Программа развития ребенка 1 класс

Программа развития ребенка 1 класс thumbnail

Немного терминологии — важно не путать систему и программу. И то и другое используется в педагогике. 

Системы: 

  • Традиционная. Обучение по схеме «изучаем — закрепляем — проверяем на контрольной — наслаждаемся результатами». Используется как в началке, так и последующих классах. 
  • Развивающая. Как правило, направлена исключительно на начальные классы и не используется в средней и старшей школе. 

Учебных программ для детей первого класса много, мы рассмотрим самые популярные, которые относятся и к традиционной, и к развивающей системе. 

Развивающие программы для начальной школы

Программа Занкова

Основы теории — труды Л.С. Выготского. Согласно программе, ошибок нельзя бояться — на них учатся. Недостатком системы можно выделить быстрый темп обучения — достаточно высокий уровень трудности подходит далеко не каждому ребёнку, хотя предполагается, что «трудности» адаптируются под каждого ученика. То есть школьник прыгает выше головы, но выше своей собственной, а не чьей-то ещё.

Эта программа обучения в начальных классах противоречива. В 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию. 

Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Даниил Эльконин и Василий Давыдов — советские учёные. По их программе учащимся в начальной школе не выставляются оценки — они самостоятельно оценивают уровень своих знаний.

Большинство родителей в этой развивающей программе для детей первого класса пугает перспектива обучения без оценок — есть опасения, что так уровень знаний окажется низким. Но Эльконин и Давыдов уверяют, что обучение проходит эффективнее, если ученика не демотивируют субъективными баллами. Кстати, похожей методики придерживаются начальные вальдорфские школы. Там детям тоже не ставят оценки. 

Учебники, которые входят в программу развития детей первого класса по Эльконину и Давыдову, включены в федеральный перечень.

Традиционные программы для детей в начальной школе

«Школа России»

Пожалуй, самая популярная программа обучения детей первого класса. Соответствует ФГОС и применяется в большинстве школ. В учебно-методический комплекс (УМК) включена математика, литературное чтение, окружающий мир, грамота и чтение, изо.

Обучение по программе направлено на адаптацию в коллективе, накопление знаний и умений для дальнейшего обучения. Но отзывы родителей не всегда позитивные. Многие отмечают, что окружающий мир можно сильно сократить, ничего не потеряв. А некоторые утверждают, что программа растянута на четыре года, хотя освоить её можно за два.

<<Блок перелинковки>>

«Начальная школа XXI века» (система Виноградовой)

Н.Ф. Виноградова — доктор педагогических наук и создатель обучающей программы для детей первого класса.

Основа — теория Л.С.Выготского, а также идеи Эльконина и Давыдова. УМК включён в Федеральный перечень учебников, которые рекомендованы министерством образования и науки.

Считается, что цель педагога, работающего по этому УМК, — научить ребёнка учиться. Но программа начальной школы ориентирована на сильных школьников. Чтобы пройти её успешно, в первый класс нужно прийти с определённым уровнем подготовки. 

«Перспектива»

Автор программы для обучения в начальных классах — Людмила Петерсон, российский педагог, математик и доктор педагогических наук. Помимо «Перспективы», она разработала популярный в России курс математики для дошкольного и школьного возраста.

Особенность УМК Петерсон — воспитание личности и духовно-нравственное развитие. Предполагается, что учебные материалы построены так, чтобы любопытство ребёнка не утрачивалось, а постоянно подпитывалось и превращалось в потребность узнавать новое. 

Программа «Планета знаний»

УМК состоит из двух частей — базового уровня, который должны знать все школьники, и сложного уровня, где встречаются менее стандартные задания разного объёма.

Согласно программе для начальной школы, ученик должен сам стремиться к новым знаниям и получать удовольствие от обучения. Для этого необходимо создать комфортные условия. Ещё по «Планете знаний» первый год обучения считается адаптационным — юных школьников не перегружают и позволяют плавно влиться в процесс.

Источник: freepik.com

«Перспективная начальная школа»

Эта программа для детей начальных классов разрабатывалась в 2006 году — вместе с первыми ФГОСами. Как и в программе «Планета знаний», весь процесс обучения строится на желании ребёнка учиться. Для простоты рассуждений придуманы постоянные книжные герои — Миша и Маша. Так дети в начальной школе усваивают материал наглядно. 

В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского. Программа рассчитана исключительно на началку — в средней школе дети переходят на программу, выбранную администрацией.

Звучит здорово, но отзывы родителей сильно разнятся. Так, многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся. В УМК есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными программами. Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая пример на половину листа. Дома родители объясняют, что легче посчитать в столбик, — и у ребёнка начинается переутомление от поступающей разрозненной информации. 

Программа «Фоксфорда» для 1–4 классов 

Обучение в начальной школе «Фоксфорда» проходит по авторским программам. Однако при их составлении преподаватели ориентировались на действующие ФГОС и базовые школьные программы. Так, математику ребята изучают по Петерсон. 

Учебная нагрузка сбалансирована таким образом, чтобы юный ученик мог осваивать положенную программу без стресса, и у него оставалось время для игр и дополнительных занятий. В начальных классах занимаются русским языком, чтением (в 1-2 классе эти предметы объединены в один — обучение грамоте), математикой, окружающим миром.

К базовым предметам в начальной школе «Фоксфорда» добавили алгоритмику и английский язык. А ещё можно изучать дополнительные модули по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру. Каждый курс содержит развивающие занятия, чтобы привить детям больший интерес к учёбе и сделать обучение увлекательным.

<<Форма с консультацией>>

Какую обучающую программу для начальной школы выбрать

Для тех, кто колеблется и никак не может решить, какой программе отдать предпочтение, мы составили наглядную таблицу. Здесь вы увидите плюсы и минусы каждой образовательной программы для детей в начальных классах. Надеемся, это поможет вам сделать правильный выбор.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ИМЕНИ А. В. ГРЯЗНОВА»

ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ученицы 1 а  класса МБОУ « СОШ №8 имени А. В. Грязнова»

ИГОСК

Шин Анастасии

«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

Составила:

Оспищева Людмила Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №8 имени А. В. Грязнова» ИГОСК

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные

педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности                      обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;
  • содействовать индивидуализации  воспитания и образования школьников;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики. При планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с  родителями и развивающая  работа.

  1. Пояснительная записка.

В 1 а классе 18 обучающихся: 9 мальчиков, 9 девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития классного коллектива. Каждый ученик чувствует себя полноценным членом классного коллектива. Дети активно участвуют во всех школьных и классных мероприятиях. У большинства детей формируется познавательный интерес к учебной деятельности. Свидетельствами тому являются регулярное посещение библиотеки, повышение уровня развития учащихся, ответственное отношение к учению. В то же время наблюдается снижение уровня мотивации учебной деятельности у некоторых учащихся. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния учебного процесса в классе и в школе по методу В.Г. Максимова. Составила индивидуальные карты психологического развития каждого ученика. Результаты диагностики показали, что причина – в недостаточном внимании родителей, в недостаточном привлечении этих детей к умственной деятельности.

Шин Анастасия  – очень активна на уроках и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других и занимает себя делами, которые не относятся непосредственно к уроку. Иногда кажется, что ее не хватает на все предметы. Ей необходимо особое внимание. Далеко не каждый ученик реализует полностью данные ему возможности. Очень многое здесь зависит от семьи и школы.

Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Задача классного руководителя, как воспитателя – выявить одаренного ученика, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность – есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.

Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого  ребёнка.  Реализация программы невозможна без помощи психолога и учителя, которые, работая в тесном контакте с семьей,  могут помочь ребёнку.

2.     Цель программы: создать  необходимые условия для  развития детской одарённости.

       Задачи:

  • Развитие  быстроты реакции.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Привитие навыков этикета.
  • Развитие творческих способностей.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Содействие формированию уверенности в себе.
  • Развитие способностей к учебным предметам.
  • Привитие навыков к физическим упражнениям.

3.     Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2017 – 2021 учебные годы, чтобы подготовить ребенка   к  переходу в 5 класс.

Место реализации программы: МБОУ «СОШ №8 имени А. В. Грязнова» ИГОСК

4.    Разработчик программы:

Оспищева Людмила Алексеевна, классный руководитель, учитель  1 а класса

                            Участники программы:

  • Обучающиеся 1 а класса МБОУ «СОШ №8 имени А. В. Грязнова» ИГОСК
  • Школьный психолог;
  • Учитель ;
  • Родительский комитет.

5. Ресурсы.

  • материальные:  папки, файлы, бумага А 4, диски;
  • кадровые:  психолог, учитель, школьный библиотекарь;
  • методические:  книги, журналы, газеты, интернет – ресурсы.

6.  Основные  этапы реализации программы.

I этап: Информационно – аналитический.

Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:

  •  наблюдение
  • анкетирование (самого подростка, его родителей)
  • собеседование
  • изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.)

Результаты наблюдения и анкетирования.

    Анастасия  очень спокойный человек. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе  Настю ценят за  эрудированность и умение  выразительно читать стихи наизусть, за участие в конкурсах, за готовность прийти на помощь одноклассникам.

       По состоянию здоровья относится к основной группе, противопоказаний для участия в спортивных мероприятиях нет. Редко болеет простудными заболеваниями. Уроки физкультуры посещает.

             Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной 4комнатной квартире. 

«Характеристика учащегося»

  1. Дата рождения: 05 мая 2010г
  1. Место жительства: с. Тищенское, улица Толстого, 35
  1. Родители:  Шин Максим Сергеевич (отец),  Тигай Елена Гавриловна(мать)
  1. Другие члены семьи: Марина (сестра)
  1. Состояние здоровья: основная группа
  1. Дополнительное образование:

посещает кружки: «Умелые руки», «Художественное слово»

  1. Особенности личности: жизнерадостная, трудолюбивая,  оптимистка,  всегда начатое дело  доводит до конца, мотивация к учению выражена достаточно, средняя самооценка

II этап:  Диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение подростка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

      1. Провести  диагностирование индивидуально – психологических способностей личности ученика (по В. Г. Максимову).

        Приоритетные направления:

  • уровень логического и пространственного мышления;
  • уровень математического мышления и развитие вычислительных способностей;
  • уровень зрительной и слухоречевой памяти;
  • уровень словарного запаса;
  • уровень профессиональной склонности.                 

     2. Провести диагностирование социального развития школьника.

Приоритетные направления:

  • уровень развития социальных качеств школьника;
  • ценностные ориентации.

По результатам работы составляется карта психологического развития ребенка.

Карта индивидуального психологического развития ребенка

  1. Здоровье: хорошее-5 баллов
  2. Учеба: -5 баллов
  3. Поведение: примерное-5 баллов
  4. Общественная активность: активный участник классного коллектива -4 балла
  5. Отношение к учебе: охотное-5 баллов
  6. Логическое и пространственное мышление: высокое-5 баллов
  7. Зрительная и слухоречевая память: хорошая- 4 балла
  8. Словарный запас: богатый-5 баллов
  9. Наличие  положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: планы неопределенные -2 балла
  10. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: отношение стабильно серьезное -5 баллов
  11. Степень выраженности аморальных проявлений в семье: ведет здоровый образ жизни
  12. Характер эмоциональных отношений  в семье: отношения ровные, но без эмоциональной близости -4 балла

Сравнительный анализ результатов диагностики

 Таблица 1.

Качества

Уровень сформированности

в 1 полугодии 1классе

Уровень сформированности во 2 полугодии 1 класса

Забота о своей школе

В делах класса участвует

Участвует в делах класса, привлекает к этому других

Любознательность

Сформирована

Хорошо сформирована

Реализация своих интеллектуальных способностей

Хорошо учится,  при поддержке и внимании родителей

Стремится к знаниям

Организованность в учении

На уроках очень внимательна и активна

Работу на уроке и рекомендации выполняет внимательно и аккуратно

Саморазвитие

Во внеурочной деятельности  участвует

Участвует в конкурсах различного уровня, в том числе районных, краевых

Трудолюбие

Старается

Старается, является примером для одноклассников

Самостоятельность

в труде

Трудится без наличия контроля

Трудится без контроля со стороны взрослых в школе, но родительская опека присутствует

Уважительное отношение к старшим

Уважает старших,  не допускает грубость

Уважает старших

Дружелюбное отношение к сверстникам

Доброжелательна

Отзывчива к друзьям, является примером в учёбе

Самоподготовка

Средний уровень

Средний уровень

Самодисциплина

Сформирована не полностью, очень зависим от опеки мамы

Самодисциплина

Соблюдение правил культуры

Нормы и правила поведения соблюдает  в полной мере

Правила поведения соблюдает

Требовательность

Проявляет себя  в хороших поступках

Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся

Выводы:          Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Настя стремится в основном узнавать новое, проявлять свои умственные способности.Имеет отличные способности по всем предметам. Может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Недостаточно хорошо осуществляет самоконтроль из-за постоянной опеки матери, но проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности.  Имеет отличные  результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы.  Любит читать художественную  и развивающую литературу. Любознательная. Настя с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий.   Любое дело доводит до конца. Предпочитает мыслительную деятельность увеселительным мероприятиям. Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал. Работает быстро, допускает небольшое количество ошибок. Самооценка средняя Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию. Положительно реагирует на похвалу и порицание. У ребёнка выявлены признаки  интеллектуальной одаренности.

III этап: Коррекционно-развивающий.

Цель данного этапа – разработка и  реализация индивидуальной программы.

Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I и II этапов наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов.

             На основе диагностических данных  (с помощью классного руководителя и родителей) ребенком определяются  те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

  1. Включение ребенка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей.
  2. Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
  3. Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка.

                                 Индивидуальная  программа развития ребенка.

1.         Проводить дополнительные занятия  по таким предметам, как математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Брать дополнительную литературу для углубленного изучения предметов.

2.        Максимально использовать золотой ключик – интерес. Научиться       соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем. Заняться исследовательской работой, для участия в будущем в конкурсах.

3.  Расширять мотивацию к большим успехам. Активно и результативно участвовать на олимпиадах, конкурсах, спартакиадах по плану школы.

4.  Осторожно направлять процесс развития способностей. Оказывать помощь, поддержку в достижении цели, настраивать на успех. Важна поддержка родителей!

5. Проводить совместные прогулки, совместные наблюдения и сопереживания и т.д., желательно с родителями.

6. Фиксировать результаты своей успешной деятельности в личных «Портфолио», куда помещает грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

IV этап:  Саморазвитие.

Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

•         развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

•         формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;

•         развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

•         воспитывать ребёнка,  способного к сопереживанию;

•         формировать культуру межличностных отношений. 

Для составления конкретного плана Насте предлагаются следующие вопросы.

Индивидуальный план развития

ученицы 1 а класса

Шин Анастасии

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

А.   Направленные на здоровый образ жизни: ежедневно делать зарядку;  принимать участие в школьных спортивных мероприятиях.

Б.   Учебные: закончить 1-й класс , активнее принимать участие в предметных неделях  

В.   Дополнительное образование: посещать кружки.

Г.   Участие в конкурсах, олимпиадах.

  1. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? Чья помощь необходима?

Надо быть упорной, терпеливой. Нужна поддержка родителей, учителей, одноклассников

3.Проанализируй результаты полугодия. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Учиться было легко. Мало свободного времени, хотелось бы активнее участвовать в классных мероприятиях. Надо составить новый график распорядка дня, чтобы больше времени было на самообразование, на чтение художественных и развивающих книг. Буду больше посещать библиотеку.

Программа индивидуального развития на 2017-2018 учебный год

  1. Общественная работа                                                        Таблица 2.

Мероприятия

Календарные сроки

Отметка о выполнении

Общественная работа: экс-президент

В течение года

Оформление классного уголка

сентябрь-октябрь

+

План работы актива класса на год

сентябрь

+

  1. Хочу быть лидером

День милосердия. Поздравление ветеранов войны, учителей ветеранов

5 октября

+

 Международный конкурс «Умный Я»

23 октября

2 место

Празднование дня учителя. Учатие в концертной программе

3 октября

+

Участие в олимпиадах:

 Всероссийская олимпиада школьников,

Международная дистанционная олимпиада «Зима -2018» по математике,

Районный конкурс-фестиваль «Веснушки -2018»

Осень 2017 г

23.01.2018 г.

Март 2018 г.

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени

Диплом 2 степени.

Конкурс стихов в честь 73-летия Победы

+ (1 место)

Праздник новогодней елки

28 декабря

+

Классный час: «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»

январь

+

Участие в МЕСЯЧНИКЕ МУЖЕСТВА

январь-февраль

+

Игра – конкурс «Путешествие по стране Сообразим-Вообразим»

Февраль

+

Конкурс «Инфознайка»

Праздник «Международный женский день», конкурс «А ну-ка, девочки!»

март

Всероссийская олимпиада по математике

апрель

Познавательная викторина «Великая отечественная война»

май

Игра «В стране Вежливых наук»

май

  1. Здоровье

День здоровья. Эстафета, посвященная началу учебного года

По графику  школы

+

Кросс «Золотая осень»

По графику школы

+

Участие в мероприятиях, посвященных месячнику Гражданской защиты

4 сентября-4 октября

+

Неделя безопасности движения

8 – 12 октября

+

Классный час «Здоровый образ жизни»

ноябрь

+

Веселые старты

По плану школы

Классный час «Никотин- медленное самоубийство»

по графику школы

+

Весенний кросс

Май

«День Защиты детей»

май

  1. Профориентация

Беседа «Всякая вещь трудом создана»

Октябрь

+

Классный час «Есть профессий на свете не мало»

Февраль

Устный журнал «Самые важные профессии…»

апрель

Механизм реализации программы.

  1. Разработать с родителями план поддержки, мотиваций учебной деятельности  Насти.
  2. Разработать   дополнительных занятия, подобрать дополнительную развивающую литературу.
  3. Согласовать с учителями-информатиками время и день работы за компьютером, обеспечить помощь в сборе и обработке информации.
  4. Провести диагностическую работу для выявления способностей и склонностей.
  5. На основе диагностики создать развивающую программу.
  6. Проводить текущий анализ реализации программы.
  7. Выявлять склонности к определенному виду деятельности, направлять ее учебную и внеклассную деятельность по этой специфике.

8. Провести анализ реализации программы, с целью корректировать некоторые направления деятельности ребенка.

7. Планируемый результат.

  • Повышение результативности образовательного процесса;
  • повышение самооценки;
  • активное, результативное  участие на предметных неделях;
  • активное, результативное участие на олимпиадах;
  • активное участие в конкурсах;
  • положительные эмоции.

Источник