Программа развития психического развития ребенка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества
«Планета детства»
города Александров Владимирской области
Утверждаю_____________________________
Директор МБОУ ДОД ДДЮ «Планета детства»
Артамонова Н.В
« » ———— 2011 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
«Познай себя»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5-6 лет
Разработана:
педагогом- психологом
первой квалификационной категории,
Терешкевич Оксана Валерьевна
Пояснительная записка
Программа развития психических процессов у дошкольников «Познай себя» разработана в соответствии с новыми подходами в образовании. Единые образовательные стандарты предполагают, что моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одарёнными детьми, и со способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей. Программа «Познай себя» призвана начать эту работу с детьми дошкольного возраста. Она предназначена для детей 5-6 лет и задаётся целью эмоционально-познавательного развития личности ребёнка. Занятия направлены на развитие у детей определённых личностных качеств и различных психических функций, которые создают основу для успешного развития дошкольника.
Отечественные и зарубежные психологи считают, что возраст 5 лет, является наиболее успешным для обучения и сензитивным для развития всех сторон психической деятельности ребёнка. Самой продуктивной формой обучения в данном возрастном периоде является игра, поэтому реализация программы «Познай себя» осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.
Программа «Познай себя» модифицированная.
Цель: Создание условий для развития психических процессов у дошкольников средствами развивающей игровой деятельности.
Задачи:
- Развитие психических процессов;
- Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;
- Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.
Программа рассчитана на один год обучения в объёме 72 часов. Занятия проводятся в группе от 10 до 12 человек два раза в неделю по 25 минут.
Предполагаемый результат:
Дети должны:
- Проявлять интерес к познанию и самопознанию
- Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
- Иметь представление об окружающем по темам ( человек, транспорт, посуда, животные и т. д)
- Запоминать стихотворение в 8 строчек, цепочку из 6 предметов
- Проявлять логическое мышление
- Уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений
- Уметь понимать и передавать свои чувства
Мониторинг осуществляется:
– наблюдением
– диагностическими мероприятиями
– участием в конкурсах
Занятия проходят в форме игры-задачи, путешествия, виртуальной экскурсии, похода, викторины и т.п.
Структура занятий:
- Проверка знаний, полученных раннее.
- Знакомство с новым материалом (дидактические игры, раздаточный игровой материал, словесные игры и т.д.)
- Подвижная игра
- Индивидуальная работа ( по индивидуальным траекториям развития)
- Закрепление пройденного ( работа в группах, парах, коллективно)
- Рефлексия.
Учебно-тематический план программы
«Познай себя»
№ | Раздел. Тема | Количество часов |
«Давайте знакомиться» | ||
1 | «Здравствуйте. Я …» | 2 |
2 | « Вместе мы одна семья. Я и моё имя» | 4 |
3 | «Будем дружить» | 2 |
4 | «Игра – труд или развлечение» | 2 |
5 | «Ученье – свет, а не ученье тьма» | 2 |
6 | «Когда всем весело, а одному грустно» Лестница успеха и линейка достижений. | 2 |
7 | «Волшебные слова». Волевые усилия. Полезные привычки. | 4 |
«Секреты успеха» | ||
8 | Введение в тему. Организация рабочего места. Распределение времени и самоконтроль. | 1 |
9 | «Я умею, я могу» ( игры на волевые усилия и качества) | 6 |
10 | «Говорю, а значит – думаю» (мышление и речь) | 6 |
11 | «Слышать и слушать» (восприятие и ощущение) | 4 |
12 | «Внимание – внимание!» | 6 |
13 | «Помним, знаем» ( память) | 6 |
«Успех на занятиях» | ||
14 | Эффективная работа | 1 |
15 | Обобщение. Карта памяти «Секреты успешной учебы» | 1 |
Социально-психологическая адаптация | ||
16 | Наши чувства и действия. | 1 |
17 | Зачем человеку чувство стыда? | 1 |
18 | Учимся честно говорить о проступке. | 1 |
19 | Почему трудно признать свою вину? | 1 |
20 | Детские жалобы. | 1 |
21 | Учимся справляться с чувством протеста | 1 |
22 | Учимся справляться с чувством обиды. | 1 |
23 | Мама – надёжный защитник. | 1 |
24 | Когда опасен гнев? | 1 |
25 | Всегда ли мы поступаем правильно? | 1 |
26 | Можно ли справиться со злом? | 1 |
«Секреты хорошего отдыха» | ||
27 | Ценность общения. Умение общаться в группе. | 1 |
28 | Внутригрупповое общение, обогащение словарного запаса. | 1 |
29 | Межличностное общение. Развитие тактильной памяти. | 1 |
30 | Общение в группе, обогащение словарного запаса. | 1 |
31 | Наблюдательность, внимание, произвольность. | 1 |
32 | Развитие внимания, логического мышления, эмоциональной компетенции. | 1 |
33 | Развитие навыков логического и творческого мышления, самоконтроля. | 1 |
34 35 | Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации; создание положительного настроя, развитие эмоциональной компетенции на этапе завершения занятий. Праздник достижений. | 1 2 |
Всего: | 72 |
Литература
Агафонова И.Н.Программа «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет.- СПб ГУПМ, 2003.
Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.
–М.: ТЦ Сфера, 2002.
ВыготскийЛ.С.Психология.-М.:Апрель-Пресс,2000
Дарвиш.О.Б.Возрастная психология.М.: Владос-Пресс, 2004
Дьяченко О.М. Булычева А.И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа,1996.
Изард К.Э.Психология эмоций.СПб.,1999.
Инхельдер Б Пиаже Ж. Психология ребенка СПб 2003.
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2003.
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж Клиническая психиатрия. В 2-х томах т.2-М: Медицина 1994, с
Лендрет Г.Л.Игровая терапия: искусство отношений/пер.с англ.-М.:Международная педагогическая академия,1994.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнымии, аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
Михайленко Н.Я Игра с правилами в дошкольном возрасте. Руководство практического психолога. Екатеринбург: деловая книга, 1999.
Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «Плейт», 2004.
РоджерсК. Растущая сила наук о поведении человека. В кн. Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер с англ М.: Издательская группа «Прогресс-Универс»,1994
Психолог в детском саду № 2 1999Ежеквартальный научно-практический журнал (соредакторы Колесников В.Г., Лидерс А.Г.)
Симановский А. Развитие творческого воображения М.: «Дрофа», 2001
Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Яр,: «Просвещение» 2006
Фесюкова Л От трёх до семи. М.: «Арт-издат» ,2008
Источник
Пояснительная записка.
Программа развития высших психических функций и эмоционально- волевой сферы у детей дошкольного возраста.
Программа предусматривает создание «зоны ближайшего развития» для каждого возрастного периода с учетом необходимых достижений внимания, памяти, вербального и конструктивного интеллекта, тонкой моторики, произвольности психических процессов.
Программа предусматривает формирование умений становиться на позицию другого, развитие самосознания, развитие операционального мышления.
II-й феномен, описанный Ж. Пиаже, феномен эгоцентризма, или центрации. Для того, чтоб стал возможен переход от дооперационального мышления к операциональному, требуется, чтоб ребенок перешел от центрации к децентрации. Центрация значит, что ребенок может видеть весь мир лишь со собственной точки зрения. Никаких иных точек зрения для ребенка вначале нет. Стать на точку зрения науки, общества ребенок не может. Исследуя феномен центрации, Д. Б. Эльконин предположил, что в ролевой коллективной игре происходят главные процессы, связанные с преодолением познавательного эгоцентризма. Частое переключение с одной роли на иную в разных играх детей, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводит к систематическому расшатыванию представлений ребенка об абсолютности собственного положения в мире вещей и людей и создает условия для координации различных позиций.
Эта теория была проверена в изыскании В. А. Недоспасовой. В этом опыте был использован модифицированный тест К. Берта и Ж. Пиаже о 3-х братьях (было 3 брата: Миша, Петя и Слава. Сколько братьев у Миши, у Пети, у Славы?). Ребенку (Слава) предлагали условно стать Мишей, после Петей и ответить на данный вопрос с позиции каждого из детей. Через подобную условнодинамическую позицию ребенок приходил к пониманию объективных взаимоотношений. В изыскании В. А. Недоспасовой ребенок условно принимал на себя функция каждого из 3-х братьев и всегда принимал во внимание, как смотрится ситуация с позиции иных братьев.
В этом опыте возможно было видеть процесс преодоления центрации. Как и в игре, ребенок условно принимает на себя функцию иного, однако в то же время всегда ориентируется на поведение партнера (к примеру, д-р. учитывает позицию больного). Благодаря децентрации дети становятся другими, предметом их мысли, их рассуждения становится мысль иного человека Никакое обучение нереально до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребенка. Децентрация формируется так: сначала образуется немало центраций, затем происходит дифференциация себя от иного и его точки зрения без того, чтоб на нее реально становиться, а лишь ее предполагать. Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем 3 линии развития. Одна линия образования произвольного поведения, 2 линия овладения средствами и эталонами познавательно работы, 3 линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка школьному обучению. К этим 3-м линиям, которые были проанализирован Д Б Элькониным, нужно добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению.
Программа предусматривает стимулирование познавательной мотивации и познавательной активности детей путем введения на занятиях неожиданных проблемных ситуаций; необычных сочетаний знакомых задач и ситуаций; путем создания парадоксальных задач, растормаживания стереотипов восприятия.
Программа предусматривает развитие кооперативной деятельности детей, сотрудничества, децентрации, развитие волевых процессов, развитие самосознания.
Программа предусматривает развитие теоретического мышления как необходимого условия для коррекции недоразвития дискурсивного мышления и «втягивания» ребенка в «зону ближайшего развития».
Занятие состоит из 4-х этапов.
1 этап – Создание проблемной ситуации, вызывающей у ребенка стойкий интерес и положительный эмоциональный настрой на выполнение задания.
2 этап – Непосредственное выполнение задания индивидуально и затем совместное обсуждение с коррекцией ошибок самими детьми друг друга при организующей и направляющей помощи взрослого; или наоборот, от коллективного обсуждения до индивидуального выполнения в зависимости от цели урока.
3 этап – Игра на тему занятия, либо игра как продолжение занятия.
4 этап – релаксирующее задание с выходом на спонтанную игру.
Принципы подачи материала следующие:
а) каждое следующее занятие не является продолжение предыдущего;
б) повышенная трудность (введение в «зону ближайшего развития»);
в) от «общего к частному»;
г) ощущение успеха;
д) кооперация детей и внутри кооперации – применение методов поддержки и понимающего общения.
Программа содержательная, описана по темам, поурочно.
Цели программы:
– формирование творческого мышления;
– подготовка к школе;
– развитие эмоционально-волевой сферы.
Задачи программы:
– формирование «схемы тела» и ориентировки в пространстве;
– снятие эгоцентрической позиции – децентрация;
– развитие конструктивного мышления;
– развитие словесно-логического мышления;
– развитие сенсорных способностей;
– формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
– развитие мотивационно-потребностной сферы;
– формирование мотивации учения;
– развитие навыков сотрудничества.
Источник
Ольга Юрьева
Рабочая программа по развитию психических познавательных процессов у детей 4–5 лет «Познай себя»
Пояснительная записка.
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, воображении. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения со взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми.
Предлагаемая программа способствует грамотному проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.
Цель:
формирование познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление) детей старшего дошкольного возраста, как показатель психологической готовности к обучению в школе.
Задачи:
1. создавать условия для полноценного психического развития ребёнка, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта;
2. проведение психологической диагностики с целью выявления уровня сформированности психических процессов;
3. разработка и проведение коррекционно – развивающих занятий по преодолению нарушений в развитии психических процессов;
4. консультировать педагогов, родителей об особенностях психического развития ребёнка;
5. формирование норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитание доброжелательного отношения, уважения прав сверстников и умения сотрудничать с ними.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
• готовностью педагога к формированию познавательных процессов у детей;
• построение социально – личностной развивающей среды в дошкольном учреждении;
• активном участии родителей в воспитательном процессе;
• проведение коррекционных – развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие познавательных процессов;
Основные принципы организации образовательного процесса:
• обеспечение права каждого ребёнка на свободный выбор, на собственную точку зрения;
• опора на достижение предыдущего этапа развития ребёнка;
• принцип психологической комфортности;
принцип информированности, обогащённости и наукоёмкости.
Комплекс занятий рассчитан на детей 4-5 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20 мин., что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данного возраста. Занятия проводятся по подгруппам 3-4 ребенка.
Комплекс направлен на развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
Программа рассчитан на 28 недель, по 4 занятия в месяц. Занятия проходят в форме игры-задачи, путешествия, виртуальной экскурсии, похода, викторины и т. п.
Структура занятий:
• Проверка знаний, полученных раннее.
• Знакомство с новым материалом (дидактические игры, раздаточный игровой материал, словесные игры и т. д.)
• Подвижная игра
• Индивидуальная работа (по индивидуальным траекториям развития)
• Закрепление пройденного (работа в группах, парах, коллективно)
• Рефлексия
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ
ТЕМЫ:
1. Диагностика уровня познавательных процессов.
2. Восприятие («Развивающая радуга», «Цветовое лото»).
3. Память,внимание,мышление,воображение. («Театрализация сказки Репка на новый лад» – задания на развитие психических процессов, задания на логику, пиктограммы, учить классифицировать, обобщать).
4. Театрализация сказки Репка на новый лад.
ЗАДАЧИ:
Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.
Ознакомить детей с системой цветов, с последовательностью расположения в спектре»
Развивать память, мышление, творческое воображение.
Развитие творческого воображения.
ОКТЯБРЬ
ТЕМЫ:
1. Театрализация «Фруктовый сад» (Разрезные картинки, посади фрукты).
2. Веселые фрукты. (волшебный мешочек, собери фрукты, угадай чего не стало).
3. Умные помощники. («Веселые загадки для умников», «Путаница», «Что лишнее?»).
4. Придумывание сказки «Во саду ли в огороде»
ЗАДАЧИ:
Учить зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, развивать умение пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.
Учить узнавать предметы на ощупь, обогащение сенсорного опыта, развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины, развивать зрительную память).
Развивать зрительную и слуховую память, группировать картинки, развитие навыков классификации).
Развитие творческого воображения, внимания, зрительной и слуховой памяти.
НОЯБРЬ
ТЕМЫ:
1. Кукольный пальчиковый театр (Ритмическая игра «Та-та два кота», «Угадай чей голос».)
2. Театрализация «Животные и птицы» (Сложи узор, узнавание наложенных предметов, называть части тела животных и птиц, особенностях внешнего вида, какую пользу приносят.)
3. Что растет в лесу (Узнавание наложенных предметов, раскраски, операции обобщения, классификации, синтеза.)
4. Страна «Вообразилия». Развитие умения различать взрослых животных и их детенышей по звукопроизношению, формирование схемы тела)
ЗАДАЧИ:
Развитие моторики, цветовосприятия, умения работать по образцу, понятие большой — маленький, развитие представления об эталонах формы.
Формировать понятия деревья, травы и кустарники, развитие цветовосприятия, мелкой моторики, внимания. Памяти и мышления.
Обогащение словарного запаса, развитие творческого воображения.
ДЕКАБРЬ
ТЕМЫ:
1. «В гостях у сказки» (театрализация сказки «Рукавичка», придумывание конца сказки.)
2. Диагностика уровня развития психических процессов.
3. Диагностика уровня психических процессов.
4. Новогодний праздник Развитие творческого воображения, внимания. Зрительной и слуховой памяти.
ЗАДАЧИ:
Изучение особенности развития психических процессов.
ЯНВАРЬ
ТЕМЫ:
1. «Почемучки в гостях у Умной феи» («Кто такой человек?», «Разрезные картинки», «Назови одним словом»).
2. «Правила поведения в общественных местах».
3. «Что сначала, а что потом».
ЗАДАЧИ:
Нахождение частей тела, развитие мышления, целостное восприятие изображения, развитие мыслительных операций.
Развитие умения следовать правилам, произвольности, зрительного и слухового внимания, формирование схемы тела, развитие пространственных представлений.
Знакомство с распорядком дня, развитие навыка определять последовательность действий и событий, развитие моторики, закрепление цвета, выполнения словесных инструкций.
ФЕВРАЛЬ
ТЕМЫ:
1. «Игрушки» (Мыслительные операции, «Чего не стало?»)
2. Кукольный театр «А у нас сегодня гости!» «Третий лишний», «Что куда положить?», «Чего не стало», «Назови одним словом».
3. Кукольный театр «Гостевой этикет»
4. «Защитники отечества». Развитие мышления, внимания и памяти.
ЗАДАЧИ:
Развитие мышления: операций синтеза, классификации, обобщения по темам «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь».
Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость, слуховую память, мышление, тонкую моторику, формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.
Расширить и уточнить словарь детей. Воспитание любви и уважения к близким.
МАРТ 1.
ТЕМЫ:
1.«Почемучки и времена года».
2. «Мамины помощники».
3. «Как Незнайки попали в беду» (Театрализация «Добрый доктор Айболит»).
4. «Профессии» («Правая и левая», «Кто что делает?», «Кем быть?».
ЗАДАЧИ:
Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слова «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и сочетание слов «Время года». Развитие операций обобщения, классификации, развитие наглядно-образного мышления, установление причинно-следственных связей.
Воспитание любви и уважения к близким людям, расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские и мужские профессии».
Развитие творческого воображения, знакомство с профессией врача, развитие зрительной и слуховой памяти.
Развитие навыков подражания, освоение схемы тела, умение называть действия людей разных профессий, закрепление знаний о различных профессиях.
АПРЕЛЬ 1.
ТЕМЫ:
1.«Транспорт».
2. Диагностика уровня развития познавательной сферы
3. Диагностика уровня развития познавательной сферы
ЗАДАЧИ:
Формировать понятие наземный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.
Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.
Литература
1. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 319 с. Ил. – (Школа развития).
2. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учебное пособие/ М. В. Ермолаева. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК»,2006. – 224 с. – (серия «Библиотека педагога – практика»).
3. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тихомирова Л. Ф. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 192 с., ил.
4. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. Тихомирова Л. Ф. – Ярославль: Академия развития, 2001.- 256 с., ил – (Серия: «Развивающее обучение. Практическое приложение»).
5. Практикум для детского психолога/ Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 4 – е. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 314, с., : ил. – (Психологический практикум).
6. 500 лучших развивающих игр для детей от рождения до пяти лет / худож. : Н. В. Павлычева, А. А. Селиванов. – Ярославль, Академия развития, 2010. – 416 с. : ил. – (Золотая коллекция игр).
7. Е. Л. Набойкина. Сказки и игры с особым ребенком. Речь. Санкт-Петербург. 2006 г.
Источник