Программа развития познавательной активности ребенка

Алтайский край

город Славгород

Рабочая программа

«Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет,

 через детское экспериментирование».

                Программа разработана:

                          Судос Людмилой Николаевной,

                                                   воспитателем   МБДОУ «Детский сад № 36».

Пояснительная записка.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

                                                             (китайская пословица)

          В старшем дошкольном возрасте у детей формируется желание задавать вопросы и самостоятельно пытаться  искать на них ответы. Как правило, они часто обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». В этом возрасте важно поддерживать инициативу познавательной активности ребенка. А каким образом?

      Огромный потенциал развития познавательной активности детей  имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда,  когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

       В  процессе экспериментальной  деятельности  познавательная  активность  идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект. В этом случае ребенок   удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир.

      Анализируя  образовательную программу ДОУ, я пришла к выводу, что вводимые Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников более высокого уровня развития познавательных интересов, поэтому экспериментальной деятельностью  нужно заниматься более углубленно.

        Рабочая программа  составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным требованиям и обеспечивает целостность  воспитательно – образовательного процесса. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Данная программа рассчитана на один год.

       При разработке программы использованы нормативные документы:

–     ФЗ  «Об образовании в РФ » от 29.12.2012 № 273 – ФЗ

–      Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года.

Распоряжение правительства 2008 год № 1662 – р.

–      Концепция Федеральной целевой программы  развития образования на 2011-2015 г.г.

–       Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае на 2011 – 2015 годы»

–  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования № 655 от 23.11.2009г.

–   Федеральные государственные требования к  условиям реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образования № 2151 от 20.07.2011г.

–  Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.1.2660-10

       Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей 5-6 лет через детское экспериментирование.

     Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Создать условия для развития познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности: лабораторию для детских опытов «Я – исследователь» и мини- библиотеку «Почемучка»;
  2. Расширять представления детей об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности;
  3. Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  4. Поддерживать интерес детей к самостоятельному экспериментированию;
  5. Развивать коммуникативные качества.

Предполагаемые результаты:

  • В группе используются детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я – исследователь», мини библиотека  «Почемучка»;
  • Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской  лаборатории и познавательной литературой мини – библиотеки;
  • Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;
  • Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.

         Особенностью программы  является интеграция различных видов детской деятельности. Познавательная деятельность  интегрируется с другими видами деятельности: поисково – исследовательской,  игровой, речевой, трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы, музыкальной, конструктивной.

       В программе предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности.

       Программа включает в себя игровые технологии, традиционные методы и приемы: наблюдения, беседы, моделирование, планы-схемы, алгоритмы.

         При составлении рабочей программы учитывались  и формы работы с родителями: мастер-классы, семинары – практикумы, анкетирование, совместная деятельность детей и родителей, консультации, конкурсы,  наглядная информация для родителей.

 Комплексно – тематический план образовательной

 деятельности с детьми

Дата

проведения, тема

Виды образовательной деятельности

Формы образовательного сотрудничества с родителями

Условия реализации

сентябрь

Я – исследователь

1.Экскурсия в школьную лабораторию.

2.Рассматривание энциклопедии «Почемучка».

3.Просмотр видео «Как проводят опыты».

4.Рисование на тему «Как мы познаем мир».

1. Анкетирование «Ваш взгляд на мир».

 2.Участие в пополнении детской лаборатории и библиотеки.

1.Фотоальбом «Юный исследователь».

2.Библиотека детских книг.

октябрь

Воздух – невидимка

1. Экскурсия на метеоплощадку.

2. НОД «Ветер по морю гуляет».

3.Аппликация «Надуваем паруса».

4.Игра с мыльными пузырями

1.Круглый стол «Игры с ветром»

2.Конкурс «Игрушка для игры с ветром».

3.Совместные прогулки на воздухе «Движение воздуха».

1.Презентация «Воздух-невидимка».

2.Альбом «Воздушные корабли».

3.Выставка детских работ по теме аппликации.

ноябрь

Звук

1.НОД «Где живет эхо?»

2.Беседа «Почему все

звучит?».

3.Игровое упражнение «Где звенит колокольчик?»

  «Что звучит?»

4.Слушание аудиозаписи звуки природы.

1.Совместная деятельность по созданию музыкальных игрушек-инструментов.

2.Эксперимент дома «Где живет эхо?».

1.Выставка шумовых игрушек.

2. Выставка детских рисунков «Рисуем музыку».

3.Аудиозапись рассказов детей «Где живет эхо?»

Декабрь

Мир бумаги

1.Беседа «Как делают бумагу?»

2.НОД «Свойства бумаги»

3. Оригами «Кораблик»

4.Дыхательная гимнастика «Запускаем кораблик».

1.Рекомендации «Поделки из бумаги» .2.Мастер- класс «Оригами».

3.Подбор видов бумаги для деятельности детей.

1.Алгорит «Как появился альбом?».

2.Выставка поделок из бумаги.

Январь

Свет и тень

1.НОД «Свет повсюду»

2.Проведение опытов: «Свет-источник жизни».

3.Наблюдение – «Зачем растениям свет?», «Отражение лучей».

4.Игровое упражнение «Солнечные зайчики»

5. Показ теневого театра.

1.Рекомендации «Игры с солнцем и тенью»

2.Привлечь к совместному наблюдению «Зачем растениям свет?»

3.Совместное изготовление теневых театров.

1.Альбом с фотографиями «Свет у меня дома».

2.Дневник наблюдений за растениями.

3.Выставка теневых театров по русским народным сказкам.

Февраль

Стекло

1.НОД «В мире стекла».

2.Рассматривание  «Таинственные картинки».

3. Игра- забава «Волшебные зеркала».

4. Чтение «Королевство кривых зеркал».

5. Рисование на стекле.

1.Совместная деятельность с детьми разработка  правил безопасности со стеклом.

2.Семинар- практикум  «Детское творчество на стекле».

1. Мини-музей «Чудеса из стекла”.

2.Коллекция «Цветные стеклышки».

Март

Магнетизм

1.НОД «Свойства магнита».

2.Опыт: «Мы — фокусники»

3.Игра в кругу с мячом «Притянет – не притянет», «Рыбалка».

4.Ручной труд  «Пархающая бабочка.

1.Привлечь к совместной игровой деятельности «Рыбалка», «Пархающая бабочка».

2.Проведение эксперимента на выявление магнетических предметов.

3.Подбор загадок о магнетических предметах.

1.Картотека опытов с магнитом

2.Коробочки с магнетическими и немагнетическими предметами.

3.Выставка поделок.

Апрель

Волшебная кладовая

(почва)

1.НОД «Волшебная кладовая».

2. Рассматривание макета  «Дом для дождевого червя».

3.Микроисследование

« Кто живет в Земле?».

4.Чтение худ. литературы.

5.Игры с песком.

1.Подбор  энциклопедической литературы на тему «Как устроена  волшебная кладовая»,

2.Совместное исследование: «Слои почвы» (с зарисовкой)

3.Подбор коллекции «Волшебные камешки».

1. Макет-схема «Почва».

2.Коллекция полезных ископаемых нашей области.

3.Выставка познавательной литературы по данной теме.

4.Выставка зарисовок.

5.Презентация созданной детской лаборатории «Я -исследователь».

май

Волшебница – вода

1.НОД «В гостях у капельки».

2.Рассматривание иллюстраций «Где прячется вода?»

3.Беседа «Помощница вода».

4.Провести исследование: вода-растворитель .

3. Показ видеосюжета «Водные стихии».

4.Игры с водой.

1.Разработка совместного детского проекта «Волшебница вода»

2.С привлечением родителей провести рейд «Чистый берег».

3.Экскурсия к водоему.

4.Совместное составление рассказа «Мои впечатления об  увиденном».

1.План-схема «Ходит капелька по кругу».

2.Представление результатов работы в «Музее воды».

3. Фотовыставка «Реки, водоемы, моря.

4. Макет глобуса.

5. Мини-бассейн.

Читайте также:  Презентация для ребенка развитие речи 3 года

Мониторинг

“Проявление познавательной активности

через экспериментальную деятельность”

( метод – наблюдение)

 ___________________________________        Ф.И.ребёнка

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

2

 Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

3

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

4

Проявляет интерес к символическим “языкам”: пытается самостоятельно “читать” схемы, карты, алгоримы, чертежи и выполнять дествия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Баллы :

а) часто – 5

б) иногда – 3

в) очень редко – 1

25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;

19 –15 баллов – потребность  в познавательной активности выражена умеренно;

14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо

Методическое обеспечение:

  1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. – М.,1994.
  2. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. – 2003. -№3. – С.4-12.
  3.  Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  4. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
  5.  Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. – 2006. – №8. – С.60-64.
  6. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  7. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  8. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  10. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
  11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

Источник

ПРОГРАММА

по развитию интеллектуальных способностей детей

 «Развитие и формирование познавательной деятельности». 

Составитель:

Воспитатель:Темперанская Г.Г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • Краткая аннотация…………………………………………………………2
  • Постановка проблемы (актуальность)………………………………………….3-4
  • Цели и задачи……………………………………………………………….5
  • Принципы реализации программы…………………………………………………..6
  • Целевая группа……………………………………………………………………………..7
  • Ожидаемые итоговые результаты программы……………………………8
  • Содержание программы………………………………………………………..9
  • Основные направления реализации программы……………………………10
  • Система программных мероприятий…………………………………………….11
  • Оценка эффективности реализации программы………………………..12
  • Критерии эффективности реализации программы…………………………13
  •  Список используемой литературы……………………………………14

Краткая аннотация программы

В основе концепции программы “Развитие и формирование познавательной деятельности” лежит педагогическая коррекция умственного развития несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для них процесс социализации часто затруднен из-за ограниченности социальных контактов ( пребывание с ограниченным кругом людей, часто с асоциальным поведением), отсутствует возможность получить необходимые знания.

Данная программа построена с учетом личностных, возрастных особенностей и умственного развития ребенка, представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области познавательного развития подростка. Комплексный подход к изучению умственного развития подростка дает возможность определить динамику их индивидуального развития, выявить отдельные недостатки развития, их взаимосвязь и взаимовлияние.

 Программа предполагает анализ умственного развития детей на момент поступления ребенка в стационарное отделение  и выработку коррекционных мер, направленных на устранение недостатков интеллектуального уровня и развитие умственной деятельности подростков 12-17лет.

Актуальность программы.

  В Конвенции о правах ребенка сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах, не может оставаться в таком окружении имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемых государством» и, кроме того,  « имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития».

 Воспитанниками  стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних становятся дети в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшиеся в социально-опасном положении и/или иной трудной жизненной ситуации. Для этих ребят, в большинстве случаев вследствие грубой социально-педагогической запущенности, психологической и социальной депривации, характерна общая черта – у многих упущены сензитивные периоды для социального и индивидуального развития, овладения умениями и навыками, значимыми для жизни,   у всех воспитанников данного возраста констатируется выраженная социальная и педагогическая запущенность.

Читайте также:  Центр развития ребенка и семь

   У большинства детей наблюдается низкий уровень познавательной активности. Круг интересов сужен, не простирается дальше непосредственного окружающего. Побуждение к получению новых знаний снижено. Некоторые не уверены в себе, от ребенка можно услышать: «Я это не умею», «У меня это не получится». Они пассивны, их трудно увлечь какой – либо деятельностью. У некоторых, напротив, наблюдается избыточная активность, импульсивность и повышенная возбудимость. Все дети не умеют работать самостоятельно, необходим постоянный организующий и обучающий контроль.

 В ходе первичной педагогической  диагностики у воспитанников дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития познавательных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышления, воображения). Дети не собраны, легко отвлекаются. Также у детей наблюдается: слабое речевое развитие, недостаточный словарный запас, неразвитость мелкой моторики, неправильное формирование способов игровой и учебной деятельности, неумение контролировать свое поведение, низкий уровень развития самоконтроля и самооценки (у детей возникают затруднения, когда необходимо выполнить работу по заданному образцу и выдержать заданные требования).

Перед нашим коллективом социально – реабилитационного центра ставится задача сформировать систему навыков и умений,  обеспечивающих  ребенку эффективную социализацию. Одним из направлений этого процесса и является развитие и формирование познавательной деятельности несовершеннолетних.

Цель: развитие познавательных способностей воспитанников на основе системы развивающих занятий, которая  позволит более успешно овладевать школьными предметами.

Задачи:

  • развитие интеллектуальных способностей воспитанников, коррекция познавательных процессов;
  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, делать несложные выводы;
  • развитие памяти, внимания, кругозора;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность сверстников;
  • привлечение к работе специалистов Центра для реализации данной программы.

Принципы реализации программы.

  • Принцип уважительного и доброжелательного отношения к воспитанникам и их потребностям.
  • Каждый подросток принимается таким , какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
  • Не допускаются упреки и порицания за неуспех.
  • Принцип доступности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип диалогизации.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип интегративности (рациональное сочетание разных видов деятельности).

Целевая группа: воспитанники стационарного отделения, находящиеся

                                 в трудной жизненной ситуации, в возрасте 12 – 17 лет,

                                 в количестве 8 -10 человек.

Режим проведения занятий.

  1. Занятия проводятся в индивидуальном и групповом варианте.
  2. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю.
  3. Индивидуальные занятия с каждым воспитанником проводятся 2 раза в неделю.
  4. Длительность занятий варьируется от 15 минут до 30 минут.
  5. Занятия проводятся как в разновозрастной группе, так и в одновозрастных группах.

  Индивидуальная форма работы используется с целью индивидуального подхода к ребенку, выявления уровня умственного развития, установления эмоционально – положительного контакта воспитателя и несовершеннолетнего, а также с целью диагностики результативности работы.

  групповые формы работы позволяют активизировать зону ближайшего развития ребенка, позволяют ему соотнести свой уровень с уровнем  группы. Групповое взаимодействие способствует сплочению и развитию взаимопомощи подростков.

Срок реализации программы 1 год.

Ожидаемые результаты освоения программы.

В результате обучения по данной программе воспитанники должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,   классификации, систематизации;
  • увеличить скорость и гибкость мышления;
  •  выделять существенные признаки и закономерности предметов;
  •  сравнивать предметы, понятия;
  •  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;
  •   определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
  •  концентрировать, переключать своё внимание;        
  •  развивать свою память;
  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
  •  уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
  •  самостоятельно выполнить задания;
  •  осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
    решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
    находить несколько способов решения задач;
  • работать в группе.

Содержание программы.

Программа “Развитие и формирование познавательной деятельности” отличается особенным содержанием, она построена на материале школьных программ. Это позволяет оценить не только уровень развития различных операций, но и предпочтения учащихся в работе с предметами одного из трех циклов: общественно – гуманитарного, естественно – научного и физико – математического. Такой анализ дает  возможность одновременно решать профилактические, консультативные и профориентационные задачи. Одной из основной частью программы является школьный тест умственного развития (ШТУР).

ШТУР предназначен для диагностики умственного развития подростков. Тест состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности подростков и позволяют судить о том, насколько адекватно используют несовершеннолетние в своей активной и пассивной речи научно – культурные и общественно – политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый – логические обобщения, шестой – нахождение правила построения числового ряда.

Диагностику по данному тесту можно проводить как индивидуально, так и группой. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограниченно и является вполне достаточно для всех подростков.

В задания теста включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого,. определяется осведомленность в некоторых понятиях общественно – политического и научно – культурного содержания.

Анализ результатов данной программы дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного воспитанника , так и группы подростков. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно составить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.

Основные направления работы.

 Развитие логического мышления:

  • классификация;
  • обобщения;
  • исключение;
  • аналогии.

Расширение кругозора.

Задачи:

  • формирование миропонимания;
  • повышение познавательной активности;
  • обогащение словарного запаса.

Развитие мнестических способностей.

  • логической памяти;
  • памяти по модальностям ( слуховой, зрительной, кинестетической).

Развитие свойств внимания.

  • объем;
  • распределение;
  • концентрация.

Оценка эффективности реализации программы

Читайте также:  Психологическая характеристика развития ребенка в раннем детстве

Содержательный контроль и оценка результатов воспитанников предусматривает выявление индивидуальной и групповой динамики качества усвоения данной программы . Поэтому показателем эффективности занятий по программе также является наличие динамики в развитии познавательных способностей у подростков.

Оценка эффективности Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев:

  • поведение воспитанников на занятиях: живость, активность, заинтересованность, внимательность;
  • повышение уровня познавательной активности;
  • повышение уровня сформированности  межличностных отношений;
  • повышение уровня умственного развития;
  • повышение уровня развития памяти;
  • улучшение свойств внимания.

Механизм оценки результативности реализации программы.

Отслеживание результатов реализации Программы осуществляется с помощью следующих методов:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • анализ творческих работ;
  • беседы;
  • экспертные суждения педагога;
  • самооценочные суждения воспитанника;
  • непосредственное участие воспитанников в социально – значимых мероприятиях.

Система программных мероприятий.

Содержание работы

Сроки

1

Диагностика умственного развития воспитанников:

-первичная ( для определения умственного развития);

-вторичная ( по результатам коррекционной работы).

В течение года (по мере поступления)

2

Тема: “Что такое логогрифы”.

Цель: развитие мышления.

Тема: “Игры со словами”.

Цель: развитие логики.

Тема : “Посмотри и запомни”.

Цель: развитие памяти.

Тема: “Развиваем наблюдательность , внимательность”.

Цель: развитие наблюдательности, внимательности.

Тема: “Интеллектуальный турнир”.

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, памяти.

Тема: “Решай, отгадывай, смекай!”.

Цель: развитие мышления, памяти, внимания.

Январь

3

Тема:”Кто больше”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: “Играем со словами”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: “Тренировка точности запоминания.”

Цель: развитие памяти.

Тема: “Пословицы”.

Цель: развитие внимания.

Тема: “Брейн – ринг”.

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, памяти.

Тема: “Звездный час”.

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, логического мышления.

Февраль

4

Тема: “Решение задач – шуток”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: “Составь слово”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: “Квадраты, кружки, треугольники”.

Цель: развитие памяти.

Тема: “Запретные слова”.

Цель: развитие внимания.

Тема: “На лесной опушке”.

Цель: расширение кругозора, активизация словаря, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: “Русские народные сказки”( викторина).

Цель: выявление уровня знаний, развитие памяти, внимания, мышления.

Март

5

Тема: “Классификация предметов”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: “Устанавливаем связи”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: ” Будь внимателен”.

Цель: развитие внимания.

Тема: ” пересказываем по кругу”.

Цель: развитие памяти.

Тема: ” Я и мои друзья”.

Цель: развитие мышления, умения анализировать, выявлять сходства.

Тема: ” Птицы” ( викторина).

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Апрель

6

Тема: ” Найди общий признак”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: ” Аналогии”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: ” Играем со словами и буквами”.

Цель: развитие памяти.

Тема: ” Кто самый внимательный”.

Цель: развитие внимания.

Тема: ” Звери”( викторина).

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” В мире познавательной фразеологии”.

Цель: развитие памяти, внимания, активизация словаря, повышение уровня владения родным языком.

Май

7

Тема: ” Немного о безопасности”.

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” Правила дорожного движения”.

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на дорогах, о знаках; развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” Что мы знаем о природе”.

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” Земноводные и пресмыкающиеся”

( викторина).

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Июнь

8

Тема: ” В мире спорта” ( викторина).

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” По грибы, по ягоды”.

Цель: расширение кругозора, активация словаря, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” Животноводство”.

Цель: расширение кругозора, активация словаря, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” Путешествие по детским книгам”.

Цель: развитие памяти, внимания, мышления, речи.

Июль

9

Тема: ” Птицы, насекомые, растения”.

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” Ты подумай и ответь”.

Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания.

Тема: ” Насекомые, паукообразные, ракообразные”.

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” Путешествие по произведениям А.С.Пушкина”.

Цель: развитие памяти, внимания, мышления, речи.

Август

10

Тема: ” Загадки для ребяток”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: ” Головоломки”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: “Слова и числа”.

Цель: развитие памяти.

Тема: ” Исправляем ошибки”.

Цель: развитие внимания.

Тема: ” Слабое звено”.

Цель: развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” Экологический серпантин”.

Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Сентябрь

11

Дидактические игры: “Танграмм”, “Монгольская игра”, “Волшебный круг”, “Пифагор”, “Пентамино”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: ” Послушай и подумай”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: ” Мы немножко поиграем, как ты слушаешь узнаем”.

Цель: развитие памяти.

Тема: ” Играем с числами”.

Цель: развитие внимания.

Тема: ” В мире сказок”.

Цель: развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” Экономический калейдоскоп”.

Цель: развитие интеллекта, социального и экономического мышления.

Октябрь

12

Тема: ” Занимательная математика”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: ” Игры со словами”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: ” Не зевай, запоминай”.

Цель: развитие памяти.

Тема: ” Самый внимательный”.

Цель: развитие внимания.

Тема: ” Поле Чудес”.

Цель: выявление уровня знаний, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: ” ЗОЖ”.

Цель: дать детям общее представление о здоровье, научить беречь свое здоровье; развитие памяти, внимания, мышления.

Ноябрь

13

Тема: ” Обобщающие лова”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: ” Шарады”.

Цель: развитие логического мышления.

Тема: ” Слушай внимательно”.

Цель: развитие внимания.

Тема: ” Как мы знаем скороговорки”.

Цель: развитие памяти.

Тема: ” Птичий марафон”.

Цель: развитие внимания, сообразительности, умения работать в коллективе.

Тема: ” Литературные игры”.

Цель: развитие памяти, внимания, мышления, расширение кругозора.

Декабрь

Список используемой литературы.

  1. Г.А.Козина  “Занимательная азбука” г.Москва 2012г.
  2. Академия “Умелые руки”  2004г.
  3. Т.И. Линго “50 головоломок и ребусов”. г. Ярославль 2002г.
  4. Т.И. Ларина “50 игр на сложение и вычитание”г. Ярославль 2002г.
  5. М. Нянковский “Клуб эрудитов”г.Ярославль 2004г.
  6. Т.И. Линго “Игры, ребусы, загадки”г.Ярославль 2004г.
  7. М. Филипченко “55 шарад”г. Ярославль 2004г.
  8. Ю.П. Вавилов “Игры для внимательных и сообразительных”г. Ярославль 2002г.
  9. Л.Ф.Тихомирова “Логика для школьников” г.Ярославль 2003г.
  10. Л.Ф.Тихомирова “Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у детей “г. Ярославль 2004г.
  11. Л.Ф.Симонова “Наблюдаем, изучаем, развиваем память”г. Ярославль.
  12. Л.Ф.Тихомирова “Логика дети 7-10 лет”г. Ярославль 2002г.
  13. Л.В.Черемошкина “Память дети 7-10 лет”г. Ярославль 2002г.
  14. Н.Ю.Анашина “Путешествие в страну “Что? Где? Когда?””г. Ярославль 2006г.

Источник