Программа развития ребенка 1 класса vii вида

Программа развития ребенка 1 класса vii вида thumbnail

Пояснительная записка

Рабочая программа VII вида по изобразительному искусству в 1 классе разработана на основе

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  3. планируемых результатов начального общего образования;
  4. требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  5. программы формирования универсальных учебных действий;
  1. программы коррекционной работы;
  1. примерной  коррекционной программы (Сост. Л. А. Вохмянина);
  2. авторской программы Б. М. Неменского (М, Просвещение, 2011 г),

«Изобразительное искусство» являются целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства:

-живопись

– графику

– скульптуру

– декоративно-прикладное искусство

-архитектуру

– дизайн

– зрелищные и экранные искусства.

 Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

– конструктивной

– изобразительной

– декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды:

– изобразительные (живопись, графика, скульптура)

– конструктивные (архитектура, дизайн)

-различные декоративно-прикладные искусства.

Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусств, а по принципу вида художественной деятельности.

Программа «Изобразительное искусство» входит в учебный комплект « Школа России» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с мировыми процессами, в основу программы положен принцип: «От родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

 Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым  темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Тематическая целостность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь, год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребёнком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всём протяжении обучения.

 Задачи художественного развития учащихся в 1 классе:

– развитие эмоциональной  отзывчивости на явления окружающего мира, способности  удивляться и радоваться его красоте;

               – формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного          

                 и животного мира (экологическое воспитание);

               – формирование представлений о трёх видах художественной деятельности:    

                  изображении, украшении и постройки;  

               – развитие наблюдательности и творческого воображения;

               – формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру,  

                 созданному человеком, их формам и украшениям;

               – начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту                                                                                                                произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;

 – формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими         материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги.

Читайте также:  Видео на развитие речи ребенка

Программа обеспечена методикой на 1 часа в неделю, 33 часа за год

        Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:

                           Знания и умения учащихся

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  1. -названия  основных цветов (красный, жёлтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
  2. -усвоить основы трёх видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием художественных различных материалов;
  3. -освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
  4. – значение слов: аппликация, коллаж, изображение, форма, пятно, объём, линия,     плоскость, орнамент, архитектор, конструкция.
  5. -приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т.е. значения в жизни человека и общества;

Учащиеся должны уметь:

  1. -организовать своё рабочее место;
  2. -передавать в рисунке  и аппликации простейшую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов;
  3. -пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами;
  4. -изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги;
  5. -решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию изображения, украшения; художественно-творческие задачи на сочетание различных приёмов обработки бумаги;
  6. -пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, заглаживать поверхность.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

1

Изображения всюду вокруг нас

1

2

Мастер Изображения учит видеть

рисование цветными карандашами,

обрывная аппликация из цветной бумаги

1

3

Изображать можно пятном

«Превращение Кляксы»

1

4

Изображать можно в объеме  

лепка на тему «В кого превратился комок пластилина»

1

5

Изображать можно линией  

Рисование на тему «Расскажи нам о себе»

1

6

Разноцветные краски

Создание красочного коврика

1

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

рисуем настроение

1

8

Художники и зрители (обобщение темы)

1

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

9

Мир полон украшений

Обрывная аппликация «Цветы»

1

10-13

Красоту надо уметь замечать

 -«Цветы»

– «Жар-птица»

– «Узоры на крыльях»

– «Красивые рыбы»

4

14

Узоры, которые создали люди

Рисование орнамента

1

15

Как украшает себя человек

Изображение известных персонажей сказок (рисование)

1

16

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

Праздничные новогодние гирлянды и игрушки.

1

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

17

Постройки в нашей жизни

«Нарисуй дом для себя и своих друзей»

1

18

Дома бывают разными

Изображение дома с помощью печаток

1

19

Домики, которые построила природа

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов

1

20

Дом снаружи и внутри

Иллюстрации детских книг

1

21

Строим город

Постройка из бумаги игрушечного города

1

22-23

Все имеет свое строение

Аппликация «Звери»

2

24-25

Строим вещи

Конструирование

2

26-27

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Коллаж «Город, в котором мы живём»

2

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч)

28

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

Выставка работ

1

29

«Сказочная страна». Создание панно

Коллаж «Сказочная страна»

1

30-31

«Праздник весны». Конструирование из бумаги

– птица

– жуки, стрекозы

2

32

Урок любования. Умение видеть

– экскурсия

1

33

Здравствуй, лето! (обобщение темы)

1

Источник

Город Донецк

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Василия Цветкова

муниципального образования «Город Донецк»

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ№ 3 г.Донецка

Приказ от ____________ № ________

________________Литвинова И.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_____7 вида (коррекционная)_____________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс):

начальное общее образование 1 класс______________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Учитель Левинская Ирина Ивановна

Программа разработана на основе программы УМК «Начальная школа XXI_века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, на основе программы авторы С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, И.Н.Волкова, Г.М.Капустина, рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы .

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Учебный год 2015-2016__________________________________________

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы 7 вида разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования. Базовыми документами для создания программы коррекционной работы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1ред. от 27.12.2009);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Образовательная программа учреждения.

  • Учебный план МБОУ СОШ №3

Программа коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы предусматривает специальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования.

Читайте также:  Система работы по развитию изобразительного творчества ребенка

Цель программы: оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи программы:

1.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

2.Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

3.Осуществление педагогической и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

4.Разработка и реализация индивидуальных занятий для детей с выраженным нарушением физического и психического развития.

5. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, логопедическим, социальным, правовым и другим вопросам.

Общая характеристика программы

С целью обеспечения коррекционной работы разработана программа 7 вида для ребенка, обучающегося в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования, индивидуальные образовательные маршруты с учетом рекомендаций школьного педагога-психолога; программа профилактики школьной дезадаптации и для развития произвольности психических функций.

Характеристика обучающегося

В 2015-2016 учебном году по программе VII вида обучается Романченко Дмитрий по решению ПМПК. У него не сформирована личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению. Имеется недостаток знаний и представлений об окружающей действительности, учебных навыков для усвоения программного школьного материала. Для него характерна быстрая утомляемость, плохо развита речь-на лицо дефекты звукопроизношени.

Особенность ребенка

(диагноз)

Характерные особенности

развития детей

Рекомендуемые условия

обучения и воспитания

Дети со смешанными специфическими расстройствами психологического развития

1) снижение работоспособности;

2) повышенная истощаемость;

3) неустойчивость внимания;

4) более низкий уровень

развития восприятия;

5) недостаточная продук-

тивность произвольной

памяти;

6) отставание в развитии

всех форм мышления;

7) дефекты звукопроиз-ношения;

8) своеобразное поведение;

9) бедный словарный запас;

10) низкий навык самоконтроля;

11) незрелость эмоционально-волевой сферы;

12) ограниченный запас

общих сведений и представлений;

13) слабая техника чтения;

14)неудовлетворительный навык каллиграфии;

15) трудности в счёте через 10, решении задач

1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной программы реальным познавательным

возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной

сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.

2. Целенаправленное развитие

общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).

3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных проблем.

4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение

диагностических задач.

5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.

6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и

валеологических требований.

7. Создание у неуспевающего

ученика чувства защищённости

и эмоционального комфорта.

8. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы.

9. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебной деятельности

Место и роль программы в учебном плане

Учебный план сформирован для обучения лиц с задержкой психического развития (ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Обучение данной категории обучающихся осуществляется через обучение по адаптированной программе в общеобразовательном классе.

Образовательная деятельность по адаптированной программе организуется в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3. Общее количество часов по предметам указано в рабочих программах, составленных для начального общего образования. Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям не превышает максимально допустимую нагрузку.

Образовательные области

Образовательные компоненты (учебные  предметы)

Количество часов  в неделю

1 класс

Филология

Русский язык (развитие речи)

5

Литературное чтение, литература (развитие речи)

4

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

Искусство

Музыка

1

ИЗО

1

Физическая культура

Физическая культура

3

Технология

Технология

1

Объём  учебной нагрузки при пятидневной учебной неделе

22

Индивидуальный учебный план для каждого учащегося основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях и согласован с родителями (законными представителями) с целью реализации индивидуального образовательного маршрута.

Содержание программы

Обучение ведется по УМК «Начальная школа 21 века»

Программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

УМК «Начальная школа 21 века» включает в себя учебники и рабочие тетради по следующим учебным предметам:

Обучение грамоте и чтению. Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А.

Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.

Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А.

Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др.

Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.

Технология. Автор Лутцева Е.А.

Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А

Читайте также:  Влияние противосудорожных препаратов на развитие ребенка

Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы:

— соблюдение интересов ребѐнка

— системность

— непрерывность

— вариативность

—рекомендательный характер оказания помощи.

Направления работы:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Основные виды деятельности:

  • обучение по программам, сохраняющим основное содержание общеобразовательных школ, но учитывающим индивидуальные особенности учащихся и специфику усвоения учебного материала;

  • психологическое и специальное педагогическое (логопедиче­ское и дефектологическое) сопровождение учащихся в ходе обра­зовательного процесса;

  • отслеживание динамики работоспособности учащихся, состо­яния их здоровья и социальной адаптации;

  • ориентация на интеграцию большинства учащихся в общий поток

Основные подходы к организации учебного процесса

1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
6. Использование многократных указаний, упражнений.
7. Проявление большого такта со стороны учителя.

8. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Планируемые результаты коррекционной работы.

Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.

Применение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся должно внести единообразие в оценке устных ответов и письменных работ учащихся с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание их индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоционально-волевой сферы.

Ученикам с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей.

К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления ученика преодолеть отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.

Во время оценки следует учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика, меру осознания им значения выставляемой оценки и ее влияния на его дальнейшую работу. Целесообразно в некоторых случаях заменить количественную неудовлетворительную оценку качественной.

Организуя итоговую (контрольную) проверку знаний школьника с ОВЗ, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность. В 1 классе безотметочная система оценивания.

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ЗПР планируемых результатов освоения Образовательной программы.

Источник