Программа развития подготовка ребенка к школе
УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ ЦО № 951 Е.А. Булкина «___»________________2011 года |
Образовательная программа
объединения
«Весёлая школа»
(принята на заседании методического объединения учителей начальных классов 26.08.2011 года)
Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Педагоги дополнительного образования: Грамши Надежда Делиовна,
Лошаков Андрей Евгеньевич.
Москва
2011 г.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно”речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).
Как любое образование, предшкольное образование может быть институциональным, так как в обществе существуют формальные структуры или организации (институты), имеющие образование в качестве основной цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.), и неинституциональным, если образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется содержанием институционального образования.
Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:
– его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
– культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
– познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Данная программа предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать, что наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов.
К их числу относятся:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Интенсификация образовательного процесса.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным
возможностям.
4. Нерациональная организация жизнедеятельности детей.
5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития
дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.
6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья детей.
7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья
и здорового образа жизни.
В связи с этим необходимо определить комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления:
А. Нормализация учебной нагрузки:
– отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;
– разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;
– приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;
– разработка методик физиолого-гигиенической и психологической
оценки и мониторинга педагогических инноваций.
Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
– разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;
– превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;
– привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
В. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.
Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются следующие:
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (Л.С. Выготский).
2. Возникновение первичных этических инстанций (Л.С. Выготский).
3. Возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев).
4. Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец).
5. Возникновение личного сознания (А.А. Леонтьев).
Из сказанного видно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок уже психологически готов если не к школе (проблема готовности к школе – особая проблема), то во всяком случае к деятельности учения.
Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В.В. Давыдов. Он говорил: «Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку… осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающее-образовательные задачи.
«Я не считаю целесообразной подготовку детей к школе путем усвоения ими «школьных» технологий (пусть даже «развивающих») с помощью систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей» (В.В. Давыдов. Последние выступления. – Рига, 1998, с. 45–47.)
В Образовательной системе «Школа 2100» выделены четыре линии развития дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности. Эти четыре линии развития и определяют содержание и дидактику предшкольного образования.
Проблему отбора содержания предшкольного образования сегодня
невозможно решить без опоры на принцип минимакса. В программе определена нижняя граница, или нижний уровень, – то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложена верхняя граница, или верхний уровень, – то содержание образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику.
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
- знать «соседей» числа;
- решать простые задачи (в одно действие);
- на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой);
- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
- решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
- решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Механизм оценки результатов освоения программы:
- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
- формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
- взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
№ | Наименование курса | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов год |
1. | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. | 1 | 28 |
2. | Введение в математику. | 1 | 28 |
3. | Развитие моторики и творческих способностей. | 1 | 28 |
4. | Ознакомление с окружающим миром. | 1 | 28 |
5. | Введение в художественную литературу. | 1 | 28 |
6. | Подготовка руки к письму | 1 | 28 |
Итого: | 6 | 168 |
Развитие моторики и творческих способностей.
№ занятия | тема | кол-во часов | примечание |
1. | Техника безопасности при работе с инструментами. | 1 | |
2. | Пластилин. Знакомство с материалом и его свойствами. | 1 | |
3. | Пластилин. Колобок. | 1 | |
4. | Пластилин. Фрукты овощи. О чем они говорят? | 1 | |
5. | Пластилин. Собака. Сказка «Репка». | 1 | |
6. | Пластилин. Кошка. Сказка «Кошкин дом». | 1 | |
7. | Пластилин. Пальчиковое рисование. Небо. | 1 | |
8. | Пластилин. Пальчиковое рисование. Рыбка. | 1 | |
9. | Конструирование. Человечек. | 1 | |
10. | Конструирование. Транспорт. | 1 | |
11. | Конструирование. Мой двор. | 1 | |
12. | Конструирование. Первые механизмы. | 1 | |
13. | Бумага. Свойства бумаги. | 1 | |
14. | Бумага. Оригами. Кошка. Сказка «Кот и Петух». | 1 | |
15. | Бумага. Оригами. Кораблик. Разучивание песни «По морям, по волнам». | 1 | |
16. | Бумага. Аппликация из кругов. | 1 | |
17. | Бумага. Аппликация из треугольников. | 1 | |
18. | Бумага. Складывание коробочки. | 1 | |
19. | Работа с различным материалом. Медвежонок. Беседа о бережном отношении к природе. | 1 | |
20. | Работа с различным материалом. Аппликация из ниток. | 1 | |
21. | Работа с различным материалом. Буковка. | 1 | |
22. | Рисуем жгутиками из пластилина. Цветочек. | 1 | |
23. | Лепка из снега. | 1 | |
24. | Мозаика из фасоли. | 1 | |
25. | Плетение. Косичка. | 1 | |
26. | Улитка из косичек. | 1 | |
27. | Моделирование из спичечных коробок. | 1 | |
28. | Игрушки из скрученных полосок. Клоун. | 1 |
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
№ занятия | тема | кол-во часов | примечание |
1. | Звук [А], звуки и буквы | 1 | |
2. | Звук [О] | 1 | |
3. | Звук [Э] | 1 | |
4. | Звук [И] | 1 | |
5. | Звук [Ы], различие [И]–[Ы] | 1 | |
6. | Звук [У], понятие «гласные звуки» | 1 | |
7. | Звук [М] – [М,],понятие «согласные звуки» | 1 | |
8. | Звуки [Н], [H,] | 1 | |
9. | Звуки [П], [П,] | 1 | |
10. | Звуки [Т], [Т,] | 1 | |
11. | Звуки [К], [К,] | 1 | |
12. | Звуки [Х], [Х,] р а з л и ч е н и е [К]–[Х], [К,]–[Х,] | 1 | |
13. | Звуки [Ф], [Ф,] | 1 | |
14. | Звуки [Й,], [Й,О], [Й,У] | 1 | |
15. | Звуки [Й,А], [Й,Э], различение йотированных гласных | 1 | |
16. | Звуки [Л], [Л,], р а з л и ч е н и е [Л,]– [Й,] | 1 | |
17. | Звуки [В], [В,] различение [В]– [Ф], [В,]–[Ф,] | 1 | |
18. | Звуки [Ч,] | 1 | |
19. | Звуки [Щ,], различение [Ч,]– [Щ,] | 1 | |
20. | Звуки [Б], [Б,], р а з л и ч е н и е [Б]–[П], [Б,]– [П,] | 1 | |
21. | Звуки [Д], [Д,], различение Д]– [Т], [Б,]– [П,] | 1 | |
22. | Звуки [C], [С,] | 1 | |
23. | Звуки [Ц], различение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч] | 1 | |
24. | Звуки [Г], [Г,] р а з л и ч е н и е [Г]–[К], [Г,]–[К,] | 1 | |
25. | Звуки [З], [З,] р а з л и ч е н и е [З]–[С], [З,]–[С ,] | 1 | |
26. | Звуки [Ш], различение [Ш]– [С], [Ш]–[Щ,] | 1 | |
27. | Звуки [Ж], различение [Ж]– [З], [Ж]–[Ш] | 1 | |
28 | Звуки [Р], [Р,] р а з л и ч е н и е [Р]–[Л], [Р,]– [Л,] | 1 |
Введение в математику.
№ занятия | тема | Кол-во часов | примечание |
1. | Определение стартовых возможностей детей. | 1 | |
2. | Названия предметов. | 1 | |
3. | Цвет предметов. | 1 | |
4. | Форма фигур. | 1 | |
5. | Размер предметов. | 1 | |
6. | Материал и назначение предметов. | 1 | |
7. | Сравнение чисел. | 1 | |
8. | Целое и части. | 1 | |
9. | Целое и части. | 1 | |
10. | Числа один и два, цифры 1 и 2. | 1 | |
11. | Число три, цифра 3. | 1 | |
12. | Число четыре, цифра 4. | 1 | |
13. | Число пять, цифра 5. | 1 | |
14. | Число шесть, цифра 6. | 1 | |
15. | Длина, ширина, высота, толщина предметов. | 1 | |
16. | Счёт двойками и тройками. | 1 | |
17. | Число семь, цифра 7. | 1 | |
18. | Повторение изученного. | 1 | |
19. | Число восемь, цифра 8. | 1 | |
20. | Повторение изученного. | 1 | |
21. | Число девять, цифра 9. | 1 | |
22. | Повторение изученного. | 1 | |
23. | Повторение изученного. | 1 | |
24. | Число десять, запись числа десять. | 1 | |
25. | Повторение изученного. | 1 | |
26. | Повторение изученного. | 1 | |
27. | Повторение изученного. | 1 | |
28. | Тестирование детей. | 1 |
Ознакомление с окружающим миром.
№ занятия | тема | кол-во часов | примечание |
1. | Мы живём в городе. | 1 | |
2. | Как вести себя на улице. | 1 | |
3. | Какие мы. | 1 | |
4. | Береги себя. | 1 | |
5. | Экскурсия в осенний лес. | 1 | |
6. | Магазин. | 1 | |
7. | Профессии. | 1 | |
8. | Моя семья. | 1 | |
9. | Зима. | 1 | |
10. | Дикие и домашние животные. | 1 | |
11. | О тех, кто умеет летать. | 1 | |
12. | Обитатели воды – рыбы. | 1 | |
13. | Шестиногие малыши. | 1 | |
14. | Глобус и карта. | 1 | |
15. | Выбираем транспорт. | 1 | |
16. | Путешествие на Северный полюс. | 1 | |
17. | Путешествие в тундру. | 1 | |
18. | Обитатели тайги. | 1 | |
19. | Путешествие в смешанный лес. | 1 | |
20. | 23 февраля – День защитника. | 1 | |
21. | Отечества. | 1 | |
22. | 8 Марта – женский день. | 1 | |
23. | Весеннее пробуждение природы. | 1 | |
24. | Времена года. | 1 | |
25. | Степь весной. | 1 | |
26. | Откуда хлеб пришел. | 1 | |
27. | Широка страна моя родная. | 1 | |
28. | На экскурсию в Москву. | 1 |
Введение в художественную литературу.
№ занятия | тема | кол-во часов | примечание |
Раздел 1. Что такое хорошо и что такое плохо. | |||
1. | Л. Толстой. Старик сажал яблони. Другие рассказы. | 1 | |
2. | Е. Пермяк. Самое страшное. | 1 | |
3. | А. Митта. Шарик в окошке. | 1 | |
4. | Н. Носов. На горке. | 1 | |
5. | Е. Пермяк. Для чего руки нужны. | 1 | |
6. | Д. Лунич. Четыре девочки. | 1 | |
7. | Я. Аким. Неумейка. | 1 | |
Раздел 2. Сказка мудростью богата. | |||
8. | Ю. Тувим. Про пана Трулялинского. | 1 | |
9. | Г. Цыферов. Как цыпленок впервые сочинил сказку. Про друзей. | 1 | |
10. | Н. Абрамцева. Грустная история. | 1 | |
11. | Сказка «Петушок и бобовое зернышко». | 1 | |
12. | Волшебная сказка. | 1 | |
13. | Сказка «Каша из топора». | 1 | |
14. | К. Чуковский. Путаница. | 1 | |
15. | Ш. Перро. Красная Шапочка. | 1 | |
16. | Д. Харрис. Как Братец Кролик хвоста лишился. | 1 | |
17. | Бр. Гримм. Боб, Соломинка и Уголек. | 1 | |
18. | Д. Биссет. Под ковром. | 1 | |
Раздел 3. О ребятах, зверятах и обо всем на свете | |||
19. | А. Барто. Стихи из цикла «Вовка – добрая душа». | 1 | |
20. | С. Михалков. Мой щенок. | 1 | |
21. | В. Орлов. Что нельзя купить. | 1 | |
22. | Д. Хармс. Храбрый еж. | 1 | |
23. | Е. Евяцкая. Зеленые старушки. В. Левин «Мистер Квакли…» | 1 | |
24. | Е. Чарушин. Томка. Томка испугался. | 1 | |
25. | Г. Кружков. Хорошая погода. В. Степанов. Осторож” ный снег. | 1 | |
26. | М. Пришвин. Лисичкин хлеб. | 1 | |
27. | Ю. Коваль. Букет. | 1 | |
28. | А. Усачев. Ботинок. Другие рассказы и сказки. | 1 |
Подготовка руки к письму.
№ | тема | Кол-во занятий | примечание |
1. | Вводное занятие. Учимся правильно держать карандаш и альбом, посадка при письме. Знакомимся с трафаретом и трафаретными линейками. | 1 | |
2. | Орнамент из геометрических фигур. Построение и штриховка. Буква А. | 1 | |
3. | Построение и штриховка самолета. Буквы А, О, Э. | 1 | |
4. | Лесная прогулка. Построение букв. Буквы Ы, И. | 1 | |
5. | Посуда. Буква У. | 1 | |
6. | Идём в гости. Буква М. | 1 | |
7. | Делу время, потехе час. Буква Н. | 1 | |
8. | Морская прогулка. Построение и штриховка парусника. Буква П. | 1 | |
9. | Дикие и домашние животные. Построение и штриховка домика. | 1 | |
10. | Механизмы. | 1 | |
11. | В гостях у повара. Буквы К, Т. | 1 | |
12. | В гостях у Хомы. Буква Х. | 1 | |
13. | Что нам светит днём и ночью. Буква Ф. | 1 | |
14. | Спорт. Буквы Ё, Й. | 1 | |
15. | Кукла Юля. Буквы Ю, Я. | 1 | |
16. | Зимние забавы. Построение и штриховка новогодней ёлки. | 1 | |
17. | Большой и маленький. Буква Л. | 1 | |
18 | Мамин праздник. Буква В. | 1 | |
19. | «Федорино горе». Парные согласные. | 1 | |
20. | На рыбалке. Буква Ч, Щ. | 1 | |
21. | За покупками. Буква Б. | 1 | |
22. | Строим дом. Буква Д. | 1 | |
23. | На дороге. Светофор. | 1 | |
24. | Письмо письменных букв по трафарету. | 1 | |
25. | Здравствуй, лето! Построение и штриховка картинки на тему “Лето”. | 1 | |
26. | Буква Ц. | 1 | |
27. | В лесу. Буквы Г, К. | 1 | |
28. | Я маленький. Буквы З, С. | 1 |
Методическое обеспечение:
- Инструкция по работе с инструментами.
- Пособия для групповой и индивидуальной работы.
- Таблицы.
- Карточки для словарной работы.
- Аудио- и видеозаписи.
- Набор игрушек.
- Геометрические фигуры.
- Дидактические настольные игры.
- Книги-раскраски.
- Комплекты «Лего».
Источник
Министерство Образования и науки Республики Татарстан
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубъязская средняя общеобразовательная школа Высокогорского района
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ / Валиуллина Г.А./ Протокол № 1 от «___»__________ 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ « Дубъязская СОШ» _______/ Хидиятова А. Н./ «___ » ___________2020 г. | «Утверждаю» Директор ________ Хасанов Р.Б. |
Приказ № от «___»___________ 2020 г. |
Рабочая программа
«Скоро в школу»
(подготовка детей 6-7 лет в школу)
учителя начальных классов первой квалификационной категории
МБОУ « Дубъязская средняя общеобразовательная школа»
Валиуллиной Гульфии Адгамовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета,
протокол № 1
от « » __________ 2020 г.
2020– 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы–успешная адаптация детей дошкольного возраста к
новым образовательным условиям и создание условий комфортного
перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе
образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.
В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Скоро в школу» решает задачи общего развития будущего
первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи:
¬Увеличение объемов внимания и памяти.
¬Развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов
умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации).
¬Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
¬Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, развитие коммуникативных умений.
¬Формирование умений планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами,
проверять результаты своих действий.
¬Сохранение и укрепление здоровья;
¬Развитие личностных качеств:формирование ценностных установок и
ориентаций на учебу, развитие творческой активности, формирование
и развитие психических функций познавательной сферы, развитие
эмоционально-волевой сферы.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий
характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом
индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой
деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность;
конструирование и моделирование. Виды действий в процессе
конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из
следующих курсов: «Математика и развитие логического мышления»,
«Обучение руки письму», «Обучение грамоте ». Адаптационные занятия
организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3
занятия в день, 1раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-
минутным перерывом. Программа рассчитана на 28недель.
Занятия комплексные. В ходе занятия происходит постоянная смена видов деятельности, проводятся физминутки, которые не дают детям утомиться. Первая часть занятия отводится на развитие математических представлений, логического мышления, развитие мелкой моторики. Вторая часть занятия направлена на развитие речи детей, обучение грамоте, знакомство со звуками, далее отработку навыков чтения и подготовку руки к письму.
Ценностные ориентиры
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные УУД:мотивационные и коммуникативные, формирование Я
-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе,
положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и
преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
⎫распознавать звук в словах;
⎫внимательно слушать литературные произведения;
⎫называть персонажей, основные события;
⎫отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать
элементарные выводы;
⎫составлять элементарный рассказ по серии картинок;
⎫обсуждать нравственные стороны поступков людей;
⎫участвовать в коллективных разговорах;
⎫использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
⎫различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг,
квадрат), по цвету, по размеру;
⎫считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
⎫определять количество предметов в пределах 10, соотносить
количество с цифрами;
⎫ориентироваться в пространстве;
⎫ориентироваться в тетради в клетку;
⎫выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
⎫правильно использовать кисть при рисовании;
⎫выполнять элементарный орнамент в полосе;
⎫использовать элементарные приемы лепки (оттягивание,
прощипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
⎫устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по
имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
⎫различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
⎫различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,
чистоговорки, колыбельные, потешки);
⎫устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в
прямом и обратном направлении;
⎫присчитывать и отсчитывать по одному;
⎫использовать основные правила построения линейного орнамента.
Содержание программы
Математика и развитие логического мышления
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта, примерной программы
предшкольной подготовки МБОУ «Дубъязская средняя общеобразовательная школа Высокогорского района» РТ.
Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального
развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
• формирование мыслительных процессов, логического мышления,
пространственных отношений, творческой деятельности;
• овладение математическими знаниями и умениями;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни и для решения новых
конкретных учебных задач;
• производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре предмета.
Формирование первоначальных представлений о натуральном числе:
• учащиеся знакомятся с названием чисел первого десятка, учатся называть
их в прямом и обратном порядке;
• используя изученную последовательность чисел, учатся пересчитывать предметы;
• учатся выражать результат счёта числом.
Основные требования к уровню подготовки учащихся по математике.
К концу обучения учащиеся должны:
1. называть:
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за, под, между, перед, после) данным предметом, между двумя предметами; числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка,
отрезок);
2. различать:
число и цифру знать состав числа в пределах 10; геометрические фигуры.
3.сравнивать:
предметы с целью выявления в них сходства и различия;
предметы по форм?