой моторики.
2
15.11.2018 19.11.2018
Развитие памяти.
Развитие внимания и памяти.
2
22.11.2018 26.11.2018
Развитие внимания.
2
29.11.2018 03.12.2018
Развитие мышления.
2
06.12.2018 10.12.2018
Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.
3
13.12.2018
17.12.2018
20.12.2018
Диагностическая работа.
2
24.12.2018
27.12.2018
3 четверть.
Развитие мелкой моторики на уроках письма и развития речи.
2
10.01.2019
14.01.2019
Рисование графических узоров
2
17.01.2019
21.01.2019
Развитие памяти: «Последовательность», «Запомни цифру».
2
24.01.2019
28.01.2019
Развитие мышления «Кто лишний», «Найди лишнее слово».
2
31.01.2019
04.02.2019
Развитие быстроты реакции.
2
07.02.2019
11.02.2019
Развитие связной речи.
2
14.02.2019
18.02.2019
Развитие мелкой моторики
2
21.02.2019
25.02.2019
Развитие внимания на уроках математики.
2
28.02.2019
04.03.2019
Развитие внимания и памяти.
3
07.03.2019
11.03.2019
14.03.2019
Повторение и закрепление пройденного материала.
2
18.03.2019
21.03.2019
4 четверть.
Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.
2
01.04.2019
04.04.2019
Графические узоры.
2
08.04.2019
11.04.2019
Развитие внимания:«Найди отличия», «Подбери фигуру».
2
15.04.2019
18.04.2019
Развитие быстроты реакции.
2
22.04.2019
25.04.2019
Развитие памяти.
2
29.04.2019
02.05.2019
Графические узоры.
2
06.05.2019
13.05.2019
Развитие связной речи. Составь рассказ по картинкам.
1
16.05.2019
Диагностическая работа.
2
20.05.2019
23.05.2019
Всего:
68
Содержание учебно-тематического плана 7 класс.
11
4
Мышление.
Развитие универсальных мыслительных операций. Игры и упражнения «Восстанови слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру», «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Найди слова», «Вставь по аналогии» и др.
10
5
Связная речь.
Развитию связной разговорной речи. Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом, проговаривание скороговорок
11
6
Повторение пройденного материала.
Диагностическая работа.
4
4
Итого за год
68
Учащиеся должны уметь:
– слушать и понимать обращенную к ним речь;
– действовать в соответствии с условиями игры;
-выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук, ловкости рук, уметь брать, держать, перекладывать предметы разных размеров.
-рисовать по клеточкам, рисование («нетрадиционное», «штрих», «Нарисуй такую же фигуру», и др.), игры с пальчиками, игры со спичками и палочками, игры с крупами, аппликация, лепка, упражнения из практической жизни.
– рисовать графические узоры;
– делать постройки из детских наборов строительного материала.
– соотносить реальные предметы с их графическим изображением;
– соотносить величину;
– выполнять подражательные движения ( лисы, зайца, медведя и т.д.)
– выполнять простейшие действия с атрибутами игры;
– различать и называть цвета;
– пользоваться приемами лепки;
– правильно раскрашивать с соблюдением контура.
Знать:
– правила поведения со взрослыми и сверстниками;
– несколько чистоговорок.
Календарно-тематическое планирование занятий.
7 класс
06.09.2018
10.09.2018
3
Развитие внимания на уроках письма.
2
13.09.2018
17.09.2018
4
Развитие связной речи.
2
20.09.2018
24.09.2018
5
Дисграфические ошибки на уроках письма и работа над ними.
2
27.09.2018 01.10.2018
6
Рисование графических узоров
2
04.10.2018
08.10.2018
7
Развитие памяти.
2
11.10.2018
15.10.2018
8
Математические игры.
1
18.10.2018
9
Повторение пройденного материала.
2
22.10.2018
25.10.2018
2 четверть.
10
Развитие мелкой моторики.
2
08.11.2018
12.11.2018
11
Развитие мелкой моторики.
2
15.11.2018
19.11.2018
12
Развитие памяти.
2
22.11.2018
26.11.2018
13
Развитие внимания.
2
29.11.2018
03.12.2018
14
Развитие мышления.
2
06.12.2018
10.12.2018
15
Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.
3
13.12.2018
17.12.2018
20.12.2018
16
Рисование графических узоров
2
24.12.2018
27.12.2018
17
Диагностическая работа.
3 четверть.
18
Развитие мелкой моторики на уроках письма и развития речи.
2
10.01.2019
14.01.2019
19
Рисование графических узоров
2
17.01.2019
21.01.2019
20
Развитие памяти: «Составь такую же фигуру». «Восстанови слова».
2
24.01.2019
28.01.2019
21
Развитие мышления «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Вставь знаки».
2
31.01.2019
04.02.2019
22
Развитие быстроты реакции.
2
07.02.2019
11.02.2019
23
Развитие связной речи.
2
14.02.2019
18.02.2019
24
Развитие мелкой моторики
2
21.02.2019
25.02.2019
25
Развитие мышления на уроках математики
2
28.02.2019
04.03.2019
26
Графические узоры.
3
07.03.2019
11.03.2019
14.03.2019
27
Развитие мелкой моторики.
2
18.03.2019
21.03.2019
28
Повторение и закрепление пройденного материала.
4 четверть.
29
Развитие связной речи. Составь рассказ по картине.
2
01.04.2019
04.04.2019
30
Графические узоры.
2
08.04.2019
11.04.2019
31
Развитие внимания «Найди лишнее слово», «Найди отличия».
2
15.04.2019
18.04.2019
32
Развитие быстроты реакции.
2
22.04.2019
25.04.2019
33
Развитие памяти: «Составь такую же фигуру». «Восстанови слова».
2
29.04.2019
02.05.2019
34
Графические узоры.
2
06.05.2019
13.05.2019
35
Развитие связной речи. Составь рассказ по картинкам.
1
16.05.2019
36
Повторение пройденного материала.
2
20.05.2019
23.05.2019
37
Диагностическая работа.
38
Всего:
68
Учебно-методическое обеспечение:
1. Выдриной Н.Н. “Развитие эмоционально- волевой сферы средствами арт-терапии”, Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников», «Четыре путешествия» Л.М. Новиковой, И.В. Самойловой.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения умственно-отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.
3. Новоторцева. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 184с.
5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
6. Развивающие задания: 1 класс / сост. Е.В.Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
7. Развивающие задания: 2 класс / сост. Е.В.Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
1. Карточки для развития памяти, внимания, мышления.
2. Счетные палочки.
3.Раздаточный материал(Яблоки, апельсины, ананасы, животные, мебель, рыбы и т.д.)
4.Раздаточный геометрический материал (Кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники).
5.Трафареты по обводке контуров разной тематики «Животные», «Фрукты», «Овощи», «Инструменты», «Птицы» и др.
6.Наборы мелков, карандашей.
7.Массажеры для пальчиков.
Источник
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа № 90
______________ В.В.Волосков
город Москва, Северный административный округ
__________________________________________________________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №90 имени Героя Советского Союза Е.Г. Ларикова»
__________________________________________________________
(полное наименование образовательного учреждения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Ступень обучения (класс) 7 «п»
Количество часов: 1 час в неделю
Составитель (ли): учитель Батурова Т.Н.
Программа составлена на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.
Пояснительная записка
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является коррекционным курсом занятий.
Цель программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» – максимальная коррекция, имеющихся у учащихся недостатков развития.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства и времени.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел «Тактильно-двигательное восприятие». Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и низкий уровень развития познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».
Работа над разделом «Восприятие пространства и времени» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затруднения, вызванные недостаточной сформированностью пространственно-временной ориентировки, проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения отмечены как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях. Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы, лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся данной категории недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности. Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием, являясь неотъемлемой его частью.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Школа №90».
Данная рабочая программа по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для 7 «п» класса составлена на основе:
Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.
Согласно учебному плану ОУ количество часов курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составляет 1 час в неделю.
Содержание программы курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание раздела |
Определение уровня развития сенсорных процессов | Диагностика детей с целью дальнейшего психологического анализа психофизической сферы обучающихся. | |
Развитие моторики, графомоторных навыков. | Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Совершенствование точности мелких движений рук. | |
Тактильно-двигательное восприятие. | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам. Игры с мелкой мозаикой, паззлами, передвижными головоломками. | |
Кинестетическое и кинетическое развитие. | Игры на выполнение воображаемых действий. | |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов. Цветовой спектр. Смешение цветов. | |
Развитие зрительного восприятия. | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Назови по памяти», гимнастика для глаз. | |
Восприятие пространства и времени. | Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного. Ориентирование на улице. Цикличность: год, неделя. | |
25 ч. |
Оценка результатов достижений
Результаты достижений обучающихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений производятся по триместрам безоценочно и предполагают три уровня освоения программы:
• Материал усвоен;
• Частично усвоен;
• Не усвоен.
Предполагаемые предметные результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять ряды предметов и их изображений по разным признакам;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
Учебно – методическое обеспечение курса.
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество.- Москва, изд-во «Просвещение».
- Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.
- Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
- Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..
- Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.
- Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.
- Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.
- Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
- Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
- Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
- Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.
- Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М.
- Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера».
- Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.
Календарно-тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
№ | дата | тема |
Кинестетические пробы. | ||
Определение пространственных направлений. | ||
Д/и «Что изменилось?» | ||
Конструирование изображения из плоскостных деталей. | ||
Определение на ощупь заданных сенсорных эталонов предмета (величина, форма). | ||
Нахождение нелепиц на картинках. | ||
Д/и «Лабиринт». | ||
Тренировка зрительной памяти. Д/и «Нарисуй по памяти». | ||
Нахождение изображений предметов по наложенным картинкам. | ||
Д/и «Узнай по описанию». | ||
Сравнение предметных (сюжетных) картинок. | ||
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа. | ||
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. | ||
Упражнения на выполнение штриховки и обведение предметов по контуру. | ||
Целостность восприятия. Д/и «Дорисуй». | ||
Серия сюжетных картинок. | ||
Игры на внимание. Д/и “Чего не хватает?» | ||
Пальчиковые игры. | ||
Временные представления. Неделя, месяц, год. | ||
Ориентировка в пространстве относительно себя. | ||
Тактильные ощущения. Определение поверхности предметов на ощупь. | ||
Согласованность движений при выполнении задания двумя руками. | ||
Глазодвигательная координация. Шнуровка. | ||
Обобщающие упражнения на активизацию ВПФ. | ||
Обобщение ранее приобретенных навыков. |
Источник