Программа развития познавательной активности ребенка
Алтайский край
город Славгород
Рабочая программа
«Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет,
через детское экспериментирование».
Программа разработана:
Судос Людмилой Николаевной,
воспитателем МБДОУ «Детский сад № 36».
Пояснительная записка.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(китайская пословица)
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется желание задавать вопросы и самостоятельно пытаться искать на них ответы. Как правило, они часто обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». В этом возрасте важно поддерживать инициативу познавательной активности ребенка. А каким образом?
Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир.
Анализируя образовательную программу ДОУ, я пришла к выводу, что вводимые Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников более высокого уровня развития познавательных интересов, поэтому экспериментальной деятельностью нужно заниматься более углубленно.
Рабочая программа составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным требованиям и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Данная программа рассчитана на один год.
При разработке программы использованы нормативные документы:
– ФЗ «Об образовании в РФ » от 29.12.2012 № 273 – ФЗ
– Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года.
Распоряжение правительства 2008 год № 1662 – р.
– Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.г.
– Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае на 2011 – 2015 годы»
– Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования № 655 от 23.11.2009г.
– Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования № 2151 от 20.07.2011г.
– Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10
Цель программы: способствовать развитию познавательной активности детей 5-6 лет через детское экспериментирование.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Создать условия для развития познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности: лабораторию для детских опытов «Я – исследователь» и мини- библиотеку «Почемучка»;
- Расширять представления детей об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности;
- Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Поддерживать интерес детей к самостоятельному экспериментированию;
- Развивать коммуникативные качества.
Предполагаемые результаты:
- В группе используются детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я – исследователь», мини библиотека «Почемучка»;
- Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской лаборатории и познавательной литературой мини – библиотеки;
- Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;
- Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.
Особенностью программы является интеграция различных видов детской деятельности. Познавательная деятельность интегрируется с другими видами деятельности: поисково – исследовательской, игровой, речевой, трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы, музыкальной, конструктивной.
В программе предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности.
Программа включает в себя игровые технологии, традиционные методы и приемы: наблюдения, беседы, моделирование, планы-схемы, алгоритмы.
При составлении рабочей программы учитывались и формы работы с родителями: мастер-классы, семинары – практикумы, анкетирование, совместная деятельность детей и родителей, консультации, конкурсы, наглядная информация для родителей.
Комплексно – тематический план образовательной
деятельности с детьми
Дата проведения, тема | Виды образовательной деятельности | Формы образовательного сотрудничества с родителями | Условия реализации |
сентябрь Я – исследователь | 1.Экскурсия в школьную лабораторию. 2.Рассматривание энциклопедии «Почемучка». 3.Просмотр видео «Как проводят опыты». 4.Рисование на тему «Как мы познаем мир». | 1. Анкетирование «Ваш взгляд на мир». 2.Участие в пополнении детской лаборатории и библиотеки. | 1.Фотоальбом «Юный исследователь». 2.Библиотека детских книг. |
октябрь Воздух – невидимка | 1. Экскурсия на метеоплощадку. 2. НОД «Ветер по морю гуляет». 3.Аппликация «Надуваем паруса». 4.Игра с мыльными пузырями | 1.Круглый стол «Игры с ветром» 2.Конкурс «Игрушка для игры с ветром». 3.Совместные прогулки на воздухе «Движение воздуха». | 1.Презентация «Воздух-невидимка». 2.Альбом «Воздушные корабли». 3.Выставка детских работ по теме аппликации. |
ноябрь Звук | 1.НОД «Где живет эхо?» 2.Беседа «Почему все звучит?». 3.Игровое упражнение «Где звенит колокольчик?» «Что звучит?» 4.Слушание аудиозаписи звуки природы. | 1.Совместная деятельность по созданию музыкальных игрушек-инструментов. 2.Эксперимент дома «Где живет эхо?». | 1.Выставка шумовых игрушек. 2. Выставка детских рисунков «Рисуем музыку». 3.Аудиозапись рассказов детей «Где живет эхо?» |
Декабрь Мир бумаги | 1.Беседа «Как делают бумагу?» 2.НОД «Свойства бумаги» 3. Оригами «Кораблик» 4.Дыхательная гимнастика «Запускаем кораблик». | 1.Рекомендации «Поделки из бумаги» .2.Мастер- класс «Оригами». 3.Подбор видов бумаги для деятельности детей. | 1.Алгорит «Как появился альбом?». 2.Выставка поделок из бумаги. |
Январь Свет и тень | 1.НОД «Свет повсюду» 2.Проведение опытов: «Свет-источник жизни». 3.Наблюдение – «Зачем растениям свет?», «Отражение лучей». 4.Игровое упражнение «Солнечные зайчики» 5. Показ теневого театра. | 1.Рекомендации «Игры с солнцем и тенью» 2.Привлечь к совместному наблюдению «Зачем растениям свет?» 3.Совместное изготовление теневых театров. | 1.Альбом с фотографиями «Свет у меня дома». 2.Дневник наблюдений за растениями. 3.Выставка теневых театров по русским народным сказкам. |
Февраль Стекло | 1.НОД «В мире стекла». 2.Рассматривание «Таинственные картинки». 3. Игра- забава «Волшебные зеркала». 4. Чтение «Королевство кривых зеркал». 5. Рисование на стекле. | 1.Совместная деятельность с детьми разработка правил безопасности со стеклом. 2.Семинар- практикум «Детское творчество на стекле». | 1. Мини-музей «Чудеса из стекла”. 2.Коллекция «Цветные стеклышки». |
Март Магнетизм | 1.НОД «Свойства магнита». 2.Опыт: «Мы — фокусники» 3.Игра в кругу с мячом «Притянет – не притянет», «Рыбалка». 4.Ручной труд «Пархающая бабочка. | 1.Привлечь к совместной игровой деятельности «Рыбалка», «Пархающая бабочка». 2.Проведение эксперимента на выявление магнетических предметов. 3.Подбор загадок о магнетических предметах. | 1.Картотека опытов с магнитом 2.Коробочки с магнетическими и немагнетическими предметами. 3.Выставка поделок. |
Апрель Волшебная кладовая (почва) | 1.НОД «Волшебная кладовая». 2. Рассматривание макета «Дом для дождевого червя». 3.Микроисследование « Кто живет в Земле?». 4.Чтение худ. литературы. 5.Игры с песком. | 1.Подбор энциклопедической литературы на тему «Как устроена волшебная кладовая», 2.Совместное исследование: «Слои почвы» (с зарисовкой) 3.Подбор коллекции «Волшебные камешки». | 1. Макет-схема «Почва». 2.Коллекция полезных ископаемых нашей области. 3.Выставка познавательной литературы по данной теме. 4.Выставка зарисовок. 5.Презентация созданной детской лаборатории «Я -исследователь». |
май Волшебница – вода | 1.НОД «В гостях у капельки». 2.Рассматривание иллюстраций «Где прячется вода?» 3.Беседа «Помощница вода». 4.Провести исследование: вода-растворитель . 3. Показ видеосюжета «Водные стихии». 4.Игры с водой. | 1.Разработка совместного детского проекта «Волшебница вода» 2.С привлечением родителей провести рейд «Чистый берег». 3.Экскурсия к водоему. 4.Совместное составление рассказа «Мои впечатления об увиденном». | 1.План-схема «Ходит капелька по кругу». 2.Представление результатов работы в «Музее воды». 3. Фотовыставка «Реки, водоемы, моря. 4. Макет глобуса. 5. Мини-бассейн. |
Мониторинг
“Проявление познавательной активности
через экспериментальную деятельность”
( метод – наблюдение)
___________________________________ Ф.И.ребёнка
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко | |
2 | Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность? | а) часто б) иногда в) очень редко | |
3 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко | |
4 | Проявляет интерес к символическим “языкам”: пытается самостоятельно “читать” схемы, карты, алгоримы, чертежи и выполнять дествия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко | |
5 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко | |
Баллы :
а) часто – 5
б) иногда – 3
в) очень редко – 1
25-20 баллов – потребность в познавательной активности выражена сильно;
19 –15 баллов – потребность в познавательной активности выражена умеренно;
14 и меньше баллов – потребность в познавательной активности выражена слабо
Методическое обеспечение:
- Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. – М.,1994.
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. – 2003. -№3. – С.4-12.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
- Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. – 2006. – №8. – С.60-64.
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
- Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
Источник
ПРОГРАММА
по развитию интеллектуальных способностей детей
«Развитие и формирование познавательной деятельности».
Составитель:
Воспитатель:Темперанская Г.Г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Краткая аннотация…………………………………………………………2
- Постановка проблемы (актуальность)………………………………………….3-4
- Цели и задачи……………………………………………………………….5
- Принципы реализации программы…………………………………………………..6
- Целевая группа……………………………………………………………………………..7
- Ожидаемые итоговые результаты программы……………………………8
- Содержание программы………………………………………………………..9
- Основные направления реализации программы……………………………10
- Система программных мероприятий…………………………………………….11
- Оценка эффективности реализации программы………………………..12
- Критерии эффективности реализации программы…………………………13
- Список используемой литературы……………………………………14
Краткая аннотация программы
В основе концепции программы “Развитие и формирование познавательной деятельности” лежит педагогическая коррекция умственного развития несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для них процесс социализации часто затруднен из-за ограниченности социальных контактов ( пребывание с ограниченным кругом людей, часто с асоциальным поведением), отсутствует возможность получить необходимые знания.
Данная программа построена с учетом личностных, возрастных особенностей и умственного развития ребенка, представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области познавательного развития подростка. Комплексный подход к изучению умственного развития подростка дает возможность определить динамику их индивидуального развития, выявить отдельные недостатки развития, их взаимосвязь и взаимовлияние.
Программа предполагает анализ умственного развития детей на момент поступления ребенка в стационарное отделение и выработку коррекционных мер, направленных на устранение недостатков интеллектуального уровня и развитие умственной деятельности подростков 12-17лет.
Актуальность программы.
В Конвенции о правах ребенка сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах, не может оставаться в таком окружении имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемых государством» и, кроме того, « имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития».
Воспитанниками стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних становятся дети в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшиеся в социально-опасном положении и/или иной трудной жизненной ситуации. Для этих ребят, в большинстве случаев вследствие грубой социально-педагогической запущенности, психологической и социальной депривации, характерна общая черта – у многих упущены сензитивные периоды для социального и индивидуального развития, овладения умениями и навыками, значимыми для жизни, у всех воспитанников данного возраста констатируется выраженная социальная и педагогическая запущенность.
У большинства детей наблюдается низкий уровень познавательной активности. Круг интересов сужен, не простирается дальше непосредственного окружающего. Побуждение к получению новых знаний снижено. Некоторые не уверены в себе, от ребенка можно услышать: «Я это не умею», «У меня это не получится». Они пассивны, их трудно увлечь какой – либо деятельностью. У некоторых, напротив, наблюдается избыточная активность, импульсивность и повышенная возбудимость. Все дети не умеют работать самостоятельно, необходим постоянный организующий и обучающий контроль.
В ходе первичной педагогической диагностики у воспитанников дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития познавательных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышления, воображения). Дети не собраны, легко отвлекаются. Также у детей наблюдается: слабое речевое развитие, недостаточный словарный запас, неразвитость мелкой моторики, неправильное формирование способов игровой и учебной деятельности, неумение контролировать свое поведение, низкий уровень развития самоконтроля и самооценки (у детей возникают затруднения, когда необходимо выполнить работу по заданному образцу и выдержать заданные требования).
Перед нашим коллективом социально – реабилитационного центра ставится задача сформировать систему навыков и умений, обеспечивающих ребенку эффективную социализацию. Одним из направлений этого процесса и является развитие и формирование познавательной деятельности несовершеннолетних.
Цель: развитие познавательных способностей воспитанников на основе системы развивающих занятий, которая позволит более успешно овладевать школьными предметами.
Задачи:
- развитие интеллектуальных способностей воспитанников, коррекция познавательных процессов;
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, делать несложные выводы;
- развитие памяти, внимания, кругозора;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развитие познавательной активности;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность сверстников;
- привлечение к работе специалистов Центра для реализации данной программы.
Принципы реализации программы.
- Принцип уважительного и доброжелательного отношения к воспитанникам и их потребностям.
- Каждый подросток принимается таким , какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
- Не допускаются упреки и порицания за неуспех.
- Принцип доступности.
- Принцип наглядности.
- Принцип диалогизации.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип интегративности (рациональное сочетание разных видов деятельности).
Целевая группа: воспитанники стационарного отделения, находящиеся
в трудной жизненной ситуации, в возрасте 12 – 17 лет,
в количестве 8 -10 человек.
Режим проведения занятий.
- Занятия проводятся в индивидуальном и групповом варианте.
- Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю.
- Индивидуальные занятия с каждым воспитанником проводятся 2 раза в неделю.
- Длительность занятий варьируется от 15 минут до 30 минут.
- Занятия проводятся как в разновозрастной группе, так и в одновозрастных группах.
Индивидуальная форма работы используется с целью индивидуального подхода к ребенку, выявления уровня умственного развития, установления эмоционально – положительного контакта воспитателя и несовершеннолетнего, а также с целью диагностики результативности работы.
групповые формы работы позволяют активизировать зону ближайшего развития ребенка, позволяют ему соотнести свой уровень с уровнем группы. Групповое взаимодействие способствует сплочению и развитию взаимопомощи подростков.
Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате обучения по данной программе воспитанники должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
находить несколько способов решения задач; - работать в группе.
Содержание программы.
Программа “Развитие и формирование познавательной деятельности” отличается особенным содержанием, она построена на материале школьных программ. Это позволяет оценить не только уровень развития различных операций, но и предпочтения учащихся в работе с предметами одного из трех циклов: общественно – гуманитарного, естественно – научного и физико – математического. Такой анализ дает возможность одновременно решать профилактические, консультативные и профориентационные задачи. Одной из основной частью программы является школьный тест умственного развития (ШТУР).
ШТУР предназначен для диагностики умственного развития подростков. Тест состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.
Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности подростков и позволяют судить о том, насколько адекватно используют несовершеннолетние в своей активной и пассивной речи научно – культурные и общественно – политические термины и понятия.
Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый – логические обобщения, шестой – нахождение правила построения числового ряда.
Диагностику по данному тесту можно проводить как индивидуально, так и группой. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограниченно и является вполне достаточно для всех подростков.
В задания теста включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого,. определяется осведомленность в некоторых понятиях общественно – политического и научно – культурного содержания.
Анализ результатов данной программы дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного воспитанника , так и группы подростков. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно составить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.
Основные направления работы.
Развитие логического мышления:
- классификация;
- обобщения;
- исключение;
- аналогии.
Расширение кругозора.
Задачи:
- формирование миропонимания;
- повышение познавательной активности;
- обогащение словарного запаса.
Развитие мнестических способностей.
- логической памяти;
- памяти по модальностям ( слуховой, зрительной, кинестетической).
Развитие свойств внимания.
- объем;
- распределение;
- концентрация.
Оценка эффективности реализации программы
Содержательный контроль и оценка результатов воспитанников предусматривает выявление индивидуальной и групповой динамики качества усвоения данной программы . Поэтому показателем эффективности занятий по программе также является наличие динамики в развитии познавательных способностей у подростков.
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев:
- поведение воспитанников на занятиях: живость, активность, заинтересованность, внимательность;
- повышение уровня познавательной активности;
- повышение уровня сформированности межличностных отношений;
- повышение уровня умственного развития;
- повышение уровня развития памяти;
- улучшение свойств внимания.
Механизм оценки результативности реализации программы.
Отслеживание результатов реализации Программы осуществляется с помощью следующих методов:
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование;
- анализ творческих работ;
- беседы;
- экспертные суждения педагога;
- самооценочные суждения воспитанника;
- непосредственное участие воспитанников в социально – значимых мероприятиях.
Система программных мероприятий.
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Диагностика умственного развития воспитанников: -первичная ( для определения умственного развития); -вторичная ( по результатам коррекционной работы). | В течение года (по мере поступления) |
2 | Тема: “Что такое логогрифы”. Цель: развитие мышления. Тема: “Игры со словами”. Цель: развитие логики. Тема : “Посмотри и запомни”. Цель: развитие памяти. Тема: “Развиваем наблюдательность , внимательность”. Цель: развитие наблюдательности, внимательности. Тема: “Интеллектуальный турнир”. Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, памяти. Тема: “Решай, отгадывай, смекай!”. Цель: развитие мышления, памяти, внимания. | Январь |
3 | Тема:”Кто больше”. Цель: развитие логического мышления. Тема: “Играем со словами”. Цель: развитие логического мышления. Тема: “Тренировка точности запоминания.” Цель: развитие памяти. Тема: “Пословицы”. Цель: развитие внимания. Тема: “Брейн – ринг”. Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, памяти. Тема: “Звездный час”. Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, логического мышления. | Февраль |
4 | Тема: “Решение задач – шуток”. Цель: развитие логического мышления. Тема: “Составь слово”. Цель: развитие логического мышления. Тема: “Квадраты, кружки, треугольники”. Цель: развитие памяти. Тема: “Запретные слова”. Цель: развитие внимания. Тема: “На лесной опушке”. Цель: расширение кругозора, активизация словаря, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: “Русские народные сказки”( викторина). Цель: выявление уровня знаний, развитие памяти, внимания, мышления. | Март |
5 | Тема: “Классификация предметов”. Цель: развитие логического мышления. Тема: “Устанавливаем связи”. Цель: развитие логического мышления. Тема: ” Будь внимателен”. Цель: развитие внимания. Тема: ” пересказываем по кругу”. Цель: развитие памяти. Тема: ” Я и мои друзья”. Цель: развитие мышления, умения анализировать, выявлять сходства. Тема: ” Птицы” ( викторина). Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. | Апрель |
6 | Тема: ” Найди общий признак”. Цель: развитие логического мышления. Тема: ” Аналогии”. Цель: развитие логического мышления. Тема: ” Играем со словами и буквами”. Цель: развитие памяти. Тема: ” Кто самый внимательный”. Цель: развитие внимания. Тема: ” Звери”( викторина). Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” В мире познавательной фразеологии”. Цель: развитие памяти, внимания, активизация словаря, повышение уровня владения родным языком. | Май |
7 | Тема: ” Немного о безопасности”. Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” Правила дорожного движения”. Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на дорогах, о знаках; развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” Что мы знаем о природе”. Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” Земноводные и пресмыкающиеся” ( викторина). Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. | Июнь |
8 | Тема: ” В мире спорта” ( викторина). Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” По грибы, по ягоды”. Цель: расширение кругозора, активация словаря, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” Животноводство”. Цель: расширение кругозора, активация словаря, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” Путешествие по детским книгам”. Цель: развитие памяти, внимания, мышления, речи. | Июль |
9 | Тема: ” Птицы, насекомые, растения”. Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” Ты подумай и ответь”. Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания. Тема: ” Насекомые, паукообразные, ракообразные”. Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” Путешествие по произведениям А.С.Пушкина”. Цель: развитие памяти, внимания, мышления, речи. | Август |
10 | Тема: ” Загадки для ребяток”. Цель: развитие логического мышления. Тема: ” Головоломки”. Цель: развитие логического мышления. Тема: “Слова и числа”. Цель: развитие памяти. Тема: ” Исправляем ошибки”. Цель: развитие внимания. Тема: ” Слабое звено”. Цель: развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” Экологический серпантин”. Цель: расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления. | Сентябрь |
11 | Дидактические игры: “Танграмм”, “Монгольская игра”, “Волшебный круг”, “Пифагор”, “Пентамино”. Цель: развитие логического мышления. Тема: ” Послушай и подумай”. Цель: развитие логического мышления. Тема: ” Мы немножко поиграем, как ты слушаешь узнаем”. Цель: развитие памяти. Тема: ” Играем с числами”. Цель: развитие внимания. Тема: ” В мире сказок”. Цель: развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” Экономический калейдоскоп”. Цель: развитие интеллекта, социального и экономического мышления. | Октябрь |
12 | Тема: ” Занимательная математика”. Цель: развитие логического мышления. Тема: ” Игры со словами”. Цель: развитие логического мышления. Тема: ” Не зевай, запоминай”. Цель: развитие памяти. Тема: ” Самый внимательный”. Цель: развитие внимания. Тема: ” Поле Чудес”. Цель: выявление уровня знаний, развитие памяти, внимания, мышления. Тема: ” ЗОЖ”. Цель: дать детям общее представление о здоровье, научить беречь свое здоровье; развитие памяти, внимания, мышления. | Ноябрь |
13 | Тема: ” Обобщающие лова”. Цель: развитие логического мышления. Тема: ” Шарады”. Цель: развитие логического мышления. Тема: ” Слушай внимательно”. Цель: развитие внимания. Тема: ” Как мы знаем скороговорки”. Цель: развитие памяти. Тема: ” Птичий марафон”. Цель: развитие внимания, сообразительности, умения работать в коллективе. Тема: ” Литературные игры”. Цель: развитие памяти, внимания, мышления, расширение кругозора. | Декабрь |
Список используемой литературы.
- Г.А.Козина “Занимательная азбука” г.Москва 2012г.
- Академия “Умелые руки” 2004г.
- Т.И. Линго “50 головоломок и ребусов”. г. Ярославль 2002г.
- Т.И. Ларина “50 игр на сложение и вычитание”г. Ярославль 2002г.
- М. Нянковский “Клуб эрудитов”г.Ярославль 2004г.
- Т.И. Линго “Игры, ребусы, загадки”г.Ярославль 2004г.
- М. Филипченко “55 шарад”г. Ярославль 2004г.
- Ю.П. Вавилов “Игры для внимательных и сообразительных”г. Ярославль 2002г.
- Л.Ф.Тихомирова “Логика для школьников” г.Ярославль 2003г.
- Л.Ф.Тихомирова “Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у детей “г. Ярославль 2004г.
- Л.Ф.Симонова “Наблюдаем, изучаем, развиваем память”г. Ярославль.
- Л.Ф.Тихомирова “Логика дети 7-10 лет”г. Ярославль 2002г.
- Л.В.Черемошкина “Память дети 7-10 лет”г. Ярославль 2002г.
- Н.Ю.Анашина “Путешествие в страну “Что? Где? Когда?””г. Ярославль 2006г.
Источник