Программа развития ребенка 6 лет цель

Комитет образования и науки Администрации г.Новокузнецка

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

РАССМОТРЕНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

на заседании методического                                             Директор МОУ «Средняя

объединения                                                                       общеобразовательная

                                                                                             школа №14»

протокол №______________                                            ____________ Т.И.Колесова

от «____»___________2008 г.                                         «_____»___________2008 г.

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ  И  ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ  5 – 6 лет

                                                           Автор – составитель:

                                                           Петухова Н.А., учитель нач. классов

Новокузнецк

Введение

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникновением многовариативного образовательного пространства дошкольного и начального общего образования.

Проблемы преемственности:

  1. Несогласованность между « входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы.
  2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей со ступени дошкольного образования на ступень начального образования.
  3. Отсутствие системности при отборе содержания и организации образовательного процесса по ступеням дошкольного образования и начального образования.
  4. Неполное соблюдение психологической преемственности.
  5. Отсутствие единых образовательных программ.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основной успешности дошкольного обучения, а главное сохраняет «радость детства». В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности: отношение к окружающему миру, к сверстникам и взрослым; формируется эмоционально – нравственная сфера, способность переживать радость бытия.

С другой стороны – школа как приемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования не должна пониматься  только как подготовка детей к обучению.

Вступление ребенка в школьную жизнь подводит итог его дошкольному детству и сильно меняет социальную ситуацию его развития. Поэтому для того, чтобы начало обучения стало стартовой точкой следующего этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития может затормозиться, а школьная полноценно не начаться.

В связи с этим нами разработана рабочая программа, целью которой является: реализация единой линии развития ребенка на этапе дошкольного и школьного начального образования, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.

Задачи:

  1. Научить детей элементарным нормам общения.
  2. Расширить представление детей об окружающей действительности.
  3. Формировать личностные качества с учетом эмоционально – чувственной сферы.
  4. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  5. Развивать устную речь.
  6. Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.
  7. Обогатить словарный запас у детей.

Программа составлена на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.,

Гербовой В.В., Комаровой Т.С., а также с опорой на программу «Предшкольная пора» (ХХ1 век) под редакцией Виноградовой Н.Ф.

        Программа рассчитана на 156 часов. Режим проведения занятий: 2 раза в неделю, ежедневно проводятся 3 занятия по 25 минут каждое. Сроки реализации программы: с октября по май.

Понимая важность подготовки детей к школе, необходимо организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут выполнять требования учителя, сотрудничать с одноклассниками.

Все занятия проводятся в форме игры. Используются беседы, викторины, рассказы, конкурсы, обсуждение работ и обмен впечатлениями.

Формы организации педагогического процесса в зависимости от содержания материала индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

        Группы предшкольной подготовки создаются при школе для детей, не посещающих дошкольные учреждения и живущие на микроучастке школы.

Содержание программы.

Программа рассчитана на 6 часов в неделю (156 часов в год) и включает следующие разделы:

  1. «Мир общения».
  2. «Про все на свете».
  3. Обучение грамоте и развитию речи «АБВГДейка».
  4. Развитие математических представлений и понятий.
  5. Подготовка руки к письму.

Раздел I. «Мир общения» – 26 часов (1 час в неделю).

Цель: формирование социального опыта у детей, осознания элементарного взаимодействия в системе «Человек – природа – общество», воспитание нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.

Содержание раздела: познание себя и мира вокруг, взаимодействие и взаимоотношение; усвоение норм отношения к миру и поведения в нем; восприятие прекрасного через самостоятельное чувствование.

Умение и навыки к концу года:

  1. Различать и называть виды транспорта (надземный, подземный, воздушный, водный).
  2. Выбирать и группировать предметы в соответствии познавательной задачи.
  3. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ, последовательно и логично.
  4. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.
  5. В общении с взрослыми и сверстниками пользоваться вежливыми словами.
  6. Употреблять синонимы, антонимы.
  7. Уметь слушать чтение литературных произведений, пересказывать их.

Раздел II. «Про все на свете» – 26 часов (1 час в неделю).

Цель: развитие познавательной деятельности у детей, научного миропонимания, экологической, санитарно – гигиенической и этической культуры, творческих способностей, патриотических чувств,

 пополнение знаний о мире природы и мире людей ближайшего окружения ребенка.

Содержание раздела: почему лето сменяется осенью, осень зимою, а потом бывает весна; животные, насекомые, птицы рядом; чем живет лес; секреты мелодии и ритма; колыбельные песни; веселые стихи поэтов для детей; потешки, прибаутки, песенки; друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Умения и навыки к концу года:

  1. Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  2. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, о домашних и диких животных, птицах; о Красной книге; о природе родного края.
  3. Иметь представление о труде взрослых; о государственных праздниках; о школе.
  4. Иметь представление о том, что Москва – главный город нашей страны, что там работает президент и правительство.
  5. Иметь представление о родном городе и районе.
Читайте также:  Речевое развитие ребенка с легкой умственной отсталостью

Раздел III. Обучение грамоте и развитию речи «АБВГДейка» – 26 часов (1 час в неделю)

Цель: формирование элементарных знаний о звуке, слоге, слове,  предложении; развитие интереса к чтению.

        Содержание раздела: представление о звуке, различие звуков на слух, выделение в словах отдельных звуков, слого – звуковой анализ, соотношение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его слого – звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми словами и предъявленными слого – звуковыми схемами – моделями. Знакомство с буквами русского языка, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

Умения и навыки к концу года:

  1. Знать звуки и буквы русского языка, осознавать их основные отличия, усваивать правила общения.
  2. Уметь выразительно читать наизусть, пересказывать небольшие тексты после прослушивания, сочинять самостоятельно или по заданию.
  3. Различать понятия звук, слог, слово, предложение. Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Раздел IV. Развитие математических представлений и понятий – 52 часа ( 2 часа в неделю)

Цель: развитие элементарных математических понятий и представлений, познавательной деятельности, интеллекта.

        Содержание раздела: активизация представлений о числах до 10, понятия закономерности построения числового ряда, овладения способами сравнения предметов, расширения представлений о форме и о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах, обогащение временных характеристик, обогащение математических понятий через доступные образы, формирование элементарных действий контроля и оценки.

Умения и навыки к концу года:

  1. Иметь элементарные представления и понятия о числах, геометрических фигурах.
  2. Знать как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  3. Знать цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9; знаки +, -, =.
  4. Знать название текущего месяца, последовательность дней недели.
  5. Уметь называть числа в прямом и обратном порядке.
  6. Уметь соотносить цифру и число предметов.
  7. Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
  8. Уметь ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

.

Раздел V. Подготовка руки к письму – 26 часов (1 час в неделю)

Цель: развитие основных движений, мелкой моторики, формирование грамматических навыков, координацию движений мелких мышц, составляющих кисть руки.

        Содержание раздела: раскрашивание, рисование узоров, штриховку, восприятие графических узоров по клеточкам, обведение контуров. Все упражнения направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки, развитие интеллектуальных способностей.

Умения и навыки к концу года:

  1. Уметь рисовать прямые линии, соединений линий по точкам.
  2. Уметь рисовать фигуры и раскрашивать рисунки.
  3. Уметь штриховать фигуры в заданном направлении.
  4. Уметь находить  рабочую строку.
  5. Уметь правильно держать ручку, карандаш.

Тематическое планирование занятий «Мир общения».

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Твои любимые книжки.

2 часа

2

Мы – хорошие друзья.

2 часа

3

Культура общения.

2 часа

4

Могут ли «разговаривать» предметы?

2 часа

5

Слова и предметы.

2 часа

6

Учимся читать дорожные знаки.

2 часа

7

Слова и рисунки.

2 часа

8

Читаем стихи и сказки с помощью схем.

2 часа

9

Мир полон звуков.

2 часа

10

Веселые стихи для детей.

2 часа

11

Классификация слов предметов.

2 часа

12

Узнай предмет.

2 часа

13

Мир общения.

2 часа

Итого:

26 часов

Тематическое планирование занятий «Про все на свете»

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Времена года.

4 часа

2

Удивительное рядом.

4 часа

3

Книга природы.

4 часа

4

Большие и маленькие секреты.

2 часа

5

Час потехи.

6 часов

6

Доброе семя – добрый всход.

2 часа

7

Все профессии важны.

2 часа

8

Москва – главный город нашей страны.

1 час

9

Наш город.

1 час

Итого:

26 часов

Тематическое планирование занятий «АБВГДейка».

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Веселое путешествие.

1 час

2

Звуки и буквы Аа, Оо, Уу, Ээ, Ии, ы.

1 час

3

Узнавание звуков в словах.

1 час

4

Поиграем в эхо.

1 час

5

Игра «Путаница».

1 час

6

Звуки и буквы Мм, Сс.

1 час

7

Узелки на память.

1 час

8

Звуки и буквы Нн, Тт.

1 час

9

Звуки и буквы Рр, Вв.

1 час

10

Звуки и буквы Пп, Лл.

1 час

11

Узелки на память.

1 час

12

Звуки и буква Кк.

1 час

13

Звуки и буква Гг.

1 час

14

Звуки и буквы Ее, Ёё.

1 час

15

Узелки на память.

1 час

16

Звуки и буквы Дд, Жж.

1 час

17

Звуки и буква Бб.

1 час

18

Звуки и буква Зз.

1 час

19

Звук и буква Яя.

1 час

20

Звуки и буква Хх.

1 час

21

Звуки и буквы Цц, Фф.

1 час

22

Звук и буква Й.

1 час

23

Буква Ь.

1 час

24

Звук и буква Юю.

1 час

25

Звук и буква Шш

1 час

  26

Звуки и буквы Чч, Щщ.

1 час

Итого:

26 час

Тематическое планирование занятий по развитию математических представлений.

п/п

Тема занятий.

Кол-во часов

1

Счет от 1 до 5. Активизация представлений о числах до 5.

5 часов

2

Образование числа 6. Цифра 6.

1 час

3

Сравнение чисел, понятие «больше», «меньше», «столько же».

2 часа

4

Знакомство с цифрой 7.

1 час

5

Пространственное понятие «вверх», «вниз», «вперед», «сзади».

2 часа

6

Построение числовой лесенки. Сравнение круга и квадрата.

3 часа

7

Знакомство и образование числа 8.

1 час

8

Сравнение двух множеств.

3 часа

9

Независимость количества от формы.

2 часа

10

Ориентирована в пространстве.

4 часа

11

Сравнение квадрата и прямоугольника.

2 часа

12

Понятие «предыдущего», «последующего»

3 часа

13

Понятие «многоугольник».

2 часа

14

Знакомство с образованием числа 9.

1 час.

15

Сравнение групп предметов.

4 часа.

16

Ознакомление с календарем. Дни недели.

4 часа

17

Образование числа 0.

1 час

18

Образование числа 10.

1 час

19

Сравнение чисел 9 и 0.

1 час

20

Сравнение овала и круга.

2 часа

21

Ознакомление с геометрическими телами: куб – кубик, шар – шарик.

3 часа

22

Решение задач.

4 часа

Итого:

52 часа

Тематическое планирование занятий «Готовим руку к письму».

п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

1

Рисование прямых линий.

1 час

2

Рисование линий по серединам дорожек.

1 час

3

Лабиринты.

1 час

4

Соединение линий по пунктирам.

1 час

5

Дорисуй рисунок.

1 час

6

Обведи рисунок.

1 час

7

Соединение линий по точкам.

1 час

8

Рисование фигур.

1 час

9

Раскрашивание рисунков.

1 час

10

Рисование по клеткам.

1 час

11

Рисование второй половинки картинки.

1 час

12

Рисование рисунков по образцу.

1 час

13

Рисование по аналогии.

1 час

14

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.

1 час

15

Раскрашивание картинок.

1 час

16

Штриховка.

1 час

17

Рисование овалов.

1 час

18

Рисование пунктирными линиями.

1 час

19

Рисование пирамид.

1 час

20

Кораблик в море.

1 час

21

Рисуем цветы.

1 час

22

Рисуем насекомых.

1 час

23

Штриховка.

2 часа

24

Знакомство с рабочей строкой.

2 часа

Итого:

26 часов

Читайте также:  Семья социокультурное пространство развития ребенка

Дидактическое обеспечение

Дидактические игры:

– Лабиринты букв.

     Развивает интеллект. Совершенствуются процессы внимания, памяти, логического мышления. Подготовка к обучению чтения. Запоминаются буквы. Анализируются слова по звуковому составу, тренируются навыки чтения. Подготовка руки к письму. Создается моторный образ буквы, развивается умение сохранять плавное и неотрывное движение руки в соответствии с изображением буквы.

– Лабиринты цифр.

        Развивает познавательные способности: внимание, память, мышление (умение анализировать, сравнивать). Способствует освоению математического содержания: обозначение количества цифрой; независимость количества от формы и расположения предметов; выстраивание ряда чисел в порядке убывания и возрастания; умение находить и исправлять ошибки, представлять целое по фрагментам. Подготовка руки к письму: умение сохранять направление движения руки (плавного и неотрывного) в соответствии с изображением цифры.

 – Катя, Рыжик и Рыбка.

        Развитие сенсорных способностей: знакомство с эталонами формы и величины, развитие аналитического восприятия. Формирование элементарных математических представлений: знакомство с формой и величиной предметов, с пространственными отношениями. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Подготовка руки к письму. Развитие интеллектуальной культуры, умения учиться: понимать учебную задачу, находить средства для ее решения, контролировать себя в процессе работы, добиваться успеха.

– Предметный мир вокруг нас.

        Способствует возникновению познавательной активности, складываются первые эмоциональные предпочтения как основа воспитания ценностного отношения к предметному миру. Обеспечивает словарный запас, развитие речи. Учит отгадывать загадки, решать задачи и головоломки, развивает смекалку, позволяет сделать процесс вхождения ребенка в предметный мир не только обучающим и развивающим, но и увлекательным.        

Таблицы:

– Цифры от 1 до 9.

– Как правильно писать цифры.

– Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг).

– Алфавит в картинках.

– Обучение грамоте.

Картины:

– Времена года.

– Животные и их детеныши.

– Дорожные знаки. 

– Сюжетные картины по темам.

– Сказки. 

Раздаточный материал:

– карточки со слогами;

– фишки;

– карточки с цифрами;

– карточки с буквами;

– геометрические фигуры.

         Учебно – методическое обеспечение

(на каждого ученика)

  1. Колесникова,Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. Колесникова,Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. Колесникова,Е.В. Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  4. Козлова,С.А. Я хочу в школу. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  5. Салмина,М.Е. Учимся рисовать клетки, точки и штрихи. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Список литературы для учителя:

  1. Богуславская,Н.Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997.
  2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Издательский дом Воспитания школьников, 2004.
  3. Виноградова,Н.Ф. Предшкольная пора. М.: Вентана-Граф, 2006.
  4. Волина,В.В. Учимся играя. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Волина,В.В. Веселая грамматика. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Журова,Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школьная пресса, 2001.
  7. Корнеева,Е.Н. Ох уж эти первоклашки. – Ярославль: Академия развития, Академия,К, 1999.
  8. Левитас,С.М. Геометрия без доказательств. – М.: Просвещение, 1995.
  9. Перелман,Я.И. Занимательная арифметика. – М.: АО Столетие, 1994.

10.Шорыгина,Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. – М.: ТЦ  

      Сфера, 2004.

Пронумеровано и

прошнуровано 15 страниц

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная

 школа № 14

_____________Колесова Т.И.

«____»_____________2008г.

Пронумеровано и

прошнуровано 15 страниц

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная

 школа № 14

_____________Колесова Т.И.

«____»_____________2008г

Источник

Оксана Баяшкина
Образовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5–6 лет)

Информационный паспорт

образовательной программы для детей дошкольного возраста

(5-6 лет)

Название программы образовательная программа для детей дошкольного возраста

(5-6 лет)

Разработчики программы Баяшкина О. Н. педагог-психолог

Направленность программы Программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

Цель программы Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Форма занятий Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.

Адресная аудитория

Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)

Ожидаемые результаты 1. Развитие наглядно-образного мышления.

2. Формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.

3. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью.

4. Сформированные умения реагирования на критику, уверенного поведения.

5. Развитие коммуникативных навыков.

6. Повышение уровня психологической готовности к школе.

7. Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

1. Пояснительная записка

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений, ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

В дошкольном детстве появляется сложность представлений о жизненном мире, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу представлений жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость представлений о сложности и трудности мира.

В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с диагнозами: ОНР и дизартрия,нарушениями: билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной, эмоциональной сфере и поведенческой сферах.

Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. (Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.)

В последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития и в большей степени в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и детско-родительские отношения. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

С обучающимися проводится диагностика психического развития у детей в возрасте 5-6-ти лет, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. После чего уже проводятся индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.

Направленность программы:

программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

Актуальность программы:

в последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Цель: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Задачи:

1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.

Читайте также:  Уровень физического развития ребенка 10 лет

2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.

• Развитие восприятия цвета, формы и величины,

• развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности,

• эмоционально-волевой сферы,

• координации движений и реализация двигательной активности,

• формирование коммуникативных навыков.

3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.

4. Методическое и материально-техническое обеспечение психологического сопровождения.

Форма занятий:

Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.

Адресная аудитория:

Обучающиеся МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (5-6 лет)

Оформление кабинета:

– приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;

– изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

Организация и содержание деятельности:

Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения, срок реализации программы – 36 часов (дети 5-6 лет, 1 час в неделю, посещающих учреждения дополнительного образования. Программа разработана с учетом психологических особенностей подросткового возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными проблемами дошкольника, возникающими в процессе формирования личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте, а так же с проблемами, связанными с социально-психологической адаптацией, взаимодействием со сверстниками и взрослыми, усвоением общественных норм и правил.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога,которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический, что способствует активному вовлечению в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.

Диагностический блок:

Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 пар слов и другие).

I этап – Первичная диагностика. С вновь пришедшими детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий семьи. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей.

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития детейпрослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:

Развитие психических процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Индивидуальные особенности.

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.

Прогнозируемые результаты.

Диагностический и развивающий блок.

К 6 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым;

Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;

Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого;

Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т. д., геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, различает по величине до 7 предметов;

Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях;

Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор;

Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

Развивающий блок.

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ.

С сентября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе.

Занятия ориентированы:

– на развитие двигательной сферы, сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;

– на развитие высших психических функций и речевой активности, формирования коммуникативных навыков;

– на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.

I этап – в сентябре каждого года с детьми проводятся занятия на развитие двигательной сферы с элементами релаксации.

II этап – в период октябрь – март проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.

III этап – продолжаются общеразвивающие занятия.

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр,чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.

Консультативный блок.

Работа в данном блоке ведется по двум направлениям:

• Работа с родителями.

• Работа с педагогами дополнительного образования.

I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.

– Групповые консультации определены учебным планом и проводятся с целью приобщенияродителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, объяснение выполнения домашних упражнений, ответы на вопросы родителей.

– Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).

II направление. Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации, открытые занятия.

– Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).

– Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и с педагогами дополнительного образования. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

Прогнозируемые результаты.

Консультативный блок.

– Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

– Информирование педагогов дополнительного образования и родителей о возрастных особенностях детей.

– Организация развивающей детско-взрослой общности.

Методический блок.

Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

Оформление документации:

– оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

– разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;

– анализ и обработка диагностических данных;

– разработка рекомендаций для родителей и педагогов;

– разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;

– разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

– разработка анкет для родителей, педагогов.

Прогнозируемые результаты.

Методический блок.

Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развит

Структура занятия:

1. пальчиковая гимнастика;

2. работа по теме;

3. физкультминутка;

4. закрепление пройденного материала;

5. подведение итогов занятия.

Тематический план для де?